В соответствии с Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Постановлением Губернатора Хабаровского края от 31.03.2006 N 77 "О концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Хабаровском крае на 2006-2010 годы", в целях обеспечения экологической безопасности Советско-Гаванского муниципального района при обращении с отходами производства и потребления, комплексного решения вопросов по сбору и переработке отходов производства и потребления, снижения их негативного воздействий на окружающую природную среду и здоровье населения постановляю:
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Концепцию развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2007 -2010 годы;
1.2. Меры по реализации Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2007-2010 годы.
2. Управлениям, комитетам, отделам Администрации муниципального района, предприятиям и организациям всех форм собственности расположенным на территории района обеспечить выполнение Концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2007-2010 годы, а также в течение 2007 года разработать комплекс мероприятий, обеспечивающих ее реализацию.
3. Контроль за исполнение настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Главы Администрации муниципального района Д.В. Тюрина
4. Данное постановление вступает в силу со дня его опубликования.
Глава муниципального района |
С.Л. Луговской |
Концепция
развития сферы обращения с отходами производства и потребления в
Советско-Гаванском муниципальном районе на 2007 - 2010 годы
(утв. Постановлением Главы муниципального района от 22 января 2007 г. N 11)
1. Введение
Отходы производства и потребления относятся к одному из основных факторов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, обуславливающих ухудшение условий жизни человека. Опыт свидетельствует, что полностью используются только часть добытого и переработанного сырья. Тогда как большая часть превращается в отходы различной степени опасности. По мере использования материальных ресурсов они также переходят в категорию отходов. В итоге основная масса изъятых природных материалов трансформируется в отходы, которые зачастую представляют гораздо более высокую экологическую опасность, чем исходное сырье, и являются прямыми или косвенными источниками загрязнения всех компонентов окружающей среды.
Для сохранения качества окружающей природной среды наиболее оптимальным является путь совершенствования технологий производства. При этом либо внедряется безотходное производство, либо меняется структура отходов и они становятся менее опасными, пригодными для дальнейшей переработки в продукцию хозяйственного назначения.
Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее эффективных видов для поставки сырья на экспорт или для уже существующих производств по его переработке (макулатура, текстиль, пластики, цветные и черные металлы). Учитывая постоянное снижение ресурсного потенциала, любые отходы, образующие в сфере материального производства, а также услуг и быта, должны рассматриваться как вторичное сырье.
При общем понимании и участии в решении проблем, как конкретными исполнителями, так и в целом населением, будет достигнут переход к экологически безопасному, устойчивому развитию. Однако менталитет населения в настоящее время не позволяет кардинально решить проблему загрязнения окружающей среды отходами. В этой связи, не меньшее внимание должно быть уделено экологическому воспитанию и образованию населения.
Таким образом, решение проблемы, имеющей особую значимость для функционирования экономики, социального развития и условий проживания населения, осуществление единой государственной политики в сфере обращения с отходами на муниципальном уровне требуют применения комплексного подхода.
2. Анализ существующей ситуации с отходами в Советско-Гаванском
муниципальном районе
Сложившаяся в Советско-Гаванском муниципальном районе ситуация в области Образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов Характеризуется опасным загрязнением окружающей среды, нерациональным Использованием природных ресурсов, значительным экономическим ущербом и представляет значительную угрозу населению района.
Ежегодно на территории Советско-Гаванского муниципального района образуется 181 тыс. тонн отходов производства и потребления, в том числе: От предприятий лесной отрасли - 76 200 т От предприятий рыбной отрасли - 30 т Топливо-энергетического комплекса - 11 230 т Предприятий жилищно-коммунального хозяйства - 15 000 т
Серьезную проблему для муниципального района представляет длительное хранение ртутьсодержащих приборов и ламп, относящихся к первому классу опасности.
Отсутствие очистных сооружений на территории города Советская Гавань, поселка Лососина, с. Гатка создает реальную угрозу загрязнения залива Советская Гавань, ежегодно в залив сбрасывается 2819 тыс. тонн неочищенных промышленных и хозяйственно-бытовых стоков.
С ростом потребления товаров, увеличения их количества и ассортимента, количество твердых бытовых отходов (ТБО) ежегодно растет. Все большую долю занимают отходы из синтетических материалов, которые практически не разлагаются естественным путем и требуют промышленной переработки.
Одним из основных показателей, характеризующих неблагополучную ситуацию в области обращения с отходами, является санитарное состояние почв. Повсеместно в границах поселений и за их пределами возникают несанкционированные свалки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального района в 2006 году зарегистрировано 11 несанкционированных свалок, на которых размещено более 300мЗ. отходов производства и потребления.
Многие виды отходов являются общими для большинства поселений района. Например, повсеместно образуются нефтесодержащие отходы, металлом, отработанные автошины, аккумуляторы и ртутьсодержащие лампы, золошлаковые отходы, твердые бытовые отходы.
Вместе с этим многие из образующихся на территории района отходов обладают материально-ресурсным потенциалом и могут быть использованы для производства товарной продукции, выполнения работ и услуг, получения электрической и тепловой энергии.
В районе проводится работа по реализации конкретных мероприятий по решению проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления. В целях предотвращения загрязнения окружающей среды отходами, усиления контроля за перемещением, использованием, хранением и утилизацией особо опасных видов отходов в последние пять лет было принято ряд постановлений Главы муниципального района и решений Собрания депутатов, направленных на совершенствование регулирования сферы обращения с отходами.
Продолжается работа по вовлечению предприятий района в процесс переработки образующихся на территории района отходов производства и потребления.
На территории района начаты работы по выбору земельного участка под проектирование и строительство районного полигона по утилизации и захоронению отходов производства и потребления.
Организованы и работают 4 организации по сбору металлического лома, имеющие лицензию на данный вид деятельности.
Предприятием ЗАО "Гаваньбукер" производится приемка жидких нефтепродуктов от предприятий, организаций района для дальнейшей переработки и утилизации.
Предприятиями ООО "Фарт", ООО "Ванино-Тайрику", ООО "Совгаванский ЛПК" производится частичная утилизация отходов лесопиления на собственных котельных для выработки тепловой энергии для технологических нужд собственного производства. Ежегодно на котельных данных предприятий утилизируется более 20 тыс. тонн отходов лесопиления.
Предприятием ООО "Совгаванская топливная компания" освоен выпуск древесного топлива в гранулах "Пилет", которые производятся из отходов лесопиления, полученное топливо реализуется на территории района.
Достигнуто соглашение Администрации муниципального района с Хабаровским предприятием ООО "Адриатик" об организации филиала на территории города Советская Гавань с целью уничтожения твердых нефтесодержащих отходов, для чего в городе будет смонтирована и начнет работать установка "Форсаж - 1".
Администрация муниципального района по соглашению с КГУ ДПО "Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования" организовывает направление кандидатов для получения профессиональной подготовки в области обращения с отходами.
Существует ряд проблем в сфере обращения с отходами производства и потребления:
- отсутствую, рентабельные технологии утилизации многих видов опасных отходов, что увеличивает риск экологически неблагоприятных изменений окружающей среды. Проблемными также остаются и пока не находят практического решения вопросы использования шлака автономных котельных промышленных предприятий и предприятий жилищно-коммунального хозяйства, утилизации отходов, оставшихся на территории расположения ликвидированных воинских частей.
- для захоронения направляется большое количество твердых отходов, уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов низкий. Практически все санкционированные свалки района по разным причинам и требования предъявляемым к местам захоронения отходов не соответствуют нормам установленным действующим природоохранным законодательством.
3. Направление развития сферы обращения с отходами по отраслевому признаку
Концепция развития сферы обращения с отходами производства и потребления нацелена на предотвращение и ликвидацию вредного воздействия отходов на окружающую среду, и здоровье населения с максимальным вовлечением отходов в хозяйственный оборот.
Меры по реализации концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления включают:
Административно-организационные меры, включая нормативно-правовое регулирование;
Научно-техническое обоснование;
Информационно-образовательные меры.
Топливно-энергетический комплекс
Отходы топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в настоящее время создают серьезную проблему в муниципальном районе. Ежегодно образуется около 1000 тонн золошлаковых отходов. На конец 2005 года накоплено 729 тонн золошлаковых отходов, занимающих около 39 га земли.
В мировой практике использование золы ТЭЦ основывается на производстве строительных материалов. В районе данное направление не развито.
Лесная и деревообрабатывающая промышленность
В районе накоплено более млн. кубометров древесных отходов 135 тыс. куб., в том числе:
- отходов лесозаготовок - 80 тыс. куб. м.;
- отходов лесопиления - 55 тыс. куб. м.
Древесные отходы способствуют возникновению лесных пожаров, являющихся Источниками задымления близлежащих городов и поселков. Все это наносит значительный ущерб здоровью населения, особенно детям и беременным женщинам, а также качеству окружающей среды. Древесные отходы, попадая в различные водоемы и 8оны затопления, разлагаются без доступа кислорода, и служат источником фенольных Соединений, отравляя водоемы. Древесные отходы, образующиеся в больших объемах на Лесосеках лесозаготовительных предприятий и промышленных площадках деревоперерабатывающих предприятиях, являются одним из крупных неиспользованных ресурсов для малой энергетики. Перспективной схемой их утилизации является схема, Исключающая вывоз древесных отходов на полигоны и предусматривающая их комплексную переработку путем сжигания в специальных котлах, с получением тепловой И электрической энергии. Решением проблемы обеспечения тепловой и электрической Энергией поселений, специализирующихся на заготовке и переработке древесины, может Стать установка специализированных котлов по сжиганию древесных отходов.
Другим направлением утилизации древесных отходов является их термическая Переработка в специализированных установках, с получением активированных углей в виде товарной продукции.
Успешно применяются отходы деревопереработки в современных технологических процессах, например, в качестве топлива для сушки пиломатериалов и технологических заготовок.
Здравоохранение
Ежегодно в районе образуется до 100 тонн медицинских отходов и при этом сохраняется устойчивая тенденция к интенсивному росту. Проблема обращения медицинских отходов становится чрезвычайно актуальной в настоящее время. Медицинские отходы рассматриваются и оцениваются как фактор не только прямого, но и опосредованного риска возникновения инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения в силу возможного загрязнения практически всех элементов окружающей среды. Потенциально инфицированные отходы медицинских учреждений представляют эпидемиологическую опасность. Отсутствие в настоящее время в большинстве лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) района организованной системы сбора, транспортировки и удаления медицинских отходов создает угрозу заражения пациентов, персонала, функциональных помещений ЛПУ патогенными микроорганизмами, что повышает риск распространения внутри больничных инфекций и вынос инфекции за пределы медицинских учреждений. Зачастую лекарственные средства, не разрешенные к применению, с просроченным сроком действия, фальсифицированные, не утилизируются соответствующим образом, оказываются в мусорных контейнерах и полигонах ТБО.
Обезвреживание медицинских отходов подразумевается разделение их в ЛПУ по степени токсичности и доставку к месту централизованной переработки.
На сегодняшний день существует несколько видов технологий обезвреживания медицинских отходов: сжигание, стерилизация в автоклаве, химическая дезинфекция, пиролиз, лазерная обработка, микроволновая дезинфекция, плазменная технология.
В ближайшей перспективе основным способом обезвреживания медицинских отходов является применение безопасных технологий термического уничтожения. Строительный комплекс
В Советско-Гаванском муниципальном районе за последние пять лет объемы строительно-монтажных и ремонтно-восстановительных работ сократились, однако проводимые строительно-монтажные и ремонтно-восстановительные работы на территориях городских поселений увеличиваю объемы строительных отходов. Основная часть строительных отходов (за исключением лакокрасочных отходов) относится, к 4 классу опасности и нее оказывает серьезного экологического воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Тем не менее, проблема размещения строительных отходов в городских поселениях, существует. Основными направлениями использования строительных отходов является их применения в качестве сырья для производства бетона, щебня и других. Остальные составляющие строительного мусора, не являющиеся ценным вторичным сырьем (включая грунт, используемый при изготовлении щебеночной смеси), используются в качестве изоляционного материала на полигонах ТБО и для рекультивации существующих карьеров и оврагов в районе новых строительных площадок.
В районе не достаточно организованы сбор и переработка этого вида отходов и учет хозяйствующих субъектов, при осуществлении деятельности которых образуются строительные отходы (ремонт квартир, строительство и снос зданий).
Для получения щебеночной смеси, возможно, применение типовых линий для переработки горных пород, монтируемых на площадке без необходимости сооружения специальных фундаментов. Непосредственно на местах строительства объектов и в подобных условиях переработка отходов целесообразна на мобильных агрегатах, не требующих сооружения фундамента, совмещающих дробление, сортировку, металл отделение и требующих небольшую площадь для размещения.
Рыбная отрасль
Ежегодно в районе образуется более 30 тонн отходов рыбной промышленности. Перспективными направлениями утилизации отходов переработки водно-биологических ресурсов являются получение биологически активных веществ, сорбентов на основе хитозана, выпуск рыбной муки, удобрений, препаратов для медицины, ветеринарии, сельского хозяйства.
Сельскохозяйственный комплекс
В Советско-Гаванском районе слабо развито сельскохозяйственное производство, существующие подсобные хозяйства реализуют отходы животноводства населению, для использования качестве удобрения на дачных участках.
Отходы сельскохозяйственного производства отличаются высоким содержанием жидкой фракции, что затрудняет их транспортировку и хранение. Невозможность их быстрого использования без предварительной дезинфекции и перевода в формы, пригодные для применения в качестве удобрений, приводит к накоплению этих отходов в значительных количествах на ограниченных территориях (как правило, в непосредственной близости от мест их образования). Накопление и хранение их без соблюдения необходимых условий приводит к долговременному загрязнению и изменению состава почв и атмосферного воздуха. Вредные химические компоненты отходов загрязняют поверхностные и подземные водоисточники, что значительно ухудшает экологическую обстановку и оказывает негативное воздействие на здоровье населения. При переработке отходов птицефабрик и животноводческих комплексов наиболее рациональным считается применение перспективных технологически и экологически безопасных методов, основанных на комплексном подходе вовлечения в цикл переработки отходов нескольких видов. Для выпуска комплексного высокоэффективного удобрения необходимо применение совместного компостирования отходов птицефабрик, животноводческих комплексов с использованием биоактиваторов
Начальник отдела природопользования |
В.М. Просолов |
Мероприятия
по реализации Концепции развития сферы обращения с отходами производства и
потребления в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2007 - 2010 годы
(утв. Постановлением Главы муниципального района от 22 января 2007 г. N 11)
N п\п |
Мероприятия |
Срок исполнения |
Исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Административно-организационные меры | |||
1.1. |
Обоснование и проведение мероприятий по недопущению возникновения техногенных и экологических катастроф либо гибели людей в связи с прекращением деятельности предприятий, признанных банкротами |
2007-2010 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
1.2. |
Оказание муниципальной поддержки предприятиям в рамках действующего законодательства в реализации эффективных научно-технических, инновационных и инвестиционных проектов, развивающих переработку отходов |
2007-2010 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
1.3 |
Разработка мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности отрасли вторичных ресурсов |
2007-2010 годы |
Отдел экономики и планирования Администрации муниципального района |
1.4. |
Рассмотрение вопроса о межпоселенческом перемещении отходов в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного характера при осуществлении обращения с отходами |
2007 - 2010 годы |
Отдел промышленности транспорта энергетики и связи Администрации муниципального района |
2. Совершенствование нормативно правовой базы | |||
2.1. |
Подготовка и утверждение, на Собрание депутатов муниципального района "Правил обращения с отходами и порядок утилизации отходов на территории муниципального района" |
2007 год |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
2.2. |
Подготовка и представление в установленном порядке на рассмотрение районной комиссии по вопросам налогообложения предложения и финансово-экономического обоснования по внесению изменений в нормативно правовые акты муниципального района, в установления льгот для налогоплательщиков, основным видом деятельности которых является заготовка (сбор), обработка и переработка отходов |
2007-2010 годы |
Финансовое управление Администрации муниципального района |
2.3. |
Ежегодно готовить экономическое обоснование тарифов на захоронение отходов на муниципальных полигонах с учетом всех технологических циклов, обеспечивающих безопасную эксплуатацию полигона в соответствии с действующим законодательством |
2007-2010 годы |
Отдел экономики и планирования Администрации муниципального района |
3. Научно-технические меры | |||
3.1. Топливно-энергетический комплекс | |||
3.1.1. |
Содействие в разработке и организации централизованного сбора и утилизации отходов нефти и нефтепродуктов |
2008-2010 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
3.1.2. |
Содействие в создании производств по регенерации отработанных масел |
2007-2010 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
Лесная и деревоперерабатывающая промышленность | |||
3.2. |
Разработка мероприятий по вовлечению в переработку отходов лесозаготовки и лесопереработки в целях предотвращения чрезвычайных ситуаций, связанных с возгораниями отходов (в рамках Основных направлений по развитию лесной отрасли в крае на 2007 - 2010 годы), в том числе: |
2007 - 2008 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района, лесозаготовительные и лесоперерабатывающие предприятия |
3.2.1. |
Осуществление мер по развитию мощностей по переработке отходов лесопромышленного производства для производства тепловой энергии для сушки пиломатериалов |
2007-2010 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района, лесоперерабатывающие предприятия |
3.2.2. |
Проработка вопроса строительства мини-электростанций и тепловых станций, работающих на древесных отходах |
2008-20101 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района, предприятия лесопромышленного комплекса района |
Обращение с твердыми бытовыми отходами | |||
3.3 |
Проектирование и строительство Районного полигона по утилизации, переработке и размещению отходов производства и потребления |
2007 - 2009 годы |
Архитектурно-строительное управление Администрации муниципального района |
3.4. |
Рекультивация действующих муниципальных свалок отходов производства и потребления на территориях городских поселений "Рабочего поселка Лососина", "Рабочего поселка Заветы Ильича" |
2007-2010 годы |
МУП "Спектр" |
3.5. |
Проведение входного контроля отходов, поступающих на полигоны, в том числе радиационного |
2007-2010 годы |
МУП "Спектр" |
3.6. |
Проведение инструментального контроля объемов фактического накопления отходов ТБО на полигонах ( весовой контроль) |
2007-2010 годы |
МУП "Спектр" |
3.7. |
Обеспечение районного полигона техникой: - Бульдозер - 1 шт. - Экскаватор - 1 шт. - Погрузчик - 1 шт. |
2007-2010 годы |
МУП "Спектр" |
Промышленность и транспорт | |||
3.8. |
Включение в проект Районного полигона по утилизации, переработке и размещению отходов производства и потребления, строительство сооружений по захоронению не утилизируемых промышленных отходов |
2007-2010 годы |
Архитектурно-строительное управление Администрации муниципального района |
4. Информационно-образовательные меры | |||
4.1 |
Создание и ведение единой базы данных по отходам и технологиям переработки и обезвреживания отходов |
2007-2010 годы |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
4.2. |
Формирование заинтересованности населения в решении проблем обращения с отходами через привлечение СМИ, общественных организаций |
2007-2010 годы |
Редакция газеты "Советская звезда" |
4.3. |
Экологическое образование и просвещение населения в области обращения с отходами, в том числе школьников и студентов |
2007-2010 годы |
Управление образования |
Начальник отдела природопользования |
В.М. Просолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Главы Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 22 января 2007 г. N 11 "О концепции развития сферы обращения с отходами производства и потребления в Советско-Гаванском муниципальном районе на 2007-2010 годы"
Данное постановление вступает в силу со дня его опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Советская звезда" от 1-7 февраля, 2007 г. N 5, в Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района от 14 февраля 2007 г. N 1