Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края
от 27 ноября 2009 г. N 183-П
"Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания
населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения.
Документация учреждений социального обслуживания"
В соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации", Законом Хабаровского края от 31 января 2005 г. N 260 "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста, инвалидов, граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, безнадзорных детей", а также в целях обеспечения качества предоставляемых социальных услуг приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Государственный стандарт социального обслуживания "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания населения" (далее - стандарт).
2. Установить, что требования настоящего стандарта являются обязательными для соблюдения государственными учреждениями социального обслуживания населения Хабаровского края.
3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей министра по направлениям деятельности.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2010 года.
Первый заместитель |
В. П. Казаков |
Государственный стандарт
Социальное обслуживание населения Хабаровского края.
Документация учреждений социального обслуживания
(утв. приказом министерства социальной защиты населении Хабаровского края от 27 ноября 2009 г. N 183-П)
1. Область применения
Настоящий стандарт распространяется на документацию, в соответствии с которой функционируют упреждения социального обслуживания населения (далее - учреждения) независимо от их типа, вида, форм собственности, и устанавливает состав документации, ее назначение и краткую характеристику.
2. Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие государственные стандарты, утвержденные приказом министерства социальной защиты населения края от 30 января 2008 г. N 11-п "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае":
- "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";
- "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг";
- "Социальное обслуживание населения. Термины и определения".
3. Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины и определения, установленные Государственным стандартом социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Термины и определения", утвержденным приказом министерства социальной защиты населения края от 30 января 2008 г. N 11-П "Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения в Хабаровском крае"
4. Состав и характеристика документации учреждений социального обслуживания
Документация учреждения включает в себя:
- Устав учреждения;
- Положение об учреждении;
- правила, инструкции, методики;
- документацию на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы);
- документы в области стандартизации;
- прочие документы.
Состав документации конкретного учреждения может быть уточнен по сравнению с изложенным в настоящем стандарте (в сторону увеличения или уменьшения) в зависимости от типа учреждения, специфики обслуживаемых категорий населения, характера предоставляемых услуг.
4.1. Устав учреждения
В Уставе учреждения должны быть следующие разделы:
- общие положения;
- правовой статус учреждения;
- предмет, цели и направления деятельности учреждения;
- имущество и финансы учреждения;
- финансово-хозяйственная деятельность учреждения;
- структурные подразделения учреждения;
- управление учреждением;
- трудовой коллектив учреждения;
- хранение документов;
- реорганизация и ликвидация учреждения.
4.1.1. Общие положения
Раздел должен содержать сведения о полном официальном наименовании учреждения (оно должно включать в себя его организационно-правовую форму, дату его создания, местонахождение, фактический и юридический адреса).
4.1.2. Правовой статус учреждения
В разделе должны указываться цели создания учреждения, сведения об учредителе (учредителях), правоспособности учреждения как юридического лица, отнесении учреждения к объектам той или иной формы собственности, нормативных правовых актах, которыми руководствуется учреждение, о других вопросах правового характера.
4.1.3. Предмет, цели и направления деятельности учреждения
В разделе должны быть указаны направления социального обслуживания населения, по которым предоставляются услуги гражданам, с указанием категорий обслуживаемых граждан, видов социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые и другие), а также вопросы, связанные с лицензированием деятельности учреждения.
4.1.4. Имущество и финансы учреждения
В разделе должны быть указаны положения о правах на имущество учреждения и порядке распоряжения им, о закреплении за учреждением имущества на праве оперативного управления, об источниках формирования существа и финансовых средств учреждения, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
4.1.5. Финансово-хозяйственная деятельность учреждения
В разделе должны быть отражены сведения о наличии филиалов учреждения, о договорных отношениях учреждения с третьими лицами в сфере хозяйственной деятельности, организации ведения бухгалтерского и статистического учетов и отчетности в соответствии с действующими в Российской Федерации положениями о них, о контроле за деятельностью учреждения.
4.1.6. Структурные подразделения учреждения
В разделе должны быть указаны структурные подразделения, создаваемые в учреждении и отвечающие его предмету, целям и направлениям деятельности, а также права на открытие (по согласованию с учредителем) отделений, служб и иных структурных подразделений, деятельность которых отвечает целям и задачам учреждения.
4.1.7. Управление учреждением
Раздел должен содержать сведения о порядке назначения руководителя учреждения, компетенции руководителя учреждения и учредителя (учредителей) по отношению к учреждению, правах руководителя учреждения: представлять интересы учреждения в государственных и муниципальных органах и иных организациях, утверждать структуру и смету расходов учреждения и штатное расписание в пределах выделенных ассигнований; заключать коллективный договор и трудовые договоры с работниками; устанавливать форму, систему и размеры оплаты труда работников учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденной сметой расходов, и других.
4.1.8. Трудовой коллектив учреждения
В разделе указывается, что в состав трудового коллектива учреждения входят все граждане, участвующие в деятельности учреждения на основе трудового договора. Трудовой коллектив учреждения рассматривает и решает вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.1.9. Хранение документов
Учреждение обязано хранить следующие документы:
- Устав Учреждения, а также изменения и дополнения, внесенные в Устав и зарегистрированные в установленном порядке;
- свидетельство о государственной регистрации Учреждения;
- перечни, акты приема-передачи имущества, передаваемого Учреждению на праве оперативного управления, а также иные документы, связанные с созданием Учреждения;
- документы, подтверждающие права Учреждения на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы Учреждения;
- Положение об Учреждении;
- приказы и распоряжения учредителя и министерства социальной защиты населения Хабаровского края касающиеся деятельности Учреждения;
- аудиторские заключения, заключения органов государственного финансового контроля;
- документы, перечисленные в пункте 4.6 настоящего стандарта;
- иные документы, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами, Уставом Учреждения, приказами и распоряжениями учредителя, министерства социальной защиты населения Хабаровского края и директора Учреждения.
Учреждение хранит документы по месту своего нахождения.
При ликвидации учреждения вышеназванные документы передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все работы, связанные с отбором, подготовкой и передачей архивных документов на постоянное хранение, в том числе с их упорядочением, осуществляется силами и за счет средств учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.
4.1.10. Реорганизация и ликвидация учреждения
В разделе должны быть указаны положения о реорганизации и ликвидации учреждения, которые осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных гражданским законодательством.
4.2. Положение об учреждении
Положение об учреждении социального обслуживания - основной рабочий документ, в соответствии с которым организуется работа учреждения.
В Положении излагают следующие сведения об учреждении:
4.2.1. Назначение учреждения с указанием его вида (комплексный центр, центр, дом-интернат, социальные приют и т.д.), типа (стационарное, полустационарное, социальное обслуживание на дому и т.д.), категорий граждан, обслуживаемых учреждением (дети, женщины, семьи, инвалиды, граждане пожилого возраста, лица без определенного места жительства и занятий и др.), видов предоставляемых социальных услуг (социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-экономические, социально-правовые), ведомственной принадлежности и формы собственности (государственной или иное формы собственности).
4.2.2. Законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Хабаровского края, в соответствии с которыми осуществляется деятельность учреждения.
4.2.3. Условия размещения учреждения, его обеспеченность коммунально-бытовыми услугами всех вида (отопление, водоснабжение, водоотведение, электричество, газ, радио, телефон, телевидение и т.д.), соответствие санитарно-гигиеническим нормам и требованиям пожарной безопасности.
4.2.4. Порядок организации взаимодействия и поддержания контактов учреждения с краевыми государственными учреждениями социальной поддержки населения, органами здравоохранения, образования, внутренних дел, другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с населением в социальной сфере.
4.2.5. Порядок создания, реорганизации или ликвидации учреждения с указанием, какие органы исполнительной власти и по согласованию с кем осуществляют эти мероприятия.
4.2.6. Источники финансирования, за счет которых организуется и содержится учреждение
4.2.7. Юридический статус учреждения с изложением вопросов, касающихся возможности иметь как юридическому лицу самостоятельный баланс или смету, банковский счет, штампы и бланки, эмблему, открывать (при необходимости) филиалы и т.д.
4.2.8. Порядок принятия (зачисления) граждан на обслуживание и снятия с него.
В разделе должен быть указан перечень документов, в соответствии с которыми граждане зачисляются на социальное обслуживание.
Кроме того, в разделе должны быть также изложены сведения о том, какие категории граждан пользуются правом внеочередного и первоочередного принятия на обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации и края, а также в каком порядке и в каких случаях проводится снятие с социального обслуживания (по личному заявлению обслуживаемого лица, истечению срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за обслуживание, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушений правил поведения обслуживаемыми гражданами и т.д.).
4.2.9. Условия оказания социальных услуг
В разделе должны быть указаны:
- порядок и условия бесплатного предоставления гарантированных государством социальных услуг, а также на условиях частичной или полной оплаты;
- порядок предоставления дополнительных платных социальных услуг, не предусмотренных перечнем гарантированных государством социальных услуг;
- порядок взимания платы за стационарное социальное обслуживание (для стационарных учреждений социального обслуживания);
- документы, на основании которых руководство учреждения принимает решение об условиях бесплатного предоставления социальных услуг, а также на условиях частичной или полной оплаты или предоставления стационарного социального обслуживания;
- порядок заключения договора на социальные услуги, оказываемые на условиях частичной полной или оплаты, на стационарное социальное обслуживание, содержание договора, порядок его изменения и расторжения.
4.2.10. Основные задачи учреждения, категории обслуживаемого населения
4.2.10.1. Общими для всех видов и типов учреждений социального обслуживания являются следующие основные задачи, которые должны отражаться в Положении:
- выявление совместно с государственными и муниципальными органами (здравоохранения, образования, внутренних дел, занятости и др.), общественными и религиозными организациями и объединениями граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и их учет;
- определение конкретных форм помощи гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, исходя из состояния их здоровья, возможности к самообслуживанию и материально-бытового положения;
- оказание необходимых гражданам социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-экономических, социально-правовых услуг в соответствии с назначением учреждения, а также осуществление социального патронажа лиц, нуждающихся в социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- внедрение в практику новых и более эффективных форм социального обслуживания населения;
- привлечение государственных, муниципальных органов и общественных объединений к решению вопросов социальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
4.2.10.2. В Положения об учреждениях социального обслуживания детей и семьи, кроме основных задач, указанных в 4.2.10.1 настоящего стандарта, необходимо дополнительно включать задачи, присущие только этим конкретным учреждениям и отражающие их специфику социального обслуживания.
- выявление источников и причин социальной дезадаптации детей, их психолого-медико-педагогическое обследование, направленное на установление форм и степени социальной дезадаптации;
- разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с детьми в трудной жизненной ситуации;
- обеспечение (при необходимости) временного проживания детей в нормальных бытовых условиях с предоставлением бесплатного питания, одежды, обуви, других предметов первой необходимости, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, ухода, возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе, либо работать;
- поддержка семей в решении проблем их самообеспечения, реализации собственных возможностей по преодолению трудной жизненной ситуации;
- участие в работе по профилактике безнадзорности детей, защите их прав и интересов;
- оказание психологической, психокоррекционной и иной помощи по ликвидации кризисной ситуации в семье и содействие возвращению ребенка к родителям или законным представителям;
- подготовка рекомендаций для органов опеки и попечительства о наиболее целесообразных формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на дальнейшее воспитание;
- апробация по согласованию с органами опеки и попечительства новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- разработка и реализация индивидуальных программ социальной реабилитации и адаптации детей и семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
4.2.10.3. Перечень основных задач конкретного учреждения может выбираться из указанных в настоящем разделе, сокращаться или дополняться в зависимости от профиля учреждения и состава обслуживаемого контингента.
4.2.10.4. В учреждениях могут обслуживаться следующие категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации:
- дети;
- семьи;
- женщины;
- граждане пожилого возраста;
- инвалиды;
- граждане без определенного места жительства и занятий.
4.2.11. Структурные подразделения, основные направления их деятельности, объем предоставляемых ими услуг
Структурными подразделениями каждого учреждения являются его аппарат и соответствующие отделения.
Их число и состав обслуживающего персонала в каждом из них зависят от объема и видов предоставляемых социальных услуг.
В Положении применительно к каждому отделению должно быть указано:
- наименование и назначение;
- основные направления деятельности с указанием перечня предоставляемых социальных услуг и кратким изложением их содержания.
4.3. Правила, инструкции, методики
Правила, инструкции, методики предназначаются для регламентирования процесса предоставления клиентам социальных услуг.
4.3.1. Правила внутреннего трудового распорядка должны определять режим работы учреждения, порядок действия его структурных подразделений (отделений) и их взаимодействия между собой при оказании социальных услуг.
4.3.2. Правила поведения граждан, обслуживаемых учреждением, должны определять их права и обязанности как клиентов учреждения, характер их взаимоотношений с обслуживающим персоналом и между собой, степень ответственности за возможные нарушения режима учреждения.
4.3.3. Должностные инструкции должны быть утверждены на каждую должность согласно штатному расписанию учреждения и устанавливать обязанности, права, ответственность работников за оказываемые ими социальные услуги, требования к образованию, квалификации, профессиональной подготовке, деловым и моральным качествам работников учреждения, к соблюдению принципов гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности по отношению к обслуживаемым гражданам, необходимости проявлять к ним вежливость, а также требования этики взаимоотношений с клиентами и их социальным окружением.
4.3.4. Инструкции о приеме, учете, хранении и выдаче денежных сумм и ценностей граждан предназначены для предупреждения возможных противоправных действий обслуживающего персонала, ущемляющих интересы граждан.
4.3.5. Методики должны содержать методы (приемы) оказания социальных услуг и их контроля.
4.4. Документация на специальное и табельное техническое оснащение (оборудование, аппаратуру и приборы)
Документация (паспорта, технические описания, инструкции по эксплуатации, формуляры и др.) на специальное и табельное техническое оснащение, имеющееся в учреждении (оборудование, аппаратуру и приборы), предназначена для обеспечения правильной и эффективной их эксплуатации, обслуживания, поддержания в работоспособном состоянии, своевременного выявления и устранения неисправностей, ремонта и замены.
4.5. Документы в области стандартизации
К документам в области стандартизации, используемым учреждениями, относятся:
- национальные стандарты Российской Федерации в области социального обслуживания;
- государственные стандарты социального обслуживания;
- стандарты учреждения, устанавливающие правила деятельности учреждения и направленные на повышение эффективности его работы, повышение качества предоставляемых услуг и эффективности помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
4.6. Прочие документы
К прочим документам относятся:
4.6.1. Свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления недвижимым имуществом, договор аренды (субаренды), заключенный с собственником имущества, договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом.
4.6.2. Копии правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположены объекты недвижимого имущества;
4.6.3. Документы технического учета и (или) технической инвентаризации недвижимого имущества (технический паспорт, кадастровый паспорт);
4.6.4. Документ территориального органа федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю о включении учреждения в состав Единого государственного регистра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и присвоении ему кода Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) и классификационных признаков (подчиненность министерству, местонахождение, вид деятельности, форма собственности, организационно-правовая форма учреждения).
4.6.5. Декларация пожарной безопасности по форме, утвержденной действующим законодательством.
4.6.6. Свидетельство о постановке на учет налоговым органом.
4.6.7. Документы, связанные с обслуживанием граждан в учреждении:
- личные дела граждан, принимаемых на социальное обслуживание, предусматривающие наличие заявлений, медицинских заключений, актов обследования;
- сведения об обслуживаемых гражданах с указанием фамилии, имени и отчества, числа, месяца и года рождения, даты принятия на обслуживание и снятия с обслуживания, перечня предоставляемых услуг, дат проверки качества обслуживания, результатов обслуживания, родственных связях клиента;
- коллективный договор учреждения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 27 ноября 2009 г. N 183-П "Об утверждении Государственного стандарта социального обслуживания населения Хабаровского края "Социальное обслуживание населения. Документация учреждений социального обслуживания"
Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2010 года
Текст приказа опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 мая 2010 г. N 4 (93)
Приказом Министерства социальной защиты населения Хабаровского края от 9 октября 2019 г. N 220-П настоящий приказ признан утратившим силу после официального опубликования названного приказа