В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Хабаровского муниципального района, реализации полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Собрание депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края решило:
1. Принять Стратегию социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года (далее - Стратегия) согласно приложению.
2. Администрации Хабаровского муниципального района, ее органам и структурным подразделениям обеспечить реализацию Стратегии.
3. Опубликовать настоящее решение в "Вестнике Хабаровского муниципального района Хабаровского края"
4. Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования.
Глава района |
В.А. Алешко |
Стратегия
социально-экономического развития
Хабаровского муниципального района до 2020 года
(утв. решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от 21 июля 2009 г. N 33)
Введение
Стратегия социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года (далее - Стратегия) определяет долгосрочную политику деятельности органов местного самоуправления Хабаровского муниципального района (далее - район) в экономической, социальной и иных сферах жизнедеятельности. Настоящий документ призван создать понимание связи между настоящим и будущим, обеспечить интеграцию главных целей и задач развития, их согласование с интересами местного самоуправления района, входящими в его состав поселений и стратегическими интересами Хабаровского края.
В Стратегии района определены следующие базовые установки:
актуализация управления территорией как источником ресурсов, развитие видов деятельности, опирающихся на ресурсный потенциал района на основе диверсификации экономики, развитие предпринимательской способности, расширение возможностей для формирования доходов, обеспечение устойчивого и стабильного развития территорий в условиях изменений внешних экономических и политических факторов;
организация межмуниципального сотрудничества с поселениями, расположенными в границах района, создания межмуниципальной инфраструктуры, решения вопросов социальной сферы, повышение социальной и экономической защищенности населения, обеспечение доступности и необходимого качества социальных благ для населения района;
создание благоприятных условий для интеграции различных субъектов экономики района, совместного использования ресурсов района, объединения капиталов, осуществления экономической деятельности, снятие барьеров, качественное повышение эффективности и результативности муниципального управления.
Стратегия социально-экономического развития района разработана на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, Хабаровского края, регулирующих разработку и реализацию программ, использование природно-ресурсного потенциала, развития социальной инфраструктуры, муниципального сектора экономики. При подготовке Стратегии учтены муниципальные правовые акты, принятые представительными и исполнительно-распорядительными органами местного самоуправления, программы, доклады о результатах и основных направлениях социально-экономического развития.
Стратегия определяет общие ориентиры будущего развития социальной и экономической системы на территории района для органов местного самоуправления, бизнеса, потенциальных инвесторов, является базой для разработки планов, программ, проектов, прогнозов.
Сценарий развития района
Ожидания по развитию района основываются на прогнозах, сделанных в условиях финансового мирового кризиса и с учетом сложившейся экономической ситуации в стране, крае, районе. Для оценки возможных вариантов социально-экономического развития района рассматривается сценарий с периодом выхода из кризиса и возобновлением динамичного роста экономики в 2011-2012 годах.
Сценарий предполагает, что развитие района будет в определенной степени зависеть от динамики развития экономики края и страны в целом, последствий мирового финансового кризиса, мировых цен на нефть, политики государства в области налогообложения, таможенных пошлин, темпов роста доходов населения при одновременном росте цен и риске инфляции, уровня развития человеческого капитала как основного фактора развития территории и благополучия населения, институциональных условий ведения предпринимательской деятельности, способности государственного и муниципального управления собирать налоги и распределять между уровнями бюджета.
При разработке сценария в качестве основных стратегических преимуществ района рассматриваются:
- выгодное транспортно-географическое положение, которое определяет роль района, как транзитного прилегающего к краевому центру;
- значительные рекреационные возможности, наличие значительного свободного экологически чистого пространства, размещения на территории района зон для развития отдыха и туризма;
- природно-ресурсный потенциал района, имеющий необходимые предпосылками для его эффективного использования и как основа хозяйственной деятельности, экономического роста и увеличения привлекательности района;
- земельные ресурсы, создающие потенциал для развития интеграции, возможность вовлечения их в финансово-хозяйственных процесс, развития промысловой деятельности;
- многоотраслевая экономика, образовавшиеся новые экономические структуры, ориентированные на рыночный спрос и возможности по их модернизации и расширения;
- положительные демографические тенденции последних лет;
- достаточно высокий профессиональный, образовательный и культурный уровень значительной части населения;
- относительно высокий уровень занятости населения;
- близость сосредоточенных в городе Хабаровске учреждений высшего образования, культуры, науки;
- необходимые и достаточные условия для межмуниципального сотрудничества, развития межмуниципального сектора экономики, экономической интеграции; заинтересованность органов местного самоуправления района в формировании благоприятного инвестиционного климата.
В качестве основных стратегических проблем выступают:
- зависимость экономики района в целом и каждого предприятия района в отдельности от последствий финансового мирового кризиса;
- зависимость финансового положения от финансовой политики края и государства;
- низкий уровень диверсификации экономики района;
- недостаточный уровень активности инвестиционной деятельности;
- дефицит бюджета района;
- морально и материально устаревшие инженерные и коммунальные сети поселений района, высокая доля ветхого жилья, недостаточное благоустройство поселений района, как следствие отвлечение большого объема бюджетных средств на решение задач и проблем, которые не дают необходимой конкурентной отдачи и не способствуют развитию потенциала района;
- высокие коммунально-энергетические тарифы;
- существенная зависимость качества жизни в городском и сельских поселениях от уровня финансирования текущей деятельности учреждений бюджетной сферы;
- недостаточная развитость транспортной инфраструктуры;
- отдаленность северных территорий района и низкая их обеспеченность транспортной и коммунальной инфраструктурой;
- низкая конкурентоспособность;
- расположение на территории района больших территорий сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда, ограничивающих развитие жилищного строительства и иных промышленных видов деятельности.
С учетом реально сложившейся экономической ситуации и прогнозах сценарий социально-экономического развития района разделен на две составляющие части: сценарий стабилизации, предусматривающий удержание экономической ситуации в условиях кризиса на приемлемом уровне, и сценарий развития, рассматриваемый как успешный выход из кризиса с дальнейшим развитием экономической и социальной сферы района.
Сценарий стабилизации представляет собой наименее успешный вариант эволюции, при котором на фоне трудностей мировой и национальной экономики развитие края, и в частности, района примет в целом скачкообразный, конъюнктурный характер. Это может в худшем случае повлечь низкие темпы роста экономики, уменьшение вложений в инфраструктуру, снижение уровня благосостояния предприятий района, сохранение социальных диспропорций. В лучшем случае - доходы предприятий будут удерживаться на приемлемом уровне за счет развития местных рынков и роста внутрирегионального оборота, но серьезного улучшения жизни не произойдет.
В случае ожидаемого в 2009 году значительного спада ВВП России, более глубокого по сравнению с первоначальными прогнозами, перспективы восстановления положительного роста в 2010 году остаются неопределенными. Ожидается высокий уровень числа безработных, медленно снижающаяся инфляция, впервые за десятилетие прогнозируется снижение реального уровня доходов граждан.
Вместе с тем, провозглашаемая бюджетная политика государства ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития в посткризисный период и не рассматривается в качестве основания для отказа от ранее определенных стратегических целей.
В случае развития событий по пессимистичному варианту в период 2009-2010 годов в районе ожидается спад объемов производства и реализации товаров, работ, услуг крупных и средних предприятий района, преодоление которого возможно лишь в 2011 году. Прогнозируется сокращение минимум на 6 процентов (200 человек) работающих на данных предприятиях, восстановление численности можно будет ожидать лишь к 2014 году.
Возможно снижение в период 2009-2010 годов сводного фонда оплаты труда вышеуказанных предприятий, замедление темпов роста номинально начисленной заработной платы, ее отставание от уровня инфляции, что в свою очередь приведет к снижению реально располагаемых доходов граждан.
В месте с тем даже при этом варианте, если возобновление динамичного роста экономики все таки произойдет в 2011 году, после преодоления кризиса объемы производства и реализации продукции, выполненных работ и услуг, крупных и средних предприятий района в стоимостном выражении в 2020 году могут возрасти по отношению к 2009 году более чем в полтора раза, что обеспечит рост численности работающих на тринадцать процентов и рост заработной платы на 53 процента.
Стратегический выбор в рамках данного сценария заключается в стабилизации доходов населения на приемлемом уровне, распространении предпринимательства и создание системы всемерного содействия развитию малого бизнеса, опоры на доходное использование личных подсобных хозяйств.
На муниципальном уровне необходима оптимизация расходов и направление финансовых средств на первоочередные задачи.
Главная программа действий - это сочетание политики содействия занятости, развития предпринимательства с обеспечением комфортности жизнедеятельности, использование местной ресурсной базы и внутреннее инвестирование при разумном вовлечении внешних инвестиций.
Продолжительность сценария стабилизации не предусматривается далее 2012 года.
Сценарий развития предполагает развитие района как самостоятельного и многофункционального муниципального образования с устойчивой и сбалансированной муниципальной экономикой посредством создания стабильных институтов местного самоуправления и инфраструктуры для эффективного использования ресурсов территории в интересах населения, использования потенциала района, а также формирование новой системы ценностей населения, которая была бы направлена на развитие района и поддержание различных социальных ролей, стремление к оседлости поколений, поддержку поколений и осознание достоинств комфортной жизни как доступной всем жителям поселений.
Сценарий развития основывается на предположении, что общее экономическое развитие страны, края и района позволит, начиная, по крайней мере, с 2012 года существенно увеличить доходы населения до уровня, обеспечивающего не просто качественное потребление товаров и услуг, но возможность инвестирования в место проживания и будущее семьи.
Сценарий развития предполагает, что муниципальный район создаст систему необходимых и достаточных условий для развития территорий района, привлечения бизнеса и инвестиций, увеличение привлекательности района, эффективного использования ресурсов, создания благоприятных условий осуществления экономической деятельности, создания благоприятных условий, социальной защищенности и повышения качества жизни населения, поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.
Основные показатели развития района на период до 2020 года отражены в прилагаемых таблицах N 1 и N 2, которые являются соответственно пессимистическим и оптимистическим прогнозами.
Главные направления деятельности муниципального управления в рамках данного сценария следующие:
1. Эффективная экономика:
обеспечение эффективного расходования бюджетных средств и использования муниципального имущества, создание базы для расширения собственного доходного потенциала; совершенствование муниципального контроля (подтверждение достижения эффекта, рассчитываемого при принятии решения о расходовании средств);
создание условий для организации отдыха и туризма на территории района, включая строительство комплексов и инфраструктуры, обустройства придорожного пространства, создание спортивно-развлекательных центров, сохранение историко-культурных ценностей, вовлечения жителей района в предпринимательство в сфере туристического сервиса и привлечение действующего бизнеса в развитие потенциальных территорий;
создание условий, обеспечивающих высокую занятость и как следствие рост доходов населения, развитие внутренних рынков и создания новых производств, прежде всего, на базе местных ресурсов, стратегического партнерства с муниципальными образованиями, организациями, населением;
поддержка реального сектора экономики и финансовой системы;
содействие формированию и становлению малого и среднего бизнеса;
способствование закреплению и расширению конкурентных преимуществ района;
снижение административных барьеров для бизнеса.
2. Социальная защищенность населения:
создание условий для обеспечения населения доступным и качественным жильем, создание комфортной среды для человека и эффективного жилищно-коммунального хозяйства (согласно федеральной концепции средний уровень обеспеченности жильем должен достигнуть к 2020 году около 30 кв. м на человека, или около 100 кв. м на среднестатистическую семью);
создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, и качества социальной среды, в том числе за счет доступности услуг образования и здравоохранения требуемого качества, доступа к культурным благам и обеспечение экологической безопасности, необходимого уровня обеспеченности жильем (согласно федеральной концепции, расходы на образование должны увеличится к 2020 году как минимум на 35 процентов, минимальный уровень пенсии устанавливается с 2010 года на уровне не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а средний размер трудовой пенсии повышается до 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера к 2016-2020 годам, рост реальных располагаемых доходов населения - 153-154 процента).
Сопутствующей задачей стоит повышение конкурентоспособности кадров во всех отраслях в целях повышения производительности труда, в том числе за счет обеспечения доступности и увеличения качества образования, здравоохранения, отдыха и рекреации. Введение политики формирования кадрового резерва для всех сфер экономики района, создание условий гарантии рабочих мест для выпускников учебных заведений и неконкурентоспособных лиц, развитие системы дополнительного образования.
Необходимым условием достижения поставленных целей являются вопросы эффективного управления имуществом и обеспечения доходности. В течение ближайших двух-трех лет должны быть решены все вопросы формирования права муниципальной собственности, налажена система сбора местных налогов (создана способность максимально собирать налоги), отработана система по сохранению, улучшению и оптимальному использованию муниципального имущества.
Опорой данного сценария являются новые технологии во всех возможных сферах хозяйственной деятельности, касается ли это использования леса, сельского хозяйства или производства коммунальных услуг, потребления личных услуг или создания благоприятной среды жизнедеятельности. Реализация данного сценария возможна в условиях наращивания энергоресурсов. Основой поступательного развития должен стать внутренний спрос, максимально эффективное задействование собственных ресурсов района.
Сценарий развития является наиболее привлекательным с точки зрения повышения качества жизни населения и обеспечения поступательного развития экономики территории. Начало его реализации стратегически не должно уходить за горизонт 2012 года.
Долгосрочные приоритетные направления и цели их реализации
Ведущая деятельности местной власти в долгосрочном развитии района - это создание институциональных и инфраструктурных условий для эффективного использования природных и других ресурсов территории в интересах населения городского и сельских поселений через интеграцию с поселениями и частным бизнесом, организацию взаимодействия и координацию муниципального управления поселениями, входящими в состав муниципального района.
Главная задача управления муниципальным районом заключается в обеспечение условий для формирования экономической самодостаточности поселений, входящих в состав района, социальной защищенности населения, повышение привлекательности района, эффективного использования его ресурсов и территорий, развития малого и среднего бизнеса, увеличения комфортности проживания путем использования политических и финансовых возможностей и законных полномочий власти муниципального района.
Месторасположение района, имеющийся ресурсный потенциал и анализ уровня его социально-экономического развития определяют главную стратегическую цель и основные стратегические направления развития района на период до 2020 года:
Главная стратегическая цель развития района - стабильное социально-экономическое развитие района в целях повышение уровня и улучшение качества жизни каждого жителя района.
Стратегические направления развития района:
1. Поддержка сложившихся и развитие новых отраслей экономики, рост бюджетного потенциала района.
2. Укрепление имиджа района, как территории, привлекательной для инвесторов, проживания и отдыха.
3. Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности.
Одной из основных составляющих первого стратегического направления развития района является развитие индустрии отдыха, оздоровления и туризма:
- обеспечение эффективного использования и вовлечение в экономику района имеющихся природно-рекреационных ресурсов;
- создание условий для развития внутреннего и внешнего туризма;
- развитие материальной базы туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для строительства туристических объектов;
- создание с помощью туризма, в том числе делового, инвестиционно-привлекательного имиджа района, позиционирование района на российском и зарубежном уровне;
- вхождение района в туристическую сеть края;
- развитие предпринимательства в сфере туризма, в том числе малого и среднего бизнеса;
- развитие гостиничного бизнеса;
- создание туристско-рекреационных зон и зон отдыха;
- расширение возможностей для населения района в организации отдыха, в том числе семейного;
- создание новых источников доходов и обеспечение занятости населения;
- создание туристско-рекреационного кластера.
Конечная цель реализации данного стратегического направления развития - создание на территории района новой высокоэффективной и конкурентоспособной отрасли экономики, обеспечивающей дополнительные доходы бюджету, занятость населения и предоставляющей широкие возможности для организованного отдыха жителей района.
Второе направление стратегического развития невозможно без развития и увеличения объемов жилищного строительства с одновременным обеспечением необходимого уровня инфраструктуры района:
- оказание содействия в повышении темпов малоэтажного жилищного строительства, в том числе индивидуального;
- повышение качества жилищно-коммунальных услуг;
- модернизация объектов коммунального назначения, в том числе за счет эксплуатирующих организаций;
- ускорение темпов газификации, водоснабжения, энергоснабжения и благоустройства населенных пунктов.
Конечная цель - обеспеченности населения доступным и комфортным жильем.
Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности базируется на следующих задачах:
- обеспечение максимального удовлетворения потребностей населения в товарах, бытовых и платных услугах;
- развитие современной сети здравоохранения с повышенным качеством медицинских услуг, снижение уровня заболеваемости населения;
- развитие дошкольной и школьной образовательной сети, обеспечивающей воспитание всесторонне развитого человека;
- развитие сети учреждений культуры, библиотек, физкультурно-оздоровительных объектов, максимально доступных населению по месту жительства, создание условий для здорового образа жизни;
- повышение духовно-нравственного потенциала населения, создание условий и обеспечение приоритетного развития нравственного воспитания, массовое приобщение населения к культурным и духовным ценностям;
- обеспечение социальных гарантий и социальной защиты населения;
- создание эффективной системы противодействия преступности и обеспечение общественной безопасности населения;
- обеспечение максимальной занятости населения, особенно женщин и молодежи;
- создание условий для опережающего роста доходов населения в сравнении с ростом прожиточного минимума;
- обеспечение экологической безопасности и здоровой окружающей среды.
Конечная цель реализации данного стратегического направления развития - создание комфортной среды проживания населения, обеспечивающей достойный образ жизни и активное долголетие.
Реализация изложенных направлений позволит мобилизовать потенциал Хабаровского муниципального района как:
- уникального уголка Хабаровского края с историческим прошлым, благоприятной экологической средой, имеющей все условия для создания высокоэффективной инфраструктуры отдыха и туризма. Привлечение отдыхающих и туристов обеспечит значительное поступление дополнительных финансовых средств, увеличит товарооборот и платные услуги, даст развитие населенным пунктам, частично решит проблему занятости как населения;
- района, имеющего развитую жилищную застройку, сеть социальных объектов, обусловленную социально-демографическим составом населения, и инженерную инфраструктуру, отвечающую современным требованиям. Жилищное строительство, наличие социальных объектов, реконструкция инженерных коммуникаций, газификация района позволят обеспечить качественную и надежную структуру жизнеобеспечения населения, оптимизировать расходы местного бюджета;
- центра высокоразвитого сельскохозяйственного производства, преимущественно молочно-мясного и яичного направления с собственной кормовой базой и переработкой сельскохозяйственной продукции, обеспечивающей внутренние потребности в качественных продуктах питания, занятость сельского населения и повышение его уровня жизни;
- территории, обладающей определенным промышленным сектором, имеющей собственные сырьевые ресурсы: лес, полезные ископаемые. что способствует устойчивому их закреплению в структуре экономики района.
Составляющие стратегических направлений района
1. Поддержка сложившихся и развитие новых отраслей экономики, рост бюджетного потенциала района.
1.1. Развитие туризма и использование рекреационного потенциала района
Развитие туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики играет важную роль в развитии района. Повышая привлекательность территорий, привлекая инвестиции и создавая дополнительную доходную базу, туризм и отдых выполняет социальную функцию, способствующую повышению уровня жизни населения, совершенствованию системы образования и медицинского обслуживания, сохранению и развитию культурного потенциала.
Данная отрасль экономики только начинает свое развитие. В районе в настоящее время уже осуществляют свою деятельность ряд организаций, которые представляют оздоровительные, экскурсионные и развлекательные услуги. В разработке находятся несколько проектов по формированию туристко-реакреационных зон, организаций мест активного отдыха, создание оздоровительных комплексов.
Территория района богата красивыми лесными массивами, реками и озерами, чистым воздухом и располагает для проведения организованного и цивилизованного отдыха, как жителей района, так и жителей города Хабаровска, Хабаровского края, иностранных граждан.
Для достижения поставленных задач в области развития туризма, оздоровления и отдыха на территории района утверждена Концепция развития рынка туристско-реакреационных услуг в районе на 2008-2014 годы, целью которой является создание и развитие современного, эффективного и конкурентноспособного туристско-рекреационного комплекса как отрасли экономики, направленной на увеличение доходной части бюджета и повышение социального уровня района.
Перспективными направлениями развития данной отрасли являются развитие зон активного зимнего и летнего отдыха, организация водного отдыха, организация парковых зон, организация пейнтбола, картинг-центров, велотрасс, трасс для квадроциклов, развитие агротуризма.
Наиболее значимыми планируемыми проектами в данной отрасли являются:
- создание рекреационно-развлекательной зоны на острове Большой Уссурийский;
- строительство туристического комплекса "Воронеж" на базе п/л "Чайка" в комплексе с горнолыжной трассой (ООО "ТК "Воронеж");
- создание центра "Мотель" в селе Тополево (ООО "Восточный транзит");
- организация базы отдыха в районе села Воронежское-1 (ООО"Вемос-С");
- развитие туристической базы отдыха в селе Сикачи-Алян" (ООО "Восток")
- организация пляжа площадью 500 кв. метров (ЗАО "Дальрэо").
- организация Хабаровским краевым благотворительным фондом культуры Музея "Русская деревня".
- использование территорий села Благодатное в качестве организации активного отдыха населения, в том числе пейнтбольных площадок;
- создание центра культурно-познавательного туризма на базе культурно-выставочного центра в селе Черная речка.
1.2. Развитие сельскохозяйственного производства
Хабаровский муниципальный район по-прежнему, один из главных производителей сельскохозяйственной продукции в крае. Из года в год, начиная с 2000 года, улучшают свои производственные показатели КГУСП "Заря", ОАО CК "Агроэнерго", ОАО "ППЗ Хабаровский". Предприятия развиваются, на них вводятся и реконструируются производственные помещения, обновляется стадо, внедряются новые технологии, в том числе зарубежные.
Созданы и успешно функционируют новые сельхозпредприятия, в том числе ООО "Даниловка", ООО "Восточное", ООО СХП "Дружба". Производство яйца сельхозпредприятиями района увеличилось с 127 миллионов штук в 2000 году до 192 миллионов - в 2008 году, производство мяса с 6062 до 7797 тонн.
Главная задача на планируемый период - содействие переходу сельского хозяйства к устойчивому режиму развития.
Наиболее значимыми проектами в данной отрасли являются:
- строительство 2-х свинарников, реконструкция 6-ти свинарников и 2-х птичников, ежегодная реновация основных средств (ОАО СК "Агроэнерго");
- строительство родильного отделения, реконструкция двух коровников, реконструкция мелиоративной системы на острове Большой Уссурийский (КГУСП "Заря");
- реконструкция цехов содержания родительского стада и содержания промышленного стада (ОАО "ППЗ "Хабаровский");
- реконструкция свино- и птице - товарных комплексов, создание молочно-товарного комплекса (филиал "Рощино" ФГУСП "Поляное").
- строительство сельскохозяйственных рынков в селах Мирное и Краснореченское.
Задачи муниципального управления состоят в следующем:
- развитие рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса района для удовлетворения потребностей сельскохозяйственного производства и продуктах питания населения района и близлежащих территорий, организация межмуниципальных розничных рынков, способствующих внутреннему сбыту собственной продукции сельскохозяйственных предприятий и личных подсобных хозяйств;
- привлечение в сельскохозяйственную отрасль района крупных компаний и крупных инвесторов; развитие малых форм хозяйствования, развитие потребительской кооперации.
1.3. Развитие промышленности строительных материалов
Развитием промышленных отраслей экономики достигается цель рационального размещения производительных сил и оптимального использования территориальных, сырьевых, энергетических, трудовых и финансовых ресурсов, создание значительного количества новых высокотехнологичных и высокооплачиваемых рабочих мест.
Рассматриваемыми в области разработки и добычи общераспространенные полезных ископаемых на территории района являются:
- поиск и разведка новых месторождений, в частности залежей русловых и пойменных песков мелких и тонких с линзами песчано-гравийного материала на правобережье реки Амура на отрезке от села Виноградовки до села Свечино и Петропавловского озера, на Левобережье Хохлацкой протоки от села Заозерного до села Малышево;
- освоение песчано-гравийных месторождений Ситинского, Осиновского и Краснореченского, проявления Князе-Волконского, Благодатненского.
Перспективными представляются площади, свободные от сельхозугодий застройки в пригороде Хабаровска, ограниченная с запада р. Амур, с севера - пойменными отложениями р. Амур, с востока - р. Сита и с юга - Хехцирским заповедником. В пределах этой площади, за исключением отдельных высот, повсеместно развиты глины и суглинки мощностью до 20 м. Все разведанные месторождения - Федоровское, Березовские 1 и 2, Хабаровское-2, Хабаровское-8, Краснореченское-1, Ракитненское расположены на этой территории.
Сергеевское и Корсаковское месторождения тугоплавких глин для производства канализационных труб, половой плитки, черепицы, возможно, и лицевого кирпича заслуживают дополнительного изучения как сырье для производства лицевого кирпича и облицовочной плитки.
На территории района имеются уже как открытые линии по производству кирпича (с. Виноградовка), так и находящиеся на стадии строительства (с. Ильинка), которые являются перспективными в своем развитии.
Наиболее значимыми проектами в данной отрасли является ожидаемый в период 2011-2014 годов запуск кирпичного завода ЗАО "Стандарт", разработка в 2009-2012 годах ситинского месторождения песчано-гравийного материала (участок недр N 1) филиалом "Спецдорстрой N 2" ФГУП "ГУСС "Дальспецстрой" при Спецстрое России" и в 2009-2010 годах карьеров по добычи сланца и песка ЗАО "Дальрэо".
1.4. Поддержка малого и среднего предпринимательства
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в структуре экономики района, сохраняя на протяжении ряда лет положительную динамику развития основных показателей деятельности.
Представители малого и среднего бизнеса, зарегистрированные в районе осуществляют свою деятельность в большинстве отраслей экономики.
Оценочно среднесписочная численность работающих на малых и средних предприятиях, зарегистрированных в районе, составляет около 15 тысяч человек.
Число индивидуальных предпринимателей в районе выросло к 2006 году более чем на 466 человек (или около 24%) и составило к концу 2008 года 1843 человека. По структуре 68 процентов индивидуальных предпринимателей занято в оптовой и розничной торговле.
Общую численность работающих в малом и среднем бизнесе можно оценить почти в 17 тысяч человек, что составляет более 47 процентов от численности работающих в районе, и 36 процентов от экономически активного населения.
Объем оборота произведенной продукции, работ (услуг) малыми предприятиями составил, без учета объема розничной торговли и предприятий ЖКХ почти 450 миллионов рублей. Малыми предприятиями обеспечивается подавляющий объем розничного товарооборота. В сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства лишь три муниципальных предприятия из 39 действующих организаций, занятых в этой сфере.
Наиболее приоритетными направлениями развития частной инициативы и предпринимательства такие направления, как развитие туризма и отдыха, развитие малоэтажного комплексного жилищного строительства, освоение общераспространенных полезных ископаемых, производство строительных материалов, переработка древесины и сельхозпродукции, создание розничных рынков и реализация транзитного потенциала района через развитие придорожно-сервисного сектора.
2. Укрепление имиджа района, как территории, привлекательной для инвесторов, проживания и отдыха.
2.1. Развитие жилищного строительства, комплексная застройка
Жилищное строительство является одним из ключевых приоритетов экономической и социальной политики. Развитие жилищного сектора выступает мощным источником внутреннего спроса, охватывающего различные сектора экономики. Одновременно строительство жилья является важным стабилизатором, способствуя укреплению позиций собственника.
С целью реализации потенциала района в целях жилищного строительства необходимо формирование спроса на комфортное жилье, реализация новых технологий строительства, выход на современные стандарты жилищных условий.
Существующий жилищный фонд в поселениях района характеризуется низкой степенью благоустройства, большой степенью ветхости и износа. Строительство и обеспечение населения достойным и комфортным жильем для муниципального управления является важной задачей, которая решает не только проблему улучшения жилищных условий граждан, но закрепления трудоспособного населения в районе, поддержку лесопромышленного комплекса района в случае деревянностроения, повышения доходной части бюджетов.
Осуществлению данного направления способствует реализация действующей в районе муниципальной целевой программы "Жилье для молодых семей".
В планируемый период необходимо продолжить практику поддержки комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.
В настоящее время используются участки и планируется комплексная застройка в селах Осиновая речка, Мирное, Новотроицкое, Матвеевка, Скворцово, Тополево, Нагорное, Краснореченское, застройщиками: ТСЖ "Бурея", ЖСК "Мой дом", ООО "ЭлитСтройСервис", ООО "Доступное жилье", ООО "Полянка", ООО "Солнечная поляна", ООО "Элита", ООО "СевероСтрой", ООО "Гипрогор", ООО "ХабИнКом", ООО "Томари-Оро", ЖСК "Аэропорт", ООО "Город спутник", на общей площади более 240 гектар под 874 дома общей площадью более 159 тысяч квадратных метров для проживания 5,3 тысяч человек.
Формируются земельные участки для комплексного освоения в целях жилищного строительства общей площадью более 55 гектар под 361 дом общей площадью более 53 тысяч квадратных метров для проживания 1430 человек.
Ожидается строительство 2-х квартирных жилых домов в селах Осиновая речка и Сергеевка за счет средств краевого бюджета.
Примечательными территориями для комплексного освоения и индивидуального жилищного строительства являются поселения: Корсаковское, Осиновореченское, Тополевское, Ракитненское, Восточное, Мирненское, Мичуринское "Село Ильинка", Корфовское городское и другие.
2.2. Развитие инфраструктуры
Повышение уровня жизни населения района путем увеличения объемов жилищного строительства невозможно без одновременного развития инфраструктуры, благоустройства и улучшения качества жилищно-коммунальных услуг, которые должно сопровождаться не только принятием и реализация программ по совершенствованию муниципальной инфраструктуры, но и привлечения инвестиционных проектов частного сектора. Роль муниципального управления должна быть направлена на оказание максимального содействия в развитии инфраструктуры на территории района и обеспечении населения качественными коммунальными услугами.
В области развития жилищно-коммунального хозяйства на территории района на перспективу стоят следующие задачи:
- выполнение положений ранее принятых районных программ в области газификации объектов энергетики и жилого фонда района, реконструкции сетей энергоснабжения, ремонта и содержания муниципальных автомобильных дорог, энергоресурсосбережения и развитие системы теплоснабжения;
- выполнение мероприятий в области энергоснабжения, направленных на повышение качества электроэнергии, сокращение эксплуатационных затрат на отпуск;
- строительство, реконструкция и ремонт канализационных очистных сооружений;
- строительство станций обезжелезивания воды для населения;
- модернизация жилищно-коммунальной сферы и обеспечение доступности расходов на эксплуатацию жилья и оплаты жилищно-коммунальных услуг для всего населения через развитие конкуренции в управлении жилищным фондом и его обслуживании, привлечение субъектов частного предпринимательства к управлению и инвестированию в жилищно-коммунальную инфраструктуру, совершенствование тарифной политики и развитие механизмов частно - муниципального партнерства в сфере предоставления коммунальных услуг;
- создание условий, обеспечивающих снижение износа жилищного фонда, в том числе ликвидацию в среднесрочной перспективе аварийного и ветхого жилья;
- содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, содействие в организации товариществ собственников жилья, управлении многоквартирными домами.
2.2.1. Энергоснабжения
Цель органов местного самоуправления района в этой области - повышение надежности и устойчивости потребителей Хабаровского муниципального района; увеличения пропускной способности сетей энергоснабжения; повышения качества электроэнергии; сокращения эксплуатационных затрат на отпуск электроэнергии.
Задача района - преодоление сложившейся неблагоприятной обстановки, характеризующейся коммерческими потерями электрической энергии, крайне изношенными муниципальными электрическими сетями , протяженность которых составляет: воздушные линии электропередач 6 - 10 кВ - 72,609 км, до 1 кВ - 324,012 км, из которых необходимо заменить 77%; кабельные линии электропередач 6 - 10 кВ - 16,604 кВ, до 1 кВ - 57,667 кВ, изношенностью 85%.
Указанная цель достигается решением следующих задач:
1. Формирование розничных рынков электрической энергии согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.2006 "Об утверждении Правил функционирования рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".
2. Реализация первоочередных технических мероприятий по совершенствованию системы энергоснабжения сел и поселков Хабаровского муниципального района.
3. Разработка и утверждение долгосрочной программы, включающей в себя необходимые технические мероприятия по реконструкции систем энергоснабжения Хабаровского муниципального района.
4. Строительство новых объектов энергоснабжения в Хабаровском муниципальном районе.
5. Реконструкция существующих объектов энергоснабжения Хабаровского муниципального района.
6. Повышение технической оснащенности - приобретение и внедрение новой техники.
7. Сокращение эксплуатационных затрат на отпуск электрической энергии в Хабаровском муниципальном районе.
2.2.2. Очистные сооружения
На настоящий момент очистные сооружения Хабаровского муниципального района производят очистку только 30% объема сбрасываемых сточных вод. Применяемые технологии очистки сточных вод недостаточно эффективны. Оборудование канализационных очистных сооружений сильно изношено, требует обновления.
Для сохранения здоровья, улучшения условий деятельности и комфортности проживания населения, в целях уменьшения негативного воздействия на окружающую среду водного бассейна реки Амур и снижения расходов на очистку питьевой воды для жителей Хабаровского края с одной стороны и создания основ формирования механизмов инвестиционной привлекательности отрасли, в основе которой лежит экономическая эффективность применения новых методов очистки сточных вод, предстоит решение следующих задач:
1. Своевременное проведение капитальных ремонтов с заменой изношенного оборудования.
2. Реконструкция очистных сооружений канализации.
3. Строительство очистных сооружений канализации.
4. Внедрение новых технологий по очистке сточных вод.
5. Разработка и утверждение долгосрочной программы, включающей в себя необходимые инженерно-технические и санитарно-эпидемиологические мероприятия.
2.2.3. Обеспечение питьевой водой
В Хабаровском муниципальном районе сложилась неблагоприятная обстановка со стабильным обеспечением качественной питьевой водой населения. У водозаборных сооружений отсутствуют реальные зоны санитарной охраны, недостаточная эффективность применяемых технологий водоподготовки, низкое санитарно-техническое состояние водоразводящих сетей и высокая их аварийность не позволяют обеспечить устойчивое водоснабжение населения сел и поселка достаточным количеством воды стандартного качества. Во многих селах района вода населению подается без очистки, так как отсутствуют станции обезжелезивания питьевой воды, что также приводит к увеличению износа водопроводных труб.
Уязвимость существующих сетей водоснабжения делает актуальным вопрос об их скорейшей замене.
Стратегическая цель данного направления - устойчивое обеспечение населения сел и поселка Хабаровского муниципального района питьевой водой, соответствующей требованиям нормативных документов. Указанная цель достигается решением следующих задач:
1. Формирование адекватной социально-экономической реформы отношений устойчивого развития в водохозяйственном секторе.
2. Реализация первоочередных технических мероприятий по совершенствованию системы водоснабжения сел и поселка Хабаровского муниципального района.
3. Разработка и утверждение программ, включающих в себя необходимые как технические, так и санитарно-эпидемиологические мероприятия.
2.2.4. Теплоснабжение и горячее водоснабжения
Для улучшения условий деятельности и комфортности проживания населения Хабаровского муниципального района, обеспечения его тепловой энергией и горячим водоснабжением в соответствии с требованиями нормативных документов, заложение основ формирования механизмов инвестиционной привлекательности отрасли, в основе которой лежит экономическая эффективность ресурсосберегающих проектов.
Для достижения указанных результатов необходимо:
- изменение существующих принципов тарифной политики и механизмов тарифообразования, которые должны касаться следующих положений: для конкурентных зон - рыночное формирование стоимости услуг; для монопольных зон - стимулирование предприятий к снижению себестоимости продукции и повышению ее качественных показателей;
- реализация первоочередных технических мероприятий по совершенствованию систем теплоснабжения сел и поселка Хабаровского муниципального района;
- проведение мероприятий по подготовке и проведению регулировочных работ систем теплоснабжения, т.е. снижение затратной составляющей на производство тепловой энергии и распределение расхода сетевой воды между всеми потребителями в расчетных количествах;
- снижение себестоимости производства тепловой энергии;
- реконструкция с выносом трубопроводов тепловой сети на воздушные опоры с применением новейших теплоизоляционных покрытий;
- установка приборов учета на границах эксплуатационной ответственности конечных потребителей.
2.3. Газификация
В условиях роста цен на нефтепродукты и тепловую энергию имеет огромное социально-экономическое значение газификация жилого фонда, объектов энергетики и промышленных предприятий Хабаровского муниципального района.
Главной задачей газификации района является дальнейшее развитие систем газоснабжения для более полного обеспечения сжиженным и природным газом потребителей района и повышения уровня социально-экономического развития района и Хабаровского края в целом.
Газификация района базируется на федеральных и краевых правовых документах и позволит:
- оптимизировать структуру топливного баланса;
- обеспечить устойчивость и экономичность работы энергосистемы и коммунальной энергетики района;
- снизить себестоимость выработки тепловой и электрической энергии;
- расширить использование природного газа промышленными предприятиями на технологические нужды и создать условия для организации производств переработки природного газа и газохимии;
- повысить конкурентоспособность продукции, выпускаемой промышленными предприятиями района;
- стимулировать внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий;
- улучшить социально-бытовые условия населения района;
- повысить качество жизни, уровень комфортности проживания граждан в многоквартирных жилых домах и частных домовладениях;
- перевести со сжиженного на природный газ многоквартирные жилые дома района;
- подключить природный газ к частным домовладениям, использующим для отопления твердое топливо;
- обеспечить улучшение экологической обстановки за счет замены твердого топлива на природный газ для отопления и приготовления пищи в частных домовладениях.
2.4. Муниципальные автомобильные дороги
Сеть муниципальных автомобильных дорог являются важнейшей составной частью транспортной системы Хабаровского муниципального района. От уровня транспортно-эксплуатационного состояния муниципальных автомобильных дорог общего пользования, обеспечивающих связи между населенными пунктами района, во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, улучшения условий предпринимательской деятельности и повышения качества жизни населения.
Основная цель в данном направлении - устойчивое обеспечение населения бесперебойным, комфортным и безопасным дорожным движением.
Основные задачи:
- улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующей дорожной сети;
- повышение безопасности движения и улучшение инженерного обустройства дорог;
- оформление документации по приему в муниципальную собственность бесхозяйных автомобильных дорог общего пользования между населенными пунктами района.
2.5. Развитие транзитного потенциала
На территории района расположено 100 километров - федеральных, 324 километров - региональных и 98 километров дорог местного значения, переданных из состава краевых.
Развитие транспортной инфраструктуры района связано с решением следующих стратегических задач: повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения всех поселений, расположенных в границах района; сокращение отрицательного воздействия на окружающую природную среду, а также числа дорожно-транспортных происшествий; улучшение инвестиционного климата для среднего и крупного бизнеса как с точки зрения развития добычи полезных ископаемых, так и расширения рынков сбыта и создания возможностей для диверсификации; увеличение мобильности населения для интенсификации рынка труда и содействия занятости; создание условий для развития туризма и отдыха; создание условий для развития сельского хозяйства.
Большое значение имеет развитие водного транспорта, для чего необходимо производить расширение и реконструкцию существующих причалов, а также строительство новых. Причалы целесообразно строить или реконструировать как торговые и развлекательные центры. Одновременно необходимо серьезно реорганизовать деятельность организаций, осуществляющих обслуживание и эксплуатацию речного транспорта.
Учитывая открытый, транзитный характер района, представляется возможным, в том числе через применение концессионных соглашений, в целях привлечение инвестиций в экономику и обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, рассмотреть вопрос по использованию в целях развития придорожной инфраструктуры муниципального потенциала в виде муниципальных, а также бесхозяйных дорог. Благоприятные условия для использования транзитного потенциала района создает планируемая реализация таких проектов как:
- освоение и развитие острова Большой Уссурийский - создание грузопассажирского автомобильного пункта пропуска "Хабаровск (о. Большой Уссурийский) - Фуюань", в рамках которого планируется строительство автодорожного моста с развитой подъездной дорожной сетью, создание торговой зоны;
- организация ДХО ЗАО "Тополевское автотранспортное предприятие" грузового терминала с логическим центром;
- строительство придорожного кафе в районе въезда в село Некрасовка;
- кафе на 50 мест в селе Галкино.
2.6. Развитие информационно-коммуникационного комплекса
Развитие экономики района на основе инновационных технологий и повышение уровня жизни населения невозможно без одновременного развития информационно-телекоммуникационного комплекса. Развитие отрасли должно обеспечить доступность глобальных информационных сетей для всех семей и организаций, стопроцентную обеспеченность телефонной связью (стационарной или мобильной).
До 2020 года должны быть реализованы следующие задачи: доступ к открытым государственным и муниципальным информационным ресурсам, размещаемым в системе Интернет - 100% поселений; подключение к сети Интернет 100% районных бюджетных организаций; полная телефонизация.
3. Создание благоприятной среды жизнедеятельности населения и его социальной защищенности
В социальной политике главными направлениями повышение уровня и качества жизни являются: создание эффективной, сбалансированной и доступной системы предоставления муниципальных услуг в рамках решения вопросов местного значения с учетом интересов населения; установление правил участия собственников помещений (домов) в производстве и содержании коллективных благ (благоустройство, озеленение, освещение, содержание дорог общего пользования и т.п.); обеспечение питьевой водой надлежащего качества, введение порядков использования водных ресурсов для бытовых и хозяйственных нужд; установление нормативной базы, гарантирующей защиту прав граждан и организаций в отношении земельной собственности и создания имущественных комплексов, обеспечивающей формирование инфраструктуры района, способствующей повышению его ценности и привлекательности; организация свободного времени и отдыха детей, школьников и молодежи включая вопросы культуры, физкультуры и спорта, дополнительного образования; создание условий, обеспечивающих достаточную занятость и как следствие рост доходов населения путем развития рынка труда, форм стратегического партнерства работодателей, профсоюзов и администрации.
В рамках организационного взаимодействия управления районом и поселениями абсолютным приоритетом является развитие сектора предоставления услуг, прежде всего социального характера: образовательных и медицинских, коммунальных и экологических, культурных и в области проведения досуга, в сфере бытового обслуживания и торговли.
В планируемый период предполагается дальнейшая реализация приоритетных национальных проектов, а также реализации проектов в рамках долгосрочных программ.
При осуществлении расходов на образование и здравоохранение, необходимо будет применение финансовых механизмов, обеспечивающих нацеленность на максимальную отдачу и эффективное использование ресурсов, на доступ к качественным услугам для возможно большего числа граждан.
Планирование расходов должно быть направленно на эффективное достижение результата за меньшие средства.
Стратегическим направлением будет сохранение положительных демографических тенденций.
С этой целью предстоит решение следующих задач:
1. Сокращение социального неравенства и межпоселенческой дифференциации.
2. Обеспечение опережающего развития человеческого потенциала через улучшение условий жизни граждан, а именно:
- создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, и качества социальной среды, в том числе за счет доступности услуг образования и здравоохранения требуемого качества, доступа к культурным благам;
- обеспечение экологической безопасности;
- обеспечение необходимого уровня обеспеченности жильем;
- эффективного жилищно-коммунального хозяйства
- создание экономических условий сохранения и умножения культурных и духовных ценностей населения;
- обеспечение качества и доступности услуг в сфере туризма, физической культуры и спорта.
При сохранении тенденций 2006-2008 годов, при среднегодовом естественном приросте на 142 человека и миграционном - на 130, численность постоянного населения района будет возрастать, и может достигнуть к концу 2020 года более 97 тысяч человек.
Решению вышеуказанных вопросов будет способствовать планируемая в период 2009-2025 годов такие инвестиционные проекты, предусмотренные в краевой стратегии, как газификация населенных пунктов Хабаровского района и строительство ВЛ-35, 10 кВ "Биробиджан - Кукан", строительство школы в селе Восточное, строительство начальной школы-детского сада в селе Казакевичево.
В социальном направлении стратегического развития перед районном стоят следующие задачи.
1. В области образования:
- обеспечение противопожарной безопасности, их благоустройства и установки наружного видеонаблюдения во всех образовательных учреждениях;
- укрепление технической базы зданий образовательных учреждений, в том числе за счет строительства новых зданий и сооружений, замены мягких кровель, проведения капитальных и текущих ремонтов, замены внутренних систем отопления и электроосветительной системы для обеспечения возможности каждому учащемуся получения образования в современных условиях;
- сокращение затрат на оплату коммунальных услуг, в том числе через установку приборов учета тепла;
- оснащение образовательных учреждений технологическим оборудованием;
- обеспечение увеличения оплаты труда работникам образовательных учреждений в зависимости от качества и результатов их труда до уровня, сопоставимого с уровнем оплаты труда в сфере экономики и выше его;
- создание системы образовательных услуг, обеспечивающих раннее развитие детей независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях, обеспечение предшкольного образования каждому ребенку;
- создание условий для обеспечения равных возможностей получения общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов для всех детей, в том числе детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), безнадзорных детей, детей с девиантным поведением, одаренных детей, а также других категорий детей, для которых требуются создание особых условий реализации ими права на образование;
- создание в образовательных учреждениях общественных форм управления образовательными учреждением (попечительских, наблюдательных и управляющих советов);
- предоставление учащимся возможностей осваивать индивидуальные образовательные программы. Создание системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательных школ, ориентированной и индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.
2. В области здравоохранения развития физической культуры и спорта:
- увеличение инвестиций, направляемых на укрепление материально-технической базы медицинских учреждений и организаций для оснащения их современными лечебно-диагностическим медицинским оборудованием и техникой в соответствии со стандартами оснащения, обеспечивающими качественное оказание медицинской помощи;
- строительство новых зданий для нужд муниципальных учреждений здравоохранения и проведение капитальных и текущих ремонтов существующих;
- обновление автопарка скорой медицинской помощи;
- внедрение в рамках национального проекта "Здоровье" томографических методов исследования на базе МУЗ "Районная больница N 3";
- развитие системы охраны здоровья матери и ребенка;
- совершенствование проведения профилактических мероприятий в части охраны здоровья детей и подростков;
- совершенствование оказания медицинской помощи в образовательных учреждениях;
- открытие в сельской местности кабинетов врачей общей практики и семейных врачей;
- разработка и реализация мер по сокращению потерь трудоспособного населения путем снижения смертности от управляемых причин;
- развитие системы предоставления медико-социальной помощи, в том числе помощи, оказываемой пожилому населению на дому и взаимодействия системы здравоохранения с системой социальной защиты, повышение роли и расширение функций среднего персонала при оказании медицинской помощи лицам старшего возраста;
- обеспечение потребности населения в получении высокотехнологичной медицинской помощи;
- расширение хозяйственной самостоятельности медицинских учреждений;
- оптимизация соотношения врачебного и среднего медицинского персонала;
- повышение доступности для граждан лекарственных средств при проведении амбулаторного лечения;
- информатизация системы здравоохранения;
- реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" (2009 - 2012 годы);
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом по месту жительства;
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях;
- создание спортивных секций и клубов для детей и взрослых;
- осуществление комплекса мер по материально-техническому оснащению и кадровому обеспечению сферы физической культуры и спорта;
- развитие системы проведения массовых физкультурных и спортивных соревнований.
3. В области культуры:
- проведение ремонтов зданий муниципальных учреждений культуры с целью увеличения к 2020 году доли учреждений культуры, находящихся в удовлетворительном состоянии, в общем количестве учреждений культуры до 80 процентов;
- обновление материально-технической база подведомственных муниципальных учреждений культуры;
- обеспечение поддержки традиционной национальной культуры;
- приобретение универсальной передвижной системы для предоставления культурно-досуговых, библиотечных, выставочных услуг, киновидеопоказа;
- поддержка и развитие гастрольной, выставочной и фестивальной деятельности;
- совершенствование системы развития детского и юношеского творчества;
- обеспечение роста оплаты труда работников учреждений и организаций культуры и искусства в зависимости от качества и результатов их деятельности;
- модернизация и обеспечение инновационного развития учреждений и организаций культуры путем масштабного инвестирования в технологическое обновление, повсеместное внедрение и распространение новых информационных продуктов и технологий;
- обеспечение условий для о, хранения и использования, музейного, фото-, видео- и аудиофондов;
- перевод в электронный вид архивных, библиотечных, музейных, фото-, видео- и аудиофондов, создание инфраструктуры доступа населения к ним с использованием сети Интернет;
- развитие механизмов частно-муниципального партнерства в сфере культуры;
- создание нормативно-правового и материально-технической базы для организации автономной формы деятельности учреждений культуры;
- содействие развитию культурно-познавательного туризма;
- увеличение к 2020 году количества посещений учреждений культуры (на 1 тыс. человек) по сравнению с 2007 годом на 10 процентов;
- повышение к 2012 уровня комплектования книжных фондов библиотек (на 1 тыс. человек) до 80 процента установленного норматива, а к 2020 году до 100 процентов;
- модернизации материально-технической базы учреждений по работе с молодежью, развитие системы подготовки специалистов по работе с молодежью;
- развитие добровольческой (волонтерской) деятельности молодежи, создание условий для деятельности молодежных общественных объединений и некоммерческих организаций;
- стимулирование интереса молодежи к историческому и культурному наследию России, защите окружающей среды путем развития системы внутреннего туризма, межрегиональных молодежных обменов, поддержки участия молодежи в реализации проектов экологических организаций, деятельности по реставрации исторических памятников.
4. В области улучшения экологической обстановки:
- обустройство санкционированных мест размещения отходов в населенных пунктах района;
- проектирование и обустройство объектов размещения отходов в районе села Ильинка и 75 км трассы Хабаровск- Комсомольск- на -Амуре ;
- организация сбора и вывоза отходов с территорий поселений, садоводческих некоммерческих товариществ;
- санитарная очистка территорий и ликвидация несанкционированных свалок;
- экологическое информирование, воспитание и просвещение населения;
- строительство предприятия по утилизации отходов в районе ТЭЦ-3 (Общество с ограниченной ответственностью "Адриатик").
Стратегические направления социально-экономического развития поселений района
Стратегия района касается размещения производительных сил, формирования инфраструктурного комплекса территории, обеспечения необходимого качества, разнообразия, доступности услуг, связанных с предоставлением коллективных или общественных благ, выравниванием экономического и социального благополучия, создания условий для развития местных рынков и формирования доходов при использовании территории района. Стратегия поселений касается формирования коллективного поведения по поводу использования муниципальных и определенных частных и государственных ресурсов для формирования благоприятной среды жизнедеятельности и хозяйствования своего населения.
Развитие муниципальных образований городского и сельских поселений возможно при условии организации качественно новой формы сотрудничества муниципального района и поселений, расположенных в его границах, в области межмуниципальной интеграции для совместного решения вопросов местного значения.
Направления развития сельских и городского поселений при всем единообразии общей главной цели - использования своих ресурсов для формирования и улучшения благоприятной среды жизнедеятельности и хозяйствования, имеют свою специфику, обусловленную сложившейся экономической и социальной инфраструктурами, природными и географическими факторами.
1. Мичуринское сельское поселение.
Перспективы развития данного поселения определяются его природно-географическим потенциалом. Близость краевого центра и реки амур, наличие лесопарковых зон, транспортная доступность дает возможность для развития туристско-оздоровительного направления, в частности ожидается в ближайшем будущем строительство горнолыжного туристического комплекса "Воронеж" на базе лагеря "Чайка".
В силу же вышеуказанных обстоятельств, а также наличия двух предприятий, одно из которых выпускает кирпич, а другое - оконные блоки вполне обосновано выделение в селах Нагорном, Виноградовка, Федоровка участков земли под малоэтажное комплексное строительство.
В поселении необходимо решать проблемы телефонизации, благоустройства, ремонта дорог, вывоза мусора и водоснабжения населения. В перспективе - газификация, строительство средней школы, социально-культурного досугового центра и центр медицинского обслуживания.
2. Сельские поселения "Село Бычиха", "Село Казакевичево", Корсаковское и Осиновореченское сельские поселения.
Наибольшее значения для развитие данного куста играет начавшаяся газификация населенных пунктов района, планируемые инвестиции в основные фонды сельхозпредприятиями, а также организациями, работающими в сфере туризма и отдыха, малоэтажное жилищное строительство в селах Краснореченское, Новотроицкое, Осиновая Речка планируемое развитие Большого Уссурийского острова с созданием международного грузопассажирского автомобильного пункта пропуска с обустройством техническими средствами, контейнерного терминала, автодороги от границы до терминала, торгово-туристической зоны и жилья и строительством автодорожного моста через протоку Амурская с реконструкцией подъездной автомобильной дороги к мосту.
3. Восточное, Тополевское, Мирненское Сергеевское, Дружбинское, Ракитненское, Галкинское сельские поселения, сельские поселения "Село Ильинка" и "Село Некрасовка".
Наибольшее значения для развитие данного куста играет начавшаяся газификация населенных пунктов района, создание транспортно-логистических объектов и объектов придорожного сервиса, планируемые инвестиции в основные фонды сельхозпредприятиями, а также организациями, работающими в сфере производства строительных материалов, продуктов питания, питьевой воды и безалкогольных напитков.
Особую перспективу имеет здесь жилищное домостроение и развитие агропромышленного комплекса.
4. Корфовское городское поселение.
Продолжая сохранять свой промышленно-транспортный потенциал (единственное поселения расположенное в зоне ДВЖД), данное поселения обладает хорошими перспективами по развитию туристско-спортивно-рекреационного направления, имеются предпосылки по формированию и развитию придорожной инфраструктуры и жилищного строительства, газификации села Сосновка.
5. Анастасьевское, Князе-Волконское, Малышевское, Елабужское, Петропавловское сельские поселения, сельские поселения "Село Сикачи-Алян" и "Село Челны".
Данная зона имеет ярко выраженные перспективы по развитию туристско-рекреационного потенциала: Петроглифы, "Утиный дом", Петропавловское озеро, реки и обводненные карьеры, наличие гостиничной инфраструктуры. Экологически чистая зона позволяющая создавать лечебно-оздоровительные центры, в частности санатория-профилактория лечебного голодания "Лесная поляна".
Имеются возможности по жилищному строительству.
6. Куканское, Победенское, Наумовское, Улика-Национальное сельские поселения и сельское поселение "Село Новокуровка".
Помимо развития лесозаготовительной отрасли данные территории имеют важное значение для формирования и дальнейшего использования охотничьих и рыболовных угодий, объектов экстремального туризма (реки, озера, пещеры). Развитие этно-туризма с использованием традиционных видов деятельности (сбор меда, традиционные бани).
Имеются перспективы по жилищному строительству для людей с доходами, желающих иметь недвижимость в экологически чистых местах.
Заключение
Для реализации Стратегии социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года необходима разработка программных документов, конкретизирующих и регулирующих оперативные цели и тактические задачи органов местного самоуправления района, которые могут выражаться в целевых муниципальных программах.
Стратегия развития - это основа плана социально-экономического развития района, составляющего тактику действий района в достижении поставленных стратегических целей.
Стратегия не является раз и навсегда заданным документом на 10 лет. Она должна корректироваться по мере ее реализации с учетом изменения внешнего контекста развития России, Дальневосточного региона, Хабаровского края и района. Стратегическая концепция должна совершенствоваться исходя из складывающейся ситуации, изменения законодательства, политики и конъюнктуры экономики.
Председатель |
Н.М. Горбачев |
Приложение 1
Основные показатели
прогноза развития Хабаровского муниципального района в 2009-2020 годах
(сценарий стабилизации (пессимистический))
показатели на конец года |
ед. изм. |
2008 |
%% 2008 к 2007 |
2009 ожид. |
%% 2009 к 2008 |
2010 |
%% 2010 к 2008 |
2011 |
%% 2011 к 2008 |
2012 |
%% 2012 к 2008 |
2015 |
%% 20015 к 2008 |
2020 |
%% 2020 к 2008 |
Численность постоянного населения муниципального района |
тыс. человек |
93,9 |
101,3 |
94,2 |
100,3 |
94,4 |
100,3 |
94,7 |
100,6 |
95,0 |
100,9 |
95,8 |
101,7 |
97,2 |
103,2 |
Численность занятого в экономике населения |
тыс. человек |
47,3 |
102,2 |
46,8 |
98,9 |
46,8 |
99,0 |
46,9 |
99,2 |
47,0 |
99,4 |
47,4 |
100,2 |
47,6 |
100,6 |
Индекс производства продукции , объема выполненных работ и услуг, социально-значимыми предприятиями района в отраслевом разрезе, в стоимостном выражении немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
тыс. руб. %% |
3010018,0 |
117,0 |
2865007,0 |
95,2 |
2968945,0 |
98,6 |
3283290,0 |
109,1 |
3491494,0 |
116,0 |
4082029,0 |
135,6 |
4849144,0 |
161,1 |
Индекс объема реализации продукции социально-значимыми предприятиями района в стоимостном выражении по видам немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
тыс. руб./%% |
3337438,0 |
114,3 |
3078846,0 |
92,3 |
3119811,0 |
93,5 |
3486450,0 |
104,5 |
3797134,0 |
113,8 |
4258135,0 |
127,6 |
5044176,0 |
151,1 |
Численность работающих на социально-значимых предприятий района(немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
человек |
3786,0 |
95,5 |
3565,0 |
94,2 |
3591,0 |
94,8 |
3640,0 |
96,1 |
3670,0 |
96,9 |
3925,0 |
103,7 |
4084,0 |
107,9 |
Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на социально-значимых предприятиях района (немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
рублей |
13353,0 |
121,3 |
14121,0 |
105,8 |
14420,0 |
108,0 |
15754,0 |
118,0 |
16799,0 |
125,8 |
19087,0 |
142,9 |
21675,0 |
162,3 |
Приложение 2
Основные показатели
прогноза развития Хабаровского муниципального района в 2009-2020 годах
Прогноз (сценарий развития (оптимистический прогноз))
показатели на конец года |
ед. изм. |
2008 |
%% 2008 к 2007 |
2009 ожид. |
%% 2009 к 2008 |
2010 |
%% 2010 к 2009 |
2011 |
%% 2011 к 2009 |
2012 |
%% 2012 к 2009 |
2015 |
%% 2015 к 2009 |
2020 |
%% 2020 к 2009 |
Численность постоянного населения муниципального района |
тыс. человек |
93,9 |
101,29 |
94,172 |
100,29 |
94,444 |
100,29 |
94,716 |
100,58 |
94,988 |
100,87 |
95,804 |
101,73 |
97,164 |
103,18 |
Численность занятого в экономике населения |
тыс. человек |
47,3 |
102,16 |
47,4 |
100,21 |
47,47 |
100,15 |
47,83 |
100,91 |
48,19 |
101,67 |
48,9 |
103,16 |
49,8 |
105,06 |
Индекс производства продукции , объема выполненных работ и услуг, социально-значимыми предприятиями района в отраслевом разрезе, в стоимостном выражении немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
тыс. руб. %% |
3010018 |
117,04 |
3090558 |
102,68 |
3194854 |
103,37 |
3438811 |
111,27 |
3732694 |
120,78 |
4107929 |
132,92 |
4875544 |
157,76 |
Индекс объема реализации продукции социально-значимыми предприятиями района в стоимостном выражении по видам немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
тыс. руб./%% |
3337438 |
114,27 |
3221063 |
96,51 |
3323556 |
103,18 |
3570787 |
110,86 |
3873021 |
120,24 |
4284035 |
133,00 |
5070576 |
157,42 |
Численность работающих на социально-значимых предприятий района(немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
человек |
3786 |
95,49 |
3881 |
102,51 |
3880 |
99,97 |
3911 |
100,77 |
3931 |
101,29 |
4004 |
103,17 |
4163 |
107,27 |
Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на социально-значимых предприятиях района (немуниципального сектора экономики (кроме ЖКХ, торговли) |
рублей |
13353 |
121,34 |
14477 |
108,42 |
15108,712 |
104,36 |
16270 |
112,38 |
17521 |
121,02 |
19751,326 |
136,42 |
22759,267 |
157,20 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Собрания депутатов Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 21 июля 2009 г. N 33 "О принятии стратегии социально-экономического развития Хабаровского муниципального района до 2020 года"
Настоящее решение вступает в силу со дня его опубликования
Текст решения опубликован в Вестнике Хабаровского муниципального района от 31 августа 2009 г. N 8