Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Долгосрочная целевая программа
"Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы"
(утв. постановлением администрации города от 21 октября 2010 г. N 3379)
17 октября, 27 ноября 2012 г., 30 января, 16 октября 2013 г.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 октября 2013 г. N 3969 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Паспорт программы
1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В конце 20-го столетия города стали центром сосредоточения социальной, экономической, культурной и политической жизни. Очевидно, что социально-экономическое развитие городов базируется на определенных принципах безопасности, включающих в том числе и безопасность в экологической сфере.
Понятие экологической безопасности сформулировано в Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года определил улучшение экологической обстановки в городе одним из приоритетных направлений повышения качества жизни населения. Иными словами, развитие города должно исходить из того, что именно состояние городской среды и комфортное проживание, а не только наличие промышленных предприятий, определяют его инновационную привлекательность.
Проблемы и состояние окружающей среды города, создание благоприятной среды для проживания горожан является одной из задач, стоящей перед администрацией города Хабаровска. Важнейшую роль здесь играет применение программного подхода к управлению природоохранной деятельности в городе. Основу такой работы составляют целевые экологические программы, которые разрабатываются на пятилетний период и представляют комплекс мероприятий по решению приоритетных проблем: загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных объектов, загрязнение территории отходами производства и потребления, сохранение зеленых насаждений, повышение экологической культуры населения, профессиональных знаний в области экологии.
2. Экологическая ситуация города Хабаровска
Город Хабаровск с населением 580 тысяч человек является административным центром, насчитывающим 487 крупных и средних организаций, в том числе по производству нефтепродуктов, пищевых продуктов, машин и оборудования, электроэнергии, газа и воды.
Город расположен в центре обширной заболоченной Среднеамурской низменности на высоте 32 - 50 м над уровнем моря на берегу р. Амур, что предопределяет повышенную экологическую уязвимость города от различных природных факторов, обусловленных, прежде всего физико-географическими особенностями территории. Среди них - влияние наводнений и подтоплений, оползни, размывы берегов, лесные и луговые пожары в окрестностях, сильные ветры, трансграничное загрязнение природных вод и многие другие негативные для комфортного проживания горожан природные процессы и явления. Ежегодно они проявляются принося неудобства, а иногда и прямой ущерб различным отраслям хозяйства и населению.
На экологическое состояние города, его природных комплексов большое влияние оказывает все возрастающая урбанизация. Анализ экологической ситуации в городе выявил тенденцию к улучшению некоторых показателей состояния окружающей среды. Так, например, сократились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, уменьшился объем сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Амур, увеличился объем переработки и утилизации отходов производства и потребления. Город стал чище и комфортней для проживания. Однако проблемы, решение которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе и большему комфорту проживания населения, остаются. Основные из них:
- повышенный уровень загрязнения атмосферного воздуха;
- высокий уровень загрязнения поверхностных вод;
- накопление отходов производства и потребления;
- ряд проблем, связанных с состоянием городских зеленых насаждений;
- сравнительно низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения города.
2.1. Состояние атмосферного воздуха
Начиная с 2005 года наблюдается динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, что позволило исключить город Хабаровск из списка городов России с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Если в 2005 году суммарный выброс загрязняющих веществ составлял 161,9 тысяч тонн, то в 2009 году он снизился до 125,2 тысяч тонн.
Динамика изменения выбросов загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками в атмосферный воздух г. Хабаровска
Рисунок не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
Основной вклад в выброс загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, поэтому существенным фактором снижения выбросов стало выполнение мероприятий по переводу Хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газовое топливо. Сокращение вредных выбросов на этих предприятиях составило 17,784 тысяч тонн.
Уменьшение выбросов в атмосферный воздух города также достигнуто за счет реализации воздухоохранных мероприятий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, ООО "Авторемзавод N 2", ОАО "Хлебозавод-7", МУП города Хабаровска "Дорремстрой".
В соответствии с мероприятиями, направленными на снижение влияния выбросов автомобильного транспорта на атмосферный воздух, предусмотренными Программой по улучшению экологического состояния города Хабаровска на 2006-2010 годы, производится замена устаревшего автобусного парка в муниципальном автотранспортном предприятии и развитие городского электрического транспорта. Однако, в последнее десятилетие транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения, выходит на первый план. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим фактором" экологической напряженности городской среды.
Контроль за состоянием воздушного бассейна в Хабаровске осуществляется на четырех стационарных станциях Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ "Хабаровский ЦГМС-РСМЦ") по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и специфическим (сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, хром) веществам. Производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и бенз(а)пирена, с дальнейшим их анализом в ГУ "НПО "Тайфун" г. Обнинск.
Основные показатели качества атмосферного воздуха в Хабаровске (данные наблюдений ГУ "Хабаровский ЦГМС-РСМЦ")
N п/п |
Загрязняющие вещества |
Период наблюдений (годы) |
||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
||
Кратность среднегодовых концентраций загрязняющих веществ к ПДК | ||||||
1. |
Взвешенные вещества |
1,1 |
1,3 |
1,5 |
1,4 |
1,4 |
2. |
Диоксид серы (SC2) |
0,6 |
0,5 |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
3. |
Оксид углерода (СО) |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
0,7 |
4. |
Диоксид азота (NO2) |
1,5 |
1,5 |
1,2 |
1,0 |
0,9 |
5. |
Оксид азота (NO) |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,4 |
0,3 |
6. |
Свинец* |
0,1 |
0,07 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
7. |
Бенз(а)пирен (C20H12)* |
3,4 |
3,1 |
2,9 |
3,5 |
3,2 |
8. |
Формальдегид (CH2O) |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
1,7 |
1,3 |
9. |
Аммиак (NH3) |
1,2 |
0,9 |
0,8 |
0,6 |
0,8 |
10. |
Сероводород (H2S)** |
2,0 |
0,6 |
0,9 |
0,9 |
1,3 |
и. |
Фенол (С6Н5ОН) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
* данные среднемесячной концентрации
** в связи с отсутствием среднесуточных значений ПДК, представлена кратность в ПДК максимально разовой концентрации
В 2009 году концентрация ряда загрязняющих веществ в сравнении с 2008 годом понизилась. Так, среднегодовое содержание оксида углерода составляет 0,7 ПДК (в 2008 г. - 1,0 ПДК), максимальное разовое - 2,0 ПДК (в 2008 г. - 3,4 ПДК). Более всего загрязнен район с интенсивным движением автотранспорта - на перекрестке улиц Большая-Воронежская, где повторяемость концентраций выше 1 ПДК в январе составляет 7,5%.
Среднегодовое и максимальное значения диоксида серы, окислов азота, взвешенных веществ, в основном, находятся на уровне 2008 года. Из специфических примесей атмосфера более всего загрязнена формальдегидом, хотя все количественные характеристики, по сравнению с 2008 годом, понизились. Превышение концентрации формальдегида обусловлено расположением большинства станций вблизи автомагистралей (автотранспорт является одним из источников выбросов данной примеси), а также характерной для районов Сибири и Дальнего Востока высокой интенсивностью солнечной радиации.
Среднегодовая величина бенз(а)пирена составляет 3,2 ПДК, максимальное из среднемесячных значений в январе на станции N 3 ( перекресток улиц Большая-Воронежская) достигает уровня 9,0 ПДК. В годовом ходе отмечается рост среднемесячных концентраций бенз(а)пирена в зимнее время. Неблагоприятные метеорологические условия в холодный отопительный период создают условия для его накопления в атмосфере. В летнее время под воздействием ультрафиолетовых лучей бенз(а)пирен частично разрушается. Кроме того, анализ данных наблюдений свидетельствует о том, что в районе влияния выбросов Хабаровского нефтеперерабатывающего завода концентрации бенз(а)пирена заметно выше по сравнению с другими районами, подверженными, в основном, влиянию автотранспорта.
Продолжительная активная циклоническая деятельность на территории Приамурья является одной из причин снижения загрязнения атмосферного воздуха на территории Хабаровска. В течение всего летнего периода 2009 года периодически шли дожди. На территории Хабаровского края осадков выпало: в июне 100-190 %, местами 260 %, в июле - 100-180 % (за исключением северных районов края), в августе - 100-170 % нормы, что способствовало значительному очищению атмосферы.
Тем не менее, уровень загрязнения воздуха в Хабаровске продолжает оставаться высоким, определяется значением индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) 10,35 и обусловлен концентрациями бенз(а)пирена. В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА больше 14.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория, включая город Хабаровск, отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняют рассеивание вредных примесей и способствуют их накоплению.
2.2. Состояние водных ресурсов и основные проблемы их использования
Река Амур имеет огромное значение для социально-экономического развития города Хабаровска являясь мощной водной и транспортной артерией региона, объектом развития туризма, рекреации и используется для нужд населения и промышленности.
Река Амур является главным источником питьевого водоснабжения г.Хабаровска. В 2009 году объем забранной из реки воды составил 138,19 млн. куб. метров или 44,8% всего объема воды, забираемого водопользователями Хабаровского края. В разрезе отраслей традиционно наибольшие объемы забора воды осуществляют предприятия жилищно-коммунального хозяйства (МУП города Хабаровска "Водоканал") - 52% и предприятия теплоэнергетики - 42%. За последние 5 лет объем забираемой воды сократился более чем на 7 млн. куб. метров, однако потери воды при транспортировке продолжают оставаться высокими. Большая их часть приходится на предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Потери воды по МУП города Хабаровска "Водоканал" в 2009 году составили 19,08 млн. куб. метров или 25% от общего забора воды из водных объектов данным предприятием.
Ежегодно 72% от суммарного объема забираемой из реки Амур и подземных источников свежей воды сбрасываются в р.Амур. По данным федерального государственного статистического отчета в 2009 году 21 предприятие города сбросило 104,19 млн. куб. метров воды, при этом 99% объема сброшенной воды относится к категории "загрязненная", включая сточные воды, очищаемые до проектных показателей на городских очистных сооружениях канализации. Кроме того, из-за неполного централизованного канализования города в малые реки Черная, Чернушка, Полежаевка и бассейн реки Амур ежегодно сбрасывается более 220 тыс. куб. метров неочищенных сточных вод (жилмассивы по улицам Связной, Кирова, Трехгорной, Восточному шоссе и т.д.)
Для сточных вод, сбрасываемых предприятиями города, характерными загрязнителями являются органические вещества, азотосодержащие соединения, фосфаты, нефтепродукты, железо, соединения тяжелых металлов, фенолы.
Серьезным источником загрязнения поверхностных водотоков в черте города являются ливневые и талые воды, образующиеся на городской территории и напрямую сбрасываемые в водные объекты.
Исследованиями, проведенными Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, установлено, что на всей площади города максимальный мгновенный расход воды составляет 830 тыс. куб.метров в сутки, что практически в 3 раза превышает весь образуемый в городе за сутки объем хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Отбор проб поверхностных сточных вод, произведенный управлением по охране окружающей среды совместно с лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" на сбросе из ливневых коллекторов на стадионе им. Ленина и ул. Салтыкова-Щедрина, показал, что в реку Амур сбрасываются талые сточные воды, содержащие загрязняющие вещества с превышением предельно-допустимых концентраций (ПДК), в том числе:
нефтепродукты - 12 ПДК, взвешенные вещества -10 ПДК, аммоний солевой - 62 ПДК, БПК полный - 40 ПДК, железо - 9 ПДК.
Кроме антропогенной нагрузки, влияние на химический состав воды оказывают физико-географические факторы, характерные для Дальневосточного региона, гидрологические условия, сток четырех крупнейших притоков: рек Зеи, Уссури, Бурей и Сунгари. Водосбор р. Сунгари целиком находится на территории Китайской Народной Республики. Качественный состав вод этого притока формируется под влиянием сточных вод населенных пунктов КНР и поверхностного стока с территории, активно используемой сельскохозяйственными предприятиями.
Природным фоном в воде р. Амур обусловлено наличие солей марганца и железа общего в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы. Вода реки Амур, как и в течении всех предшествующих лет осталась маломинерализованной.
Характерными загрязняющими веществами воды р. Амур по прежнему остаются соединения марганца и железа, соединения тяжелых металлов (медь, свинец), азот аммонийный, органические вещества и нефтепродукты.
У города Хабаровска гидрохимические наблюдения осуществляются в створах Амурской протоки и р. Амур. По данным наблюдений Дальневосточного УГМС в 2009 году в химическом составе Амурской протоки произошли некоторые изменения в сторону улучшения качества воды. Класс качества изменился на 3 разряд "б" и классифицируется как "очень загрязненная", в 2008 году качество воды оценивалось 4-ым классом в разряде "а" - "грязная".
По отношению к 2008 году снизился уровень загрязненности в обоих створах, что прослеживается в изменении удельного комбинаторного индекса загрязненности воды (УКИЗВ).
Сравнительная характеристика качества воды в районе г.Хабаровска в целом по городу и контролируемых створах по "УКИЗВ"
Рисунок не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
Река Амур в районе города в целом по качеству воды остается на прежнем уровне. Об этом свидетельствует тот же класс качества 4-ый и разряд "а" - "грязная". Уровень загрязненности воды в р. Амур обусловлен влиянием р.Березовая, которая на протяжении многолетнего периода входит в приоритетный список наиболее загрязненных. По качеству вода в р. Березовая классифицируется как "экстремально грязная" (5 класс). К критическим показателям загрязненности отнесены растворенный кислород, БПК5, азот аммонийный и марганец.
В связи с ухудшением экологического состояния реки Амур, переход на использование подземных вод в качестве источников питьевого водоснабжения населения города является первоочередной задачей.
Для поддержания и улучшения состояния водных объектов в черте города необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- строительство и реконструкция канализационных сетей и сооружений по очистке сточных вод с применением современных технологий очистки, обеспечивающих очистку сточных вод до нормативных показателей;
- организация очистки поверхностных сточных вод с территории города и промышленных предприятий;
- внедрение систем оборотного водоснабжения и водосберегающих технологий на предприятиях;
- проведение мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод, в том числе ликвидация последствий загрязнения и захламления земель в водоохранных зонах.
2.3. Отходы производства и потребления
Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов.
По оценке управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города в Хабаровске ежегодно образуется порядка 300 тысяч тонн промышленных отходов и до 700 тысяч тонн бытовых отходов.
В связи с развитием промышленности в последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.
В результате производственной деятельности образуются отходы 1-4 классов опасности от высокоопасных (ртутьсодержащие отходы) до малоопасных (отходы пластмассовой тары, пленки, отработанные пневматические шины и т.д.).
Одними из основных проблем в области обращения с отходами являются:
- значительный объем направляемых на захоронение отходов производства и потребления, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов, что во многом связано с трудностями сортировки, смешанных с пищевой фракцией остальных отходов;
- недостаточное участие в сфере утилизации и переработки отходов субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие единой системы учета производителей отходов;
- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления.
Многие аспекты, связанные с решением проблемы отходов в городе Хабаровске, в том числе вовлечение отходов во вторичную переработку, были реализованы в рамках двух первых целевых городских экологических программ. За период с 2001 года создано около 30 предприятий, осуществляющих утилизацию и переработку отходов, из них 2 (ООО "Фирма "Лорен" и ООО "Бриз") - при непосредственном участии и финансовой поддержке администрации города.
Видовой состав собираемых вторичных материальных ресурсов города Хабаровска включает макулатуру, автошины, полимерные и ртутьсодержащие отходы.
Объемы переработанных отходов
N п/п |
Вид отходов |
Ед. изм. |
Годы |
|||||
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
9 |
' |
Макулатура |
тонн |
5100,0 |
6900,0 |
8786,63 |
8703,57 |
6913,861 |
6651,267 |
2. |
Пластиковые отходы |
тонн |
290,0 |
366,0 |
701,0 |
1276,67 |
2485,806 |
1413,41 |
3. |
Вторичный текстиль |
тонн |
56,3 |
- |
460,55 |
2920,0 |
10,0 |
- |
4. |
Отработанные масла |
тонн |
81,54 |
95,8 |
41,19 |
46,077 |
291,0 |
952,6 |
5. |
Аккумуляторы |
тонн |
2,1 |
7,8 |
11,4 |
168,45 |
74,0 |
150,18 |
6. |
Автошины |
тонн |
800,0 |
762,0 |
363,8 |
509,5 |
560,5 |
455,1 |
7. |
Ртутьсодержащие лампы и приборы, (штук) |
тонн |
24500 |
26200 |
306000 (35300*) |
281392 (21186*) |
281392 (21186*) |
230351 (28184*) |
8. |
Автомобильные кузова |
тонн |
500,0 |
317,75 |
- |
- |
- |
- |
9. |
Фиксаж |
тонн |
- |
|
- |
- |
4,321 |
4,13 |
10. |
Фото- и кинопленка |
тонн |
- |
- |
- |
- |
8,238 |
17,88 |
11. |
Нефтешлам (ОАО ХНПЗ) |
тонн |
- |
- |
- |
- |
28606 |
23130 |
12. |
Подсланевые воды от судов Амурского бассейна |
тонн |
|
|
|
|
1170,0 |
1785,38 |
13. |
Хозбытовые воды от судов Амурского бассейна |
тонн |
|
|
|
|
|
1541,7 |
14. |
Стекло |
тонн |
- |
- |
- |
- |
- |
1700 |
* Переработаны за счет средств бюджета города
Хотя правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения отходов в хозяйственный оборот в качестве источников сырья, были определены Федеральным Законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и другими нормативно-правовыми актами, однако только с принятием СанПин 2.1.7.728-99 "Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений" положены законодательные основы применительно к одной из опасных в экологическом и эпидемиологическом отношении группы отходов - медицинских.
Большая часть отходов лечебно-профилактических учреждений (от 60 до 85%) отнесена к категории твердых бытовых отходов, в то же время значительная часть этих отходов (15% и более) представляет серьезную опасность как для окружающей среды, так и для населения города. Термическая переработка, как превалирующий метод утилизации медицинских отходов, предусмотрен СанПин 2.1.7.728-99, поэтому в 2010 году в рамках Программы по улучшению экологического состояния города Хабаровска на период 2006-2010 годы приобретен инсинератор для уничтожения опасных медицинских и биологических отходов.
В 2009 году доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме отходов, вывезенных на городскую свалку для захоронения, в сравнении с 2008 годом хотя и незначительно, но увеличилась.
Доля утилизированных в 2008-2009 годах бытовых отходов
Рисунок не приводится, может быть предоставлен по запросу пользователя
Вместе с тем, сбор и объемы переработки еще крайне недостаточны, поэтому долгосрочной целевой программой "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на период 2011-2015 г.г." предусмотрено наращивать сбор и переработку отходов производства и потребления за счет создания новых производств по переработке вторичного сырья и увеличения мощностей действующих предприятий - переработчиков (ОАО "Амур Стимул", ООО "Бриз"), организации сбора и переработки новых видов отходов (древесные отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений), привлечения хозяйствующих субъектов и населения города к раздельному сбору компонентов отходов производства и потребления.
С 2007 года в городе реализуется инвестиционная Программа, утвержденная решением Хабаровской городской Думы от 19.12.2006 N 379 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" "Развитие объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов города Хабаровска на 2007-2011 годы с перспективой до 2016 года" и установлением надбавки к тарифу для потребителей услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов" в соответствии с которой ведется строительство полигона для захоронения твердых бытовых отходов мощностью 1200 тыс. куб. метров/ год на 61 км автодороги Хабаровск-Находка и мусоро-перегрузочных станций.
Разработка Генеральной схемы очистки территории городского округа "Город Хабаровск", предусмотренная долгосрочной целевой программой "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы" в связи с вводом в эксплуатацию полигона ТБО, направлена на организацию рациональной системы сбора, хранения, удаления, обезвреживания и переработки бытовых и приравненных к ним отходов.
2.4. Состояние зеленого фонда города
Озелененные пространства города являются неотъемлемым элементом оптимизации экологической среды и входят в систему его жизнеобеспечения. Основными элементами системы озеленения Хабаровска являются парки, сады, бульвары, скверы, уличные посадки, газоны, озеленение жилых районов, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
В соответствии с Программой по улучшению экологического состояния города Хабаровска на период 2006-2010 годы выполнен комплекс мероприятий, направленных на улучшение озеленения города, воспроизводство зеленых насаждений. Высажено более 41,4 тыс. штук деревьев и кустарников; начаты работы по благоустройству и озеленению территории, прилегающей к храму Серафима Саровского; для МУП города Хабаровска "Питомник декоративных культур" приобретена установка для измельчения растительных остатков, построена площадка для производства компоста; проведена поэтапная реконструкция озеленения на многих городских объектах (Амурский бульвар, ул. Воронежская, Карла Маркса, Ленинградская, городские пруды). Проведена инвентаризация городских зеленых насаждений на площади более 350 га, разработаны рекомендации по оптимизации городских посадок. На основе комплексного обследования особо охраняемых природных территорий местного значения и других природных комплексов города разработана и утверждена постановлением администрации города от 03.12.2009 N 4308 "Схема развития и размещения ООПТ местного значения городского округа "Город Хабаровск".
Жители города отмечают, что город похорошел: систематически выкашиваются газоны, проводится кроноформирующая обрезка растений, улучшен уход за молодыми посадками, хотя и недостаточными темпами, но идет работа по созданию новых газонов, в озеленении города шире стали применяться кустарники, создаются живые изгороди.
За период 2006-2010 годы на выполнение мероприятий по защите и воспроизводству зеленых насаждений, предусмотренных экологической Программой, затрачено 40,9 млн. руб. средств бюджета города.
Для более эффективной реализации полномочий в области управления зелеными насаждениями, Программой было предусмотрено совершенствование муниципальной нормативно-правовой базы. Разработаны и утверждены Правила создания, содержания и охраны зеленых насаждений на территории городского округа. "Город Хабаровск", включенные решением Хабаровской городской Думы от 26.12.2008 N 721 в единые Правила благоустройства городского округа "Город Хабаровск". Для слежения за качеством зеленых насаждений и оперативного принятия управленческих решений в зеленом строительстве города разработана и внедрена информационная база "Зеленые насаждения города Хабаровска", в 2010 году завершается разработка компьютерной карты насаждений на основе ГИС - технологий. Принятие в 2007 году нового "Порядка расчета восстановительной стоимости зеленых насаждений и размера ущерба, нанесенного повреждением или уничтожением зеленых насаждений" изменило ситуацию в положительную сторону и привело к снижению фактов несанкционированного сноса деревьев и кустарников. В 2008 году снос зеленых насаждений сократился в 5,6 раза по сравнению с 2007г., а в 2009г.- в 8,6 раз.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, наблюдается сокращение площади озелененных объектов общего пользования, находятся в запущенном состоянии озелененные объекты специального назначения и ограниченного пользования, исчезает разделительное озеленение автомагистралей. Острота проблемы определяется не только уменьшением озелененных площадей, но и быстрым старением насаждений, снижением их жизнеспособности в условиях города.
Данные инвентаризации уличных посадок (2002-2009 гг.) свидетельствуют о явной тенденции к ухудшению состояния насаждений и эта тенденция сохранится, к сожалению, на ближайшие годы. Было обследовано около 80 тыс. деревьев, более 12 тыс. кустарников. Экстремальные экологические условия, увеличивающийся возраст древесных растений, высокие рекреационные нагрузки, приводят к ухудшению жизненного состояния деревьев и кустарников во всех категориях городского озеленения. Пусковым механизмом кризиса насаждений стало необратимое ухудшение состояния городских почв, загрязнение воздуха, высокий возраст насаждений, недостаточный уход. В настоящее время в условиях "транспортного взрыва" около половины деревьев, растущих на территориях, примыкающих к проезжей части магистралей и дорог, находятся в ослабленном и угнетенном состояниях. С активным применением противогололедных смесей этот процент вырастет. Ситуация в парках и на бульварах складывается лучше, доля ослабленных и угнетенных деревьев на бульварах составляет - 18 %, в парках - 44 % .
Сравнительная характеристика объектов (по данным инвентаризации озеленения в г. Хабаровске 2002-2009 г.г.)
Озелененные городские объекты |
Биоразнообразие растений |
Деревья высокой жизненности % |
Деревья ослабленные % |
Деревья угнетенные % |
Плотность древесных посадок, шт./ га |
|
деревья кол-во видов |
кустарники кол-во видов |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Магистральные улицы |
30 |
22 |
58,0 |
33,92 |
8,08 |
515,80 310-350 |
Основные проезды по городу |
27 |
17 |
43,0 |
47,98 |
9,02 |
557,20 300 |
Внутриквартальные улицы |
18 |
16 |
51,0 |
39,97 |
9,03 |
598,27 150-170 |
Бульвары |
34 |
43 |
82,06 |
15,0 |
2,94 |
422,0 350-365 |
Парки |
45 |
44 |
53,85 |
35,18 |
9,04 |
719,22 240-290 |
Примечание. В графе 7 приведены: над чертой - фактические данные, под чертой - рекомендованные нормы плотности посадок деревьев (шт./га) на озеленяемой площади.
Ассортимент древесно-кустарниковых пород, используемых для озеленения в Хабаровске, достаточно богат и разнообразен как по видовому составу, так и по жизненным формам. При обследовании парков, бульваров, скверов и уличного озеленения было установлено наличие 8 видов хвойных и 37 лиственных древесных пород, 65 видов кустарников и деревянистых лиан, что приближается к показателю природного биоразнообразия, так как аборигенная лесная растительность окрестностей Хабаровска насчитывает 130 древесно-кустарниковых видов и лиан. Однако в насаждениях доминируют несколько видов деревьев, создавая однообразный и монотонный городской пейзаж. Интродуцируемые виды тополей составляют более 45% всех древесных посадок, на долю ильмов приходится 43%, а на все другие виды - 12%. Тем не менее, сегодня значительно расширен ассортимент посадочного материала за счет деревьев дальневосточных пород: клена, липы, аралии, лиственницы, рябины и др.
Растения на большинстве обследованных объектов находятся в загущенном состоянии, что уже через 10-15 лет приведет к еще большему ослаблению, угнетению и, что самое важное, - к утрате ими санитарно-гигиенических и эстетических функций. Таким образом, массовая подсадка деревьев на озелененные объекты увеличивает плотность произрастания деревьев и отрицательно сказывается на их жизненном состоянии. Возрастная структура зеленых насаждений на разных объектах крайне неравномерна. Около 80 % деревьев имеют возраст 45-50 и более лет.
Причинами деградации зеленых насаждений являются превышение рекреационной нагрузки на зеленые массивы, их неподготовленность для массового посещения горожан, нарушение норм размещения растений, неорганизованные парковки автомобилей и весенние палы в городской черте.
Ключевое значение для сохранения в черте города высокого биологического разнообразия, включая редкие виды птиц, животных и растений, а так же ненарушенный почвенный покров высокой экологической значимости, имеют особо охраняемые природные территории, занимающие площадь 528,7 га. Правовой основой создания и функционирования особо охраняемых природных территорий является Федеральный закон от 14.03.1998 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях". В городе Хабаровске выделено 27 таких территорий, из них 6 - краевого значения, 21 - местного значения. Большая часть особо охраняемых природных территорий не отвечает своему первоначальному назначению. Критическое состояние этих территорий большей частью связано с отсутствием необходимых финансовых средств на их уход и содержание, а так же "бесхозностью" большинства особо охраняемых территорий. Основные проблемы насаждений в особо охраняемых природных территориях - это высокий процент (свыше 80 процентов) старовозрастных насаждений, загущение посадок выше нормы, имеющиеся факты вандализма населения, заключающиеся в уничтожении зеленых насаждений, захламлении территории мусором, разведении костров и т.д.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как 14.03.1995
Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на период 2011-2015 г.г." ставит своей целью не только сохранение существующего зеленого наряда города, но и увеличение площади озеленения общего пользования, в соответствии с планировочными решениями Генерального плана Хабаровска до 2025 г.
На сегодняшний день инвентаризацией охвачено всего лишь 40 % городской озелененной территории и эта работа должна быть закончена в предстоящие пять лет, что предусмотрено конкретными мероприятиями Программы.
Существующая информационная база данных о городских зеленых насаждениях должна поддерживаться и дополняться оперативной информацией, что позволит отслеживать как негативные, так и позитивные тенденции в развитии зеленого фонда города.
Существенно выросли потребности города в массовом посадочном материале, применении растений разных жизненных форм (деревья, кустарники, кустарнички, лианы). Развитие городского питомника и увеличение его мощностей до 10 тыс. саженцев и более в последующие годы позволит обеспечить город разнообразным, устойчивым, местным и конкурентоспособным посадочным материалом.
2.5. Экологическое воспитание и просвещение
Приоритетность и законодательная основа развития экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, наносимого их здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.
На этой основе в Российской Федерации создана и продолжает совершенствоваться правовая база для формирования системы всеобщего экологического образования и просвещения населения, организация которой является компетенцией Правительства РФ, специально уполномоченных органов РФ и субъектов РФ в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления.
Система экологического образования в городе Хабаровске включает 4 основных уровня: дошкольное, школьное и дополнительное, профессиональное образование (вузовское) и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций.
Наиболее широко различными формами экологического образования охвачены учащиеся образовательных учреждений города. Школьное и дополнительное экологическое образование в городе Хабаровске представлено факультативами и элективными курсами, объединениями и кружками, детскими общественными организациями и клубами.
В 2009-2010 годах на базе образовательных учреждений города работало 64 факультатива, 34 объединения и кружка и одна общественная организация.
Экологическое образование в сфере дополнительного образования осуществляется по программам двух видов:
- программы модифицированные, составленные на основе авторских программ Дальневосточного государственного гуманитарного университета и типовых программ министерства образования Российской Федерации ("Природа Дальнего Востока", "Аквариумное рыбоводство", "Почемучки", "Люби и знай свой край", "Юный медик", "Экология города");
- авторские программы МОУ ДОД "Городской детский эколого-биологический центр" ("Экологический калейдоскоп", "Лесные человечки", "Игровая экология", "Юный эколог").
Для расширения базовых экологических знаний для учащихся среднего звена проводится городская научно-практическая конференция по экологии "Земля, экология, я", для учащихся старшего звена - городская экологическая научно-практическая конференция школьников "Сохраним нашу Землю голубой и зеленой".
Значительное место в системе непрерывного экологического образования в городе Хабаровске занимают учреждения дополнительного образования детей - детские экологические центры города "Поиск", "Косатка", "Импульс" и т.д.
Система экологического образования города Хабаровска | ||||
|
Дошкольное |
Школьное и дополнительное |
Профессиональное (вузовское) |
Повышение квалификации |
Цель |
формирование основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста |
воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением и на этой основе осуществляющих экологически целесообразное поведение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни. |
подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие знания, умения и навыки в области экологии и устойчивого развития, способных интегрировать полученные знания в политические решения и программы государственного развития в будущей профессиональной деятельности |
получение основных знаний в области экологии, экологического права, управления природопользованием государственным служащим, специалистам, задействованным в экономике, принимающим ответственные решения на государственном и региональном уровнях, а также повышение профессионального уровня экологов. |
Задачи |
- доступная для ребенка передача начальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека; - воспитание любви к природе, необходимости ее охраны; - формирование у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы. |
- формирование системы знаний, необходимых для понимания сложных процессов в системе "человек-общество-техника-природа", а также системы практических навыков и умений экологического характера; - формирование бережного отношения к природе, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к ней; - развитие способности к причинно-следственному анализу экологических проблем и прогнозу последствий деятельности человека. |
- дифференцированная и обязательная экологизация всех образовательных направлений и специальностей; - подготовка профессиональных экологов в формате задач устойчивого развития; - подготовка научных кадров в области экологии и устойчивого развития через аспирантуру и докторантуру |
- постоянное обновление содержания, методов и форм повышения квалификации в области экологического образования; - создание и распространение учебно-методических комплексов, дистанционного образования; - развитие и внедрение информационных технологий. |
Воспитание сознательного, экологически образованного и культурного гражданина невозможно без привлечения его к участию в практических делах. Городской детский эколого-биологический центр под руководством управления образования администрации города при участии управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города ежегодно организует и проводит такие мероприятия как трудовой десант юных экологов в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акции "Сохраним природу родного края", "Чистый город", "Дни защиты от экологической опасности", "Двор моего детства" и другие.
Ежегодно из числа школьников 7-10-х классов формируются отряды "Защитники природы" с общим охватом до 140 человек. Отряды работают в период летних каникул и выполняют не только санитарные функции, но и ведут активную экологическую пропаганду среди своих сверстников и взрослого населения, призывая их к бережному отношению к природе, к соблюдению чистоты и порядка в местах проживания и отдыха горожан.
Систему экологического образования в высших учебных заведениях города можно представить как четырехуровневую:
- общетеоретический курс "Экология" (блок естественнонаучных дисциплин, федеральный компонент);
- специализированные природоохранные курсы (в блоке специальных дисциплин или национально-региональный компонент);
- экологизация учебных предметов, в первую очередь спецдисциплин; -подготовка специалистов-экологов.
В Тихоокеанском государственном университете общетеоретический курс "Экология" предусмотрен в учебных планах большинства специальностей на 1-3-х курсах. Исключение составляют специальности "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов", "Лесное и лесопарковое хозяйство" и "Землеустройство", где предусмотрено углубленное изучение курса "Экология". В то же время экологическая подготовка полностью отсутствует на специальностях "Менеджмент организации", "Архитектура", "Дизайн архитектурной среды", юридических, экономических.
В Хабаровской государственной академии экономики и права практически отсутствует курс экологии, который должен быть базовым для специального курса экономики природопользования.
На небиологических факультетах Дальневосточного государственного гуманитарного университета предусмотрен довольно широкий спектр экологических дисциплин: "Проблемы социальной экологии", "Социальная экология", "Экология человека", "Экология", "Экологический менеджмент", "Биология с основами экологии". На филологическом и историческом факультетах экологическая подготовка отсутствует.
Таким образом, прослеживается достаточно устойчивая тенденция отсутствия общеобразовательных экологических курсов в подготовке "гуманитариев" (менеджеры, архитекторы, филологи, коммерсанты, финансисты, историки, юристы). Между тем, главным условием перехода к устойчивому развитию является экологизация мышления, реализуемая через знание экологических проблем и формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к окружающей природной среде, представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Нет экологических знаний - нет представления об экологических проблемах и экологических ситуациях, нет беспокойства о среде обитания для себя и будущих поколений.
Не менее опасным является отсутствие специализированных природоохранных курсов в учебных планах технологических и технических специальностей, связанных с интенсивным потреблением ресурсов и воздействием на окружающую среду. В Тихоокеанском государственном университете отсутствуют природоохранные курсы в учебных планах специальностей института транспорта и энергетики, хотя вклад транспорта в загрязнение природной среды превышает вклад стационарных источников. Нет природоохранных дисциплин у механических, дорожных, лесотехнических специальностей (за исключением "Технологии химической переработки древесины"). У некоторых специальностей ("Автомобильные дороги", "Производство строительных конструкций", "Организация перевозок" и др.) эти курсы исчезли при переходе на новые учебные планы. Имеются отдельные положительные примеры, как например изучение дисциплины в учебных планах специальности "Литейное производство" "Экологические проблемы металлургических производств" и "Ресурсе- и энергосбережение в литейном производстве". Введены курсы "Охрана окружающей среды" в учебных планах специальностей "Водоснабжение и водоотведение", "Теплогазоснабжение и вентиляция", "Защита в чрезвычайных ситуациях", "Открытые горные работы". Студенты, обучающиеся по специальности "Городское строительство и хозяйство", изучают двухсеместровый курс "Экология городской среды".
"Экологизация" спецдисциплин в лучшем случае ограничивается ознакомлением студентов с устройствами и установками очистки выбросов или сбросов, входящими в состав технологических схем производственных процессов.
В дипломных проектах и выпускных квалификационных работах, как правило, раздел "Охрана окружающей среды" либо отсутствует, либо представлен 2-3 страницами общих фраз из учебника, далеко не всегда имеющего отношение к теме работы.
Подготовкой специалистов-экологов в г. Хабаровске занимаются Тихоокеанский государственный университет (специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (ООС), квалификация инженер-эколог, подготовка начата в 2000 г.) и Дальневосточный государственный гуманитарный университет ("Экология", квалификация - эколог, подготовка ведется с 2002 г.).
Большое внимание уделяется научной работе студентов, которые участвуют в региональных и международных конференциях, краевом фестивале "Студенческая весна", Всероссийской олимпиаде "Созвездие", региональных турах Всероссийской олимпиады по экологии и завоевывают призовые места, и дипломы.
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения ведется выпуск инженеров по специальности "Безопасность жизнедеятельности в техносфере", специализация "Мониторинг безопасности и экологичности среды", изучающих дисциплины "Экология", "Экология промышленности и транспорта", "Природопользование", "Источники загрязнения среды обитания", "Мониторинг среды обитания", "Системы защиты среды обитания", "Охрана окружающей среды от выбросов котельных установок". В дипломных проектах введен раздел "Охрана окружающей среды". Часть дипломных работ посвящена разработке природоохранной документации предприятий, управлению в сфере природопользования, экологическому аудиту.
Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций города в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляют ГОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" и КГУ ДПО "Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования" по следующим программам:
- обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
Систему экологического образования города Хабаровска дополняют мероприятия, реализуемые администрацией города в рамках целевых экологических программ. С 2001 по 2010 годы из средств бюджета города направлено 21,4 млн. руб. на организацию и развитие экологического образования и просвещения. За счет указанных средств осуществляется поддержка деятельности детских, молодежных общественных природоохранных организаций, издание печатной продукции, публикация в средствах массовой информации материалов по вопросам состояния окружающей среды города, проведение семинаров по вопросам обеспечения экологической безопасности для специалистов предприятий и организаций города, проведение Дней защиты от экологической опасности и других мероприятий экологической направленности.
Мониторинг Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, анализ итогов реализации двух Программ по улучшению экологического состояния города показали, что создание условий для комфортного и безопасного проживания жителей города невозможно без активного участия в этих процессах самих горожан, общественных и иных некоммерческих объединений, трудовых коллективов города.
Долгосрочная целевая программа "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на период 2011-2015 г.г." предусматривает следующие основные направления в области экологического образования и просвещения:
- привлечение жителей города, общественных экологических организаций и объединений к реализации практических природоохранных мероприятий, проводимых в рамках общероссийских Дней защиты от экологической опасности;
- пропаганда экологических знаний, информации об экологическом состоянии города через средства массовой информации;
- подготовка и издание печатной продукции экологической направленности;
- создание Центра экологического просвещения и информации города Хабаровска;
- развитие дальнейшего взаимодействия между образовательными учреждениями города разного уровня;
- привлечение дополнительных ресурсов (студентов ВУЗов, общественных организаций, предприятий) по формированию экологической культуры населения.
3. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы:
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе;
- обеспечение экологической безопасности населения.
Основные положения Программы базируются на экологической доктрине Российской Федерации, Концепции экологического развития Хабаровского края на 2007-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 27.06.2007 N 124-пр, стратегических направлениях развития города, определенных Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года и предложениях по решению экологических проблем, составляющих обязательную часть Генерального плана города.
Поставленные Программой цели достигаются путем решения следующих задач:
- сокращения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов предприятиями города, перевода теплоисточников на более экологически чистое топливо-газ, снижения влияния выбросов автомобильного транспорта;
- уменьшения объема сброса загрязненных сточных вод за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений, строительства и реконструкции очистных сооружений ливневых стоков предприятий;
- совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления путем строительства полигона твердых бытовых отходов, сокращения площади и количества несанкционированных свалок мусора, проведения работ по рекультивации городской свалки бытовых отходов;
- охраны и воспроизводства городских зеленых насаждений, восстановления и развития сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечения их устойчивого функционирования;
- привлечения предприятий, организаций, общественных экологических объединений города к решению проблем сохранения природной среды города;
- повышения экологической грамотности жителей города, формирования нравственного и бережного отношения к окружающей природной среде.
4. Система программных мероприятий
Природоохранные мероприятия Программы разработаны на основе предложений предприятий и организаций города, структурных подразделений администрации города, общественных и иных некоммерческих объединений, исследований Института водных и экологических проблем ДВО РАН, наблюдений Государственной службы наблюдений ГУ "Хабаровский ЦГМС - РСМЦ" за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных вод суши по гидрохимическим и гидробиологическим показателям и радиационному загрязнению на территории города Хабаровска.
Программа предусматривает систему мероприятий по следующим направлениям:
- охрана атмосферного воздуха (приложение N 1);
- охрана водных ресурсов (приложение N 2);
-охрана земель и совершенствование системы обращения с отходами (приложение N 3);
- охрана зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения (приложение N 4);
- экологическое просвещение и повышение уровня экологической культуры населения города (приложение N 5).
Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 октября 2013 г. N 3969 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
5. Объемы и источники финансирования Программы
Мероприятия Программы осуществляются за счет средств бюджета города и средств организаций (по согласованию с ними) с ежегодным определением объемов финансирования.
Средства, планируемые на реализацию Программы
Источники финансирования мероприятий Программы |
Всего (тыс. руб.) |
В том числе по годам: |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
||
Бюджет города Хабаровска |
1271747,08 |
31884,9 |
35498,88 |
127087,3 |
556282 |
520994 |
Средства организаций |
14599794 |
2356108 |
11956563 |
73916 |
158316 |
54891 |
Всего: |
15871541,08 |
2387992,9 |
11992061,88 |
201003,3 |
714598 |
575885 |
6. Механизм реализации и управления Программой
Механизм реализации Программы включает принятие нормативных правовых актов, необходимых для достижения целей Программы, ежегодное уточнение объемов финансирования мероприятий Программы, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на очередной финансовый год, заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы.
Общее управление Программой осуществляет начальник управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города. Ответственными исполнителями Программы являются руководители структурных подразделений администрации города и по согласованию руководители организаций и предприятий города, общественных организаций и объединений, участвующих в реализации программных мероприятий.
Финансирование мероприятий Программы за счет средств бюджета города осуществляется в соответствии с Положением о бюджетном процессе в городе Хабаровске.
Координацию и контроль за реализацией Программы осуществляет управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города. С целью управления и контроля за реализацией Программы управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города осуществляет:
- сбор информации о выполнении мероприятий Программы, их анализ, обобщение, подготовку и ежегодное представление отчета о выполнении Программы в управление экономического развития администрации города;
- согласование ответственным исполнителям Программы планируемых к выполнению и фактически выполненных объемов работ;
- текущий контроль по оценке эффективности и результативности мероприятий Программы в соответствии с утвержденными целями и задачами;
- общее управление Программой и координацию действий исполнителей мероприятий;
- внесение предложений о корректировке Программы - об изменении состава исполнителей, целевых показателей, объемов финансирования отдельных мероприятий Программы и сроков их реализации;
- освещение хода реализации Программы в средствах массовой информации.
Руководители структурных подразделений администрации города и по согласованию руководители организаций и предприятий города, общественных организаций и объединений, участвующих в реализации программных мероприятий, осуществляют:
- представление в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом информации о ходе выполнения Программы;
- согласование с управлением по охране окружающей среды и природных ресурсов планируемых к выполнению и фактически выполненных объемов работ.
7. Целевые индикаторы и показатели оценки реализации мероприятий Программы
7.1. Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Плановое значение индикатора |
||||
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу |
Тыс. тонн |
45 |
44 |
43 |
41 |
40 |
2. |
Ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемый в водные объекты |
Тыс. куб. метров |
943 |
99,9 |
1943,0 |
1943,0 |
9553,7 |
3. |
Доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов |
% |
6,3 |
7,5 |
8,7 |
10 |
12 |
4. |
Площадь восстанавливаемых зон в составе особо охраняемых природных территорий местного значения |
га |
4 |
6 |
8 |
10 |
12 |
7.2. Показатели оценки реализации Программы
N п/п |
Показатель |
Ед.изм. |
Годы |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
б |
7 |
8 |
1. |
Количество предприятий, переведенных на использование природного газа |
единиц |
2 |
3 |
3 |
3 |
4 |
2. |
Количество ликвидированных выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты |
единиц |
2 |
3 |
6 |
6 |
11 |
3. |
Наличие Генеральной схемы очистки территории городского округа "Город Хабаровск" |
единиц |
- |
- |
1 |
- |
- |
4. |
Увеличение сбора макулатуры с территории города |
тонн |
- |
- |
9600 |
9600 |
9600 |
5. |
Количество предприятий города, осуществляющих сбор, переработку и утилизацию отходов |
единиц |
Не менее 15 |
Не менее 16 |
Не менее 17 |
Не менее 17 |
Не менее 17 |
|
Площадь реабилитированной территории города (территория городской свалки ТБО) |
га |
|
|
|
|
12,6 |
6. |
Количество саженцев, высаженных на доращивание в городском питомнике |
шт. |
1500 |
9000 |
11000 |
13000 |
15000 |
7. |
Количество особо охраняемых природных территорий местного значения, подлежащих восстановлению |
единиц |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
|
Площадь зеленых зон города, созданных для организации отдыха населения |
га |
|
|
|
|
45 |
8. |
Наличие электронной базы данных "Зеленые насаждения города Хабаровска" |
единиц |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
9. |
Наличие реестра общественных и иных некоммерческих объединений города в области охраны окружающей среды |
единиц |
- |
1 |
1 |
1 |
1 |
10. |
Количество экологических отрядов школьников "Защитники природы" |
единиц |
Не менее 10 |
Не менее 10 |
Не менее 10 |
Не менее 10 |
Не менее 10 |
11. |
Количество проведенных межвузовских методических семинаров по проблемам экологического образования |
единиц |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
12. |
Количество публикаций экологической направленности, размещенных в средствах массовой информации |
единиц |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
Не менее 4 |
13. |
Количество проведенных тематических семинаров экологической направленности |
единиц |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
Не менее 6 |
14. |
Участие организаций в реализации Программы |
|
по согласованию |
по согласованию |
по согласованию |
по согласованию |
по согласованию |
8. Оценка ожидаемой эффективности экологических и социально-экономических последствий реализации Программы
Оценка эффективности реализации долгосрочной целевой программы "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011-2015 годы" осуществляется в соответствии с постановлением Мэра города Хабаровска от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".
Экологическая эффективность Программы определяется снижением действия негативных факторов на окружающую среду города.
Реализация мероприятий Программы позволит:
- сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города до 40 тыс. тонн в год;
- уменьшить объем загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водоемы на 9553,7 тыс. куб. метров;
- уменьшить объем и массу отходов, вывозимых на полигон для захоронения и увеличить срок службы полигона твердых бытовых отходов;
- обеспечить охрану, защиту и воспроизводство зеленых насаждений города, особо охраняемых природных территорий;
- снизить потенциальные риски, связанные с неблагоприятным влиянием экологических факторов;
- укрепить систему традиционных экологических мероприятий по экологическому просвещению горожан, обеспечить регулярное информирование жителей города об экологической обстановке;
- обеспечить благоприятное состояние окружающей среды города как необходимое условие улучшения качества жизни и здоровья населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.