Решение Хабаровского краевого суда
от 16 марта 2009 г. N 3-51/09
(извлечение)
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Белоусовой Ирины Эдуардовны о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 3 в части слов "в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом", пункта 2 части 1 статьи 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г. "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в отношении работников здравоохранения, установил:
В соответствии с Законом Хабаровского края от 19 января 2005 г. N 249 "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" лицам, занятым на должностях, предполагающих наличие высшего или среднего образования по профилю учреждения в краевых государственных и муниципальных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Хабаровского края предоставлена компенсация по оплате за оказанные жилищные услуги (наем, содержание и ремонт жилья), в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом (пункт 1 части 1 статьи 3) и по оплате за электрическую и тепловую энергию (в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края) (пункт 2 части 1 статьи 3).
Белоусова И.Э. - врач-лаборант, работающая в муниципальном Учреждении здравоохранения "Солнечная центральная районная больница" пос. Солнечный Хабаровского края обратилась в суд с заявлением о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 3 в части слов "в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом", пункта 2 части 1 статьи 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г. "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в отношении работников здравоохранения.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на противоречие названных норм краевого закона в оспариваемой части пункту 9 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, статье 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Заявитель полагает, что предусмотренный Законом Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" размер и порядок компенсации жилищных и коммунальных услуг с 1 января 2005 года ухудшает ее положение по сравнению с объемом льгот, предоставлявшихся ранее (до 1.01.2005 г.) в натуральном виде. Так, введение регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, а также норматива потребления по освещению при компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам учреждений здравоохранения, работающим в краевых государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и проживающим в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), носят ограничительный характер и уменьшают размер социальной поддержки, предоставлявшейся ранее в натуральном виде.
Заявитель, извещенная о месте и времени судебного разбирательства, в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении заявленных требований в ее отсутствие.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края по доверенности Кузнецова Т.Б., Тимошенко С.Н., Таран Л.П. с доводами заявителя не согласились, просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения представителей заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Лазаревой Н.А., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит, что Белоусовой И.Э. надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
До 1 января 2005 г. врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели согласно части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ осуществлен пересмотр системы социальных гарантий, установленных для различных категорий граждан по состоянию на 31 декабря 2004 года, что было связано с принятием в рамках процесса разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления федеральных законов от 4 июля 2003 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Так, согласно статье 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции данного Федерального закона меры социальной поддержки медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4), организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, - их органами государственной власти (часть 5) муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (часть 6). Соответственно, в зависимости от принадлежности расположенной в сельской местности (поселках городского типа) организации здравоохранения определяется уровень правового регулирования мер социальной поддержки работающих в ней и проживающий в той же местности медицинских работников.
Таким образом, положение о праве медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением, утратило силу. В соответствии с частью 6 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливаются органами местного самоуправления.
Какой-либо иной нормативный правовой акт, который устанавливал бы право медицинских и фармацевтических работников на содержащиеся в оспариваемом Законе Хабаровского края меры социальной поддержки, на федеральном уровне не принят.
Вместе с тем по смыслу статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
14.02.2005 г. принят Закон Хабаровского края N 262 "О мерах социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников (специалистов) краевых государственных и муниципальных организаций здравоохранения, работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа), и отдельных категорий граждан. Данным краевым Законом определено, что медицинские работники, проживающие в сельской местности, имеют право на бесплатное предоставление им жилья с отоплением и освещением в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения и нормативов потребления, определяемых Правительством края. Финансовое обеспечение мер социальной поддержки, установленных настоящим законом, является расходным обязательством края и осуществляется за счет средств краевого бюджета. Порядок предоставления данной меры социальной поддержки устанавливается законом края.
Данный порядок определен обжалуемым Законом Хабаровского края N 249 от 12.01.2005 г. "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан".
При таком положении суд находит, что нормы пункта 1 части 1 статьи 3 и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в оспариваемой части не нарушают прав заявителя, поскольку предусмотренный названным краевым Законом уровень обеспечения социальной поддержки специалистов муниципальных организаций здравоохранения работающих и проживающих в сельской местности представляет собой дополнительную меру социальной поддержки со стороны субъекта Российской Федерации, так как меры социальной поддержки должны им устанавливаться органами местного самоуправления и, таким образом, не противоречат федеральному законодательству, являются законными и обоснованными.
Кроме того, заявитель обратилась с требованием об оспаривании Закона Хабаровского края "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в отношении работников здравоохранения, при этом Белоусовой И.Э. не предоставлено право на обращение с заявлением в интересах специалистов организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, также данный краевой Закон в названной части не затрагивает права, свободы или законные интересы заявителя.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 253 ГПК РФ, суд решил:
отказать Белоусовой Ирине Эдуардовне в удовлетворении заявления о признании недействующими пункта 1 части 1 статьи 3 в части слов "в пределах нормативной площади жилого помещения, установленной настоящим законом", пункта 2 части 1 статьи 3 в части слов "в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных Правительством края" Закона Хабаровского края N 249 от 19.01.2005 г. "О компенсации расходов по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" в отношении работников здравоохранения.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Приамурские ведомости".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 16 марта 2009 г. N 3-51/09
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании