Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Ванинского
муниципального района
от 29 июля 2011 г. N 764
Программа
повышения эффективности бюджетных расходов Ванинского муниципального
района Хабаровского края на период до 2012 года
Программа повышения эффективности бюджетных расходов Ванинского муниципального района Хабаровского края на период до 2012 года (далее - Программа) разработана в целях организации деятельности администрации Ванинского муниципального района и органов местного самоуправления Ванинского муниципального района по повышению эффективности осуществления бюджетных расходов (далее - бюджетные расходы).
1. Необходимость разработки и реализации Программы
Ванинский муниципальный район на протяжении ряда лет реализовывал реформы в сфере общественных финансов. Эти реформы затрагивали организацию бюджетного процесса, систему межбюджетных отношений, налоговую политику, порядок осуществления бюджетных расходов, управление муниципальным долгом, имуществом, организацию кассового обслуживания районного бюджета, контроль за расходованием бюджетных средств, организацию системы муниципального заказа.
В период проведения реформ приняты муниципальные правовые акты Ванинского муниципального района, регулирующие бюджетные правоотношения, в том числе решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 09 декабря 2008 г. N 88 "Об утверждении Порядка предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Ванинского муниципального района Хабаровского края" и решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 24 декабря 2010 г. N 88 "Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Ванинском муниципальном районе Хабаровского края".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "решение Собрания депутатов Ванинского муниципального района от 24.12.2010 N 96"
Принятые администрацией Ванинского муниципального района муниципальные правовые акты способствуют повышению эффективности бюджетного процесса, в том числе за счет ежемесячного кассового планирования доходов и расходов, обеспечения безусловного исполнения бюджетных обязательств, развития института главных распорядителей бюджетных средств и главных администраторов доходов, регламентации порядка санкционирования бюджетных расходов и учета бюджетных обязательств.
Обеспечивается формирование и исполнение консолидированного бюджета Ванинского муниципального района по предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации единым правилам организации бюджетного процесса с соблюдением установленных им процедур и ограничений по объему долга и дефицита бюджета.
Осуществляется формирование муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг.
Обеспечен переход на новую отраслевую систему оплаты труда работников бюджетных учреждений. Финансирование образования осуществляется на основе подушевых нормативов.
Кассовое обслуживание операций со средствами бюджетных учреждений от приносящей доход деятельности осуществляется в отделении по Ванинскому району УФК по Хабаровскому краю с открытием лицевых счетов всем участникам бюджетного процесса.
В Ванинском муниципальном районе в полном объеме реализована реформа местного самоуправления, в том числе ее финансовая составляющая. Это способствовало повышению бюджетной инициативы и ответственности органов местного самоуправления за счет разграничения расходных полномочий, а также заинтересованности в росте собственной доходной базы местных бюджетов.
Созданная в Ванинском муниципальном районе система финансового контроля в целом обеспечивает систематический контроль за правомерным и целевым использованием средств бюджета района.
В рамках реализации бюджетных реформ в Ванинском муниципальном районе действуют и разрабатываются новые подходы к системе управления муниципальными финансами, в том числе:
- разработка стратегии расходования бюджетных средств исходя из долгосрочных перспектив;
- организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- разграничения полномочий и, соответственно, доходных источников и расходных обязательств публично-правовых образований;
- повышение результативности расходования бюджетных средств за счет их ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
- введение формализованных процедур и методик распределения дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений;
- увеличение степени самостоятельности и ответственности главных распорядителей, разработка и внедрение методов и процедур оценки качества финансового менеджмента на ведомственном уровне, развитие внутреннего аудита, укрепление финансовой дисциплины;
- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд.
Анализ сделанного в реформировании общественных финансов позволяет сделать вывод, что не все заявленные планы в этом направлении были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать ряд методических вопросов. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд нерешенных проблем. К числу основных относятся следующие:
- не в полном объеме созданы условия для мотивации органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом;
- недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты;
- требуется дальнейшее распространение опыта внедрения муниципальных заданий, совершенствования системы стандартов качества муниципальных услуг, а также критериев их оценки.
Необходимость поддержания сбалансированности и устойчивости бюджетной системы является важнейшим базовым условием в достижении долгосрочных целей социально-экономического развития Ванинского муниципального района, что, в свою очередь, увеличивает актуальность разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления, модернизации управления финансовыми ресурсами.
2. Цель и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для повышения эффективности бюджетных расходов.
Задачами, реализация которых позволит достичь поставленной цели, являются:
- четкое определение сфер ответственности администрации Ванинского муниципального района и органов местного самоуправления Ванинского муниципального района;
- обеспечение тесной увязки долгосрочного экономического развития Ванинского муниципального района и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- создание условий для повышения эффективности деятельности муниципальных учреждений по предоставлению муниципальных услуг;
- совершенствование механизмов стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ;
- повышение прозрачности и подотчетности деятельности администраций муниципальных образований Ванинского муниципального района, в том числе за счет внедрения требований к публичности показателей их деятельности.
В целях решения поставленных задач в рамках Программы предполагается выполнение работ по следующим направлениям:
- повышение эффективности предоставления муниципальных услуг;
- внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета Ванинского муниципального района;
- развитие системы муниципального финансового контроля;
- совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами;
- оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения.
3. Повышение эффективности предоставления муниципальных услуг
Реформирование системы муниципального управления в целях повышения эффективности бюджетных расходов затронуло в последнее время практически все аспекты бюджетной системы. И если ранее реформирование в большей степени ориентировалось на создание стройной системы муниципальных финансов с точки зрения организации управления, то в последнее время на передний план выходят проблемы качества предоставления и обоснованности финансового обеспечения муниципальных услуг. При этом особое внимание стало уделяться вопросам удовлетворенности населения получаемыми муниципальными услугами.
Основными целями работы по данному направлению являются:
- повышение доступности и качества муниципальных услуг;
- привлечение и сохранение в бюджетной сфере высококвалифицированных кадров;
- оптимизация бюджетной сети;
- улучшение материально-технической базы муниципальных учреждений;
- внедрение в деятельность муниципальных учреждений элементов конкурентных отношений.
В настоящее время по всем направлениям на федеральном уровне действует пакет правовых документов, позволяющий оценить общий вектор развития:
- обновленный Бюджетный кодекс Российской Федерации, в котором закреплены основные понятия в части управления государственными (муниципальными) услугами, механизмы планирования (государственное (муниципальное) задание) и исполнения бюджета в части оказания услуг;
- Порядок формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями и Методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ), а также расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений;
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" с подзаконными актами, создающий правовые основы для реформирования бюджетной сети;
- Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регламентирующий вопросы оказания государственных (муниципальных) услуг исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, включая подходы к организации деятельности многофункциональных центров, выдаче и применению универсальных электронных карт и предоставлению услуг в электронной форме.
Ряд из указанных документов регламентирует деятельность только федеральных учреждений и федеральных органов власти, вместе с тем подходы, заложенные в указанных правовых актах, могут лечь в основу разработки аналогичных документов регионального и муниципального уровней.
В Ванинском муниципальном районе работа над совершенствованием практики предоставления муниципальных услуг началась в 2009 году.
Администрацией Ванинского муниципального района был сформирован комплекс муниципальных правовых актов, направленных на создание работоспособной системы управления муниципальными услугами, ориентированной на повышение качества оказания муниципальных услуг, в том числе:
- постановлением администрации Ванинского муниципального района от 12 июля 2010 г. "Об утверждении методических рекомендаций по разработке административных регламентов предоставления муниципальных услуг (функций)" утверждены методические рекомендации по разработке административных регламентов предоставления муниципальных услуг, которые закрепляют основные подходы к стандартизации муниципальных услуг. Во исполнение вышеуказанного постановления администрацией Ванинского муниципального района были разработаны и утверждены перечни муниципальных услуг в соответствующей отрасли и ведется работа по разработке административных регламентов оказания соответствующих услуг;
- ведется реестр муниципальных услуг Ванинского муниципального района. Порядок формирования и ведения реестра муниципальных услуг (функций) Ванинского муниципального района утвержден постановлением администрации Ванинского муниципального района от 11 апреля 2011 г. N 307. В реестр муниципальных услуг включены все муниципальные услуги, оказываемые как муниципальными учреждениями, так и администрацией Ванинского муниципального района. Кроме того, в целях систематизации и стандартизации информации о муниципальных услугах, предоставляемых администрацией Ванинского муниципального района и подведомственными муниципальными учреждениями, администрацией Ванинского муниципального района размещаются на официальном Интернет-портале Ванинского муниципального района.
Все указанные выше муниципальные правовые акты были направлены на внедрение механизмов установления и оценки соблюдения качества оказываемых муниципальных услуг. В результате к 2010 году основное внимание реформы смещается на организацию качественного предоставления услуг и повышение обоснованности финансового обеспечения. В результате мероприятия по совершенствованию системы управления муниципальными услугами сконцентрированы на развитие новых форм оказания муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора).
Вопросы организации качественного предоставления муниципальных услуг в настоящее время сконцентрированы на реструктуризации действующей бюджетной сети. Существующая сеть муниципальных учреждений и схема организации их деятельности не способствуют повышению качества услуг и увеличению удовлетворенности получателей оказываемыми услугами. В целях изменения такого положения дел на федеральном уровне был принят ряд решений, изменивших подходы к построению сети государственных (муниципальных) учреждений.
Федеральное законодательство создает основы для изменения сложившейся ситуации. Федеральный закон от 03 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" заложил правовые основы для создания нового типа учреждений - автономных учреждений. Кроме того, с принятием Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" появились правовые основания для создания еще одного типа учреждений - казенных учреждений - и изменения правового статуса бюджетных учреждений (механизмов перечисления и расходования ими бюджетных средств, контроля и ответственности учреждений). В ходе реализуемых изменений бюджетные учреждения приобрели больше свободы в организации своей работы, вследствие чего можно ожидать роста их заинтересованности в повышении качества оказания муниципальных услуг.
Установленный в Российской Федерации срок полномасштабного перехода к работе учреждений трех типов - 01 января 2012 года. До этого момента на федеральном уровне, в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях потребуется разработать и принять серию подзаконных правовых актов, распределить существующие государственные (муниципальные) учреждения между тремя типами, провести работу по внесению изменений в их уставы.
В Ванинском муниципальном районе с 01 января 2011 года до 31 декабря 2011 года установлен переходный период, который позволит как муниципальным бюджетным учреждениям (с расширенным объемом прав), так и муниципальным казенным учреждениям получать финансовое обеспечение в прежнем порядке (в частности, действуют ранее принятые нормативные правовые акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются). В этот период потребуется совершенствование практики формирования муниципальных заданий для муниципальных учреждений и их финансового обеспечения.
Все нормы, касающиеся переходного периода, закреплены решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района "Об особенностях финансового обеспечения деятельности муниципальных учреждений Ванинского муниципального района в переходный период до 31 декабря 2011 года".
К настоящему времени в Ванинском муниципальном районе создана рабочая группа для разработки муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района по изменению правового положения муниципальных учреждений, состав которой утвержден распоряжением администрации Ванинского муниципального района от 08 октября 2010 г. N 212-р.
С учетом плана действия указанной рабочей группы и норм федерального законодательства администрацией Ванинского муниципального района разработаны и утверждены:
- постановление от 16 декабря 2010 г. N 1282 "Об утверждении порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации муниципальных учреждений Ванинского муниципального района, а также утверждения уставов муниципальных учреждений Ванинского муниципального района Хабаровского края и внесения в них изменений";
- постановление от 26 ноября 2010 г. N 1218 "О порядке определения видов особо ценного движимого имущества муниципального автономного или бюджетного муниципального учреждения Ванинского муниципального района Хабаровского края";
- постановление от 09 декабря 2010 г. N 1256 "Об утверждении перечня муниципальных казенных учреждений Ванинского муниципального района";
- постановление от 15 декабря 2010 г. N 1276 "О порядке формирования муниципального задания и финансового обеспечения выполнения муниципального задания муниципальными бюджетными и казенными учреждениями Ванинского муниципального района";
- постановление от 24 января 2011 г. N 43 "Об утверждении Порядка осуществления контроля за деятельностью муниципальных бюджетных и казенных учреждений Ванинского муниципального района";
- постановление от 27 января 2011 г. N 56 "Об утверждении Порядка предоставления бюджетных инвестиций муниципальным автономным и бюджетным учреждениям Ванинского муниципального района";
- постановление от 27 января 2011 г. N 55 "О Порядке осуществления муниципальным бюджетным учреждением полномочий по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, и финансового обеспечения их осуществления";
- постановление от 26 января 2011 г. N 54 "Об утверждении перечня недвижимого имущества муниципальных бюджетных учреждений Ванинского муниципального района";
- постановление от 12 мая 2011 г. N 423 "Об утверждении методических рекомендаций по формированию муниципального задания в муниципальных бюджетных учреждениях и контроля за их выполнением";
- постановление от 10 мая 2011 г. N 406 "Об утверждении примерной формы Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)";
- постановление от 28 июня 2011 г. N 651 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Ванинского муниципального района из бюджета Ванинского муниципального района на иные цели";
- постановление от 28 июня 2011 г. N 650 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления субсидии муниципальным бюджетным и автономным учреждениям Ванинского муниципального района из бюджета Ванинского муниципального района";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 27 декабря 2010 г. N 42 "О сроках представления годовой, месячной и квартальной отчетности о исполнении бюджета Ванинского муниципального района в 2011 году";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 17 января 2011 г. N 2 "О взыскании в районный бюджет неиспользованных в текущем финансовом году остатков субсидий, предоставленных из районного бюджета муниципальным учреждениям";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 20 января 2011 г. N 4 "Об осуществлении операций с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из краевого бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 20 января 2011 г. N 5 "О Порядке санкционирования расходов муниципальных бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 20 января 2011 г. N 6 "Об утверждении Порядка ведения учета и осуществления хранения исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, по исполнению судебных актов по искам к Ванинскому муниципальному району о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействиями) органов местного самоуправления Ванинского муниципального района или их должностных лиц; по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Ванинского муниципального района (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств районного бюджета); о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств районного бюджета";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 26 января 2011 г. N 7 "Об утверждении Порядка перечисления остатков средств муниципальных бюджетных учреждений Ванинского муниципального района с соответствующего счета финансового управления администрации Ванинского муниципального района, открытого в учреждении Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами муниципальных бюджетных учреждений Ванинского муниципального района, в бюджет Ванинского муниципального района, а также их возврата на указанный счет";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 24 февраля 2011 г. N 12 "Об утверждении Порядка проведения финансовым управлением администрации Ванинского муниципального района кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 24 февраля 2011 г. N 13 "Об утверждении Порядка составления бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Ванинского муниципального района";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 17 марта 2011 г. N 17 "Об утверждении Порядка открытия и ведения лицевых счетов муниципальным бюджетным и автономным учреждениям в финансовом управлении администрации Ванинского муниципального района";
- приказ финансового управления администрации Ванинского муниципального района от 31 марта 2011 г. N 21 "Об утверждении порядка исполнения бюджета Ванинского муниципального района по расходам и источникам финансирования дефицита бюджета и санкционирования оплаты денежных обязательств".
Результатом данного направления в администрации Ванинского муниципального района должна стать обновленная и усовершенствованная система муниципальных учреждений, заинтересованных в повышении качества предоставляемых услуг и имеющих возможность реализовывать соответствующие мероприятия.
Для определения расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) подведомственными муниципальными учреждениями соответствующие главные распорядители средств местного бюджета устанавливают порядок определения расчетно-нормативных затрат. Для этого финансовым управлением администрации Ванинского муниципального района разработаны и утверждены методические рекомендации по определению расчетно-нормативных затрат на оказание (выполнение) муниципальными учреждениями муниципальных услуг (работ). Указанные муниципальные правовые акты должны получить дальнейшее развитие в соответствии с логикой проводимой реструктуризации бюджетной сети, что влечет за собой реализацию следующих мер:
- установление норм о применении муниципальных заданий при планировании бюджетных проектировок;
- формирование методологических подходов к установлению показателей качества муниципальных услуг в муниципальных заданиях;
- утверждение расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) и содержание имущества;
- формирование и утверждение муниципальных заданий и бюджетных ассигнований на их обеспечение для муниципальных учреждений всех типов.
К основным рискам реализации мероприятий данного направления относятся:
- затягивание процесса формирования устойчивой системы планирования финансового обеспечения оказания муниципальных услуг в связи с возможными изменениями федерального законодательства. Минимизация последствий наступления данного риска требует постоянного мониторинга федерального законодательства для своевременного изменения действующей местной нормативной правовой базы;
- наличие финансовых ограничений (недостаточность финансирования) для повышения качества предоставления муниципальных услуг. Данный риск возможно минимизировать путем качественного планирования расходов на предоставление муниципальных услуг;
- недостаточность понимания сути происходящих изменений со стороны специалистов муниципальных учреждений. Снижение негативных последствий наступления данного риска возможно за счет проведения рабочих встреч, конференций, семинаров и других мероприятий, способствующих распространению информации;
- негативное восприятие проводимых изменений со стороны населения. Такое восприятие, как правило, связано с недостатком качественной информации по соответствующему вопросу. Решить данную проблему возможно за счет проведения разъяснительных мероприятий (публикации в средствах массовой информации, интервью руководства в средствах массовой информации и т.п.).
Ожидаемый эффект от реализации Программы по данному направлению будет заключаться в следующем:
- повышение удовлетворенности населения качеством и доступностью предоставляемых муниципальных услуг в Ванинском муниципальном районе за счет установления четких требований к качеству и созданию новых организационно-правовых форм предоставления услуг;
- оптимизация структуры расходов на финансирование предоставления муниципальных услуг за счет внедрения нормативов затрат на оказание услуг;
- повышение мотивации и заинтересованности специалистов муниципальных учреждений к повышению качества и доступности муниципальных услуг за счет изменения подходов к управлению муниципальными учреждениями.
4. Внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности
бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре
расходов бюджета Ванинского муниципального района
В качестве одного из инструментов повышения эффективности бюджетных расходов как составной части эффективности деятельности органов местного самоуправления предусматривается дальнейшее развитие программно-целевого принципа организации их деятельности.
Будет продолжено формирование системы программ Ванинского муниципального района исходя из целей и индикаторов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, нормативных актов, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, среднесрочной районной программы "Развитие Ванинского муниципального района Хабаровского края на 2011 - 2015 годы".
Программа Ванинского муниципального района - документ, определяющий цель, задачи, результаты, основные направления и инструменты политики, направленные на достижение целей и реализацию приоритетов, установленных среднесрочной районной программой "Развитие Ванинского муниципального района Хабаровского края на 2011 - 2015 годы".
Состав подпрограмм и планируемые результаты их реализации определяются долгосрочными целевыми программами, а бюджетные ассигнования на их достижение утверждаются решением Собрания депутатов Ванинского муниципального района о бюджете. Кроме того, в рамках долгосрочных целевых программ постановлениями администрации Ванинского муниципального района могут предусматриваться и приниматься выходящие за пределы лимитов бюджетных обязательств расходные обязательства, в результате чего существует возможность заключения долгосрочных муниципальных контрактов по конкретным проектам и объектам.
В связи с этим перед органами местного самоуправления встают новые задачи по повышению эффективности бюджетных расходов. Для этого необходимо доработать муниципальные правовые акты и изменить практические подходы к новым инструментам. В результате в Ванинском муниципальном районе требуется решение следующих задач:
- приведение муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района в соответствие с изменяющимся федеральным и краевым законодательством в части подходов к составлению проекта местного бюджета;
- закрепление подходов к планированию бюджетных ассигнований, основанных на принципах необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и принятия новых расходных обязательств при наличии четкой оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения;
- инвентаризация целевых программ, принятых и действующих в Ванинском муниципальном районе, с целью анализа практики разработки, реализации и финансирования целевых программ;
- оценка целесообразности и планирование работ по формированию правовых основ разработки, реализации и мониторинга долгосрочных целевых программ;
- четкая интеграция ведомственных целевых программ (далее - ВЦП) в бюджетный процесс (в первую очередь речь идет об усилении роли ВЦП при планировании бюджетных ассигнований на соответствующие отрасли, при принятии решений о принимаемых обязательствах) с целью создания условий для системного планирования программных и непрограммных расходов местного бюджета;
- расширение направлений докладов о результатах и основных направлениях деятельности (усиление роли отчетности о результатах деятельности структурных подразделений администрации Ванинского муниципального района, развитие публичности докладов о результатах и основных направлениях деятельности);
- совершенствование практики установления показателей результативности и эффективности реализации целевых программ и осуществления функций структурных подразделений администрации Ванинского муниципального района и применения результатов оценки при бюджетном планировании;
- развитие подходов к формированию долгосрочных целевых программ как элемента долгосрочного планирования, ориентированного на результат;
- в свете проводимых на федеральном уровне реформ особенно актуальной становится задача корректировки бюджетной классификации в целях перехода к программной структуре расходов местного бюджета. По мере корректировки федерального законодательства в Ванинском муниципальном районе необходимо будет реализовать мероприятия по корректировке подходов к установлению перечней целевых статей и видов расходов, включая подготовку переходных положений для сохранения преемственности данных.
Реализация данного направления Программы сопровождается следующими рисками для Ванинского муниципального района:
- недостаточный уровень ответственности структурных подразделений администрации Ванинского муниципального района в части внедрения новых инструментов, вызванный низкой мотивацией к внедрению нововведений и недостаточным пониманием сути таких нововведений. Минимизировать данный риск возможно проведением дополнительных разъяснительных мероприятий, установлением четких сроков и ответственных за реализацию тех или иных мероприятий;
- затягивание приведения муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района в соответствие с действующим законодательством, с изменяющимся федеральным и краевым законодательством, необходимыми для реализации части мероприятий. Минимизация данного риска невозможна.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Внедрение программно-целевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов с последующим переходом к программной структуре расходов бюджета Ванинского муниципального района" заключается в следующем:
- налаживание четкой системы планирования бюджета Ванинского муниципального района на основе принципов программно-целевого бюджетирования;
- повышение эффективности бюджетных расходов за счет формирования понимания соотношения между затрачиваемыми ресурсами и планируемым результатом;
- повышение квалификации специалистов администрации Ванинского муниципального района и структурных подразделений администрации Ванинского муниципального района за счет необходимости формулирования системы целей и задач деятельности органа местного самоуправления, а также структуры планируемых результатов деятельности с конкретными показателями;
- совершенствование муниципальной правовой базы в части бюджетного планирования в Ванинском муниципальном районе.
5. Развитие системы муниципального финансового контроля
Комплексное реформирование системы муниципального финансового контроля в Ванинском муниципальном районе является одним из важнейших условий повышения эффективности бюджетных расходов.
В связи с вступлением в силу с 01 октября 2011 г. Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" на уровне Ванинского муниципального района необходимо создать контрольно-счетный орган Ванинского муниципального района.
Контрольно-счетный орган Ванинского муниципального района будет осуществлять контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования средств бюджета муниципального района, поступивших в бюджеты поселений, входящих в состав района.
Для создания на уровне муниципального района контрольно-счетного органа необходимо принять ряд муниципальных правовых актов, регламентирующих деятельность данного органа.
В связи с этим необходимо пересмотреть действующие подходы к организации муниципального финансового контроля, осуществляемого администрацией Ванинского муниципального района, переориентировав его на контроль:
- соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Хабаровского края и муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района, регулирующих бюджетные правоотношения;
- достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности;
- экономности, результативности и эффективности использования средств районного бюджета.
Организация действенного муниципального финансового контроля в Ванинском муниципальном районе подразумевает решение ряда задач:
- реформирование системы муниципального финансового контроля в рамках исполнительных органов муниципальной власти;
- внедрение внутреннего контроля в деятельность главных распорядителей средств бюджета Ванинского муниципального района и наиболее крупных получателей бюджетных средств.
Действующая система финансового контроля, проводимого администрацией Ванинского муниципального района, состоит из финансового управления администрации Ванинского муниципального района, осуществляющего контрольно-ревизионную деятельность в соответствии с Планом контрольно-ревизионной работы финансового управления, утверждаемым распоряжением администрации Ванинского муниципального района.
Реформирование системы муниципального финансового контроля подразумевает выполнение ряда мероприятий, в том числе:
- проведение анализа действующих муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района, которые определяют права и обязанности администрации Ванинского муниципального района, проводимый муниципальный финансовый контроль, и оценка их деятельности по осуществлению муниципального финансового контроля с точки зрения организации и эффективности контрольно-проверочной работы, контроля за устранением выявленных нарушений и направленности ее на предупреждение новых нарушений. По результатам анализа и оценки должны быть уточнены полномочия финансового управления администрации Ванинского муниципального района в части осуществления муниципального финансового контроля и полномочия контрольно-счетного органа администрации Ванинского муниципального района, а также предприняты действия, не допускающие дублирования функций органов муниципального финансового контроля;
- выработка финансовым управлением администрации Ванинского муниципального района критериев эффективности и результативности использования бюджетных ассигнований главными распорядителями средств районного бюджета. При этом критерии должны быть взаимоувязаны с достижением целей, стоящих перед главными распорядителями и получателями средств районного бюджета, решением конкретных задач и выполнением конкретных мероприятий. Для получателей бюджетных средств, оказывающих муниципальные услуги в соответствии с муниципальным заданием, критерии эффективности и результативности расходования бюджетных средств должны быть разработаны с учетом фактического качества оказываемых муниципальных услуг и выполнением муниципального задания;
- выработка финансовым управлением администрации Ванинского муниципального района единых рекомендаций по проведению контрольных мероприятий и устранению выявленных нарушений. Такие рекомендации должны содержать административные процедуры по планированию и проведению контрольных мероприятий, основания и процедуры проведения внеплановых контрольных мероприятий, примерные формы документов, являющихся основанием для проведения контрольного мероприятия и оформляемых по результатам контрольных мероприятий, рекомендуемые сроки, способы и методы проведения контрольных мероприятий, порядок взаимодействия с финансовым управлением администрации Ванинского муниципального района при реализации материалов контрольных мероприятий и устранении выявленных нарушений;
- разработка методических рекомендаций по проверке соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов Хабаровского края и муниципальных правовых актов Ванинского муниципального района, регулирующих бюджетные правоотношения, после внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части норм, регламентирующих вопросы муниципального финансового контроля, предлагаемых в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Методические рекомендации должны включать в себя не только перечни нормативных правовых актов, на соответствие которым проводятся проверки, но и четкие критерии такого соответствия. Наличие таких критериев позволит избежать проявления субъективности должностных лиц, осуществляющих проверку. Перечни и критерии должны отличаться в случаях проверки получателей бюджетных средств и в случаях проверки главных распорядителей средств бюджета Ванинского муниципального района;
- необходимость разработки финансовым управлением администрации Ванинского муниципального района методических материалов по порядку проверки достоверности, полноты и соответствия нормативным требованиям бюджетной отчетности после внесения предлагаемых в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части норм, регламентирующих вопросы бюджетного учета и отчетности. При этом следует строго придерживаться принципа подведомственности. В соответствии с этим принципом главные распорядители средств бюджета Ванинского муниципального района, включившие их в перечень своих подведомственных получателей бюджетных средств, должны осуществлять контроль за полнотой и достоверностью бюджетной отчетности получателей бюджетных средств, так же как и главные администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджетов. Финансовое управление Ванинского муниципального района должно осуществлять контроль за полнотой и достоверностью бюджетной отчетности главных распорядителей средств бюджета Ванинского муниципального района, главных администраторов доходов бюджета Ванинского муниципального района и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета Ванинского муниципального района.
Важной задачей реформирования системы муниципального контроля является внедрение в деятельность главных распорядителей средств бюджета Ванинского муниципального района и наиболее крупных получателей бюджетных средств внутреннего контроля.
Реформированию системы муниципального финансового контроля в Ванинском муниципальном районе могут сопутствовать следующие риски:
- полное выполнение плана мероприятий по данному направлению зависит от сроков внесения соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации и от содержания этих поправок. Возможны отличия окончательного варианта изменений от продекларированных в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года вследствие несовпадения позиций исполнительной и законодательной ветвей государственной власти федерального уровня. Данный риск является неуправляемым, и влияние на его минимизацию со стороны администрации Ванинского муниципального района не представляется возможным;
- неготовность сотрудников администрации Ванинского муниципального района, структурных подразделений администрации Ванинского муниципального района к внедрению такого нового инструмента, как внутренний контроль, вследствие слабого понимания его сути и значения. Минимизировать такой риск возможно путем проведения разъяснительной работы на основе опыта создания систем внутреннего контроля в коммерческом и банковском секторах экономики, зарубежного опыта, а также обучения сотрудников, в первую очередь из числа руководящего состава, с привлечением высших учебных заведений и консалтинговых компаний.
Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению "Развитие системы муниципального финансового контроля" будет заключаться в следующем:
- деятельность органов муниципального финансового контроля Ванинского муниципального района будет осуществляться на принципах системности, законности, гласности, объективности;
- будут внедрены новые подходы к организации муниципального финансового контроля, который будет направлен в первую очередь на предотвращение нарушений бюджетного законодательства, на контроль законности, экономности, результативности и эффективности использования средств бюджета Ванинского муниципального образования района;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Ванинского муниципального образования района", вероятно, следует читать "Ванинского муниципального района"
- за счет координации и методологического сопровождения деятельности органов муниципального финансового контроля Ванинского муниципального района повысятся качество и эффективность их работы, сократится количество нарушений, допускаемых получателями бюджетных средств;
- выработка четких критериев эффективности и результативности, открытость информации о результатах проведения контрольных мероприятий станут побудительными мотивами для укрепления финансово-бюджетной дисциплины руководителями муниципальных учреждений;
- внедрение системы внутреннего контроля позволит повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений, снизить риски совершения ошибок и правонарушений сотрудниками муниципальных учреждений Ванинского муниципального образования района.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Ванинского муниципального образования района", вероятно, следует читать "Ванинского муниципального района"
6. Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества
управления муниципальными финансами
Система межбюджетных отношений в Ванинском муниципальном районе выстроена исходя из сложившегося разграничения полномочий расходных обязательств и доходных источников муниципальных образований Ванинского муниципального района на основе формализованных методик распределения основных межбюджетных трансфертов. Вместе с тем эта система не направлена на мотивацию органов местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района на повышение эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.
Совершенствование системы межбюджетных отношений в Ванинском муниципальном районе должно осуществляться в целях создания условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района по обеспечению муниципальных услуг, создания механизмов стимулирования муниципальных образований Ванинского муниципального района к повышению эффективности бюджетных расходов и проведению структурных реформ, повышения качества управления муниципальными финансами.
Совершенствование системы межбюджетных отношений в Ванинском муниципальном районе области должно осуществляться на основе следующих принципов:
- полнота учета и прогнозирования финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики;
- планирование бюджетных ассигнований местных бюджетов на основании необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
- принятие новых расходных обязательств местного бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов при наличии четкого понимания результатов, достигаемых последствием их принятия, оценки необходимых для их исполнения бюджетных ассигнований на весь период их исполнения с учетом сроков и механизмов их реализации;
- сокращение наименее эффективных видов финансовой помощи местным бюджетам, повышение концентрации межбюджетных трансфертов на важнейших приоритетных направлениях.
Для реализации указанных принципов и достижения целей совершенствования системы межбюджетных отношений в Ванинском муниципальном районе предполагается решение следующих задач:
- формирование объективной, формализованной и прозрачной системы предоставления межбюджетных трансфертов;
- стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района к повышению эффективности расходования бюджетных средств.
В настоящее время из бюджета Ванинского муниципального района бюджетам городских и сельских поселений Ванинского муниципального района предоставляются межбюджетные трансферты в следующих формах: дотации из бюджета муниципального района на выравнивание бюджета бюджетной обеспеченности и иные межбюджетные трансферты.
Стимулирование органов местного самоуправления Ванинского муниципального района к повышению эффективности расходования бюджетных средств может осуществляться с помощью оказания методологической и консультационной помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района. Такая помощь может быть оказана по самым различным вопросам, в том числе по разработке критериев эффективности и результативности расходования средств местных бюджетов. Несмотря на то что каждое муниципальное образование Ванинского муниципального района является самостоятельным в своей деятельности публично-правовым образованием, наличие близких по содержанию критериев позволит осуществлять сравнение деятельности органов местного самоуправления различных муниципальных образований Ванинского муниципального района, что позволит более объективно оценивать их деятельность как внешним субъектам межбюджетных отношений, так и им самим.
Методическая и консультационная помощь может оказываться также по вопросам, связанным с внедрением механизмов формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий. Это направление помощи окажет существенное воздействие на эффективность расходования средств, полученных муниципальными образованиями Ванинского муниципального района из краевого и районного бюджетов.
Отдельной стимулирующей мерой должна стать организация мониторинга эффективности расходов местных бюджетов. Поскольку эффективность - это понятие относительное, ее оценка применительно к конкретному муниципальному образованию возможна только в сравнении с результатами деятельности органов местного самоуправления других муниципальных образований, причем имеющих однотипную структуру расходов местного бюджета.
Стимулирующая роль мониторинга эффективности расходов местных бюджетов невозможна без разработки системы учета результатов мониторинга. Среди решений, принимаемых по результатам мониторинга, могут быть решения о поощрении как муниципальных образований Ванинского муниципального района, так и отдельных должностных лиц органов местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района в рамках правовых возможностей исполнительных органов. Это может быть пропаганда на краевом уровне достижений муниципальных образований Хабаровского края, достигших наилучших результатов. К муниципальным образованиям Ванинского муниципального района, имеющим наименьшие успехи в повышении эффективности расходов местных бюджетов, могут быть приняты разрешенные федеральным законодательством и законодательством Хабаровского края меры воздействия. Информация о принятых решениях как поощрительной, так и противоположной направленности должна быть доведена до сведения широкой общественности.
В ходе совершенствования системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами могут возникать следующие риски:
- большое влияние популистских решений в преддверии выборных кампаний в представительный орган Ванинского муниципального района, направленное на увеличение финансовой помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района по произвольным направлениям без учета приоритетности задач социально-экономического развития Ванинского муниципального района. Минимизировать этот риск возможно путем разъяснения принципов формирования системы межбюджетных отношений, приоритетов в развитии Ванинского муниципального района, оценкой негативных последствий от такого рода решений;
- низкий уровень подготовки муниципальных служащих, осуществляющих учет и прогнозирование финансовых и других ресурсов, которые могут быть направлены на достижение целей муниципальной политики. Минимизация этого риска достигается путем предоставления методологической помощи органам местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района по вопросам планирования и расходования бюджетных средств, формированию муниципальных целевых программ, проведением обучающих мероприятий, формированием и реализацией эффективных программ переподготовки муниципальных служащих.
Ожидаемый эффект от реализации настоящей Программы по направлению "Совершенствование системы межбюджетных отношений и качества управления муниципальными финансами" будет заключаться в следующем:
- повышение эффективности и результативности расходования средств бюджета Ванинского муниципального района, предоставляемых бюджетам городских и сельских поселений Ванинского муниципального района в виде межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, и повышение эффективности расходов местных бюджетов в целом;
- стимулирование органов местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района к проведению структурных реформ в различных отраслях, позволяющих повысить эффективность и результативность их деятельности;
- повышение возможностей органов местного самоуправления муниципальных образований Ванинского муниципального района по оказанию населению муниципальных услуг и повышению качества муниципальных услуг, обеспечение равной доступности муниципальных услуг для потребителей;
- повышение качества управления муниципальными финансами.
7. Оптимизация функций муниципального управления и повышение
эффективности их обеспечения
Активная деятельность по оптимизации функций государственного управления в Российской Федерации началась в 2003 году, когда Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 г. N 824 "О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах" были определены приоритетные направления административной реформы. Позднее была утверждена Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2008 годах.
В 2006 году в Хабаровском крае была создана правительственная комиссия по проведению административной реформы в Хабаровском крае, утверждены распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 годы. Задачи, поставленные в основных направлениях, во многом схожи с положениями Программы повышения эффективности бюджетных расходов Правительства Российской Федерации и полностью соответствуют настоящей Программе:
- улучшение качества и доступности государственных услуг;
- ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшая работа по прекращению избыточного государственного регулирования;
- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти;
- повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти края и гражданского общества, а также прозрачности деятельности органов исполнительной власти края;
- разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти края, а также административных регламентов в органах исполнительной власти края;
- оптимизация исполнения функций и оказания государственных (муниципальных) услуг, в том числе в режиме "одного окна", с использованием порталов государственных услуг, центров телефонного обслуживания, упразднение избыточных функций;
- модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти края, переход на предоставление услуг в электронном виде;
- формирование необходимого организационного, информационного ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы в рамках совершенствования системы государственной службы в целом.
В результате к 2011 году в Ванинском муниципальном районе проведена огромная работа по повышению эффективности управления, в том числе:
- внедряется система мониторинга результативности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Хабаровского края по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Ванинского муниципального района и исполнения ими своих полномочий, а также хода реализации приоритетных национальных проектов (региональный сегмент государственной автоматизированной системы информационного обеспечения управления приоритетными национальными проектами (далее - ГАС "Управление");
- сформирован реестр муниципальных услуг Ванинского муниципального района;
- разработаны административные регламенты выполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) администрацией Ванинского муниципального района.
Вместе с тем в соответствии с изменяющимся федеральным законодательством в контексте настоящей Программы и в развитие целей и задач Программы административной реформы необходимо уделить внимание вопросам построения системы оценки результативности и эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Важной сферой оптимизации деятельности органов местного самоуправления является совершенствование практики управления муниципальной собственностью.
В рамках настоящей Программы для целей повышения эффективности использования муниципальной собственности на местном уровне необходимо реализовать следующие мероприятия:
- упорядочение состава имущества, находящегося в муниципальной собственности Ванинского муниципального района, обеспечение его учета, включая инвентаризацию объектов муниципальной собственности и оформление прав на них;
- создание прозрачных процедур, определяющих вопросы аренды муниципального имущества;
- проведение анализа перечня изъятых из оборота и ограниченных в обороте земель, оценка их эффективности с целью дальнейшей оптимизации земельного фонда;
- оптимизация сети муниципальных унитарных предприятий;
- совершенствование системы показателей оценки эффективности использования муниципального имущества.
Дополнительные сложности могут возникнуть в процессе электронизации муниципальных услуг, которые могут быть вызваны техническими проблемами, недостаточностью квалифицированных специалистов и т.п. Исключение данных сложностей требует привлечения высококвалифицированных специалистов и формирование понятных и реальных технических заданий на разработку программного обеспечения.
Ожидаемый эффект от реализации Программы по направлению "Оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения" предполагает следующее:
- оптимизация схемы распределения функций муниципального управления между органами местного самоуправления, исключение дублирующих функций;
- повышение качества и доступности муниципальных услуг за счет электронизации их предоставления;
- повышение эффективности расходования бюджетных средств на функционирование органов местного самоуправления, в том числе в части предоставления ими муниципальных услуг.
8. Организация реализации Программы
8.1. В целях руководства реализацией Программы, а также координации и контроля за ее реализацией создана комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов Ванинского муниципального района с целью разработки и реализации Программы повышения эффективности бюджетных расходов Ванинского муниципального района (далее - Комиссия).
Создание Комиссии имеет своей целью снятие межведомственных противоречий при реализации мероприятий Программы.
Отчетность о реализации мероприятий Программы предоставляется исполнителями по мероприятиям, указанным в Плане мероприятий Программы, ежеквартально в Комиссию в форме краткого отчета.
8.2. В целях стимулирования муниципальных образований Ванинского муниципального района к разработке аналогичных программ повышения эффективности бюджетных расходов необходимо разработать соответствующие методические рекомендации.
Кроме того, предполагается разработать механизм оказания финансовой поддержки повышения качества и результативности разрабатываемых муниципальных программ.
8.3. Ключевые риски реализации настоящей Программы можно разделить на две условные группы - управляемые и неуправляемые. К неуправляемым рискам относятся такие, как:
- изменение федерального законодательства;
- форс-мажорные обстоятельства.
Более обширную группу составляют риски управляемые, то есть те, на минимизацию наступления последствий которых можно повлиять:
- низкий уровень мотивации сотрудников, что влечет за собой затягивание реализации мероприятий;
- низкий уровень гласности и информационной прозрачности осуществляемых мероприятий;
- внутриполитические противоречия, влекущие за собой торможение принятия решений;
- недостаточность высококвалифицированных кадров для решения поставленных задач;
- финансовые ограничения, связанные с нехваткой денежных средств на осуществление мероприятий;
- другие.
Для целей снижения негативных последствий наступления указанных рисков предполагается реализовать следующие мероприятия:
- предусмотреть возможность материального стимулирования специалистов, занятых в реализации мероприятий Программы;
- вести активную разъяснительную работу (в форме рабочих совещаний, семинаров, "круглых столов", "горячих линий" и т.п.) по вопросам содержательного наполнения мероприятий Программы с целью обеспечения достаточного уровня квалификации специалистов;
- осуществлять активные действия по освещению хода реализации мероприятий Программы в средствах массовой информации, в том числе в сети Интернет.
И.о. начальника финансового управления |
И.Н. Тимошенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.