Решение Хабаровского краевого суда
от 26 июля 2005 г. N 3-170/05
(извлечение)
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими закону и недействующими п. 1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы", утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110, установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110 "О целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы" утверждено Положение о целевом приеме и целевой подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы" (далее Положение).
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением, в котором просит признать противоречащими закону и недействующими п. 1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за успеваемостью студента"), п. 2.8 названного Положения.
В обоснование заявленных требования прокурор указывает на то, что п. 1.3 в оспариваемой части и п. 2.8 Положения нарушают права граждан, гарантированны Законом Российской Федерации "Об образовании" (абз. 2 ч. 3 ст. 3, ст. 5), Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 3), согласно которым ограничение прав граждан в зависимости от места жительства не допускается. Кроме того, данные нормы противоречат постановлению Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", на основании которого подготовлено Положение.
Нормы п. 2.6 Положения в оспариваемой части приняты Губернатором Края с нарушением полномочий, предусмотренных ст.ст. 29, 32 Закона Российской Федерации "Об образовании".
В судебном заседании старший прокурор отдела прокуратуры Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал требования, заявленные Губернатором Хабаровского края.
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края, по доверенности Богомолов А.В. просил в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на необоснованность доводов заявления.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1.3 Положения установлено, что статус лица, поступающего в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы", приобретают абитуриенты, которые проживают на территории Хабаровского края и имеют на руках трехсторонний договор утвержденной формы, подписанный главой городского округа или муниципального района края и абитуриентом.
В силу п. 2.8 Главы муниципальных районов края могут заключать трехсторонние договоры с выпускниками общеобразовательных школ города Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре в случае отсутствия кандидатур из выпускников района.
Названные нормы п. 1.3 в части слов "проживают на территории Хабаровского края" и п. 2.8 Положения противоречат Закону Российской Федерации "Об образовании" и Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку допускают ограничение прав граждан в зависимости от места их жительства.
Согласно ч. 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования не могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования.
Статьей 5 названного закона Российской Федерации законодательно закреплены гарантии обеспечения прав всех граждан Российской Федерации на получение образования и в том числе предусмотрено, что гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от места жительства.
Также запрещается дискриминация по данному признаку и в сфере труда, что установлено ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Положение, утвержденное постановлением Губернатора Хабаровского края N 110 от 05.05.2005 г. регулирует отношения, связанные с правом граждан на получение образования (конкурсное поступление в высшее учебное заведение по целевому приему на места, финансируемые из Федерального бюджета), а также их трудовые отношения с будущим работодателем.
Согласно преамбулы постановления Губернатора края N 110 от 05.05.2005г. и п. 1.2 Положения основной целью Положения является кадровое обеспечение на конкурсной основе специалистами с высшим образованием.
Суд находит, что достижение данной цели не может связываться с местом жительства гражданина, выбираемым им в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст. 19, 27), Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" самостоятельно.
В соответствии с ч. 3 упомянутого Закона Российской Федерации регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Кроме того, оспариваемое Положение составлено на основе постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.1995 г. N 942 "О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием", которым предусмотрено, что контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе, при этом возможность заключения антракта не связана с обязательным условием проживания в этой местности момент заключения контракта и предусматривает переезд молодых специалистов после окончания обучения в другую местность на место работы по заключенному контракту.
При таких обстоятельствах суд находит несостоятельными ссылки представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края на отсутствие противоречий оспариваемых норм п. 1.3 и п. 2.8 Положения Закону Российской Федерации "Об образовании".
Несостоятельными являются и доводы о том, что в ГОУ ВПО Дальневосточная академия государственной службы" на 2005-2006 учебный год установлена квота в 8 целевых мест, при общем числе целевых мест 70, поскольку квота определяется не для лиц, проживающих на территории Хабаровского края, а для подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образований Хабаровского края.
В соответствии с п. 2.6 Положения в период обучения студента администрация городского округа или муниципального района края осуществляет контроль за успеваемостью студента, обеспечивает прохождение производственной и преддипломной практики в соответствии с учебным планом, знакомит студента с местом и характером будущей работы. Суд находит, что данная норма Положения в части слов "осуществляет контроль за успеваемостью студента" противоречит Закону Российской Федерации "Об образовании", принята Губернатором Хабаровского с превышением полномочий.
В соответствии с п. 16 ч. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "Об образовании" контроль за успеваемостью обучаемого является составной частью образовательного процесса, т.е. отношений складывающихся между тентом и образовательным учреждением и является компетенцией звательного учреждения.
Вмешательство со стороны администрации муниципального образования в образовательный процесс в форме "осуществления контроля успеваемостью" возможно только в рамках принятых сторонами обязательств по заключенному договору.
Таким образом, администрация муниципального образования может выполнять эти функции только в случае установления такого условия договором.
Полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации на вмешательство в договорные отношения, возложение обязанности на установления таких договорных отношений действующим законодательством не предоставлено (ст. 29 Закона Российской Федерации "Об образовании", которой закреплен объем полномочий субъектов Российской Федерации в области образования).
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что содержание п. 2.6 не свидетельствует о возложении каких-либо обязанностей на органы местного самоуправления, норма носит рекомендательный характер, суд находит несостоятельными, поскольку оспариваемым пунктом Положения установлена норма права, т.е. общеобязательное правило поведения для всех правоприменителей, закрепленная в нормативном правовом акте.
Ссылки представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края на то, что возможность осуществления контроля за успеваемостью со стороны органа направившего на обучение подтверждается постановлением Минтруда РФ от 06.06.1996 г., Приказом ЦБРФ от 31.03.1995 N 02-85, Приказом Минобразования РФ от 21.10.1997 N 2130 несостоятельны, поскольку приведенные акты в отличие от оспариваемых норм Положения носят внутриведомственный характер.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края. Признать недействующими со дня вступления в законную силу Настоящего решения суда п. 1.3 (в части слов "проживают на территории Хабаровского края"), п. 2.6 (в части слов "осуществляют контроль за Успеваемостью студента"), п. 2.8 Положения о целевом приеме и целевой Подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием для органов государственной власти и органов муниципальных образовании края в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Дальневосточная академия государственной службы", утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края от 05.05.2005 N 110.
Данное решение опубликовать в "Собрании законодательства Хабаровского края".
Взыскать с Правительства Хабаровского края в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 26 июля 2005 г. N 3-170/05
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании