Решение Хабаровского краевого суда
от 29 апреля 2005 г. N 3-96/05
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 г. N 58-Г05-19 настоящее решение оставлено без изменения
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействующими ст.ст. 4.18, 4.19, 4.20 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях, установил:
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с названными требованиями, сославшись на то, что ст.ст. 4.18, 4.19, 4.20 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях (далее Кодекс) в противоречие нормам ст. 1.3 КоАП Российской Федерации и подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установлена административная ответственность за правонарушения по жилищным отношениям, регулирование которых в силу ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесено к ведению Российской Федерации.
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Аристархова И.Н. поддержала заявление прокурора Хабаровского края.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, по доверенности Романовская М.Н. и Сутурин О.Б., просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на то, что, включив в Кодекс статьи 4.18 - 4.20 Законодательная Дума не вышла за рамки предоставленных краю полномочий по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, поскольку ответственность за использование жилых помещений не по назначению, за их самовольное переоборудование и перепланировку, за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений установлена Российской Федерацией в ст.ст. 7.21 и 7.22 КоАП Российской Федерации. Статьи 4.18-4.20 Кодекса не устанавливают какую-либо новую административную ответственность за нарушение федеральных правил и норм, а лишь восполняют имеющийся пробел в вышеуказанных статьях КоАП Российской Федерации, в части субъектного состава.
Выслушав объяснения прокурора, представителей Законодательной Думы Хабаровского края, исследовав материалы дела, суд находит требования, заявленные прокурором Хабаровского края обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации жилищное административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Введенным в действие с 01.03.2005 г. Жилищным кодексом российской Федерации перераспределены полномочия Российской федерации и субъектов Российской Федерации в сфере регулирования жилищных отношений.
В соответствии со ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно ст. 1.3 КоАП Российской Федерации установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, является компетенцией Российской Федерации.
В соответствии с подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено установление административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Оспариваемыми прокурором края положениями Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование не по назначению помещений в Многоквартирных домах, а равно порчу жилых домов, жилых и иных помещений в многоквартирных домах, порчу их оборудования или связанных с ними объектов (ст. 4.18), переоборудование и (или) перепланировку жилых домов, жилых и иных помещений в многоквартирных домах с нарушением установленного порядка (ст. 4.19), нарушение гражданами правил содержания и ремонта жилых и (или) иных помещений в жилых домах (ст. 4.20).
Таким образом, ст.ст. 4.18, 4.19, 4.20 Кодекса установлена административная ответственность за правонарушения по жилищным правоотношениям, регулирование которых отнесено к ведению Российской Федерации и урегулировано, в частности: ст.ст. 17, 25-29, 30 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 288 Гражданского кодекса российской Федерации, постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
При таких обстоятельствах суд находит, что ст.ст. 4.18, 4.19, 4.20 Кодекса установлена ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных федеральными нормативными актами, что находится за пределами компетенции субъекта Российской Федерации, противоречит ст. 1.3 КоАП РФ и подп. 39 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации", в связи, с чем названные статьи Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях подлежат признанию недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.
Доводы представителей Законодательной Думы Хабаровского края о том, что ст.ст. 4.18-4.20 Кодекса не установлен новый вид ответственности, а лишь восполнен пробел ст.ст. 7.21 и 7.22 КоАП Российской Федерации в части субъектного состава основаны на неправильном истолковании норм права, поскольку расширением круга субъектов административной ответственности, предусмотренного федеральным законодателем Кодексом Хабаровского края об административных правонарушениях установлен новый вид административной ответственности.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197, 253 ГПК РФ, суд решил:
признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу ст.ст. 4.18, 4.19, 4.20 Кодекса Хабаровского края об административных правонарушениях.
Настоящее решение суда опубликовать в газете "Приамурские ведомости".
Взыскать с Законодательной Думы Хабаровского края в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено Кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации в 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 29 апреля 2005 г. N 3-96/05
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 27 июля 2005 г. N 58-Г05-19 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании