Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю
от 22 сентября 2011 г. N 43
Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2011 г. Полный текст решения изготовлен 09 сентября 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в присутствии представителей администрации города Комсомольск-на-Амуре, в отсутствие ИП Кузьмин, представившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия, рассмотрев дело N 8-01/270 по признакам нарушения Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закона о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило заявление ИП Кузьмина о нарушении Администрацией г. Комсомольска-на-Амуре (далее - Администрация) требований антимонопольного законодательства при проведении конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках в муниципальном образовании городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
Заявитель полагает, что требования к документам, которые должны быть представлены для участия в конкурсе на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках в муниципальном образовании городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" (далее - конкурс), не дают принять участие в конкурсе максимальному количеству лиц.
Для участия в конкурсе требуется представить рабочий проект рекламной конструкции, согласованный с сетедержателями и ГИБДД, цветной эскиз рекламной конструкции (фотографический снимок). Однако выполнение данного условия, по мнению заявителя, невозможно, так как нет способа получения информации, с кем именно необходимо согласовывать рабочий проект рекламной конструкции по каждому конкретному лоту, согласование рекламной конструкции в ГИБДД проходит в срок не менее месяца.
Согласно разъяснениям, полученным от Администрации, "рабочий проект" предусматривает разработку проектной документации в объеме, необходимом для выполнения строительных работ, которая должна быть осуществлена в соответствии со ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГК РФ).
При рассмотрении дела представитель Администрации пояснил следующее.Конкурсная документация не требует соответствия рабочего проекта требованиям ст. 48 ГК РФ. При рассмотрении рабочего проекта в первую очередь учитываются технические характеристики рекламной конструкции и требования безопасности. Рекламная конструкция и ее размещение согласно ст. 19 Федерального закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) должны соответствовать требованиям технического регламента. На сегодняшний день Администрация не располагает полным объемом информации по расположению сетей и сетедержателям. Согласование рабочего проекта рекламной конструкции с ГИБДД внесено в конкурсную документацию по соображениям безопасности и соответствию ее расположения и внешнего облика правилам дорожного движения.
Предоставление цветного эскиза рекламной конструкции также соответствует ст. 19 Закона о рекламе, так как представляет внешний облик рекламной конструкции. Наличие фотографического снимка рекламной конструкции не обязательно, так как снимок только уточняет ее внешний облик.
Конкурс проводился на рекламные места, на которых в настоящее время уже установлены рекламные конструкции, собственники которых имеют все необходимые согласования с сетедержателями.
Конкурсная документация разрабатывалась в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", согласно которой должна содержать требования, установленные заказчиком, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности.
Всего в конкурсе участвовали два участника - ИП Швецов и ИП Кузьмин. Согласно протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе от 04.08.2011 на каждый лот поступила всего одна заявка.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в конкурсе от 04.08.2011 участникам отказано в допуске к участию в конкурсе вследствие предоставления недостоверной информации, а именно информации об общей площади информационных полей рекламных конструкций.
Таким образом, конкурс признан несостоявшимся. Дополнительных документов в заседании Комиссии представлено не было.
Комиссия Хабаровского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, заслушав доводы представителя ответчика, изучив материалы дела, пришла к следующему выводу.
28.06.2011 в газете "Дальневосточный Комсомольск" Администрацией опубликовано извещение о проведении открытого конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках в муниципальном образовании городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре".
В 3 разделе конкурсной документации указаны документы, представляемые для участия в конкурсе, в которые входят рабочий проект рекламной конструкции, согласованный с сетедержателями и ГИБДД, цветной эскиз рекламной конструкции (фотографический снимок).
Согласно официальному ответу Управления архитектуры и градостроительства Администрации на запрос о разъяснении конкурсной документации (письмо от 20.07.2011 N 1-12/9311) разработку проектной документации рабочего проекта рекламной конструкции необходимо осуществлять в соответствии с п. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГК РФ).
"Рабочий проект" предусматривает разработку проектной документации в объеме, необходимом для выполнения строительных работ, которая должна осуществляться в соответствии со ст. 48 ГК РФ. Состав проектной документации определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию". Такой же ответ дан в письме Администрации от 26.07.2011 N 1-1-23/4713.
Вместе с тем ГК РФ указано, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, а также по капитальному ремонту (ст. 4).
Объектом капитального строительства является здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (ст. 1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 48 ГК РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, устанавливается состав разделов проектной документации и требования к содержанию этих разделов при подготовке проектной документации на различные виды объектов капитального строительства; при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В разделе 2 Конкурсной документации - сведения о предмете и объекте конкурса, указано: тип рекламной конструкции - отдельно стоящая щитовая конструкция, габариты информационного поля одной стороны рекламной конструкции - 3,0 х 6,0 м, высота не менее 5,0 м.
Пунктом 2.3.12 договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании и ином недвижимом имуществе на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" (приложение N 3 к Конкурсной документации) установлено, что в случае досрочного расторжения договора, истечения срока действия договора, в течение трех дней возвратить Администрации место по акту приема-передачи и демонтировать рекламную конструкцию за счет собственных средств, привести в первоначальное состояние поверхность здания или земельный участок.
Таким образом, рекламная конструкция не является объектом капитального строительства, создание которой должно регулироваться ГК РФ.
В разделе 3 Конкурсной документации указано, что в числе документов, представляемых для участия в конкурсе, необходимо представить рабочий проект рекламной конструкции, согласованный с сетедержателями и ГИБДД, цветной эскиз рекламной конструкции (фотографический снимок).
Согласно ч. 3 ст. 19 Закона о рекламе орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче.
Таким образом, Администрация не вправе возлагать на участников конкурса осуществление согласования рабочего проекта рекламной конструкции с сетедержателями и ГИБДД.
Устанавливая в конкурсной документации необоснованные требований к документам, которые претендент должен оформить и представить в составе конкурсной заявки, Администрация создает необоснованное ограничение доступа к участию в торгах.
Частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными актами ограничение доступа к участию в торгах.
Руководствуясь ст. 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального Закона РФ от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции",
решила:
1. Признать действия Администрации г. Комсомольска-на-Амуре, выразившиеся в установлении в конкурсной документации конкурса на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках в муниципальном образовании городской округ "Город Комсомольск-на-Амуре" требования о представлении рабочего проекта рекламной конструкции, разработка проектной документации которого должна осуществляться в соответствии с требованиями ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации; требования о согласовании рабочего проекта с сетедержателями и ГИБДД, нарушающими часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Администрации г. Комсомольска-на-Амуре предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
3. Передать материалы дела N 8-01/270 должностному лицу Хабаровского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.9 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 22 сентября 2011 г. N 43
Текст решения размещен на сайте Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю http://habarovsk.fas.gov.ru