Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 3 февраля 2011 г. N А73-14026/2010
См. также Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 июня 2011 г. N Ф03-2006/11
Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2011 г.,
изготовление полного текста судебного акта откладывалось до 03.02.2011 г.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Ж.Г. Шестак, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи B.C. Панасенко,
рассмотрел в заседании суда дело по заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания"
об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 03.11.2010 N 26 о наложении штрафа по делу N3-04/13 об административном правонарушении
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Божидаевой Т.А., действующей по доверенности от 01.01.2011 N 2, Бондарева С.В., действующего по доверенности от 16.12.2010 N 520, Наконечного B.C., действующего по доверенности от 01.01.2011 N 52, Журавлева Ю.А., действующего по доверенности от 22.09.2010 N 453;
от административного органа - Сидельниковой Э.В., действующей по доверенности от 25.11.2010 N6/8921, Костромеева Н.Б., действующего по доверенности от 28.09.2009 N 6/5473,
Сущность дела: Открытое акционерное общество "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (далее - ОАО "ДРСК", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС по Хабаровскому краю, административный орган) от 03.11.2010 N 26, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв с 18.01.2011 по 25.01.2011.
В заседании суда представители Общества настаивали на заявленном требовании в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении и дополнении к нему.
Представители административного органа с заявленным требованием не согласились, позицию изложили согласно отзыву на заявление и дополнению к отзыву.
Изучив материалы дела, суд установил:
15.06.2010 Комиссией УФАС по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения дела N 3-1/213 о нарушении антимонопольного законодательства принято решение N 14, которым ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), в части бездействия Общества по направлению проекта договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств Торгового центра "Народный", расположенного по адресу: г. Комсомольск-на-Амуре, ул. Вокзальная, 58, а также в части бездействия по обращению в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "НТК" по индивидуальному проекту, что привело к ущемлению интересов ЗАО "НТК".
30.07.2010 УФАС по Хабаровскому краю вынесено определение о возбуждении в отношении ОАО "ДРСК" дела N 3-04/13 по факту административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ и проведении административного расследования.
07.10.2010 должностным лицом УФАС по Хабаровскому краю в отношении ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" в присутствии представителя Коврижкина С.А., действующего на основании доверенности от 01.10.2010 N 457, составлен протокол по признакам административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
03.11.2010 заместителем руководителя УФАС по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении N 3-04/13 вынесено постановление N 26, которым ОАО "ДРСК" привлечено к административной ответственности по статье 14.31 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере одной сотой размера суммы выручки Общества от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, что составило 26 532 300 рублей.
Несогласие общества с вынесенным постановлением явилось основанием для обращения в арбитражный суд.
Заслушав в судебном заседании пояснения участников процесса, исследовав и оценив, с позиций статьи 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает заявленное требование подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" состоит в Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов, имея долю свыше 50 % на рынках оказания услуг по передаче и распределению электрической энергии в географических границах Хабаровского края в зоне расположения сетей ОАО "ДРСК" (приказ УФАС по Хабаровскому краю от 10.04.2007 N 77-П).
В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике устанавливает порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических лиц и физических лиц к электрическим сетям; утверждает правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и услугам организаций коммерческой инфраструктуры, правила оказания этих услуг.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к электрическим сетям, процедура технологического присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, требования к выдаче технических условий для присоединения к электрическим сетям определены "Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям", утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения).
В соответствии с пунктом 3 Правил технологического присоединения сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В соответствии с положениями пункта 6 Правил технологического присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц (далее технологическое присоединение) осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами, заключение договора является обязательным для сетевой организации.
В соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана направить заявителю, за исключением лиц, указанных в пунктах 12.1 и 14 настоящих Правил, для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки.
Согласно пункту 20 Правил технологического присоединения, сетевая организация обязана в течение 15 рабочих дней с даты заключения договора подготовить и выдать заявителю технические условия.
Комиссией Хабаровского УФАС России установлено, что 21.05.2009 ЗАО "НТК" направило в адрес ОАО "ДРСК" заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта - "Торговый центр "Народный". Указанная заявка получена ОАО "ДРСК" 19.06.2010 (рег. N 2376).
Руководствуясь положениями пункта 15 Правил технологического присоединения, ОАО "ДРСК" в течение 15 рабочих дней, исчисляемых с даты получения заявки, должно было направить заявителю - ЗАО "НТК" для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, оферта договора N 785 на осуществление технологического присоединения направлена ОАО "ДРСК" в адрес ЗАО "НТК" через 6 месяцев после получения заявки - 29.12.2009, т.е. с нарушением срока, установленного пунктом 15 Правил технологического присоединения.
Кроме того, в соответствии с пунктом 30 Правил технологического присоединения, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки должна обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, в случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры на очередной период регулирования.
Из текста решения Комиссии УФАС по Хабаровскому краю от 15.06.2010 N 14 следует, что согласно пояснениям представителей ОАО "ДРСК", Дальневосточного управления Ростехнадзора, а также ОАО "СО ЕЭС" "Региональное Диспетчерское управление энергосистемы Хабаровского края и Еврейской автономной области", возможность технологического присоединения запрашиваемой ЗАО "НТК" мощности к ПС "Привокзальная" отсутствует. В соответствии с представленными ОАО "ДРСК", а также Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края сведениями, строительство объектов электросетевого хозяйства, необходимых для технологического присоединения энерго принимающих объектов ЗАО "НТК", отсутствует в инвестиционной программе, утвержденной для ОАО "ДРСК" на 2010 год.
Таким образом, ОАО "ДРСК" в течение 30 дней с даты получения заявки на технологическое присоединение от ЗАО "НТК" должно было обратиться в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (как уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов) для расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Однако с указанной целью ОАО "ДРСК" обратилось в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края только 14.01.2010, то есть за пределами срока, установленного Правилами технологического присоединения.
Таким образом, Комиссия УФАС по Хабаровскому краю пришла к выводу о том, что ОАО "ДРСК" не соблюдены требования Правил технологического присоединения в части направления в установленные сроки проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в адрес ЗАО "НТК", а также обращения в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "НТК" по индивидуальному проекту, что привело к ущемлению интересов ЗАО "НТК".
В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, в силу статьи 14.31 КоАП РФ является административным правонарушением и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
Анализ вышеуказанных нормативных положений, с учетом установленных по делу обстоятельств, позволяет сделать вывод о доказанности в действиях ОАО "ДРСК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ, и вины общества в его совершении.
Факт совершенного Обществом административного правонарушения подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и не оспаривался представителями заявителя в судебном заседании.
Вместе с тем, оспариваемое постановление антимонопольного органа подлежит отмене, исходя из следующего:
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет, в том числе, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 названной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
При этом пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Судом на основании представленных материалов установлено, что ОАО "ДРСК" вменено правонарушение, которое выразилось в бездействии Общества в части направления в установленные сроки проекта договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств в адрес ЗАО "НТК" и обращения в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту, то есть нарушение выразилось в невыполнении в установленный срок предусмотренной нормативным правовым актом (Правилами технологического присоединения) обязанности, в связи с чем данное правонарушение по своему характеру не может быть отнесено к категории длящихся.
Поскольку ЗАО "НТК" обращалось к ОАО "ДРСК" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта "Торговый центр "Народный", направленной в адрес ОАО "ДРСК" 21.05.2009 и полученной последним 19.06.2009, общество, в соответствии с пунктами 15 и 30 Правил технологического присоединения обязано было в течение 15 рабочих дней с даты получения заявки направить в адрес ЗАО "НТК" проект договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, а в 30-дневный срок после получения заявки обратиться в Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ЗАО "НТК" по индивидуальному проекту. То есть данное правонарушение считается оконченным в момент невыполнения в установленный срок (до 10.07.2009) обязанности по направлению обществом проекта указанного договора и обращения в уполномоченный орган (до 19.07.2009) для расчета платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Таким образом, учитывая, что вмененное ОАО "ДРСК" правонарушение было совершено в июле 2009, следовательно, на дату вынесения антимонопольным органом постановления по делу об административном правонарушении (03.11.2010) установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных статьей 4.5 Кодекса, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Довод административного органа о том, что в данном случае имело место длящееся правонарушение, выявленное решением Комиссии УФАС по Хабаровскому краю от 15.06.2010 N 14, в связи с чем годичный срок на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, исчисляемый с даты вступления в силу вышеуказанного решения не истек, не принимается судом во внимание, поскольку дата вынесения решения Комиссией УФАС не может рассматриваться в качестве даты совершения правонарушения, в связи с отсутствием к тому правовых и фактических оснований, так как при вынесении решения, которым действия общества признаны незаконными, ущемляющими права потребителя, правонарушение было не совершено или выявлено, а уже установлено по результатам рассмотрения и анализа всех представленных документов и сведений.
Также следует отметить, что положения части 6 статьи 4.5 и части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ, вступившие в силу с 20.08.2009 в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 160-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не могут применяться к правоотношениям, существовавшим до 20.08.2009, поскольку иное означало бы придание обратной силы этим положениям КоАП РФ, ухудшающим положение заявителя как лица, привлеченного к административной ответственности, что противоречит действию закона во времени (частям 1 и 2 статьи 1.7 КоАП РФ).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
требование открытого акционерного общества "Дальневосточная распределительная сетевая компания" удовлетворить.
Признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 03.11.2010 г. N 26 о привлечении ОАО "ДРСК" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев с даты вступления решения в законную силу.
Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья |
Ж.Г. Шестак |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 февраля 2011 г. N А73-14026/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника