Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Характеристика проблемы. Обоснование необходимости
использования программно-целевого метода
Меридиональное расположение, суровые климатические условия, большая площадь территории и малая территориальная плотность населения (1,9 чел./кв. км) Хабаровского края объективно определяют высокий уровень потребности в энергетических ресурсах и высокую их стоимость.
Хабаровский край является крупным потребителем топливно-энергетических ресурсов (далее - ТЭР). В 2007 году валовое потребление первичной энергии и ее эквивалентов в крае составило около 7,5 млн. тонн усл. топл. Основными видами ТЭР, потребляемыми в крае, являются: газ, электроэнергия, нефтепродукты и уголь. Незначительно используется местное топливо: торф и дрова. Объемы и виды потребляемых ТЭР представлены в таблице 1.
Таблица 1
Потребление ТЭР в Хабаровском крае в 2005-2009 годах
Наименование ТЭР |
Единица измерения |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Газ природный |
млн. м3 |
903,2 |
1 095,8 |
н/д |
1 579,4 |
1 560,1 |
Электроэнергия |
млн. кВт·ч |
7 979,9 |
8 047,1 |
7 534,9 |
7 798,6 |
6 968,2 |
Тепловая энергия |
тыс. Гкал |
н/д |
17 683,4 |
16 914,2 |
16 408,5 |
16 200,0 |
Нефтепродукты |
тыс. тонн |
1 380,0 |
1 356,5 |
н/д |
1 044,3 |
726,6 |
Уголь каменный и кокс |
тыс. тонн |
5 444,6 |
4 686,9 |
н/д |
3 323,2 |
3 391,9 |
Дрова |
тыс. м3 |
329,7 |
262,6 |
н/д |
271,0 |
245,2 |
Кокс металлургический |
тыс. тонн |
3,3 |
2,6 |
н/д |
20,2 |
18,1 |
Прочие |
тыс. тонн |
64,4 |
62,4 |
н/д |
226,9 |
234,1 |
________
Источник: Производство и потребление электроэнергии в 2005, 2006, 2008, 2009 гг. Экспресс-информация/Хабаровскстат. Поступление и использование топливных ресурсов организациями Хабаровского края в 2005, 2006, 2008, 2009 гг. Экспресс-информация/Хабаровскстат.
Валовое потребление электрической энергии составило в 2009 году порядка 7 млрд. кВтч. В структуре потребления электроэнергии основными направлениями потребления являлись следующие: промышленность (добывающая и перерабатывающая) - 20%, население 14,5%, транспорт и связь - 10%, собственные нужды электроэнергетики - 15%, потери в электросетях общего пользования - 10%.
В 2004 - 2009 годах произошло снижение потребления электроэнергии на 6,5%, тепловой энергии - на 10,7%. При этом реальный рост валового регионального продукта (далее - ВРП) края составил 12,5% (таблица 2). И, как следствие, уровень энергоемкости экономики края (расход условного топлива на рубль произведенного ВРП) последовательно снижается. В последние годы энергоемкость ВРП края достигла 24,2 г усл. топл./руб. (в 2007 году) и 21,0 г усл. топл./руб. (в 2009 году).
Таблица 2
Динамика индексов ВРП и потребление энергии в Хабаровском крае
Показатели |
В процентах к 2004 году |
|||||
2004 год |
2005 год |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
|
ВРП |
100 |
104,2 |
109,7 |
115,3 |
117,2 |
112,5 |
Электропотребление |
100 |
101,9 |
102,7 |
96,1 |
99,5 |
93,5 |
Теплопотребление |
100 |
96,7 |
103,7 |
90,0 |
90,5 |
89,3 |
Снижение энергоемкости ВРП края произошло в результате проведения целенаправленной государственной политики энергосбережения в производственной сфере и бюджетном секторе, а также в связи с экономией на условно-постоянных расходах энергии на фоне возрастающей загрузки производственных мощностей.
В крае принят ряд нормативных правовых документов, реализуется организационная, тарифная, экономическая и информационная политика в области энергосбережения. Правительству края и хозяйствующим субъектам удается в целом обеспечивать на приемлемом уровне надежность топливо-, энергоснабжения, предприняты также меры по рационализации структуры топливного баланса. Хабаровский край исторически не принадлежит к числу регионов с недорогой энергией и топливом, и объективных оснований для снижения стоимости энергоснабжения в крае нет. В связи с этим для потребителей резервы оптимизации затрат на энергоснабжение кроются в энергосбережении, повышении энергетической эффективности.
Приоритетными для Правительства края являются задачи энергосбережения в бюджетных организациях, повышения эффективности энергоснабжающих организаций, жилищно-коммунального комплекса, улучшения структуры топливно-энергетического баланса. В производственном секторе Правительство края осуществляет следующие меры поддержки промышленного энергосбережения:
а) использование тарифной политики, адекватно учитывающей реальные издержки обслуживания различных категорий потребителей;
б) применение "тарифов экономического развития";
в) мониторинг и анализ инвестиций в энергосбережение по выборке представительных предприятий;
г) информационная поддержка энергосбережения, содействие подготовке кадров.
В тарифной политике Хабаровский край последовательно применяет систему многоставочных тарифов.
Инвестиции в энергосберегающие мероприятия и проекты производственных потребителей края позволили довести в 2007 году размер ежегодной экономии электроэнергии до 150 млн. кВт·ч в год. Это составляет 5,8% от общего потребления электроэнергии в промышленности и на транспорте в 2007 году. Экономия органического топлива в этот же период составила 167,7 тыс. т усл. топл. в год, или 9% размеров топлива, поступившего на стадию конечного энергопотребления в 2007 году.
С 2004 года в Хабаровском крае при регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию применяется механизм резервирования и распределения целевых средств на поддержку энергосберегающих мероприятий в энергопотребляющем секторе края. Этот механизм получил название "тариф экономического развития". По своему назначению он близок хорошо известным на Западе "программам управления спросом".
В рамках Программы "тариф экономического развития" производится компенсация части понесенных затрат производственными предприятиями - потребителями электрической и тепловой энергии на энергосберегающие мероприятия путем предоставления пониженных тарифов. Программа "тариф экономического развития" индуцировала в 2004-2008 годах реальные инвестиции в энергосбережение в размере свыше 1 млрд. рублей (в ценах 2004 года). Используя возможности тарифного меню промышленные потребители снизили средние тарифы на приобретение электроэнергии (в 2007 году более чем на 10% по сравнению с предыдущим годом).
В результате принятых мер в 2002-2007 годах энергоемкость ВРП Хабаровского края по первичной энергии снизилась на 23,6%, электроемкость - на 15,9%.
Однако, несмотря на существенный прогресс в обеспечении энергетической эффективности в последние годы, экономика Хабаровского края, как и России в целом по-прежнему является весьма энергоемкой.
Энергоемкость ВРП Хабаровского края по первичной энергии немного превышает среднероссийский уровень, однако в сравнении с энергоемкостью ВВП индустриальных стран (по первичной энергии), рассчитанной по паритету покупательной способности, на 36% выше энергоемкости ВВП Канады, в 2 раза выше энергоемкости ВВП США и Китая, почти в 3 раза превышает энергоемкость ВВП Японии (2007 год).
По электроемкости ВРП край входит в десятку наименее электроемких субъектов Российской Федерации (по данным 2006 года). Вместе с тем по уровню электроемкости промышленного производства край занимает 50-е место (2006 год). Это обусловлено тем, что в структуре промышленного электропотребления порядка 40% приходится на черную металлургию.
В связи с ежегодным удорожанием стоимости энергоресурсов значительно увеличилась доля затрат на топливно-энергетические ресурсы в себестоимости продукции и оказании услуг.
Сопоставление динамики реальных цен на ТЭР для отраслей промышленности в Хабаровском крае и России показывает, что производители края несут повышенные энергетические издержки в сравнении со среднероссийским уровнем. Повышенные в сравнении со среднероссийскими реальные (дефлированные на индекс цен производства производственных потребителей энергии) и контрактные цены на ТЭР для промышленных потребителей края обуславливают более высокую долю затрат на электроэнергию в ценах продукции в сравнении с Российской Федерацией. В 2007 году расчетная доля издержек на электроэнергию в цене промышленной продукции в Хабаровском крае выше, чем в среднем по России: на 65% в добывающей и 88% в обрабатывающей промышленности.
В 2007 году доля затрат на топливо и энергию в цене продукции предприятий составила: в обрабатывающей промышленности - 7,1% (в том числе электроэнергия - 4,1%); в добывающем секторе промышленности - 14,4% (2,5%); в сельском хозяйстве - 9,7% (3,1%); на железнодорожном транспорте - 10,1% (4%); в строительстве - 6,9% (0,7%). Основная часть энергетических затрат конечных производственных потребителей формируется за счет приобретения моторного и котельно-печного топлива. Доля затрат на централизованное тепло несущественна.
Значительные затруднения на пути эффективного использования энергетических ресурсов возникают из-за недостаточно проработанного механизма стимулирования эффективного использования топливно-энергетических ресурсов, в первую очередь в бюджетной сфере.
В последние годы потребление энергетических ресурсов бюджетным сектором активно увеличивается по большей части за счет передачи объектов федерального значения, ввода новых объектов и реконструкции существующих (таблица 3). В связи с этим одним из главных направлений государственной политики повышения энергетической эффективности стало снижение потребления ТЭР в бюджетном секторе.
Таблица 3
Потребление ТЭР организациями бюджетной сферы
Показатели |
Единица измерения |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
Объем электрической энергии |
млн. кВт·ч |
62,4 |
81,4 |
81,3 |
млн. рублей |
177,7 |
254,4 |
299,8 |
|
Объем тепловой энергии |
тыс. Гкал |
238,5 |
239,0 |
272,9 |
млн. рублей |
293,3 |
349,3 |
400,6 |
|
Объем воды |
тыс. м3 |
2 689,6 |
2 515,4 |
3 047,1 |
млн. рублей |
51,0 |
64,7 |
76,6 |
Работа по повышению энергетической эффективности бюджетного сектора в крае уже начата. Объекты бюджетной сферы края полностью оснащены приборами учета электрической энергии. В целях выявления резервов и направлений энергосбережения на объектах бюджетной сферы проводится работа по оснащению приборами учета тепловой энергии и водопотребления. В 2006-2009 годах в Хабаровском крае установлено около 500 приборов учета тепловой энергии, горячей и холодной воды на объектах, финансируемых из краевого и местных бюджетов. Общее количество данных приборов в бюджетных организациях на сегодняшний день достигло более 2,4 тыс. штук.
Затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий в краевых бюджетных учреждениях в 2009 году составили около 50 млн. рублей, что позволило снизить на сумму около 20 млн. рублей расходы бюджетных потребителей по оплате за фактическое потребление энергетических ресурсов.
Результаты проведенных выборочных энергетических обследований показывают, что бюджетный сектор имеет значительный потенциал энергосбережения. В целом потенциал энергосбережения бюджетной сферы составляет по тепловой энергии от 10 до 30%, по электрической энергии - более 10%.
Таким образом, проблема энергосбережения и повышения энергетической эффективности экономики Хабаровского края является многокомпонентной.
Во-первых, не до конца решена проблема нормативно-правового обеспечения политики энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Несмотря на увеличение количества нормативных правовых актов по энергетической эффективности, требуют проработки механизмы инвестиционной привлекательности, стимулирования эффективности потребления ТЭР, в том числе для бюджетных потребителей.
Во-вторых, стимулирующая роль тарифной политики пока не достаточна. Требуется дальнейшее развитие стимулирующей роли тарифов в сфере энергетической эффективности как для потребителей ТЭР, так и для энергоснабжающих организаций. Основой качественного регулирования тарифов должны стать производственные и инвестиционные программы, обеспечивающие целевое использование средств.
В-третьих, низкий уровень грамотности в вопросах энергосбережения как населения, так и хозяйствующих субъектов (включая коммерческие предприятия и бюджетный сектор). Для успешного решения задач в бюджетном секторе в сфере энергетической эффективности требуется наличие специалистов. В помощь специалистам, особенно небольших организаций, должна формироваться база данных с типовыми решениями технически проработанных энергосберегающих технологий и энергоэффективного оборудования. Пропаганда энергосбережения должна носить плановый, регулярный характер.
В-четвертых, низкий уровень учета и контроля использования ТЭР. Качественно организованный учет позволяет не только регулировать отношения между поставщиками и потребителями ТЭР, но и контролировать параметры энергетических систем, что, в свою очередь, является необходимым условием их устойчивой работы. В настоящее время обеспеченность приборным учетом наиболее высока в части электрической энергии и составляет 100%. Наиболее остро стоит проблема первичного учета тепловой энергии, которая связана с высокой стоимостью и технической возможностью обеспечения учета.
В-пятых, неоправданно высокий уровень энергоемкости большинства объектов бюджетного сектора, связанный с высокой теплопроводностью ограждающих конструкций зданий, использованием в работе энергоемкого оборудования и систем освещения, которые достались от прежней системы хозяйствования, когда вопросам энергетической эффективности не уделялось внимания.
Таким образом, Программа является важной составной частью реализации политики энергосбережения в Хабаровском крае и позволяет обеспечить согласованное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетном секторе.
Применение программно-целевого метода является оправданным и обоснованным при наличии сложных, многокомпонентных проблем, решение которых невозможно осуществить в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти или на базе исключительно рыночных механизмов. Такой проблемой и является энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Хабаровском крае.
Основные риски, связанные с программно-целевым методом решения проблем:
- негативные изменения ситуации, связанной с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии края;
- изменение климатических условий, что может повлечь за собой увеличение потребления энергетических ресурсов;
- недостаточный уровень пропаганды экономии энергетических ресурсов;
- отсутствие четких методических рекомендаций по проведению политики энергосбережения на федеральном и краевом уровнях;
- изменения законодательной базы в сфере энергосбережения и энергопотребления;
- снижение финансирования Программы.
Сокращение запланированного финансирования Программы может повлечь невыполнение отдельных мероприятий, что, в свою очередь, может отразиться на невозможности выполнения требований федерального законодательства по сокращению энергопотребления по всем видам энергетических ресурсов.
Способом ограничения рисков будет являться повышение качества управления Программой, оперативное реагирование и усиление координации действий исполнителей, мониторинг изменения энергопотребления, корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого состояния.
Программно-целевой метод решения проблем в вопросах энергосбережения и энергетической эффективности предполагает два варианта развития ситуации (целевые показатели по вариантам указаны в приложении N 1 к Программе):
1 вариант благоприятный (В1) - в случае успешной реализации Программа позволит обеспечить энергосбережение всех видов энергетических ресурсов в бюджетном секторе края;
2 вариант неблагоприятный (В2) - при возникновении рисков прогнозные показатели не будут достигнуты. В случае негативного развития ситуации, связанной с кризисными явлениями в социально-экономическом развитии страны и края, сокращения финансирования программных мероприятий, изменения природно-климатических условий, недостаточной нормативно-правовой базы в сфере энергосбережения, энергопотребления и ее пропаганды реализовать мероприятия Программы будет затруднительно.
Мероприятия, реализуемые в рамках Программы, не дублируют другие программные мероприятия, финансируемые на территории края.
<< Приложение Приложение |
Раздел 2 >> Раздел 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Хабаровского края от 6 июля 2011 г. N 210-пр "О внесении изменений в краевую целевую программу... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.