Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
Стратегия развития города Хабаровска во многом определена его геополитическим положением, статусом экономического, научного, культурно-образовательного, религиозного, туристического центра Дальнего Востока России, сообщающегося со странами всего мира и, в первую очередь, Азиатско-Тихоокеанского региона.
Духовно-нравственный фактор оказывает существенное влияние на все сферы жизни городского сообщества, являясь ее системообразующим стержнем. Как имманентное свойство жизнедеятельности города, он определяет его духовно-нравственный климат, как многоаспектное явление - зависит от качества жизни городского населения и на него влияет.
Миссия города в ее духовно-нравственном аспекте имеет следующее выражение: Хабаровск - политический, социально-экономический и культурно-образовательный центр Дальнего Востока России с благоприятным духовно-нравственным климатом, являющимся необходимым условием высокого качества жизни его жителей, оказывающим позитивное воздействие на стабильное и устойчивое социально-экономическое развитие региона, на взаимовыгодное сотрудничество со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Актуальность проблемы духовно-нравственного состояния городского сообщества приобрела особую значимость в связи усилением дальневосточного вектора во внутренней и внешней политике Правительства Российской Федерации. Растущее осознание значимости Дальнего Востока России федеральным центром в мировой и российской экономике, прямой причастности его к политическим, экономическим и культурным процессам в Азиатско-Тихоокеанском регионе, выдвигает на первый план становление Хабаровска как одного из центров высокой духовности, нравственности и культуры.
В городе Хабаровске в постсоветский период произошли системные изменения во всех его сферах, в том числе духовно-нравственной. В сознании его жителей, как и в сознании всего населения страны, произошло крушение идеалов, составляющих основу нравственности и духовности, уступивших место стремлению к потреблению материальных благ. Вследствие этого происходит снижение смысла бытия горожан, усиление в сознании больших социальных групп, особенно молодежи, ценностей потребительского общества, доминирование выгоды над истиной, искажение русского языка и речи, возрастание угрозы утраты их духовной самобытности. Очевиден переход от парадигмы развития общества, основанного на высокой нравственности, к парадигме развития общества безудержного потребления и материального накопления.
Сегодня четко проявились общероссийские и местные угрозы в духовно-нравственной сфере. К общероссийским угрозам можно отнести следующие:
- игнорирование моделью капитализма, складывающейся в России, моральных норм, гуманизма, доброты, отзывчивости, гражданственности и патриотизма, когда главным мерилом ценности человека становится финансовое благополучие, количество материальных благ;
- разрушение физического и духовного здоровья населения, которое длительный период было под защитой государства, а теперь лишилось ее и оказалось брошенным на выживание;
- бедность, невостребованность, бесперспективность существования, побуждающие многих россиян и особенно молодежь к бегству от действительности с помощью алкоголя, наркотиков, виртуальной (компьютерной) реальности. Потеря смысла в образовании и труде, которые не обеспечивают достойное существование, понуждает часть молодежи к криминальному поведению - способу быстрого и легкого обогащения. Часть населения города становится послушным инструментом религиозных тоталитарных сект, создающих из них отряды "волонтеров" с измененным в нужном им направлении сознанием;
- реформирование и коммерциализация институтов образования, здравоохранения и культуры, которые ведут к свертыванию их как фундаментальных основ цивилизационного развития общества;
- скудность человеческих ресурсов (1,1 человека на 1 кв. км) в Дальневосточном федеральном округе, занимающем около 40% территории Российской Федерации;
- разрушительное воздействие на сознание и поведение городского сообщества средств массовой информации, ставших инструментом торговли, пропаганды насилия, навязывания чуждых моделей поведения, искажения языка, речи.
Среди местных, наиболее очевидных угроз следует выделить следующие:
- непрочность национального духовного стержня на Дальнем Востоке, население которого преимущественно составляют потомки переселенцев из Центральной России, Украины, Белоруссии и Сибири, теряющие связь с родной землей, корнями, русской духовностью, сохраняемой в городах "Золотого кольца", культурными центрами России с их интенсивной творческой жизнью, накопленными художественными ценностями;
- потеря количественного состава населения в районах края, которые раньше подпитывали культуру, духовно-нравственное поле города, а в настоящее время лишились квалифицированных кадров;
- усиление роли мигрантов - людей с духовно-нравственным обликом, не всегда гармонирующим с духовно-нравственным обликом города Хабаровске;
- сокращение репродуктивной части населения по причине роста пьянства, наркомании, проституции, болезней, дорожно-транспортных происшествий;
- активность религиозных сект, нередко маскирующихся под общественные организации;
- слабое влияние на население традиционных для России религиозных конфессий.
Сильные и слабые стороны города Хабаровска, определяющие состояние его духовно-нравственной сферы
Сильные стороны Слабые стороны
1. Географические: центр пересечения 1. Экологические: низкое качество воздуха
транспортных, торговых и социокультурных (загазованность), воды, высокий
связей на востоке России. уровень шума.
2. Природно-климатические: 2. Демографические: низкая рождаемость,
обилие солнечных дней, благоприятная низкая продолжительность жизни
"роза ветров", красивая, богатая и населения, прежде всего трудоспособных
разнообразная флора и фауна. возрастов, высокая смертность,
3. Социокультурные: особая ментальность отток постоянного населения,
дальневосточника, его образ повышение удельного веса мигрантов.
основательного, неторопливого, 3. Девиантные: высокий уровень преступности,
работящего человека. слабая защищенность людей от криминала,
4. Архитектурно-градостроительные: сочетание подверженность значительной части
преемственности и инновации в сохранении населения пьянству и другим
и развитии имиджа города, поддержке социальным порокам (табакокурение,
его столичного статуса. наркомания, проституция и др.),
5. Религиозные: центр православия на Дальнем наличие организованных групп
Востоке при соблюдении прав и деструктивного характера (сект,
свобод других конфессий. неформальных молодежных групп),
6. Этнокультурные: наличие национальных направленных против семьи
культурных центров: и государственных институтов.
- русский (2) 4. Поселенческие: высокая стоимость жилья,
- украинский; коммунальных услуг, низкий
- белорусский; прожиточный уровень для социально
- азербайджанский; уязвимых слоев жителей города.
- армянский; 5. Территориальные: оторванность от центра России,
- немецкий; ее культурных ценностей,
- якутский; усиление периферийности в
- корейский (2) интеллектуальной и культурной областях.
- еврейский (2) 6. Административные: ограниченность материальных
- татарский; и административных ресурсов местной власти.
- народов Приамурья. 7. Гражданские: незрелость институтов
7. Рекреационные: актуальный и потенциальный гражданского сообщества, низкая
центр отдыха и туризма. общественная активность и слабая
8. Международные: активные структурированность городского населения.
контакты со странами АТР, особенно 8. Религиозные: обилие нетрадиционных для
с приграничными территориями. России религиозных конфессий, выступающих
9. Образовательные: наличие большого разделителями людей на "своих" и "чужих".
количества образовательных учебных 9. Воспроизводственные: слабое здоровье молодежи,
заведений, учащейся молодежи. низкая репродуктивность населения в связи
10. Художественно-творческие: с плохими условиями жизни, низким
наличие в городе большого количества качеством продуктов питания, уровнем
людей, занимающихся самодеятельным заработной платы, отсутствием жилья,
и профессиональным творчеством. интересной, перспективной работы.
10. Досуговые: неразвитая инфраструктура досуга,
особенно для детей и молодежи, слабая
материальная база учреждений культуры и искусства,
ее несоответствие требованиям времени.
11. Социальные: расслоение городского
населения по уровню и качеству жизни.
12. Кадровые: отсутствие действенной
кадровой политики в управлении
кадровыми ресурсами.
13. Научные: недостаточная связь науки
с жизнедеятельностью городского сообщества,
скудность интеллектуальных ресурсов,
ориентированных на решение городских проблем.
Более обстоятельный анализ состояния духовно-нравственной сферы (ДНС) города дает анализ основных сегментов духовно-нравственного поля, таких как
- семья - первичный социум, в котором обнаруживают себя и формируются духовно-нравственные свойства личности;
- язык, речь горожан;
- образование;
- культура и искусство;
- среда проживания;
- средства массовой информации;
- досуг.
Основные понятия (дефиниции) духовно-нравственной сферы даны в приложении N 1 к настоящей программе.
Семья как биосоциальный институт, наделяющий ребенка наследственными, родовыми качествами, закладывающий основы духовно-нравственного становления личности, системы ценностей может быть подвержен значительным изменениям. Несмотря на большое число социальных институтов, влияющих на семью (система образования, учреждения культуры, здравоохранения, органы социальной защиты, правоохранительные органы, религиозные организации и др.), она может испытывать негативные последствия системного кризиса, утратить свое влияние на подрастающее поколение, на выбор им моделей нравственного сознания и поведения.
Основными проблемами духовно-нравственного развития городских семей можно назвать:
- материальное неблагополучие;
- конфликтность взаимоотношений в семье;
- увеличение количества неполных семей (более 40%);
- вторичная занятость родителей на рынке труда и в самозанятости;
- низкая грамотность, некомпетентность родителей в вопросах семейной педагогики;
- увеличение количества семейных пар, не зарегистрировавших свои отношения;
- нежелание молодых родителей заниматься воспитанием детей, "делегирование" этой функции школе;
- критическое отношение детей к системе ценностей и личностных смыслов родителей.
Для повышения роли семьи в духовно-нравственном становлении подрастающего поколения необходима система работы с семьей, включающая информационную, правовую, моральную и материальную поддержку.
Воспитание ребенка в семье включает:
1) культуру тела (гигиена, физическое воспитание, культура движений);
2) психическое воспитание - развитие высших психических функций: внимания, восприятия, памяти, психомоторики, эмоциональной сферы, мышления, воображения, фантазии, воли;
3) воспитание характера: владение собой, контроль, выдержка, чувство меры в поведении, поведенческих реакциях, рефлексия;
4) духовно-нравственное воспитание: художественно-эстетическое, патриотическое, трудовое воспитание, усвоение норм и правил нравственного поведения, осмысления своей значимости в обществе, мире;
5) социальное воспитание как двусторонний процесс: с одной стороны, как процесс усвоения требований, норм, ценностей социальной среды, умение согласовывать свои потребности, притязания и возможности с ее реалиями; с другой стороны, - наличие потребности и способности самостоятельно решать свои проблемы, отстаивать собственные ценности и взгляды;
6) культурное воспитание: идентификация с культурной средой, осознание себя как носителя российской культуры;
7) способности к коммуникации, толерантности, сотрудничеству, сопереживанию, к умению встать на позицию другого человека, улучшить среду проживания, создать комфортные условия своими руками;
8) трудолюбие, самодисциплина, чувство долга.
Можно выделить основные условия, необходимые для формирования нравственности и духовных потребностей у детей в семье:
1. Атмосфера любви, сердечной привязанности, чуткости членов семьи друг к другу оказывает сильнейшее влияние на детскую психику, дает широкий простор для проявления чувств ребенка, формирования его нравственных потребностей.
2. Атмосфера искренности. Родители не должны лгать детям. Ложь, обман, симуляцию ребенок подмечает с чрезвычайной остротой и становится недоверчивым и подозрительным.
3. Воздействие словом, которое оставляет добрый след в душе ребенка. Слово должно быть содержательным, искренне сказанным, иметь глубинный смысл и эмоциональную окраску.
4. Наказание должно быть крайней мерой.
5. Понимание ребенком необходимости следовать поведенческим ориентирам "можно", "нельзя", "надо".
6. Уважение к традициям и обычаям рода, семьи.
7. Родители своим примером - поступками, трудом должны являть образец нравственности и духовности.
8. Культивирование в семье положительных привычек, норм поведения.
9. Создание условий для общения ребенка с интересными, духовно богатыми и нравственными людьми.
10. Родители должны демонстрировать детям уважение и любовь друг к другу.
Повышение уровня и качества семейного воспитания можно достичь совместными усилиями:
- семьи и школы, социальных педагогов и семейных психологов;
- общественных организаций, работающих с семьей;
- родительских советов и комитетов, осуществляющих постановку проблем перед администрацией города, образовательными учреждениями, общественностью, намечающих пути их решения;
- специализированных центров по работе с семьей;
- служб социальной защиты населения;
- молодежных организаций позитивной направленности;
- специализированных изданий (журналов, брошюр, буклетов и т.д.).
Язык и речь
Городское сообщество остро ощущает процесс деформации родного языка. Исчезает культура речи, оскверняется слово, вытесняется иноязычными заимствованиями, происходит процесс искажения смысла слова, превращения его в "пустой мертвый дух" (О. Павлов). Речь жителей города засорена словами-паразитами. Снижение культуры разговорной речи, ее удаленность от живого русского языка усугубляется жителями сельских районов, переселившимися в город, язык которых является смешением русского, белорусского и украинского языков переселенцев и их потомков с наречиями народностей Приамурья.
Речь горожан значительно обеднела, из нее исчезают такие слова, как: милосердие, благочестие, честь, долг, смирение, целомудрие, добродетель, жертвенность, что есть показатель нравственных ориентиров. Не случайно в работах обществоведов звучит тревога по поводу смены национального культурного типа.
Необходимы законы, защищающие родной язык от вульгаризмов (реклама, объявления, сленг, зачастую безграмотная речь дикторов радио и ведущих телепрограмм), ненормативной лексики, которая все более утверждает себя в семье, на улице, на производстве, оскверняя среду обитания, упрощая язык, вымывая из него звуковое и содержательное богатство, лишая целые поколения представления об эталонном языке русской литературы.
Для приобщения к духовной жизни народа через язык, слово требуются совместные усилия педагогов, средств массовой информации, деятелей культуры и искусства - всех тех, кто заинтересован в духовно-нравственном оздоровлении общества.
Образование - главный инструмент производства и воспроизводства духовности населения, всех его возрастных групп - от детей дошкольного возраста до людей вполне зрелых. Это область социокультурной жизнедеятельности, где формируется свободная, высоконравственная личность, способная взять ответственность за свою судьбу, семью, Отечество, цивилизацию и культуру.
Уровень образования жителей города Хабаровска достаточно высок: среднее профессиональное образование имеет 31% населения, высшее профессиональное - 31,2%. Наиболее работоспособная часть населения в возрасте 25-34 лет имеет высшее образование (45%). К сожалению, по количеству ученых, имеющих ученые звания и степени, Хабаровск значительно уступает Владивостоку (в 2,5 раза), что может свидетельствовать о бессистемной кадровой политике, непонимании того, что инновационность, на которую сегодня рассчитывает государственная власть всех уровней, и с помощью которой страна должна осуществить прорыв к новому качеству жизни, невозможна без бережного, заботливого отношения к ученым как интеллектуальному ресурсу, его сохранения и увеличения любой ценой.
Хабаровчан отличает профессиональная мобильность, готовность обрести несколько профессий, иметь два-три высших образования, пройти переподготовку, повысить квалификацию, освоить современные информационные технологии. Их отличают коммуникабельность, открытость новому опыту, креативность, доброжелательность, толерантность, наличие высоких духовных потребностей, верность гуманистическим нравственным принципам.
Духовно-нравственное развитие человека связанно, прежде всего, с воспитанием, являющимся основой образования, направленного:
- на совершенствование природы человека - физической, психической, социальной и духовной;
- на усвоение общечеловеческих и национальных духовно-нравственных ценностей, традиций, норм поведения;
- на самоопределение и самореализацию личности, в которой заинтересовано общество, государство, человечество.
Стратегия духовно-нравственного развития в образовательных учреждениях города может быть построена на следующих принципах:
- общечеловеческой и национальной обоснованности содержания воспитания, этапов его освоения с учетом возрастных особенностей ребенка, подростка, молодого человека;
- постепенного расширения сферы жизнедеятельности растущего человека, вовлечения его культурного и духовно-нравственного опыта в жизнь социума, позволяющего чувствовать себя нужным, социально значимым человеком;
- первичности национальных ценностей, выделенных в Конвенции о правах ребенка, где сказано, что образование должно быть направлено на воспитание у него уважения к родителям, культуре, языку, стране, в которой ребенок проживает, к цивилизациям, отличным от его собственной (ст. 29);
- формирования способностей к культурной идентификации, отождествлению себя со своим народом;
- сохранения телесного и духовного здоровья, обретения гармонии с самим собой и миром.
Надо признать, что воспитание в российском образовании уходит на второй план, а нередко исчезает под давлением текущих задач, ориентирующих управленцев, педагогов и учащихся общеобразовательных школ на единый государственный экзамен, в котором уровень воспитания не учитывается и не фиксируется. Этому способствуют минимальный образовательный стандарт, лежащий в основе подушевого финансирования, вводимого в школах города. Из этого стандарта фактически изъят воспитательный компонент, который был ранее представлен системой дополнительного образования, существующей в школе. Таким образом, общее образование в его классическом виде, представленное триадой - обучение, воспитание, развитие - сегодня фактически сведено к обучению в средней школе, что намного усложнило задачу формирования духовно-нравственного поколения. Школы, гимназии и лицеи города пытаются сохранить воспитательный компонент, реализуя воспитательные системы, на которых строится школьная жизнь, но всего лишь 40 % школ имеют воспитательные системы.
Управление образования администрации города Хабаровска увеличивает с каждым годом удельный вес воспитания в общеобразовательных школах: организует конкурсы воспитательных систем, программ экологической, художественной, лидерской, патриотической направленности, поощряет участие учащихся образовательных учреждений города в фестивалях и конкурсах педагогов ("Самый классный классный", "Педагогический звездопад", "Сердце отдаю детям", "Учитель года"), художественного творчества детей и юношества городского уровня ("Амурские зори", "Хабаровская весна", "Зажги свою звезду", "Радуга талантов"), краевого ("Звезды Амура"), международного ("Новые имена стран АТР").
Немалый вклад в "строительство" личности вносят школы искусств города (9), учреждения дополнительного образования детей (17), несущие основную нагрузку по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Следует признать, что учреждениями дополнительного образования ведомств культуры охвачено лишь 2,5 % детей, проживающих в городе. В целом, учреждения дополнительного образования охватывают сегодня лишь 35% детей, что значительно снижает их эффективность в формировании духовно-нравственного потенциала детей и подростков. Многие дети не имеют возможности посещать учреждения дополнительного образования по причине высокой стоимости обучения, занятости родителей, удаленности этих учреждений от мест проживания детей.
В школах города (56% от общего количества школ) ведутся факультативы по программам "Изобразительное искусство и среда", "Космос театра", "Театр", "Народная музыка", "Духовная музыка", "Мир народной культуры", "На пути к образу", "Дизайн", "Живопись, графика, скульптура", "Ритмика и хореография", "Компьютерная графика", "Компьютерная музыка". Эти программы в основном сориентированы на духовно-нравственное развитие детей.
Следует отметить, что с 2000 по 2008 год успешно прошли экспертизу и получили гриф министерства образования Хабаровского края 18 авторских программ педагогов образовательных учреждений города, 9 из которых - программы элективных курсов по разным видам художественно-творческой деятельности. Анализ их тематики показывает, с одной стороны, наличие региональной направленности, тяготения к смежным видам искусства, современным информационным технологиям. С другой стороны, в них слабо выражены предпрофильная подготовка и профильное обучение, развивающие художественные и духовные способности учащихся. Это актуализирует необходимость разработки программ культурологической направленности, в которых проблема освоения языка культуры занимает центральное место; через его освоение лежит путь к познанию истории, духовных возможностей человека.
Хабаровск располагает рядом образовательных учреждений, имеющих духовно-нравственную направленность на основе освоения языка искусства. Основательный художественно-эстетический блок имеют Центр эстетического воспитания детей - пионер в этой области, лицей "РИТМ" г. Хабаровска. На базе гимназии N 7 г. Хабаровска создана лаборатория художественно-эстетического образования. Успешно и плодотворно работают в городе образцовый вокальный ансамбль "Улыбка", победитель всероссийского конкурса - хоровая студия "Росинка", дипломант международного фестиваля - студия "Орфей", театр-студия "Бенефис" и другие творческие коллективы. Многочисленные победы учащихся учреждений дополнительного образования на городских конкурсах "Амурские зори", "Радуга талантов", на Всероссийских и международных конкурсах подтверждают их образовательный уровень, значимость для системы образования в целом.
Следует заметить, что существующая в городе система дополнительного образования в рассматриваемый период времени имеет тенденцию к сужению, сокращению количества кружков и студий. С 2005 года количество кружков и студий духовно-нравственной направленности (художественно-эстетические, экологические, краеведческие и патриотические) сократилось на 104 единицы (с 597 до 493); количество детей, в них обучающихся - на 1000; количество внеклассных мероприятий - на 22 000. Следует заметить, что это снижение объясняется не только вышеназванными причинами, но и сокращением количества учащихся, классов и даже школ.
За последние годы в городе значительно сократилось количество детских дошкольных учреждений. Они в настоящее время удовлетворяют потребности 67% детей, в них нуждающихся, а это весьма существенные потери в духовно-нравственном развитии детей, которое наиболее эффективно в дошкольном возрасте. В этом возрасте у детей естественным образом проявляется чувство прекрасного, чувство справедливости в его прямоте и категоричности ("категорический императив"), и потери эти невосполнимы в последующие этапы их взросления.
В городе сократилось количество выпускников - молодых специалистов, пришедших на работу в систему общего образования. Так, если в 2005 году их было 140, то в 2007 году - 96. Это факт весьма печальный, поскольку с детьми молодому специалисту легче установить контакт, понять детскую и подростковую психологию, мироощущение, принять их систему ценностей, нежели педагогу старшего возраста.
В средних специальных и высших профессиональных учебных заведениях города духовно-нравственное воспитание осуществляется преимущественно в творческих объединениях, клубах, коллективах творческой самодеятельности. Учащиеся и студенты демонстрируют свой духовный потенциал на фестивалях "Студенческая весна", "Золотая лира", научных конференциях студентов, аспирантов, молодых ученых, чьи работы связаны с гуманитарной тематикой, данной сферой. Однако этот потенциал студенческой молодежи, научно-педагогических коллективов вузов, средних специальных учебных заведений, профессиональных училищ слабо связан с городским сообществом, зачастую востребован только в периоды массовых общественно-политических мероприятий, разовых акций.
Надо заметить, что духовно-нравственный уровень студентов и преподавателей вузов и средних специальных учебных заведений падает. Они не используют возможности культурного центра региона: не посещают Дальневосточный художественный музей, в том числе и студенты художественно-графического факультета Дальневосточного государственного гуманитарного университета, другие музеи, концерты Дальневосточного симфонического оркестра, выдающихся музыкантов, актеров, культурные мероприятия, организованные генеральными консульствами стран-соседей.
Как свидетельствуют опросы студентов хабаровских вузов, в студенческой среде получили широкое распространение такие явления, как покупка курсовых и дипломных работ (свидетельствуют 50% респондентов), кража ценных вещей, денег (40%), получение оценок за плату (35%), дача ценных подарков преподавателям (33%), употребление наркотиков (20%), проституция (7%). Среди современной молодежи распространен культ денег, что само по себе не является пороком. Однако значительная часть молодых людей не гнушается добывать их различными способами, в том числе безнравственными. Так, по данным опроса (ДВАГС, 2007 г.), только часть молодежи считает для себя "недостойными при любых обстоятельствах" такие способы добычи денег, как:
- вступить в брак по расчету - 37,9% (17-летние), 28,8%
- (24-летние), 26,5% (29-летние);
- вступить в физическую близость за плату - 37,9% (17-летние), 65,3% - (24-летние), 61,0% - (29 -летние).
- взять то, что плохо лежит - 62,3% (17-летние), 64,0%- (24-летние), 63,6% - (29 -летние).
- добыть хитростью - 23,8% (17-летние), 23,2% - (24-летние), 35.9% - (29-летние).
Другая часть опрошенной молодежи города допускает вышеперечисленные асоциальные способы добычи "возможными в чрезвычайных ситуациях", "иногда возможными" или вполне "нормальными". Заметим, что по данным мониторинга молодежного сознания с 1997 года по 2007 год произошло укоренение асоциальных проявлений среди различных возрастных групп юношей и девушек города. Так, среди 17-летней молодежи уменьшилось число тех, кто считает "недостойным при любых обстоятельствах" употребление нецензурных выражений с 37% (1997 г.) до 14% (2007 г.), употребление спиртных напитков с 46,0% (1997 г.) до 33,3% (2007 г.) т.е. подавляющее большинство допускает сквернословие, пьянство.
Следует признать, что в образовательной политике города Хабаровска, касающейся духовно-нравственной сферы, есть существенный пробел: в ней отсутствует раздел "Духовно-нравственная культура". Предлагаемая к введению в муниципальные образовательные учреждения города на факультативной основе образовательная область "Духовно-нравственная культура" обеспечит усвоение школьниками основ социального и культурного опыта развития России. Изучение основ духовно-нравственной культуры своего Отечества в образовательных учреждениях имеет большое значение для воспитания у молодежи гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Образовательный и культурный уровень населения города определяется степенью его интеллектуального, эстетического и духовного развития, накопленными в памяти поколений знаниями и жизненными навыками, полученными благодаря системе образования и собственному опыту населения, укладом его жизнедеятельности и условиями жизни. В интегральной памяти населения формируется информационно-культурный код, которым "записываются" этические нормы, правила жизни в городе Хабаровске. Этот код формирует и производит черты культуры жителей города.
Развитие системы образования идет в Хабаровске прогрессивно. Однако, изменение социально-экономических условий в стране, изменения образовательной политики государства требуют ее серьезной модернизации.
Главный стратегический ресурс в устойчивом развитии города - дети, подростки, молодежь. Будущее города может быть обеспечено только через их воспитание и образование. Самым динамичным сегментом сферы образования являются дошкольная и школьная системы. Они наиболее чувствительны ко всем социально-психологическим, экономическим и экологическим воздействиям, а потому более всего требуют своевременных и достаточных инвестиций, постоянного внимания и грамотного управления происходящими в них процессами.
Реализация данной программы предполагает:
- улучшение качества дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) и дополнительного образования, в том числе для детей, имеющих проблемы со здоровьем, детей-инвалидов;
- включение в содержание образовательного процесса общеобразовательных учебных заведений новой образовательной области "Духовно-нравственная культура";
- создание качественного нравственно-ориентирующего образовательного пространства;
- обеспечение доступности дополнительного образования для всех категорий детей;
- усиление духовно-нравственного компонента в содержании образования, повышения его значимости в оценке деятельности образовательных учреждений и педагогов;
- разработку программы воспитания гражданина России каждым образовательным учреждением;
- организацию полноценного отдыха детей;
- создание условий для развития образования, ориентированного на сохранение и укрепление здоровья детей посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
- улучшение материально-технической базы учреждений образования и детских оздоровительных лагерей, находящихся в ведении органов местного самоуправления;
- эффективного использования деятельного потенциала родительских советов;
- экологического воспитания всего населения, пропагандирующего политику природосбережения, обеспечивающего снижение экологической нагрузки на территорию города, восстановление природных ресурсов.
Культура и искусство
Культурная составляющая города Хабаровска занимает значительное место в его духовно-нравственном облике. Хабаровск по праву гордится своими музеями, театрами, архитектурой, возрождающимися храмами, Дальневосточным симфоническим оркестром, художниками, писателями и поэтами, принесшими ему славу, учреждениями культуры и искусства, образовательными учреждениями, творческими коллективами. Его культура выстраивается в соответствии с культурной политикой администрации г. Хабаровска, рассматривающей ее как совокупность стратегий развития культуры в обществе и развития общества через культуру. В этой политике культура является инструментом внутренней и внешней политики, экономики и образования. Подобный подход администрации города к культуре есть проявление не только "местного прагматизма", но и мировых тенденций, обнаруживающих себя в следующих чертах:
- культура становится сектором экономики, важнейшим фактором ее развития, ибо определяет инвестиционную привлекательность столицы ДФО, конкурентоспособность ее товаров и услуг;
- предприятия, внедряющие новейшие технологии, бизнес становятся все более зависимыми от культурного уровня кадров, персонала, людей творческих профессий, что побуждает бизнес вкладывать деньги в культуру;
- Хабаровск как столица Дальнего Востока России ведет диалог со странами АТР и, прежде всего, Северо-Восточной Азии - КНР, Кореей и Японией, имеющими древнюю культуру. Равенство в этом диалоге или приоритет во многом зависит от того, с каким национально-самобытным культурным багажом вступает в сообщество этих стран тот или иной партнер.
Повышение качества жизни зависит прежде всего от качества человека, его духовно-нравственной содержательности. Вот почему в центре внимания сегодня стоит личность, а главным достоянием государства признается человеческий капитал. К сожалению, качество этого "капитала" стремительно падает, что объясняется обилием информационных потоков, отравляющих среду обитания россиян, в том числе и хабаровчан, наполняющих их жизненное пространство эрзацпродуктами культуры, ее имитирующими, лишенными духовной содержательности.
Художественная среда, в которой живут жители города, стала намного беднее: Хабаровск имеет мало профессиональных творческих коллективов (3 муниципальных), количество вернисажей оставляет желать лучшего, практически незаметно протекает жизнь творческих союзов, которые перестали получать государственную поддержку; крайне редко проводятся фестивали музыки дальневосточных композиторов, современной музыки; почти не посещают Хабаровск выдающиеся музыканты, артисты, художники и поэты. Хабаровск в культурном плане становится провинциальным городом, чего не было никогда в прошедшие времена, поскольку уровень культуры, заложенный в советское время мощным отрядом работников культуры и искусства, направленным сюда из ведущих художественных вузов страны в 30-е и 60-е годы прошлого столетия, сформировал уровень культурных потребностей жителей города, отвечающий уровню передовых городов России, оставил после себя творческие художественные школы, которые сегодня иссякают как источники, не получающие подпитки извне. Это недопустимо хотя бы по той причине, что Хабаровск является культурным центром Дальнего Востока России, стремящимся занять достойное место в наиболее перспективном Азиатско-Тихоокеанском регионе, определяющем стратегию мировой политики, экономики и культуры.
Сокращается количество выпускников в образовательных учреждениях культуры и искусства. Все меньшее количество талантливых молодых людей собирается посвятить себя искусству, заняться воспитательной и педагогической работой. Показатель этого - один выпускник, пришедший в учреждения культуры и искусства города в 2007 году. Кадровый потенциал учреждений этой сферы исчерпывает себя и практически не пополняется. Лучше обстоит дело с театрами, где приток молодежи пока еще заметен. Практически нет притока в образовательные учреждения города и творческие коллективы специалистов по танцам - они в большинстве своем работают в Японии, КНР и ночных клубах города; не хватает педагогов-музыкантов, в частности гитаристов, востребованных юными жителями города, музыкантов-духовиков.
Духовно-нравственный ресурс культуры, производящий и воспроизводящий духовность, зависит от наличия кадров - хранителей духовно-нравственных ценностей, критериев истинной культуры, традиций отечественных художественных школ, подлинного профессионализма. Но эти специалисты, составляющие "золотой фонд" города и края, не получая внимания властей, заботы и поддержки, покидают Хабаровск в поисках лучшей доли. Эту проблему следует безотлагательно решить, не уповая на федеральную и краевую власть. Другой путь - это новый подход к программе "Одаренные дети", которая должна стать программой подготовки и сохранения кадров для культуры города Хабаровска.
В городе должны быть стационарные профессиональные коллективы: смешанный хор, камерный хор, духовые оркестры, оркестр русских народных инструментов, эстрадно-джазовый оркестр, которые бы выступали в парках, на улицах города и на торжественных городских мероприятиях, городская опера. Для этого следует выделять из бюджета города не менее 3,5 %. Меньше выделять сегодня на культуру средств нецелесообразно. Городу необходимо иметь муниципальные концертные залы, которых в настоящее время нет, культурные комплексы для целей данной программы. Библиотеки города должны превратиться в информационные центры, оснащенные компьютерами с выходом в интернет, электронными информационными носителями, ведущие большую просветительную работу среди населения.
Город нуждается в систематических радио- и телепередачах с периодичностью выхода как минимум два раза в месяц для информирования жителей города о культурных событиях, реализации муниципальных программ.
Привлекательность городов сегодня определяется насыщенностью его неформальной культурной жизни - творческой атмосферой, царящей на улицах, в парках, дворах, аурой, которую создают художественно одаренные люди, делящиеся своими достижениями с горожанами и гостями города. Это уличные художники, музыканты, поэты, барды, специалисты по дизайну, которые делают облик городов привлекательным, дают творческие импульсы его жителям, поднимают настроение, вызывают любовь к своей "малой родине". Надо создать праздничную атмосферу на улицах города, привлекая творческую молодежь, которая творит на кухнях и в подвалах, не имея возможности реализовать свои дарования, направить свой энтузиазм и молодую энергию на культурное благоустройство города.
Большую роль в сохранении и развитии национальных культур могут сыграть культурные центры, имеющиеся в городе, - русский, украинский, белорусский, еврейский, якутский, корейский, азербайджанский, немецкий, польский, народностей Приамурья. Эти центры должны стать организационным и энергетическим ядром национальных культур, а не формальными образованиями, их представляющими.
Мощным фактором духовного единения жителей города Хабаровска являются традиционные и новые массовые праздники, пришедшие на смену праздникам советской эпохи. Наиболее значительным из них стал День города. Этот праздник признан горожанами. Они ждут его и серьезно к нему готовятся. Наиболее важная его часть - праздничное шествие учащихся, студентов учебных заведений, трудовых и творческих коллективов округов города Хабаровска. Со временем эти демонстрации могут стать ярким карнавальным шествием, в котором будут представлены национальные культуры и молодежные субкультуры. Немалые возможности для организации массовых праздников, влияющих на духовно-нравственный климат города, создает архитектурно-парковый ансамбль в районе Уссурийского бульвара, объединяющий спортивно-культурный комплекс "Платинум-арена" и пруды парка "Динамо".
XXI век требует масштабных культурных форм, воздействующих на массы людей, выполняющих просветительскую и воспитательную функции. Хабаровску как столице Дальневосточного федерального округа необходим этнопарк, включающий в себя архитектурные и природные ландшафты, характерные для этносов, проживающих на территории округа. Этот парк будет свидетельством уважения, бережного отношения к культурным корням народов, населяющих Дальний Восток России, стремящихся сохранить свою самобытность, а не раствориться в обезличивающей глобализации. Этнопарк мог бы стать достопримечательностью, привлекающей туристов, дающей значительную прибыль бюджету города. Целесообразно создать при этнопарке исследовательский центр, занимающийся изучением национальных культур, имеющихся в регионе, и культурно-образовательный центр.
Среда проживания
Весьма значимым фактором формирования духовности населения является среда проживания, соединяющая в себе природу, местоположение города, его экологию, планировку, архитектуру, жителей, их образ жизни, стиль поведения и общения, психологический климат и др.
Местоположение Хабаровска его основателями выбрано идеально и по-своему уникально: город стоит на правом высоком берегу Амура. С Утеса - главной ландшафтной достопримечательности города - открывается величественная панорама.
Созданный поначалу как военный форпост с казарменными строениями и хаотично возникающими вдоль береговой линии Амура жилыми постройками, Хабаровск уже в конце XIX века стал столицей Приамурского края. В основу таких городов российская градостроительная политика закладывала концепцию "Москва - Третий Рим", имевшую в то время большую популярность, что оправдывалось стремлением России создать на своих восточных рубежах не только мощный военный и экономический форпост, но и духовно-идеологический противовес соседним странам. Главная роль здесь отводилась храмам, которые являлись основным организующим началом в архитектуре российских городов.
За 150 лет Хабаровск превратился из деревни в административный и духовный центр региона, являющий стилевое многообразие, возникшее под воздействием эстетических воззрений его создателей, то направлявших свой взор к европейским образцам, то ищущих русское самобытное начало, то уступающих нормативно-функциональному стилю "хрущевок", "спальных районов". За свою историю город обрел неповторимый облик, образуемый площадями, парками, фонтанами, величественными и оригинальными сооружениями. Хабаровск одухотворяется возрожденными храмами - Иннокентьевским, Успенским, Спасо-Преображенским, Серафима Саровского, Александра Невского, возвращающими православию его силу и величие.
Появляются в городе островки ландшафтной архитектуры - система прудов на Уссурийском бульваре, образующая с парком "Динамо" живописный и эстетически привлекательный ансамбль - излюбленное место отдыха горожан.
Преображение города, его стремление заслужить звание столицы приветствуется его жителями, вызывает у них чувство гордости. Хабаровск прирастает новыми домами, сооружениями, дорожными развязками, но его облик серьезно страдает от низкого культурного уровня жителей, загрязняющих среду обитания мусором, рекламой сомнительного содержания.
Экологическое состояние города по некоторым показателям не отвечает нормативным требованиям, установленным в Российской Федерации, что не способствует увеличению продолжительности жизни горожан, повышению их духовно-нравственного уровня. А между тем, экология природы и духовно-нравственной сферы общества тесно взаимосвязаны. Природа является первичным источником духовности и нравственности.
Наибольшие проблемы для экологии города Хабаровска представляют
- сбросы в Амур сточных вод, которые на 25% не подвергаются очистке;
- грязная питьевая вода (24% жителей пользуются плохо очищенной водой для питья; реки, протекающие в черте города, оцениваются как "чрезвычайно грязные");
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города от передвижных и стационарных источников загрязнения;
- лесные пожары;
- сокращение площади зеленых насаждений на одного жителя;
- низкий процент утилизации отходов производства и потребления;
- стихийные городские свалки.
Загрязненность атмосферного воздуха в последние годы повысилась, что объясняется, прежде всего, выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, объем которых ежегодно увеличивается, достигая 160 тыс. тонн в год. Резко увеличившееся количество транспорта, с которым уже не справляются улицы города с их постоянными пробками, усугубляет эту ситуацию. Доля загрязняющих веществ от транспорта в их суммарном выбросе приблизилась к 65%.
Медленно решается проблема переработки твердых бытовых отходов, что приводит к перегрузке городской свалки. В связи с уплотнением городской застройки в центре города сократилось количество зеленых насаждений, которые являются "легкими" города. Оставляет желать лучшего чистота дворов и подъездов, которые зачастую не соответствуют санитарным требованиям.
Не действует закон, запрещающий распивать пиво на улицах и общественных местах. Ненормативная лексика стала привычной и переносится в семейный быт, становится частью звуковой среды, в которой растут дети. Необходима служба общественного порядка - муниципальная милиция, следящая за соблюдением жителями города норм поведения; необходимы законодательные акты, регламентирующие поведение горожан в общественных местах, налагающие на них штрафные санкции.
Необходим контроль за рекламой, ее нравственным уровнем, который зачастую шокирует жителей города фривольностью, двусмысленностью, а порой откровенной пошлостью. Следует повысить удельный вес социальной рекламы, обращенной к духовной сфере жителей города Хабаровска.
Средства массовой информации
Российские средства массовой информации становятся инструментом переидентификации россиян. Они чрезмерно увлекаются коммерческой деятельностью, забывая о социальной сути своего предназначения, заполняя информационное поле броским материалом - сексом, криминалом, скандалами, рекламой, описаниями гламурной жизни, отчего неминуемо "желтеют". Можно сказать, какое общество, такие и СМИ. Но СМИ - это власть, мощное средство обнаружения реальности или ее сокрытия, формирования мировоззрения, сознания, моделей поведения.
К сожалению, СМИ часто уходят от освещения событий, происходящих в культуре и искусстве, что в условиях Дальнего Востока недопустимо, где культура не так насыщена событиями, как культура Центральной России, и надо поддерживать ее, чтобы вселить в жителей города надежду на лучшее.
Учитывая тот факт, что телерадиовещание в Хабаровске перешло под контроль московских компаний, упразднивших студии и редакции, занимавшиеся просвещением населения, администрации города можно арендовать у ГТРК время для систематического ведения радио- или телепередач культурной и духовно-нравственной тематики. Это обусловлено тем, что жизнь хабаровчан получает освещение лишь в телерадионовостях, редких статьях и заметках в местной прессе, чего недостаточно для столичного города, который должен иметь обширное и многообразное информационное поле, освещающее его жизнедеятельность. Более эффективно могут использоваться имеющиеся у города средства массовой информации. Например, газета "Хабаровские вести" может иметь еженедельное приложение (вкладыш) с освещением деятельности городского сообщества, воплощающего в жизнь данную программу.
Досуг
Слабым звеном в структуре города остается сфера досуга. Она бедна по представленным формам и скромна по своей роли в реализации настоящей программы. Инфраструктура досуга включает в себя кинотеатры (6), которые сегодня фактически можно исключить из учреждений, работающих на духовность и нравственность, поскольку содержание их деятельности является чисто коммерческим, а цель - не воспитание населения, а извлечение прибыли путем показа преимущественно низкопробных американских кинолент, антидуховных по своей сути; театры, концертные залы, музеи, цирк, парки, аттракционы, компьютерные салоны (компьютерные игры), боулинг, кафе, бильярдные залы, боулинг, рестораны, казино, интернет-кафе, клубы по интересам, ночные клубы. Анализ деятельности этих учреждений показывает, что лишь часть из них работает на цели и задачи программы, а некоторые из них работают вопреки ей, преследуя противоположные цели (ночные клубы, некоторые детские аттракционы, компьютерные салоны, рестораны, казино).
Сфера досуга при разнообразии ее форм не работает на большую часть населения города либо по причине ее несоответствия запросам горожан, либо ценовой недоступности. Обнищавшему населению недоступно даже посещение кинотеатров, которое сегодня обходится на одного человека в 300-350 рублей, а посещение кафе детям, подросткам, молодым людям часто не по средствам. Необходимо изменить сферу досуга, его концепцию, обновить инфраструктуру, создать новые формы, удовлетворяющие потребности различных возрастных групп - от детей дошкольного возраста до пожилых людей. Аквапарки и "диснейленды" будут созданы не скоро, да и вряд ли эти развлечения будут соответствовать финансовым возможностям многих жителей города. Реальнее создавать доступные формы, например, "арбаты" - творческие площадки на улицах города, где может проявить себя любой его житель, кафе с игровыми площадками, интернет-кафе, КВН-кафе, бизнес-кафе, артистические кафе, ретро-кафе, джаз-рок-кафе, интеллектуальные и дискуссионные клубы, что мог бы взять на себя малый бизнес.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.