Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 3 июня 2011 г. N А73-5188/2009
См. также постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 ноября 2011 г. N Ф03-5642/11
Резолютивная часть решения суда оглашена 01.06.2011 г.
Арбитражный суд в составе председательствующего судьи Бутковского А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Башевой О.А.
рассмотрел в заседании суда дело по иску МУП г. Хабаровска "ТТУ"
к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации
третье лицо Финансовый департамент администрации г. Хабаровска
о взыскании 44002326,34 руб.
при участии
от истца: Сбоев В.П. дов. от 02.11.2010 г.
от Минфина РФ: Федоров А.В. дов. от 10.06.2010 г.
от Минсоцзащиты края: Таран Л.П. дов. от 17.05.2011 г. N 6498-3.1.
от Финдепартамента города: Фадеева Е.А. дов. от 21.12.2010 г. N 04-02/2956.
представитель Минфина края в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения в порядке ст. 121 - 123 АПК уведомлен надлежащим образом, в соответствии со ст. 156 АПК дело рассмотрено в отсутствие представителя Минфина края.
МУП г. Хабаровска "ХТТУ" (далее - истец, предприятие) обратилось с иском к Министерству финансов Хабаровского края (далее - Минфин края) о взыскании 44002326,34 руб. убытков, связанных с перевозкой граждан в 2008 году по единым социальным проездным билетам (далее - ЕСПБ).
В порядке ст. 51 АПК к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечен Финансовый департамент администрации города Хабаровска (далее - Финдепартамент города).
В порядке ст. 46 АПК к участию в деле в качестве в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной защиты Хабаровского края (далее - Минсоц-защиты края, соответчик) и Министерство финансов Российской Федерации (далее -- Минфин РФ, соответчик).
В ходе первоначального рассмотрения дела истцом уточнены исковые требования к соответчикам: истец просит взыскать с Минфина края (за счет краевой казны) за вышеуказанный период 1135967,49 руб. убытков, взыскать с Минфина РФ (за счет средств федеральной казны) 33929049,37 руб.
В отношении Минсоцзащиты края истцом заявлено об отказе от исковых требований, отказ от иска в порядке ст. 49 АПК принят судом, вынесено определение от 21.12.2009 г. о прекращении производства по делу в части требований к Минсоцзащиты края.
Решением суда от 21.12.2009 г., оставленным в силе апелляционной и кассационной инстанциями, в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Президиума ВАС РФ от 25.01.2011 г. судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию. Президиумом ВАС РФ указано, что ввиду отсутствия на законодательном уровне способа расчета размера неполученной плат от льготных категорий пассажиров и их количества и руководствуясь правовой позицией Президиума ВАС РФ, сформулированной в постановлении Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 г. N 2992/09 о возможности использования расчетного метода исходя из конкретных обстоятельств дела, суду при новом рассмотрении дела необходимо проверить расчет расходов, понесенных предприятием вследствие предоставления льгот отдельной категории потребителей. При этом расходы транспортной организации определяются исходя из числа выданных ЕСПБ, тарифа на перевозку, количества поездок по ЕСПБ (согласно данным последних натурных обследований для соответствующего периода).
Сведения федерального и регионального регистра льготников учитываются при определении публично-правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
При повторном рассмотрении дела истцом исковые требования поддержаны в прежних суммах к Минфину края и к Минфину РФ.
Представитель Минфина края в предварительном судебном заседании возражала против заявленных требований в соответствии с доводами возражений на надзорную жалобу, приобщенными к материалам дела. В частности, ссылалась на преюдициальный характер обстоятельств, установленных вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Хабаровского края от 26.01.2009 г. по делу N А73-11209/2008.
Представитель Минфина РФ возразил против заявленных требований в соответствии с доводами отзыва, считает, что исковые требования не доказаны по размеру, применение данных натурных обследований, проводившихся с 15.10.2007 г. по 24.10.2007 г., считает необоснованным.
Представитель Минсоцзащиты края также считает исковые требования по размеру не подтвержденными надлежащими доказательствами, ссылается на неточность сведений натурных обследований октября 2007 года, считает возможным применять данные натурных обследований 2005 года.
Представителем Финдепартамента исковые требования поддержаны в соответствии с имеющимися в деле отзывами.
Заслушав представителей сторон, третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил
Истец, осуществляющий внутригородские перевозки пассажиров электротранспортом (трамваями и троллейбусами) на территории города Хабаровска, в период с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. в соответствии с федеральным и краевым законодательством, устанавливающим право льготного бесплатного проезда в общественном транспорте для определенных категорий граждан Российской Федерации, согласно Федеральному закону от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", постановлению Губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 г. N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление от 17.05.2005 г. N 122) осуществлял перевозки граждан, имеющих право на соответствующие льготы, по ЕСПБ.
Согласно постановлению от 17.05.2005 г. N 122 ЕСПБ приобретается гражданами, имеющими право на льготы, за счет ежемесячных денежных выплат на проезд (100 руб. согласно п. 5 постановления), в почтовых отделениях ФГУП "Почта России" (действующих на основании договора с Минсоцзащиты края).
Постановлением от 17.05.2005 г. N 122 определена фактическая стоимость ЕСПБ в 375 руб. с 01.06.2007 г. (постановление Губернатора Хабаровского края от 25.05.2007 г. N 78) и в 430 руб. с 01.08.2008 г. (постановление Губернатора Хабаровского края от 04.08.2008 г. N 106), как расчетные величины, используемые для определения суммы бюджетных средств, необходимых для компенсации разницы между средствами от реализации ЕСПБ и необходимыми фактически.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что средства, выделяемые из федерального и краевого бюджетов на возмещение убытков истца в виде разницы между полученными от реализации ЕСПБ суммами и фактически недополученными истцом доходами, были недостаточны для полной компенсации соответствующих убытков.
При расчете убытков истцом используются следующие данные:
1) о количестве реализованных проездных билетов, в том числе по федеральному регистру 279407 ЕСПБ за 208 год, по краевому регистру 611455 ЕСПБ (подтверждены данными органов соцзащиты, - том дела N 1, л. 54),
2) данные о стоимости проезда на общественном транспорте в спорный период, утвержденной постановлением мэра г. Хабаровска от 17.02.2006 г. N 214 в редакции постановления от 21.02.2006 г. N 219 (с 01.01.2008 г. по 14.03.3208 г. - 10 руб.), постановлением мэра г. Хабаровска от 08.04.2008 г. N 894 (с 15.03.2008 г. (в расчете с 01.04.2008 г.) по 31.12.2008 г. - 12 руб.),
3) данные о доходах от перевозки платных пассажиров и количестве перевезенных платных пассажиров и количестве пассажиров, перевезенных по ЕСПБ бесплатно 15002603 человека (отчеты, расчеты истца, акты сверки, утвержденные управлением транспорта администрации г. Хабаровска и управлением социальной защиты населения администрации г. Хабаровска, сведений статистической информации (том дела N 1, л. 15-51, 62-64)),
4) результаты натурных обследований, проведенных на основании постановления мэра г. Хабаровска от 1.10.2007 г. N 1592, утвержденные распоряжением мэра г. Хабаровска от 19.03.2008 г. N 735-р. По результатам указанных натурных обследований определены процентные соотношения фактически перевезенных льготных пассажиров к платным пассажирам как 92,9% в будние дни и 89,8% в выходные дни на трамвае, 115,6% в будние дни и 109,6% в выходные дни на троллейбусе (с учетом понижающего 1,5% (учет погрешности натурных обследований).
Также на основании этих данных соглашением от 16.06.2008 г. между истцом и МУП "ХПАТП N1" (том дела N 2, л. 68) определено соотношение поездок пассажиров по ЕСПБ на трамвае-троллейбусе (истец 40,5%) и автобусе (59,5%).
5) информация о перечислении денежных средств управлением социальной защиты населения истцу на возмещение расходов на проезд граждан по ЕСПБ (платежные поручения, - том дела N 1, л. 65-92), в том числе:
- средств на сумму 33828427,52 руб. от реализации ЕСПБ гражданам, имеющим право на бесплатный проезд в соответствии с федеральным и краевым законодательством, от Управления ФПС Хабаровского края - филиала ФГУП "Почта России", в том числе 9587605,50 руб. от льготников федерального регистра и 24763927,50 руб. от льготников краевого регистра (рассчитаны по данным о количестве соответствующих реализованных ЕСПБ, перемноженным на 100 руб. на распределение 40,5%).
- средств краевого бюджета на сумму 87724070,01 руб. на компенсацию разницы между расходами на обеспечение перевозки граждан-льготников и средствами, поступающими от реализации ЕСПБ соответствующим категориям граждан,
- средств федерального бюджета на сумму 9056662,13 руб. на те же цели (субвенция на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан).
- Исходя из количества пассажиров, перевезенных по ЕСПБ за 2008 год 15002603 человек (рассчитаны на основании данных натурных обследований по данным о платных пассажирах), и количества проданных ЕСПБ (в части, приходящееся на истца), определено усредненное количество поездок в месяц, совершенных в спорный период гражданином по ЕСПБ - 40 поездок.
Данное количество поездок в месяц соответствует пункту 28 постановления Росстата от 09.01.2007 г. N 2 "Об утверждении порядка заполнения и предоставления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта", согласно которому (строка 5 "Граждане, имеющие право на меры социальной поддержки" графа 4 "Учитываемое количество поездок пассажиров по проездным билетам долговременного пользования за месяц по трем видам транспорта (трамвай-троллейбус-автобус)" таблицы N 1) в рассматриваемом случае количество поездок принимается по 20 на каждый вид транспорта.
При расчете необходимой суммы средств на перевозку вышеуказанного количества пассажиров по ЕСПБ истец перемножает количество граждан на количество поездок в месяц и на действовавший тариф, получает сумму необходимых своих затрат (пропорционально распределению расходов между истцом и автотранспортным предприятием) 52573317 руб. на проезд федеральных льготников, 113623965 руб. на проезд краевых льготников.
Вычитая из данных сумм суммы вышеуказанных средств, полученных как непосредственно из соответствующих бюджетов, так и за счет реализации ЕСПБ льготникам соответствующих регистров через ФГУП "Почта России", (учитывая количество ЕСПБ, реализованных бесплатно, а также учитывая распределение средств, поступившим от реализации ЕСПБ льготникам федерального регистра и льготникам краевого регистра) истец получает сумму убытков в виде неполученных в связи с перевозкой льготников федерального и краевого регистров доходов, не компенсированных соответствующими публично-правовыми образованиями.
При этом соответчики приводят данные о том, что все средства, запланированные соответствующими бюджетами на компенсацию разницы между средствами, полученными истцом от реализации ЕСПБ и его фактически неполученными доходами, перечислены истцу.
В частности, суду представлены заявки управления соцзащиты города Хабаровска на финансирование возмещения расходов транспортных предприятий (исходя из 375 руб. фактической стоимости ЕСПБ до 01.08.2008 г. и 430 руб. с 01.08.2008 г. согласно постановлению от 17.05.2005 г. N 122 за минусом 12,1% на пригородные перевозки), распределения средств между муниципальными образованиями Хабаровского края, платежные документы на перечисление федеральных и краевых средств муниципальным образованиям для доведения до конкретных коммерческих организаций, предоставляющих соответствующие услуги (том дела N 1, л. 140-149, том дела N 2, л. 1-60).
Из представленных соответчиками и Финдепартаментом города сведений следует, что городскому округу "Город Хабаровск" на компенсацию рассматриваемых убытков (неполученных доходов) было перечислено из федерального бюджета 21571510,90 руб., из краевого бюджета 209555644,10 руб., а также получено средств от реализации ЕСПБ через отделения ФГУП "Почта России" 84769500 руб. (за вычетом 4200965,20 руб. на оплату услуг ФГУП "Почта России" по реализации ЕСПБ по договору от 28.01.2008 г. том дела N 3, л. 19-26).
Данные средства распределены между предприятиями муниципального пассажирского транспорта в соответствии с приказом Управления транспорта администрации города Хабаровска согласно проценту от невозмещенных затрат данных предприятий по перевозке граждан по ЕСПБ. Суду также представлены ежемесячные распределения поступающих бюджетных средств между муниципальными предприятиями пассажирского транспорта и соответствующие платежные документы, а также отчеты ФГУП "Почта России" о количестве реализованных ЕСПБ (том дела N 2, л. 83-151, том N 3 л. 1-102).
В результате распределения истцу перечислены средства из приведенных источников финансирования на вышеуказанные суммы.
Распределение средств подтверждено документально, соответчики не оспаривают правомерность распределения указанных средств между муниципальными предприятиями, утверждают, что обязательства соответствующих публично-правовых образований перед истцом исполнены полностью, произведенные истцом расчеты необходимых средств недостоверны.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд. Суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 5 ст. 790 ГК расходы, понесенные транспортной организацией в связи с предоставлением установленных законом или иными правовыми актами льгот по провозной плате за перевозку пассажиров, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
В силу статей 84, 84 БК, Федерального закона от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" реализация федеральных и краевых (субъекта Российской Федерации) нормативных правовых актов в сфере социальной поддержки граждан Российской Федерации относится к расходным обязательствам Российской Федерации и соответствующего субъекта Российской Федерации (Хабаровского края).
В соответствии с п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. N 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Судом не могут быть приняты доводы соответчиков о недостоверности данных, использованных истцом при расчете исковых требований.
Нормативные правовые акты мэра г. Хабаровска о проведении натурных обследований в октябре 2007 года и о результате проведения данных натурных обследований (как и сами данные результаты) не признаны в установленном порядке недействительными. Данные результаты, как уже сказано, определены с учетом погрешности обследований 1,5%.
Ссылки на применение результатов натурных обследований, проводившихся в г. Хабаровске ранее, в 2005 году (распоряжение мэра г. Хабаровска от 03.05.2005 г. N1071-р) суд не может признать обоснованными, поскольку эти натурные обследования проводились в иных условиях (три автотранспортных предприятия, иные пассажиропотоки, выборочные обследования только нескольких автотранспортных средств). Сам по себе факт необходимости проведения повторных натурных обследований свидетельствует о неточности данных 2005 года.
Судами по делу N А73-11209/2008 в соответствии со ст. 71 АПК дана оценка доказательств применительно к конкретным обстоятельствам дела N А73-11209/2008, но не установлен факт, имеющий преюдициальную силу для настоящего дела, поэтому и этот довод суд не принимает.
При этом суд руководствуется прямо сформулированной постановлением Президиума ВАС РФ по настоящему делу общеобязательной правовой позицией о необходимости применения расчетного метода, основанного на данных последних натурных обследований пассажирских потоков, в случае отсутствия утвержденного порядка определения убытков транспортных организаций.
Использование при расчетах убытков данных обязательной статистической отчетности, основанной на положениях постановления Росстата от 09.01.2007 г. N 2 "Об утверждении порядка заполнения и предоставления форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью трамвайного и троллейбусного транспорта", не противоречит закону, никаких иных данных, иных методик расчета убытков в рассматриваемом случае соответчики не приводят.
Расчет арифметически верен, иск подлежит удовлетворению.
При принятии искового заявления к производству истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, соответчики освобождены от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина судом не взыскивается.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решил:
Взыскать с Министерства финансов Хабаровского края за счет средств краевого бюджета в пользу МУП г. Хабаровска "ТТУ" 1135967,49 руб. убытков.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу МУП г. Хабаровска "ТТУ" 33929049,37 руб. убытков.
Решение суда может быть обжаловано в течение месяца со дня его вынесения через Арбитражный суд Хабаровского края в Шестой арбитражный апелляционный суд.
Судья |
А.В. Бутковский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 3 июня 2011 г. N А73-5188/2009
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника