Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 28 ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе<...>, рассмотрев дело N 4-05/101 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения рекламы медицинских и финансовых услуг с нарушением требований части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Бектяшкиной, установила:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Хабаровским УФАС России в газете "Максимум рекламы" в N 41 (376) от 18.10.2013 г. отслежены рекламы следующего содержания:
Стр. 1 - "Компания "СК-Комфорт". Шкафы-купе. Балконы. Кухни. Изделия из искусственного камня, массива древесины лестницы. Беспроцентная рассрочка на 12 месяцев. Пер. Спортивный, 4, офис 110. т.67-65-87, 67-96-96";
Стр. 3 - "ООО "Мебельщик. Шкафы-купе. Кухни. Скидка 30%. Рассрочка на 6 месяцев. 60-19-09";
Стр. 4 - "Стоматология "IДентас". Ультразвуковое отбеливание: скидка 50% - 1250 руб. Осмотр и консультация - бесплатно. Лечение материалами из Японии, Германии, США. Металлокерамика Noritake (Япония) - 4500 руб. ул. Большая, 9 (ост. Сбербанк), тел. 669-000".
В части 1 статьи 3 Закона о рекламе дано понятие рекламы, в соответствии с которым реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ "О рекламе" реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается.
Тексты рекламных объявлений на стр. 1, 3 содержат указание на возможность предоставления кредита при приобретении товара (услуги). Указание реквизитов организации, предоставляющей финансовые услуги, является одной из гарантий соблюдения информационного права потребителей.
Однако из текста реклам не следует, о каком именно кредите идет речь: товарном, коммерческом или банковском, отсутствует информация о том, кем предоставляется кредит. Реклама должна содержать сведения, которые бы позволили потребителю отличить финансовые услуги, оказываемые банком, от продажи организацией (не финансовой организацией) товаров (услуг) в рассрочку или кредит. Указанная информация является существенной, поскольку ее отсутствие может ввести в заблуждение потребителя относительно содержания кредитных отношений и (или) лиц, предоставляющих кредит.
Согласно части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе" реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).
В рекламных предложениях отсутствует наименование лица, оказывающего финансовые услуги.
Рекламное предложения на стр. 4 газеты направлено на привлечение внимания к медицинским услугам.
В соответствии с отраслевым стандартом "Термины и определения системы стандартизации в здравоохранении", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2001 N 12, медицинская услуга - это мероприятие или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость.
Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.06.1993 N 163 (в ред. от 28.03.2008 г.), группа "медицинские услуги" (код 8) состоит, в том числе из таких услуг как: "лечение зубов", "протезирование".
В соответствии с номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н перечень медицинских услуг разделен на два класса: "А" и "В".
Класс "А" включает, в том числе, такие медицинские услуги как лечение зубов, протезирование, профессиональное отбеливание зубов и диагностическое исследование, представляющие собой определенные виды медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Класс "В" включает, в том числе, такие медицинские услуги как стоматология хирургическая, ортодонтия, стоматология детская, представляющие собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Реклама, содержащая указание на медицинские услуги, должна соответствовать требованиям, предъявляемым рекламным законодательством к рекламе медицинских услуг.
Требования к рекламе лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, установлены статьей 24 Закона о рекламе, в силу части 7 которой реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино - и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд и должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства).
Указанное рекламное предложение не содержит предупредительной надписи, что является нарушением части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе".
Рекламы в указанных частях признаются ненадлежащими.
В процессе рассмотрения дела представитель ИП Бектяшкиной с выявленным нарушением согласилась.
Согласно части 7 статьи 38 ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 закона несет рекламораспространитель.
Рекламораспространителем указанных реклам является учредитель газеты "Максимум рекламы" ИП Бектяшкина
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального Закона "О рекламе" и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
решила:
1. Признать ненадлежащими рекламы:
- "Компания "СК- Комфорт". Шкафы-купе. Балконы. Кухни. Изделия из искусственного камня, массива древесины лестницы. Беспроцентная рассрочка на 12 месяцев. Пер. Спортивный, 4, офис 110. т.67-65-87, 67-96-96";
- "ООО "Мебельщик. Шкафы-купе. Кухни. Скидка 30%. Рассрочка на 6 месяцев. 60-19-09";
- "Стоматология "IДентас". Ультразвуковое отбеливание: скидка 50% - 1250 руб. Осмотр и консультация - бесплатно. Лечение материалами из Японии, Германии, США. Металлокерамика Noritake (Япония) - 4500 руб. ул. Большая, 9 (ост. Сбербанк), тел. 669-000",
распространенные ИП Бектяшкиной в газете "Максимум рекламы" в N 41 (376) от 18.10.2013 г., поскольку в них нарушены требования части 7 статьи 24, части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе".
2. Выдать ИП Бектяшкиной обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Хабаровского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение изготовлено в полном объеме 28 ноября 2013 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии |
Е.В.Гуринович |
Члены Комиссии: |
О.Н.Власкина |
|
Г.А.Беус |
Предписание
о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 28 ноября 2013 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 28 ноября 2013 года по делу N 4-05/101 о признании ненадлежащими реклам медицинских и финансовых услуг, и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона "О рекламе", пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, предписывает:
1. ИП Бектяшкиной в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства РФ о рекламе, а именно: распространение в газете "Максимум рекламы" рекламы:
- финансовых услуг с нарушением требований части 1 статьи 28 ФЗ "О рекламе", а именно: без указания лица, оказывающего эти услуги;
- медицинских услуг с нарушением требований части 7 статьи 24 ФЗ "О рекламе", а именно: без сопровождения рекламы предупредительной надписью о наличии противопоказаний к их применению и консультации специалиста.
2. ИП Бектяшкиной представить в Хабаровское УФАС России письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до 10 декабря 2013 года.
В случае неисполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Хабаровское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4. статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере - от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в трехмесячный срок).
Председатель Комиссии |
Е.В.Гуринович |
Члены Комиссии: |
О.Н.Власкина |
|
Г.А.Беус |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы России по Хабаровскому краю от 28 ноября 2013 г.
Текст решения официально опубликован не был