Решение Арбитражного суда Хабаровского края
от 15 июня 2011 г. N А73-14000/2010
Резолютивная часть решения объявлена 08 июня 2011 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 июня 2011 года.
Арбитражный суд Хабаровского края в составе судьи Тищенко А.П.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Зининой А.М.
рассмотрев в заседании суда дело по иску открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"
к Администрации города Хабаровска, Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска, Хабаровскому краю в лице министерства финансов Хабаровского края и министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края
о взыскании 1 023 924 руб. 85 коп.
при участии
от истца: КапитулинаМ.А. по доверенности от 29.04.2011 г., от Администрации: Клименко Е.М. по доверенности от 27.12.2010 г., от Финансового департамента: Фадеева Е.А. по доверенности от 21.12.2010 г., от Министерства ЖКХ: Нарожный Е.П. по доверенности от 21.01.2011 г.,
установил:
В арбитражный суд обратилось открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги" (далее - ОАО "РЖД") с иском к Администрации города Хабаровска (далее - администрация), Финансовому департаменту администрации г. Хабаровска о взыскании субвенции по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов за 2009 год в размере 1 023 924 руб. 85 коп.
Определением от 11.01.2011 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечен Хабаровский край в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
До рассмотрения дела по существу истец в порядке статьи 49 АПК РФ уменьшил исковое требование до 222 819 руб. 68 коп.
В судебном заседании истец поддержал уточненное исковое требование в полном объеме, по мнению истца, для расчета субвенций за январь-май 2009 года должен применяться тариф на теплоэнергию, утвержденный постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства (далее - комитет по ценам) N 51/24 от 19.11.2008 года для Хабаровской дистанции гражданских сооружений отделения ДВЖД - филиала ОАО "РЖД", поскольку согласно приказу ОАО "РЖД" от 13.11.2008 N 904/Н котельная на станции Красная речка, учтенная на балансе последнего, передана на баланс истца, при этом юридическое лицо, оказывающее услуги - ОАО "РЖД", а Хабаровская дистанция гражданских сооружений и Дирекция по тепловодоснабжению являются структурными подразделениями его филиала.
Представитель администрации в судебном заседании иск не признал, так как на спорный период тариф на тепловую энергию, утвержденный постановлением комитета по ценам непосредственно для истца отсутствовал.
Представитель Финансового департамента в судебном заседании и в отзыве иск не признал, поскольку муниципальное образование городской округ "Город Хабаровск" в рамках переданных государственных полномочий исполнило обязанность по возмещению ОАО "РЖД" убытков связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию поставляемую населению, денежные средства в виде субвенций на возмещение убытков связанных с применением тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, поступившие в бюджет муниципального образования, перечислены истцу в полном объеме.
Министерство ЖКХ Хабаровского края в отзыве иск не признало, представитель министерства в судебном заседании пояснил, администрация городского округа "Город Хабаровск" самостоятельно распределяет субвенции между ресурсоснабжающими организациями, заявил, что задолженность краевого бюджета перед бюджетом городского округа "Город Хабаровск" сложившаяся по состоянию на 01.01.2010 г. в 2010 году была погашена в полном объеме,
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД"), являясь ресурсоснабжающей организацией, оказывает услуги снабжения тепловой энергией и горячего водоснабжения населения г. Хабаровска, проживающего в домах N 12, 14, 16, по ул. Пассажирская, отапливаемых от котельной станции Красная речка.
Согласно протоколу ОАО "РЖД" от 03.06.2009 г. в 2009 году на территории городского округа услугами истца по теплоснабжению пользуются УК ООО "ВИК-Гарант" (январь), с февраля текущего (2009) года ООО "ТСЖ Сервис", МУП "СЗ по ЖКУ".
Котельная на станции Красная речка, учтенная на балансе Хабаровской дистанции гражданских сооружений отделения ДВЖД - филиала ОАО "РЖД", передана, в числе иного имущества, на баланс Дирекции по тепловодоснабжению Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" на основании приказа ОАО "РЖД" от 13.11.2008 N 904/Н "О наделении имуществом Дирекции по тепловодоснабжению".
В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (ред. от 25.11.2009) "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
На основании указанного Закона между администрацией и ОАО "РЖД", в лице Дирекции по тепловодоснабжению Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД", заключалось соглашение N Р 04/09 от 23.01.2009 "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению", сроком действия с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.
Условиями данного соглашения предусмотрено, что организация осуществляет производство и (или) передачу и (или) сбыт тепловой энергии для нужд населения по экономически обоснованным тарифам на текущий год, а администрация города Хабаровска возмещает убытки, связанные с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию.
Экономически обоснованные тарифы для организации, осуществляющей производство, передачу и сбыт тепловой энергии - ОАО "РЖД" на 2009 год утверждены Постановлением N 51/24 от 19.11.2008 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Российские железные дороги" установленные в отношении (станция Красная речка Хабаровской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД")" Комитетом по ценам (далее - постановление N 51/24 от 19.11.2008) в размере 3702 руб. 86 коп./Гкал, Постановлением N 36/4 от 31.08.2009 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ОАО "Российские железные дороги" (станция Красная речка Дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД")" Комитетом по ценам (далее - постановление 36/4 от 31.08.2009) в размере 3702 руб. 86 коп./Гкал., предельный максимальный тариф, утвержден Постановлением губернатора Хабаровского края N 176 от 22.12.2008 в размере 1400 руб.
Разница между экономически обоснованным и предельным максимальным тарифом составляет 2 302 руб. 86 коп.
По расчету ОАО "РЖД", размер субвенций за 2009 год, подлежащих поступлению на расчетный счет организации, рассчитанный в порядке, утвержденном Постановлением Правительства Хабаровского края N 35-пр от 01.02.2008, составил 1 414 785 руб. 07 коп.
Администрация произвела расчет субвенции за период октябрь-декабрь 2009 года в размере 390 860 руб. 22 коп. на основании постановления 36/4 от 31.08.2009, возместила их платежными поручениями N 19 от 19.02.2010 и N 51 от 24.08.2010 с назначением платежа "возмещение убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию согласно закону Хабаровского края N 222 от 24.11.04 за 2009, соглашение N Р 04/09 от 23.01.09 за 2009".
В возмещении убытков за период с января по май 2009 года администрация ОАО "РЖД" отказала, мотивируя отказ тем, что тарифы установленные постановлением N 51/24 от 19.11.2008 непосредственно для потребителей ОАО "Российские железные дороги" установленные в отношении (станция Красная речка Хабаровской дистанции гражданских сооружений - структурного подразделения Хабаровского отделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД" не могут применяться другими филиалами ОАО "РЖД" в т.ч. дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Дальневосточной железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
Истец обратился к Администрации с претензионным письмом от 13.10.10 N ДТВю-192 с просьбой возместить оставшуюся сумму убытков за период с января по май 2009 года, полагая, что расчет субвенции указанный период должен основываться на постановлении N 51/24 от 19.11.2008.
В досудебном порядке спор не был урегулирован, что послужило основанием для предъявления иска.
Иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно статьям 15 и 16 Кодекса истец, заявляя требования о взыскании убытков, должен доказать основания возникновения ответственности в виде возмещения ущерба, противоправность действий государственных органов, причинную связь между понесенными убытками и действиями ответчика, а также размер убытков.
Таким образом, согласно статьям 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, заявляя требование о взыскании убытков, истец должен доказать факт противоправности действий (бездействия) ответчика, причинную связь между этими действиями и наступлением вреда, размер причиненных убытков.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доводы истца о понесенных и не возмещенных убытках в период с января по декабрь 2009 г., объемы переданной тепловой энергии и факт исчисления стоимости тепловой энергии, предъявленной к оплате, по тарифу, утвержденному Постановлением N 51/24 от 19.11.2008 г., подтверждаются судебными актам принятыми арбитражным судом по делам N А73-8060/2010 (по иску ОАО "РЖД" к ООО "ТСЖ Сервис"), N А73-12148/2010 (по иску ОАО "РЖД" к УК ООО "ВИК-Гарант"), N А73-14102/2010 (по иску ОАО "РЖД" к МУП "СЗ по ЖКУ").
В соответствии со ст. 2 Закона Хабаровского края от 24.11.2004 N 222 (ред. от 25.11.2009) "О возмещении организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения" (далее - Закон) возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, производится в случае, если установленный экономически обоснованный тариф превышает установленный предельный максимальный тариф.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона Хабаровского края от 31.10.2007 г. N 150 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" (с изм. от 28.10.2009 г.) органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны производить расчет и возмещать организациям убытки, связанные с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, в порядке, установленном Правительством края.
Порядок расходования средств краевого бюджета, переданных местному бюджету в виде субвенции на компенсацию убытков от разницы в тарифах, установлен постановлением Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 г. N 35-пр "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Разделом 2 Порядка расчета суммы возмещения убытков, утвержденного постановлением Правительства края N 35-пр, предусмотрен расчет организациями, поставляющими тепловой энергию населению, плановых, прогнозных сумм на возмещение возможных убытков при определении размера субвенции в целом по муниципальному образованию для его утверждения законом о бюджете края на очередной финансовый год.
Разделом 3 указанного порядка устанавливаются требования по расчету фактической суммы возмещения убытков, где основным показателем является фактически отпущенный населению объем тепловой энергии, при этом на организации-получателей возмещения убытков возлагается обязанность по предоставлению расчета фактической суммы возмещения убытков, а на органы местного самоуправления возлагается обязанность по проверке таких расчетов.
Истец является ресурсоснабжающей организацией. Котельная на станции Красная речка, переданная с баланса одного структурного подразделения (Хабаровская дистанция гражданских сооружений) на баланс другого структурного подразделения (Дирекция по тепловодоснабжению) одного филиала ОАО "РЖД" - ДВЖД, является имуществом истца - ОАО "РЖД". Указанные структурные подразделения не являются юридическими лицами и самостоятельными субъектами гражданских правоотношений.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд считает обоснованным применение при расчете субвенции за январь-май 2009 г. тарифа, утвержденного Постановлением N 51/24 от 19.11.2008 г.
Расчеты не возмещенных убытков проверены арбитражным судом, признаются правильными и обоснованными, такие убытки составляют 222 819 руб. 68 коп.
Ответчики в порядке статьи 65 АПК РФ не доказали, что истцу возмещены убытки, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставленную населению в 2009 г. либо то, что истец не имеет право на их возмещение.
Определяя надлежащего ответчика, арбитражный суд руководствуется ст.ст. 15, 16, 1069, 1071 ГК РФ и ст. 3 Закона, согласно которой возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую для нужд населения, является расходным обязательством края.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу п. 3 ст. 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федерального, регионального и муниципального уровней, по специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
П. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ закрепил полномочие выступать в суде от имени субъекта РФ в качестве представителя ответчика по искам к субъекту РФ о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, за главным распорядителем средств бюджета субъекта РФ.
Согласно п. 2 ст. 21 БК РФ перечень главных распорядителей средств соответствующего бюджета устанавливается законом о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.
Приложением 6 к закону Хабаровского края от 26.11.2008 N 216 "О краевом бюджете на 2009 год" утверждена ведомственная структура расходов краевого бюджета, согласно которой министерству жилищно-коммунального хозяйства края по подразделу 1103 предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 1 056 115,73 тыс. рублей для предоставления бюджетам муниципальных образований края субвенций на реализацию закона Хабаровского края от 31.10.2007 N 5 "О наделении органов местного самоуправления Хабаровского края государственными полномочиями Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению".
Кроме того, в соответствии с п. 1 постановления Правительства Хабаровского края от 01.02.2008 N 35-пр (в редакции постановления от 26.08.2008 N 196-пр) "О возмещении убытков организациям от применения регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению, и предоставлении местным бюджетам субвенций из краевого бюджета для возмещения организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению" министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Хабаровского края по контролю за осуществлением органами местного самоуправления Хабаровского края государственных полномочий Хабаровского края по возмещению организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению.
Более того, согласно утвержденным указанным постановлением Правилам предоставления местным бюджетам субвенций из краевого бюджета на возмещение организациям убытков, связанных с применением регулируемых тарифов (цен) на тепловую энергию, поставляемую населению к полномочиям министерства ЖКХ края отнесено осуществление расчета размера названных субвенций (п. 2.1), предоставление в министерство финансов края ежемесячно заявки на финансирование и платежных поручений на перечисление средств на счета бюджетов муниципальных районов края по предоставлению названных субвенций (п.п. 3.1 и 3.3).
Таким образом, с Хабаровского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края за счет казны Хабаровского края (ст. 1071 ГК РФ) в пользу истца подлежит взысканию задолженность по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию в размере 222 819 руб. 68 коп.
В иске к остальным ответчикам следует отказать.
Государственная пошлина взыскивается с ответчика в силу ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная государственная пошлина возвращается истцу из федерального бюджета на основании ст. 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Хабаровского края решил:
Взыскать с Хабаровского края в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" задолженность по возмещению убытков, связанных с применением регулируемых тарифов на тепловую энергию в размере 222 819 руб. 68 коп., а также государственную пошлину в размере 7 456 руб. 39 коп.
Отказать в иске к остальным ответчикам.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российские Железные Дороги" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 15 782 руб. 85 коп.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Шестой арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через Арбитражный суд Хабаровского края.
Судья |
А.П. Тищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 15 июня 2011 г. N А73-14000/2010
Текст решения предоставлен Арбитражным судом Хабаровского края по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника