Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Положение
об экологических коридорах в ареале амурского тигра в Хабаровском крае
(утв. Постановлением Главы Администрации Хабаровского края от 27 марта 2001 г. N 111)
Раздел 1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Законом "Об особо охраняемых природных территориях", ФЗ "О животном мире", Земельным и Лесным кодексами Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 795 "О сохранении амурского тигра и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных и растений на территории Приморского и Хабаровского краев", от 8 июля 1997 г. N 843 "О федеральной целевой программе "Сохранение амурского тигра", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края и определяет понятие об экологических коридорах в ареале амурского тигра в Хабаровском крае, порядок их выделения, охраны и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности.
1.2. Под экологическими коридорами в ареале амурского тигра в Хабаровском крае (в дальнейшем - экологические коридоры) понимаются охраняемые природные территории, включая земли, водную поверхность и воздушное пространство над ними, связывающие между собой в пределах устойчивого ареала амурского тигра различные категории особо охраняемых природных территорий и характеризующиеся комплексом ландшафтных, защитных, кормовых и других благоприятных условий для совершения миграций, обеспечения питания и размножения амурского тигра, а также других редких и исчезающих видов животных и растений, для которых решениями Администрации края и органов местного самоуправления устанавливается особый режим хозяйственной деятельности.
1.3. Экологические коридоры являются функциональными элементами системы особо охраняемых природных территорий Хабаровского края и организуются, как правило, между особо охраняемыми территориями в Хабаровском крае, а также между ними и прилегающими своими границами к административной границе Хабаровского края особо охраняемыми природными территориями других субъектов Российской Федерации и Китайской Народной Республики в целях обеспечения сохранения пространственно-генетических связей и целостности популяция амурского тигра на Дальнем Востоке.
1.4. Решения об объявлении экологических коридоров и установлении особого режима хозяйственной деятельности в них утверждаются Администрацией края по представлению территориальных подразделений специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации по охране окружающей природной среды, а также по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, на основании решений краевой рабочей группы, образованной Постановлением Главы Администрации края от 10 июля 2000 г. N 243 "О краевой рабочей группе по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края".
1.5. Объявление экологических коридоров не влечет за собой изъятия земель, водной поверхности и воздушного пространства над ними из хозяйственного использования, прекращения прав владения, пользования и распоряжения земельными участками и имеет целью установление дифференцированного режима использования природных ресурсов территории.
Сферой регулирования являются масштабы, сроки, методы ведения отдельных видов хозяйственной деятельности, связанные с осуществлением пользования природными ресурсами, способные снизить благоприятность условий, перечисленных в пунктах 1.2, 1.3 настоящего Положения.
1.6. Ограничения хозяйственной деятельности, устанавливаемые в границах экологических коридоров, дифференцируются в зависимости от результатов эколого-функционального зонирования ареала амурского тигра в Хабаровском крае и конкретной территории, предлагаемой к объявлению экологическим коридором.
Размеры ограничений, устанавливаемых в экологических коридорах, не могут быть более строгими, чем установленные в отношении конкретных видов хозяйственной деятельности для любых двух особо охраняемых природных территорий, которые соединяются соответствующим экологическим коридором.
1.7. Установленный в экологических коридорах режим хозяйственной деятельности доводится до сведения хозяйствующих субъектов и населения через средства массовой информации (печать, радио, телевидение).
1.8. Государственные органы на территории края, органы местного самоуправления, предоставляющие хозяйствующим субъектам право осуществления хозяйственной деятельности в сфере оценки, поисков, разведки, изъятия, переработки, транспортировки, складирования природных ресурсов, организации выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов, оказания других видов вредного воздействия на окружающую природную среду в пределах экологических коридоров, обязаны включать требования соблюдения установленных в них ограничений в соответствующие свидетельства, лицензионные условия и (или) договоры в составе публичного обременения прав.
1.9. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, водной акватории и воздушного пространства в границах экологических коридоров принимают на себя обязательства по обеспечению их охраны, соблюдению режима установленной в них хозяйственной деятельности и несут ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Расходы собственников, владельцев и пользователей земельных участков по обеспечению охраны экологических коридоров возмещаются за счет средств внебюджетных фондов, благотворительных взносов организаций и частных лиц, других не запрещенных законодательством источников.
1.10. Муниципальные образования городов и районов края обязаны учитывать экологические коридоры при разработке и утверждении проектов районной планировки, планов и схем землеустройства, развития землепользования, размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры и при государственной регистрации прав на земельные участки уведомлять правообладателей об ограничениях хозяйственной деятельности, установленных в связи с организацией экологических коридоров.
Ограничения хозяйственной деятельности, устанавливаемые в границах экологических коридоров, подлежат регистрации в учреждениях юстиции в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Раздел 2. Задачи экологических коридоров
На экологические коридоры возлагается решение следующих задач:
- предотвращение сокращения и фрагментации ареала амурского тигра в Хабаровском крае, а также ареалов видов животных и растений, существенным образом формирующих благоприятность среды обитания амурского тигра, успешность его жизнедеятельности и воспроизводства, в том числе имеющих хозяйственное значение или относящихся к различным категориям редкости;
- сохранение основных ландшафтных, лесорастительных, защитных, кормовых и других условий, обеспечивающих выполнение экологическими коридорами своих функций неопределенно долгий период времени;
- поддержание пространственно-генетического единства экосистем ключевых элементов природно-заповедного фонда (заповедники, заказники, памятники природы и другие);
- стабилизация численности диких копытных животных (кабан, изюбр, косуля) как основных объектов питания амурского тигра;
- создание дополнительных условий для сохранения экологическими коридорами своей роли путем регулирования хозяйственной деятельности, проведения рекультивационных и других биотехнических мероприятий.
Раздел 3. Состав территорий экологических коридоров
3.1. В состав экологических коридоров могут входить участки территорий (зоны) с особым правовым режимом использования земель (охранные, санитарно-защитные, историко-культурного наследия, запретные зоны особо охраняемых природных территорий, водных источников, земель оборонных, промышленных, транспортных объектов, объектов инженерных коммуникаций, нефтехранилищ, нефтегазопроводов, линий электропередачи и связи, пограничных зон, зон перспективной застройки, разведанных полезных ископаемых, подземных вод и другие).
В отношении вышеперечисленных участков территории (зон) действуют ограничения прав по их использованию, установленные законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Хабаровского края, актами местного самоуправления, министерствами и ведомствами Российской Федерации.
3.2. Экологические коридоры могут выделяться в составе территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае в соответствии с действующим законодательством.
Раздел 4. Порядок образования экологических коридоров
4.1. Границы экологических коридоров выделяются на основании результатов эколого-функционального зонирования ареала амурского тигра в Хабаровском крае, выполняемого научно-исследовательскими, проектно-изыскательскими организациями, коллективами ученых и специалистов, имеющими лицензии на осуществление данного вила деятельности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 1995 г. N 1230, по заданию специально уполномоченных государственных органов по охране окружающей среды, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
4.2. Материалы комплексного эколого-функционального зонирования, обосновывающие придание участкам территории правового статуса экологических коридоров подлежат обязательной государственной экологической экспертизе в установленном порядке.
4.3. По результатам эколого-функционального зонирования в границах экологических коридоров выделяются следующие категории зон с дифференцированным режимом в отношении масштабов, сроков, размеров изъятия природных ресурсов и изменений среды обитания:
- зона в пределах основного ядра популяции (субпопуляции) амурского тигра максимально строгих ограничений;
- зона постоянного пребывания амурского тигра менее строгих ограничений;
- зона редкого пребывания амурского тигра минимальных ограничений;
- зона в пределах сезонных (репродуктивных) миграций амурского тигра и генетического обмена между субпопуляциями вида регулируемого режима хозяйственной деятельности.
Границы экологических коридоров и их функциональных зон обозначаются на местности аншлагами.
4.4. Ограничения в отношении масштабов, сроков, размеров изъятия природных ресурсов и изменений среды обитания для выделенных категорий зон могут устанавливаться для следующих видов пользования природными ресурсами: землепользование, водопользование, лесопользование (в том числе побочное пользование ресурсами леса), охотопользование, освоение водно-биологических ресурсов, недропользование, рекреационное пользование и туризм, а также для геологоразведочных и лесоустроительных работ.
4.5. Для каждого экологического коридора оформляется экологический паспорт, содержащий следующие сведения:
- экологическое обоснование необходимости создания;
- описание границ с Приложением схематической карты местности;
- сведения о местоположении, площади, категории выделяемых зон и режиме хозяйственной деятельности;
- перечень земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам, с указанием их местоположения, границ и правовой формы использования;
- иные сведения.
4.6. До окончательного утверждения паспорта соответствующего экологического коридора хозяйственная деятельность на участке территории, зарезервированном в установленном порядке для его организации, осуществляется в соответствии с Требованиями по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 г. N 997, другими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды и природных ресурсов.
4.7. Работы по проектированию экологических коридоров и составлению соответствующих паспортов организуются специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по решению краевой рабочей группы по координации деятельности в области сохранения биологического разнообразия и содействия экологически устойчивому развитию Хабаровского края.
4.8. Финансирование работ по организации экологических коридоров осуществляется за счет средств экологических фондов, а также любых других не запрещенных действующим законодательством источников.
4.9. Обеспечение контроля за выполнением установленного в границах экологических коридоров режима хозяйственной деятельности осуществляется за счет средств краевого бюджета, внебюджетных фондов и других не запрещенных действующим законодательством источников.
Раздел 5. Режим хозяйственной деятельности в экологических коридорах
5.1. При подготовке обосновывающей документации на строительство, размещение объектов хозяйственной и или иной деятельности, расположенных в границах экологических коридоров или затрагивающих их границы, эксплуатация которых не связана с режимом экологических коридоров, обязательно проводится оценка намечаемого воздействия на окружающую среду (ОВОС) в порядке, предусмотренном Приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г. N 372, которая представляется на государственную экологическую экспертизу в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
5.2. В зависимости от категории зон, выделенных в установленном настоящим Положением порядке, дифференцированный режим в отношении масштабов, сроков, размеров изъятия природных ресурсов и изменений среды обитания экологических коридоров может сопровождаться введением запрещений и ограничений отдельных видов антропогенного воздействия.
К видам антропогенного воздействия, которые могут быть запрещены или ограничены в границах выделенных категорий зон, относятся:
- коренное изменение пространственных, гидрологических и других существенных характеристик ландшафтов;
- изменение мезорельефа;
- нарушение почвенного покрова вследствие широкомасштабных земляных работ по извлечению и складированию грунта, если это не связано с проведением аварийно-восстановительных работ, реконструкцией и ремонтом существующих транспортных и инженерно-технических коммуникаций;
- спрямление русел рек и ручьев, заключение их участков в коллекторы, бетонирование берегов рек и водоемов, строительство новых водоемов рекреационного или коммунально-хозяйственного назначения;
- интродукция растений и животных;
- распашка лугов;
- выжигание растительности, сжигание листьев и сухой травы, весенние палы;
- хранение и применение ядохимикатов, удобрений, химических реагентов, горюче-смазочных материалов и других опасных для объектов животного мира и среды их обитания материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение заболеваний и гибели амурского тигра, других объектов животного мира, ухудшения среды их обитания;
- установление сплошных, не имеющих специальных проходов заграждений и сооружений на путях миграции животных;
- устройство в реках или протоках запоней или установление орудий лова, размеры которых превышают две трети ширины водотока;
- расчистка просек под линиями связи и электропередачи вдоль трубопроводов от подроста древесно-кустарниковой растительности в период размножения животных;
- применение технологий и механизмов при осуществлении сельскохозяйственных работ, которые вызывают массовую гибель объектов животного мира или изменение среды их обитания:
- сброс любых сточных вод и отходов в местах нереста, зимовки и массовых скоплений рыб;
- создание и эксплуатация ирригац
<< Назад |
||
Содержание Постановление Главы Администрации Хабаровского края от 27 марта 2001 г. N 111 "Об утверждении Положения об экологических... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.