Во исполнение постановления Правительства Хабаровского края от 25.10.2011 N 363-ПР "Об утверждении краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года", распоряжения Правительства Хабаровского края от 11.12.2010 N 758 "Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года", в целях обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности, защищенности природной среды и жизненно важных интересов населения района от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности постановляю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "353-пр", номер названного распоряжения следует читать как "758-рп"
1. Утвердить прилагаемые:
1.1. Стратегию экологической безопасности Советско-Гаванского муниципального района, Хабаровского края на период до 2020 года.
1.2. Мероприятия по реализации Стратегии экологической безопасности Советско-Гаванского муниципального района, Хабаровского края на период до 2020 года.
2. Отделу природопользования Администрации муниципального района (Просолов В.М.):
2.1. В срок до 01 июня 2012 г. разработать проект районной целевой программы, предусматривающей реализацию комплекса мер по охране окружающей среды в Советско-Гаванском районе Хабаровского края, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, развитию краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды на 2013 - 2017 годы.
2.2. Совместно с комитетами, управлениями, отделами Администрация муниципального района, главами городских и сельского поселений (по согласованию) организовать обучение в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности руководителей и специалистов курируемых предприятий и организаций, органов местного самоуправления, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду.
3. Управлению ЭТИК и КХ Администрации муниципального района (Петряков Н.К.) в срок до 01 сентября 2012 г. подготовить и представить Главе муниципального района предложения по разработке районной целевой программы, направленной на снижение сбросов загрязненных сточных вод из коммунальных систем водоотведения в водные объекты.
4. Рекомендовать главам городских и сельского поселений района принять участие в реализации пункта 2 настоящего постановления, разработать и принять муниципальные целевые программы по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности на территории муниципальных образований.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Администрации по экономике Филиппову Е.Г.
6. Постановление вступает в силу со дня опубликования.
Глава муниципального района |
Ю.И. Бухряков |
Стратегия
экологической безопасности Советско-Гаванского муниципального района
Хабаровского края на период до 2020 года.
(утв. постановлением Администрации муниципального района
от 13 апреля N 500)
1. Общие положения
Стратегия экологической безопасности Хабаровского края на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Хабаровского края от 11.12.2010 N 758-рп, определяет в качестве стратегической цели государственной политики в области экологии сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности края.
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 N 537, рассматривает обеспечение экологической безопасности как важную составляющую национальной безопасности государства. При этом стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 N 1662-р, устанавливает в качестве основной цели экологической политики значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств за счет снижения удельных уровней воздействия на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли, снижения уровня экологического воздействия в 2 - 2,5 раза, роста уровня экологических издержек (затрат на снижение вредных выбросов, утилизацию отходов и восстановление природной среды) до 1 - 1,5 процента валового внутреннего продукта в 2020 году.
Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.08.2009 N 1235-р, устанавливает в качестве одной из стратегических целей развития водохозяйственного комплекса охрану и восстановление водных объектов до состояния, обеспечивающего экологически благоприятные условия жизни населения.
Решение экологических проблем является одним из стратегических направлений развития Дальнего Востока, определенных в Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12. 2009 N 2094-р.
Одним из основных принципов деятельности органов местного самоуправления является ответственность за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на территории района.
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 30 процентов болезней вызвано факторами окружающей среды. Качество жизни, устойчивость развития экономики находятся в неразрывной связи с экологической безопасностью.
Стратегия экологической безопасности Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края на период до 2020 года (далее - Стратегия) представляет собой систему мер, направленных на создание экологически безопасной окружающей среды для населения района, сохранение и восстановление природных комплексов и объектов на территории района.
Стратегия является основой для долгосрочного планирования, разработки и реализации районных целевых программ социально-экономического развития, экологических программ и планов действий, практической деятельности органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих свою деятельность на территории района, в том числе оказывающих услуги в сфере охраны окружающей среды и оздоровления населения, учебных и научных учреждений, а также общественных организаций и средств массовой информации.
2. Современное состояние и перспективные направления
охраны окружающей среды и обеспечения экологической
безопасности в Советско-Гаванском муниципальном районе
2.1. Водные объекты района
2.1.1. Речную сеть района образуют реки: Коппи протяженностью свыше 190 км и ее притоки: Иоли ( 50 км), Джауса (55 км), Дякома ( 30 км), река Большая Хадя протяженностью свыше 100 км с ее притоками : Тутто,( 75 км) и Чипали ( 60 км), река Ма протяженностью 30 км , Ботчи - 150 км , Нельма - 80 км. Реки Копи, Ботчи и Нельма берут начало в горах Сихотэ - Алиня, прорезает район с запада на юго - восток и впадаю в Татарский пролив, р. Большая Хадя, р. Ма впадают в залив Советская Гавань. Реки горные, с каменистым дном, извилистым руслом, в основном не судоходные. Река Коппи судоходна только в низовье и только для маломерных судов.
Водные объекты района используются на нужды промышленности, сельского хозяйства и населения (водозабор и водоотведение), а также для судоходства, рекреации, рыборазведения.
Наибольшее количество воды в районе забирается промышленными предприятиями и предприятиями жилищно-коммунального хозяйства из существующих подземных скважин.
2.1.2. Санитарное состояние водоёмов Советско-Гаванского района Потенциал самоочищения рек Советско-Гаванского района оценивается как "низкий" для всех рек района.
Основным фактором, влияющим на экологическое состояние водных объектов района, является сброс в природные источники неочищенных и недостаточно очищенных коммунальных, производственных, сельскохозяйственных и дренажно-дождевых сточных вод с неблагоустроенных территорий населенных пунктов, автомобильных дорог и объектов транспортной инфраструктуры (морского, железнодорожного, автомобильного).
Проблема усугубляется высокой изношенностью канализационных сетей и слабой степенью охвата сетями городских и сельского поселений района.
По данным центра Госсанэпиднадзора все сточные воды, сбрасываемые в залив Советская Гавань относятся к категории неочищенных. Содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышают нормативные показатели от 1,5-3,0 до 50-70 раз (нефтепродукты, БПК5, азото- и фосфоросодержащие вещества, тяжелые металлы и др).
С неочищенными хозяйственно-бытовыми, талыми и дождевыми сточными водами в поверхностные источники также попадают патогенная микрофлора и гельминты.
2.1.3. Влияние дождевых и талых вод
Степень загрязнения поверхностного стока зависит от благоустройства населенного пункта и промышленных площадок, рода поверхности покрова, интенсивности движения транспорта и пешеходов, количества предшествующих дождю сухих дней, продолжительности и интенсивности дождя, интенсивности снеготаяния, характера основного производства промышленных предприятий, общей санитарной обстановки района.
При малом расходе дождевого стока загрязнения с поверхности практически не смываются. По мере увеличения расхода в нем растут концентрации взвешенных веществ, фосфора и азота, достигая максимума перед пиком дождя. Большая часть загрязнения поверхностного слоя образуется за счет эрозии газонов и открытых грунтовых поверхностей.
Талые воды обычно содержат в 1,5-2 раза больше взвешенных веществ, чем дождевые. Летучие примеси дождевого, талого и моечного стоков составляют около 30% общей массы взвешенных веществ. В талом стоке с территории города содержится значительное количество хлоридов.
Практически все виды стоков содержат большое число органических веществ, отличаются высокой окисляемостью и содержанием нефтепродуктов и тяжелых металлов. Дождевые и талые стоки намного сложнее и опаснее бытовых, поэтому должны обязательно очищаться перед их выпуском в водоем.
Сток с промышленных площадок имеет более сложный состав. Так, средние концентрации взвешенных частиц с площадок машиностроительных, металлообрабатывающих и некоторых пищевых предприятий составляют 1,7-2,5 г/л.
В поверхностном стоке предприятий строительной индустрии содержится 4-6 г/л взвеси. Для большинства предприятий значение БПК мало отличается от городского стока. Среднее содержание по БПК5 может составлять от 40-50 до 100-150 мг/л.
Поверхностный сток предприятий легкой и пищевой промышленности (рыбные предприятия и др.) опасен в санитарно-эпидемиологическом отношении, так как в нем могут содержаться патогенные микробы и вирусы.
В стоках с золоотвалов ТЭЦ, крупных деревообрабатывающих предприятий содержание летучих фенолов составляет 25-45 мг/л, а нелетучих - 250-300 мг/л.
Значительное влияние непосредственно на морскую акваторию оказывает морской транспорт (сбросы нефтесодержащих льяльных вод, балластных и т.д.). Однако оценить его влияние не предоставляется возможным из-за отсутствия данных. Загрязнение морских вод имеет локальный характер. Морская акватория загрязнена в районах сбросов сточных вод и порта, у терминалов с пылящими грузами. Как правило, повышенное содержание нефтепродуктов отмечается в районах основного судового хода.
Вода внутригородских малых рек относится к категории загрязненных.
2.1.4. Для улучшения качества водных объектов в районе основными направлениями деятельности на период до 2020 года являются:
- снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений водоотведения на основе современных технологий и оборудования в первую очередь в системе жилищно-коммунального хозяйства;
- расширение использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях;
- уменьшение антропогенного загрязнения водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
- обустройство водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
- внедрение современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения;
- обеспечение экономии и сокращение потребления питьевой воды для хозяйственных нужд;
- обеспечение устойчивого питьевого водоснабжения за счет расширения использования подземных вод;
- строительство, капитальный ремонт гидротехнических сооружений для предотвращения негативного воздействия вод на земли и населенные пункты края;
- установление экологически ориентированных нормативов качества и индикаторов состояния водных объектов;
- сокращение числа случаев заболеваний населения, обусловленных факторами загрязнения среды обитания.
2.2. Атмосферный воздух
2.2.1. Состояние атмосферного воздуха в городах Хабаровского края оценивается как неблагоприятное для здоровья населения. В среднем выбросы вредных веществ составляют 18,8 тонны на одного жителя.
Основными загрязняющими веществами являются бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, среднегодовые концентрации которых превышают предельно допустимую концентрацию в 2 - 3 раза.
Большое количество бенз(а)пирена поступает с выбросами мелких котельных, поэтому наметившаяся в последние годы тенденция к их строительству влечет за собой рост концентраций указанного вещества в атмосферном воздухе. Для содержания бенз(а)пирена характерна резко выраженная сезонность, концентрации его возрастают в зимнее время, когда наблюдаются неблагоприятные метеоусловия для рассеивания низких выбросов, поступающих от котельных и печных труб жилых домов.
Характерная для Дальневосточного региона высокая интенсивность солнечной радиации способствует повышенному содержанию формальдегида в атмосферном воздухе.
Значительные концентрации взвешенных веществ обусловлены выбросами предприятий электроэнергетики и котельных.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория отнесена к зоне повышенного и высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняет рассеивание вредных примесей и способствует их накоплению.
Основные источники загрязнения атмосферного воздуха в населенных пунктах - объекты тепло-, электроэнергетики, топливной промышленности (ТЭЦ, котельные, дизельные электростанции).
По-прежнему остро стоит вопрос с очисткой выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от стационарных источников ввиду неудовлетворительного состояния пылегазоулавливающего оборудования предприятий. Проведенные проверки показали, что большая часть выбрасываемых газообразных и жидких загрязняющих веществ или не очищается совсем, или не получает необходимой степени очистки. Твердые загрязняющие вещества улавливаются в среднем на 94,6 процента, газообразные и жидкие - на 1,94 процента.
Основными проблемами в поселениях района остаются рост количества выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников (автомобильного транспорта), размещение парковок и стоянок для автомобильного транспорта открытым способом, вырубка зеленых насаждений в населенных пунктах.
Недостаточны охват и техническая оснащенность служб мониторинга качества атмосферного воздуха. Стационарные посты наблюдения за качеством атмосферного воздуха в районе отсутствуют.
Особенно актуален мониторинг последствий лесных пожаров на качество атмосферного воздуха в населенных пунктах района.
2.2.2. Основные направления охраны атмосферного воздуха до 2020 года:
- снижение объема валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух путем технического перевооружения, реконструкции и модернизации производства на основе внедрения современных ресурсосберегающих и малоотходных технологий и использования высокоэффективных систем пылегазоочистки;
- использование экологичных видов топлива (природного газа) на объектах коммунальной энергетики и перевод на централизованное электро-, газоснабжение населенных пунктов края;
- централизация теплоснабжения г. Советская Гавань и прилегающих населенных пунктов на базе новой Советско-Гаванской ТЭЦ с санитарно-защитной зоной на I очередь - 500м;
- вывод из эксплуатации пяти котельных общей установленной мощностью 187,0 Гкал/час, использующих в качестве топлива мазут;
- теплоснабжение промышленных потребителей будет осуществляться от собственных новых укрупненных котельных с внедрением энергосберегающих устройств и технологий;
- сокращение выбросов от автомобильного транспорта, включая меры по повышению качества моторного топлива, переводу автомобильного парка на сжатый природный газ, использованию биотоплива и других более экологичных видов топлива, применению нейтрализаторов отработавших газов;
- оптимизация транспортного движения в населенных пунктах, вывод транзитного и грузового автомобильного транспорта из жилых микрорайонов, установка вдоль дорог защитных щитов и устройство зеленых полос;
- увеличение количества зеленых насаждений в крупных населенных пунктах района;
- прекращение практики уплотнения городской застройки, озеленение территорий городских поселений района;
- установка стационарного поста наблюдения, позволяющего осуществлять количественный анализ загрязнения атмосферного воздуха в автоматическом режиме;
- создание лаборатории в г. Советская Гавань, аккредитованной на контроль качества атмосферного воздуха населенных пунктов, рабочей зоны и промышленных выбросов;
- усиление производственного контроля за использованием газоочистного оборудования.
2.3. Обращение с отходами производства и потребления.
2.3.1. Обращение с отходами производства и потребления в Советско-Гаванском районе продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем, так как загрязнение окружающей среды отходами постоянно увеличивается. Увеличивается количество видов упаковки, ассортимента товаров. При этом обращение с отходами - это показатель уровня экономического развития и экологической культуры.
На сегодняшний день в Советско-Гаванском районе освоены переработка опилок и древесных отходов на предприятиях ООО "Топ Инфра Рос" и ООО "Тихоокеанская биоэнергетическая компания". Услуги по сбору отходов, переработке и обезвреживанию отходов осуществляют 11 предприятий. Ассортимент продукции, выпускаемой из вторичного сырья, насчитывает более 5 наименований.
2.3.2. Проблема эффективного обращения с отходами обусловлена такими факторами, как высокая стоимость энергетических ресурсов, делающая нерентабельным в первую очередь создание сети пунктов сбора вторичного сырья на территории района: на сегодняшний день основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Амурске.
Отходы, обладающие высоким ресурсным потенциалом, из населенных пунктов района вывозятся на свалку.
При этом проявляется другая проблема - эксплуатация объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Действующая санкционированная свалка как объект размещения твердых бытовых отходов в районе не оснащены системами сбора образующегося фильтрата, дегазации, отсутствует обваловка.
Нарушение правил эксплуатации объектов размещения отходов создает угрозу распространения инфекционных заболеваний, загрязнения подземных вод образующимся фильтратом, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих населенных пунктов.
Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в районе "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. Преимущественно "горячие экологические точки" представляют собой брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 90-х годах XX века.
В ходе инвентаризации, проведенной в 2009 - 2010 годах, подготовлены предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба на четырех экологически неблагополучных территориях. Это бывший аэропорт города Советская Гавань - свалка ТБО; северо-восточный склон бухты Окоча, загрязненный нефтепродуктами в 90-е годы прошлого века предприятиями спецстроя; несанкционированные свалки поселений, выведенные из эксплуатации и др.
2.3.3. Основными направлениями деятельности в области обращения с отходами до 2020 года являются:
- ликвидация накопленного экологического ущерба на территории района с полной реабилитацией и возвращением в хозяйственное использование земель, на которых находятся объекты накопленного экологического ущерба; -обеспечение условий для обезвреживания всех образуемых в районе отходов I - III классов опасности, строительство и ввод в эксплуатацию специализированных заводов и установок, полигона для захоронения отходов ТБО;
- полное извлечение и возвращение во вторичное использование утилизируемых фракций твердых бытовых отходов, в том числе расширение сети пунктов сбора вторичного сырья, увеличение ассортимента выпускаемой с использованием вторичных ресурсов продукции;
- создание системы мер экономического стимулирования переработки и обезвреживания отходов, в том числе установление дифференцированного размера платы за землю для предприятий, осуществляющих переработку и обезвреживание отходов, муниципальная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности в области переработки и обезвреживания отходов;
- формирование культуры малоотходного потребления и ответственного отношения к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами у граждан, организация раздельного сбора отходов.
2.4. Сохранение биологического разнообразия.
2.4.1.Современное состояние редких и исчезающих видов животных и растений.
Администрацией муниципального района утверждены таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением или незаконным добыванием объектов растительного мира.
Постановлением Губернатора края от 06.03.2010 N 38 утвержден и реализуется План мероприятий по сохранению амурского тигра в Хабаровском крае на 2010 - 2015 годы.
Особую ценность представляют собой леса в границах ареала амурского тигра, которые являются не только его средой обитания, но и местом обитания большого числа "знаковых" редких видов животных. В то же время эти леса интенсивно эксплуатируются, так как в их составе преобладают ценные породы деревьев (дуб, ясень, кедр, и др.).
Учитывая факт неизбежного влияния деятельности в сфере охоты на состояние популяций диких животных, в том числе редких, необходимо больше уделять внимание направлениям развития отрасли охотничьего хозяйства, обеспечивающим неистощительное использование ресурсов животного мира.
В критическом состоянии находится популяция симы и сахалинского тайменя. В настоящее время, несмотря на строжайший запрет и охранные мероприятия, эти ценные виды находятся под угрозой исчезновения. Основной причиной снижения численности рыбы симы и сахалинского тайменя в бассейне р. Коппи является браконьерство. Необходимо усиление мер по охране лососевых.
2.4.2. Особо охраняемые природные территории.
На территории Советско-Гаванского района расположены особо охраняемые природные территории федерального, регионального и местного значения общей площадью 425,4 тыс.га, что составляет 27,7% от площади района, что является одним из наилучших показателей для районов Хабаровского края, но практически все территории ООПТ не изымают земли у землепользователей, кроме заповедника.
В 2010 году постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2010 N261-пр "Об образовании государственного природного заказника краевого значения "Коппи" организован государственный природный заказник краевого значения "Коппи" общей площадью 38 тыс. гектаров.
В Советско-Гаванском районе выделена 1 "этническая территория" - Советско-Гаванская территория традиционного природопользования (ТТПП) общей площадью 181,92 тыс. га, что составляет 11,7% площади района.
Границы ТТПП определены Постановлением главы Администрации Хабаровского края от 11.05.1994 N252, но не определён правовой статус и "Положение мест проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов Хабаровского края".
Создан и функционирует один государственный природный заповедник "Ботчинский" с общей площадью заповедной и охранной зон 348,38 тыс. гектаров.
В целях обеспечения сохранения пространственно-генетических связей и целостности популяции амурского тигра на Дальнем Востоке в районе образован экологический коридор "Нельминский" площадью 36,7 тыс. гектаров.
Из средств районного бюджета, предусмотренных на охрану окружающей среды, ежегодно выделяется более 15,0 тыс. рублей на создание и обеспечение функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения.
Большая часть особо охраняемых природных территорий местного значения создана в 60 - 90-е годы XX века, в связи с чем, режимы охраны большинства из них требуют не просто внесения изменений в части приведения содержащейся в них терминологии в соответствие с действующим законодательством, а коренного изменения, вплоть до утверждения новых режимов и нового описания границ с учетом произошедших антропогенных изменений.
2.4.3. Лесовосстановление.
Лесовосстановление в лесном фонде Советско-Гаванского района на современном этапе должно обеспечивать:
- естественное возобновление с соответствующими темпами воспроизводства лесных ресурсов в процессе лесозаготовок за счет выбора рационального способа рубок, сохранения подроста, ресурсосберегающей технологии и эффективных мероприятий по содействию предварительному и последующему естественному возобновлению;
- создание лесных культур на старых концентрированных не возобновившихся вырубках, накопившихся за прошлые десятилетия, гарях и иных не покрытых лесом землях антропогенного происхождения.
Фонд лесовосстановления в районе на 1 января 2008 г. составил 95,4 тыс. га или 8% от общей площади лесных земель лесного фонда и 92,6% площади лесных земель, не покрытых лесной растительностью.
Большая часть фонда лесовосстановления представлена гарями (71,8%), а также вырубками (14,3%), прогалинами и пустырями (13,8%), (см. таблицу N 1).
Характеристика земель, не покрытых лесной растительностью.
таблица N 1 | ||
Категории земель |
Всего по лесничеству |
|
площадь, га |
% |
|
1 |
2 |
3 |
Общая площадь земель |
1261081 |
100 |
Лесные земли - всего |
1233610 |
98 |
- фонд лесовосстановления, всего |
95467 |
8 |
в том числе: |
|
|
- гари, погибшие насаждения |
68545 |
5 |
- погибшие насаждения |
3 |
- |
- вырубки |
13670 |
1 |
- прогалины, пустыри |
13249 |
1 |
Нелесные земли - всего: |
27471 |
2 |
Из площади земель лесного фонда на 3257,3 тыс. га (73,4%) обеспечивается естественное возобновление; причем почти 50% земель фонда естественно восстанавливаются хвойными и твердолиственными породами.
Естественное восстановление лесов осуществляется за счет мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании и т.п. или может проходить естественным путем без всякого вмешательства человека.
Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, черенков или посева семян лесных растений.
В соответствии со ст.61 Лесного кодекса РФ (2006 г.) к лесовосстановлению относится и уход за лесами - рубки при уходе за лесом без ликвидной древесины (осветления и прочистки).
В таблице N 2 приведены объемы ухода за лесами по лесоводственным требованиям. Ежегодный размер рубок ухода в молодняках по лесоводственным требованиям в Советском лесничестве составляет 165 га в объеме 1,7 тыс. мЗ неликвидной древесины.
Нормативы и параметры ухода за лесами Советско-Гаванского
лесничества, не связанные с заготовкой древесины
таблица N 2 | ||||||
Породы |
Площадь, га |
Вырубаемый запас тыс. мЗ |
Срок повторяемости, лет |
Ежегодный размер |
||
Площадь, га |
Вырубаемый запас |
|||||
общий, тыс. мЗ |
с 1 га, мЗ |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Осветления и прочистки | ||||||
Хвойные |
833 |
7,5 |
7 |
114 |
1,0 |
10 |
Твёрдолиственные |
226 |
2,7 |
5 |
45 |
0,7 |
14 |
Мягколиственные |
29 |
1,8 |
5 |
6 |
- |
6 |
Всего: |
1088 |
12,0 |
|
165 |
1,7 |
11 |
Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.
Потребность в содействии незначительна и при отсутствии пожаров потребность в искусственном лесовосстановлении будет минимальна.
2.4.4. Основными направлениями деятельности по сохранению биологического разнообразия на период до 2020 года являются:
- приведение нормативных правовых актов Советско-Гаванского района по особо охраняемым природным территориям в соответствие с действующим законодательством;
- запрет (ограничение) рубок лесных насаждений на территории особо охраняемых природных территорий;
- сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений путем включения в "красные книги" различного ранга, сохранение мест обитания этих видов;
- расширение использования природных комплексов и объектов в целях организации оздоровления и отдыха населения путем создания инфраструктуры и обеспечения административной поддержки развития особо охраняемых природных территорий, которые могут функционировать в качестве курортных зон, зон отдыха, мест занятия спортом и туризмом при условии ненанесения вреда окружающей среде;
- сохранение и восстановление биологического разнообразия растительного и животного мира за счет реализации научно обоснованных мер по их рациональному использованию и защите, включая меры по борьбе с браконьерством и незаконным промыслом;
- комплексное использование и глубокая переработка невозобновляемых ресурсов, воспроизводство и обеспечение устойчивого развития природного потенциала;
- охрана и восстановление лесных ресурсов за счет более полного использования расчетных лесосек, повышения комплексности использования лесных ресурсов, увеличения объемов глубокой переработки древесины на основе передовых технологий;
- принятие мер по борьбе с лесными пожарами;
- разработка нормативной правовой базы, регламентирующей воспроизводство лесов на территории края;
- развитие лесного семеноводства в районе;
- расширение тепличного хозяйства по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой;
- внедрение плантационного выращивания быстрорастущей древесины на пустующих лесных землях.
3. Государственный экологический контроль
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) - комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
За последние годы подверглись значительным изменениям, как система государственного экологического контроля, так и вся система природоохранного законодательства.
До 2000 года функции экологического контроля в крае были возложены на государственный комитет по охране окружающей среды Хабаровского края (далее - Крайкомэкологии), который состоял из 15 районных комитетов и аппарата общей численностью 285 человек. В связи с проведением административных реформ Крайкомэкологии был упразднен и численность инспекторов уменьшилась более чем в 10 раз.
Институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды был также упразднен в 2005 году, когда Федеральным законом от 31.12. 2005 N199-ФЗ были внесены изменения в федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов были лишены полномочий по осуществлению муниципального экологического контроля.
Необходимо разместить государственных инспекторов края в крупных городских округах и муниципальных районах края: в г. Советская Гавань -для обслуживания Ванинского, Советско-Гаванского муниципальных районов.
4. Экономическое регулирование качества окружающей среды.
4.1. Повышение экологической эффективности экономики района напрямую связано с модернизацией производственных мощностей предприятий, внедрением технологий, соответствующих высоким экологическим стандартам.
Ежегодно в бюджет района поступает свыше 3 млн. рублей доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нарушение природоохранного законодательства.
За последние три года поступление в бюджет района доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду возросло в 1,4 раза и составило в 2011 году 3,8 млн. рублей.
В 2011 году из бюджета района израсходовано 0,3 млн. рублей на выполнение природоохранных мероприятий, что составляет 8 процентов от поступивших экологических платежей
4.2. Ежегодно в районе на выполнение мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды расходуется не более 10 процентов от поступающих в бюджет района экологических платежей и штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства.
4.3. Основными направлениями экономического регулирования качества окружающей среды на период до 2020 года являются:
- принятие и реализация краевой целевой программы, предусматривающей комплекс мер по охране окружающей среды в Хабаровском крае, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, развитию краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды, на 2013-2017 годы;
- работа с краевыми органами государственной власти, направленная на совершенствование законодательства по вопросам создания региональных экологических фондов, аккумуляции в них средств от экологических платежей, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства, компенсаций вреда окружающей среде, включения экологических параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
- внедрение мер экономического стимулирования для хозяйствующих субъектов, перешедших на современные технологии, реализующих программы модернизации производств, внедряющих современные очистные системы;
- учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям, деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
- усиление контроля за целевым использованием средств, повышение доли средств местных бюджетов, выделяемых для инвестирования в природоохранные проекты.
5. Экологическое образование и просвещение.
5.1. В Советско-Гаванском районе большое внимание уделяется повышению экологической культуры населения и пропаганде экологических знаний.
Из средств районного бюджета, предусмотренных на охрану окружающей среды, ежегодно направляется свыше 300 тыс. рублей на организацию и развитие экологического образования и просвещения.
Совместно с общественными, молодежными и детскими экологическими центрами городских и сельского поселений района ежегодно проводится свыше 10 районных мероприятий. Среди них экологические конкурсы "ЭкоЛидер", "Защитники природы", экологические акции "Марш парков", "День птиц", "День древонасаждения", "Зеленый патруль", фестивали "День Земли", фотоконкурс "Краски родного побережья" и другие мероприятия. В газете "Советская Звезда" ведется еженедельная информационная колонка экологической направленности.
5.2. Несмотря на проводимую в районе работу в области экологического образования и просвещения населения, значительное количество проблем требует решения. В сознании большей части населения района до сих пор преобладает потребительское отношение к природе и ее ресурсам, нежелание активно содействовать ее сохранению и восстановлению. Свыше 80 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. Не сформировано культурное обращение с отходами производства и потребления. Недостаточным является охват детей и молодежи различными направлениями экологического обучения и воспитания, практическим участием в природоохранных мероприятиях. Имеются трудности в финансовом, кадровом, учебно-методическом и материально-техническом обеспечении эколого-образовательного процесса.
5.3. Основные направления деятельности в области экологического образования и просвещения до 2020 года:
-усиление взаимодействия федеральных, краевых и муниципальных органов в области экологического образования и просвещения;
- распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в средствах массовой информации на муниципальном уровне;
- проведение комплекса информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности населения района, привлечение внимания населения к экологическим проблемам края;
- создание школьных лесничеств и материально-техническое обеспечение их деятельности, проведение слетов и конкурсов школьных лесничеств и юных друзей природы;
- вовлечение жителей района в реализацию практических природоохранных мероприятий;
- развитие системы подготовки в области экологии руководителей и специалистов различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб;
- поддержка деятельности детских и молодежных организаций, осуществляющих практические и просветительские экологические мероприятия;
- возрождение учебных баз в общеобразовательных школах (теплицы, "живые уголки").
6. Международное сотрудничество.
6.1. В соответствии с тенденциями глобализации вопросов экологии Советско-Гаванский муниципальный район начинает международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, в особенности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
С 1996 года в рамках подкомиссии по охране окружающей среды Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (далее -АРАССВА) осуществляется сотрудничество с префектурой Тояма (Япония). Реализуются совместные проекты в области изучения морского дрейфующего мусора в Японском море, включая территорию Советско-Гаванского района, сотрудничество по исследованию мигрирующих видов птиц Северо-Восточной Азии, пылевых бурь.
6.2. Основные направления совместных действий по охране окружающей среды на период до 2020 года:
- поиски зарубежных партнеров по развитию международного сотрудничества в области охраны окружающей среды, воспроизводства воднобиологических ресурсов;
- развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в рамках АРАССВА и в рамках соглашений с префектурой Хего (Япония).
7. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
7.1. Достижение целей и решение задач Стратегии планируется осуществить путем поэтапной реализации Мероприятий по реализации Стратегии и районных целевых программ, предусматривающих реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития края до 2025 года целевые показатели Стратегии разработаны по двум сценариям развития Советско-Гаванского муниципального района - инерционному и инновационному.
7.2. Инерционный сценарий влечет исчерпание ресурсной базы, увеличение экологического неблагополучия городской среды, отсутствие в бюджетах средств для решения экологических вопросов. Отсрочка финансирования экологических статей может привести к нарастанию проблем не только на районом, но и на международном уровне в плане ухудшения экологического состояния Татарского пролива.
7.3. За базовый принят инновационный сценарий, который предполагает повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, внедрение современных технологий, снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Однако при этом возрастает риск внештатных ситуаций, аварийных выбросов, что требует повышения эффективности экологического контроля.
Ключевой и наиболее затратный блок Стратегии - решение проблем строительства и реконструкции очистных сооружений канализации, обустройства мест размещения твердых бытовых отходов, ликвидации накопленного ущерба в результате банкротства предприятий путем принятия соответствующих федеральных, краевых и муниципальных программ.
7.4. В результате реализации Стратегии планируется достигнуть устойчивого снижения вредного влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения и целевых показателей сохранения природы, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе:
- снизить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и сброса загрязненных сточных вод в 2 раза;
- снизить удельные уровни воздействия на окружающую среду в 3,3 раза;
- увеличить степень обезвреживания и утилизации отходов производства до 80% , отходов потребления - до 25%;
- ликвидировать четыре объекта накопленного ущерба, обустроить в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического законодательства места размещения отходов;
- улучшить состояние водных объектов в районе, используемых для рекреации;
- увеличить долю охвата природопользователей государственным экологическим контролем более чем в 10 раз;
- довести долю природных территорий, имеющих особый охранный статус, до 30% от территории района;
- повысить системность и массовость экологического образования и просвещения населения.
Начальник отдела природопользования |
В.М. Просолов |
Мероприятия
по реализации стратегии экологической безопасности Советско-Гаванского
муниципального района Хабаровского края на период до 2020 года
(утв. постановлением Администрации муниципального района
от 13 апреля 2012 г. N 500)
N п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственные исполнители |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Охрана водных объектов |
||
1.1. |
Оказание поддержки предприятиям коммунального хозяйства по строительству (реконструкции) городских и сельских очистных сооружений, коллекторов водоотведения в пределах своей компетенции в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления |
2012-2020 |
Управление ЭТИК и КХ Администрации муниципального района |
1.2. |
Координация деятельности органов местного Самоуправления по вопросам Развития и модернизации инфраструктуры водоснабжения на территории района |
2012-2020 |
Управление ЭТИК и КХ Администрации муниципального района |
2. |
Охрана атмосферного воздуха |
||
2.1. |
Оказание поддержки в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством органам местного самоуправления, предприятиям в строительстве и реконструкции пылегазоочистного оборудования на объектах коммунальной энергетики, промышленных предприятиях района |
2012-2020 |
Управление ЭТИК и КХ Администрации муниципального района |
2.2. |
Проведение маршрутных обследований качества атмосферного воздуха в населенных пунктах района |
2013-2014 |
МПР края, Дальневосточное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию), отдел природопользования Администрации муниципального района |
2.3. |
Развитие и техническое переоснащение стационарных постов наблюдения за качеством атмосферного воздуха на территории края |
2016 |
МПР края, Дальневосточное Управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (по согласованию), отдел природопользования Администрации муниципального района |
3. |
Обращение с отходами производства и потребления |
||
3.1. |
Разработать и утвердить районную целевую программу по созданию "Межрайонного центра демеркуризации в Советско-Гаванском муниципальном районе", в связи с утверждением краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года" |
2012 |
Управление ЭТИК и КХ Администрации муниципального района |
3.2. |
Внести изменения в Постановление Главы муниципального района от 13.01.2010 года N32 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на период 2010-2015 годы", в связи с утверждением краевой целевой программы "Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Хабаровском крае на период до 2020 года" |
2012 |
Управление ЭТИК и КХ Администрации муниципального района |
3.3. |
Оказание поддержки в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством сельскохозяйственным организациям по строительству и оборудованию в районе объектов по утилизации и уничтожению биологических отходов |
2013-2015 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
3.4. |
Осуществление мероприятий по ликвидации прошлого экологического ущерба на территории района |
2012-2020 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района, главы поселений района (по согласованию) |
3.5. |
Внедрение в крае инновационных технологий по переработке отходов |
2012-2017 |
Управление ЭТИК и КХ, отдел природопользования Администрации муниципального района, главы городских и сельского поселений (по согласованию) |
3.6. |
Оказание поддержки в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством предприятиям малого бизнеса в развитии в районе производств по переработке отходов производства и потребления |
2012-2020 |
Отдел природопользования, управление ЭТИК и КХ Администрации муниципального района |
3.7. |
Строительство мусоросортировочных станций на территории поселений района |
2012-2020 |
Администрации городских и сельского поселений (по согласованию) |
3.8. |
Разработка и утверждение генеральных схем очистки поселений от отходов потребления, в которых предусмотреть раздельный сбор отходов |
2012-2014 |
Администрации городских и сельского поселений (по согласованию) |
3.9. |
Подготовка вопроса в Собрание депутатов об установлении пониженного коэффициента к ставкам земельного налога, арендной платы за землю, об установлении льгот по арендной плате за производственные помещения, являющиеся муниципальной собственностью, юридическим лицам, осуществляющим сбор, переработку и обезвреживание отходов |
2012-2013 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
3.10. |
Организация и проведение ежегодных семинаров для руководителей предприятий района, осуществляющих деятельность по переработке и обезвреживанию отходов |
2012-2020 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
3.11 |
Сохранение и развитие зеленого фонда городских и сельских поселений района |
2012-2020 |
Администрации городских и сельского поселений (по согласованию) |
4. |
Реализация мер по смягчению антропогенного воздействия на климат, включая внедрение технологий, способствующих уменьшению выбросов парниковых газов в атмосферу, а также технологий абсорбции парниковых газов |
||
4.1. |
Внедрение в районе ресурсосберегающих высокоточных технологий и многофункциональных машин при возделывании сельскохозяйственных культур, выполняющих за один проход несколько технологических операций |
2012-2020 |
Администрация муниципального района |
4.2. |
Обеспечение комплексного использования сырья на горно-металлургических и других промышленных предприятиях на территории района |
2012-2020 |
Администрация муниципального района, Главы городских и сельского поселений (по согласованию), руководители промышленных предприятий (по согласованию) |
4.3 |
Содействие продвижению в районе мероприятий по переводу работы автомобильной техники на природный газ |
2012-2015 |
Администрация муниципального района, руководители предприятий (по согласованию) |
4.4. |
Оказание поддержки в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством органам местного самоуправления поселений и организациям коммунального комплекса в проведении модернизации, реконструкции и капитального ремонта коммунальных энергоисточников |
2012-2020 |
Администрация муниципального района, главы городских и сельского поселений (по согласованию), руководители предприятии ЖКХ (по согласованию) |
5. |
Экологический контроль |
||
5.1. |
Принятие административного регламента об осуществлении муниципального экологического контроля на территории муниципального района |
2013 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
5.2 |
Организация проведения муниципального экологического контроля на территории района |
2013-2020 |
Отдел природопользования Администрации муниципального района |
6. |
Экономическое регулирование качества окружающей среды |
||
6.1. |
Создание объектов по утилизации, переработке отходов производства и потребления |
2012-2020 |
Администрация муниципального района |
7. |
Экологическое образование и просвещение |
||
7.1. |
Проведение экологических акций, смотров, конкурсов, совещаний, семинаров, круглых столов, пропаганда экологических знаний через средства массовой информации и наглядную агитацию, поддержка деятельности молодежных и детских объединений, общественных природоохранных организаций, журналистов, занимающихся освещением экологической тематики, предприятий и отдельных граждан |
2012-2020 |
Администрация муниципального района |
7.2. |
Организация информирования населения края в области охраны окружающей среды и рационального природопользования |
2012-2020 |
Администрация муниципального района |
7.3. |
Приобретение (изготовление) печатной продукции на бумажных и иных носителях, издание звукозаписей по вопросам сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов |
2012-2020 |
Администрация муниципального района |
7.4. |
Создание экологических троп на территории района |
2012-2020 |
Администрация муниципального района |
Начальник отдела природопользования |
В.М. Просолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 13 апреля 2012 г. N 500 "Об обеспечении экологической безопасности в Советско-Гаванском районе на период до 2020 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования
Текст постановления опубликован в Сборнике нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Советско-Гаванского муниципального района от 6 мая 2012 г. N 4 (часть 2)