Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Законодательной Думы Хабаровского края
от 28 сентября 2011 г. N 547
Рекомендации
депутатских слушаний на тему
"О влиянии льготного налогообложения на развитие субъектов
малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае"
Участники депутатских слушаний отмечают, что налоговые льготы являются важным инструментом налоговой политики, действие которых должно быть направлено на достижение экономических и социальных целей государства.
С каждым годом роль малого и среднего предпринимательства в достижении задач социально-экономического развития Хабаровского края (далее - край) возрастает.
Ежегодно количество субъектов малого и среднего предпринимательства увеличивается в среднем на 3 процента. На 01 января 2011 года их зарегистрировано 49,6 тысячи. В этой сфере работают 206,9 тыс. человек, или 26,7 процента от занятого населения в крае.
Вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в формирование доходной части бюджета края ежегодно возрастает. Так, поступления денежных средств от их деятельности в 2010 году составили более 8,0 млрд. рублей, что на 20,3 процента больше чем в 2009 году. В общем объеме уплаченных налогов в бюджет края доля субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 16,2 процента.
Однако условия для развития малого и среднего предпринимательства, особенно в производственной сфере, определяемые общероссийскими проблемами, усугубляются территориальными особенностями края - удаленностью от центра, ростом тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также на услуги железнодорожного транспорта, ростом удельного веса расходов на оплату труда и начислений на выплаты по оплате труда. Это приводит к снижению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей. Отсутствуют действенные механизмы, стимулирующие инвестиции в технологическое развитие малого и среднего бизнеса.
Отраслевая структура бизнеса характеризуется преобладанием субъектов предпринимательства в сфере торговли, общественного питания и услуг, и значительно меньше - в производственной и социальной сферах. Темпы роста количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания выше, чем в производственной сфере.
Стимулированию развития малого и среднего предпринимательства способствуют предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации специальные налоговые режимы. В крае их применяют более 70 процентов субъектов малого и среднего предпринимательства, а это - более 35 тыс. хозяйствующих субъектов.
Вместе с тем достаточно либеральные условия налогообложения в рамках специальных налоговых режимов не предусматривают особых условий, стимулирующих развитие инвестиционной, инновационной деятельности.
Налоговая политика России не позволяет регионам активно развивать инвестиционную деятельность, особенно в условиях дефицита бюджетов. Хотя именно инвестиции с наибольшей степенью вероятности могут обеспечить рост налоговой базы и налогового потенциала края.
Налоговая льгота - это лишь один из факторов, влияющих на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства, использование которого - право, а не обязанность налогоплательщиков.
При практической реализации налоговых льгот существует проблема достижения поставленных целей - обеспечение адресности льгот, возникает возможность злоупотреблений льготами и уклонения от уплаты налогов за счет недостаточно продуманного механизма предоставления льгот.
Оценка эффективности налоговых льгот, в том числе анализ их востребованности налогоплательщиками, важное и необходимое условие введения (прекращения) льгот.
В соответствии с Законом Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" субъектам малого и среднего предпринимательства предоставлено льгот в 2009 году на сумму 5,8 млн. рублей, в 2010 году - 10,9 млн. рублей в связи со снижением до минимального уровня (8 процентов вместо 15) ставки единого налога, взимаемого при применении упрощенной системы налогообложения.
Вместе с тем субъекты среднего предпринимательства не в полной мере используют льготы, предусмотренные указанным законом для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты.
Участники депутатских слушаний отмечают, что льготы в крае предоставляются на определенный срок с тем, чтобы решение о пролонгации их действия принималось по результатам проведенного анализа эффективности.
Аналогичную работу по оценке эффективности предоставленных льгот по местным налогам, а также анализу муниципальных правовых актов, устанавливающих порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на предмет экономической обоснованности установленного корректирующего коэффициента базовой доходности К 2 исходя из вида предпринимательской деятельности необходимо проводить на муниципальном уровне.
Следует отметить, что косвенная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства частично осуществляется и в пределах выпадающих доходов бюджета края в связи с предоставлением льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством с целью сдерживания цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий.
По мнению участников депутатских слушаний, эффективному использованию налоговых льгот будет способствовать:
общедоступность информации о суммах предоставленных и востребованных налоговых льгот по региональным и местным налогам;
издание на федеральном уровне методических рекомендаций и модельного правового акта субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по установлению порядка оценки эффективности налоговых льгот по региональным и местным налогам;
создание механизма компенсации выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления льгот по региональным и местным налогам, установленных федеральным законодательством.
Сокращение объемов предоставления налоговых льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, предусматриваемое налоговой политикой, не должно снижать объем финансовой поддержки этого сектора экономики.
Необходима краевая долгосрочная программа развития малого и среднего предпринимательства, в том числе в производственном секторе, а также усиление в программе отраслевой составляющей.
Совокупность мер, реализуемых в рамках краевой целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2010 - 2012 годы", утвержденной постановлением Правительства края от 23.07.2009 N 214-пр (далее - Программа), ведомственных и муниципальных программ, должны обеспечить достижение целей развития малого и среднего предпринимательства, определенных конкретными показателями достижения конечных результатов.
Участники депутатских слушаний отмечают, что в последние годы в налоговое законодательство вносятся изменения, направленные на совершенствование налогообложения, в том числе стимулирование развития малого и среднего предпринимательства.
Вместе с тем увеличение размера тарифов страховых взносов на обязательное социальное страхование может оказать негативное влияние на развитие малого и среднего предпринимательства и увеличить объемы "теневого" бизнеса.
Однако большинство предпринимателей сегодня в качестве главных препятствий называют административные барьеры, а не налоговую политику.
Кроме того, серьезным препятствием развитию малого и среднего бизнеса является предпринимательская деятельность, осуществляемая с нарушением законодательства Российской Федерации, снижающая конкурентоспособность законопослушных предпринимателей, несущих налоговое бремя, а также помимо предпринимательских рисков расходы по администрированию налогов, выполняя функцию "налогового агента".
Участники депутатских слушаний рекомендуют:
1. Законодательной Думе края провести анализ правоприменительной практики по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства для подготовки поправок по совершенствованию федеральных и краевых законодательных актов с целью ускоренного развития малого и среднего предпринимательства в производственных отраслях.
2. Законодательной Думе края совместно с Правительством края:
2.1. Подготовить и направить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации обращение о необходимости:
интеграции общего и специальных налоговых режимов с целью стимулирования развития регионов, в том числе кластерного;
упрощения отчетности для субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе исключения возможности частого внесения изменений в формы отчетности.
2.2. Осуществлять введение на территории края патентной системы налогообложения с учетом дифференциации годового дохода, особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории края.
2.3. Рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон Хабаровского края от 10.11.2005 N 308 "О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае" в части уточнения оснований для предоставления льгот по налогу на имущество организаций для специализированных предприятий по переработке вторичных ресурсов.
3. Правительству края:
3.1. Обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с предложениями:
разработать методические рекомендации и модельный правовой акт субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления по установлению порядка оценки эффективности налоговых льгот;
предусмотреть порядок предоставления Федеральной налоговой службой Российской Федерации органам государственной власти субъектов Российской Федерации сведений о суммах льгот по региональным и местным налогам в разрезе налогоплательщиков.
3.2. Определить основные направления развития среднего предпринимательства в крае на долгосрочную перспективу.
3.3. Обеспечить разработку мероприятий по отраслевому развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, включив их в государственную программу Хабаровского края развития малого и среднего предпринимательства.
3.4. Рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма стимулирования инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной сфере.
3.5. Рассмотреть вопрос о возможности оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, реализующим приоритетные инвестиционные проекты, сельскохозяйственным товаропроизводителям до принятия поправок в законодательство по снижению ставок страховых взносов на обязательное социальное страхование.
3.6. Рассмотреть вопрос о содействии муниципальным образованиям в формировании и регистрации земельных участков, необходимых для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной сфере.
3.7. Рассмотреть вопрос о возможности создания краевого фонда поддержки научной, научно - технической и инновационной деятельности.
3.8. Рассмотреть вопрос о создании инновационных производственно - технологических зон, максимально обеспеченных коммунальной инфраструктурой.
3.9. Осуществить мероприятия, направленные на легализацию деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с нарушением законодательства Российской Федерации.
3.10. При принятии решения о предоставлении налоговых льгот по региональным налогам исходить из приоритета развития субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах.
3.11. Продолжить работу по оценке эффективности установленных (планируемых к установлению) налоговых льгот и оптимизации их количества.
3.12. При подготовке поправок Губернатора края к принятым в первом чтении законопроектам, предусматривающих введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, приводящих к возникновению выпадающих доходов краевого бюджета, предоставлять в Законодательную Думу края при их внесении информацию о сумме выпадающих доходов, количестве налогоплательщиков, на которых будет распространяться данный закон, а также о социально - экономических последствиях предоставляемых налоговых льгот.
4. Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю:
4.1. Продолжить работу по обработке и передаче органам государственной власти края и органам местного самоуправления информации, представляемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410 в связи с переходом на электронный документооборот.
4.2. Совместно с органами местного самоуправления:
принять меры по повышению собираемости налогов, поступающих в местные бюджеты от субъектов малого и среднего предпринимательства;
постоянно проводить разъяснительную работу через средства массовой информации по вопросам полноты и своевременности уплаты налогов субъектами малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней, а также применения налоговых льгот.
5. Управлению Министерства внутренних дел России по Хабаровскому краю активизировать работу по выявлению и пресечению предпринимательской деятельности на территории края, осуществляемой с нарушением законодательства Российской Федерации.
6. Органам местного самоуправления:
6.1. Обеспечить разработку мероприятий по отраслевому развитию субъектов малого и среднего предпринимательства, включив их в муниципальные программы развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
6.2. Проанализировать муниципальные правовые акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, на предмет экономической обоснованности установленного корректирующего коэффициента базовой доходности К 2 исходя из вида предпринимательской деятельности.
6.3. Рассмотреть вопрос о целесообразности дифференцированного подхода к установлению ставок земельного налога с целью обеспечения приоритета развития субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах, а также стимулирования инвестиционной деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
6.4. Обеспечить выделение и оформление земельных участков для развития малого и среднего предпринимательства в производственной, сельскохозяйственной и социальной сферах.
6.5. Активизировать работу по повышению собираемости налогов, уплачиваемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
6.6. Оказывать содействие в координации на муниципальном уровне межведомственного взаимодействия с целью предотвращения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность с нарушением законодательства Российской Федерации.
6.7. Продолжить работу по оценке эффективности установленных (планируемых к установлению) муниципальными правовыми актами налоговых льгот по местным налогам и оптимизации их количества.
6.8. При принятии решения о предоставлении налоговых льгот по местным налогам исходить из приоритета развития субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и социальной сферах.
6.9. Обеспечить передачу налоговым органам информации, представляемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2004 N 410 в связи с переходом на электронный документооборот.
Председатель Думы |
С.А. Хохлов |
<< Назад |
||
Содержание Постановление Законодательной Думы Хабаровского края от 28 сентября 2011 г. N 547 "О рекомендациях депутатских слушаний... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.