Рекомендация Комитета министров Совета Европы
от 28 февраля 1984 г. N R (84) 5
"Комитет министров - государствам-членам относительно принципов гражданского судопроизводства, направленных на совершенствование судебной системы*"
Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Европы,
учитывая, что право на публичное разбирательство, гарантированное в статье 6 Европейской конвенции о защите прав человека, является важнейшей чертой любого демократического общества;
Точное название упомянутого документа: Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 25 марта 1992 г.)
учитывая, что осуществление мер и принципов, изложенных в резолюциях (76) 5 и (78) 8 относительно правовой помощи и Рекомендации N R (81) 7 относительно мер, облегчающих доступ к правосудию, упростило бы гражданам осуществление их права на публичное разбирательство;
учитывая, однако, что некоторые нормы гражданского судопроизводства, принятые в государствах-членах, могут стать препятствием в эффективном отправлении правосудия потому, что, во-первых, они могут уже не отвечать потребностям современного общества и, во-вторых, что ими могут иногда злоупотреблять или манипулировать для затягивания судебного разбирательства;
учитывая, что гражданское судопроизводство необходимо упростить и сделать более гибким и оперативным, одновременно сохранив гарантии, предоставляемые участникам процесса традиционными процессуальными нормами, и сохранив высокий качественный уровень правосудия, требующийся в демократическом обществе;
учитывая, что для достижения этих целей необходимо обеспечить доступ сторон к упрощенным и более быстрым формам судопроизводства и защитить их от злоупотреблений или задержек, в частности, наделив суд полномочиями вести судопроизводство более эффективно;
принимая во внимание результаты обсуждений и резолюции, принятые министрами юстиции европейских стран на их двенадцатой конференции, проведенной в мае 1980 года в Люксембурге,
рекомендует правительствам государств-членов принять или усилить, в зависимости от обстоятельств, любые меры, которые, по их мнению, необходимо принять для совершенствования гражданского судопроизводства, руководствуясь при этом принципами, изложенными в добавлении к настоящей рекомендации.
Добавление к Рекомендации N R (84) 5 Принципы гражданского судопроизводства, направленные на совершенствование судебной системы
Принцип 1
1. Судопроизводство обычно должно состоять не более чем из двух судебных заседаний: первое заседание может быть предварительным слушанием подготовительного характера, а в ходе второго заседания могут представляться доказательства, заслушиваться доводы сторон и, если возможно, приниматься решение. Суд должен принимать меры для того, чтобы все действия, необходимые для проведения второго заседания, принимались своевременно, и чтобы, в принципе, не допускались задержки.
2. В отношении любой стороны должны применяться санкции, если она, получив судебное уведомление, не предпримет процессуальных действий в строки, установленные законом или судом. В зависимости от обстоятельств к таким санкциям могут относится лишение права на процессуальные действия, решение о возмещении ущерба и покрытии издержек, наложение штрафа и оставление заявления без рассмотрения.
3. Суд должен иметь возможность вызывать свидетелей, а при неявке свидетелей без уважительных причин на таких свидетелей должны накладываться соответствующие санкции (в виде штрафов, возмещения ущерба и т.д.). В случае неявки свидетеля суд самостоятельно решает вопрос о продолжении разбирательства без заслушивания его свидетельских показаний. Чтобы облегчить порядок заслушивания свидетельских показаний, следует предусмотреть в соответствующих случаях использование таких современных технических средств, как телефонная связь или видеоаппаратура.
4. Если эксперт, назначенный судом, не представит свой доклад или без уважительных причин задержит его представление, против него должны применяться соответствующие санкции. Они могут состоять в уменьшении размера гонорара, решении об оплате издержек или возмещении ущерба, а также принятия дисциплинарных мер судом или профессиональной организацией, в зависимости от обстоятельств.
Принцип 2
1. Когда сторона возбуждает явно необоснованный иск, суд должен обладать полномочиями принимать решения по делу на основе упрощенной процедуру, и если это необходимо, налагать на эту сторону штраф или выносить решение о возмещении убытков другой стороне.
2. Когда сторона в ходе судебного разбирательства ведет себя недобросовестно и явно нарушает процедуру с очевидной целью затянуть разбирательство, суд должен обладать полномочиями либо немедленно принять решение по существу, либо применить такие санкции, как, например, наложить штраф, обязать возместить ущерб или лишить права на процессуальные действия; в особых случаях он должен взыскивать с адвоката судебные издержки.
3. Профессиональным ассоциациям юристов следует предложить применять дисциплинарные меры в случаях, когда поведение одного из их членов носило характер, описанный в предыдущих пунктах.
Принцип 3
Суд должен, по крайней мере в ходе предварительного заседания, а если возможно и в течение всего разбирательства, играть активную роль в обеспечении быстрого судебного разбирательства, уважая при этом права сторон, в том числе право на беспристрастность. В частности, он должен обладать полномочиями proprio motu, чтобы требовать от сторон предъявления таких разъяснений, которые могут быть необходимыми; требовать от сторон личной явки, затрагивать вопросы права; требовать свидетельские показания, по крайней мере в тех случаях, когда речь идет не только об интересах сторон, участвующих в деле; контролировать допрос свидетелей, исключать из участия в разбирательстве свидетелей, чьи возможные показания не имеют отношения к данному делу, ограничивать количество свидетелей по конкретному обстоятельству, когда такое количество может оказаться излишним. Такие полномочия должны осуществляться в пределах предмета разбирательства.
Принцип 4
Суд, по крайней мере в качестве суда первой инстанции, должен иметь полномочия принимать решения с учетом характера дела, проведения письменного или устного судопроизводства или их объединении, за исключением случаев, однозначно предусмотренных законом.
Принцип 5
За исключением случаев, когда закон предписывает иное, иски сторон, исковая давность или возражения по делу и, в принципе, их объединения должны представляться на максимально ранней стадии производства и в любом случае до окончания его предварительного этапа, если таковой имеется. При рассмотрении дела по жалобе в суде второй инстанции суд обычно не учитывает обстоятельства, которые не были представлены суду первой инстанции, если только:
а. о них не было известно при рассмотрении дела судом первой инстанции;
b. лицо, представляющее их, не являлось участником разбирательства в суде первой инстанции;
с. есть некоторые особые причины для их признания.
Принцип 6
Решение должно выноситься на заключительном заседании суда или в максимально короткие сроки после его окончания. Решение должно быть максимально коротким. В нем может содержаться ссылка на любую норму права, однако в нем, безусловно, должны быть решены, явно или неявно, все вопросы, связанные с жалобами сторон.
Принцип 7
Должны приниматься меры для того, чтобы предотвратить злоупотребление мерами правовой защиты после принятия судебного решения.
Принцип 8
1. Кроме того, должны быть предусмотрены конкретные правила или свод правил, ускоряющих разрешение спора:
а. в случаях, не терпящих отлагательств;
b. в случаях, связанных с неоспоримым правом заранее оцененным ущербом, а также в случаях, связанных с исками на небольшие суммы;
с. в связи с дорожно-транспортными происшествиями, трудовыми спорами, вопросами, касающимися отношений между арендодателем и арендатором жилища, и некоторыми вопросами семейного права, в частности, установлением и пересмотром размера алиментов.
2. С этой целью можно было бы использовать одну или несколько следующих мер; упрощенные методы начала разбирательства; проведение судебного разбирательства без заседаний или проведение только одного заседания или, в зависимости от обстоятельств, проведение предварительного подготовительного заседания; проведение исключительно письменного или устного судопроизводства, в зависимости от обстоятельств; запрет или ограничение некоторых возражений и объяснений; более гибкие правила дачи показаний; осуществление производства баз перерывов или лишь с небольшими перерывами; назначение судебного эксперта либо ex officio, либо по просьбе сторон, если это возможно до начала судебного процесса; активное участие суда в ведении дела и вызове свидетелей и заслушивание показаний.
3. Эти конкретные правила или свод правил могут, в зависимости от обстоятельств, быть обязательными, применяться при соответствующей просьбе любой из сторон или с согласия всех сторон.
Принцип 9
Судебные органы должны иметь в своем распоряжении самые современные технические средства для того, чтобы они могли отправлять правосудие самым эффективным образом, в частности путем облегчения доступа к различным источникам права, а также путем ускорения отправления правосудия.
-------------------------------------------------------------------------
* Когда принималась эта рекомендация, представители Бельгии и Нидерландов, согласно статье 10.2 Правил процедуры заседаний заместителей министров, зарезервировали право своих правительств соблюдать или не соблюдать положения второго предложения принципа 5, изложенного в добавлении к настоящей рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Комитета министров Совета Европы от 28 февраля 1984 г. N R (84) 5 "Комитет министров - государствам-членам относительно принципов гражданского судопроизводства, направленных на совершенствование судебной системы"
Рекомендация была принята 28 февраля 1984 года на 367-м заседании заместителей министров
Текст Рекомендации опубликован в журнале "Российская юстиция", N 7, 1997 г.