Решение Хабаровского краевого суда
от 23 мая 2005 г. N 3-104/05
(извлечение)
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании противоречащими законодательству п. 10 постановления Губернатора Хабаровского края от 11.02.2005 N 26 "Об основных направлениях финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края" и п. 3.2 утвержденного им Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ, установил:
Согласно п. 10 постановления Губернатора Хабаровского края от 11.02.2005 г. N 26 "Об основных направлениях финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края" данный нормативный правовой акт вступает в силу со дня его подписания.
Пунктом 3.2 утвержденного названным постановлением Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ установлено, что за не целевое использование бюджетного кредита с судозаемщика# взыскивается штраф в размере двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в течение срока использования средств не по целевому назначению.
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании п. 10 постановления Губернатора Хабаровского края от 11.02.2005 N 26 "Об основных направлениях финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края" и п. 3.2 утвержденного им Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ, противоречащими законодательству.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на то, что п. 10 Постановления противоречит п. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст.ст. 2, 4 закона Хабаровского края от 31.07.2002 г. N 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края", а нормы п. 3.2 Порядка предоставления кредитов из -краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на доведение сезонных работ противоречат Бюджетному кодекса РФ, поскольку приняты за пределами бюджетных полномочий органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации в области применения мер принуждения.
В судебном заседании прокуроры отдела прокуратуры Хабаровского края Зарецкий А.Г., Ким П.В. поддержали требования заявления.
Представитель Губернатора и Правительства Хабаровского края, по доверенности Чаплыгин А.А. просил прекратить производство по делу в части требований об оспаривании п. 10 постановления прекратить, а в остальной части в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, конституции (уставу) и законам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения.
Согласно ст. 2 закона Хабаровского края от 31.07.2002 г. N 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" нормативные правовые акты Губернатора Хабаровского края подлежат обязательному официальному опубликованию, за исключением нормативных правовых актов или отдельных их положений, содержащих ведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Пунктом 2 ст. 4 названного краевого закона установлено, что нормативные правовые акты Губернатора края, нормативные правовые акты Правительства края, а также нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования, если этими актами не предусмотрен иной порядок вступления их в силу.
Согласно п. 3 этой же статьи нормативные правовые акты Губернатора края, нормативные правовые акты Правительства края, а также нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 26 от 11.05.2005 г. утверждены приложения: Порядок предоставления субсидий и субвенций из краевого бюджета на поддержку животноводства сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности; Порядок предоставления субсидий и субвенций из краевого бюджета на поддержку растениеводства сельскохозяйственным товаропроизводителям всех форм собственности; Порядок предоставления средств краевого бюджета на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей края средствами химизации и проведение мероприятий по повышению плодородия почв; Порядок предоставления субсидий из краевого бюджета на тепловую энергию, используемую для технологических нужд при выращивании овощей защищенного грунта; Порядок финансирования расходов по приобретению племенного скота для сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности на условиях лизинга за счет средств краевого бюджета; Порядок предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ.
Из содержания названных приложений следует, что оспариваемый нормативный правовой акт Губернатора Хабаровского края затрагивает права и обязанности сельскохозяйственных предприятий различный форм собственности.
Принимая во внимание данные обстоятельства, а также учитывая, что Конституция Российской Федерации гарантирует всем равенство перед законом и судом (ст.ст. 8, 19, 46), обеспечивая равную степень защиты как прав граждан, так и организаций, суд приходит к выводу, что постановление Губернатора Хабаровского края от 11.02.2005 г. N 26 , как затрагивающее права и обязанности организаций должно вступать в законную силу не ранее чем с момента официального опубликования.
При таком положении суд находит, что п. 10 постановления Губернатора Хабаровского края N 26 от 11.02.2005 г., с учетом содержания постановления противоречит указанным выше нормам федерального и краевого законодательства и подлежит признанию недействующим со дня вступления в силу решения суда.
Доводы представителя Губернатора Хабаровского края о том, что оспоренная прокурором норма п. 10 постановления с момента его опубликования утратила самостоятельное значение, в связи, с чем производство по делу подлежит прекращению, суд находит несостоятельными.
Положения п. 10 постановления не ограничены определенным сроком их применения, данная норма является неотъемлемой частью нормативного правового акта, которым установлены правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того наступили или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные данным актом.
Данным пунктом, установлен иной, чем предусмотрен федеральным и краевым законодательством порядок вступления в силу и применения нормативного правового акта, затрагивающего права, свободы и обязанности организаций и его действие после опубликования постановления не прекращено.
Суд находит противоречащим федеральному законодательству п. 3.2 Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ, утвержденного постановлением Губернатора края N 26 от 11.02.2005 г. по следующим основаниям.
Согласно п. "ж" ст. 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
В преамбуле и в ч. 2 ст. 1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливаются настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 4 ст. 3 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.
В главе 2 Бюджетного кодекса РФ установлено вертикальное распределение компетенции между уровнями власти.
Согласно ст. 7 Бюджетного кодекса РФ к компетенции федерального уровня государственной власти относится установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.
В соответствии со ст. 8 Бюджетного кодекса РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют бюджетные полномочия по установлению ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений в случае и в порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ.
Полномочия органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в области применения мер принуждения определены ст. 284-1 Бюджетного кодекса РФ.
Предусмотренный данной статьей перечень полномочий является счерпывающим и может быть расширен только федеральным законом.
Пунктом 3.2 Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ, предусмотрено взыскание с судозаемщика# за не целевое использование бюджетного кредита штрафа в размере двойной ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей в течение срока использования средств не по целевому назначению.
Таким образом, актом исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установлена новая норма о бюджетной ответственности, что противоречит бюджетному законодательству.
Доводы представителя Губернатора и Правительства Хабаровского края о том, что оспоренный пункт регламентирует правоотношения сторон в кредитном договоре, заключаемого в рамках бюджетного законодательства не состоятельны, поскольку нормативный правой акт субъекта Российской Федерации в силу п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации, ст. 3 Гражданского кодекса РФ не может устанавливать меры гражданско-правовой ответственности. Кроме того, из содержания постановления Губернатора Хабаровского края N 26 от 11.02.2005 г. и утвержденного им Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных работ следует, что п. 3.2 установлена ответственность именно за нарушение норм оспариваемого постановления.
Ссылки представителя Губернатора и Правительства края на ст. 59 Федерального закона от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" основаны на неправильном толковании норм материального права, поскольку данная статья Федерального закона регулирует отношения по поводу исполнения федерального бюджета в части использования не по целевому назначению бюджетных кредитов, предоставленных российским юридическим лицам и не содержит норм, наделяющих такими же полномочиями органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующими со дня вступления в законную силу энного решения суда п. 10 постановления Губернатора Хабаровского края от 11.02.2005 N 26 "Об основных направлениях финансовой поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей Хабаровского края" и п.3.2 утвержденного им Порядка предоставления кредитов из краевого бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям края на проведение сезонных )работ.
Настоящее решение опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края.
Взыскать с Правительства Хабаровского края в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 2000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 23 мая 2005 г. N 3-104/05
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании