1. Утвердить прилагаемую концепцию краевой целевой программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)" (далее - Программа).
2. Определить:
государственным заказчиком-координатором Программы - министерство молодежной политики, спорта и туризма края;
государственным заказчиком Программы - министерство промышленности, транспорта и связи края.
3. Министерству молодежной политики, спорта и туризма края (Лопатин С.И.) обеспечить разработку Программы и внесение ее на рассмотрение Правительства края до 01 января 2012 г.
4. Министерству финансов края (Кацуба А.С.) при формировании краевого бюджета на 2011 год предусмотреть бюджетные расходы в размере 2,0 млн. рублей на разработку Программы.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края - министра молодежной политики, спорта и туризма края Лопатина С.И.
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Концепция
краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма
в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)"
(утв. распоряжением Правительства Хабаровского края
от 9 октября 2010 г. N 636-рп)
I. Обоснование соответствия целей и задач краевой целевой программы целям
и задачам социально-экономического развития Хабаровского края
Настоящая концепция краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)" (далее - Концепция и Программа соответственно) разработана на основании положений, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 25 мая 2009 г., связанных с основными приоритетами социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, среди которых особо рассматриваются те сферы, которые прямо определяют качество жизни граждан.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р (далее - Стратегия), одним из главных направлений социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона является стимулирование преобразования среды проживания населения, создание условий для улучшения качества жизни граждан, в том числе за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг, превышающих среднероссийский уровень для компенсации неблагоприятных природных, климатических и географических условий проживания населения.
С учетом обозначенных Стратегией приоритетных направлений развития туристского комплекса Хабаровского края (далее - край) основными целями, планируемыми для достижения в рамках Программы, являются:
- концентрация бюджетных средств для формирования на территории края современного конкурентоспособного туристского комплекса;
- повышение уровня координации действий краевых органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по минимизации потерь и рисков, возникающих в ходе реализации Программы, по следующим направлениям:
развитие круизных видов туризма;
создание объектов туристско-рекреационного использования в пределах городских агломераций, в том числе туристско-рекреационного комплекса на о. Большой Уссурийский;
создание центров рекреационно-оздоровительного туризма на базе природных лечебных ресурсов.
Использование программно-целевого метода будет направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления финансами в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития туризма. Одновременно программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы в рамках конкретных мероприятий и предотвратить освоение без ориентации на результат.
Туризм играет важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости экономически активного населения и повышение его благосостояния, развитие малых предприятий в производственных секторах и сфере услуг.
Специфика деятельности предприятий туристического комплекса определяется устойчивой взаимосвязью с целым рядом отраслей экономики (строительство, транспорт, связь, гостиничное хозяйство, общественное питание, торговля, культура, страхование, реклама и другие).
В 2009 году свыше 70 процентов затрат туристских предприятий края составили расходы на приобретение услуг сторонних организаций, наибольший удельный вес среди которых заняли: услуги по размещению и проживание (48,8 процента), транспортные услуги (40,5 процента), питание (5,1 процента).
Высокий туристско-рекреационный потенциал края используется далеко не в полной мере ввиду отсутствия основных видов базовой инфраструктуры, несмотря на наличие широкого спектра потенциально привлекательных туристских объектов.
Для изменения сложившейся ситуации необходимо активное государственное участие в решении таких проблем, как:
- высокие издержки на строительство объектов инженерной инфраструктуры для создаваемых туристско-рекреационных комплексов (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- недостаточный уровень подготовки кадров и, соответственно, невысокое качество предоставляемых услуг.
Эффективная государственная поддержка решения указанных проблем в рамках Программы позволит не только сконцентрировать необходимые средства на цели развития туристской отрасли, но и обеспечить повышение ее значимости в структуре экономической специализации края, увеличение налогового потенциала предприятий туристской сферы.
Разрабатываемая Программа характеризуется следующими принципиальными особенностями, отраженными в соответствующих разделах настоящей Концепции:
- системный характер основных целей и задач Программы, а также комплексный и единый методологический подход к их решению с учетом взаимосвязи (исключение дублирования и взаимное дополнение) с другими реализуемыми и планируемыми к реализации действиями государства, направленными на развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае;
- ориентация целей, задач и мероприятий Программы на достижение результатов, оцениваемых целевыми индикаторами и показателями;
- запланированное применение новейших технологий, инновационных подходов, а также мирового опыта в области создания и развития туристско-рекреационных комплексов и региональной туристской инфраструктуры, продвижения и рекламы туристских продуктов;
- конкурсный отбор инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках Программы, с учетом важных для отрасли критериев;
- внедрение прогрессивных механизмов государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, в том числе посредством субсидирования процентных ставок по кредитам.
II. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие, которыми обладает край, не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в крае.
Требуемый уровень конкурентоспособности туристского рынка края в средне- и долгосрочной перспективе не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества в реализации масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие туристской привлекательности края, увеличение внутреннего и въездного туристских потоков, повышение качества туристских продуктов.
Программно-целевой метод необходим для обеспечения сбалансированности и последовательности решения стоящих задач, расстановки приоритетов и создания эффективного механизма государственной координации решения определенных Концепцией проблем.
При этом создание и развитие современных туристских комплексов через механизмы реализации Программы будут способствовать решению ряда важнейших задач по созданию дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.
Целесообразность такого подхода обусловлена рядом факторов, основными из которых являются:
- масштаб и государственная значимость проблемы развития туристской отрасли;
- широкая сфера приложения и влияния целевых результатов Программы, их высокая социально-экономическая значимость;
- межотраслевой характер мероприятий, определяющий потребность в организации эффективного межведомственного взаимодействия, контроля и принятия согласованных решений;
- необходимость комплексной увязки и централизованной координации усилий по срокам и ресурсам для обеспечения согласованности и исключения дублирования с проводимыми в рамках других краевых программ и ведомственной деятельности мероприятиями;
- необходимость нормативного правового обеспечения планируемых к реализации мероприятий, а также организации эффективной системы управления, мониторинга и контроля их выполнения со стороны государства.
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в
рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода
Сложившаяся в крае ситуация в сфере туризма показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по развитию туристской инфраструктуры не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации. Действующие расходные обязательства края, а также расходные обязательства муниципальных образований в указанной сфере сформированы в основном за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере туризма.
Однако, несмотря на выделяемые средства, отсутствие Программы негативно отражается на состоянии внутреннего и въездного туризма и является сдерживающим фактором социально-экономического развития края. В сложившихся условиях невозможно обеспечить активное привлечение больших объемов частных инвестиций для реализации масштабных ключевых проектов формирования инфраструктуры туризма, в том числе создания конкурентоспособных туристско-рекреационных кластеров - групп географически соседствующих, использующих рекреационный потенциал территории и взаимодействующих между собой предприятий, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки.
Основными факторами, сдерживающими рост внутреннего и въездного туристских потоков, являются:
- слабо развитая, а в ряде случаев отсутствующая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление), что является препятствием для привлечения частных инвестиций в туристскую сферу;
- низкий уровень развития туристской инфраструктуры (недостаточное количество гостиниц и иных средств размещения, объектов досуга, неудовлетворительное состояние многих туристских объектов показа, отсутствие качественной придорожной инфраструктуры на автомагистралях);
- отсутствие доступных инвесторам долгосрочных кредитных инструментов с процентными ставками, позволяющими окупать инвестиции в объекты туристско-рекреационного комплекса в приемлемые для инвесторов сроки;
- невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров;
- недостаточное продвижение края как привлекательного направления для туристов, обусловленное низким уровнем бюджетного финансирования.
Недостаточная государственная поддержка сферы туризма в ближайшие годы может привести к:
- дальнейшему снижению конкурентоспособности регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках (в том числе по причине износа объектов туристской инфраструктуры и продолжающегося снижения качества предоставляемых туристских услуг);
- снижению внутренних и въездных туристских потоков, что повлечет за собой сокращение налоговых и иных поступлений в бюджет края;
- снижению уровня занятости населения в сфере туризма и смежных отраслях, уменьшению доходов населения и повышению социальной напряженности;
- увеличению выездного туристского потока и ухудшению платежного баланса края.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода могут стать:
- разрозненные действия органов исполнительной власти края и органов местного самоуправления, снижение их ответственности и появление бессистемности в решении стоящих перед ними задач в области туризма;
- распыление бюджетных средств, незначительное привлечение средств внебюджетных источников для решения проблем в сфере туризма.
В этом случае государственная политика развития туристско-рекреационного комплекса края может свестись преимущественно к совершенствованию нормативно-правовых основ его функционирования, что обеспечит лишь локальную результативность в части создания предпосылок для более полного использования имеющихся туристско-рекреационных ресурсов.
С учетом изложенного можно сделать вывод об актуальности и обоснованной необходимости активизации роли государства в решении сформулированных в настоящей Концепции задач с использованием программно-целевого метода.
IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков,
возникающих при различных вариантах решения проблемы
Для выбора оптимального сценария Программы при подготовке настоящей Концепции были рассмотрены и проанализированы два различных варианта решения проблемы.
Первый вариант основан на включении в область программной разработки всех территорий муниципальных образований для оказания государственной поддержки в развитии туристкой инфраструктуры. Такой подход имеет преимущество с точки зрения постановки обоснованных целей Программы, в том числе социально-экономического характера.
Указанный вариант решения проблемы предусматривает повышенные объемы финансирования подготовки и реализации мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников. Вместе с тем возникает значительный риск завышения объемов финансовых средств, необходимых для реализации мероприятий Программы.
В рамках такого подхода посредством реализации мероприятий Программы будет обеспечен максимальный охват туристской отрасли на всей территории края.
Однако отсутствие взаимной логической, технологической и функциональной увязки мероприятий Программы приведет к размыванию предпринимаемых усилий и распылению значительных финансовых ресурсов, что, в свою очередь, обусловит низкую эффективность и результативность предполагаемой инвестиционной активности в сфере туризма.
Общая потребность в ресурсах по этому сценарию оценивается в 5 400 млн. рублей, что в пересчете на прирост туристского потока за период до 2017 года составляет 19,0 тыс. рублей на одного туриста.
Второй вариант решения проблемы возможен за счет концентрации программных акцентов на развитии ограниченного числа территорий края, наиболее перспективных с точки зрения продвижения внутреннего и въездного туризма, с использованием кластерного подхода в сочетании с проектами, направленными на ускоренное развитие туристских возможностей (маршрутов) и повышение качества услуг.
Кластерный подход предполагает сосредоточение в рамках ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. В рамках формирования туристско-рекреационных кластеров и на основе научно-обоснованных решений, а также с использованием механизмов государственно-частного партнерства будут созданы наилучшие условия для развития туристской инфраструктуры, а также сферы сопутствующих услуг.
В настоящее время в пределах Хабаровской, Комсомольской и Советско-Гаванской агломераций проживает около 1,0 млн. человек, что составляет 72 процента от численности всего населения края. Именно в данных агломерациях остро стоят проблемы рекреации и отдыха, что является сопутствующим фактором для развития инфраструктуры туризма в пределах данной территории.
Данный вариант предусматривает реализацию программных мероприятий и проектов, наиболее эффективно влияющих на формирование туристской инфраструктуры и туристских потоков по перспективным с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма направлениям, тем самым обеспечивая оптимизацию как государственных, так и частных инвестиций.
Преимуществом второго варианта является системный подход к решению задач развития внутреннего и въездного туризма в крае. В результате ежегодного мониторинга и обобщения результатов реализации мероприятий Программы кластерный подход позволит получить и обобщить информацию о реальном положении дел в рассматриваемой области, определить первоочередные задачи и основные приоритеты, принять обоснованные решения о необходимости дальнейшей разработки наиболее перспективных на данный период времени программ по видам туризма.
Общая потребность в ресурсах по этому сценарию оценивается в 3 197,0 млн. рублей, что в пересчете на прирост туристского потока за период до 2017 года составляет 10,6 тыс. рублей на одного туриста.
Следует отметить следующие риски, существующие при любом варианте реализации Программы, которые могут серьезно повлиять на развитие сферы туризма:
- макроэкономические риски, связанные с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, со снижением темпов роста экономики, с высокой инфляцией и кризисом банковской системы;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и вследствие этого недостаточным уровнем бюджетного финансирования;
- геополитические риски. На развитие сферы туризма как внутреннего, так и въездного, оказывает большое влияние политическая ситуация внутри страны и в сопряженных государствах. Военные и террористические действия могут привести к снижению в крае въездного туристского потока вследствие формирования образа России как страны, неблагоприятной для туризма, а также снизить инвестиционную привлекательность края;
- международные риски. Успешное функционирование сферы туризма напрямую зависит от состояния международных отношений России с другими странами. Кроме этого, для сферы туризма имеет значение ситуация на международных рынках, курсы валют, степень взаимной интеграции государств, что особенно важно для регионов приграничного туризма, края в том числе.
В целом результаты проведенного анализа преимуществ и рисков свидетельствуют о том, что второй вариант решения проблемы развития внутреннего и въездного туризма в рамках Программы является оптимальным.
Такой подход к реализации Программы обеспечит создание действенного механизма государственной поддержки приоритетных направлений туризма на основе государственно-частного партнерства, рациональное использование бюджетных средств и максимальную координацию действий участников Программы. Реализация указанного сценария предполагает участие общественных институтов в выработке решений по проектированию и созданию перспективных туристско-рекреационных кластеров, создание новых рабочих мест и развитие территорий.
V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
программно-целевым методом
Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов реализации мероприятий по развитию внутреннего туристско-рекреационного комплекса края путем решения задач по созданию и развитию туристской инфраструктуры, повышению качества туристских услуг и продвижению регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
Меньший срок реализации Программы не позволит в полной мере оценить полученный результат и эффективность принятых мер государственной поддержки для создания комфортной предпринимательской среды, позволяющей привлечь инвестиции для развития внутреннего и въездного туризма в крае на основе государственно-частного партнерства.
Больший срок реализации Программы и возможное сопутствующее возрастание неопределенности, и без того присутствующей благодаря специфике отрасли, плохо поддающейся прогнозированию, зачастую зависимой от внешних факторов, способно снизить предполагаемую активность частных инвесторов при реализации мероприятий Программы.
В рамках Программы предусмотрено выделение следующих логических этапов выполнения работ, упорядоченных по времени их реализации:
I этап (2013 год) - подготовительный. На I этапе предполагается в соответствии с полномочиями органов исполнительной власти края определить состав и структуру объектов базовой туристской инфраструктуры, строительство и развитие которых целесообразно будет осуществить в рамках мероприятий последующих этапов Программы. Также планируется осуществить необходимые изыскания и разработку проектной документации основных инфраструктурных туристских объектов, в том числе дорог и инженерных коммуникаций, создание эффективных механизмов управления реализацией Программы, разработку регламентирующих документов, координирующих усилия региональных органов государственного управления в целях развития внутреннего и въездного туризма в крае.
Помимо этого, задачей I этапа Программы станет проведение мониторинга наличия, уровня развития и доступности региональных туристско-рекреационных ресурсов и четкое определение и позиционирование основных характеристик туристов (таких, как предпочитаемый вид туризма, среднедневные траты, продолжительность пребывания), что позволит более точно спрогнозировать объемы необходимой гостиничной инфраструктуры;
II этап (2014 - 2015 годы) - этап пилотного внедрения, предусматривающий проведение работ по созданию отдельных наиболее важных и значимых объектов современных туристских комплексов, перечень которых будет определен в рамках разработки Программы, за счет реализации адресных инвестиционных проектов, направленных в том числе на развитие коммунальной, энергетической и транспортной инфраструктуры соответствующих туристских кластеров.
На данном этапе будет проведена апробация на практике разработанных механизмов создания инвестиционных площадок в целях привлечения инвестиций в туристскую отрасль на условиях государственно-частного партнерства;
III этап (2016 - 2017 годы) - этап оптимизации программных мероприятий, в котором предусматривается создание обширной региональной сети туристских объектов, отвечающих мировым стандартам и способных значительно повысить конкурентоспособность регионального рынка туристских услуг. Также планируется на основе мониторинга целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы спланировать мероприятия, направленные на оптимизацию государственных и частных инвестиций.
Отбор части адресных инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в рамках II и III этапов Программы, будет осуществляться в том числе в рамках соответствующих конкурсных процедур, порядок и регламент проведения которых будут разработаны на I этапе Программы.
Дополнительно в рамках всех этапов Программы будут реализовываться мероприятия, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки кадров индустрии туризма, внедрение современных технологий реализации туристских продуктов с использованием электронных программ, создание имиджевой привлекательности края и краевого туристского продукта. Указанные мероприятия не выделяются в отдельные этапы и запланированы к реализации в течение всего срока исполнения Программы.
VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам
и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам
Выбор цели и задач Программы основывается на положениях Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2016 годы)", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р, а также Стратегии.
Исходя из этого целью Программы является повышение конкурентоспособности регионального туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах.
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих основных задач:
- развитие туристско-рекреационного комплекса края;
- повышение качества туристских услуг;
- продвижение регионального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.
Оценка достижения цели Программы по годам ее реализации осуществляется посредством определения степени и полноты решения поставленных задач, а также с использованием следующих целевых индикаторов:
- численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения;
- численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями, размещенных в коллективных средствах размещения.
Для оценки степени решения задач Программы предлагается использовать следующую систему показателей, установленных формами государственного федерального статистического наблюдения:
- показатели решения задачи по развитию туристско-рекреационного комплекса:
количество гостиниц и аналогичных средств размещения,
количество работающих в коллективных средствах размещения,
количество работающих в туристских фирмах;
- показатель решения задачи, направленной на повышение качества туристских услуг, - объем платных туристских услуг, оказанных населению;
- показатель решения задачи по продвижению туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках - объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения.
Динамика достижения значений целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы для выбранного сценария (варианта) ее реализации приведена в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Система целевых индикаторов и показателей для мониторинга хода реализации мероприятий Программы может быть уточнена в рамках разработки Программы.
VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы
Предварительный общий объем финансирования Программы составляет 3 197,0 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: средства краевого бюджета - 747,0 млн. рублей (23,4 процента), средства бюджетов муниципальных образований - 205,0 млн. рублей (6,4 процента), внебюджетные средства - 2 245,0 млн. рублей (70,2 процента).
Бюджетные ассигнования краевого бюджета предполагается предусмотреть по направлению "Капитальные вложения" в размере 720,4 млн. рублей и по направлению "Прочие расходы" - 26,6 млн. рублей.
Прогнозные объемы финансирования Программы по годам реализации, источникам финансирования, видам расходов представлены в приложении N 2 к настоящей Концепции.
В связи с комплексным характером Программы ее разработка потребует привлечения средств краевого бюджета на проведение научно-исследовательских работ и комплекса мероприятий организационного плана.
На реализацию мероприятий Программы в отношении объектов, находящихся в муниципальной собственности, потребуются субсидии на создание туристских объектов муниципальной собственности, выделяемые из краевого бюджета.
Формирование предложений по распределению инвестиционных затрат краевого бюджета будет осуществляться согласно разработанным на этапе формирование проекта Программы правилам предоставления и распределения субсидий.
Предполагаемое дополнительное привлечение внебюджетных средств позволит на один рубль средств краевого бюджета привлечь порядка трех рублей внебюджетных инвестиций (собственные средства организаций, кредиты, средства иностранных инвесторов, заемные и прочие средства).
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности
предлагаемого варианта решения проблемы
Экономический эффект Программы будет достигнут путем привлечения дополнительных инвестиций в сферу туризма при реализации механизмов государственно-частного партнерства и обеспечении экономически привлекательных условий для бизнеса, а также увеличения туристского потока, что позволит обеспечить создание дополнительных рабочих мест, пополнение бюджетов всех уровней и рост валового внутреннего продукта.
В результате реализации Программы будут достигнуты следующие целевые индикаторы и показатели, характеризующие текущие и конечные результаты ее реализации и определяющие ее социально-экономическую эффективность (к показателям 2009 года):
- увеличение численности иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения края, в 4,5 раза;
- увеличение объема внутреннего туристского потока - численность граждан Российской Федерации, въехавших в край и размещенных в коллективных средствах размещения, - в 1,7 раза;
- увеличение объема платных туристских услуг, оказанных населению, в 2,2 раза;
- увеличение объема платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения в 1,7 раза.
Экономическая эффективность и результативность реализации Программы в основном зависит от степени достижения целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы, приведенных в приложении N 1 к настоящей Концепции.
Наряду с экономическим эффектом, реализация Программы позволит решить ряд важных социальных задач по удовлетворению потребностей различных категорий граждан Российской Федерации в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также задач по патриотическому воспитанию молодого поколения.
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в части защиты окружающей среды на всех этапах реализации мероприятий Программы, в том числе обязательность прохождения в необходимых случаях экологической экспертизы, обеспечит высокую экологическую эффективность Программы в целом.
IX. Предложения по государственным заказчикам, разработчикам
и исполнителям Программы
Государственным заказчиком-координатором и разработчиком Программы является министерство молодежной политики, спорта и туризма края.
Государственным заказчиком Программы является министерство промышленности, транспорта и связи края.
Исполнителями Программы являются отраслевые министерства края, иные органы исполнительной власти края, а также организации и учреждения (по согласованию или на конкурсной основе), в компетенцию которых входит выполнение отдельных программных мероприятий.
К разработке Программы могут привлекаться представители общественных объединений и научных организаций в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
X. Предложения по основным направлениям финансирования Программы
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета и внебюджетных источников, а также могут быть привлечены средства федерального бюджета в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по статьям расходов "Капитальные вложения" и "Прочие расходы".
Объемы финансирования Программы за счет средств краевого бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проекта краевого бюджета на соответствующий год исходя из реальных возможностей.
Средства краевого бюджета, включенные в Программу, предполагается направлять на:
- капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости (в том числе дороги, сети энергоснабжения, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения);
- внедрение инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма и т.п.;
- реализацию мероприятий по обеспечению продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и мировом рынках;
- проведение мероприятий, направленных на повышение качества туристских услуг за счет повышения квалификации и подготовки кадров линейного звена и обслуживающего персонала туриндустрии.
Бюджетные средства, предусмотренные на государственные капитальные вложения в форме субсидий, подлежат направлению на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в собственности муниципальных образований.
Подготовка проектной документации по инвестиционным проектам строительства инженерной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств инвесторов или средств краевого бюджета в зависимости от конкретного проекта.
Частные инвестиции будут направлены на строительство и реконструкцию туристско-рекреационных объектов, гостиничных комплексов, объектов индустрии развлечений и др.
Основные направления финансирования Программы приведены в приложении N 3 к настоящей Концепции.
XI. Предложения по механизмам формирования мероприятий Программы
Государственный заказчик-координатор Программы координирует деятельность государственных заказчиков и организаций, привлекаемых к разработке Программы, по формированию мероприятий Программы.
Государственные заказчики Программы готовят предложения, на основании которых организации, привлекаемые к разработке Программы, совместно с государственным заказчиком-координатором Программы в установленные сроки формируют основные разделы перечня ее мероприятий в строгом соответствии с основными приоритетами и целевыми индикаторами.
На этапе формирования перечня мероприятий Программы государственные заказчики и разработчики Программы осуществляют анализ возможности привлечения к их реализации максимально широкого круга исполнителей.
Необходимым условием включения муниципальных образований в Программу является наличие соответствующей муниципальной программы развития туризма, предусматривающей создание инвестиционных площадок и условий для привлечения в туристскую отрасль внебюджетных средств на условиях государственно-частного партнерства.
Программой будет предусмотрена поддержка муниципальных инвестиционных проектов, направленных на капитальное строительство и модернизацию объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости, с применением механизма субсидирования муниципальных образований из краевого бюджета.
Нормативные документы, регламентирующие порядок предоставления и распределения субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований, а также деятельность соответствующих органов управления реализацией Программы, будут разработаны на стадии подготовки Программы и в рамках I этапа ее реализации (2013 год).
XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления
и контроля реализации Программы
Управление реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы.
Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком-координатором Программы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов края. При этом рекомендации совета по развитию туризма при Губернаторе края являются основополагающими при выборе форм и методов реализации Программы, отборе проектов и проведении мероприятий.
Механизм управления реализацией Программы включает в себя:
- планирование и прогнозирование;
- применение правовых рычагов влияния, способствующих решению задач Программы;
- непрерывный контроль эффективности реализуемых мероприятий Программы на основе целевых индикаторов и показателей;
- организационную структуру управления реализацией Программы (определение состава, функций и согласованности звеньев всех уровней управления).
Настоящей Концепцией предусматривается, что важнейшим элементом реализации Программы является взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки Программы.
В связи с этим предполагается полугодовой анализ хода реализации Программы на основе оценки результативности ее мероприятий и достижения целевых индикаторов.
Принятие управленческих решений в рамках Программы будет осуществляться с учетом информации, поступающей от исполнителей мероприятий Программы.
Условия досрочного прекращения Программы, а также приостановления либо сокращения объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований будут определены в рамках разработки Программы.
Приложение N 1
к Концепции
Динамика
целевых индикаторов и показателей эффективности реализации Программы*
N п/п |
Целевые индикаторы и показатели |
Единица измерения |
Отчетный период (2009 год) |
Базовый период (2012 год) |
Значения по годам реализации Программы |
Прирост (процентов) |
|||||
I этап |
II этап |
III этап |
|||||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
к отчетному периоду |
к базовому периоду |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Численность граждан Российской Федерации, размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. человек |
331,2 |
363,0 |
368,0 |
391,2 |
418,0 |
480,7 |
576,0 |
73,9 |
58,7 |
2. |
Численность иностранных граждан, въезжающих в Российскую Федерацию с туристскими целями и размещенных в коллективных средствах размещения |
тыс. человек |
14,5 |
27,5 |
32,8 |
42,4 |
47,0 |
60,0 |
65,0 |
348,3 |
136,4 |
3. |
Количество гостиниц и аналогичных средств размещения |
единиц |
129,0 |
135,0 |
142,0 |
150,0 |
158,0 |
167,0 |
175,0 |
35,6 |
29,6 |
4. |
Количество работающих в коллективных средствах размещения |
тыс. человек |
4,5 |
4,7 |
4,9 |
5,2 |
5,5 |
5,8 |
6,3 |
40,0 |
34,0 |
5. |
Количество работающих в туристских фирмах |
тыс. человек |
1,9 |
2,6 |
2,8 |
3,0 |
3,3 |
3,6 |
4,0 |
210,0 |
140,0 |
6. |
Объем платных туристских услуг, оказанных населению |
млн. рублей |
519,5 |
713,0 |
785,0 |
860,0 |
940,0 |
1 028,0 |
1 118,0 |
115,2 |
56,8 |
7. |
Объем платных услуг гостиниц и аналогичных средств размещения |
млн. рублей |
1 447,9 |
1 770,0 |
1 888,0 |
2 022,0 |
2 155,0 |
2 290,0 |
2 430,0 |
67,8 |
37,2 |
___________
*Численные значения показателей определены приблизительно и при разработке проекта Программы должны быть уточнены с учетом мероприятий Программы и оценки эффективности их реализации.
Приложение N 2
к Концепции
Прогнозные объемы
финансирования Программы по годам реализации,
источникам финансирования, видам расходов
|
|
|
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) |
||||
N п/п |
Источники финансирования, виды расходов |
Объем финансирования за 2013 - 2017 годы - всего |
в том числе |
||||
I этап |
II этап |
III этап |
|||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Источники финансирования - всего |
3 197,0 |
202,7 |
700,9 |
872,9 |
859,6 |
560,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
1. |
Краевой бюджет - всего |
747,0 |
43,2 |
194,9 |
222,3 |
150,6 |
136,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
1.1. |
Капитальные вложения (субсидии) |
720,4 |
35,7 |
186,8 |
218,0 |
141,7 |
138,2 |
1.2. |
Прочие расходы |
26,6 |
4,0 |
7,1 |
6,2 |
6,8 |
2,5 |
2. |
Бюджеты муниципальных образований - всего |
205,0 |
27,0 |
68,0 |
69,0 |
29,0 |
12,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
2.1. |
Капитальные вложения |
203,3 |
26,9 |
67,7 |
68,5 |
28,6 |
11,6 |
2.2. |
Прочие расходы |
1,7 |
0,1 |
0,3 |
0,5 |
0,4 |
0,4 |
3. |
Внебюджетные источники - всего |
2 245,0 |
132,5 |
438,0 |
581,6 |
680,0 |
412,9 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Капитальные вложения |
2 218,0 |
130,6 |
433,5 |
573,4 |
673,2 |
407,3 |
3.2. |
Прочие расходы |
27,0 |
1,9 |
4,5 |
8,2 |
6,8 |
5,6 |
Приложение N 3
к Концепции
Прогнозные объемы
финансирования Программы по основным направлениям
|
|
|
(млн. рублей, в ценах соответствующих лет) |
||
N п/п |
Направления финансирования |
Объем финансирования за 2013 - 2017 годы - всего |
в том числе |
||
средства краевого |
средства местных бюджетов |
средства внебюджетных источников |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Всего |
3 197,0 |
747,0 |
205,0 |
2 245,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
1. |
Направление 1. "Создание современных туристско-рекреационных комплексов на территории наиболее перспективных туристских кластеров" |
3 148,1 |
726,8 |
203,4 |
2 218,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
1.1. |
Капитальное строительство и модернизация объектов инженерной инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости (дороги, сети энергоснабжения, водопроводные и канализационные сети, очистные сооружения и т.п.) |
989,5 |
720,4 |
203,3 |
65,8 |
1.2. |
Создание и модернизация туристских объектов |
2 152,2 |
- |
- |
2 152,2 |
1.3. |
Проведение работ и оказание услуг, связанных с изучением и оценкой туристского потенциала регионов и качества региональных проектов |
6,4 |
6,4 |
- |
- |
2. |
Направление 2. "Повышение качества туристских услуг" |
28,8 |
4,8 |
- |
24,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
2.1. |
Развитие системы подготовки кадров в сфере туризма |
3,6 |
3,6 |
- |
- |
2.2. |
Создание условий для осуществления эффективной деятельности организаций в сфере туризма |
24,0 |
- |
- |
24,0 |
2.3. |
Проведение работ и оказание услуг, связанных с внедрением инновационных технологий в области внутреннего и въездного туризма и т.п. |
1,2 |
1,2 |
- |
- |
3. |
Направление 3. "Продвижение туристского продукта Российской Федерации на мировом и внутреннем туристских рынках" |
21,0 |
15,4 |
1,6 |
4,0 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
3.1. |
Проведение информационно-пропагандистской кампании и распространение социальной рекламы о туризме на телевидении, в электронных и печатных средствах массовой информации, средствами наружной рекламы и на специализированных выставках, проведение пресс-туров, обеспечение работы информационных центров и пунктов |
12,7 |
10,0 |
0,8 |
1,9 |
3.2. |
Создание конкурентоспособного централизованного ресурса в сети Интернет о туристских возможностях края, создание и обеспечение функционирования системы информационного обеспечения туризма в крае |
3,6 |
2,2 |
0,3 |
1,1 |
3.3. |
Организация и проведение туристских форумов, выставок и иных мероприятий |
4,7 |
3,2 |
0,5 |
1,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Хабаровского края от 9 октября 2010 г. N 636-рп "О концепции краевой целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013 - 2017 годы)"
Текст распоряжения официально опубликован не был