Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 6 апреля 2010 г. N А73-2557/2010
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июля 2010 г. N Ф03-4472/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Сономед" (далее - Общество, ООО "МЦ "Сономед", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановлений Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска NN 6-ИФНС-ИН, 5-ИФНС-ИН от 04.03.2010, которыми Общество и его директор привлечены к административной ответственности по статье 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40 000 и 4 000 рублей соответственно.
Представитель общества в судебном заседании на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель административного органа с доводами заявителя не согласился, считая, что отсутствуют основания для отмены постановления N 5-ИФНС-ИН от 04.03.2010, а производство по делу в части оспаривания постановления N 6-ИФНС-ИН необходимо прекратить по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее:
17.02.2010 года должностными лицами Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска на основании поручения N 16В от 01.02.2010 проведена проверка деятельности ООО "МЦ "Сономед" по вопросу полноты оприходования выручки, полученной с применением бланков строгой отчетности в кассу организации и соблюдения порядка ведения кассовых операций за период с 01.11.2009 по 01.02.2010.
В результате проверки выявлена систематическая выдача денежных средств из кассы предприятия под отчет без производственной необходимости с последующим возвратом их в кассу предприятия - то есть оформление кассовых операций с нарушением с целью уклонения от сдачи наличных денежных средств сверх установленных лимитов в банк.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки своевременности оприходования и полноты учета выручки и порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации N 18-39/13 от 17.02.2010.
17.02.2010 в отношении общества и директора по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, составлены протоколы об административных правонарушениях.
04.03.2010 начальником инспекции по результатам рассмотрения протоколов и материалов проверки вынесены постановления N 6-ИФНС-ИН, 5-ИФНС-ИН о привлечении ООО "МЦ "Сономед" и его директора к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, назначен штраф в размере 40 000 и 4 000 рублей соответственно.
Не согласившись с вышеуказанными постановлениями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании их законности.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав и дав оценку имеющимся в материалах дела доказательствам, суд находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению.
Статья 15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП Российской Федерации, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
В соответствии с пунктом 1 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее - Порядок) предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков.
Согласно пункту 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот. Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что предприятия имеют право в предусмотренные сроки хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий.
Аналогичная позиция содержится в пунктах 2.5., 2.6., 2.7 "Положения о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации", утвержденного Советом директоров Банка России от 19.12.1997 N 47, согласно которым в кассах предприятий могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих предприятий. Предприятия обязаны сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.
Согласно расчету обслуживающего банка ЗАО "РЕГИОБАНК" лимит остатка кассы на 2009 и 2010 годы установлен 0 рублей, следовательно, всю имеющуюся денежную наличность сверх установленных лимитов ООО "Медицинский центр "Сономед" обязано сдавать в банк.
В ходе проверки медицинского центра "Сономед", расположенного по адресу: г. Хабаровск, ул. Барабинская, 4А-60, налоговым органом установлено, что директору ООО "Медицинский центр "Сономед" Патриной Светлане Ивановне ежедневно, немотивированно выдавались под отчет денежные средства, полученные с применением бланков строгой отчетности. В нарушение пункта 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Центрального Банка России 22.09.1993 г. N 40, авансовые отчеты на выданные суммы не составлялись, денежные средства не расходовались, а возвращались в кассу предприятия, что, по мнению налогового органа, является накоплением в кассе общества сверхлимитных денежных средств и в нарушение п. 6 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации данные денежные средства не сдавались в обслуживающий банк. Вся денежная наличность сверх установленного лимита остатка кассы не сдается в кредитное учреждение, а накапливается на счете N 71 "Расчеты с подотчетными лицами". За период с 01.11.2009 по 01.02.2010 сумма наличных денежных средств, полученных с применением БСО составила 70 580 рублей, по состоянию на 01.02.2010 года сумма наличных денежных средств безосновательно выданных в подотчет и подлежащих сдаче в банк, составила 37 298 рублей. Сумма фактического сверхлимитного остатка кассы за проверяемый период составила 37 298 рублей.
Налоговым органом Обществу вменяется систематическая выдача денежных средств из кассы предприятия под отчет без производственной необходимости с последующим возвратом их в кассу предприятия - то есть оформление кассовых операций с нарушением с целью уклонения от сдачи наличных денежных средств сверх установленных лимитов в банк.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
Однако в кассе общества денежной наличности сверх установленных лимитов, подлежащих сдаче в банк, не имелось.
В данном случае в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 15.1 КоАП РФ, поскольку после выдачи денежных средств под отчет в кассе отсутствуют накопленные наличные денежные средства сверх установленных лимитов.
По мнению Инспекции, Общество не имело права выдавать свободные денежные средства из кассы предприятия под отчет материально-ответственному лицу до представления ею полного отчета по ранее выданным авансам, а должно было хранить их в кассе с учетом всех требований Порядка ведения кассовых операций, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40.
Пунктом 11 Порядка ведения кассовых операций установлено, что выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
У налогового органа отсутствуют правовые основания ограничивать субъект предпринимательской деятельности в осуществлении полномочий по распоряжению свободными наличными денежными средствами, в том числе требовать от него хранить их в кассе предприятия.
Одним из признаков состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ, является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Между тем выдача наличных денежных средств под отчет материально-ответственному лицу на хозяйственно-операционные расходы, которое не представило отчет по ранее выданному ему авансу, нарушает порядок выдачи наличных денежных средств, а не нарушение порядка ведения кассовых операций, выразившееся в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
За нарушение порядка выдачи денежных средств под отчет административная ответственность не предусмотрена.
Не принимается довод налогового органа об оформлении обществом кассовых операций с целью уклонения от сдачи наличных денежных средств сверх установленных лимитов в банк.
Из материалов дела следует, что денежные средства, поступающие под отчет должностному лицу общества (Патриной С.И.) в последствии сдавались в кассу предприятия для расчета с работниками (заработная плата) и для сдачи в банк. Налоговым органом установлено, что за проверяемый период обществом сдано выручки в обслуживающий банк 33 282 рубля. То есть утверждение налогового органа об уклонении общества от сдачи наличных денежных средств сверх установленных лимитов в банк не подтверждается.
Согласно пункту 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Из части 4 статьи 210 АПК РФ следует, что по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Оценив в совокупности, с учетом положений статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Дело в части отмены постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска N 6-ИФНС-ИН от 04.03.2010 о привлечении директора ООО "Медицинский центр "Сономед" Патриной Светланы Ивановны к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ подлежит прекращению в связи со следующим.
В соответствии со статьей 27 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статьей 207 АПК РФ предусмотрено, что производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности.
Статья 150 АПК РФ предусматривает прекращение производства по делу если установит что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Поскольку постановление N 6-ИФНС-ИН от 04.03.2010 вынесено в отношении должностного лица ООО "Медицинский центр "Сономед" Патриной Светланы Ивановны, заявление в данной части не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае установления неподведомственности дела на стадии его рассмотрения суд, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ выносит определение о прекращении производства по делу.
Руководствуясь статьями 167-170, 207-211 АПК РФ, статьей 30.7 КоАП РФ, арбитражный суд решил:
Требования общества с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Сономед" удовлетворить частично.
Отменить постановление Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска N 5-ИФНС-ИН от 04.03.2010, которым ООО "Медицинский центр "Сономед" привлечено к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ.
Производство по делу в части отмены постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г. Хабаровска N 6-ИФНС-ИН от 04.03.2010 о привлечении директора ООО "Медицинский центр "Сономед" Патриной Светланы Ивановны к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ прекратить.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Сономед" государственную пошлину в размере 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 653 от 11.03.2010.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке - в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение, Арбитражный суд Хабаровского края.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 6 апреля 2010 г. N А73-2557/2010
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 16 июля 2010 г. N Ф03-4472/2010 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании