Вопрос: О применении бланков строгой от четности организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании бытовых услуг населению.
Федеральный закон от 17.07.2009 N 162-ФЗ, в соответствии с которым плательщики ЕНВД могут не применять контрольно-кассовую технику, вступил в силу с 21 июля 2009 г. При этом по требованию покупателя должен выдаваться документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг), с реквизитами, которые указаны в п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ). Таким документом может быть, например, товарный чек или квитанция.
Ранее осуществлять наличные расчеты без ККТ можно было только в двух случаях:
- при оказании услуг населению. В этом случае вместо кассового чека организация или предприниматель оформляли бланк строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона);
- при осуществлении деятельности, виды которой перечислены в п. 3 ст. 2 Закона. К ним относится, например, продажа газет, журналов, лотерейных билетов, проездных билетов в городском общественном транспорте, торговля в развал бахчевыми культурами и овощами.
Контролировать соблюдение требования о выдаче надлежащих документов при проведении расчетов наличными и платежными картами обязаны налоговые органы. Они же вправе налагать на плательщиков ЕНВД штрафы при отказе в выдаче соответствующего документа. Сумма штрафа за данное нарушение установлена ст. 14.5 КоАП РФ и составляет 1 500-2 000 руб. для граждан, 3 000-4 000 руб. - для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. -для организаций.
На сегодняшний день в судебной практике сложился определенный подход к вопросу применения ст. 14.5 КоАП РФ к плательщикам ЕНВД, оказывающим услуги населению. По мнению судов, таких лиц можно привлечь к ответственности только в том случае, если они отказались по требованию покупателя выдать бланк строгой отчетности. См., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 06.08.2010 N А32-7002/2010-3/115-5АЖ, ФАС Поволжского округа от 02.06.2010 N А65-36131/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 04.03.2010 N А79-12036/2009.
Министерство финансов РФ в письме от 27.09.2010 N 03-01-15/7-216 разъяснило, что организации и предприниматели, уплачивающие единый налог в отношении бытовых услуг, могут не применять ККТ, только если они выдают клиенту бланк строгой отчетности. Следовательно, такие налогоплательщики не подпадают под действие п. 2.1 ст. 2 Закона и должны руководствоваться п. 2 ст. 2 (организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности) Закона N 54-ФЗ. Аналогичные разъяснения давали Минфин России в письме от 23.08.2010 N 03-01-15/7-191 и ФНС России в письме от 17.05.2010 N АС-17-2/238.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог в отношении бытовых услуг, вправе не использовать контрольно-кассовую технику только при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Т.В. Тюленева,
аудитор ЗАО "Аудит-Центр"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Материал размещен на основании авторского договора от 22 февраля 2008 г., заключенного с ЗАО "Дальневосточный региональный "Аудит-Центр"
Настоящий материал опубликован в журнале "Экономическое обозрение Дальневосточного региона", ноябрь 2010 г., N 11 (131)