Решение Хабаровского краевого суда
от 5 июня 2009 г. N 3-65/09
(извлечение)
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N 58-Г09-10 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующим пункта 3.2.20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 года N 126П
Хабаровский краевой суд, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании п.п. 3.2.4., 3.2.12., 3.2.13., 3.2.15., 3.2.20., 3.2.21., 3.2.22, Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 г. N 126П, противоречащими федеральному законодательству и недействующими, установил:
17 декабря 2008 г. министерством финансов Хабаровского края принят приказ N 126П, которым утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка изменения сводной росписи и лимитов бюджетных обязательств осуществляется министерством финансов с учетом следующих особенностей и вносятся в случае:
изменения расходных обязательств края и принятия нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края (3.2.4.);
получения дополнительных доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (3.2.12.);
перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реформирование в 2009 году системы оплаты труда работников бюджетных учреждений (3.2.13.);
изменения и (или) перераспределения бюджетных ассигнований на финансирование объектов капитального строительства (3.2.15).;
уменьшения объемов межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета (3.2.20.);
использования остатков средств краевого бюджета по состоянию на 1 января текущего года, включая доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также остатки средств субсидий и субвенций из федерального бюджета (3.2.21.);
учета при исполнении краевого бюджета неиспользованных на 1 января текущего финансового года средств целевых межбюджетных трансфертов, имеющихся на счетах местных бюджетов (3.2.22.).
Прокурор Хабаровского края обратился в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании п.п. 3.2.4., 3.2.12., 3.2.13., 3.2.15., 3.2.20., 3.2.21., 3.2.22. Порядка противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В обоснование заявленных требований прокурор края ссылается на то, что абзацами 4-11 п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ установлены случаи, при которых в ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут быть изменены в соответствии с решениями руководителя финансового органа без внесения изменений в закон о бюджете. Случаи внесения изменений в сводную бюджетную роспись по решению Министерства финансов края, определенные пунктами 3.2.4., 3.2.12., 3.2.13., 3.2.15., 3.2.20., 3.2.21., 3.2.22. Порядка, не соответствуют случаям, установленным п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ
Таким образом, указанные пункты Порядка, по мнению прокурора края, в нарушение ст. 127 Бюджетного кодекса РФ предоставляют право министерству финансов Хабаровского края вносить изменения в сводную бюджетную роспись при отсутствии соответствующих изменений в законе о краевом бюджете.
В судебном заседании старший помощник прокурора Хабаровского края Сенченко П.В. поддержал требования, заявленные прокурором края, дополнив их указанием на то, что нормы п.п. 3.2.20., 3.2.21., 3.2.22. противоречат не только положениям ст. 217 Бюджетного кодекса РФ, но и ч. 1 ст. 12 Закона Хабаровского края от 26.11.2008 г. N 216 "О краевом бюджете на 2009 год".
Представитель министерства финансов Хабаровского края, действующий на основании доверенности Власенко Н.В., не согласился с доводами заявления, считая его незаконным и необоснованным, поскольку оспариваемый приказ издан в пределах полномочий министерства финансов края, установленных Бюджетным кодексом РФ и законом Хабаровского края "О краевом бюджете на 2009 год".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит, что в удовлетворении требований, заявленных прокурором Хабаровского края, надлежит отказать по следующим основаниям.
Пунктом 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете.
В частности, абзацем пятым пункта 3 предусмотрено, что в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в случае изменения состава или полномочий (функций) главных распорядителей бюджетных средств (подведомственных им бюджетных учреждений), вступления в силу законов, предусматривающих осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использования средств резервных фондов и иным образом зарезервированных в составе утвержденных бюджетных ассигнований, распределения бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств на конкурсной основе и по иным основаниям, связанным с особенностями исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, перераспределения бюджетных ассигнований между главными распорядителями бюджетных средств, установленным законом (решением) о бюджете, - в пределах объема бюджетных ассигнований.
Приведенная норма свидетельствует о том, что перечень оснований, по которым могут быть внесены изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменения в закон о бюджете, не является исчерпывающим.
Статьей 154 Бюджетного кодекса РФ к полномочиям финансовых органов субъектов Российской Федерации наряду с установленными данным кодексом также отнесены иные бюджетные полномочия, установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона Хабаровского края от 26.11.2009 г N 216 "О краевом бюджете на 2009 год" министерство финансов края вправе в ходе исполнения краевого бюджета вносить изменения в сводную бюджетную роспись:
1) на сумму остатков средств краевого бюджета по состоянию на 1 января 2009 года;
2) на сумму дополнительных доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;
3) по предписаниям органов, осуществляющих финансовый контроль на территории края;
4) в случае изменения расходных обязательств края и принятия нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края;
5) в случае изменения и (или) перераспределения бюджетных ассигнований на финансирование объектов капитального строительства в том числе между главными распорядителями бюджетных средств краевого бюджета;
6) в случае перераспределения бюджетных ассигнований, предусмотренных на реформирование в 2009 году системы оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Наряду с этим ст. 232 Бюджетного кодекса РФ установлено, что доходы, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации сверх утвержденных законом о бюджете общего объема доходов, а также субсидии и субвенции, фактически полученные из федерального бюджета, могут расходоваться соответствующим финансовым органом без внесения изменений в закон о бюджете.
При таких правовых обстоятельствах суд находит, что доводы прокурора края о- том, что оспариваемые пункты Порядка противоречат положениям ст. 217 Бюджетного кодекса РФ основаны на неправильном применении норм материального права, поскольку перечень случаев внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджет, предусмотренный названной статьей Бюджетного кодекса РФ и является исчерпывающим, возможность установления дополнительных случаев установлена абзацем пятым пункта 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2009 г. прокурору Хабаровского края отказано в удовлетворении заявления о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей ч. 1 ст. 12 Закона Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 216 "О краевом бюджете на 2009 год".
Ссылки прокурора на противоречие п.п. 3.2.20., 3.2.21., 3.2.22. нормам ч. 1 ст. 12 Закона Хабаровского края "О краевом бюджете на 2009 год" суд находит несостоятельными. Положения п.п. 3.2.21., 3.2.22. соответствуют положениям ч. 1 ст. 12 упомянутого краевого Закона, которым предусмотрено полномочие министерства финансов края в ходе исполнения краевого бюджета вносить изменения в сводную бюджетную роспись на сумму остатков средств краевого бюджета по состоянию на 1 января 2009 года, при этом иная редакция названных пунктов Порядка не меняет нормативного содержания данной статьи Закона края. Норма п.3.2.20. Порядка соответствует ст. 232 Бюджетного кодекса РФ.
При таком положении суд признает, что оспариваемые прокурором края нормы Порядка не противоречат как требованиям федерального, так и краевого законодательства.
Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, суд решил:
в удовлетворении заявления прокурора Хабаровского края о признании п.п. 3.2.4., 3.2.12., 3.2.13., 3.2.15., 3.2.20., 3.2.21., 3.2.22. Порядка составления и введения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 г. N 126П, противоречащими федеральному законодательству и недействующими, отказать.
решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течении 10 дней через Хабаровской краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Хабаровского краевого суда от 5 июня 2009 г. N 3-65/09
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2009 г. N 58-Г09-10 настоящее решение отменено в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании недействующим пункта 3.2.20 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного приказом министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 года N 126П
Текст решения предоставлен Хабаровским краевым судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании