Решение Хабаровского краевого суда
от 16 марта 2005 г. N 3-67/05
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 58-Г05-12 настоящее решение отменено
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и льготном налогообложении в Хабаровском крае" N 163 от 24.12.1999 г. (в редакции Законов N 220 от 27.10.04 и N 221 от 24.11.04) в части, установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству ст. 11 Закона Хабаровского края "О налогах и льготного налогообложении в Хабаровском крае" N 163 от 24.12.1999 г. (в редакции Законов N 220 от 27.10.04 и N 221 от 24.11.04) в части, мотивируя свои требования тем, что некоторые положения закона Хабаровского края "О налогах и льготном налогообложении в Хабаровском крае" (в ред. законов N 220 от 27.10.04 и N 221 от 24.11.04) о предоставлении льгот по налогу на прибыль организации не соответствуют общим принципам налогообложения, предусмотренным ст. 1, ст. 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Налогового кодекса РФ налог на прибыль (доход) организаций относится к федеральным видам налогов.
Согласно п. "з" ст. 71 Конституции РФ федеральные налоги и сборы находятся в ведении Российской Федерации.
Основания, ставки, сроки, порядок взимания налога на прибыль организаций, а также иные элементы налогообложения установлены главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 281 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность законами субъектов РФ понижения для отдельных категории налогоплательщиков ставки налога на прибыль организаций в отношении части налога, зачисляемой в бюджеты субъектов Российской Федерации.
В целях реализации данных полномочий ст. 11 закона Хабаровского края N 163 от 24.12.1999 предусмотрены отдельные категории налогоплательщиков, ставка налога на прибыль организаций для которых, установлена в размере 13,5 % в части сумм, зачисляемых в краевой бюджет.
Вместе с тем, положениями п.п. 1.1, 1.3, 1.6 ч. 1 ст. 11 названного закона предоставление льготы отдельным категориям налогоплательщиков, Определенным по признаку однородности деятельности, ограничено конкретной территориальной зоной или инновационной программой.
Таким образом, предоставление льготы по налогу на прибыль налогоплательщикам, осуществляющим определенную деятельность только в рамках конкретного инновационного проекта, либо осуществляющим такую деятельность только на определенной территориальной зоне создает преимущества хозяйствующим субъектам по отношению к иным субъектам, осуществляющим ту же деятельность в рамках иной программы на иной территориальной зоне и не соответствует общим принципам налогообложения.
В судебном заседании прокурор Моргунова Н.Н. поддержала заявление прокурора в полном объеме.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края Ермольченко О.В. и Матвеева И.Б. с заявлением прокурора не согласились и пояснили суду, что льготы по налогу на прибыль организаций, предоставленные субъектам инвестиционной деятельности (пункт 1.1 части 1 статьи 11), участникам инновационной программы "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный (КАС) (пункт 1.3 части 1 статьи 11), организациям, осуществляющим деятельность по производству и реализации товаров, продукции и услуг в зоне островов Большого Уссурийского и Тарабарова у города Хабаровска (пункт 1.6 части 1 статьи 11), полностью соответствуют статье 56 НК РФ, в которой установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере, а в соответствии со статьей 12 НК РФ краевым законом установлены основания для их использования.
Льготы по налогу на прибыль организаций, установленные в пунктах 1.1, 1.3 п. 1.6 части 1 и части 4 статьи 11 краевого закона N 163 (в действующей редакции), предоставлены категориям налогоплательщиков, то есть, субъектам, осуществляющим инвестиционную и инновационную деятельность на территории края или в отдельных районах края. Это одновременно означает, что они не носят индивидуальный характер и не нарушают общие принципы налогообложения, в том числе установления налоговых льгот, предусмотренные статьей 56 ПК РФ.
Льгота по налогу на прибыль предоставляется не в рамках конкретного инновационного проекта по реализации программы "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный". Данная программа не является юридическим лицом и, соответственно, плательщиком налога на прибыль организаций. В ее реализации принимают участие налогоплательщики, которые создают и осваивают новые производства и технологии в рамках различных инвестиционных проектов по созданию производственных объектов, на которых будут осуществляться любые виды экономической деятельности, за исключением посреднической.
Льготы по налогу на прибыль организаций установлены прежде всего, в целях повышения заинтересованности и создания преимуществ для категории налогоплательщиков, строящих и осваивающих новые производственные мощности, а также расширяющих действующие производства. Льготы направлены на привлечение инвестиционных ресурсов в экономику края и являются механизмом формирования благоприятного инвестиционного климата.
Требований или ограничений, регламентирующих невозможность установления такого снования для применения льготы, как факт осуществления деятельности на территории субъекта Российской Федерации, положения НК РФ не содержат.
Предоставление преимуществ по уплате налога на прибыль организаций при осуществлении инвестиционной деятельности на территории края (на территории районов края) не может рассматриваться как установление дифференцированного подхода к налогоплательщикам в зависимости от происхождения капитала или ограничение экономической деятельности. Льготами имеет право воспользоваться любой налогоплательщик, вне зависимости от того, является ли организация российской, иностранной или международной. Они могут применяться и фактически применяются как организациями, осуществляющими деятельность через обособленные подразделения на территории края. Иными словами, льготы могут применяться организациями, уставной капитал которых сформирован не только на территории края, но и на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации.
Положения пунктов 1.1, 1.3 и 1.6 не содержат указаний о происхождении капитала, используемого при осуществлении инвестиционной деятельности в крае. Не установлены ограничения и по составу учредителей (собственников) капитала организаций - субъектов инвестиционной деятельности, то есть, учредителями в данном случае могут являться российские организации вне зависимости от местонахождения, иностранные организации, а также физические лица, проживающие в крае или других регионах Российской Федерации, и физические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Моргуновой Н.Н., суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктом "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 75 и частями 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.
По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в процессе исполнения данной конституционной обязанности, регулируются законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о налогах и сборах.
В соответствии со статьями 3, 12, 56 НК РФ не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Законом Хабаровского края от 24.12.1999 N 163 "О налогах и льготном налогообложении" предоставлены налоговые льготы в соответствии с вышеназванным федеральным законодательством.
Доводы прокурора края со ссылками на статью 15 Федерального закона "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации", осуществляемой в форме капитальных вложений и статью 7 Закона РСФСР "О конкуренции ограничении монополистически деятельности на товарных рынках" считает несостоятельными, поскольку данными законами государством гарантируются равные права при осуществлении экономической деятельности, в том числе инвестиционной. В пункте 1 статьи 11 краевого закона N 163 предоставлены преимущества при налогообложении прибыли всех организаций, полученной от всех видов экономической деятельности. Право предоставлять преимущества по уплате налога на прибыль организаций законами субъектов Российской Федерации установлено статьями 56, 284 НК РФ.
Льготы по налогу на прибыль организаций, предоставленные субъектам инвестиционной деятельности (пункт 1.1 части 1 статьи 11), участникам инновационной программы "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный (КАС) (пункт 1.3 части 1 статьи 11), организациям, осуществляющим деятельность по производству и реализации товаров, продукции и услуг в зоне островов Большого Уссурийского и Тарабарова у города Хабаровска (пункт 1.6 части 1 статьи 11), полностью соответствуют статье 56 НК РФ, в которой установлено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере, а также в соответствии со статьей 12 НК РФ краевым законом установлены основания для их использования.
Льготы по налогу на прибыль организаций, установленные в пунктах 1.1, 1.3 и 1.6 части 1 и части 4 статьи 11 краевого закона N 163 (в действующей редакции), предоставлены категориям налогоплательщиков, то есть, субъектам, осуществляющим инвестиционную и инновационную деятельность на территории края или в отдельных районах края. Это одновременно означает, что они не носят индивидуальный характер и не нарушают общие принципы налогообложения, в том числе установления налоговых льгот, предусмотренные статьей 56 НК РФ.
На различных территориях края, в том числе в Аяно-Майском, Охотском, Комсомольском, Амурском и Солнечном районах, осуществляют Деятельность сотни организаций - плательщиков налога на прибыль. Указанными льготами имеют право воспользоваться те плательщики, которые осуществляют строительство (реконструкцию) производственных объектов и освоение новых технологий при документальном подтверждении осуществления данной деятельности.
Льгота по налогу на прибыль предоставляется не в рамках конкретного инновационного проекта по реализации программы "Техноэкополис Комсомольск - Амурск - Солнечный". Данная программа не являемся Юридическим лицом и, соответственно, плательщиком налога на прибыль организаций. В ее реализации принимают участие налогоплательщики, которые создают и осваивают новые производства и технологии в рамках Различных инвестиционных проектов по созданию производственных объектов, на которых будут осуществляться любые виды экономической деятельности, за исключением посреднической.
Льготы по налогу на прибыль организаций установлены, прежде всего, а целях повышения заинтересованности и создания преимуществ для категорий налогоплательщиков, строящих и осваивающих новые производственные мощности, а также расширяющих действующие производства. Льготы направлены на привлечение инвестиционных ресурсов в экономику края и являются механизмом формирования благоприятного инвестиционного климата.
Требований или ограничений, регламентирующих невозможность установления такого основания для применения льготы, как факт осуществления деятельности на территории субъекта Российской Федерации, положения НК РФ не содержат.
Предоставление преимуществ по уплате налога на прибыль организаций при осуществлении инвестиционной деятельности на территории края (на территории районов края) не может рассматриваться как установление дифференцированного подхода к налогоплательщикам в зависимости от происхождения капитала или ограничение экономической деятельности. Льготами имеет право воспользоваться любой налогоплательщик, вне зависимости от того, является ли организация российской, иностранной или международной. Они могут применяться и фактически применяются как организациями, зарегистрированными в Хабаровском крае, так и организациями, осуществляющими деятельность через обособленные подразделения на территории края. Иными словами, льготы могут применяться организациями, уставный капитал которых сформирован не только на территории края, но и на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации.
Рассмотренными пунктами статьи 11 краевого закона N 163 не установлены ограничения для применения льгот в зависимости от места происхождения капитала. Положения пунктов 1.1, 1.3 и 1.6 не содержат указаний о происхождении капитала, используемого при осуществлении инвестиционной деятельности в крае. Не установлены ограничения и по составу учредителей (собственников) капитала организаций - субъектов инвестиционной деятельности, то есть, учредителями в данном случае могут являться российские организации вне зависимости от местонахождения, иностранные организации, а также физические лица, проживающие в крае или других регионах Российской Федерации, и физические лица, не являющиеся резидентами Российской Федерации.
Таким образом, оснований для признания оспариваемых прокурором корм Краевого Закона, не имеется.
Руководствуясь статьями 194-198, 199, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими предложения 2 абз. п.п. 1.1, п.п. 1.3, 1.6 ч. 1 ст. 11 и ч. 4 ст. 11 (в части освобождения внебюджетных фондов от уплаты всех федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в краевой бюджет) Закона Хабаровского края "О налогах и льготном налогообложении в Хабаровском крае" N 163 от 24.12.1999 г. (в редакции Законов N 220 от 27.10.04 и N 221 от 24.11.04) отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток, через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 16 марта 2005 г. N 3-67/05
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 8 июня 2005 г. N 58-Г05-12 настоящее решение отменено
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании