Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 8 апреля 2009 г. N А73-816/2009
(извлечение)
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июля 2009 г. N Ф03-2891/2009 настоящее решение оставлено без изменения
резолютивная часть провозглашена 01.04.2009
ОАО "Восточный порт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к ОАО "Российские железные дороги" о взыскании 44 322,30 руб. пеней за просрочку доставки груза в 1 из 13 вагонов по железнодорожной накладной N ЭН 076811 от 16.03.2008, срок доставки по которой истекал 29.03.2008 согласно отметке в накладной.
В судебном заседании представитель истца иск поддержала.
Представитель ответчика иск не признал по тем основаниям, что спорный вагон отцеплялся в пути по технической неисправности, прибыл позже указанного в накладной срока, но не принят грузополучателем на объявленное время, заявив об уменьшении пеней в порядке статьи 333 ГК РФ.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статьям 784, 793 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами, и в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке, стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, вышеуказанными уставами, кодексами, правилами, а также соглашением сторон.
В соответствии со статьями 33, 97 УЖТ РФ за просрочку доставки груза или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку груза за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данного груза, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных статьей 29 УЖТ РФ обстоятельств.
Судом установлено, что груз по спорной накладной был выдан с просрочкой на 10 суток против срока, указанного в накладной, в связи с чем размер пеней составляет 44 322,30 руб., исходя из размера провозной платы.
В силу статьи 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации N 27 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 23.06.2003 за N 4816 (далее - Правила исчисления сроков), предусмотрен определенный порядок, которым оформляется продление срока доставки из-за возникновения причин, указанных в правилах.
Акты общей формы, отметка в железнодорожной накладной и досылочных документах сами по себе не могут являться основанием для продления срока доставки, поскольку законом предусмотрен иной порядок для его увеличении и оформления.
Доказательств отцепки вагона по технической неисправности суду не представлены: отсутствует календарный штемпель в накладной об отцепке и указание о продлении срока доставки, не представлены документы, подтверждающие возникновение технической неисправности не по вине перевозчика и ее устранение.
Подпунктами с 6.1 по 6.7 Правил исчисления сроков предусмотрены основания увеличения сроков доставки грузов на все время задержки, перечень которых является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Такого основания, как "простой на станции назначения ввиду неприема груза на объявленное время подачи" Правилами исчисления сроков не предусмотрено.
Доказательством непринятия груза грузополучателем доказывается в соответствии с Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом МПС РФ N 29 от 18.06.2003, зарегистрированными в Минюсте РФ 19.06.2003 за N 4772, на основании памяток приемосдатчика, так как все приемосдаточные операции производятся на месте выгрузки, и актами о неприеме груза грузополучателями, оформленными в соответствии с инструкцией по ведению станционной коммерческой отчетности, предшествующими приказу о бросании.
Памятка приемосдатчика открывается в момент подачи груза и закрывается в момент передачи порожнего вагона.
Именно в памятке приемосдатчика грузополучатель обязан указать причину отказа в приеме груза в случаях, установленных законом.
Доказательств неприема груза грузополучателем, оформленных в установленном законом порядке суду не представлено.
Акт общей формы N 2/682244, на который ссылается ответчик, подписан с разногласиями, составлен 02.04.2008 о том, что вагон простаивал с 02.04 по 08.04.
По Правилам составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденным приказом МПС РФ, зарегистрированными в Минюсте России 30.06.2003 за N 4856, обстоятельство, являющееся основанием для возникновения ответственности участника перевозки, удостоверяется актом общей формы.
Это удостоверение должно производиться по факту события, а не авансом.
Доводы ответчика в той части, что наличие на дороге вагонов с углем в количестве, превышающем норму, судом не принимаются исходя из следующего.
Перевозчик не вправе устанавливать нормы подачи вагонов грузополучателю, которые устанавливаются на основании технического паспорта железнодорожного подъездного пути необщего пользования, принадлежащего грузополучателю, и договора на эксплуатацию этого подъездного пути.
В соответствии со статьей 29 УЖТ РФ перевозчик вправе ограничивать или временно прекращать погрузку или перевозку грузов, в том числе и на отдельные железнодорожные станции в связи с необеспечением выгрузки грузополучателем.
Поскольку перевозчик не воспользовался своим правом временного ограничения или прекращения погрузки или перевозки грузов в адрес истца, он не может ссылаться на превышение на дороге норм количества вагонов с экспортным углем.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца обоснованными.
По заявлению ответчика суд считает возможным уменьшить размер пеней до 40 000 руб. исходя из следующего.
Как следует из пункта 42 Постановлений Пленумов Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации N 6/8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об уменьшении неустойки (статья 333) необходимо иметь в виду, что размер неустойки может быть уменьшен судом только в том случае, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.
При оценке таких последствий судом могут приниматься во внимание, в том числе, обстоятельства, не имеющие прямого отношения к последствиям нарушения обязательства (цена товаров, работ, услуг; сумма договора и т.п.).
Пунктом 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 ГК РФ уменьшить его размер.
Из имеющихся в деле материалов видно, что пени заявлены на сумму в размере 90% от провозной платы и позволяет суду сделать вывод о несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства.
На основании вышеизложенного суд считает требования истца подлежащими удовлетворению частично.
В порядке 110 АПК РФ расходы истца по государственной пошлине следует возложить на ответчика в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 АПК РФ, арбитражный суд решил:
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в пользу ОАО "Восточный порт" 40 000 руб. пеней за просрочку доставки грузов и расходы по государственной пошлине в размере 1 772,89 руб., всего 41 772,89 руб.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Шестой апелляционный суд в течение месяца со дня принятия, кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу через суд его вынесший.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 8 апреля 2009 г. N А73-816/2009
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 июля 2009 г. N Ф03-2891/2009 настоящее решение оставлено без изменения
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании