Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Мэра города
от 25 сентября 2006 г. N 1198
Концепция
развития информационно-коммуникационной инфраструктуры г. Хабаровска
(с изменениями от 8 июня 2007 г.)
1. Общие положения
Концепция развития информационно-коммуникационной инфраструктуры г. Хабаровска (далее - Концепция) определяет перспективы и первоочередные цели и задачи по дальнейшему развитию существующего информационного пространства города Хабаровска и учитывает Концепцию развития средств массовых коммуникаций, информационных и коммуникационных технологий в Хабаровском крае на 2005 - 2008 годы, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2004 N 75-пр.
Разработка Концепции обусловлена необходимостью:
- повышения эффективности взаимодействия структурных подразделений администрации города;
- создания единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций;
- построения централизованной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан;
- создания информационно-телекоммуникационных сетей объектов социальной сферы;
- удовлетворения растущих потребностей граждан и организаций различных форм собственности в объеме и качестве информационных услуг;
- переход на цифровое телевизионное и радиовещание;
- создания единого информационного пространства города как составной части единого информационного пространства Хабаровского края, Российской Федерации и мирового информационного пространства;
- необходимостью обеспечения конкурентоспособности организаций муниципального сектора в области предоставления информационных и коммуникационных услуг, внедрения современных технологий.
Внедрение передовых технологий в области информационных и коммуникационных услуг является важнейшим процессом в социально-экономическом развитии города. Их применение позволяет добиться повышения эффективности управления и производительности труда, создания новых рабочих мест и экономического роста, повышения качества жизни.
При разработке Концепции использовались следующие нормативные документы:
1. Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
3. Концепция развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года, утвержденная Постановлением коллегии от 02.09.2003 N 12-1 "О концепции развития рынка услуг связи в области телерадиовещания в Российской Федерации на период до 2010 года и в перспективе до 2015 года".
4. Концепция развития в России сетей кабельного телевидения и систем широкополосного беспроводного доступа типа MMDS, LMDS MWS (MVDS), одобренная постановлением коллегии Министерства Российской Федерации по связи и информатизации от 13.12.2000 N 16-1.
5. Концепция развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации, одобренная Правительством Российской Федерации 21.12.2000.
6. Концепция развития средств массовых коммуникаций, информационных и коммуникационных технологий в Хабаровском крае на 2005 - 2008 годы, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2004 N 75-пр "О состоянии и перспективах развития средств массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий в Хабаровском крае".
7. Концепция создания единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций, утвержденная постановлением Мэра города Хабаровска от 07.07.2005 N 1099 "О создании единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций".
В настоящей Концепции используются следующие понятия:
Локальная вычислительная сеть (ЛВС) - программно-аппаратный комплекс, включающий в себя серверы, компьютеры, принтеры, коммуникационное оборудование, кабельную систему и сетевые операционные системы.
Объект связи - совокупность средств, линий и сетей связи, используемых для выполнения технологически завершенных функций в процессе оказания услуг связи.
Оптоволокно - элемент оптоволоконного кабеля, обеспечивающий передачу инфракрасных сигналов благодаря эффекту полного внутреннего отражения.
Оптоволоконный кабель - несколько оптических волокон, заключенных в одну оболочку (в настоящее время наибольшее распространение получили 4-х, 8-ми, 12-ти, 16-ти, 24-х и 32-х жильные оптоволоконные кабели, имеющие в оболочке соответствующее количество оптоволокон).
Оптический кросс - коммутационное поле врезных контактов для оптического подключения и механической фиксации окончаний оптоволоконных кабелей, оптоволокна, обеспечивающих коммутацию.
Волоконно-оптическая линия связи (ВОЛС) - среда передачи сигналов между интерфейсами оптоволоконной кабельной системы. Включает базовую линию, точку перехода или консолидации, оптоволоконный кабель и гнездо коммутационной оптоволоконной панели.
Термины: "Информация", "Информационные технологии", "Информационная система", "Информационно-телекоммуникационная сеть" использованы в значении, определенном Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Термины: "Инфокоммуникации", "Информационные услуги", "Сеть связи" использованы в значении, определенном постановлением Правительства Хабаровского края от 25.10.2004 N 75-пр "О состоянии и перспективах развития средств массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий в Хабаровском крае".
Также в Концепции используются следующие сокращения:
ЕМТС - единая многофункциональная телекоммуникационная сеть.
ГСТ - городская сеть телевидения.
ВСС - взаимоувязанная сеть связи.
2. Текущее состояние инфраструктуры
В городе активно идет процесс внедрения новых информационных технологий во всех сферах общества и экономики. Информационные технологии применяются в управлении, коммерции, средствах массовой информации. Создаются локальные вычислительные сети предприятий различных форм собственности, органов местного самоуправления, учреждений социальной сферы. Автоматизируются рабочие места, процессы сбора, обработки и накопления информации, формируются базы и банки данных. Идет процесс объединения компьютеров домашних пользователей в локальные сети, покрывающие от нескольких квартир до нескольких кварталов.
Отсутствие координации процессов создания и использования информационных систем привело к использованию в них различных средств вычислительной техники, программных средств, стандартов и протоколов, часто не совместимых между собой. Как следствие, такие системы не могут быть взаимоувязаны и эффективно взаимодействовать.
Необходимо создание под эгидой администрации города ЕМТС города Хабаровска, позволяющей оперативно получать необходимую информацию всем структурным подразделениям, учреждениям, организациям и жителям города. Указанная система должна строиться на основе интеграции существующих ведомственных и территориальных (районных) информационных систем и ресурсов в единую распределенную систему инфокоммуникаций.
3. Цели и задачи
Основной целью Концепции является удовлетворение информационных потребностей населения, органов местного самоуправления, общественных организаций, муниципальных и иных организаций, развитие городской телекоммуникационной инфраструктуры и создание единого инфокоммуникационного пространства г. Хабаровска. Для достижения вышеозначенных целей необходимо выполнение следующих задач:
- обеспечение доступа всех жителей города к социально значимой информации и базовому пакету информационных услуг;
- предоставление жителям города телерадиопрограмм в цифровом формате;
- обеспечение автоматического контроля по потребленной электроэнергии, отопления, горячего и холодного водоснабжения;
- диспетчеризация лифтов с датчиками движения лифтов, открывания дверей и т.д.
- создание информационной сети образовательных учреждений города, образовательных ресурсов, электронных библиотек;
- создание информационной сети, объединяющей объекты здравоохранения города, страховые компании;
- создание общедоступных информационных ресурсов администрации, муниципальных организаций и служб города;
- интеграцию с краевой инфокоммуникационной сетью и ВСС России.
Эти задачи будут решены с построением ЕМТС города Хабаровска.
4. Развитие инфраструктуры
Развитие городской телекоммуникационной инфраструктуры должно соответствовать общемировым тенденциям. Создание в городе интегрированной сети с предоставлением всевозможных видов информационных телекоммуникационных услуг позволит обеспечить доступ жителей, организаций, органов местного самоуправления к общественно значимым информационным ресурсам, к цифровым телевизионным и радиовещательным программам, интерактивному вещанию, к сети Интернет.
Внедрение новых информационных технологий открывает новые возможности для муниципального управления, обеспечения правопорядка, здравоохранения, образования и повышения квалификации, контроля работы коммунальных служб. Повышается качество жизни граждан, их информированность о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
4.1. Телевидение и радиовещание
Телерадиовещание относится к тем сферам жизнедеятельности общества, без которых невозможны нормальное функционирование производства и обращение товаров и услуг, а также жизнедеятельность людей. Телевидение и радиовещание играют исключительную роль в передаче и доведении до каждого члена общества политической, общественной, культурной, образовательной и другой информации, включая информирование населения, объектов управления, экономики и других социально-экономических сфер о мобилизационной деятельности, чрезвычайных ситуациях.
Развитие телерадиовещания является важнейшим фактором подъема экономики, роста интеллектуальной активности, повышения качества жизни граждан. Телерадиовещание играет важную социально политическую функцию, обслуживая в общедоступной форме население и реализуя потребности людей в получении информации, повышении их образования и культуры.
Внедрение в городе Хабаровске системы цифрового телерадиовещания позволит решить следующие задачи:
- обеспечение увеличения частотного ресурса и количества доставляемых населению по сетям кабельного телевидения программ;
- создание муниципального канала;
- обеспечение доступа всех жителей города к социально значимой информации и базовому пакету информационных услуг;
- введение интерактивного вещания, оказание дополнительных услуг населению;
- повышение качества передачи изображения и звукового сопровождения;
- передача в едином мультиплексированном цифровом потоке телепрограмм, радиопрограмм и дополнительных данных для предоставления зрителям набора базовых (электронная программа передач и различная справочная информация, так например, информирование населения об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов) и дополнительных (реклама, телемагазин, адресно-ориентированные передачи и т.п.) информационных услуг.
4.2. Здравоохранение
Создание информационно-телекоммуникационной сети, объединяющей медицинские учреждения города, позволит проводить лечебно-диагностические консультации, управленческие и научные мероприятия в области здравоохранения, повышение квалификации медицинских работников. Возможно формирование баз данных и информационно-аналитических систем для сбора, обработки и анализа персональных данных пациентов больниц и поликлиник, создание базы данных страховых компаний с возможностью получения информации о застрахованных пациентах и видах страховок медицинскими работниками.
4.3. Образование
Расширение информационных технологий в сфере образования создаст условия для проведения научных видеоконференций, появится возможность проводить лекции профессоров лучших вузов страны в Хабаровских учебных заведениях. Представляется возможным создание электронной библиотеки, которая обеспечит доступ к необходимой литературе не только студентов и преподавателей учебных заведений, но и специалистов различных предприятий, госслужащих и т.д.
Для решения этих задач необходимо обеспечение скоростного доступа к сети всех образовательных учреждений и обеспечение максимально широкого доступа к российским и мировым образовательным и развивающим ресурсам.
4.4. Муниципальное управление
Администрации города в своей деятельности достаточно интенсивно использует информационные технологии. Широко применяются локальные сети, справочно-правовые системы, базы данных общего пользования. Однако информирование граждан о деятельности администрации ограничивается, как правило, новостными телерадиопрограммами и статьями в печатных изданиях.
Для повышения эффективности, информационной открытости и прозрачности механизмов управления необходимо обеспечение доступности информации для граждан, развитие информационных ресурсов, предназначенных для общего пользования, создание механизмов общественного контроля деятельности администрации. Необходимо создание общедоступных Интернет-ресурсов, содержащих полную, достоверную и оперативную информацию о деятельности администрации. Необходим городской информационный портал, интегрированный с другими городскими и краевыми публичными информационными системами.
Необходимо создание муниципальных СМИ. В первую очередь создание муниципального телевизионного канала, предназначенного для освещения социально значимых тем и новостей жизни города в рамках ЕМТС. Подготовка квалифицированных журналистских кадров. Обучение сотрудников СМИ использованию информационных технологий в работе.
4.5. Единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций
Для эффективного развития городской инфраструктуры инженерных коммуникаций и решения хозяйственных задач создается единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций, содержащая сведения о хозяйствующих субъектах, характеристики инженерных коммуникаций, детализированные технические характеристики и особенности расположения данного оборудования.
Интеграция единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций в ЕМТС позволит предприятиям-сетедержателям и структурным подразделениям администрации города наиболее эффективно взаимодействовать при выработке стратегически важных для города решений при возникновении различных нестандартных (аварийных) ситуаций.
4.6. Охрана правопорядка
В данный момент в нашем городе устанавливаются видеокамеры наблюдения. Установлены такие камеры на площади им. Ленина, на ул. Муравьева-Амурского. Есть необходимость в установке камер и на других улицах и площадях. В таком случае целесообразно создание единого диспетчерского центра контроля над оперативной обстановкой и телекоммуникационной системы, доставляющей сигнал от видеокамер к данному центру.
Сигналы с видеокамер, установленных напротив городских достопримечательностей, можно сделать общедоступным на городских информационных ресурсах.
Также возможна установка видеокамер во дворах, гаражных комплексах и подъездах жилых зданий с доставкой сигнала непосредственно жильцам этих зданий.
4.7. Жилищно-коммунальное хозяйство
В настоящее время в городе широко внедряются системы учета потребления различных услуг, таких как горячее и холодное водоснабжение, отопление, газ и т.д. Создание диспетчерского центра учета потребленных услуг и сети сбора показаний систем учета, позволило бы более эффективно производить учет и расчет платы за услуги, организовать контроль над расходом ресурсов.
Актуальны также и вопросы диспетчеризации лифтов и пообъектного учета работ по содержанию и ремонту жилищного фонда города. Применение информационных технологий позволило бы сконцентрировать управление и диспетчеризацию лифтов в одном месте. А также оперативно проводить анализ технического состояния жилищного фонда и более рационально управлять процессами работы с жалобами граждан и содержания и ремонта жилищного фонда. В конечном итоге - это повышение оперативности управления, сокращение финансовых затрат на обслуживание.
5. Информационная безопасность
При использовании современных информационных технологий требуется большое внимание к вопросам сетевой безопасности. Благодаря значительному прогрессу в этой области существенно возросло количество пользователей различных сетей, сильно увеличилось и число самих сетей. В настоящее время существует огромное количество вредоносных программ, предназначенных для взлома, блокирования информационных ресурсов, компьютерных вирусов.
Поэтому ЕМТС должна обеспечивать управление безопасностью, поддержку служб и отчетов обеспечения защиты информации, управление доступом и полномочиями пользователей; контроль и управление межсетевыми взаимодействиями; защиту от несанкционированного доступа извне; обнаружение и устранение вирусов.
Определяющим фактором интеграции в единое информационное пространство индивидуальных, корпоративных, отраслевых и муниципальных информационных систем и ресурсов является обеспечение должного уровня информационной безопасности для каждого субъекта, принявшего решение войти в это пространство. В едином информационном пространстве должны быть созданы все необходимые предпосылки для установления подлинности пользователя (субъекта), подлинности содержания и подлинности сообщения (т.е. созданы механизмы и инструмент аутентификации). При реализации предлагаемой Концепции должна быть создана система информационной безопасности, которая включает необходимый комплекс мероприятий и технических решений по защите:
- от нарушения функционирования сети путем исключения воздействия на информационные каналы, каналы сигнализации, управления и удаленной загрузки баз данных, коммуникационного оборудования, системного и прикладного программного обеспечения;
- от несанкционированного доступа к информации путем обнаружения и ликвидации попыток использования ресурсов сети, приводящих к нарушению целостности сети и информации, изменению функционирования подсистем распределения информации;
- от разрушения встраиваемых средств защиты с возможностью доказательства неправомочности действий пользователей и обслуживающего персонала сети;
- от внедрения программных "вирусов" и "закладок" в программные продукты и технические средства.
Реализация сформулированных задач предлагается за счет:
1. Конверсии технологий информационной безопасности и защиты информации и информационных систем, телекоммуникационной среды от несанкционированного использования и воздействий.
2. Обеспечения защиты ресурсов за счет параллельного доступа к управляющим базам данных и проверки полномочий при обращении к ресурсам сети.
3. Реконфигурации сетей, узлов и каналов связи.
4. Организации замкнутых подсетей и адресных групп.
5. Установки внешних и внутренних брандмауэров в точках сопряжения ЛВС организаций.
6. Развития специализированных защищенных ПК, ЛВС и корпоративных сетевых сегментов.
7. Обеспечения защиты технических средств и помещений от утечки по побочным каналам и от возможного внедрения в них электронных устройств съема информации.
8. Развития и использования технологий подтверждения подлинности объектов данных, пользователей и источников сообщений.
9. Применения технологий обнаружения целостности объектов данных.
В процессе реализации данной Концепции должны быть решены задачи создания организационной и технологической инфраструктуры управления системой безопасности и защиты информации в едином информационном пространстве города Хабаровска.
6. Механизм построения ВОЛС
6.1. Для построения ЕМТС города Хабаровска предлагается привлечь всех заинтересованных операторов связи к участию в строительстве данной сети. Для этого необходимо установить взаимовыгодное сотрудничество существующих операторов (кабельного телевидения, провайдеров Интернет, телефонии) и администрации города. Администрация города участвует в строительстве, предоставляя технические помещения и конструктивные элементы зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности. Муниципальные предприятия, имеющие на своем балансе объекты муниципальной недвижимости, где в соответствии с проектами строительства ВОЛС будут располагаться места для размещения оборудования, в соответствии с заключенными договорами на строительство ВОЛС, предоставляют площади для размещения вышеуказанных мест без взимания арендной платы на основе договоров о безвозмездном пользовании. Муниципальные учреждения, имеющие на своем балансе муниципальные нежилые здания, где в соответствии с проектами строительства ВОЛС необходимо размещать активное оборудование (коммутаторы, маршрутизаторы и др.) в соответствии с заключенным Соглашением об участии в строительстве волоконно-оптической линии связи на территории г. Хабаровска, предоставляют места для размещения оборудования. Муниципальные предприятия размещают волоконно-оптический кабель и пассивное оборудование (муфты) на конструктивных элементах в муниципальном жилищном фонде, а также на объектах муниципальной недвижимости (световых и трамвайно-троллейбусных опорах). Предоставление права пользования муниципальным имуществом определяется сроком на 49 лет. Операторы, со своей стороны, приобретают материалы и производят монтажные работы. В случае если при установке оборудования связи или его эксплуатации произошло повреждение муниципального имущества, балансодержатель составляет акт и оператор связи возмещает причиненный ущерб.
6.2. При строительстве ВОЛС определенная часть оптоволокон на всем протяжении ВОЛС переходит в муниципальную собственность. Предлагаемые администрацией города условия участия в строительстве ВОЛС определены в примерном договоре (приложение N 1 к данной Концепции). До разработки проектной документации с операторами связи, желающими принять участие в строительстве, заключается соглашение об участии в строительстве ВОЛС на территории города Хабаровска (приложение N 2 к данной Концепции).
6.3. Подвес оптоволоконного кабеля на опорах осуществлять по принципу не менее 4-х кабелей на одну опору. Для этой цели инженерные конструкции для подвеса кабеля должны быть выполнены с требованием "нести нагрузку" для подвеса соответствующего количества кабеля. Недопустимо применение конструкций, несоответствующих вышеуказанным требованиям, хотя бы даже для подвеса одного кабеля на согласованном участке трассы. На магистральных направлениях рекомендуется применять оптоволоконный кабель, содержащий не менее 16, но не более 32 оптоволокон.
По окончанию# строительства ВОЛС каждый оператор передает по договору администрации города часть оптических волокон (долю собственности).
Возможны варианты использования операторами построенных линий связи:
- использование линий связи для своих коммерческих целей на своем участке;
- объединение участков нескольких операторов на основе договорных отношений;
- сдача в аренду или продажа отдельных волокон операторами;
- совместное построение несколькими операторами протяженных участков;
- объединение и формирование фондов для строительства и дальнейшего развития своих телекоммуникационных сетей несколькими операторами.
6.4. Структура ЕМТС города состоит из магистральной и квартальной трасс ВОЛС.
В городской и районных частях ВОЛС (магистральные трассы) для нужд администрации города отводится 16 волокон:
- сеть взаимодействия со структурными подразделениями администрации города (2 вол.);
- сеть единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций (2 вол.);
- сеть безопасности жизнеобеспечения (2 вол.);
- сеть социальной сферы (2 вол.);
- сеть ТВ (2 вол.);
- резерв (6 вол.).
В квартальной части ВОЛС - 10 волокон:
- сеть взаимодействия со структурными подразделениями администрации города (2 вол.);
- сеть безопасности жизнеобеспечения (2 вол.);
- сеть социальной сферы (2 вол.);
- сеть ТВ (2 вол.);
- резерв (2 вол.).
С каждого подвешенного кабеля в муниципальную собственность передается на магистральных трассах ВОЛС 4 оптоволокна, на квартальных - 2 оптоволокна.
6.5. В случае монтажа кабеля до помещения конкретного пользователя с каждого подвешенного кабеля в муниципальную собственность передается 4 оптоволокна:
- сеть безопасности жизнеобеспечения (2 вол.);
- сеть ТВ (1 вол.);
- резерв (1 вол.).
6.6. Координатором данного проекта должна стать администрация города Хабаровска в лице Вице-Мэра города, председателя Координационного Совета по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры и построению ЕМТС города Хабаровска. Полномочия по эксплуатации и модернизации муниципальной ВОЛС возлагается на МУП г. Хабаровска "Стрела".
6.7. Для реализации Концепции необходимо:
- разработать программу реализации Концепции;
- определить нормативно-правовую базу в сфере информационных технологий;
- разработать мероприятия по привлечению средств муниципального бюджета, внебюджетных источников для развития информационных технологий в городе;
- определить принципы взаимодействия участников строительства ЕМТС;
- разработать проект строительства ЕМТС;
- согласовать проект ЕМТС;
- построить ЕМТС;
- интегрировать ГСТ в ЕМТС;
- внедрить цифровое телевидение, передачу данных и интерактивных мультимедийных услуг;
- интегрировать сети администрации, муниципальных предприятий и учреждений в ЕМТС;
- создать пункты общественного доступа к информационным ресурсам сети;
- определить организационные структуры, ответственные за развитие ЕМТС, создание информационных ресурсов и баз данных;
- разработать систему оценки эффективности внедрения информационных технологий.
7. Заключительные положения
Пользователями сети смогут стать как граждане, так и муниципальные учреждения и предприятия, различные городские службы, коммерческие предприятия и т.д. Новая сеть позволит обеспечить пользователей информационными услугами различного характера, такими как: аналоговое и цифровое телерадиовещание; вещание по запросу; доступ к ресурсам городской сети; объединение районных и домовых сетей; высокоскоростной доступ к сети Интернет; обмен данными в корпоративных сетях (объединение ЛВС); мультимедиа-услуги, игровые серверы; организация видеоконференций; традиционная и IP-телефония и т.д.
Эти услуги уже предлагаются во многих российских городах, среди которых Москва, Санкт-Петербург, Калуга, Ярославль, Новосибирск, Пермь, Самара, Волгоград, Тюмень, Пенза, Ижевск, Оренбург, Йошкар-Ола и другие.
Строительство ЕМТС даст толчок к развитию всей отрасли связи и позволит городу не отставать от мировых тенденций в области информационных технологий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.