Во исполнение протокольного решения Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса от 23 марта 2011 г. N 2 и протокола заседания Коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2011 г. N 5, в целях эффективного использования природных ресурсов, повышения конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет восстановления и развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса Хабаровского края Правительство края постановляет:
Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период с 2013 по 2020 год".
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Краевая целевая программа
"Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского
края на период с 2013 по 2020 год"
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края
от 26 августа 2011 г. N 285-пр)
Паспорт
краевой целевой программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период
с 2013 по 2020 год"
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Плодородие земель сельскохозяйственного назначения является главной характеристикой ценности земли, народным достоянием. Одним из основных условий развития агропромышленного комплекса Хабаровского края и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного производства является сохранение, воспроизводство и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 2094-р (далее - Стратегия), главной стратегической целью функционирования агропромышленного комплекса Дальнего Востока и Байкальского региона является обеспечение продовольственными ресурсами населения, в том числе проживающего на территории края.
В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Хабаровского края на период 2011 - 2015 годов, утвержденными распоряжением Правительства Хабаровского края от 18 марта 2011 г. N 127-рп, одним из основных направлений деятельности Правительства края в области сельского хозяйства является сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.
Потенциальные возможности почв региона невелики, но достаточны для формирования урожая в условиях ограниченного применения удобрений: зерновых культур 12 - 17, сои 8 - 9, картофеля 90 - 100, овощей 100 - 110 центнеров с гектара. Обязательным условием повышения продуктивности сельскохозяйственных угодий и получения устойчивых урожаев является мелиорация земель, применение специальных технологий.
За период аграрных реформ в регионе произошло резкое ухудшение использования сельскохозяйственных угодий. Если в 1990 году в сельскохозяйственном производстве использовалось 387 тыс. гектаров угодий, в том числе 131 тыс. гектаров пашни, то в 2009 году - 222,5 тыс. гектаров угодий и 85,7 тыс. гектаров пашни. Площадь используемых угодий сократилась на 42,5 процента и пашни на 34,6 процента.
Посевные площади зерновых культур сократились в 2009 году по отношению к 1990 году на 17,8 процента, сои - на 28,4 процента, овощей - на 39,4 процента, кормовых культур - на 51,7 процента.
Мелиоративный комплекс края представлен 127 мелиоративными системами и 11 отдельно расположенными гидротехническими сооружениями общей площадью 99,4 тыс. гектаров. Площадь мелиорируемых сельскохозяйственных угодий составляет 82,2 тыс. гектаров, фактически в сельскохозяйственном производстве используется 40,6 тыс. гектаров, или 49,5 процента мелиорируемых земель.
В настоящее время 41,5 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий находятся в неудовлетворительном состоянии, в том числе 16,9 тыс. гектаров пашни. Незамедлительного проведения реконструкции требуют 4,1 тыс. гектаров пашни. Основная часть мелиоративных систем в крае была построена в период 1970 - 1980 годов.
Проведенный анализ динамики основных показателей по сельскохозяйственным организациям края за 1990 - 2010 годы свидетельствует о следующей тенденции. Площадь пашни в административных границах за этот период снизилась на 27,7 процента (со 136,7 тыс. гектаров до 98,8 тыс. гектаров, их них сельскохозяйственного назначения - 76,1 тыс. гектаров).
Повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения является естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности, увеличивает ценность земли и имеет важное природоохранное значение.
Принимая во внимание тот факт, что почвы в крае в основном характеризуются низкой биологической продуктивностью, слабо оструктурены, большей частью тяжелосуглинистые, а в период муссонных дождей, совпадающий с уборкой многих сельскохозяйственных культур, переувлажняются и переуплотняются, их использование невозможно без мелиоративных мероприятий.
Потребность в инвестициях на реконструкцию (ремонт) объектов мелиорации в настоящее время составляет от 160 до 180 тыс. рублей на один мелиорируемый гектар. Это практически "неподъемные цифры" даже для самых эффективных сельскохозяйственных предприятий. Срок окупаемости таких инвестиций составляет более 10 лет, что не позволяет активно вовлекать и использовать кредитные ресурсы для решения данных задач, а своих собственных средств у сельскохозяйственных предприятий на эти цели нет. Необходима государственная поддержка в виде компенсации расходов на восстановление, реконструкцию, ремонт объектов внутрихозяйственной мелиоративной сети.
Анализ современного состояния земель сельскохозяйственного назначения, оценка изменения их качественных показателей дают основание считать, что непринятие мер по исправлению положения приведет к снижению плодородия почв, ухудшению их водно-физических показателей, а также возникновению негативных ситуаций в сфере агропромышленного комплекса края.
В перспективе это определяется прежде всего следующими негативными процессами:
- сокращением общей площади используемых сельскохозяйственных угодий;
- уменьшением площади осушенных земель, ухудшением их мелиоративного состояния и хозяйственного использования;
- увеличением площадей с сильнокислыми почвами, на которых ограничивается сельскохозяйственное производство.
Дальнейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйственного производства.
В настоящее время назрела необходимость:
- освоения современных систем земледелия и землеустройства с учетом перспективы развития земель сельскохозяйственного назначения;
- проведения комплекса агрохимических мероприятий, направленных на повышение эффективности использования удобрений и мелиорантов в сельском хозяйстве;
- выполнения мелиоративных, культуртехнических, противоэрозионных мероприятий и работ по реабилитации нарушенных земель.
Реконструкцию мелиоративных систем предполагается проводить с учетом новейших достижений науки и техники. Планируется внедрение современных технологий возделывания сельскохозяйственных культур и составление электронных цифровых карт размещения мелиорированных земель и гидротехнических сооружений.
Инновационные технологии возделывания сельскохозяйственных культур должны включать новации в области агрохимии, средств защиты, растениеводства.
Учитывая длительный срок службы мелиоративных объектов, который составляет 30 - 40 лет, капитальные вложения, произведенные в рамках Программы, будут работать в течение долгого времени, обеспечивая эффективное производство сельскохозяйственной продукции.
В комплексе агрохимических мероприятий, направленных на повышение плодородия почв, основное место принадлежит химической мелиорации кислых почв. Известкование оказывает глубокое, длительное и многостороннее воздействие на почву, обеспечивая прогрессирующее повышение ее плодородия, тем самым стабилизируя урожаи всех сельскохозяйственных культур.
Поставленную задачу целесообразно решать на основе программно-целевого метода, так как этот метод позволяет взаимоувязать мероприятия Программы, исполнителей, сроки, объемы и источники финансирования, контроль за ходом реализации мероприятий Программы и ожидаемые результаты.
Решение задачи в сфере рационального использования земель сельскохозяйственного назначения без использования программно-целевого метода приведет к снижению урожайности сельскохозяйственных культур и валовых сборов сельскохозяйственной продукции.
Основные риски, связанные с реализацией Программы, могут проявиться в связи с кризисными явлениями в экономике, сокращенным уровнем финансирования мероприятий, изменением федерального и краевого законодательства в областях, затрагивающих условия ее реализации, изменением условий кредитования.
Перечисленные риски могут повлечь невыполнение отдельных мероприятий Программы, что в конечном итоге отразится на выполнении показателей ее реализации.
Способом ограничения рисков будет являться мониторинг изменений нормативно-правового регулирования сельскохозяйственной деятельности, а также своевременная корректировка программных мероприятий и показателей в зависимости от достигнутого результата.
Мероприятия, реализуемые в рамках Программы, не дублируют другие программные мероприятия, финансируемые на территории края.
2. Основные цели и задачи, целевые показатели и индикаторы Программы
Стратегической целью Программы является повышение конкурентоспособности, рентабельности и устойчивости сельскохозяйственного производства независимо от глобальных и региональных изменений климата и природных аномалий за счет восстановления и развития мелиоративной отрасли в системе агропромышленного комплекса края, эффективного использования природных ресурсов при их сохранении для будущих поколений.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих основных задач:
- создание общих условий функционирования сельскохозяйственного производства на мелиорируемых землях для наиболее полного и рационального использования природно-ресурсного потенциала агроландшафтов;
- предотвращение деградации земель сельскохозяйственного назначения в крае;
- повышение плодородия почв, получение стабильных урожаев;
- создание стимулов для сельскохозяйственных товаропроизводителей края по интенсификации сельскохозяйственного производства;
- сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве.
Основными целевыми показателями Программы являются:
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель;
- внесение минеральных удобрений;
- известкование кислых почв;
- увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с естественным плодородием.
Целевые показатели и индикаторы в динамике по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
3. Мероприятия Программы
Мероприятия Программы представляют собой комплекс работ, направленных на сохранение, восстановление и воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Программные мероприятия определяются по основным направлениям. План мероприятий Программы (приложение N 2 к настоящей Программе) содержит следующие разделы:
1. Реконструкция мелиоративных систем
Раздел включает комплекс мероприятий по реконструкции мелиоративных объектов на территории края, в том числе проведение проектно-изыскательских работ. Целью данных мероприятий является восстановление и развитие внутрихозяйственных объектов.
2. Проведение культуртехнических мероприятий на мелиорируемых землях и немелиорируемых землях
Раздел включает комплекс мероприятий по коренному улучшению состояния ландшафтов в целях создания благоприятных условий для их использования, в том числе удаление лесокустарниковой растительности и ее остатков (корни, пни), уборку валунов, приведение поверхности почвы в пахотопригодное состояние и др.
3. Проведение агрохимических мероприятий
Раздел включает комплекс мероприятий по повышению плодородия почв. Реализация агрохимических мероприятий создаст условия для повышения урожайности зерновых и кормовых культур, что позволит окупить планируемые затраты на реконструкцию и эксплуатацию мелиоративных систем.
4. Прочие мероприятия, в том числе:
- внедрение мониторинга мелиорируемых и прилегающих к ним земель с использованием ГИС-технологий;
- проведение агрохимического и эколого-токсикологического обследования почв на площади 20 тыс. гектаров ежегодно;
- мониторинг состояния показателей почвенного плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Ведение базы данных проведения агрохимических работ;
- разработка и передача землепользователям проектно-сметных расчетов применения удобрений, известкования, фосфоритования земель сельскохозяйственного назначения;
- создание фондового атрибутивного и картографического материала для ведения мониторинга земель сельскохозяйственного назначения;
- внесение предложений по корректировке программ по сохранению и восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Внедрение прогрессивных приемов применения агрохимикатов, органических удобрений, стимуляторов роста, обработка семян и растений микроэлементами;
- обследование паводкоопасных участков гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности и переданных федеральному государственному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Хабаровскому краю" в оперативное управление, поддержание их в работоспособном состоянии;
- обеспечение соблюдения собственниками, пользователями, включая арендаторов земельных участков, требований законодательства Российской Федерации и Хабаровского края при осуществлении ими хозяйственной деятельности в части сохранения и повышения плодородия почв;
- обеспечение высокопродуктивного использования пахотных земель при формировании структуры посевных площадей, почвозащитных севооборотов и агротехнологий возделывания сельскохозяйственных культур;
- заключение соглашений с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации о софинансировании мероприятий Программы за счет средств федерального, краевого бюджетов и внебюджетных источников пропорционально общей стоимости работ;
- заключение соглашений с сельскохозяйственными организациями всех форм собственности, принимающими долевое участие в реализации Программы;
- доведение научных методик, рекомендаций и технологий до сельскохозяйственных товаропроизводителей для проведения работ по сохранению и повышению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- проведение научных исследований (изысканий) для коренного улучшения земель сельскохозяйственного назначения;
- внедрение научно обоснованных систем земледелия в сельскохозяйственных организациях края;
- оказание консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям в получении кредитов на финансирование мелиоративных мероприятий;
- мониторинг федерального и краевого законодательства и нормативной правовой базы в области мелиорации;
- консультирование сельскохозяйственных организаций по правовым вопросам в области мелиорации.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства федерального и краевого бюджетов и внебюджетные источники.
В соответствии с протоколом заседания коллегии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2011 г. N 5 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при подготовке региональных программ развития мелиорации до 2020 года руководствоваться проектом концепции федеральной целевой программы "Развитие мелиорации сельскохозяйственных земель России на период до 2020 года", согласно которой соотношение затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных средств 30:30:40.
Общий объем средств, предназначенных для реализации Программы, составляет 1 090,9 млн. рублей, в том числе средства федерального бюджета (прогнозно) - 327,3 млн. рублей, краевого бюджета - 327,3 млн. рублей, внебюджетные источники - 436,4 млн. рублей.
Финансирование мероприятий Программы по годам осуществляется в соответствии с приложением N 3 к настоящей Программе.
Внебюджетными источниками средств являются средства сельскохозяйственных и иных коммерческих организаций, участвующих в реализации мероприятий Программы. В случае изменения объема средств иных источников на реализацию мероприятий Программы государственный заказчик Программы уточняет объемы финансирования, инициирует изменения в Программу, смету расходов на Программу (приложение N 3 к настоящей Программе).
Ежегодный объем финансирования мероприятий Программы может уточняться в соответствии с бюджетным законодательством.
Государственный заказчик Программы ежегодно в установленном порядке готовит бюджетную заявку на финансирование мероприятий Программы и предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков и объемов финансирования программных мероприятий.
5. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы направлен на эффективное планирование хода исполнения основных мероприятий, координацию действий участников Программы, обеспечение контроля за исполнением программных мероприятий, проведение мониторинга состояния работ по выполнению Программы, выработку решений при возникновении отклонения хода работ от плана мероприятий Программы.
Текущее управление реализацией Программы и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляется государственным заказчиком Программы в лице министерства сельского хозяйства и продовольствия края.
Государственный заказчик Программы:
- разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, положения, необходимые для реализации Программы;
- обеспечивает координацию работы с хозяйствующими субъектами, осуществляющими реализацию Программы;
- организует размещение в средствах массовой информации и электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы и финансировании программных мероприятий;
- подготавливает ежегодно предложения по уточнению перечня мероприятий на очередной финансовый год с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств, уточняет целевые показатели и затраты на реализацию программных мероприятий, механизм реализации и финансирования Программы, а также состав ответственных исполнителей;
- осуществляет контроль за ходом реализации мероприятий Программы;
- обеспечивает эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
- ежегодно согласовывает с министерством экономического развития и внешних связей края уточненные целевые индикаторы и показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год;
- несет ответственность за реализацию Программы в целом;
- направляет ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, в министерство экономического развития и внешних связей края и министерство финансов края информацию о полученных показателях и целевых индикаторах Программы, ходе выполнения и финансировании мероприятий Программы;
- ежегодно в срок до 01 марта года, следующего за отчетным, готовит и представляет в министерство экономического развития и внешних связей края годовой доклад о ходе реализации Программы за отчетный год;
- осуществляет ведение отчетности по реализации Программы.
Для достижения максимального экономического эффекта от вложенных в реконструкцию внутрихозяйственных мелиоративных объектов средств, при определении сельскохозяйственных организаций и отборе первоочередных объектов для проведения реконструкции на очередной финансовый год планируется руководствоваться следующими приоритетами:
- сельскохозяйственные организации, достигшие наиболее высоких показателей по производству валовой продукции растениеводства и животноводства;
- сельскохозяйственные организации, выделяющие собственные средства на мелиоративные мероприятия;
- сельскохозяйственные организации, имеющие свои бригады по уходу за мелиоративной сетью (окашивание каналов, уход за дренажными сооружениями, уничтожение кустарника и водолюбивой растительности на сети);
- сельскохозяйственные организации, владеющие и использующие государственное имущество либо имеющие государственный пакет акций не менее 51 процента от их общего количества;
- сельскохозяйственные организации, увеличивающие производство рентабельной сельскохозяйственной продукции;
- сельскохозяйственные организации, имеющие крупные животноводческие комплексы.
Обязательное условие предоставления государственной поддержки - гарантия сохранности мелиоративных систем и их эффективного использования.
6. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Экономическая эффективность от реализации мероприятий Программы планируется за счет улучшения мелиоративного состояния земель, совершенствования структуры посевных площадей, использования сбалансированных доз удобрений, что обеспечит рост урожайности культур при рациональном использовании почвенных и водных ресурсов, улучшение экологических условий.
Оценка эффективности реализации мероприятий Программы проводится государственным заказчиком Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Хабаровского края от 06 октября 2008 г. N 236-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ", согласно методике оценки эффективности реализации Программы (приложение N 4 к настоящей Программе).
Для оценки эффективности реализации Программы используются целевые индикаторы, представленные в приложении N 1 к настоящей Программе.
По результатам оценки эффективности реализации мероприятий Программы ответственными исполнителями Программы вносятся предложения по корректировке данных мероприятий.
Приложение N 1
к Программе
Показатели
эффективности краевой целевой программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период
с 2013 по 2020 год"
N п/п |
Наименование мероприятия |
Единица измерения |
Базовые показатели (2010 год) |
По годам |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1. |
Вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель |
тыс. гектаров |
0 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2. |
Внесение минеральных удобрений |
тыс. гектаров |
31,1 |
44,2 |
45,3 |
45,9 |
46,9 |
47,3 |
47,4 |
47,7 |
47,8 |
3. |
Известкование кислых почв |
тыс. гектаров |
0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
4. |
Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с естественным плодородием |
тонн |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1. |
Картофель |
|
1 390,0 |
4 878,0 |
5 330,0 |
5 580,0 |
6 340,0 |
6 400,0 |
6 900,0 |
7 100,0 |
7 200,0 |
4.2. |
Соя |
|
5 223,0 |
8 710,0 |
9 300,0 |
9 870,0 |
9 900,0 |
9 940,0 |
10 100,0 |
10 100,0 |
10 120,0 |
4.3. |
Кукуруза на силос |
|
12 908,0 |
34 000,0 |
38 720,0 |
39 300,0 |
39 340,0 |
40 000,0 |
40 100,0 |
40 187,0 |
40 187,0 |
Приложение N 2
к Программе
План
мероприятий краевой целевой программы "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период
с 2013 по 2020 год"
Государственный заказчик - министерство сельского хозяйства
и продовольствия Хабаровского края
Приложение N 3
к Программе
Смета
расходов на краевую целевую программу "Развитие мелиорации земель
сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период
с 2013 по 2020 год"
Период реализации - 2013 - 2020 годы
(млн. рублей) | ||||||||||
N п/п |
Наименование мероприятия |
Итого 2013 - 2020 гг. |
По годам |
|||||||
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
Реконструкция мелиоративных систем, в том числе проектно-изыскательские работы |
229,9 |
24,8 |
25,8 |
27,0 |
27,3 |
29,3 |
30,6 |
31,8 |
33,3 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета (прогнозно) |
69,0 |
7,4 |
7,7 |
8,1 |
8,2 |
8,8 |
9,2 |
9,5 |
10,0 |
|
краевого бюджета |
69,0 |
7,4 |
7,7 |
8,1 |
8,2 |
8,8 |
9,2 |
9,5 |
10,0 |
|
внебюджетных источников |
92,0 |
9,9 |
10,3 |
10,8 |
10,9 |
11,7 |
12,2 |
12,7 |
13,3 |
2. |
Культуртехнические работы на мелиорируемых и немелиорируемых землях |
29,4 |
3,2 |
3,3 |
3,4 |
3,6 |
3,7 |
3,9 |
4,1 |
4,2 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета (прогнозно) |
8,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
|
краевого бюджета |
8,8 |
0,9 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,1 |
1,2 |
1,2 |
1,3 |
|
внебюджетных источников |
11,8 |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
1,5 |
1,6 |
1,6 |
1,7 |
3. |
Агрохимические мероприятия |
831,6 |
86,8 |
90,0 |
95,8 |
101,3 |
106,3 |
111,5 |
117,1 |
122,8 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета (прогнозно) |
249,5 |
26,0 |
27,0 |
28,7 |
30,4 |
31,9 |
33,5 |
35,1 |
36,8 |
|
краевого бюджета |
249,5 |
26,0 |
27,0 |
28,7 |
30,4 |
31,9 |
33,5 |
35,1 |
36,8 |
|
внебюджетных источников |
332,6 |
34,7 |
36,0 |
38,3 |
40,5 |
42,5 |
44,6 |
46,8 |
49,1 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.1. |
Приобретение извести для известкования кислых почв |
91,3 |
9,8 |
10,2 |
10,7 |
11,1 |
11,6 |
12,1 |
12,6 |
13,2 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета (прогнозно) |
27,4 |
2,9 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
|
краевого бюджета |
27,4 |
2,9 |
3,1 |
3,2 |
3,3 |
3,5 |
3,6 |
3,8 |
4,0 |
|
внебюджетных источников |
36,5 |
3,9 |
4,1 |
4,3 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
5,0 |
5,3 |
3.2. |
Приобретение минеральных удобрений |
740,3 |
77,0 |
79,8 |
85,1 |
90,2 |
94,7 |
99,4 |
104,5 |
109,6 |
|
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета (прогнозно) |
222,1 |
23,1 |
23,9 |
25,5 |
27,1 |
28,4 |
29,8 |
31,4 |
32,9 |
|
краевого бюджета |
222,1 |
23,1 |
23,9 |
25,5 |
27,1 |
28,4 |
29,8 |
31,4 |
32,9 |
|
внебюджетных источников |
296,1 |
30,8 |
31,9 |
34,0 |
36,1 |
37,9 |
39,8 |
41,8 |
43,8 |
4. |
Итого |
1 090,9 |
114,8 |
119,1 |
126,2 |
132,2 |
139,3 |
146,0 |
153,0 |
160,3 |
в том числе за счет: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
федерального бюджета (прогнозно) |
327,3 |
34,4 |
35,7 |
37,9 |
39,7 |
41,8 |
43,8 |
45,9 |
48,1 |
|
краевого бюджета |
327,3 |
34,4 |
35,7 |
37,9 |
39,7 |
41,8 |
43,8 |
45,9 |
48,1 |
|
внебюджетных источников |
436,4 |
45,9 |
47,6 |
50,5 |
52,9 |
55,7 |
58,4 |
61,2 |
64,1 |
Приложение N 4
к Программе
Методика
оценки эффективности реализации Программы
1. Оценка эффективности реализации Программы представляет собой механизм оценки выполнения мероприятий Программы в зависимости от степени достижения задач, определенных Программой, в целях оптимальной концентрации средств краевого бюджета на государственную поддержку восстановления и повышения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, привлеченных средств иных источников финансирования на условиях софинансирования мероприятий Программы, а также взаимодействия исполнителей Программы.
Настоящая Методика определяет основные процедуры и механизмы оценки выполнения мероприятий Программы в зависимости от степени достижения целей и результатов для координации и оптимизации деятельности по реализации программных мероприятий, применения в практике бюджетного планирования и обеспечения результативности бюджетных расходов.
2. Оценка эффективности реализации Программы производится ежегодно за отчетный год и за весь период реализации Программы по окончании срока ее реализации.
Основанием для проведения оценки эффективности реализации Программы является отчет о ходе ее выполнения и финансировании мероприятий Программы за год.
Оценка эффективности реализации Программы включает в себя два этапа:
1 этап - оценка фактически достигнутых (ожидаемых) результатов Программы по степени достижения целевых индикаторов, характеризующих эффективность государственной поддержки восстановления и повышения почвенного плодородия.
Степень достижения результатов (ожидаемых результатов) определяется на основании сопоставления фактически достигнутых (ожидаемых) значений целевых индикаторов с их плановыми значениями.
Источником получения информации для определения уровня достижения целевых индикаторов являются данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю, федерального государственного учреждения "Центр агрохимической службы "Хабаровский", федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Хабаровскому краю".
При исчислении целевого индикатора, характеризующего увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции по сравнению с естественным плодородием, в качестве базового индикатора используются данные федерального государственного учреждения "Центр агрохимической службы "Хабаровский" об обследовании почв Хабаровского края и о потенциальном естественном уровне урожайности.
2 этап - оценка эффективности реализации Программы в соответствии с формами согласно приложениям N 1 - 3 к настоящей Методике.
Оценка эффективности реализации Программы в соответствии с настоящей Методикой производится на основании информации за отчетный год о достигнутых результатах и проведенных мероприятиях, а также сведений, полученных от участников Программы, иных организаций края, участвующих в ее реализации.
Оценка эффективности реализации отдельного целевого индикатора Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле:
где:
- эффективность хода реализации соответствующего целевого индикатора Программы (процентов);
- фактическое значение целевого индикатора, достигнутое в ходе реализации Программы;
- плановое значение целевого индикатора, утвержденное Программой.
Оценка эффективности реализации Программы по степени достижения целевых индикаторов в целом определяется на основе расчетов по следующей формуле:
где:
Е - эффективность достижения целевых индикаторов (процентов);
Еn1, Еn2,_, Еni - эффективность хода реализации соответствующего целевого индикатора Программы (процентов);
М - количество целевых индикаторов Программы.
Без реализации мероприятий Программы и обеспечения их финансирования уровень почвенного плодородия прогнозируется на уровне естественного плодородия по данным федерального государственного учреждения "Центр агрохимической службы "Хабаровский".
Оценка эффективности реализации Программы производится посредством расчета итоговых оценок по разделам приложения N 1 к настоящей Методике с применением формул и коэффициентов, указанных в пункте 8 Методики проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ, прилагаемой к Порядку проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 06 октября 2008 г. N 236-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ" (далее - Порядок).
Документальное оформление оценки эффективности реализации Программы включает заполнение:
- таблицы оценки эффективности реализации Программы (приложение N 1 к настоящей Методике);
- сводной таблицы оценки эффективности реализации Программы по разделам (приложение N 3 к настоящей Методике).
Заполнение таблицы оценки эффективности реализации Программы производится:
- в соответствии с инструкцией по составлению таблицы оценки целевой программы (приложение N 1 к Методике проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ Порядка);
- с учетом схемы ограничений вариантов ответов на оценочные вопросы (приложение N 2 к настоящей Методике).
Заполнение сводной таблицы оценки эффективности реализации Программы осуществляется в соответствии со сводной таблицей оценки целевой программы по разделам (приложение N 4 к Методике проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ Порядка).
На основании данных сводной таблицы оценки эффективности реализации Программы:
- осуществляется оценка эффективности Программы за отчетный год и весь период реализации Программы;
- определяется интегральная (суммарная) оценка Программы в целом и на основе ее величины устанавливается качественная оценка Программы:
эффективная при ,
недостаточно эффективная при ,
неэффективная ;
- по результатам качественной оценки вносятся предложения по изменению значений целевых показателей, корректировке мероприятий Программы, перераспределению и изменению объемов финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию ее мероприятий, дальнейшей реализации Программы.
Приложение N 1
к Методике
Форма
Таблица
оценки эффективности реализации краевой целевой программы "Развитие
мелиорации земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского края
на период с 2013 по 2020 год"
N п/п |
Вопрос |
Допустимые варианты ответов (код ответа) |
Ограничения по ответам |
Ответ (указать код ответа) |
Обоснование ответа |
Ссылки на документальные подтверждения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
Раздел I. Проблема, цели и содержание Программы |
|||||
1.1. |
Соответствует ли содержание решаемой проблемы приоритетам федерального уровня, целям и задачам реализации долгосрочных (федеральных) целевых программ, целям и задачам социально-экономического развития края |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.2. |
Содержится ли в Программе анализ проблемной ситуации в рассматриваемой сфере, на основе которого сформулирована подлежащая решению проблема |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.3. |
Содержится ли в Программе прогноз развития сложившейся проблемной ситуации без использования программно-целевого метода |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.4. |
Проведен ли в Программе анализ различных вариантов решения проблемы программно-целевым методом |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.5. |
Сформулированы ли в Программе ее конечные цели, достижение которых означает решение существующей проблемы или соответствует конкретному этапу решения проблемы по окончании периода реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.6. |
Сформулированы ли цели и задачи Программы таким образом, что они не дублируют цели и задачи других утвержденных целевых программ |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.7. |
Обеспечено ли исключение дублирования мероприятий Программы (строительство объектов для нужд края, реализация инвестиционных и инновационных проектов) мероприятиями других утвержденных целевых программ (строительство объектов для нужд края, инвестиционные и инновационные проекты) |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.8. |
Имеются ли необходимые средства (методическое, информационное обеспечение и др.) для проверки фактической реализации конечных целей Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.9. |
Имеются ли необходимые средства (методическое, информационное обеспечение и др.) для определения текущего уровня достижения этапных (годовых) целей Программы в процессе ее реализации |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
1.10. |
Содержит ли Программа в качестве приложения разработанную с учетом специфики Программы методику оценки ее эффективности Итоговая оценка Программы по разделу I: , где: - количество вопросов; - количество ответов "Да"; - количество ответов "Вопрос не применим" |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
| ||||||
|
Раздел II. Стратегическое планирование и принципы реализации Программы |
|||||
2.1. |
Утверждена ли в установленном порядке концепция Программы |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
отсутствуют |
|
|
|
2.2. |
Сформулированы ли в Программе количественно измеримые целевые индикаторы и показатели, отражающие цели Программы и достижение конечных результатов ее выполнения |
"Да" (1), "Нет" (0) |
в зависимости от ответов на вопросы 1.5, 1.8 |
|
|
|
2.3. |
Сформирован ли в Программе по годам план-график достижения конечных значений целевых индикаторов и показателей |
"Да" (1), "Нет" (0) |
в зависимости от ответов на вопрос 2.2 |
|
|
|
2.4. |
Представлены ли в Программе исходные (базовые) значения целевых индикаторов и годовых показателей, необходимые для ежегодной оценки хода реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
в зависимости от ответов на вопрос 2.3 |
|
|
|
2.5. |
Сформулированы ли в Программе количественно измеримые годовые показатели достижения результатов реализации мероприятий Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
2.6. |
Обоснованы ли в Программе расходы на реализацию мероприятий Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
2.7. |
Сформулирован ли механизм управления Программой |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
2.8. |
Сформулированы ли в Программе показатели эффективности хода ее реализации |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
2.9. |
Показали ли результаты предыдущей оценки эффективности реализации Программы отсутствие недостатков в области целеполагания, стратегического планирования и принципов реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
отсутствуют |
|
|
|
2.10. |
Содержат ли решения, принятые руководством Программы, конкретные меры для исправления недостатков в области целеполагания, стратегического планирования, выявленных в ходе предыдущей оценки эффективности реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
в зависимости от ответов на вопрос 2.9 |
|
|
|
Итоговая оценка Программы по разделу II: , где: - количество вопросов; - количество ответов "Да"; - количество ответов "Вопрос не применим" | ||||||
|
Раздел III. Управление Программой и контроль за ходом ее выполнения |
|||||
3.1. |
Соответствуют ли фактические поступления средств на реализацию Программы из краевого бюджета за прошедший период ее реализации параметрам финансирования, принятым при утверждении Программы |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.2. |
Соответствуют ли фактические поступления средств на реализацию Программы за счет субсидий из федерального бюджета за прошедший период ее реализации параметрам финансирования, принятым при утверждении Программы |
"Да" (1), "В незначительной степени" (3), "Вопрос не применим" (4), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.3. |
Соответствуют ли фактические поступления средств на реализацию Программы за счет средств внебюджетных источников за прошедший период ее реализации параметрам финансирования, принятым при утверждении Программы |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Вопрос не применим" (4), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.4. |
Соответствуют ли фактические средства на реализацию мероприятий Программы, предусматривающих софинансирование за счет субсидий из краевого бюджета аналогичных долгосрочных (муниципальных) целевых программ, за прошедший период ее реализации параметрам финансирования, принятым при утверждении Программы |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Вопрос не применим" (4), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.5. |
Принимаются ли при сокращении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными в Программе дополнительные меры по привлечению средств из федерального бюджета |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
в зависимости от ответа на вопрос 3.1 |
|
|
|
3.6. |
Принимаются ли при сокращении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными в Программе дополнительные меры по привлечению средств из внебюджетных источников |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
в зависимости от ответов на вопросы 3.1, 3.2 |
|
|
|
3.7. |
Соответствуют ли фактические объемы использованных средств на реализацию Программы за прошедший период ее реализации параметрам финансирования, принятым при утверждении Программы |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.8. |
Обеспечена ли за прошедший период реализации Программы совокупная доля затрат на капитальные вложения и НИОКР в общем объеме финансирования на уровне, не ниже предусмотренного в Программе |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
отсутствуют |
|
|
|
3.9. |
Осуществляется ли мониторинг (анализ) текущего состояния строек (объектов) и мероприятий, включенных в Программу |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
отсутствуют |
|
|
|
3.10. |
Соответствует ли форма и содержание доклада о ходе реализации Программы за последний отчетный период схеме годового доклада о ходе реализации целевой программы, рекомендуемой постановлением Правительства Хабаровского края от 06 октября 2008 г. N 236-пр "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ" |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.11. |
Организовано ли размещение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" комплекса информационных материалов по Программе, включающих текст Программы, данные о ее финансировании, результатах мониторинга реализации программных мероприятий |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.12. |
Проводились ли проверки хода реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
3.13. |
Показали ли проведенные проверки отсутствие недостатков в ходе реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
в зависимости от ответов на вопрос 3.12 |
|
|
|
3.14. |
Содержат ли решения, принятые руководством Программы, конкретные меры для исправления недостатков хода реализации Программы, выявленных при проведении проверок |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
в зависимости от ответов на вопросы 3.12, 3.13 |
|
|
|
Итоговая оценка Программы по разделу III: , где: - количество вопросов; - количество ответов "Да"; - количество ответов "Вопрос не применим"; - количество ответов "В значительной степени"; - количество ответов "В незначительной степени" | ||||||
Раздел IV. Результаты хода реализации Программы | ||||||
4.1. |
Продемонстрировано ли на основе измеряемых целевых индикаторов и показателей соответствие фактической и предусмотренной в Программе динамики достижения долгосрочных целей Программы |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Нет" (0) |
в зависимости от ответов на вопросы 2.2, 2.3 |
|
|
|
4.2. |
Достигнуты ли значения годовых показателей результатов программных мероприятий, предусмотренные в Программе |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Нет" (0) |
в зависимости от ответов на вопрос 2.5 |
|
|
|
4.3. |
Проводились ли независимые экспертизы, проверки хода реализации Программы |
"Да" (1), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
4.4. |
Имеются ли оценки, полученные по результатам проведения независимых экспертиз, показывающие, что Программа обеспечивает требуемую динамику достижения намеченных целей |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Вопрос не применим" (4), "Нет" (0) |
в зависимости от ответа на |
|
|
|
4.5. |
Свидетельствуют ли результаты проверок хода реализации Программы о целесообразности продолжения работ по Программе и ее финансирования |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
в зависимости от ответов на вопрос 3.12 |
|
|
|
4.6. |
Организовано ли руководством Программы размещение в электронном виде информации о целевых индикаторах и показателях Программы с сопоставлением их с утвержденными и фактическими значениями |
"Да" (1), "Нет" (0) |
в зависимости от ответов на вопросы 2.2, 3.11 |
|
|
|
4.7. |
Выдерживаются ли плановые сроки выполнения мероприятий, ввода в действие объектов капитального строительства, предусмотренные в Программе |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Вопрос не применим" (4), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
4.8. |
Соблюдаются ли сроки выполнения НИОКР, предусмотренные в Программе |
"Да" (1), "В значительной степени" (2), "В незначительной степени" (3), "Вопрос не применим" (4), "Нет" (0) |
отсутствуют |
|
|
|
4.9. |
Показали ли проверки отсутствие фактов нецелевого использования средств по Программе |
"Да" (1), "Нет" (0), "Вопрос не применим" (4) |
отсутствуют |
|
|
|
|
Итоговая оценка Программы по разделу IV: ), где: - количество вопросов; - количество ответов "Да"; - количество ответов "Вопрос не применим"; - количество ответов "В значительной степени"; - количество ответов "В незначительной степени" |
Приложение N 2
к Методике
Форма
Схема
ограничений вариантов ответов на оценочные вопросы
Ответы на вопросы, порождающие ограничения |
Ограничения по ответам на вопросы (допустимые варианты ответов) |
||||||||||||
2.2 |
2.3 |
2.4 |
2.10 |
3.5 |
3.6 |
3.13 |
3.14 |
4.1 |
4.2 |
4.4 |
4.5 |
4.6 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Если 1.5 = 0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если 1.8 = 0 |
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если 2.2 = 0 |
|
0 |
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
0 |
Если 2.3 = 0 |
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если 2.2 = 1, 2.3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
Если 2.5 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
Если 3.1 = 1 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Если 3.1 = 1, 3.2 = 1 |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
Если 2.9 = 1 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если 2.9 = 4 |
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если 3.11 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
Если 3.12 = 0 |
|
|
|
|
|
|
4 |
4 |
|
|
|
4 |
|
Если 3.13 = 1 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
Если 4.3 = 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
Коды ответов:
1 - "Да";
2 - "В значительной степени";
3 - "В незначительной степени";
4 - "Вопрос не применим";
0 - "Нет".
Приложение N 3
к Методике
Форма
Сводная таблица
оценки эффективности реализации Программы
|
Раздел I. Проблема, цели и содержание Программы |
Раздел II. Стратегическое планирование и принципы реализации Программы |
Раздел III. Управление Программой и контроль за ходом ее выполнения |
Раздел IV. Результаты хода реализации Программы |
Количество вопросов |
||||
Количество ответов "Да" |
|
|
|
|
Количество ответов "Нет" |
|
|
|
|
Количество ответов "Вопрос не применим" |
х |
|
|
|
Количество ответов "В значительной степени" |
х |
х |
|
|
Количество ответов "В незначительной степени" |
х |
х |
|
|
Итоговая оценка по разделу |
= |
= |
= |
= |
Интегральная (суммарная) оценка Программы |
= |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 26 августа 2011 г. N 285-пр "Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Развитие мелиорации
земель сельскохозяйственного назначения Хабаровского края на период с 2013 по 2020 год"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 сентября 2011 г. N 8(109)
Постановлением Правительства Хабаровского края от 9 января 2014 г. N 3-пр настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 29 марта 2013 г. N 58-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 13 июня 2012 г. N 196-пр