Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 23 ноября 2009 г. N 178-П
"Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания семьи
и детей в Хабаровском крае"
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 31 января 2005 г. N 260 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей", а также в целях формирования эффективной системы социального обслуживания населения приказываю:
1. Утвердить прилагаемые:
Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям";
Государственный стандарт социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам";
2. Государственные стандарты социального обслуживания населения Хабаровского края, утвержденные пунктом 1 настоящего приказа (далее - государственные стандарты социального обслуживания), распространить на социальные услуги, предоставляемые государственными учреждениями социального обслуживания населения Хабаровского края.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года.
4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
Первый заместитель министра |
В.П. Казаков |
Государственный стандарт
социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное
обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям"
(утв. приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 23 ноября 2009 г. N 178-П)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги детям, предоставляемые государственными "иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых следующим группам детей, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
- детям-инвалидам;
- детям с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющим недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
- детям- жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
- детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев;
- детям, оказавшимся в экстремальных условиях;
- детям-жертвам насилия;
- детям, проживающим в малоимущих семьях;
- детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
2. Нормативные ссылки
Стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг детям" (далее-Стандарт") разработан в соответствии с федеральным и краевым законодательством в области социального обслуживания населения:
- Федеральным законом от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральным законом от 02 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ " Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Федеральным законом от 24 июля 1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Законом Хабаровского края от 31 января 2005 г. N 260 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей";
- Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 апреля 2005 г. N 38-пр "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей на территории Хабаровского края";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 января 2008 г. N 11-п "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 02 февраля 2009 г. N 18-п "Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 18 февраля 2009 г. N 35-п "Об утверждении Государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей в Хабаровском крае";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 27 апреля 2009 г. N 73-пр "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям".
3. Термины и определения
В настоящем Стандарте применяются термины и определения Государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям", утвержденных приказами министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 января 2008 г. N 11-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае" и от 27 апреля 2009 г. N 73-П "Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги детям".
4. Контроль качества социальных услуг детям
4.1. Общие положения
4.1.1. Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг, их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем клиента, или нематериальной, определяющей степень повышения морально- психологического, физического состояния клиента, решения его бытовых, правовых и других проблем).
4.1.2. В настоящем Стандарте контролю подлежит качество всех социальных услуг детям, упомянутых в государственных стандартах социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживания населения. Основные виды социальных услуг" и "Социальное обслуживания населения. Социальные услуги детям". Цель контроля - проверка соответствия качества этих услуг требованиям государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг".
4.1.3. Изложению в настоящем стандарте правил и порядка проведения контроля качества конкретных видов социальных услуг предшествует изложение правил и порядка контроля основных факторов, непосредственно влияющих на качество предоставляемых услуг.
4.2. Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг.
4.2.1. К таким факторам относятся:
- наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
- условия размещения учреждения;
- укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
- специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
- состояние информации об учреждении, правила и порядок предоставления услуг клиентам учреждения (далее именуются - клиенты);
- наличие собственной и внешней системы (службы) контроля за деятельностью учреждения.
4.2.1.1. При контроле учредительных и иных документов (устава учреждения, руководств, правил, служебных инструкций, методик работы с клиентами и собственной деятельности, учетно-отчетной документации, эксплуатационных документов на оборудование, приборы и аппаратуру и других) проверяют их соответствие предъявляемым к ним требованиям по полноте и правильности оформления, актуальности, своему предназначению.
Одновременно контролируют своевременность проверки состояния и пересмотра документов, их обновления и изъятия из обращения устаревших. :
4.2.1.2. При контроле условий размещения учреждения проверяют соответствие размеров и состояния зданий и помещений санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности.
Одновременно проверяют полноту обеспечения учреждения всеми видами коммунально-бытового обслуживания применительно к данному населенному пункту, оснащения телефонной связью, создания необходимых условий пребывания в нем клиентов, обслуживающего персонала, а также предоставления социальных услуг.
4.2.1.3. При контроле специального и табельного технического оснащения учреждения проверяют укомплектованность этим оснащением (оборудованием, аппаратурой, приборами), его состояние, соответствие требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов, правильность и эффективность использования.
4.2.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами проверяют по штатному расписанию. Квалификацию, образование, профессиональную подготовку специалистов, их соответствие занимаемым должностям, деловые, моральные и морально-этические качества, умение поддерживать нормальные человеческие отношения с клиентами учреждения проверяют путем изучения личных дел, собеседования, опроса руководителей, коллег по работе и клиентов, а также путем изучения письменных отзывов о работе специалистов.
Одновременно проверяют организацию и проведение работ учреждения по повышению квалификации специалистов, а также своевременность проведения этих работ и аттестации специалистов.
4.2.1.5. Состояние информации об учреждении (сведений о наименовании учреждения, его местонахождении, характере, видах и объеме предоставляемых услуг, порядке, правилах и условиях их предоставления и так далее) проверяют на соответствие государственному стандарту социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг".
4.2.1.6. При проверке собственной системы контроля за деятельностью учреждения проверяют наличие документации, позволяющей руководству учреждения контролировать деятельность подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг, ее соответствие национальным стандартам и другим нормативным документам по социальному обслуживанию населения, эффективность от ее применения. При проверке внешней системы контроля изучают документально оформленные результаты проводимых проверок, характер отмечаемых недостатков и степень реализации мероприятий по их устранению.
4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг
4.3.1. Контроль качества услуг по выявлению детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществит проверкой, каким образом и насколько эффективно организована и проводится совместная с государственными организациями (органами и учреждениями здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости, миграции и другими) работа по выявлению, учету таких детей для вывода их из сложившегося положения, иной процент детей охвачен этой работой, в какой мере она способствует увеличению числа жизнеустроенных детей.
4.3.2. Контроль качества услуг по обеспечению временного проживания детей в учреждениях осуществляют оценкой соответствия предоставляемого им полного государственного обеспечения в виде жилого помещения, бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов вещевого довольствия по установленным нормам и требованиям.
4.3.3. При контроле качества услуг по разработке и организации выполнения индивидуальных и групповых программ социальной и комплексной реабилитации детей проверяют наличие таких программ и в какой мере разработанные программы и их реализация обеспечивают восстановление утраченных детьми контактов и связей с семьей, внутри семьи, восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, содействуют детям (при необходимости) в получении временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, в профессиональной ориентации и получении специальности, в решении для нуждающихся детей вопросов их жизненного устройства.
4.3.4. Контроль качества услуг по организации и проведению различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное и в учебное время с неполным учебным днем осуществляют проверкой условий проживания детей, организации режима работы учреждения, качества питания, медицинского и культурного обслуживания, выполнения правил безопасности жизни и здоровья детей, результатов медико-психологического освидетельствования состояния их физического и психического здоровья до и после проведенных мероприятий.
4.3.5. Контроль качества услуг по содействию в обеспечении обучения детей по школьной программе, дошкольников - по программам дошкольного образования осуществляют проверкой, как организовано это содействие, в чем оно заключается, всем ли детям, нуждающимся в содействии, оно оказывается, насколько оно эффективно и способствует повышению качества обучения детей.
4.3.6. При контроле качества услуг по формированию у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений проверяют, в какой степени эти услуги обеспечивают улучшение взаимоотношения детей в коллективе сверстников, их отношения со взрослыми, какие положительные общежитейские навыки и умения по оздоровлению своего образа жизни приобрели дети и как применяют их на практике.
4.3.7. Контроль качества услуг по обучению детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю и другим формам общественной жизнедеятельности осуществляют проверкой, какое влияние оказывают эти услуги на повышение общего уровня развития детей, улучшение их взаимоотношений с окружающими, в какой мере дисциплинируют детей и помогают им адаптироваться к существующей среде обитания.
4.3.8. Контроль качества услуг по подготовке детей к самостоятельной жизни осуществляют проверкой способности детей правильно и осознанно владеть навыками самообслуживания, выполнять элементарные жизненные бытовые операции (приготовление пищи, уборка помещения, стирка и штопка белья, уход за одеждой и обувью, правильное расходование имеющихся финансовых средств и т.д.).
4.3.9. При контроле качества социального патронажа детей проверяют систематичность ведения такой работы и насколько своевременно выявляется степень их социальной дезадаптации, усугубляющей трудную жизненную ситуацию, и в полной ли мере оказывается им необходимая в настоящий момент социальная помощь и поддержка.
4.3.10. При контроле качества дополнительных услуг по оказанию помощи детям семей беженцев и вынужденных переселенцев, прибывающих без родителей из зон различных конфликтов, в организации их размещения в семьях, способных их принять (приемных семьях), или в учреждениях социального обслуживания проверяют, как организованы прием, размещение, питание и отдых прибывших детей, наличие системы оказания такой помощи.
4.4. Контроль качества социально-медицинских услуг
4.4.1. При контроле качества услуг по оказанию помощи детям в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проверяют своевременность и полноту предоставляемой детям необходимой помощи, в какой степени она удовлетворяет их законные запросы и потребности.
4.4.2. Контроль качества услуг по систематическому наблюдению за состоянием здоровья обслуживаемых детей и проведению медицинских процедур в соответствии с назначениями лечащих врачей осуществляют проверкой систематичности и полноты проводимых наблюдений и медицинских процедур, насколько эффективно они влияют на улучшение состояния здоровья детей, удовлетворяют ли их потребностям.
4.4.3. Контроль качества санитарно-просветительской работы с детьми осуществляют проверкой состава и содержания этой работы, их соответствие предъявляемым требованиям и в какой степени эта работа способствует усвоению детьми навыков соблюдения гигиены и санитарии.
4.4.4. Контроль качества услуг, связанных с проведением мероприятий по профилактике обострения хронических и предупреждению инфекционных заболеваний, а также с проведением лечебно-профилактической, противоэпидемиологической работы с детьми, их медико-психологической реабилитации осуществляют проверкой своевременности и полноты проводимых мероприятий и процедур, их содержания и эффективности, в какой степени они способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.
4.4.5. При контроле качества услуг по медико-социальному обследованию безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждения проверяют своевременность и полноту проводимых осмотров и первичной санитарной обработки, как организуется первая доврачебная помощь и (при наличии показаний) их направление на лечение в стационарное медицинское учреждение.
4.4.6. Контроль качества услуг, связанных с индивидуальной работой с детьми, направленной на предупреждение вредных привычек и избавление от них, а также с оказанием помощи детям, страдающим ранней алкоголизацией и наркоманией, осуществляют проверкой систематичности осуществления и наличия индивидуального подхода к каждому ребенку с учетом степени его подверженности той или иной вредной привычке, полноты охвата детей этой работой, какие конкретные меры по их социализации принимаются, какова эффективность этих мер.
4.4.7. Контроль качества услуг по содействию в оказании специализированной медицинской помощи детям с ограниченными возможностями, воспитываемым дома, осуществляют проверкой состава и содержания программ содействия, все ли дети, нуждающиеся в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий, охвачены ими, своевременно ли и в полном ли объеме проводятся эти мероприятия программ, включая направление детей в лечебные учреждения и оформление необходимых при этом документов, и в какой степени способствуют они реабилитации детей.
4.4.8. При контроле качества услуг по содействию в обеспечении детей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и в предоставлении нуждающимся детям услуг по оздоровлению и направлению на санаторно-курортное лечение проверяют наличие списков детей, обеспеченных указанными средствами и услугами, насколько своевременно и в полном ли объеме они предоставляются и удовлетворяют ли законные потребности и интересы детей.
4.4.9. Контроль качества услуг по подготовке детей к сознательному и ответственному отцовству и материнству, их гигиеническому и половому просвещению, профилактике венерических заболеваний и СПИДа осуществляются проверкой состава и содержания программ проведения таких мероприятий, их объема, эффективности и степени воздействия на сознание детей.
4.4.10. При контроле качества дополнительных услуг детям семей беженцев и вынужденных переселенцев по содействию в организации проведения профилактических мероприятий, позволяющих снизить риск распространения среди них инфекционных заболеваний, прививок против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита с учетом прививочного статуса и возраста, углубленных медицинских осмотров, медицинского и бактериологического обследований, необходимого лечения, судебно-медицинской экспертизы (при необходимости) для установления возраста детей, снятия стрессового состояния детей, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, проверяют списки детей с указанием предоставленных услуг, насколько эффективным оказалось это содействие, в какой степени оно способствовало своевременному и квалифицированному выполнению медицинских процедур, указанных выше, и повышению их результативности в поддержании или улучшении состояния здоровья детей.
4.4.11. Контроль качества социально-медицинского патронажа детей осуществляют проверкой систематичности проведения наблюдений за ними, своевременности выявления возникающих у них проблем, которые могут отрицательно повлиять на здоровье детей и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, всю пи необходимую в настоящий момент социально-медицинскую помощь им оказывают.
4.5. Контроль качества социально-психологических услуг
4.5.1. При контроле качества услуг, связанных с проведением воспитательно-профилактической работы с детьми и распространением среди них психологических знаний, проверяют состав и содержание программ такой работы, как она организована и проводится, в какой степени способствует устранению различных причин и психологических факторов, обусловливающих отклонение в психике детей и негативно на нее влияющих, восстановлению и укреплению их психического здоровья.
4.5.2. Контроль качества диагностического обследования психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста осуществляют проверкой наличия оформленных результатов обследований, в какой степени помогает это обследование определить уровень развития, склонности и способности детей к обучению в школе, психическое состояние каждого ребенка, особенности его характера.
4.5.3. Контроль качества психологического, медицинского и педагогического обследования социально дезадаптированных детей осуществляют проверкой наличия оформленных результатов обследований, насколько помогло это комплексное обследование установить формы и степень дезадаптации, ее источники и причины, изучить состояние нервно-психического здоровья, особенности личностного развития и поведения детей.
4.5.4. При контроле качества психодиагностики и обследования личности детей проверяют наличие оформленных результатов обследований, в какой степени проведенный анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности каждого несовершеннолетнего, влияющих на отклонения в его поведении и отношении к окружающим людям, позволяет получить необходимую информацию для составления прогноза и разработки рекомендаций по коррекции отклонений.
4.5.5. Контроль качества услуг по психологической коррекции осуществляют проверкой состава и содержания программы коррекции, в какой степени эти услуги, заключающиеся в активном психологическом воздействии, обеспечивают преодоление или ослабление нарушений общения у детей, в том числе конфликтных отношений с родителями, искажений в психическом развитии детей, способствуют предотвращению возможного эмоционального и психического кризиса.
4.5.6. При контроле качества психотерапевтической и психологической помощи по снятию стрессового состояния, вызванного сложившейся жизненной ситуацией, проверяют состав и содержание программы помощи, насколько эта помощь способствует установлению или восстановлению утраченных контактов детей с семьей, их возвращению к родителям или лицам, заменяющим родителей, установлению социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы или работы.
4.5.7. Контроль качества психологических тренингов осуществляют проверкой состава и содержания тренингов, в какой степени они способствуют снятию у детей последствий психотравмирующих ситуаций и нервно-психической напряженности, выработке умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, отработке новых приемов и способов поведения.
4.5.8. Контроль качества психопрофилактической и психологической работы осуществляют проверкой состава и содержания программ такой работы, насколько эффективно они способствуют своевременному предупреждению возможных нарушений в становлении и развитии детей, формированию у них потребности в психологических знаниях.
4.5.9. При контроле качества услуг по социально-психологическому консультированию проверяют состав и содержание консультаций, насколько квалифицированно и полно предоставляются эти услуги и в какой степени помогают они налаживанию взаимоотношений детей с близкими и другими значимыми для них людьми, решению стоящих перед ними проблем.
4.5.10. Контроль качества социально-психологического патронажа детей осуществляют проверкой систематичности проведения наблюдений за ними для выявления ситуаций психического дискомфорта, конфликтных или других ситуаций, усугубляющих их трудную жизненную ситуацию, полноты и своевременности оказания необходимой в данный момент социально-психологической помощи.
4.6. Контроль качества социально-педагогических услуг
4.6.1. Контроль качества услуг, связанных с психолого-педагогическим обследованием детей, анализом их поведения, тестированием под различные типы задач педагогической помощи, а также с оказанием педагогической помощи, осуществляют проверкой наличия оформленных результатов обследований, насколько результаты указанных процедур помогают выявить причины и степень социальной дезадаптации и педагогической запущенности детей, наметить и осуществить необходимые педагогические мероприятия по их адаптации к сложившимся социально-экономическим условиям жизни, обучению детей правильному поведению в быту и общественных местах, самоконтролю, формированию у детей навыков общения, здорового образа жизни.
4.6.2. При контроле качества социально-педагогической диагностики и обследования уровня интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста проверяют наличие оформленных результатов обследований, в какой степени эти услуги позволяют на основе изучения способностей, склонностей и интересов детей определить степень их готовности к школьному обучению и выбор оптимальной формы обучения.
4.6.3. Контроль качества услуг, связанных с содействием в восстановлении нарушенных связей со школой, оказанием педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы, осуществляют проверкой состава и содержания этой работы, в какой степени помогают эти услуги детям изменить свое отношение к учебной деятельности, вернуться в школу или другие учебные заведения, восстановить статус равноправного члена коллектива сверстников, школы, класса.
4.6.4. Контроль качества услуг по коррекции педагогической запущенности детей осуществляют проверкой состава и содержания мероприятий по коррекции, в какой мере помогли эти услуги определить степень и характер педагогической запущенности и преодолеть или исправить допущенные педагогические ошибки.
4.6.5. Контроль качества услуг, связанных с организацией досуга детей, осуществляют проверкой перечня мероприятий, в которых участвовали дети (посещение театров, выставок, концерты, праздники, спортивные соревнования, викторины и т.д.), как часто эти мероприятия проводятся и как они способствуют повышению интеллектуального уровня, расширению кругозора детей, укреплению их здоровья.
4.6.6. Контроль качества консультирования по вопросам жизненного устройства детей осуществляют проверкой состава и содержания таких консультаций, обеспечила ли эта услуга оказание им квалифицированной помощи в правильном понимании и решении проблем, связанных с дальнейшим определением жизненного пути, выбором профессии, профессиональным обучением.
4.6.7. Контроль качества социально-педагогического патронажа осуществляют проверкой систематичности проведения педагогической работы с родителями, опекунами, попечителями, детьми и обеспечивает ли она нормальное воспитание и развитие детей.
4.6.8. При контроле качества дополнительных услуг, предоставляемых детям семей беженцев и вынужденных переселенцев, проверяют:
- обеспечивают ли условия, созданные детям, возможность их нормального обучения в местах компактного проживания семей;
- в какой степени способствует содействие в организации обучения детей по новым педагогическим технологиям компенсирующего обучения ликвидации пробелов в знаниях учеников и полному усвоению ими учебного материала;
- в полной ли мере создаются благоприятные условия для социально-культурной адаптации, эстетического воспитания и развития творческих способностей детей, к деятельности таких видов, как игра, познание, труд, общение, а также условия для проведения педагогической работы по социальной реабилитации детей (предоставление помещений для занятий, игр и их соответствующее оснащение);
- всем ли желающим обеспечена возможность участвовать в работе передвижных выставок ремесел, изобразительного и прикладного искусства детей, а также в праздничных представлениях и театрально-концертных мероприятиях, организуемых в центрах временного размещения и местах компактного поселения беженцев и вынужденных переселенцев и в какой степени проведение этих мероприятий способствует повышению культурного уровня детей.
4.7. Контроль качества социально-экономических услуг
4.7.1. При контроле качества услуг, связанных с содействием в предоставлении материальной помощи, проверяют своевременность, полноту и эффективность мер по обеспечению детей положенными им денежными средствами, продуктами питания, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости.
4.7.2. Контроль качества услуг по обеспечению детей бесплатным питанием или продуктовыми наборами осуществляют проверкой своевременности и полноты получаемого ими питания или наборов, соблюдаются ли при этом установленные нормы отпуска и качество продуктов.
4.7.3. Контроль качества услуг по содействию в предоставлении детям временного жилого помещения осуществляют проверкой своевременности предоставления соответствующего жилого помещения.
4.7.4. При контроле качества услуг, связанных с содействием в решении вопросов занятости и трудоустройства, проверяют состав и содержание предоставленной помощи, насколько правильно ориентируют детей в положении дел по данной проблеме и в какой степени оказанная помощь способствует успешному поиску и выбору места и характера работы.
4.7.5. Контроль качества услуг по обеспечению детей одеждой, обувью при выписке из учреждений осуществляют проверкой списка всего ассортимента, полученного детьми, удовлетворенности их размером и фасоном одежды, обуви и их качеством.
4.7.6. При контроле качества услуг по содействию (через органы опеки, попечительства и службы занятости) в получении временной или постоянной работы проверяют, в какой степени это содействие помогло получению детьми устраивающей их временной или постоянной работы, соответствующей их возможностям, интересам, потребностям, а также в профессиональной ориентации и получении специальности, обеспечении необходимого уровня жизни.
4.7.7. Контроль качества услуг, связанных с консультированием детей по вопросам самообеспечения, осуществляют проверкой состава и содержания консультаций, насколько квалифицированно и доходчиво разъясняют детям их права и возможности в положительном решении проблемы улучшения своего материального положения, каковы практические результаты консультирования.
4.8. Контроль качества социально-правовых услуг
4.8.1. При контроле качества услуг, предусматривающих консультирование по вопросам прав детей на социальное обслуживание и защиту их интересов, проверяют состав и содержание консультаций, в полной ли мере доводят до детей нужную им информацию, помогает ли она получить четкое представление о положенных им по закону правах и защиту от возможных нарушений закона.
При контроле качества услуг по оказанию помощи в составлении и подаче жалоб проверяют перечень и содержание жалоб, в какой степени эта помощь способствует юридически грамотному изложению сути жалоб "своевременной их отправке адресатам.
4.8.2. Контроль качества услуг по содействию в оформлении различных юридических документов (на осуществление по отношению к детям мер социальной поддержки, положенных по законодательству, на усыновление детей, их устройство в приемную семью, в детское учреждение социального обслуживания, на лишение родителей родительских прав, для жизненного и трудового устройства детей, документов, удостоверяющих личность детей и т.д.) осуществляют проверкой перечня оформленных документов, в какой степени обеспечило это содействие уяснение детьми сути касающихся их проблем, способствовало юридически грамотной разработке и направлению в соответствующие инстанции необходимых документов, обеспечило контроль за их прохождением, помогло своевременному и объективному решению проблем.
4.8.3. Контроль качества услуг, связанных с содействием детям в получении бесплатной помощи адвоката или с обеспечением представительствования в суде для защиты их прав и интересов, осуществляют проверкой перечня полученных консультаций и дел в суде, в какой степени обеспечили эти услуги получение детьми необходимой квалифицированной юридической помощи для объективного решения интересующих их вопросов.
4.8.4. При контроле качества услуг по содействию в привлечении к ответственности лиц, виновных в насилии над детьми, проверяют своевременность подготовки и представления в суд документов, необходимых детям, пострадавшим от насилия, участвуют ли юристы учреждений социальной защиты населения в судебных процессах и какова степень их влияния на решения суда.
4.8.5. Контроль качества услуг, связанных с консультированием детей по социально-правовым вопросам (жилищное, семейное, трудовое законодательство, права детей), осуществляют проверкой состава и содержания консультаций, как своевременно и в полном ли объеме оказывают им помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, справок, жалоб и т.д.), необходимых для положительного решения интересующих их вопросов.
4.8.6. При контроле качества услуг социально-правового патронажа детей проверяют систематичность проведения наблюдений за ними для своевременного выявления и предупреждения возможной угрозы насилия или других противоправных действий в отношении них и своевременность оказания им необходимой в настоящий момент социально-правовой помощи.
Государственный стандарт
социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное
обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам"
(утв. приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 23 ноября 2009 г. N 178-П)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на социальные услуги женщинам, предоставляемые государственными и иных форм собственности учреждениями социального обслуживания (далее - учреждения), а также гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в области социального обслуживания населения без образования юридического лица.
Стандарт устанавливает основные правила, состав и содержание контроля качества всего комплекса социальных услуг, предоставляемых оказавшимся в трудной жизненной ситуации женщинам следующих групп:
- подвергшимся психофизическому насилию;
- получившим психотравмирующий опыт (в том числе подвергающимся сексуальным домогательствам на рабочем месте);
- имеющим эмоциональные нарушения, невротические расстройства, трудности в супружеских отношениях или трудности, связанные с девиантным поведением ребенка, его школьными проблемами;
- несовершеннолетним "группы риска" из асоциальных семей;
- женщинам "группы риска" (страдающим алкоголизмом, наркоманией);
- пострадавшим от торговли людьми или условий, сходных с рабскими;
- имеющим детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома;
- женщинам, потерявшим родных и близких (вдовам);
- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
- несовершеннолетним матерям;
- беременным женщинам (в том числе несовершеннолетним и одиноким); кормящим матерям и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком;
- женщинам из неполных семей;
- женщинам, находящимся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации;
- самостоятельно проживающим выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних и школ-интернатов;
- женщинам, находящимся в конфликте с семьей;
- женщинам, освободившимся из мест лишения свободы;
- женщинам, находящимся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам.
2. Нормативные ссылки
Стандарт социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг женщинам" (далее - Стандарт") разработан в соответствии с федеральным и краевым законодательством в области социального обслуживания населения:
- Федеральным законом от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей";
- Федеральным законом от 02 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";
- Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ " Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
- Законом Хабаровского края от 31 января 2005 г. N 260 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей";
- Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 апреля 2005 г. N 38-пр "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей на территории Хабаровского края";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 января 2008 г. N 11-п "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 02 февраля 2009 г. N 18-п "Об утверждении государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 18 февраля 2009 г. N 35-п "Об утверждении Государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей в Хабаровском крае";
- Приказом министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 27 апреля 2009 N 73-п "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам".
3. Термины и определения
В настоящем Стандарте применяются термины и определения Государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги женщинам", утвержденных приказами министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 30 января 2008 г. N 11-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае" и от 18 февраля 2009 г. N 35-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей в Хабаровском крае".
4. Контроль качества социальных услуг женщинам
4.1. Общие положения
Контроль качества социальных услуг заключается в проверке полноты, обоснованности и своевременности предоставления этих услуг, а также их результативности (материальной, определяющей степень решения материальных или финансовых проблем женщин - клиентов социальных служб, или нематериальной, определявшей степень улучшения морально-психологического, физического состояния, решения бытовых, правовых и других проблем женщин).
4.1.2. В настоящем стандарте контролю подлежит качество всех социальных услуг женщинам, упомянутых "государственных стандартах социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", "Социальное обслуживание населения. Социальные руги женщинам". Цель контроля - проверка соответствия качества этих услуг требованиям государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг".
4.2. Контроль основных факторов, влияющих на качество социальных услуг
4.2.1. Установлению в настоящем стандарте правил, состава и содержания контроля качества конкретных видов социальных услуг женщинам предшествует изложение порядка и правил контроля основных факторов, : непосредственно влияющих на качество предоставляемых услуг.
К таким факторам относятся:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
специальное и табельное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
состояние информации об учреждении, правилах и порядке предоставления услуг клиентам учреждения;
наличие собственной и внешней служб (систем) контроля за деятельностью учреждения.
4.2.1.1. При контроле учредительных и иных документов (устава учреждения, руководств, правил, служебных инструкций, методик работы с клиентами и собственной деятельности, учетно-отчетной документации, эксплуатационных документов на оборудование, приборы и аппаратуру и других) проверяют их соответствие предъявляемым к ним требованиям по полноте и правильности оформления, актуальности, своему предназначению.
Одновременно контролируют своевременность проверки состояния и пересмотра документов, их обновления и изъятия из обращения устаревших.
4.2.1.2. При контроле условий размещения учреждения проверяют соответствие размеров и состояния зданий и помещений санитарно-гигиеническим нормам и правилам, требованиям противопожарной безопасности.
Одновременно проверяют полноту обеспечения учреждения всеми видами коммунально-бытового обслуживания применительно к данному населенному пункту, оснащения телефонной связью, создания необходимых условий пребывания в нем клиентов, обслуживающего персонала, а также предоставления социальных услуг.
4.2.1.3. При контроле специального и табельного технического оснащения учреждения проверяют укомплектованность этим оснащением (оборудованием, аппаратурой, приборами), его состояние, соответствие требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов, правильность и эффективность использования.
4.2.1.4. Укомплектованность учреждения специалистами проверяют по штатному расписанию. Квалификацию, образование, профессиональную подготовку специалистов, их соответствие занимаемым должностям, деловые, моральные и морально-этические качества, умение поддерживать нормальные человеческие отношения с клиентами учреждения проверяют путем изучения личных дел, собеседования, опроса руководителей, коллег по работе и клиентов, а также путем изучения письменных отзывов о работе специалистов.
Одновременно проверяют организацию и проведение работ учреждения по повышению квалификации специалистов, а также своевременность проведения этих работ и аттестации специалистов.
4.2.1.5. Состояние информации об учреждении (сведений о наименовании учреждения, его местонахождении, характере, видах и объеме предоставляемых услуг, порядке, правилах и условиях их предоставления и так далее) проверяют на соответствие государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг".
4.2.1.6. При проверке собственной системы контроля за деятельностью учреждения проверяют наличие документации, позволяющей руководству учреждения контролировать деятельность подразделений и отдельных сотрудников по оказанию социальных услуг, ее соответствие национальным стандартам и другим нормативным документам по социальному обслуживанию населения, эффективность от ее применения.
При проверке внешней системы контроля изучают документально оформленные результаты проводимых проверок, характер отмечаемых недостатков и степень реализации мероприятий по их устранению.
4.3. Контроль качества социально-бытовых услуг
4.3.1. Контроль качества услуг по осуществлению мер социальной поддержки женщин в социально-бытовом обеспечении и по содействию в получении социальных услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, осуществляют проверкой своевременности, полноты оказания этого содействия и необходимой помощи в решении стоящих перед ними проблем и удовлетворения при этом законных запросов и нужд женщин.
4.3.2. При контроле качества услуг по предоставлению временного приюта в стационарных отделениях учреждений проверяют своевременность предоставления приюта и полноту удовлетворения нужд женщин.
4.3.3. Контроль качества услуг по содействию в получении направления в специализированные учреждения здравоохранения или на санаторное лечение осуществляют проверкой, в какой степени это содействие способствовало оперативному направлению клиенток в то или иное учреждение на лечение или отдых, соответствовало ли это направление медицинским показаниям, подтверждающим его необходимость.
4.3.4. Контроль качества услуг по содействию в бытовом устройстве или налаживании семейного быта осуществляют проверкой состава и содержания помощи, которая способствовала улучшению бытовых условий нуждающимся женщинам, справедливому и своевременному решению стоящих перед ними бытовых проблем, созданию нормальных условий жизни и быта.
4.3.5. При контроле качества социального патронажа женщин, нуждающихся в помощи и поддержке, проверяют систематичность и своевременность выявления степени и характера их социальной дезадаптации, могущей усугубить трудную жизненную ситуацию, в которой они оказались, и в полной ли мере оказываются женщинам необходимые в настоящий момент социальная помощь и поддержка.
4.3.6. При контроле качества дополнительных услуг женщинам, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, проверяют состав и содержание проводимой работы, в достаточной ли степени содействие, оказываемое женщинам в обучении детей навыкам самообслуживания и трудовым навыкам, в уходе за детьми, облегчает труд женщин по воспитанию и обслуживанию детей, способствует созданию в семье нормальных взаимоотношений, учитывая специфику состояния и поведения детей.
4.3.7. При контроле качества дополнительных услуг самостоятельно проживающим выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов проверяют состав и содержание оказываемой помощи, в какой степени содействие в осуществлении мер социальной поддержки на начальном этапе самостоятельной жизни способствует их бытовому устройству, помогает им правильно и осознанно овладеть навыками самообслуживания, выполнять элементарные жизненные бытовые операции (приготовление пищи, уборка помещения, стирка и штопка белья, уход за одеждой и обувью, правильное расходование финансовых средств и др.).
4.3.8. При контроле качества дополнительных услуг несовершеннолетним матерям проверяют состав и содержание оказываемой помощи, в какой мере помощь, оказываемая в бытовом устройстве, уходе за детьми (ребенком) помогает им усвоить элементарные понятия и навыки в сфере быта и домоводства и решить проблему создания в семье таких условий, которые обеспечивают нормальную семейную жизнь и воспитание детей (ребенка).
4.3.9. При контроле качества дополнительных услуг женщинам, пострадавшим от торговли людьми или условий, сходных с рабскими, проверяют своевременность предоставления женщинам жилой площади для временного проживания, полноту удовлетворения этих потребностей.
4.3.10. При контроле качества дополнительных услуг женщинам, освободившимся из мест лишения свободы, проверяют качество услуг, аналогичных указанным в 4.3.4, 4.3.5 настоящего Стандарта;
4.3.11. При контроле качества дополнительных услуг женщинам, находящимся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам, проверяют качество услуг, аналогичных указанным в 4.3.4 настоящего Стандарта;
4.4 . Контроль качества социально-медицинских услуг
4.4.1. При контроле качества услуг по оказанию помощи женщинам в получении социально-медицинских услуг, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Хабаровского края, проверяют своевременность и полноту оказания этих услуг, и как учитываются при их оказании характер заболевания, медицинские показания, физическое и психическое состояние женщин.
4.4.2. Контроль качества услуг по систематическому наблюдению за состоянием здоровья женщин осуществляют проверкой состава и содержания этих наблюдений, квалифицированно ли они проводятся, насколько эффективно способствуют улучшению состояния здоровья женщин и удовлетворяют их потребности.
4.4.3. Контроль качества услуг, связанных с проведением медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей, осуществляют проверкой систематичности и полноты проведения предписанных процедур, насколько эффективно влияют они на состояние здоровья женщин и способствуют его улучшению.
4.4.4. При контроле качества санитарно-просветительской работы проверяют состав и содержание этой работы, ее соответствие предъявляемым к ней требованиям и в какой степени она способствует усвоению и правильному применению женщинами с учетом особенностей их социального положения необходимых навыков соблюдения личной гигиены и санитарии.
4.4.5. Контроль качества услуг, касающихся проведения мероприятий, направленных на профилактику обострений хронических и предупреждение инфекционных заболеваний, осуществляют проверкой состава и содержания этих мероприятий, своевременности и полноты проведения предписанных врачами мероприятий и процедур, их эффективности, в какой степени они способствуют успешному лечению заболеваний, защите от них, укреплению физического и психического здоровья женщин.
4.4.6. Контроль качества социально-медицинского патронажа женщин осуществляют проверкой систематичности проведения наблюдений за ними, своевременности выявления возникающих у них проблем, которые могут отрицательно повлиять на их здоровье и усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, всю ли необходимую в данный момент социально-медицинскую помощь им оказывают.
4.4.7. Контроль качества консультирования по социально-медицинским вопросам (планирование семьи, предупреждение нежелательной беременности, современные безопасные средства контрацепции, гигиена питания и жилища, избавление от вредных привычек, сексуальные расстройства, психическое развитие детей и т.д.) осуществляют проверкой состава и содержания таких консультаций, в какой степени они способствуют правильному пониманию сути и своевременному решению женщинами стоящих перед ними проблем.
4.4.8. При контроле качества дополнительных услуг беременным женщинам, кормящим матерям и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, проверяют, обеспечивает ли оказываемая им экстренная доврачебная помощь своевременное консультирование и помощь в вопросах мобилизации их физических и духовных ресурсов, в постановке предварительного диагноза, правильном выборе медикаментов и порядка их приема до прибытия врача, своевременный вызов и прибытие врача, сопровождение (при необходимости) нуждающихся в учреждения органов здравоохранения.
4.4.9. При контроле качества дополнительных услуг женщинам из неполных семей, одиноким матерям с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетним матерям проверяют:
- насколько своевременно и полно оказывается помощь этим женщинам в уходе за детьми с учетом состояния их здоровья, все ли необходимое предпринимается для предупреждения возможных заболеваний и их лечения, удовлетворяет ли эта помощь женщин;
- как организовано и проводится обучение матерей основам медико-психологических и социально-медицинских знаний, необходимых для проведения лечебных мероприятий с детьми в домашних условиях, каково содержание и качество этого обучения, в какой степени оно способствует правильному пониманию и практическому применению этих знаний.
4.4.10. При контроле качества дополнительных услуг самостоятельно проживающим выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов проверяют:
как организовано обучение выпускниц санитарно-гигиеническим навыкам, каковы результаты этого обучения, в какой степени оно способствует улучшению состояния здоровья и самочувствия выпускниц;
как практически осуществляется и осуществляется ли индивидуальная работа, направленная на предупреждение вредных привычек (ранняя алкоголизация, курение, наркомания и т.д.) и избавление от них, подготовку к сознательному и ответственному материнству, на гигиеническое и половое воспитание, профилактику венерических заболеваний и СПИДа, все ли нуждающиеся охвачены этой работой, какие конкретные меры по социализации выпускниц принимаются с учетом решения соответствующих проблем, какова результативность этих мер.
4.4.11. При контроле качества дополнительных услуг женщинам, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, воспитываемых дома, проверяют:
своевременно ли и в полной ли мере оказывается помощь в осуществлении предписанных детям с учетом их физического состояния лечебных физкультурно-оздоровительных мероприятий, в оформлении документов для освидетельствования учреждениями медико-социальной экспертизы, в направлении детей (при необходимости) в лечебные учреждения, в какой степени способствует эта помощь укреплению здоровья, улучшению самочувствия, физическому развитию детей.
4.4.12. При контроле качества дополнительных услуг несовершеннолетним "группы риска" из асоциальных семей и женщинам "группы риска" (страдающим алкоголизмом, наркоманией) проверяют:
качество услуг, аналогичных указанным в 4.4.10 настоящего Стандарта;
как организована и насколько эффективно проводится работа по выявлению женщин и несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, насколько действенным и эффективным является содействие в оказании им профессиональной медицинской помощи, а также предоставление услуг нарколога для несовершеннолетних.
4.4.13. При контроле качества дополнительных услуг женщинам, пострадавшим от торговли людьми или условий, сходных с рабскими, проверяют:
в какой степени содействие в оказании комплексной профессиональной медицинской помощи женщинам - жертвам торговли людьми и условий, сходных с рабскими, способствует получению ими полноценных социально-медицинских услуг.
4.5. Контроль качества социально-психологических услуг
4.5.1. Контроль качества услуг, связанных с поддержкой женщин в решении проблем мобилизации собственных возможностей и внутренних ресурсов на преодоление трудной жизненной ситуации, осуществляют проверкой своевременности оказания этой поддержки, в чем она выражается, в какой степени помогает решению указанных проблем и преодолению трудной жизненной ситуации, удовлетворяет ли она клиенток.
4.5.2. При контроле качества экстренной психологической помощи по телефону доверия проверяют, насколько оперативно она предоставлялась, какова ее эффективность, в какой степени предоставленная по телефону консультация содействовала женщинам в мобилизации их духовных, физических и интеллектуальных ресурсов для выхода из критического состояния.
4.5.3. При контроле качества услуг, связанных с привлечением женщин к участию в группах взаимоподдержки, клубах общения, проверяют наличие таких групп, в какой мере участие в группах содействует поддержанию и укреплению их психического здоровья, выходу из возможного состояния дискомфорта, повышению уровня психологической культуры.
4.5.4. Контроль качества услуг по оказанию психологической помощи, в том числе в форме бесед, общения, поддержания компании, выслушивания, подбадривания, мотивации к активности, психологической поддержки жизненного тонуса осуществляют проверкой состава и содержания такой помощи, насколько эти услуги содействуют укреплению психического здоровья женщин, повышению их стрессоустойчивости и психологической защищенности.
4.5.5. Контроль качества услуг, включающих в себя проведение индивидуальных бесед для выявления актуальных проблем и степени психологического стресса, оказание помощи в их разрешении осуществляют проверкой состава бесед, в какой степени эти услуги помогли выявить и решить имеющиеся проблемы, преодолеть психический стресс, улучшить психическое состояние женщин.
4.5.6. Контроль качества услуг по социально-психологическому консультированию и оказанию психотерапевтической помощи женщинам осуществляют проверкой состава консультаций, насколько своевременно и квалифицированно они были оказаны, удовлетворили ли потребности женщин в осуществлении их социальной реабилитации и адаптации к сложившейся ситуации, в какой степени способствовали оптимальному решению следующих психологических проблем (применительно к различным группам обслуживаемых женщин):
преодолению женщинами, подвергшимися психофизическому насилию, подвергающимися сексуальным домогательствам на рабочем месте; испытывающими трудности в супружеских отношениях; пострадавшими от торговли людьми или условий, сходных с рабством; освободившимися из мест лишения свободы; находящимися в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженками и вынужденными переселенками, создавшейся ситуации, травмирующей их психику, восстановлению их социального статуса;
психологической коррекции нарушений или искажений в психическом развитии детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и преодолению с помощью психологических тренингов последствий нервно-психической напряженности в семье, вызванной инвалидностью или ограниченными возможностями ребенка;
преодолению переживаемой женщинами, находящимися в конфликте с семьей, острой конфликтной ситуации, негативно влияющей на физическое и психическое здоровье женщины и семьи;
преодолению женщинами, потерявшими родных и близких (вдовами), проблем, возникших в связи с этой утратой, выработке умения и навыков жизни в сложившейся ситуации, снятию психологическими тренингами состояния тревожности, нервно-психической напряженности;
социальной адаптации женщин из неполных семей и одиноких матерей с несовершеннолетними детьми к сложившимся социально-экономическим условиям жизни и быта, налаживанию нормальных отношений между родителями и детьми, предупреждению и преодолению семейных конфликтов, созданию в семье благоприятного психологического микроклимата, атмосферы взаимопонимания;
восстановлению выпускницами детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов утраченных контактов с семьей, возвращению выпускниц к родителям или лицам, их заменяющим, установлению их социального статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы, преодолению или ослаблению искажений в психическом развитии;
созданию в неполных семьях с несовершеннолетними матерями атмосферы взаимоуважения, взаимопонимания, благоприятного психического климата, формированию нормальных семейных и супружеских отношений, включая сексуальные, психологической коррекции нарушения этих отношений;
разъяснению беременным женщинам, кормящим матерям и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за детьми, особенностей возрастного и индивидуального развития детей, учету этих особенностей при их воспитании; психологической коррекции, направленной на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии женщин.
4.5.7. Контроль качества психодиагностики и обследования личностей женщин "группы риска" (страдающих алкоголизмом, наркоманией); женщин, пострадавших от торговли людьми или условий, сходных с рабскими; беременных женщин, кормящих матерей и женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком; женщин, находящихся в конфликте с семьей, осуществляют проверкой состава и содержания обследования, в какой степени проведенный при этом анализ психического состояния и индивидуальных особенностей личности женщин и членов их семей позволяет получить объективную информацию, необходимую для составления разработки рекомендаций по проведению коррекции возможных отклонений в их поведении и взаимоотношениях.
4.5.8. При контроле качества услуг по психологической коррекции нарушения супружеских отношений; конфликтных взаимоотношений в семье; поведения женщин "группы риска" и несовершеннолетних "группы риска" из асоциальных семей; искажений в психическом развитии самостоятельно проживающих выпускниц детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов, конфликтных взаимоотношений женщин с семьей, проверяют состав и содержание коррекционных мероприятий, в какой степени эти услуги обеспечивают преодоление или ослабление отклонений и искажений доведении, эмоциональном состоянии и психическом развитии женщин и окружающих ее членов семьи, во взаимоотношениях между ними (в том числе супружеских), а также разрешение конфликтных ситуаций.
4.5.9. Контроль качества психологических тренингов осуществляют проверкой состава и содержания тренингов, насколько эффективно способствуют они снятию состояния тревожности и нервно-психической напряженности, вызванного различными обстоятельствами (потерей родных и близких людей, разводом, инвалидностью детей или ребенка и т.д.), выработке умения и навыков адаптации к сложившимся условиям жизни и быта, психологической поддержке нуждающихся в ней.
4.5.10. Контроль качества социально-психологического патронажа осуществляют проверкой систематичности проведения наблюдений за женщинами, нуждающимися в патронаже, насколько своевременно выявляют в результате этих наблюдений ситуации психического дискомфорта, конфликтов и другие ситуации, усугубляющие их трудную жизненную ситуацию, в полной ли мере оказывают им необходимую психологически помощь и поддержку.
4.6. Контроль качества социально-педагогических услуг
4.6.1. Контроль качества услуг, связанных с организацией досуга, осуществляют проверкой состава и содержания мероприятий, которые организуются и проводятся (посещение театров, выставок, праздники, юбилеи, встречи с деятелями литературы и искусства, концерты художественной самодеятельности, клубная и кружковая работа, другие культурные мероприятия), процента женщин, охваченных этими мероприятиями, в какой степени их проведение способствует повышению интеллектуального и духовного уровня, расширению кругозора женщин, укреплению их здоровья.
4.6.2. При контроле качества услуг, предусматривающих создание обществ, клубов, групп взаимопомощи женщин на территории, обслуживающейся конкретным учреждением, проверяют наличие таких групп, в какой мере участие в клубах и обществах способствует поддержке и оказанию взаимопомощи женщинам, проживающим на этой территории, в решении стоящих перед ними различных социальных проблем.
4.6.3. Контроль качества услуг по социально-педагогическому консультированию и педагогической помощи осуществляют проверкой состава и содержания этой помощи, в какой степени они оказались эффективными и помогли женщинам в своевременном решении следующих социально-педагогических проблем (в зависимости от групп обслуживаемых женщин):
налаживанию нормальных внутрисемейных отношений между родителями и детьми, созданию в семье благоприятного микроклимата, атмосферы взаимопонимания, взаимоуважения (женщинам, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями; беременным женщинам, кормящим матерям и женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком; женщинам, испытывающим трудности, связанные с девиантным поведением ребенка и его школьными проблемами, несовершеннолетним матерям);
предупреждению, коррекции и преодолению педагогических ошибок, педагогической запущенности детей и несостоятельности в их воспитании (женщинам из неполных семей и одиноким матерям с несовершеннолетними детьми; женщинам, испытывающим трудности, связанные с девиантным поведением ребенка и его школьными проблемами; женщинам из асоциальных семей);
предотвращению и преодолению семейных конфликтов, налаживанию нормальных внутрисемейных отношений (одиноким матерям с несовершеннолетними детьми; женщинам из неполных семей и женщинам, находящимся в конфликте с семьей);
ранней профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудоустройству детей, их жизненному самоопределению (женщинам из неполных семей, одиноким матерям с несовершеннолетними детьми; женщинам, испытывающим трудности, связанные с девиантным поведением ребенка);
выработке навыков адаптации женщин к ситуации, складывающейся в результате определенных перемен в жизни (женщинам, находящимся в состоянии развода, предразводной или послеразводной ситуации; самостоятельно проживающим выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов; женщинам, находящимся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам);
усвоению и применению оптимальной методики семейного воспитания, позволяющей учитывать особенности возрастного и индивидуального развития детей, их характер (женщинам, имеющим детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями; беременным женщинам и кормящим матерям; женщинам, испытывающим трудности, связанные с девиантным поведением ребенка и его школьными проблемами);
налаживанию семейного быта, предотвращению и преодолению семейных конфликтов (женщинам, находящимся в конфликте с семьей, женщинам, подвергшимся психофизическому насилию; несовершеннолетним матерям; женщинам, находящимся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам);
обучению женщин, имеющих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями, основам их реабилитации в домашних условиях, налаживанию процесса образования детей (при необходимости - внешкольного), оказанию педагогической помощи женщинам в воспитании, обучении и профессиональной подготовке детей;
установлению причин конфликта женщин, находящихся в конфликте с семьей, с остальными членами семьи и его разрешению, налаживанию нормальных внутрисемейных отношений женщин с остальными членами семьи.
4.6.4. При контроле качества услуг, связанных с содействием самостоятельно проживающим выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов в восстановлении нарушенных связей со школой и статуса в коллективе сверстников, по месту учебы или работы, проверяют состав и содержание помощи, в какой степени эти услуги помогают детям изменить свое отношение к учебе, вернуться в школу или другие учебные заведения, восстановить статус равноправного члена коллектива сверстников, класса, школы.
4.6.5. Контроль качества обучения основам домоводства проживающих самостоятельно выпускниц детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов осуществляют проверкой состава и содержания обучения, как ими усвоены и применяются на практике такие элементарные составляющие домоводства, как приобретение продуктов и приготовление пищи, уход за квартирой (комнатой), мелкий ремонт одежды, рациональное расходование имеющихся в наличии денежных средств и т.д.
4.6.6. При контроле качества социально-педагогического патронажа женщин проверяют систематичность проведения наблюдений, их содержание и в какой степени они способствуют обеспечению правильного воспитания самих женщин и их детей.
4.7. Контроль качества социально-экономических услуг
4.7.1. Контроль качества услуг по осуществлению мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации, проводят проверкой своевременности оказываемого содействия, его содержания, какова его эффективность в решении конкретных проблем, стоящих перед женщинами, удовлетворяет ли оно их законные запросы.
4.7.2. Контроль качества услуг, связанных с содействием в оказании материальной помощи, осуществляют проверкой состава и содержания этой помощи, насколько способствовало оно полному и своевременному обеспечению нуждающихся женщин положенными им денежными средствами, продуктами питания, предметами первой необходимости.
4.7.3. Контроль качества услуг, связанных с консультированием и содействием в вопросах самообеспечения, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов и в других вопросах этого характера, осуществляют проверкой состава и содержания консультаций, насколько квалифицированно и доходчиво разъясняют женщинам их права и возможности в положительном решении проблемы улучшения материального положения, каковы практические результаты этого консультирования.
4.7.4. Контроль качества услуг по содействию женщинам, пострадавшим от торговли людьми или условий, сходных с рабскими; освободившимся из мест лишения свободы; находящимся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженкам и вынужденным переселенкам; самостоятельно проживающим выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов, в выборе профессии, поиске работы и устройстве на нее, получении квалификации, временной или постоянной работы; соответствующей их возможностям, повышении квалификации, а также профессиональной ориентации и получении специальности осуществляют проверкой перечня и содержания проведенных мероприятий, насколько своевременно и квалифицированно они были осуществлены, в какой степени помогло положительному решению конкретных проблем женщин, удовлетворило их запросы и потребности.
4.7.5. Контроль качества услуг по оказанию социально-экономической помощи и поддержки на начальном этапе самостоятельной жизни до достижения совершеннолетия выпускницам детских домов, специализированных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, и школ-интернатов, проживающим самостоятельно, осуществляют проверкой состава и содержания помощи, ее полноты, в какой степени она помогла в решении жизненно важных для них проблем.
4.7.6. При контроле качества социального патронажа нуждающихся в нем женщин проверяют систематичность проведения наблюдений за ними для выявления степени их социальной дезадаптации, усугубляющей трудную жизненную ситуацию и требующей оказания помощи, насколько своевременно и квалифицированно оказывается эта помощь.
4.8. Контроль качества социально-правовых услуг
4.8.1. При контроле качества услуг по оказанию помощи в подготовке и подаче жалоб на действия или бездействие социальных служб или работников этих служб, нарушающие или ущемляющие законные права женщин, проверяют перечень и содержание жалоб, в какой степени способствует эта помощь юридически грамотному изложению сути жалоб и своевременной их отправке адресату.
4.8.2. При контроле качества услуг, касающихся консультирования женщин по вопросам, связанным с их правом на социальное обслуживание и защиту своих интересов, а также содействия в осуществлении мер социальной поддержки женщин, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края, проверяют перечень и содержание консультаций, в каком объеме доводится до нуждающихся в этих услугах женщин необходимая им информация о положенных им по закону правах и мерах социальной поддержки и в какой степени их практическая реализация удовлетворяет запросам женщин.
4.8.3. При контроле качества услуг, связанных с консультированием женщин по социально-правовым вопросам (гражданское, семейно-брачное, жилищное, трудовое, пенсионное, уголовное законодательство, права женщин, детей, инвалидов и т.д.), проверяют состав и содержание консультаций, в полной ли мере получают они необходимую информацию об интересующих их законах и других правовых актах, а также практическую помощь в подготовке и направлении соответствующим адресатам документов (заявлений, справок, жалоб и др.), необходимых для справедливого и оперативного решения затронутых в них вопросов.
4.8.4. Контроль качества услуг по оказанию женщинам правовой помощи в оформлении различных юридических документов (на осуществление предусмотренных законодательством Российской Федерации и Хабаровского края мер социальной поддержки, выплату пособий и алиментов, на решение других практических задач пожизненному и трудовому устройству женщин таких групп, как выпускницы детских домов, школ-интернат и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающиеся в социальной реабилитации, проживающие самостоятельно; женщины, освобожденные из мест лишения свободы; женщины, пострадавшие от торговли людьми или условий, сходных с рабскими; женщины, находящиеся в ситуации, связанной с вынужденным переездом с места постоянного проживания, в том числе беженки и вынужденные переселенки без документов, удостоверяющих личность, и т.д.) осуществляют проверкой состава и содержания помощи, в какой степени эта помощь обеспечила правильное понимание клиентками сути интересующих их проблем, способствовала юридически грамотной разработке и направлению в соответствующие инстанции необходимых документов, обеспечила контроль за их прохождением, помогла своевременному и объективному решению изложенных в них вопросов.
4.8.5. При контроле качества по содействию в привлечении к ответственности лиц, допускающих насилие по отношению к женщине, проверяют своевременность и полноту оказания помощи пострадавшим от насилия в оформлении и представлении в суд необходимых документов, участвуют ли юристы учреждений социального обслуживания населения в судебных процессах и какова степень их влияния на принятие объективного и справедливого решения суда.
4.8.6. Контроль качества социально-правового патронажа женщин осуществляют проверкой систематичности проведения наблюдений за ними для своевременного выявления и предупреждения возможной угрозы насилия или других противоправных действий в отношении их и своевременно ли оказывают им необходимую в данный момент социально-правовую помощь.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 23 ноября 2009 г. N 178-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей в Хабаровском крае"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года
Текст приказа опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 февраля 2010 г. N 1 (90)
Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 9 октября 2019 г. N 220-П настоящий приказ признан утратившим силу после официального опубликования названного приказа