Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Порядок
подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
(утв. приказом Министерства образования и науки Хабаровского края от 12 мая 2012 г. N 15 (в редакции приказа Министерства образования и науки Хабаровского края от 28 января 2013 г. N 3))
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок определяет процедуру подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей (далее - кандидаты в приемные родители).
1.2. Подготовка кандидатов в приемные родители (далее - подготовка) проводится по программе подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утвержденной приказом министерства образования и науки Хабаровского края (далее - Программа), в количестве 70 академических часов.
1.3. Подготовка осуществляется территориальным структурным подразделением опеки и попечительства министерства образования и науки Хабаровского края (далее - территориальное подразделение опеки и попечительства) или образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляющими полномочия по подбору и подготовке кандидатов в приемные родители на основании договора с органом опеки и попечительства (далее - Организации).
1.4. Действие настоящего Порядка распространяется на кандидатов в приемные родители - граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Хабаровского края и желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, а также иностранных граждан, лиц без гражданства, граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и не прошедших соответствующую подготовку на территории государства, в котором они постоянного проживают, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, проживающего на территории Хабаровского края, а также территориальные подразделения опеки и попечительства и Организации.
1.5. Подготовка является обязательной для всех граждан, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Исключение предусмотрено для следующих категорий граждан:
- для лиц, желающих усыновить детей, являющихся их отчимами (мачехами);
- для лиц, желающих усыновить детей, стать их опекунами или попечителями, принять детей на воспитание в приемную семью, являющихся близкими родственниками детей, оставшихся без попечения родителей;
- для лиц, желающих усыновить ребенка, которые являются или являлись усыновителями, и в отношении которых усыновление не было отменено;
- для лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями, либо принять детей на воспитание в приемную семью, которые являются или являлись опекунами или попечителями детей, и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей.
Указанные граждане могут пройти подготовку по своему желанию.
1.6. Финансирование расходов, связанных с подготовкой, осуществляется за счет средств краевого бюджета.
2. Порядок подготовки кандидатов в приемные родители
2.1. Подготовка проводится при обращении кандидатов в приемные родители непосредственно в Организацию или по направлению территориального подразделения опеки и попечительства.
2.2. Кандидаты в приемные родители вправе обратиться в любую Организацию, расположенную на территории Хабаровского края.
Кандидаты в приемные родители, обратившиеся в Организацию для прохождения подготовки, предъявляют документ, удостоверяющий личность, и подают заявление по форме приложения N 1 к настоящему Порядку.
2.3. Подготовка проводится на безвозмездной основе.
2.4. Кандидаты в приемные родители, не владеющие русским языком и желающие пройти подготовку, обращаются в Организацию с переводчиком.
2.5. Подготовка кандидатов в приемные родители организуется в течение одного месяца после подачи ими заявления о приеме на подготовку.
2.6. Длительность подготовки составляет не более двух месяцев. При проведении занятий по подготовке необходимо предусмотреть возможность прохождения подготовки в вечернее время и в выходные дни.
2.7. Подготовка проводится в группе, численность которой не должна превышать 20 человек, также подготовка может проводиться индивидуально.
2.8. Подготовка в очной форме проводится в городских округах: "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре".
2.9. Подготовка в очно-заочной (вечерней) форме проводится в муниципальных районах Хабаровского края, практические занятия (тренинги), итоговая аттестация проводятся по очной форме.
При проведении подготовки в очно-заочной (вечерней) форме могут использоваться дистанционные методы: веб-занятия, индивидуальные консультации с использованием сети "Интернет", выдача кандидатам в приемные родители компакт-дисков с разработанными темами Программы подготовки и практикумами для самостоятельной работы, тестовые задания.
2.10. Подготовка считается пройденной кандидатами в приемные родители при освоении объема Программы не менее 90 процентов.
2.11. Итоговая аттестация по результатам подготовки проводится в форме собеседования о возможных формах семейного устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей, в данную семью, о потребностях развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, о воспитательных компетенциях кандидатов в приемные родители и их готовности к приему в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
2.12. После прохождения итоговой аттестации кандидату в приемные родители выдается свидетельство о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации (далее - свидетельство) по форме, утвержденной Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2012 г. N 623. Срок действия свидетельства не ограничен.
2.13. В случае утери свидетельства либо непригодности его для дальнейшего использования вследствие износа или повреждения кандидат в приемные родители, прошедший подготовку, имеет право обратиться с заявлением в Организацию, в которой он проходил подготовку, для получения дубликата свидетельства.
2.14. Организация или территориальное подразделение опеки и попечительства, проводящие подготовку:
2.14.1. Ведут учет первичного обращения кандидатов в приемные родители в журнале по форме приложения N 2 к настоящему Порядку.
2.14.2. Ведут регистрацию заявлений на прохождение подготовки в журнале по форме приложения N 3 к настоящему Порядку.
2.14.3. Определяют даты и время проведения подготовки.
2.14.4. Проводят подготовку в форме семинаров, тренинговых занятий, лекций по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний в соответствии с Программой.
Организация передает в течение трех дней после начала подготовки списки кандидатов в приемные родители, принятых на подготовку в территориальное подразделение опеки и попечительства.
К проведению подготовки Организацией могут быть привлечены педагоги-психологи, социальные педагоги, юристы, медицинские работники, имеющие базовое профильное высшее образование, практический опыт работы с приемными семьями, владеющие навыками обучения взрослых, кроме того, могут быть привлечены приемные родители, имеющие положительный опыт воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.
2.14.5. Проводят диагностику и психологическое обследование кандидатов в приемные родители и их семей для оценки психологической готовности к приему на воспитание в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с их согласия.
2.14.6. Формируют на каждого кандидата в приемные родители личное дело, содержащее подтверждающие материалы о прохождении им подготовки, результаты психологического обследования и диагностики.
2.14.7. Ведут учет посещаемости кандидатами в приемные родители занятий по подготовке в журнале по форме приложения N 4 к настоящему Порядку.
2.14.8. Составляют в двух экземплярах документ "Выводы и рекомендации по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в приемные родители и его семьи" (далее - Выводы и рекомендации) по форме приложения N 5 к настоящему Порядку.
Один экземпляр Выводов и рекомендаций Организация в течение семи дней после окончания подготовки предоставляет в территориальное подразделение опеки и попечительства, предварительно ознакомив кандидата в приемные родители с содержанием. Второй экземпляр - приобщает к материалам личного дела кандидата в приемные родители.
2.14.9. Выдают свидетельство кандидату в приемные родители по результатам итоговой аттестации.
2.14.10. Осуществляют учет выданных свидетельств в журнале по форме, указанной в приложении N 6 к настоящему Порядку.
2.14.11. Обеспечивают защиту конфиденциальной информации при организации работы с персональными данными кандидатов в приемные родители и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.14.12. Организация ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет информацию о результатах подготовки в территориальное подразделение опеки и попечительства и краевой методический центр по организации подбора, подготовки кандидатов в замещающие родители и сопровождения замещающих семей.
2.15. Территориальное подразделение опеки и попечительства:
2.15.1. Выдает кандидатам в приемные родители направление в Организацию на прохождение подготовки.
2.15.2. Знакомит кандидатов в приемные родители с основами законодательства Российской Федерации об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан в рамках Программы.
2.15.3. Направляет в течение пяти дней в Организацию информацию о передаче ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью кандидата в приемные родители, прошедшего подготовку.
2.15.4. Принимает к сведению Выводы и рекомендации при выдаче заключения о его возможности (невозможности) быть опекуном, попечителем, усыновителем.
Заместитель министра - начальник |
Т.В. Жигарева |
Приложение N 1
к порядку подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
|
Руководителю территориального структурного подразделения опеки и попечительства/руководителю организации, осуществляющей полномочия по подбору и подготовке кандидатов в замещающие родители |
|
|
|
|
|
(наименование организации / территориального структурного подразделения опеки и попечительства) |
|
|
|
|
|
(Ф.И.О. руководителя) |
|
|
от |
|
|
|
(Ф.И.О. гражданина) |
ЗАЯВЛЕНИЕ
гражданина о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Я, |
|
||
|
(ФИО) |
||
гражданство ___________________________________________, документ, удостоверяющий личность | |||
| |||
(когда и кем выдан) | |||
|
, |
||
проживающий по адресу |
|
, |
|
|
|
|
|
прошу принять меня на подготовку лиц, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах. Согласен (не согласен) на проведение психологического тестирования, на обработку и использование моих персональных данных, содержащихся в настоящем заявлении и в представленных мною документах. С содержанием программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, ознакомлен. |
Контактный телефон: ________________________________.
Электронная почта: ____________________________________.
|
Подпись ____________________ "______" ______________ 20__ г. |
Приложение N 2
к порядку подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
ЖУРНАЛ
первичного обращения кандидатов в приемные родители
N п/п |
Дата обращения |
Форма обращения (контактная/ дистанционная) |
ФИО кандидата |
Дата рождения |
Адрес |
Телефон, электронный адрес |
Статус |
Цель обращения |
Реквизиты направления |
Специалист (ФИО, роспись) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 3
к порядку подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
ЖУРНАЛ
регистрации заявлений кандидатов в приемные родители, желающих пройти подготовку
Начат: ___________
Окончен: __________
N п/п |
Дата подачи заявления |
ФИО кандидата |
Информация о кандидате (адрес, контактный телефон) |
Специалист, принявший заявление |
Подпись кандидата |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. |
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
Приложение N 4
к порядку подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
ЖУРНАЛ
реализации программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, учета посещений
Начат: ____________
Окончен: __________
N п/п |
ФИО кандидатов |
Дата посещения занятия |
Дата и тема проведения занятия |
Специалисты, проводившие занятие |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение N 5
к порядку подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в приемные родители и его семьи
Настоящие выводы и рекомендации подготовлены и даны гр. |
|
по результатам подготовки, диагностики и психологического обследования кандидата в приемные родители (далее - кандидата) и его семьи, прошедшему подготовку на курсах в период с _____ по ______ 20___ года в |
|
(наименование организации) |
В соответствии с приказом министерства образования и науки Хабаровского края от 12 мая 2012 г. N 15 "Об утверждении Программы и Порядка подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" были проведены семинарские занятия, лекции, тренинги, индивидуальные консультации, собеседования.
Гр. _________________________________________________ прошел подготовку с членами своей семьи ____________________________________
В ходе обследования были использованы следующие диагностические методы и методики:_________________________________________________
I. Социальная характеристика приемной семьи
История семьи, в которой воспитывался кандидат. История семьи, где воспитывался супруг/супруга кандидата.
История создания собственной семьи.
Состав семьи на данный момент (возрастной, количественный, родственники, проживающие совместно с семьей кандидата).
Условия жизни семьи: удаленность от инфраструктуры услуг населению, близость к детским садам, школам, поликлиникам, материально-бытовые условия семьи, занятость, доход.
Социальное окружение семьи.
Отношение родственников к приему ребенка на воспитание в семью.
II. Психолого-педагогическая характеристика приемной семьи
1. Мотивы принятия ребенка на воспитание в семью (озвученные кандидатом).
2. Описание семейной системы:
- стиль семейных отношений: авторитарный, демократический, попустительский, кто лидер, распределение ролей, характер связей между членами семьи: позитивные и негативные, прочные и непрочные, амбивалентность;
- гибкость семейной системы (готовность к сотрудничеству и изменению, согласованность действий, сотрудничество внутри семьи, открытость);
- устойчивость семейной системы;
- семейные стереотипы (усыновления, многодетность);
- семейные коалиции;
- принятые в семье формы воспитания (в т.ч. поощрения и наказания);
- опыт воспитания собственных детей;
- совместная деятельность в свободное время, увлечения, хобби;
- зоны возможных конфликтов;
- ресурсы и сильные стороны (свободное время, опыт воспитания, поддержка родственников, личностные качества и т.д.).
3. Личностные качества кандидатов
Критерии |
Описание |
Характерологические особенности |
Акцентуации, темперамент |
Эмоционально-волевые качества |
Стрессоустойчивость, ригидность/гибкость |
Самооценка. Отношение к себе |
|
Интеллектуальные особенности |
Познавательные, психические процессы (при необходимости) |
4. Ожидания от приема ребенка на воспитание в семью.
5. Отношение к биологическим родителям, тайне усыновления. Отношение к прошлому опыту ребенка, оставшегося без попечения родителей.
6. Общий эмоциональный фон кандидата и членов его семьи на момент обследования.
III. Выводы по результатам обследования
Особенности семьи, которые следует принимать во внимание при передаче ребенка на воспитание (резюме по предыдущему + дополнения)
1. Преимущества (+) ___________ _________________________________
2. Ограничения (-)
____________________________________________________________________
Окончательные выводы и прогноз по итогам обследования
По итогам обследования установлено, что гр. _____________________ может принять ребенка на воспитание в семью с нижеприведенными рекомендациями
____________________________________________________________________
Руководитель _______________________________________________________
подпись ФИО
Педагог-психолог ___________________________________________________
подпись ФИО
Социальный педагог _________________________________________________
подпись ФИО
С выводами и рекомендациями ознакомлен (а) _________________________
подпись ФИО
Приложение N 6
к порядку подготовки лиц,
желающих принять на
воспитание в свою семью
ребенка, оставшегося без
попечения родителей
ЖУРНАЛ
регистрации выдачи свидетельств о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
N п/п |
Фамилия, имя, отчество кандидата |
Место проживания (регистрации) кандидата |
Период прохождения подготовки |
Реквизиты свидетельства (N, дата) |
Дата выдачи свидетельства |
Подпись кандидата |
ФИО и подпись лица, выдавшего свидетельство |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
|
|
<< Назад |
Приложение >> Приложение |
|
Содержание Приказ Министерства образования и науки Хабаровского края от 28 января 2013 г. N 3 "О внесении изменений в приказ министерства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.