Решение Хабаровского краевого суда
от 28 июля 2009 г. N 3-121/09
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 58-Г09-15 настоящее Решение оставлено без изменения
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП "Трамвайно-троллейбусного управления" о признании абзаца 5 пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года N 122 (в редакции постановлений Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005г. N 160, от 25.05.2007 г. N 78, от 04.08.2008 N 106 и от 13.05.2009 г. N 66) о стоимости проезда по единому социальному проездному билету в месяц по городскому округу "город Хабаровск" 430 рублей недействующим, установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 года "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (в ред. постановлений Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005 N 160, от 25.05.2007 N 78, от 04.08.2008 N 106, от 13.05.2009 N 66), опубликовано "Тихоокеанская звезда", N 96, 24.05.2005, "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.06.2005, N 5(34), абзацем 5 пункта 3 установлена стоимость проезда в г. Хабаровске на общественном транспорте по единому социальному проездному билету - 430 рублей.
МУП "Трамвайно-троллейбусного управления" обратилось в суд с заявлением о признании абзаца 5 пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года N 122 (в редакции постановлений Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005 г. N 160, от 25.05.2007 г. N 78, от 04.08.2008 N 106 и от 13.05.2009 г. N 66) о стоимости проезда по единому социальному проездному билету в месяц по городскому округу "город Хабаровск" 430 рублей - недействующим.
В обосновании заявленных требований указали, что стоимость проезда является заниженной, установлена приблизительно, без учета постоянно растущей стоимости ГСМ, запасных частей, тепловой и электрической энергии. Кроме того, приобретая ЕСПБ, гражданин осуществляет поездки неограниченное количество раз, а постановлением N 122 (в редакции постановления N 106) установлена фиксированная стоимость проезда по ЕСПБ, тем самым затрагиваются интересы предприятия на получение платы за проезд в полном объеме.
Кроме того, проездной билет единого образца действует на всей территории края. Бесплатным проездом в городе Хабаровске на городском общественном транспорте пользуются не только жители г. Хабаровска, но и других муниципальных образований края (таких 19 и стоимость проезда по ЕСПБ в них разная), получивших в этих муниципальных образованиях социальные билеты, а оплата предприятию осуществляется только за граждан, получивших ЕСПБ в г. Хабаровске, из расчета стоимости проезда, установленной постановлением Губернатора N 122 с 01 августа 2008 года - 430 рублей, за минусом 12.1% от указанных сумм, которые направляются на пригородные перевозки.
В судебном заседании представитель МУП "Трамвайно-троллейбусного управления" Садко В.П. полностью поддержал заявленные требования.
Представители Правительства Хабаровского края Знаменская Т.И. и Таран Л.П. с заявленными требованиями не согласились.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора Лазаревой Н.А., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 года "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (в ред. постановлений Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005 N 160, от 25.05.2007 N 78, от 04.08.2008 N 106, от 13.05.2009 N 66), опубликовано "Тихоокеанская звезда", N 96, 24.05.2005, "Собрание законодательства Хабаровского края", 12.06.2005, N 5(34), абзацем 5 пункта 3 установлена стоимость проезда в г. Хабаровске на общественном транспорте по единому социальному проездному билету - 430 рублей.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Статья 251 ГПК РФ содержит обязанности для организаций об указании в заявлении сведений о нарушении их прав и законных интересов.
Заявителем не представлены суду доказательства нарушения его прав и законных интересов обжалуемыми положениями норм правового акта, поскольку заявитель не согласен не с самой нормой, а с суммой, которая содержится в оспариваемой норме и с методикой расчета указанной суммы.
Абзац 6 пункта 3 Постановления регулирует правоотношения между органами исполнительной власти края и органами муниципальных образований в сфере обеспечения финансовыми ресурсами органов местного самоуправления для выполнения переданных им в установленном порядке государственных полномочий на решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Указанной нормой определены финансовые средства, выделяемые органам муниципальных образований края на выполнение государственных полномочий.
Абзац 6 пункта 3 адресован органам муниципальных образований края и соответственно прав и законных интересов хозяйствующих субъектов, которым является МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", не нарушает.
Статья 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. 134-ФЗ устанавливает порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного Федерального закона следует читать как "131-ФЗ"
Пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года: N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе по решению вопросов, указанных в подпункте 24 пункта 2 статьи 26.3 указанного закона, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно части 2 статьи 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 год N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в статье 26.2 и пункте 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона.
Пунктом 3 части 6 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что законы субъекта Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные или региональные государственные минимальные социальные стандарты.
В соответствии с частью 3 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Законом Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 246 "О наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки (реализации системы мер, обеспечивающих социальные гарантии в соответствии с федеральным и краевым законодательством) в отношении отдельных категорий граждан, в том числе по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования.
Законом Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" установлено, что распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований края на решение вопросов, указанных в пунктах 1, 1.1-1.4 статьи 2 настоящего закона, осуществляется на основании методик согласно приложениям 2-12 к настоящему закону.
Приложением N 2 к Закону Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 246 определена Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на осуществление расходов по оплате проезда отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования.
Разделом 2 указанной Методики установлено, что стоимость проезда по единому социальному проездному билету в муниципальном образовании края определяется нормативным правовым актом края.
Согласно Закона Хабаровского края от 26 ноября 2008 года N 166 "О краевом бюджете на 2009 год" утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований края из краевого фонда компенсаций на выполнение отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти края, установленных законом Хабаровского края от 29.12.2004 N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" в сумме 5924562,3 тыс. рублей, в том числе на осуществление расходов по оплате проезда отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования для городского округа "Город Хабаровск" в сумме 383880,2 тыс. рублей, согласно приложению 15 к данному закону.
В пределах полномочий и средств, установленных краевым законом, Губернатор Хабаровского края определяет стоимость проезда по единому социальному проездному билету по муниципальным образованиям края, в том числе по муниципальному образованию городской округ "город Хабаровск".
Таким образом, положения обжалуемой нормы права регулируют правоотношения между органами исполнительной власти края и органами муниципальных образований в сфере обеспечения финансовыми ресурсами органов местного самоуправления для выполнения переданных им в установленном порядке государственных полномочий на решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, приняты в пределах полномочий органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и тем самым не нарушают права и законные интересы Заявителя.
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. 131-ФЗ регулирует вопросы полномочия органов местного самоуправления по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ
Тем самым вопрос распределения денежных средств, поступающих из краевого бюджета, находится в ведении муниципальных образований края.
Пунктом 11 Постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 г. N 122 рекомендовано муниципальным образованиям разработать и утвердить положения по распределению денежных средств от реализации социального проездного билета на территории муниципальных образований.
Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения заявления МУП "Трамвайно-троллейбусного управления".
Руководствуясь статьями 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
В удовлетворении заявления МУП "Трамвайно-троллейбусного управления" о признании абзаца 5 пункта 3 постановления Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 года N 122 (в редакции постановлений Губернатора Хабаровского края от 25.07.2005 г. N 160, от 25.05.2007 г. N 78, от 04.08.2008 N 106 и от 13.05.2009 г. N 66) о стоимости проезда по единому социальному проездному билету в месяц по городскому округу "город Хабаровск" 430 рублей недействующим - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 28 июля 2009 г. N 3-121/09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 7 октября 2009 г. N 58-Г09-15 настоящее Решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании