Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации города Хабаровска
от 27 июля 2011 г. N 2325
Концепция
дальнейшего развития информационной системы администрации
города Хабаровска как сегмента электронного правительства в Хабаровском крае
1. Общие положения
Концепция дальнейшего развития информационной системы администрации города Хабаровска как сегмента электронного правительства в Хабаровском крае на 2011-2013 гг. (далее - Концепция) разработана с учетом положений Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65 "О федеральной целевой программе "Электронная Россия (2002-2010 годы)"; концепции региональной информатизации до 2010 года, одобренной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2006 N 1024-р; Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; Постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS"; Постановления Правительства Российской Федерации от 09.06.2006 N 363 "Об информационном обеспечении градостроительной деятельности", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде"; Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления"; постановления Губернатора Хабаровского края от 31.12.2010 N 153 "О Плане мероприятий по развитию информационного общества и формированию электронного правительства в Хабаровском крае до 2012 года"; постановления администрации города Хабаровска от 24.07.2009 N 2639 "О создании единой городской электронной системы "Библиотека"; постановления администрации города Хабаровска от 26.11.2009 N 4186 "О создании навигационно-информационной системы города Хабаровска"; постановления мэра города Хабаровска от 25.09.2006 N 1198 "О развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и построении единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска"; постановления администрации города от 28.03.2011 N 839 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и построение единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска на 2011-2013 годы"; постановления администрации города от 13.05.2011 N 1338 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Создание на территории городского округа "Город Хабаровск" информационной системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единой дежурно-диспетчерской службы г. Хабаровска на 2011 - 2012 годы"; постановления администрации города от 23.08.2010 N 2684 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие единой информационно-коммуникационной среды муниципальной системы образования города Хабаровска на 2011-2013 годы"; постановления администрации города от 28.01.2011 N 310 "Об утверждении ведомственных целевых программ по отрасли "Здравоохранение", 2011 год", постановления администрации города от 26.08.2010 N 2715 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие материально-технической базы образовательных учреждений города Хабаровска на 2011 - 2013 годы"; постановления администрации города от 07.06.2010 N 1815 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие материально-технической базы муниципальных учреждений культуры в г. Хабаровске на 2011-2013 годы"; распоряжения администрации города от 19.01.2004 N 40-р "О создании автоматизированного документооборота в администрации города Хабаровска" с учетом изменений, внесенных распоряжением администрации города от 03.05.2011 N 144-р.
Концепция представляет собой систему взглядов на развитие информационной системы администрации города, позволяющей качественно повысить уровень информационно-технического и информационно-аналитического обеспечения деятельности администрации г. Хабаровска на основе применения современных информационных технологий.
При разработке Концепции был учтен опыт создания и развития информационных систем администраций Москвы и Московской области, Новосибирска, Обнинска, Иркутска и Санкт-Петербурга.
Сокращения, используемые в Концепции:
БД - база данных;
СКС - структурированная кабельная сеть;
ЛВС - локальная вычислительная сеть;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
ЕМТС - единая многофункциональная телекоммуникационная сеть;
ЕГАСИК - единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций;
ИСОГД - информационная система обеспечения градостроительной деятельности;
ВОЛС - волоконно-оптические линии связи;
ЕДДС - единая дежурно-диспетчерская служба;
НИС - навигационно-информационная система;
ЦОД - центр обработки данных;
ЕГЭСБ - единая городская электронная система "Библиотека";
ЕАИСТ - единая автоматизированная информационная система торгов.
Приоритетным направлением государственной политики на данный момент является информатизация всей территории страны.
Информатизация и переход к широкомасштабному применению современных информационных технологий и систем во всех сферах деятельности общества для обеспечения потребителей наиболее полной, достоверной и своевременной информацией приобретает в настоящее время особую актуальность.
Использование различных средств вычислительной техники, программных средств, стандартов и протоколов привело к тому, что эксплуатируемые системы не могут эффективно взаимодействовать между собой в реальном режиме времени. В данной Концепции предусмотрена разработка концептуальных положений научно-технической политики в сфере развития информационной системы администрации города Хабаровска.
Механизм программно-целевого планирования, внедренный администрацией города Хабаровска, позволяет нам системно решать практически все вопросы управления муниципальным образованием.
Одними из основных задач в процессе создания информационно-управленческой системы являются:
- обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации города Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий;
- интеграция существующих информационных систем и ресурсов в целях развития единой распределенной информационной системы, содержащей данные, необходимые при выработке стратегически важных для города решений, в том числе и при возникновении различных нестандартных ситуаций;
- создание условий для предоставления ряда муниципальных услуг в электронном виде.
Именно информация, ее качество, полнота, достоверность, актуальность, оперативность составляют основу для принятия грамотного управленческого решения и во многом определяют последствия, отражающиеся на качестве жизни горожан.
Результаты анализа существующего состояния рынка информационных и телекоммуникационных услуг, разработки и внедрения компьютерных технологий и средств вычислительной техники в сфере управления городским хозяйством, в территориальных и отраслевых органах управления администрации города Хабаровска показали, что в настоящее время пройден этап решения задачи информатизации городских функций управления.
Сегодня в структурных подразделениях администрации города функционирует:
- 1304 АРМ в составе различных СКС и ЛВС;
- 32 СКС;
- 54 сервера;
- 54 муниципальные информационные системы.
В администрации города Хабаровска отраслевыми структурными подразделениями и комитетами по управлению округами, правоохранительными органами, финансовыми структурами и коммерческими организациями активно создаются информационные ресурсы, имеющие значительную государственную и коммерческую ценность.
За предыдущие годы проделана большая работа по созданию нормативной базы функционирования информационно-управленческой системы администрации города Хабаровска. Разработаны следующие документы:
- постановление мэра города Хабаровска от 14.03.2001 N 207 "Об организации взаимодействия по формированию и ведению единой информационной системы земельного и градостроительного кадастра муниципального образования города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 20.09.2001 N 1062 "О создании автоматизированного регистра населения города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 30.10.2001 N 1231 "Об утверждении программы информатизации системы общего образования города Хабаровска на период с 2001 по 2005 год и мерах по ее реализации";
- постановление мэра города Хабаровска от 10.06.2003 N 734 "О состоянии и мерах по улучшению ресурсного обеспечения муниципальных учреждений здравоохранения", утвердившее Программу информатизации отрасли здравоохранения города Хабаровска на 2004 - 2008 годы;
- постановление мэра города Хабаровска от 13.10.2003 N 1343 "О создании информационной системы автоматизированного учета по исполнению задания на потребление электрической, тепловой энергии и ГВС муниципальными предприятиями и учреждениями города Хабаровска";
- распоряжение мэра города Хабаровска от 19.01.2004 N 40-р "О создании системы автоматизированного документооборота администрации города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 07.07.2005 N 1099 "О создании единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций";
- распоряжение мэра города Хабаровска от 24.03.2006 N 733-р "О создании автоматизированной системы организации и проведения конкурсов на размещение муниципального заказа администрации города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 18.04.2006 N 484 "О разработке и внедрении в эксплуатацию автоматизированной системы контроля за использованием электрической, тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения муниципальными предприятиями и учреждениями города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 25.09.2006 N 1194 "О ходе выполнения и внесения изменений в постановление мэра города от 25.09.2006 N 1198 "О развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и построении единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "04.05.2008"
- постановление мэра города Хабаровска от 20.08.2007 N 1334 "Об обеспечении лицензионными программными продуктами муниципальных организаций и структурных подразделений администрации города Хабаровска";
- решение Хабаровской городской Думы от 25.09.2007 N 485 "Об утверждении программы "Единая информационная система муниципального здравоохранения города Хабаровска (2008 - 2012 годы)";
- постановление мэра города Хабаровска от 27.09.2007 N 1518 "Об утверждении реестра муниципальных информационных систем города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 31.01.2008 N 126 "О Web-портале администрации города";
- постановление мэра города Хабаровска от 04.05.2008 N 1198 "О развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и построении единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "25.09.2006"
- постановление мэра города Хабаровска от 23.01.2008 N 65 "Об установлении размера платы за предоставление сведений, содержащихся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности";
- постановление администрации города Хабаровска от 24.07.2009 N 2639 "О создании единой городской электронной системы "Библиотека";
- постановление администрации города Хабаровска от 26.11.2009 N 4186 "О создании навигационно-информационной системы города Хабаровска";
- постановление мэра города Хабаровска от 25.09.2006 N 1198 "О развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры и построении единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска".
За период 2010-2011 гг. подготовлены и подписаны следующие нормативные документы:
- постановление администрации города Хабаровска от 23.08.2010 N 2684 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие единой информационно-коммуникационной среды муниципальной системы образования города Хабаровска на 2011 - 2013 годы";
- постановление администрации города Хабаровска от 28.03.2011 N 839 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры и построение единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска на 2011 - 2013 годы";
- постановление администрации города Хабаровска от 13.05.2011 N 1338 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Создание на территории городского округа "Город Хабаровск" информационной системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единой дежурно-диспетчерской службы города Хабаровска на 2011 - 2012 годы".
В рамках выполнения первоочередных задач, поставленных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 N 1993-р по предоставлению муниципальных услуг в электронном виде, была проделана следующая работа:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного распоряжения следует читать как "17.12.2009"
1) подготовлены и подписаны нормативные документы: постановление администрации города от 31.08.2010 N 2804 "Об утверждении порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг"; распоряжение администрации города Хабаровска от 16.09.2010 N 378-р "О назначении муниципальных служащих администрации города Хабаровска, ответственных за размещение сведений о муниципальных услугах городского округа "Город Хабаровск" в государственной информационной системе Хабаровского края "Региональный реестр государственных и муниципальных услуг"; постановление администрации города Хабаровска от 23.09.2010 N 3031 "Об утверждении плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме"; постановление администрации города Хабаровска от 21.10.2010 N 3380 "Об утверждении порядка формирования и ведения реестра муниципальных услуг городского округа "Город Хабаровск";
2) готовится проект решения Хабаровской городской Думы во исполнение статьи 9 "Требования к взиманию с заявителя платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг" Федерального закона N 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в котором будут утверждены тарифы на оказание отдельных услуг.
На современном этапе главной целью городской политики в области информатизации является создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры города и формирование на нормативной правовой основе городских информационных систем, объединенных в единое информационное пространство.
Достижение этой цели обеспечивается решением целого комплекса задач, среди которых первоочередной является создание информационной системы администрации города Хабаровска.
Основное назначение этой системы - обеспечение мэра города, городской Думы, территориальных и отраслевых органов управления, учреждений и организаций городского хозяйства, а также хозяйствующих субъектов и населения города оперативной и достоверной информацией, позволяющей повысить эффективность управления и качество принимаемых решений и информировать его жителей о деятельности администрации города.
2. Текущее состояние дел по развитию информационной системы
администрации города Хабаровска
2.1. Строительство и развитие ЕМТС
Сегодня в Хабаровске уже проложено более 290 километров волоконно-оптического кабеля - более половины запланированного. Действуют 8 коммутационных центров, так называемых ядер, к которым и подключаются локальные системы. Скорость передачи данных в сети достигает 10 гигабит в секунду.
На сегодняшний день к ЕМТС подключено порядка 180 муниципальных объектов.
За период с 2006 по 2010 г. на строительство ЕМТС из бюджета города затрачено порядка 61 млн. руб., в том числе по Федеральной программе реформирования муниципальных финансов в 2008 г. - 29165,9 тыс. руб.
В период с 2011 по 2013 г. планируемые затраты на строительство ЕМТС составят 73 млн. руб. бюджетных средств.
Финансирование за счет средств предприятий и организаций города Хабаровска составило: в 2006-2007 гг. - 682,6 тыс. руб., в 2008 г. - 23094 тыс. руб., в 2009 - 2010 гг. - 38771 тыс. руб.
Таким образом, на создание ЕМТС в 2006 - 2010 гг. было затрачено более 123,5 млн. руб.
Созданная под эгидой администрации города единая информационно-коммуникационная система города Хабаровска позволяет оперативно получать необходимую информацию всем структурным подразделениям, учреждениям, организациям и жителям города, а также способствует развитию телекоммуникаций в целом по городу.
ЕМТС строится на основе интеграции существующих ведомственных и территориальных (городских, районных) информационных систем и ресурсов в единую распределенную систему инфокоммуникаций.
Для построения ЕМТС привлекаются все заинтересованные операторы связи, желающие принять участие в строительстве. В результате проведенной работы администрация города установила взаимовыгодное сотрудничество с 23 операторами связи.
2.2. Энергосбережение
В городе создана и функционирует информационная система ежесуточного мониторинга потребления тепловой энергии, горячего и холодного водоснабжения. Внедрение в эксплуатацию информационной системы ежесуточного контроля за использованием энергоресурсов в 286 бюджетных организациях позволяет проводить автоматизированный сбор и анализ данных и оперативно выявлять нештатные ситуации, а также принимать своевременные меры.
Среди таких бюджетных организаций:
- комитеты по управлению округами (6 объектов);
- департамент муниципальной собственности (1 объект);
- управление здравоохранения (55 объектов);
- управление образования (168 объектов);
- управление Делами администрации города (3 объекта);
- управление по физической культуре и спорту (6 объектов);
- управление культуры (1 объект);
- муниципальные общежития (45 объектов);
- котельная МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" (1 объект).
2.3. Навигационно-информационная система г. Хабаровска
В соответствии с постановлением администрации города от 26.11.2010 N 4186 "О создании навигационно-информационной системы города Хабаровска" ведется работа по созданию данной системы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "26.11.2009"
Система предназначена для обеспечения диспетчеризации и управления транспортом и спецтехникой в режиме on-line с применением технологии ГЛОНАСС.
Основное отличие подхода к формированию навигационно-информационной системы города Хабаровска заключается в применении интегрированной схемы с единым ядром и множественными диспетчерскими пунктами, территориально удаленными (расположенными в различных муниципальных предприятиях), но работающими по удаленному доступу в режиме реального времени.
Муниципальное бюджетное учреждение "Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр" (МБУ г. Хабаровска "ХМНИЦ") является ядром городского навигационно-информационного комплекса и осуществляет функции навигационно-диспетчерского обслуживания подвижных муниципальных объектов.
На базе вышеуказанного учреждения организована серверная площадка, развернуты отраслевые телематические и диспетчерские сервера.
Для пассажирского транспорта используется система "М2М: Регион Пассажирские перевозки", состоящая из телематического сервера на 1100 объектов мониторинга и сервера автоматического диспетчерского управления пассажирским транспортом (21 рабочее место, в том числе 7 - МБУ г. Хабаровска "ХМНИЦ", 7 - МУП г. Хабаровска "ХПАТП-1", 7 - МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление").
Для мониторинга транспорта отрасли городского хозяйства используется телематический сервер на 300 объектов, совмещенный с сервером мониторинга и управления с сервисами "М2М: КиберФлит" (2 рабочих места) и "М2М: КиберВеб".
Для отрасли здравоохранения используется телематический сервер на 50 объектов, совмещенный с сервером мониторинга и управления с сервисами "М2М: КиберФлит" (4 рабочих места) и "М2М: КиберВеб".
На данный момент оснащено:
1) пассажирский транспорт:
- МУП г. Хабаровска "ХПАТП-1": оснащено 100% автобусов, всего 112 единиц в Центральной колонне, 106 - в Южной колонне, итого - 218 единиц абонентских устройств ГЛОНАСС/GPS, также около 75 устройств GPS, установленных ранее;
- МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление": оснащено 100% трамвайно-троллейбусного парка, 88 трамваев, 48 троллейбусов, спецтранспорт;
- коммерческие перевозчики: оснащено 347 автобусов, что составляет около 2/3 всего парка;
2) отрасль городского хозяйства:
Ход работ по оснащению автомобильного парка предприятий городского хозяйства представлен в таблице.
N п/п |
Наименование предприятия |
Кол-во по данным МУП |
Подлежат оборудованию |
Оборудовано |
1 |
МУП г. Хабаровска "Восток" |
35 |
28 |
15 |
2 |
МУП г. Хабаровска "Север" |
39 |
27 |
15 |
3 |
МУП г. Хабаровска "Южное" |
103 |
63 |
41 |
4 |
МУП г. Хабаровска "Дорожник" |
65 |
24 |
20 |
5 |
МУП г. Хабаровска "Дорремстрой" |
67 |
37 |
23 |
6 |
МУП г. Хабаровска "СМЭУ" |
21 |
15 |
15 |
7 |
МУП г. Хабаровска "Питомник декоративных культур" |
44 |
32 |
17 |
8 |
МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство" |
73 |
47 |
40 |
9 |
МУП г. Хабаровска "Спецкомбинат" |
31 |
24 |
24 |
10 |
МУП г. Хабаровска "Тепловые сети" |
83 |
46 |
44 |
11 |
МУП г. Хабаровска "Горсвет" |
34 |
32 |
32 |
12 |
МУП г. Хабаровска "Водоканал" |
321 |
208 |
10 |
Итого |
916 |
583 |
296 |
Установлено диспетчерское рабочее место в управлении благоустройства администрации г. Хабаровска;
3) отрасль здравоохранения:
В МУЗ "Станция скорой медицинской помощи" оснащено 17 автомобилей врачебных бригад центральной подстанции, из них 5 с контролем топлива. Для мониторинга движения автомобилей установлено 4 рабочих места.
Также оснащены вновь приобретенные автомобили МУЗ "Городская клиническая больница N 10" - 2 ед., МУЗ "Городская клиническая больница N 11" - 1 ед., МУЗ "Детский санаторий "Амурский" - 1 ед.
2.4. Информатизация отрасли "Здравоохранение"
Завершено внедрение комплексной медицинской информационной системы "Медиалог" в 17 муниципальных учреждениях здравоохранения г. Хабаровска, продолжается информатизация еще 5 медицинских учреждений (всего создано 941 автоматизированное рабочее место (АРМ)). Сейчас реализована запись в единое электронное расписание поликлиники непосредственно с рабочего места лечащего врача (пациенту не нужно специально идти в регистратуру, чтобы записаться на повторный прием к врачу, анализ крови, УЗИ, ЭКГ или другие диагностические исследования), так работают:
- городские поликлиники N 3, 5, 7, 8, 15, 16, МУЗ "Клинико-диагностический центр", поликлиника городской больницы N 10;
- родильные дома N 2, 4 и входящие в их состав женские консультации;
- детские поликлиники N 1, 3, 17 и 24, детская больница N 9.
Таким образом, каждый врач в режиме реального времени может видеть свободное время любого специалиста поликлиники, всех диагностических подразделений и записать пациента на дополнительные консультации или обследования непосредственно со своего рабочего места, предложив пациенту выбрать удобное для него время посещения лечебного учреждения.
Завершено формирование информационных систем в специализированных домах ребенка N 1 и 2, МКУ "Межотраслевой информационно-аналитический центр".
Кроме того, во всех поликлиниках города реализована возможность удаленной записи пациентов из поликлиник по месту жительства в городские центры здоровья, другие поликлиники для диагностических исследований и консультаций специалистов, которых нет в лечебных учреждениях по месту жительства пациентов.
2.5. Информатизация по отрасли "Образование"
В целях формирования общей стратегии информатизации отрасли "Образование" в городе Хабаровске реализована целевая ведомственная программа "Развитие единой информационно-коммуникационной среды муниципальной системы образования города Хабаровска на 2009 - 2010 годы", финансирование которой составило 41 млн. 329 тыс. руб.
За счет средств программы:
- приобретено 105 интерактивных досок на сумму более 20 млн. руб.;
- поставлено 90 автоматизированных рабочих мест учителя;
- оснащено новыми персональными компьютерами на общую сумму 810 тыс. руб. 35 детских садов, презентационным оборудованием на сумму 850 тыс. руб. - 31 дошкольное учреждение;
- поставлено 2 комплекта специализированной компьютерной техники для раннего обучения детей дошкольного возраста стоимостью 500 тыс. руб. каждый;
- проведены современные ЛВС в 39 учреждениях общего образования;
- приобретено сетевое активное оборудование общей стоимостью более 8 млн. руб.;
- направлено около 5,5 млн. руб. на включение 30 учреждений отрасли в единую многофункциональную телекоммуникационную сеть города.
В настоящее время в городе функционируют межшкольный методический центр (ММЦ) и 4 межшкольных ресурсных центра по информатизации (МРЦ). В каждом общеобразовательном учреждении созданы школьные команды, разработаны программы по развитию процессов информатизации учреждения.
Проводится целенаправленная работа по укреплению материально-технического обеспечения данных процессов. Все муниципальные общеобразовательные учреждения обеспечены компьютерной техникой, интерактивным оборудованием (всего 278 комплектов), доступом к сети Интернет, компьютерные классы имеют ЛВС. Во всех средних общеобразовательных учреждениях проведены общешкольные локальные сети.
В рамках пилотного проекта "Электронный журнал" в пяти школах функционирует информационная система "Электронная учительская", позволяющая в автоматизированном режиме вести школьный журнал. Пять других учреждений апробируют программный комплекс "Портал-ММК", в трех из них установлен многофункциональный мультимедийный класс, функционирующий на базе данного программного продукта.
Большое внимание уделяется кадровой поддержке процессов информатизации: 58% учителей города систематически используют информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.
Новым информационным технологиям обучено более двух тысяч учителей-предметников, все руководители муниципальных образовательных учреждений.
С целью повышения ИКТ-компетентности школьников при поддержке администрации города ежегодно проходят конкурсы: "Арт-мастер", "Новогодняя открытка", "Мой виртуальный мир", "Кубок Яндекс", интернет-проект для старшеклассников "Эссе на "отлично", городская научно-практическая конференция школьников "Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании", на проведение которых муниципалитетом ежегодно выделяется более 200 тыс. руб.
Постановлением администрации города принята новая ведомственная целевая программа "Развитие единой информационно-коммуникационной среды муниципальной системы образования города Хабаровска на 2011 - 2013 годы", нацеленная на совершенствование процессов информатизации в отрасли. Ее реализация позволит:
- провести модернизацию локальных сетей (15 млн. руб.);
- продолжить оснащение муниципальных образовательных учреждений интерактивным оборудованием (46 млн. руб.);
- приобрести автоматизированные рабочие места учителя на сумму около 19 млн. руб.;
- продолжить включение учреждений образования в единую многофункциональную телекоммуникационную сеть (21,5 млн. руб.).
2.6. Оказание услуг в электронном виде
В целях реализации административной реформы и организации перехода органов местного самоуправления и муниципальных учреждений на предоставление муниципальных услуг в электронной форме в управлении экономического развития администрации города Хабаровска 09.06.2010 создан сектор муниципальных услуг.
Во исполнение требований Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сформирована нормативная и правовая база для оказания муниципальных услуг в электронном виде в городском округе "Город Хабаровск".
Утвержден постановлением администрации города от 30.06.2010 N 2093 перечень первоочередных муниципальных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями города Хабаровска в электронном виде, в который включены 20 первоочередных муниципальных услуг, из числа которых по 11 ведется разработка административных регламентов.
В целях реализации Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" подготовлено постановление администрации города "Об обеспечении доступа к информации о деятельности администрации города Хабаровска", в котором предусмотрены вопросы организации доступа к информации о деятельности администрации города Хабаровска, размещаемой в сети Интернет, а также создание общественных пунктов подключения к сети Интернет, доступных населению.
Процесс перехода к оказанию населению и организациям муниципальных услуг в электронной форме координирует управление экономического развития администрации города Хабаровска. Программой перехода является План-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, утвержденный постановлением администрации города от 23.09.2010 N 3031.
2.7. Информатизация муниципальных библиотек
В рамках реализации государственного курса на предоставление муниципальных услуг в электронном виде в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 N 1993-р "Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде", распоряжениями Губернатора Хабаровского края от 29.01.2010 N 20-р "О развитии информационного общества и формировании электронного правительства в Хабаровском крае" и от 10.03.2010 N 91-р "Об утверждении Перечня первоочередных государственных услуг (функций), предоставляемых (исполняемых) министерствами края, иными органами исполнительной власти края в электронном виде" ведутся работы по созданию в городе Хабаровске единой городской электронной системы "Библиотека" (далее - ЕГЭСБ), основной задачей которой является создание единого информационного пространства библиотек города и его интеграция с единым информационным ресурсом корпоративной компьютерной библиотечной сети Хабаровского края, объединенного с единым общероссийским ресурсом. Это позволит обеспечить широкий доступ к различным носителям информации:
- оцифрованные фонды библиотек разного уровня: от федеральных до муниципальных;
- копии печатных изданий;
- кино- и телефильмы;
- мультимедийные материалы;
- документы, существующие только в электронном виде;
- электронные версии средств массовой информации.
На 2011 г. запланировано создание коммуникационной инфраструктуры Центральной городской детской библиотеки (далее - ЦГДБ) им. А. Гайдара и инфраструктуры центральной городской библиотеки (далее - ЦГБ) им. П. Комарова.
2.8. Создание электронной карты города, система ЕГАСИК
Данная система разработана для целей более эффективного развития инженерной инфраструктуры города в части инженерных коммуникаций и сооружений, а также оперативности решения внутригородских задач с использованием сведений о владельцах объектов, характеристиках инженерных сооружений, пространственном расположении их на реальной топографической основе. Весь комплекс работ планируется к завершению в 2012 г.
Цифровые топографические планы масштаба 1:500, отработанные по нашей заявке в 2007 г. Дальневосточным аэрогеодезическим предприятием (ДВАГП), стали основой для создания электронных баз данных по инженерным коммуникациям.
Для решения этой задачи организован межведомственный Координационный Совет с участием всех предприятий - участников программы. Полномочия по формированию и актуализации слоев инженерных коммуникаций в автоматизированной системе делегированы предприятиям и структурным подразделениям администрации города Хабаровска. Например:
- инженерные коммуникации по водоснабжению и канализации - МУП г. Хабаровска "Водоканал";
- инженерные коммуникации газоснабжения и подземметаллзащита - ОАО "Хабаровсккрайгаз" и т.д. Всего в программе участвуют 12 предприятий-сетедержателей.
На всех предприятиях проведен большой комплекс организационно-технических мероприятий по защите информации. На настоящий момент предприятиями-сетедержателями 80% информации по инженерным коммуникациям занесено в электронную карту.
Создание электронной карты значительно повысило качество работы с населением по вопросам землеотведения и градостроительства. Данная система позволяет получать актуальную информацию в кратчайшие сроки, что дает возможность оформлять необходимую документацию более оперативно.
2.9. Создание автоматизированного регистра населения на базе программного обеспечения "Паспортный стол ЖЭО" разработки ЗАО ИВЦ "ИНСОФТ" (г. Москва), которое одновременно является разработчиком программного обеспечения по регистрации избирателей в программно-аппаратном комплексе ГАС "Выборы". Паспортистами абонентных отделов ведется прием населения с применением автоматизированной системы, что позволило повысить культуру обслуживания населения и позитивно отразилось на реализации жилищно-коммунальной реформы в городе Хабаровске.
3. Цели дальнейшего развития информационной системы
администрации города Хабаровска
Исходя из задач, стоящих перед администрацией города Хабаровска по социально-экономическому развитию города, основными целями развития информационной системы администрации города являются:
- обеспечение реализации прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации города Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий;
- нормативно-правовое регулирование и программно-техническое обеспечение порядка владения, распоряжения и использования информационных систем, принадлежащих городу;
- сокращение сроков подготовки и принятия обоснованных управленческих решений;
- повышение собираемости налогов, обоснованности и формирования доходной и расходной части бюджета и оперативного отслеживания его исполнения;
- достоверный учет расхода бюджетных средств на предоставление льгот, пособий и субсидий населению города;
- реализация адресной социальной помощи малообеспеченным слоям населения города Хабаровска;
- информационное взаимодействие с федеральными и муниципальными органами управления для обеспечения согласованной социально-экономической политики;
- повышение оперативности прохождения документов как в структурных подразделениях администрации города, так и в муниципальных учреждениях и предприятиях;
- усиление контроля исполнительской деятельности;
- повышение эффективности использования существующих информационных и телекоммуникационных систем и средств в администрации города Хабаровска, сокращение затрат на их эксплуатацию за счет включения их в единую информационную систему;
- формирование сегмента электронного правительства на территории города Хабаровска с целью повышения качества и доступности предоставляемых организациям и гражданам муниципальных услуг, упрощение процедуры и сокращение сроков их оказания, снижение административных издержек со стороны граждан и организаций, связанных с получением государственных услуг, а также внедрение единых стандартов обслуживания граждан.
4. Функции информационной системы администрации города Хабаровска
Основной функцией системы является информационное и телекоммуникационное обеспечение решения задач управления социально-экономическим развитием города. При реализации этой функции система должна обеспечивать:
- формирование единого информационного пространства администрации города Хабаровска, интеграцию информационных ресурсов на основе технологии децентрализованного ведения и множественного доступа к данным;
- функционирование и развитие существующих информационных и информационно-справочных систем территориальных и отраслевых органов управления;
- выход в федеральные и международные информационные сети, поддержание в актуальном состоянии Web-сервера администрации города и городской Думы;
- мониторинг социально-экономического развития города;
- предоставление полного набора современных телекоммуникационных услуг (цифровой телефон, электронная почта, передача данных, телеконференции и т.д.);
- информационную безопасность администрации города, в основе которой лежит защита информации и дифференцированный доступ к телекоммуникационным средствам и базам данных в зависимости от статуса и функциональных обязанностей пользователей системы;
- единый автоматизированный документооборот администрации города Хабаровска с функциями контроля исполнительской дисциплины;
- создание муниципальной информационно-аналитической системы мониторинга и реализации национальных проектов в городе Хабаровске;
- информационное и программное обеспечение муниципальных закупок;
- статистическую и аналитическую обработку социально-экономической информации;
- формирование единого реестра муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями администрации города Хабаровска и муниципальными учреждениями.
5. Основные принципы развития информационной системы
администрации города Хабаровска
В основу развития информационной системы администрации города закладываются следующие принципы.
Ведущий принцип - максимально возможное использование существующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры при реализации распределенной обработки информации, формировании, ведении и использовании территориальных и отраслевых баз данных с интеграцией их в единое информационное пространство.
Для интеграции существующих информационных систем разрабатывается совокупность:
- нормативных правовых актов, устанавливающих порядок и состав предоставляемой информации по горизонталям и вертикалям структуры администрации города;
- организационных и административных мер, определяющих технологию управления и распоряжения информацией;
- технического обеспечения обработки информации на компьютерах различных платформ, передачи информации между территориально разнесенными организациями, комплексной обработки информации и коллективной работой сотрудников различных городских структур в единой информационной сети;
- программно-методического, технологического и информационного обеспечения для согласованного ведения и кодирования информации в различных организациях и формирования городских информационных систем, доступа к ним пользователей, обмена данными между информационными системами.
Информационное взаимодействие по протоколам "открытых систем" с информационными системами:
- Законодательной Думы Хабаровского края;
- Правительства Хабаровского края;
- федеральных органов власти и управления и их структурами, действующими на территории города Хабаровска;
- судебных органов;
- Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, Союза российских городов, Международной Ассамблеи столиц и крупных городов, Совета муниципальных образований Хабаровского края;
- промышленных, финансовых и коммерческих структур, общественных организаций и средств массовой информации города;
- органов и организаций зарубежных стран.
Информационное представление предметной области осуществляется в привязке к территории с использованием объектно-ориентированного подхода и единой системы определения базовых информационных объектов в городском информационном пространстве.
Состав информационных систем территориальных и отраслевых органов управления определяется в соответствии с основными функциями городского управления с учетом отраслевой ориентации и принятой структуры администрации города Хабаровска.
Информационная система Хабаровской городской Думы обеспечивает информацией мэра города, депутатов Думы, управление Делами администрации города.
Создание, ведение и использование информационных систем осуществляется по трехуровневой схеме:
- в информационных системах районных органов управления осуществляется формирование, поддержание в актуальном состоянии первичных БД;
- в формировании первичных БД участвуют структурные подразделения комитетов по управлению округами города. Представление ими информации в информационную систему города осуществляется в структуре и объемах, необходимых для обеспечения деятельности комитета по управлению округом;
- в информационных системах отраслевых структурных подразделений на основе первичных БД и информации от подведомственных учреждений и организаций осуществляется формирование и поддержание в актуальном состоянии отраслевых БД;
- в информационной системе администрации города Хабаровска на основе первичных и отраслевых БД формируются интегрированные общегородские базы данных в структуре и объемах, необходимых для функционирования системы поддержки решений, и мета-база городских информационных ресурсов.
Обмен информацией между информационными системами администрации города Хабаровска, территориальными и отраслевыми органами управления осуществляется согласно утвержденным Регламенту и протоколам информационного взаимодействия.
Информатизация каждого территориального или отраслевого органа управления осуществляется по двум направлениям:
- внедрение информационных технологий для обеспечения собственной деятельности, в том числе решение административно-управленческих задач, делопроизводства, организации автоматизированных рабочих мест и обеспечение информационного взаимодействия подразделений и сотрудников между собой;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений и формирование общегородских информационных систем.
Источниками информации при создании городских информационных систем являются территориальные и отраслевые организации, учреждения, обеспечивающие компетентное ведение информации и юридически отвечающие за первичную регистрацию и учет соответствующих реальных объектов и отношений в городской инфраструктуре управления. Каждый базовый информационный объект имеет один первоисточник данных - организацию, юридически ответственную за эти данные. Эта организация в процессе юридического оформления и регистрации реальных объектов или отношений при их информационном описании определяет и присваивает значение идентификационных признаков (например, БД по муниципальным земельным участкам, предоставленным в аренду, реестр муниципальных контрактов и т.д.).
Создание программно-технологической среды, которая на основе нормативно утвержденного организационного порядка обеспечит объединение и интеграцию разнородных данных городских информационных систем в едином информационном пространстве. Внедрение такой среды подразумевает создание единой системы общегородских классификаторов и словарей, единых принципов идентификации объектов городской инфраструктуры, структур данных и протоколов обмена.
Требования к программным и техническим средствам реализации информационных технологий в территориальных и отраслевых органах управления определяются на соответствующем уровне административного управления (отраслевые структурные подразделения администрации города, комитеты по управлению округами) по согласованию с органом управления на общегородском уровне - компьютерно-информационным управлением.
Требования к интегрируемым технологиям, средствам связи и обмена данными, защите информации в муниципальных предприятиях и учреждениях, структурных подразделениях администрации города определяются администрацией города.
Разграничение прав доступа и защита информации в информационной системе администрации города основаны на правовых нормах обеспечения безопасности, действующих в администрации города Хабаровска.
Создание и развитие информационной системы администрации города Хабаровска осуществляется:
- поэтапно, в первую очередь реализуются те проекты, которые способны дать в кратчайшие сроки значительный экономический или социальный эффект;
- комплексно и взаимосвязано с задачами социально-экономического развития города;
- при обеспеченности реальными источниками финансирования и с ориентацией на минимальное использование средств городского бюджета;
- с учетом рынка информационных и телекоммуникационных услуг в городе Хабаровске и спроса на них со стороны администрации города Хабаровска.
6. Состав информационной системы администрации города Хабаровска
Информационная система администрации города Хабаровска является основной (базовой) системой в совокупности информационных и информационно-справочных систем города.
Состав информационной системы администрации города определяется: основными функциями городского управления, принятой структурой администрации города, составом и структурой существующих информационных и телекоммуникационных систем и сетей, а также научно-техническим потенциалом и финансовыми возможностями, которыми располагает администрация города.
Развитие системы направлено, прежде всего, на интеграцию существующей информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе на базе муниципальной ЕМТС. Поэтому информационная система администрации города включает следующие составные элементы:
1) подсистема представления информации - комплекс средств, прежде всего программных, предназначенных для представления информации в электронном виде различным категориям пользователей в процессе их повседневной деятельности. В эту подсистему входят:
- правовая система, обеспечивающая представление пользователям в электронном виде документов по законодательству города Хабаровска, Российской Федерации и ее регионов, международному праву и иностранному законодательству, а также комментарии специалистов по ним (справочно-правовые системы "Кодекс", "Гарант", "КонсультантПлюс");
- единая система корпоративного документооборота администрации города, предназначенная для организации единого документооборота в администрации города Хабаровска и территориально-отраслевых органах управления. Система находится в стадии разработки;
2) общегородские БД предназначены для интеграции городских информационных систем и для формирования, поддержания и использования агрегированной информации подсистемы поддержки выработки решений (информационные системы "Статистические данные о работе МУЗ города Хабаровска", "Управление муниципальным имуществом", "Информационная система автоматизированного учета коммерческого автотранспорта", "Реестр предприятий, получивших лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции", "Единая городская автоматизированная система инженерных коммуникаций" и др.).
Они состоят из мета-базы - БД о существующих информационных ресурсах города и отдельных БД агрегированной информации в социальной сфере, экономике, финансах и т.д.
Общегородские БД находятся в стадии создания и интеграции;
3) телекоммуникационная сеть администрации города предназначена для обмена различными видами информации между органами управления, кредитно-финансовыми и промышленными структурами, правоохранительными органами и организациями жизнеобеспечения города Хабаровска по высокоскоростным, надежным и безопасным каналам связи.
Телекоммуникационная сеть администрации города находится в стадии строительства и реализации отдельных фрагментов, в настоящее время введена в рабочую эксплуатацию первая очередь муниципальной ЕМТС, включающая в себя трассы ВОЛС общей протяженностью 290 км, 8 коммутационных центров, 180 муниципальных объектов (школы, поликлиники, структурные подразделения администрации города и др.);
4) информационные системы комитетов по управлению округами предназначены для обеспечения их деятельности и получения достаточной информации по управлению подведомственной территорией согласно действующему законодательству.
Информационные системы комитетов по управлению округами и отраслевых структурных подразделений являются основными низовыми элементами информационной системы администрации города, они формируют и ведут территориальные (первичные) БД.
Эти системы находятся в различных стадиях развития;
5) отраслевые информационные системы предназначены для обеспечения деятельности отраслевых органов управления (комитетов и управлений) и их территориальных организаций, а также для автоматизации технологических процессов функционирования и развития определенных отраслей. Основной их функцией является создание, ведение и использование городских кадастров, отраслевых БД.
Эти системы находятся в различных стадиях создания и развития. Работы по их созданию и развитию ведутся по различным федеральным, краевым и городским программам и финансируются из различных бюджетных и внебюджетных источников. При создании информационной системы администрации города основными задачами являются: координация работ, организация информационного взаимообмена и интеграция БД.
Функционирование информационных систем комитетов по управлению округами и отраслевых информационных систем должно вестись с учетом не только информационного обеспечения лиц, принимающих решения на уровне комитета по управлению округом и отраслевом уровне, но и предоставления необходимой информации для принятия решений мэром города Хабаровска и Хабаровской городской Думой;
6) информационно-справочная система предназначена для оперативного обеспечения справочной информацией органов власти и управления, хозяйствующих субъектов и населения города. Она располагается на Web-портале администрации города.
7. Принципиальные решения взаимодействия информационных систем
администрации города Хабаровска
Учитывая, что основной проблемой при развитии информационной системы администрации города является организация доступа к данным, накопленным в функционирующих сейчас информационных системах территориальных и отраслевых органов управления, которые были разработаны на различных программных платформах и используют различные форматы хранения информации, в качестве единого системно-технического решения используются технологии Интернет/Интранет. Эти технологии обеспечивают доступ к любым информационным системам территориальных и отраслевых органов управления.
В качестве клиентского программного обеспечения для доступа к БД используются Web-технологии.
С целью обеспечения поиска информации в информационной системе администрации города предлагается использовать мета-базу городских информационных ресурсов.
Использование этой технологии доступа к данным позволяет функционировать и развиваться всем элементам информационной системы администрации города практически независимо друг от друга.
Интранет-технология, лежащая в основе корпоративной сети, позволяет реализовывать механизмы разграничения доступа к закрытой и общедоступной информации и отделить информационные ресурсы органов управления от сети Интернет.
8. Приоритетные направления городской политики в области информатизации
Пути достижения целей городской политики в области информатизации для развития информационной системы администрации города Хабаровска следующие:
- окончание работ по созданию единой телекоммуникационной среды на базе ЕМТС, обеспечивающей согласованное информационное взаимодействие органов городского управления, предприятий и организаций города Хабаровска, государственных и федеральных органов власти и управления. Социальный эффект от реализации данной программы состоит в обеспечении оперативности получения информации для принятия управленческих решений, а также сокращении сроков согласования документов;
- окончание работ по формированию ЕГАСИК и переход на рабочую эксплуатацию всех субъектов данной программы, включая городскую диспетчерскую службу. Это даст как социальный, так и экономический эффект: предприятия-сетедержатели за счет собственных средств создают и осуществляют мониторинг делегированных слоев инженерных коммуникаций. Это позволяет администрации города Хабаровска экономить более 5 млн. руб. в год бюджетных средств на содержание 15 дополнительных штатных единиц специалистов, создаются условия сокращения сроков согласований при проведении различных строительных работ, что в целом повышает качество работы с населением;
- окончание первого этапа работ по информатизации отрасли здравоохранения: реализация возможности автоматической записи к врачам с применением Web-технологий, формирование электронной карты пациентов. Данная программа имеет большой социальный эффект: исчезновение очередей, повышение доступности консультативной и диагностической помощи для населения, сокращение непроизводительных затрат рабочего времени персонала, организация эффективного контроля за результатами деятельности ЛПУ и принятие оптимальных управленческих решений;
- развитие системы единого документооборота администрации города на базе программного модуля "Гран-Док" для обеспечения оперативного обмена основными видами документированной информации во всех структурных подразделениях администрации города и муниципальном учреждении по оказанию услуг гражданам, предпринимателям, организациям "Одно окно", а также для контроля исполнительской дисциплины;
- создание пилот-проекта по организации электронного школьного журнала в общеобразовательных учреждениях города Хабаровска. Социальный эффект от внедрения данного проекта состоит в доступности и оперативности информации об успеваемости учащихся для их родителей, а также возможности в автоматизированном режиме формировать различную аналитическую отчетность для принятия управленческих решений в области образования;
- создание единой городской электронной системы "Библиотека" имеет большой социальный эффект по организации возможности оперативно в электронном виде получать материалы из фондов различных библиотек города. Сопряжение электронной системы муниципальных библиотек с корпоративной системой библиотек Хабаровского края;
- продолжение работ по разработке нормативного правового обеспечения по владению, ведению и использованию городских информационных систем;
- создание условий для организации приема платежей за жилищно-коммунальные услуги с использованием современных телекоммуникационных систем сбора платежей с применением электронных терминалов. Данная программа имеет как социальный, так и экономический эффект: во-первых, позволит повысить качество обслуживания населения, а во-вторых, будет способствовать сокращению задолженности по коммунальным платежам;
- завершение работ по организации деятельности МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" в режиме "одно окно" с выполнением мероприятий по защите информации в автоматизированной информационной системе "Регистр населения" по требованиям безопасности информации. Используя возможность ЕМТС города Хабаровска, переход абонентных отделов МУП г. Хабаровска "Расчетно-кассовый центр по обработке коммунальных платежей" на работу в режиме реального времени по удаленному доступу с едиными серверами позволит повысить качество обслуживания населения за счет интеграции базы данных "Регистр населения";
- продолжение работ по обеспечению информационной безопасности администрации города и муниципальных предприятий и учреждений;
- продолжение работ по организации мероприятий в рамках программы "Безопасный город" в части обеспечения системами видеонаблюдения и других необходимых материально-технических мероприятий муниципальных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;
- создание единой городской системы контроля за подвижными муниципальными объектами с использованием системы GPS-навигации ГЛОНАСС. Данная система позволит на 30% сократить расходы на ГСМ за счет ужесточения дисциплины по эксплуатации подвижного состава и оптимизации маршрутов муниципального автопарка;
- совершенствование ИСОГД администрации города, которая обеспечивает минимизацию затрат и времени на выполнение работ в направлении градостроительной деятельности путем предоставления возможности повторного использования материалов и результатов ранее выполненных работ; обоснованность принимаемых решений и координацию действий участников градостроительной деятельности - органов власти, специализированных организаций, инвесторов, иных субъектов деловой активности, граждан - путем предоставления доступа к информации о существующем состоянии и планируемом развитии территории; накопление решений, принимаемых различными органами и организациями в различное (от месяцев до десятков лет) время, в отношении различных направлений градостроительной деятельности. Это позволит повысить управляемость территориальными ресурсами за счет своевременной актуализации данных различными муниципальными организациями в рамках их зоны ответственности; повысить достоверность данных за счет обеспечения регламентированного доступа к ним и исключения ошибок при вводе и обновлении информации; увеличить производительность муниципальных служб за счет сокращения времени обработки заявок от физических и юридических лиц;
- дальнейшее развитие Web-портала администрации города Хабаровска, которое имеет в основном социальный эффект, так как позволяет максимально информировать население о работе администрации города и Хабаровской городской Думы, а также иметь возможность проводить форумы и опросы населения по различным городским проблемам в интерактивном режиме;
- совершенствование автоматизированной системы муниципальных закупок администрации города Хабаровска;
- продолжение работ по строительству и развитию городской программы создания ЕМТС;
- повышение уровня информационной культуры сотрудников администрации города Хабаровска, создание системы обучения использованию новых информационных технологий в их деятельности;
- обеспечение упорядочения и учета, а также сокращения затрат при разработке, внедрении, использовании информационных систем, концентрация объемов и источников финансирования;
- организация корпоративной телефонной связи между структурными подразделениями администрации города Хабаровска посредством ЕМТС;
- создание ЦОД;
- развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия, в том числе: оцифровка объектов культурного наследия, включая архивные фонды, развитие средств обработки и предоставления удаленного доступа к цифровому контенту;
- создание информационной системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единой дежурно-диспетчерской службы города Хабаровска на 2011 - 2012 гг.
Этапность реализации приоритетных направлений городской политики в области информатизации определяется научно-техническим потенциалом и финансовыми возможностями, находящимися в распоряжении администрации города. Каждое направление самостоятельно и может быть реализовано вне зависимости от развития других направлений, за исключением строительства ЕМТС, так как эта программа является фундаментом для интенсивного развития других направлений в создании информационных систем.
Предусматриваемый данной Концепцией объем работ рассчитан на 3 года. Такие программы, как создание ЕМТС и ЕГАСИК, на настоящий момент осуществляются в том числе за счет инвестиций предприятий - участников данных программ.
9. Организационное обеспечение развития информационной системы
администрации города Хабаровска
Организационное обеспечение развития информационной системы администрации города Хабаровска определяется принятой структурой администрации, функциями структурных подразделений, научно-техническим потенциалом и объемами и источниками финансирования, имеющимися в распоряжении администрации города Хабаровска.
Заказчиком информационной системы администрации города Хабаровска является компьютерно-информационное управление администрации города, которое должно осуществлять:
- координацию работ по системе в целом, формирование и использование городских информационных систем, обеспечение их совместимости и информационного взаимодействия между органами управления администрации города, федеральными органами и взаимодействующими организациями;
- организацию работ по созданию подсистемы представления информации, общегородских баз данных, телекоммуникационной сети и информационно-справочной системы города;
- обеспечение единой технической политики при создании информационных систем территориальных и отраслевых органов управления, согласования технических заданий и договоров на работы по их созданию.
Определение потребности в разработке информационной системы отраслевых органов управления и проработка организационных аспектов ее разработки осуществляется структурными подразделениями администрации города и подведомственными им учреждениями, которые обеспечивают:
- организацию работ по созданию, обучению персонала, эксплуатации и использованию отраслевых информационных систем, созданию и поддержанию первичных и отраслевых БД, их совместимости и взаимообмену с общегородскими базами данных;
- согласование общегородских проектов, затрагивающих интересы этих органов;
- участие в разработке нормативной правовой базы, касающейся функционирования информационных систем этих органов.
Развитие и эксплуатация информационной системы администрации города Хабаровска обеспечиваются компьютерно-информационным управлением администрации города, которое обеспечивает создание и поддержание в актуальном состоянии общегородских баз данных.
Для организации, координации, контроля, методического обеспечения и проведения аналитической работы по предупреждению утечки и комплексной защите информации ограниченного доступа в администрации города создана постоянно действующая техническая комиссия по защите информации ограниченного доступа администрации города Хабаровска.
Для содействия формированию в городе Хабаровске единого информационного пространства, развитию городской инфраструктуры инженерных коммуникаций и интеграции существующих информационных систем создан Координационный Совет по разработке и внедрению единой городской автоматизированной системы инженерных коммуникаций.
Для формирования и выработки решений, разработки методологии создания в городе Хабаровске сетей передачи данных в рамках ЕМТС и координации действий операторов связи создан Координационный Совет по развитию информационно-коммуникационной инфраструктуры и построению единой многофункциональной телекоммуникационной сети города Хабаровска.
Распределение компетенции органов управления администрации города в информационной сфере определяется распоряжением мэра города.
10. Социально-экономический эффект от использования информационной
системы администрации города Хабаровска
Развитие информационной системы администрации города Хабаровска позволит:
- обеспечить реализацию прав граждан на полную и объективную информацию о деятельности администрации города Хабаровска, муниципальных учреждений и предприятий;
- предоставить мэру, вице-мэру и заместителям мэра города, а также сотрудникам администрации города Хабаровска все виды современных телекоммуникационных и информационных услуг, необходимых для выполнения их функциональных обязанностей;
- повысить оперативность и качество управления социальными, экономическими и политическими процессами в городе при сокращении численности управленческого аппарата;
- обеспечить увеличение собираемости налогов не менее чем на 12% за счет использования налоговыми, финансовыми и правоохранительными органами и администрацией города Хабаровска полных и актуальных муниципальных БД;
- минимизировать подготовку и прохождение финансовых документов, повысить обоснованность планирования и прогнозирования доходов и обеспечить детальный и оперативный контроль за расходами городского бюджета;
- обеспечить устойчивое функционирование и реальное сокращение затрат на жизнеобеспечивающие комплексы городского хозяйства;
- обеспечить создание, развитие и эффективное использование городских информационных систем, необходимых для деятельности управления, и предоставить населению и хозяйствующим субъектам современный перечень информационно-справочных услуг;
- обеспечить информационное взаимодействие между федеральными и муниципальными органами управления для проведения согласованной социально-экономической политики;
- обеспечить защиту от несанкционированного доступа и распоряжения информационными системами различного уровня;
- улучшить инвестиционный климат в результате доступа инвесторов к объективным данным о территории и хозяйствующих субъектах;
- повысить оперативность прохождения документов в администрации города Хабаровска и усилить контроль исполнительской дисциплины сотрудников администрации города.
Развитие и эффективное использование информационной системы администрации города обеспечит возможность стратегического планирования и осуществит декларируемый переход от административного управления к созданию условий социально-политического и экономического развития города.
Заключение
Политика администрации города в области социально-экономического развития, своевременная подготовка законодательной базы, совместные усилия органов местного самоуправления, бизнеса, общественности позволили закрепить позитивные тенденции экономического развития города, сформировать предпосылки для долгосрочного роста. Выполнение работы по развитию информационной системы администрации города Хабаровска является важной частью для достижения положительной динамики социально-экономического развития города.
Общий комплекс работ позволит перейти к современным информационным технологиям ведения контроля и принятия управленческих решений на уровне городского хозяйства, подготовки аналитической информации для стратегического планирования основных направлений развития городских инфраструктур на несколько лет вперед.
Автоматизация процесса планирования и формирования доходной и расходной частей бюджета города даст возможность реализации масштабного проекта по перестройке бюджетного процесса, внедрению новых принципов бюджетного планирования, повышению эффективности бюджетных расходов. Сделан очередной шаг от управления затратами к управлению результатами.
С 2007 г. началась реализация стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 г., где краеугольным моментом обозначена автоматизация и компьютеризация всех процессов городского хозяйства, что в конечном итоге позволит достичь главной цели - повышение качества жизни горожан.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Администрации города Хабаровска от 27 июля 2011 г. N 2325 "О ходе выполнения постановления мэра города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.