В целях совершенствования мер по развитию семейной политики в Хабаровском крае, приведения нормативных правовых актов Правительства Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 30 июня 2011 г. N 198-пр "О краевой целевой программе "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы" следующие изменения:
1.1. Наименование изложить в следующей редакции:
"О долгосрочной краевой целевой программе "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы".
1.2. В пункте 1 слова "краевую целевую программу" заменить словами "долгосрочную краевую целевую программу".
1.3. Пункты 2-5 исключить.
2. Внести в краевую целевую программу "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 30 июня 2011 г. N 198-пр, следующие изменения:
2.1. Наименование изложить в следующей редакции:
"Долгосрочная краевая целевая программа "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы".
2.2. Паспорт изложить в следующей редакции:
"Паспорт
долгосрочной краевой целевой программы "Развитие семейной политики
в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы"
Наименование долгосрочной краевой целевой программы |
- |
долгосрочная краевая целевая программа "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы |
- |
отдел по вопросам семейной политики и социального развития аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края (далее также - край) |
Соисполнители, участники Программы |
- |
министерство образования и науки края; министерство здравоохранения края; министерство социальной защиты населения края; министерство культуры края; комитет по спорту Правительства края; автономная некоммерческая организация "Реальная помощь" (далее - АНО "Реальная помощь") (по согласованию); краевое отделение Общероссийского общественного благотворительного фонда "Российский детский фонд" (по согласованию); автономная некоммерческая организация "Возрождение семьи" (далее - АНО "Возрождение семьи") (по согласованию) |
Цели Программы |
- |
укрепление и развитие социального института семьи, социальная поддержка материнства и детства; охрана репродуктивного здоровья, улучшение качества жизни и здоровья детей-инвалидов; осуществление государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Задачи Программы |
- |
создание условий для реализации семьей ее функций, повышение качества жизни семьи; обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей; охрана репродуктивного здоровья детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни; создание условий для интеграции детей-инвалидов и их семей в общество; улучшение качества семейного воспитания и досуга; создание и внедрение новой социальной услуги по сопровождению алкоголизированных малоимущих семей с детьми и обеспечение им беспрепятственного доступа к ней; обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
Мероприятия Программы |
- |
повышение активности семьи в части улучшения собственного уровня жизни; формирование эффективной системы охраны здоровья семьи; профилактика детской инвалидности, создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями; совершенствование системы семейного воспитания и досуга; реализация права ребенка на воспитание в семье, профилактика социального сиротства, детской безнадзорности; совершенствование информационно-просветительской деятельности, направленной на повышение статуса семьи; правовое обеспечение реализации семейной политики в крае; развитие инфраструктуры учреждений, занимающихся проблемами семей и детей |
Показатели (индикаторы) Программы |
- |
доля детей, оставшихся без попечения родителей; доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи граждан Российской Федерации; доля кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки, из общего числа кандидатов; количество абортов (число абортов на 1 тыс. женщин фертильного возраста); доля семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на базе учреждений |
Этапы и сроки реализации Программы |
- |
2012 - 2014 годы, в три этапа: I этап - 2012 год; II этап - 2013 год; III этап - 2014 год |
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств краевого бюджета |
- |
общий объем финансирования Программы за счет средств краевого бюджета составляет 125 868,67 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 43 176,05 тыс. рублей, 2013 год - 34 467,17 тыс. рублей, 2014 год - 48 225,45 тыс. рублей |
Конечные результаты выполнения Программы |
- |
снижение доли детей, оставшихся без попечения родителей, до 3,5 процента; увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи граждан Российской Федерации, до 66 процентов; увеличение доли кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки, из общего числа кандидатов до 80 процентов; снижение количества абортов до 46 промилле; увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на базе учреждений, до 60 процентов". |
2.3. Разделы 1-7 изложить в следующей редакции:
"1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
В настоящее время проблемы семьи и формирование семейной политики являются одним из главных направлений социальной политики края. Укрепление семейных связей, социальная защищенность семьи - это залог благополучия нации. Институт семьи, существующий с древних времен, сегодня подвержен процессу разрушения.
В течение последних лет показатели уровня жизни, здоровья и численности населения снижаются. В особенно трудных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, которые в подавляющем большинстве относятся к малообеспеченным.
В Хабаровском крае численность населения с 2008 по 2010 год сократилась на 8,2 тыс. человек, из них за счет естественной убыли - на 6,3 тыс. человек, миграционной убыли - на 1,9 тыс. человек.
На долю детского населения в возрасте от 0 до 18 лет в 2010 году приходилось чуть более 18 процентов от общей численности населения, что на 1,5 процента меньше, чем в 2005 году.
На состояние репродуктивного здоровья существенное влияние оказывает соматическое и психическое здоровье населения. Несмотря на то, что уровень общей заболеваемости населения края в последние годы в целом не изменился, увеличилась доля заболеваний с хроническим и рецидивирующим течением. В структуре заболеваемости взрослого населения на протяжении последних пяти лет лидируют болезни системы кровообращения, онкологические заболевания, в том числе органов репродуктивной системы.
Следует отметить положительную динамику общего числа абортов и распространенности абортов на 1 тыс. женщин фертильного возраста в крае.
В течение последних трех лет число абортов уменьшилось на 8,6 процента, однако показатель абортов (49,9 на 1 тыс. женщин фертильного возраста) все еще превышает аналогичный по России в 1,5 раза. Происходит значительное снижение числа абортов в сроке 22 - 27 недель в 3,9 раза при сохранении на высоком уровне количества абортов в ранние сроки, в том числе за счет применения медикаментозных методов (в 2,9 раза).
Сохраняется благоприятная тенденция к уменьшению числа абортов среди первобеременных (с 14,9 до 11,3 промилле). Распространенность абортов среди девушек 14 - 19 лет в течение последних трех лет уменьшилась на 26,5 процента.
Ежегодно количество женщин фертильного возраста, использующих современные средства контрацепции (ВМС, ОГК), не превышает 31 процента, причем две трети из них применяют гормональные средства.
Коэффициент рождаемости в 2008 и 2009 годах имел тенденцию к росту на 5,2 процента и 2,5 процента соответственно к уровню предыдущего года.
В 2010 году уровень рождаемости в крае сократился на 0,8 процента по сравнению с 2009 годом. Одной из причин снижения рождаемости является сокращение численности женщин репродуктивного возраста. С 2005 по 2010 год их стало меньше на 5 процентов.
Из общего числа родившихся чуть больше половины - первенцы в семье, треть - составляют вторые дети, 8,0 - 8,3 процента - третьи, 4,1 - 5,4 процента - четвертые и последующие дети.
Количество многодетных семей за последние пять лет уменьшилось почти на 2 тыс.
Показатель младенческой смертности в 2008 и 2009 годах сократился на 1,7 процента и 12 процентов соответственно, в 2010 году сохранился на уровне 2009 года.
В 2010 году уровень брачности возрос на 5,7 процента, а уровень разводимости снизился на 6,8 процента. Разводов зарегистрировано 7,6 тыс., а браков - 13,0 тыс. На каждые 100 зарегистрированных брачных пар в крае пришлось 59 юридически оформленных разводов (2009 год - 67).
В крае остается высоким уровень внебрачной рождаемости.
В 2010 году вне зарегистрированного брака родилось 6 487 детей, что в общей структуре рождений составляет 37,4 процента (в 2009 году вне брака родилось 6 828 детей (38,6%), в 2008 году вне брака родилось 6 983 ребенка (39,7%).
Внебрачная рождаемость наряду с разводами является причиной образования неполных семей.
В крае доля неполных семей составляет 23 процента в структуре семей, имеющих несовершеннолетних детей (среднероссийский показатель - от 20 до 24%). В условиях нестабильности российского общества это ведет к увеличению числа детей и подростков с девиантным поведением. Социальное сиротство несовершеннолетних остается острой проблемой.
По-прежнему высоким остается число вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (более 1 тыс. человек ежегодно).
Не создана система постинтернатной адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Динамика детской инвалидизации за последние годы растет, что является показателем неудовлетворительной работы как по профилактике, так и по реабилитации этой социальной группы. Количество детей I группы здоровья составляет 17,7 процента от общего числа детей.
На семью как на малую социальную группу существенно влияет рост безработицы, повышение цен, несвоевременная выплата заработной платы и пособий. На сегодняшний день в крае проживает более 115,0 тыс. малоимущих семей. Многократный рост затрат на содержание и воспитание детей налагает тяжелое бремя на многие семьи. По мере роста иждивенческой нагрузки происходит снижение величины среднедушевых располагаемых ресурсов. Так, в 2009 году, по сравнению с 2008 годом, темп роста располагаемых ресурсов в домохозяйствах края с одним ребенком составил 121,1 процента, с двумя детьми - 119,2 процента, с тремя детьми - 118,9 процента.
В связи с этим количество семей с детьми, нуждающихся в помощи государства, остается стабильно высоким. В 2010 году их доля составила 49,5 процента от детского населения, проживающего в крае (2009 год - 49,0%, 2008 год - 49,5%).
Проблем, с которыми сегодня сталкиваются семьи, женщины, молодые мамы и дети, множество. И эти проблемы негативно сказываются на положении практически каждой российской семьи.
2. Цели и задачи Программы
Основные цели Программы - укрепление и развитие социального института семьи, социальная поддержка материнства и детства, охрана репродуктивного здоровья, улучшение качества жизни и здоровья детей-инвалидов, осуществление государственной поддержки семей, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Применение программно-целевого метода для решения имеющихся в крае проблем семьи, материнства и детства позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение по этапам реализации Программы, взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и их результатами, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации Программы, повысить ее эффективность.
Для достижения указанных целей предусматривается решение следующих задач:
- создание условий для реализации семьей ее функций, повышение качества жизни семьи;
- обеспечение безопасного материнства, создание условий для рождения здоровых детей;
- охрана репродуктивного здоровья детей и подростков, пропаганда здорового образа жизни;
- создание условий для интеграции детей-инвалидов и их семей в общество;
- улучшение качества семейного воспитания и досуга;
- создание и внедрение новой социальной услуги по сопровождению алкоголизированных малоимущих семей с детьми и обеспечение им беспрепятственного доступа к ней;
- обеспечение приоритета семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение экономической самостоятельности и социальной защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Прогноз конечных результатов Программы
Укрепление института семьи как основной цели Программы во многом зависит от эффективного решения поставленных задач, в том числе по созданию эффективной социальной инфраструктуры.
Реализация комплекса мероприятий Программы позволит повысить активность семьи в части улучшения собственного уровня жизни, укрепить репродуктивный потенциал жителей края, создать условия для интеграции детей-инвалидов и их семей в общество, укрепить материально-техническую базу учреждений помощи семье и детям, расширить участие общественных организаций в сфере оказания социальных услуг населению.
Результатом выполнения мероприятий Программы к 2014 году станет:
- сокращение доли детей, оставшихся без попечения родителей, от общего количества детского населения до 3,5 процента;
- увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи граждан Российской Федерации, до 66 процентов;
- увеличение доли кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки, до 80 процентов;
- снижение числа абортов на 1 тыс. женщин фертильного возраста до 46;
- увеличение доли семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на базе учреждений, до 60 процентов.
Планируемые изменения в сфере реализации Программы будут способствовать созданию условий для обеспечения безопасного материнства, рождению здоровых детей, улучшению качества жизни детей и семей в крае.
4. Сроки и этапы реализации Программы
Сроки реализации Программы - 2012 - 2014 годы. Программа реализуется в три этапа:
I этап - 2012 год;
II этап - 2013 год;
III этап - 2014 год.
5. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Реализация задач Программы осуществляется по следующим показателям (индикаторам), представленным в приложении N 1 к настоящей Программе. Показатели (индикаторы) рассчитываются следующим образом:
- доля детей, оставшихся без попечения родителей. Рассчитывается как отношение количества детей, оставшихся без попечения родителей, к общей численности детей, проживающих на территории края;
- доля детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи граждан Российской Федерации. Рассчитывается как отношение количества детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в замещающие семьи, к общему количеству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- доля кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки, из общего числа кандидатов. Рассчитывается как отношение количества кандидатов в замещающие родители, прошедших обучение на курсах подготовки, к общему количеству кандидатов в замещающие родители;
- количество абортов (число абортов на 1 тыс. женщин фертильного возраста). Рассчитывается как отношение количества абортов, умноженное на 1 000 к количеству женщин фертильного возраста (от 15 до 49 лет);
- доля семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на базе учреждений. Рассчитывается как отношение количества семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги на базе учреждений, к общему количеству семей с детьми-инвалидами.
Показатели (индикаторы) Программы относятся к ведомственной отчетности и определяются на основе статистических данных и данных мониторинга.
Источником информации для расчета показателей (индикаторов) Программы служат данные отраслевых министерств края.
6. Краткое описание мероприятий Программы
Программа содержит конкретные мероприятия, взаимосвязанные по срокам, ресурсам и исполнителям и направленные на комплексную реализацию ее целей.
Перечень основных мероприятий Программы (приложение N 2 к настоящей Программе) содержит следующие разделы:
1. Повышение активности семьи в части улучшения собственного уровня жизни.
Включает меры, направленные на совершенствование и развитие адресной государственной помощи малоимущим многодетным и студенческим семьям.
2. Формирование эффективной системы охраны здоровья семьи.
Предусмотрены мероприятия в сфере здравоохранения края, направленные на профилактику заболеваемости, детской смертности, охрану репродуктивного здоровья детей и подростков, пропаганду здорового образа жизни, повышение качества оказания помощи женщинам в период беременности и родов, укрепление материальной базы учреждений помощи семье и детям.
3. Профилактика детской инвалидности. Создание условий для социализации детей с ограниченными возможностями.
Предусмотрены мероприятия, направленные на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции в общество.
4. Совершенствование системы семейного воспитания и досуга.
Включает мероприятия, направленные на возрождение духовно-нравственных традиций семейных отношений, организацию семейного досуга, популяризацию семейного благополучия и родительской успешности, поддержку некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги семьям с детьми.
5. Реализация права ребенка на воспитание в семье. Профилактика социального сиротства, детской безнадзорности.
В целях содействия реализации права ребенка на воспитание в семье предусмотрены мероприятия, направленные на создание служб (краевой и территориальных) по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах.
В целях адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников учреждений профессионального образования из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотрены меры по созданию центров постинтернатного сопровождения.
Предусмотрены мероприятия, направленные на снижение уровня социального сиротства и сокращение числа лишений родительских прав родителей из малоимущих семей, страдающих от алкогольной зависимости, через создание четырех служб сопровождения семей с детьми, получивших специализированную медицинскую помощь, в четырех муниципальных образованиях края.
Совершенствование работы единого детского краевого телефона доверия (службы экстренной психологической помощи) позволит оперативно выявлять случаи жестокого обращения с детьми и принимать соответствующие меры.
6. Совершенствование информационно-просветительской деятельности, направленной на повышение статуса семьи.
Важным направлением семейной политики является информационно-просветительская деятельность, предполагающая меры по организации предоставления информационно-консультативных и просветительских услуг населению по вопросам социальной поддержки семьи и детей, семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, издание информационных плакатов, методических материалов для родителей и специалистов, работающих с семьями, поддержка телепроектов, освещающих меры профилактики детской безнадзорности, формы реабилитации несовершеннолетних, а также предоставляющих социальную рекламу.
7. Правовое обеспечение реализации семейной политики в Хабаровском крае.
Раздел включает комплекс мероприятий по совершенствованию действующей нормативной правовой базы, регулирующей деятельность по предоставлению государственных социальных услуг семьям с детьми учреждениями органов исполнительной власти края и некоммерческими организациями.
8. Развитие инфраструктуры учреждений, занимающихся проблемами семьи и детей.
Раздел включает мероприятие, направленное на укрепление материально-технической базы краевых учреждений.
7. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Общий объем средств из краевого бюджета, предназначенных для реализации мероприятий Программы в 2012 - 2014 годах, составит 125 868,67 тыс. рублей, в том числе по годам:
2012 год - 43 176,05 тыс. рублей,
2013 год - 34 467,17 тыс. рублей,
2014 год - 48 225,45 тыс. рублей.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств из краевого бюджета представлено в приложении N 3 к настоящей Программе.".
2.4. Дополнить разделами 8, 9 следующего содержания:
"8. Анализ рисков реализации Программы
В настоящее время институт семьи переживает неблагоприятный период упадка, что обусловлено рядом факторов, в том числе социально-экономического характера.
Реализация программных мероприятий направлена на развитие позитивных тенденций по улучшению социально-экономического положения семей с детьми, повышению доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличению числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В конечном итоге решение медико-социальных проблем позволит создать условия для повышения уровня жизни семьи, эффективности системы охраны здоровья и семейных форм устройства и воспитания детей.
Основные риски реализации Программы могут быть вызваны кризисными явлениями в экономике и снижением финансирования Программы.
Снижение финансирования Программы может повлечь невыполнение отдельных мероприятий, что, в свою очередь, отразится на снижении уровня поддержки семей с детьми и в конечном итоге может вызвать ухудшение медико-демографической ситуации, увеличение заболеваемости беременных, увеличение осложнений родов, рост заболеваемости новорожденных, уменьшение спектра предоставляемых услуг семьям с детьми-инвалидами, снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан.
В целях управления указанными рисками предусматривается:
- изменение мероприятий, показателей (индикаторов) и объемов финансирования Программы на основе проведения мониторинга Программы;
- информационное, организационно-методическое и экспертно-аналитическое сопровождение проводимых мероприятий, освещение в средствах массовой информации процессов и результатов реализации Программы;
- обеспечение эффективного взаимодействия ответственного исполнителя и участников Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей.
9. Механизм реализации Программы
Общее управление исполнителями Программы и контроль за ходом реализации программных мероприятий осуществляет отдел по вопросам семейной политики и социального развития аппарата Губернатора и Правительства края.
Реализация программных мероприятий за счет средств краевого бюджета осуществляется на основании государственных контрактов путем запроса котировок, проведения аукционов или конкурсов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Ответственный исполнитель:
- подготавливает указания и методические рекомендации по эффективному выполнению мероприятий Программы с учетом хода их реализации;
- осуществляет сбор сведений о выполнении программных мероприятий по реализации Программы, представленных соисполнителями;
- организует размещение в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе сети "Интернет", сведений о ходе и результатах реализации Программы, финансировании программных мероприятий.
Соисполнители и участники Программы:
- осуществляют реализацию программных мероприятий;
- несут ответственность за эффективное и целевое использование средств, выделяемых на реализацию программных мероприятий, в отношении которых они являются исполнителями;
- ежеквартально в срок до 05 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, направляют ответственному исполнителю Программы сведения о ходе выполнения программных мероприятий, исполнителями которых они являются;
- ежегодно в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, представляют ответственному исполнителю Программы сведения о ходе реализации программных мероприятий, исполнителями которых они являются;
- ежегодно согласовывают с ответственным исполнителем Программы уточненные индикаторы и показатели эффективности реализации Программы на соответствующий год.
Решение об изменении программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы может быть принято в связи с сокращением финансирования вследствие кризисных явлений в экономике по результатам оценки эффективности проводимых мероприятий на основе анализа показателей (индикаторов) Программы, а также в случае изменения нормативной правой базы в сфере реализации Программы.".
2.5. Приложения N 1-3 изложить в новой редакции (прилагаются).
2.6. Приложения N 4, 5 исключить.
Губернатор, Председатель |
В.И. Шпорт |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно внесенным изменениям установлено, что общий объем реализации мероприятий Программы уменьшился на 2 644,08 тыс. рублей и составляет 125 868,67 тыс. рублей. Изменения обусловлены пересмотром отдельных мероприятий Программы.
Напомним, финансирование реализации мероприятий Программы осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Постановление Правительства Хабаровского края от 29 декабря 2012 г. N 494-пр "О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 30 июня 2011 г. N 198-пр "О краевой целевой программе "Развитие семейной политики в Хабаровском крае на 2012 - 2014 годы"
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 31 декабря 2012 г. N 12 (125) (Часть II) (Том 1), на "Официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края" (http://www.laws.khv.ru) 16 января 2013 г.