В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12 декабря 2013 г. N 4065-па "Об утверждении муниципальной программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" на 2014 - 2018 годы" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении конкурса по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре на компенсацию затрат, связанных с развитием производства.
2. Опубликовать постановление в газете "Дальневосточный Комсомольск" и разместить на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль выполнения постановления возложить на заместителя главы администрации города Комсомольска-на-Амуре Офицерову Н.А.
Глава города |
А.В. Климов |
Положение
о проведении конкурса по предоставлению субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре на компенсацию затрат, связанных с развитием производства
(утв. постановлением администрации города от 3 ноября 2016 г. N 2831-па)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре от 12 декабря 2013 г. N 4065-па "Об утверждении муниципальной программы "Содействие развитию малого и среднего предпринимательства в городском округе "Город Комсомольск-на-Амуре" на 2014 - 2018 годы" (далее - Программа).
1.2. Положение устанавливает порядок и условия проведения Конкурса по предоставлению субсидий на компенсацию затрат, связанных с развитием производства, субъектам малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре (далее - СМСП), зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность на территории города Комсомольска-на-Амуре, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, отвечающим требованиям статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" (далее - Претенденты).
1.3. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре осуществляется в соответствии с пунктом 4 приложения N 3 Программы в пределах сумм, предусмотренных местным бюджетом в текущем году.
1.4. Предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется на конкурсной основе (далее - Конкурс).
1.5. Субсидии предоставляются в целях развития СМСП в производственной сфере, повышения конкурентоспособности СМСП, создания новых рабочих мест.
2. Условия участия в Конкурсе
2.1. В Конкурсе могут принимать участие:
- относящиеся в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- осуществляющие деятельность на территории муниципального образования городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица более одного календарного года до даты подачи заявления на получение субсидии;
- не имеющие на дату подачи заявления на получение субсидии просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также просроченной задолженности по возникшим ранее обязательствам.
2.2. К участию в Конкурсе не допускаются СМСП:
- являющиеся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
- являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;
- являющиеся в порядке, установленном действующим законодательством о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
- осуществляющие производство и реализацию подакцизных товаров;
- занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
- находящиеся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также деятельность которых приостановлена в соответствии с действующим законодательством;
- осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса.
2.3. Для участия в Конкурсе Претенденты предоставляют следующие документы:
1) заявление, оформленное согласно приложению N 1 к настоящему Положению;
2) документ, подтверждающий личность заявителя и полномочия в случае подачи заявления от юридического лица;
3) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица / копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
4) документы, подтверждающие фактически произведенные затраты, подлежащие компенсации;
5) бизнес-план согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
Все представленные копии документов заверяются руководителем СМСП - Претендента на получение субсидии и скрепляются печатью.
2.4. Претендент вправе предоставить по собственной инициативе следующие документы:
1) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц / Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, выданная налоговым органом не ранее чем за 30 календарных дней на дату подачи заявления на получение государственной поддержки;
2) справка из налоговых органов, подтверждающая отсутствие у субъекта малого и среднего предпринимательства, которым руководит (или является собственником) Претендент, задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам;
3) Сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный код (по форме КНД 1110018).
Все представленные копии документов заверяются руководителем СМСП - Претендента на получение субсидии и скрепляются печатью.
2.5. Претендент не допускается к участию в Конкурсе в случаях, если:
1) претендентом не представлены документы, указанные в п. 2.3 настоящего Положения;
2) в представленных документах указаны неполные или недостоверные сведения;
3) Претендент находится в стадии реорганизации, ликвидации или проведения процедуры банкротства;
4) у Претендента имеется просроченная задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам, а также просроченная задолженность по возникшим ранее обязательствам.
2.6. Преимущественное право на получение субсидии предоставляется СМСП, созданным инвалидами.
2.7. Возмещению подлежат затраты, произведенные СМСП в течение двенадцати месяцев до даты направления заявления на участие в конкурсе на получение субсидии.
2.8. Субсидии предоставляются на компенсацию (возмещение) следующих фактически произведенных (понесенных) затрат:
- приобретение (покупка) производственного оборудования;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- приобретение, оформление объектов интеллектуальной собственности, в том числе патентов, лицензий, изобретений, приобретение программного обеспечения;
- обучение и подготовка персонала;
- сертификация и патентование.
2.9. Фактически произведенные затраты устанавливаются на основании документов, подтверждающих соответствующие затраты, произведенные по безналичному расчету (платежные поручения с отметкой банка и с указанием назначения платежа; выписка с банковского счета о проведенных операциях; документы, подтверждающие назначение платежа (договоры и (или) счета, накладные и (или) акты выполненных работ и др.).
Сумма налога на добавленную стоимость вычитается из суммы субсидии, подлежащей к выплате СМСП, использующих общую систему налогообложения.
2.10. Субсидии предоставляются при условии, что предъявляемые расходы не были возмещены за счет государственных и муниципальных программ (средств).
2.11. СМСП самостоятельно несет все расходы, связанные с подготовкой и подачей заявления и приложенных к ней документов.
2.12. За подлинность документов (копий документов), представленных на Конкурс, а также достоверность информации, содержащейся в Конкурсной документации, претендент несет ответственность в рамках законодательства.
3. Порядок проведения Конкурса
3.1. Проведение Конкурса в очередном году осуществляется на основании настоящего Положения и постановления администрации города Комсомольска-на-Амуре о проведении Конкурса, в котором указываются состав конкурсной комиссии, сроки приема конкурсной документации, а также сроки подведения итогов Конкурса. Данное постановление выпускается ежегодно, публикуется в газете "Дальневосточный Комсомольск" и размещается на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре (www.kmscity.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.2. В объявлении о проведении Конкурса также указываются:
- место подачи заявления на участие, дата начала и окончания срока подачи заявлений;
- место и дата рассмотрения заявлений и подведения итогов Конкурса.
3.3. По итогам Конкурса издается постановление администрации города Комсомольска-на-Амуре, которое публикуется в газете "Дальневосточный Комсомольск" и размещается на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3.4. Организацию Конкурса и обеспечение работы Конкурсной комиссии (далее - Комиссия) осуществляет управление экономического развития администрации города Комсомольска-на-Амуре.
3.5. Состав Комиссии утверждается постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре. Члены Комиссии участвуют в ее заседаниях лично.
3.6. Комиссия в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, настоящим Положением.
3.7. Комиссия выполняет следующие функции:
- рассматривает документы, представленные Претендентом для получения субсидии, и принимает решение о допуске или об отказе в допуске СМСП к участию в Конкурсе, заявления которых не соответствуют условиям настоящего Положения;
- принимает решение о предоставлении субсидии СМСП в пределах средств, предусмотренных для реализации мероприятия Программы.
3.8. Решение комиссии об отборе победителей конкурса оформляется протоколом в течение пяти рабочих дней со дня ее заседания. Протокол утверждает глава города Комсомольска-на-Амуре.
В протоколе указываются:
- дата заседания Конкурсной комиссии по подведению итогов Конкурса;
- список присутствующих на заседании членов конкурсной Комиссии;
- перечень претендентов, участвовавших в Конкурсе;
- претенденты, победившие в Конкурсе;
- форма и размер финансовой поддержки победителей Конкурса.
3.9. Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее 2/3 членов комиссии.
3.10. Подведение итогов Конкурса, определение победителей и распределение среди них сумм финансовой поддержки осуществляется Конкурсной комиссией.
3.11. На основании протокола заседания Комиссии в течение 5 рабочих дней принимается муниципальный правовой акт о распределении субсидий, в котором указываются наименование победителей и сумма субсидий.
3.12. Финансовая поддержка предоставляется в виде субсидии на безвозмездной и безвозвратной основе из расчета 70 процентов, но не более 1,5 млн. руб. на одного субъекта малого и среднего предпринимательства.
3.13. Предоставление денежных средств победителю Конкурса осуществляется Фондом поддержки малого и среднего предпринимательства г. Комсомольска-на-Амуре (далее - Фонд).
3.14. Денежные средства предоставляются победителю Конкурса на основании муниципального правового акта и договора на предоставление субсидий, заключенного в течение 30 дней со дня подведения итогов Конкурса, между Фондом и победителем Конкурса (далее - Договор).
4. Критерии оценки бизнес-планов, представленных на Конкурс:
4.1 Оценка представленных на Конкурс бизнес-планов производится по следующим критериям:
- значимость реализуемого проекта для экономики города Комсомольска-на-Амуре;
- значимость реализуемого проекта для социальной сферы города Комсомольска-на-Амуре;
- представленный бизнес-план является целостным, предложенные выводы полностью обоснованы;
- качество презентации реализуемого проекта;
- уровень и содержание ответов на вопросы членов конкурсной комиссии.
4.2. По каждому критерию дается оценка по трехбалльной шкале: "низкая" - один балл, "средняя" - два балла, "высокая" - три балла.
4.3. Итоговый балл бизнес-плана определяется как сумма критериев каждого раздела, умноженная на коэффициент весомости каждой группы критериев.
4.4. Количество победителей Конкурса определяется объемами финансирования конкурса в текущем году, а также суммой средств, запрашиваемых участниками Конкурса.
4.5. Очередность предоставления субсидии определяется на основании итогового балла (начиная от большего показателя к меньшему).
4.6. В случае если несколько Претендентов набрали одинаковое количество баллов, решение принимается путем открытого голосования. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство присутствующих на заседании членов Комиссии. В случае равенства голосов голос председателя Комиссии является решающим.
Критерий |
Оценка (от 1 до 3 баллов) |
Коэффициент весомости |
Балл с учетом коэффициента весомости |
1 |
2 |
3 |
4 |
Значимость реализуемого проекта для экономики города Комсомольска-на-Амуре |
|
0,3 |
|
Значимость реализуемого проекта для социальной сферы города Комсомольска-на-Амуре |
|
0,3 |
|
Представленный бизнес-план является целостным, предложенные выводы полностью обоснованы |
|
0,3 |
|
Качество бизнес-плана, реализуемого проекта |
|
0,1 |
|
Уровень и содержание ответов на вопросы членов конкурсной комиссии |
|
0,1 |
|
Приложение N 1
к Положению
о проведении конкурса
по предоставлению субсидий
субъектам малого и среднего
предпринимательства города
Комсомольска-на-Амуре
на компенсацию
затрат, связанных с
развитием производства
Главе города
г. Комсомольска-на-Амуре
А.В. Климову
ЗАЯВЛЕНИЕ
на участие в конкурсе по предоставлению субсидий субъектам
малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре
на компенсацию затрат, связанных с развитием производства
от
____________________________________________________________________
(наименование юридического лица/ индивидуального предпринимателя)
____________________________________________________________________
в лице _____________________________________________________________
___________________________________________________________________,
действующего на основании __________________________________________
Прошу допустить до участия в конкурсе по предоставлению
субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства
города Комсомольска-на-Амуре на компенсацию затрат,
связанных с развитием производства
Сумма запрашиваемой субсидии __________________________ тыс. рублей.
Предоставляю следующие сведения:
N |
Наименование |
Сведения об участнике Конкурса |
1. |
Наименование юридического лица (индивидуального предпринимателя) с указанием организационно-правовой формы |
|
2. |
Фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя (Руководителя юридического лица) |
|
3. |
Учредители (наименование и доля участия каждого из них (заполняется для юридических лиц)) |
|
4. |
Основной вид деятельности (ОКВЭД) |
|
5. |
Регистрационные данные: - основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица (ОГРН) или индивидуального предпринимателя (ОГРНИП); - дата, место и орган регистрации юридического лица, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя |
|
6. |
Место нахождения (юридический адрес) |
|
7. |
Фактическое место нахождения |
|
8. |
Наличие лицензии (если требуется для осуществляемого вида деятельности), когда и кем выдана |
|
9. |
Банковские реквизиты: наименование банка расчетный счет корреспондентский счет ИНН, БИК, КПП |
|
10. |
Система налогообложения |
|
11. |
Выручка предприятия за год, предшествующий дате подачи заявления |
|
12. |
Численность работников на дату подачи заявления |
|
13. |
Среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника (руб.) |
|
14. |
Наличие фактов привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ |
|
15. |
Количество реализованных профилактических мероприятий в сфере противодействия коррупции за предшествующий календарный год в соответствии с п. 2 Статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" |
|
16. |
Контактные телефоны / Факс |
|
17. |
Адрес электронной почты |
|
18. |
Фамилия, имя, отчество контактного лица |
|
19. |
Наличие задолженности заработной платы |
|
С условиями Конкурса ознакомлен. Перечень документов прилагается.
Я __________________________________________________________________
подтверждаю, что:
- не осуществляю деятельность, предусмотренную пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- предъявляемые мной расходы ранее не были возмещены за счет федерального, краевого и местного бюджета.
Я подтверждаю, что представленные мной сведения являются достоверными, не возражаю против выборочной проверки сведений и использования персональных данных.
___________________ _________________ ______________________________
(должность) (подпись) (ФИО)
МП
___________________
(дата)
Приложение N 2
к Положению
о проведении конкурса
по предоставлению субсидий
субъектам малого и среднего
предпринимательства города
Комсомольска-на-Амуре
на компенсацию
затрат, связанных с
развитием производства
БИЗНЕС-ПЛАН
Предприятие: _______________________________________________________
наименование предприятия (ООО или ИП), Ф.И.О. предпринимателя,
Адрес
Телефон, факс: _____________________________________________________
контактные телефоны с кодом города
Полное наименование проекта: (например: "Организация
деятельности предприятия по производству строительных
материалов")
Дата начала реализации проекта: "XX" месяц __ 20 год.
Проект подготовил: Ф.И.О. ответственного за проект, подпись
Дата составления: "XX" месяц 20__ год
Экспертиза проведена комиссией в составе:
Заключение экспертной комиссии: ____________________________________
Дата защиты: ____________________________
Результат защиты: _______________________
Бизнес-план - это документ, объединяющий различные аспекты деятельности компании в единое целое. Он описывает бизнес-идею проекта, цели и показатели, которых будет придерживаться компания, действия и подходы для их достижения, анализирует проблемы, с которыми может столкнуться компания, и предлагает различные варианты решения этих проблем.
Правильно составленный бизнес-план отвечает на самый важный для предпринимателя вопрос: стоило ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты средств и сил.
Единообразной структуры бизнес-плана, утвержденной в нормативных документах на территории РФ, не существует. Конкретные подходы к составлению бизнес-плана и его структура меняются в зависимости от характера бизнеса, целей плана и требований потенциальных инвесторов. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Структура бизнес-плана:
1. Резюме (краткий обзор) проекта
2. Описание предприятия и продукции (бизнес-идея проекта)
3. Анализ рынка, риски и стратегия маркетинга
4. Производственный план
5. Финансовый план
6. Оценка экономической эффективности проекта (инвестиций)
Приложения:
- Прогноз движения денежных средств Кэш-Фло,
- Анализ экономической эффективности проекта.
1. Резюме проекта
Резюме проекта - это краткое содержание бизнес-плана. По резюме будущие инвесторы судят об успешности всего проекта и решают, стоит ли вкладывать в него деньги. Поэтому важно логически выстроить информацию, изложить ее кратко и ясно. Все последующие пункты бизнес-плана расшифровывают информацию из резюме и доказывают правильность расчетов.
Резюме размещают в самом начале бизнес-плана, но составляется оно в последнюю очередь, т.к. концентрирует (резюмирует) выводы проделанной работы. Объем не должен превышать 1 - 2 страниц.
Резюме включает следующую информацию:
нового предприятия.
- Наименование проекта.
- Характеристика инициатора проекта (наименование, организационно-правовая форма: ИП или ООО, управление и форма собственности).
Местонахождение предприятия.
Описание (суть) проекта и его цель, в том числе идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении существующего дела.
Законодательные основы деятельности (система налогообложения, наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.).
Краткие сведения о квалификации управленческого персонала, опыт деятельности.
Краткая характеристика отрасли, основные конкуренты, риски. Преимущество продукции или услуг предприятия, стратегия маркетинга, сбыта.
Долгосрочные цели.
Таблица N 1
Технико-экономические показатели проекта
Наименование |
Показатели |
Единица измерения |
Общая стоимость инвестиционного проекта, в т.ч.: |
|
тыс. руб. |
- Собственные средства |
|
тыс. руб. |
- Привлеченные средства (потребность в займе) |
|
тыс. руб. |
Выручка от реализации в год |
|
тыс. руб. |
Стоимость затрат в год |
|
тыс. руб. |
Чистая прибыль в год |
|
тыс. руб. |
Срок окупаемости |
|
лет |
Внутренняя норма доходности |
|
% |
Рентабельность производства |
|
% |
2. Описание предприятия и продукции (бизнес-идея проекта)
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке. Необходимо очень подробно описать товар или услугу, которые будут предложены потребителям, и ради чего разрабатывается проект. В разделе должны быть отражены ответы на вопросы: Какие потребности будет удовлетворять ваш продукт или услуга? Что отличает его от других товаров (услуг), в том числе в глазах потребителей? Почему его будут приобретать?
1) Описание предприятия:
- организационно-правовая форма (ИП или ООО) и наименование предприятия;
- учредители;
- размер уставного фонда (если есть);
- местонахождение предприятия;
- профиль деятельности предприятия-инициатора;
- стратегические (перспективные) цели и задачи.
2) Характеристики продукции:
- назначение продукции (товара/услуги), для каких целей она предназначена;
- уникальность товара/услуги (чем продукция отличается от уже существующей на рынке);
- на какой стадии находится продукт в настоящее время (идея, рабочий проект, опытный образец, небольшая партия, серийное производство и т.п.);
- требования государственных органов к товару / услуге (защищен ли авторским правом, требования к лицензированию, контролю качества, экологичности, гарантийному обслуживанию);
- имеются ли возможности для дальнейшего развития продукта.
3. Анализ рынка, риски и стратегия маркетинга
В этом разделе должно быть показано общее состояние дел в отрасли, дана характеристика рынка. Для того чтобы быть успешной на рынке, фирме необходимо тщательно изучать своих клиентов. Для этого на основе анализа рынка производится его сегментация, выбирается целевой сегмент. В разделе нужно доказать, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке. Расширяется или остается стабильным ваш рынок? Будут ли происходить на рынке изменения, по вашему мнению?
1) Состояние дел в отрасли: состояние дел в отрасли (динамика объемов реализации, освоение новых изделий, крупнейшие участники, появление новых предприятий)
- место компании в отрасли.
2) Характеристика рынка: опишите как можно точнее тот рынок, на который выходит Ваше предприятие. В работе учтите, что обычно выделяют пять типов клиентурных рынков.
а) Потребительский рынок - отдельные лица и домохозяйства, приобретающие товары и услуги для личного потребления.
б) Рынок производителей - организации, приобретающие товары и услуги для использования их в процессе производства (сырье, материалы).
в) Рынок промежуточных продавцов - организации, приобретающие товары и услуги для дальнейшей их перепродажи (оптовая торговля, дилеры, франчайзинг).
г) Рынок государственных учреждений - государственные организации, приобретающие товары и услуги либо для последующего их использования с целью выполнения государственных программ, либо передачи этих товаров и услуг тем, кто в этом нуждается.
д) Международный рынок - покупатели за рубежом страны, включая зарубежных потребителей, производителей, промежуточных продавцов и государственные учреждения.
Каждая компания должна выявить наиболее привлекательные сегменты рынка, которые она в состоянии эффективно обслужить и иметь на них преимущество перед конкурентами.
Сегментация - разбиение покупателей по мотивациям и/или определенным признакам.
Рыночный сегмент - большая группа покупателей, имеющая некую общую характеристику. Сегменты можно выделить по следующим признакам (критериям):
- географическому (жители региона, города, микрорайона, поселка),
- демографическому (пол, возраст, национальность),
- по социальному статусу и стилю жизни,
- покупательскому поведению (случайный покупатель, постоянный клиент, лояльный клиент и др.),
- иные параметры.
- определите возможные сегменты рынка, дайте характеристику Ваших потребителей. Кто ваши потребители? Чего они хотят?
- докажите, что спрос на Вашу продукцию/услугу действительно существует на рынке.
3) Основные конкуренты:
- кто является основными конкурентами, анализ сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов (качество продукции и услуг, возможности сбыта, квалификация, опыт персонала, уровень технологии и технологические риски, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента).
Таблица N 2
SWOT - анализ предприятия
Внутренние | |
Сильные стороны 1. 2. |
Слабые стороны 1. 2. |
Внешние | |
Возможности: 1. 2. |
Угрозы: 1. 2. |
- сравнительная таблица цен на основные товары / услуги конкурентов и предприятия-инициатора проекта (таблица 3).
Таблица N 3
Сравнительная таблица цен на основные товары/услуги
N |
Наименование товара/услуги |
Ваше предприятие |
Конкурент 1 |
Конкурент 2 |
Конкурент 3 |
1 |
Продукт 1 |
|
|
|
|
2 |
Продукт 2 |
|
|
|
|
3 |
Продукт 3 |
|
|
|
|
4 |
... |
|
|
|
|
4) Стратегия маркетинга:
- методы продвижения товаров (услуг) предприятия;
- подходящие для Вашей продукции (услуг) виды рекламы;
- способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами;
- система ценообразования Вашей продукции (услуг), наличие скидок, бонусов и т.д.;
- наличие предварительных соглашений с потребителями продукции.
5) Сбыт продукции:
- схема реализации продукции (собственная сеть, а при ее отсутствии должны быть представлены документы, подтверждающие возможность реализации продукции), время на сбыт;
- условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит).
6) Риски:
- основные существующие проблемы;
- какие потенциальные риски существуют, насколько сильно они могут повлиять на деятельность предприятия;
- каким образом планируется уменьшить воздействие рисков.
4. Производственный план
Назначение раздела - аргументировать выбор производственного процесса и определить его экономические показатели. Показать, как можно эффективно, с минимальными затратами производить товар / предоставлять услугу.
Главная задача раздела - доказать, что технология изготовления продукции (оказания услуг) досконально изучена, есть понимание, какие мощности будут задействованы, где и у кого будут покупаться оборудование, запасные части или основные материалы.
Производственный план:
- специфические требования к организации производства;
- помещение и оборудование. Состав основного оборудования (с указанием цены), в том числе описание уже имеющегося у предпринимателя оборудования. Поставщики и условия поставок, аренда, стоимость;
- календарный график проекта;
- сроки ввода и освоение мощностей, технологические инновации;
- себестоимость намечаемой к производству продукции, включающая производственные и накладные расходы.
Производственные расходы - непосредственно связанные с изготовлением продукции (зарплата рабочих с отчислениями, амортизация, материалы, отопление, транспортные расходы и техобслуживание, вывоз отходов, утилизация, содержание и ремонт оборудования, спецодежда, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.).
Накладные расходы - связанные с процессом обслуживания производства:
- обеспечение экологической и технической безопасности (если есть требования к производству);
- сырье и материалы, поставщики и ориентировочные цены;
- альтернативные источники снабжения сырьем и материалами;
- штатное расписание (таблица 4);
- тактический план, краткое изложение того, в какой последовательности, как и в какие сроки будут достигаться поставленные цели. План реализации продукции (таблица 5).
Таблица N 4
Штатное расписание
N |
Профессия, должность |
Количество штатных единиц |
Заработная плата |
ПФР, ФСС |
Итого зарплата с налогами |
1 |
Сотрудник 1 |
|
|
|
|
2 |
Сотрудник 2 |
|
|
|
|
3 |
... |
|
|
|
|
4 |
Итого: |
|
|
|
|
При составлении прогноза выручки лучше руководствоваться "негативным вариантом" - брать затраты и расходы на максимальном уровне, а доходы - на минимальном уровне. Также следует учитывать фактор сезонности, экономические и географические условия.
Таблица N 5
План реализации продукции
N |
Наименование продукции (услуг) |
Цена 1 ед. товара (услуги) |
Реализация за первый год проекта |
ИТОГО |
|||||
1 мес. |
2 мес. |
3 мес. |
. |
11 мес. |
12 мес. |
|
|||
1 |
Наименование 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация в штуках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация в рублях |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Наименование 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация в штуках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация в рублях |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Наименование 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация в штуках |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Реализация в рублях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
... |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана оценивает способность проекта обеспечить поступление денежных средств в объеме, достаточном для возврата вложенных средств. Приводятся переменные и постоянные затраты производства продукции (оказания услуг), потребность в оборотных средствах, таблица расходов на реализацию проекта, потребность и источники финансирования.
Следует подробным образом описать объем собственных ресурсов компании (денежные средства, недвижимость, оборудование), потребность в заемных финансовых ресурсах, в том числе в субсидии, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов.
При составлении прогноза выручки лучше руководствоваться "негативным вариантом" - брать затраты и расходы на максимальном уровне, а доходы - на минимальном уровне.
Таблица N 6
Инвестиции
N |
Наименование вложений |
Стоимость, тыс. руб. |
1 |
Оборудование, в т.ч. доставка и монтаж. |
|
2 |
Организационные расходы (в т.ч. регистрация, изготовление печати, услуги нотариуса) |
|
3 |
Закуп материалов, сырья |
|
4 |
Ремонт |
|
5 |
Расходы нулевого периода * |
|
|
Итого: |
|
* Нулевым периодом считается все время с момента начала проекта до момента поступления выручки. В нулевой период затраты (и инвестиционные, и текущие) осуществляются, а выручка еще не поступает. В малых предприятиях это чаще всего первый месяц работы.
Таблица N 7
Источники финансирования проекта
N |
Наименование вложений |
Стоимость, тыс. руб. |
1 |
Собственные средства |
|
2 |
Заемные средства |
|
3 |
Привлеченные инвестиции |
|
4 |
Иные источники |
|
|
Итого: |
|
Обратите внимание, что размер необходимых инвестиций (Итог Табл. 6) должен быть равен найденным источникам финансирования проекта (Итог Табл. 7).
6. Оценка экономической эффективности проекта (инвестиций)
Существуют простые методы или "экспресс-методы", позволяющие достаточно быстро произвести оценку экономической эффективности проекта. На основании таблиц Отчет о движении денежных средств Кэш-Фло и Отчет о прибылях и убытках в Приложении 3 оцениваются:
- срок окупаемости инвестиций дает оценку того, через какой период времени инвестиционные затраты окупятся и начнут приносить прибыль;
- внутренняя норма доходности оценивает рентабельность инвестиций, то есть сколько приходится прибыли на каждый рубль вложенных средств;
- рентабельность производства показывает рентабельность производства, то есть сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в непосредственное производство продукции.
7. Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
Приложение N 1 - Прогноз движения денежных средств - Кэш-Фло.
Приложение N 2 - Показатели эффективности инвестиций.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
- статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
- отзывы авторитетных организаций;
- другие документы, подтверждающие достоверность исходной информации и финансовых расчетов.
Памятка по защите бизнес-плана
Защита бизнес-плана перед инвесторами, кредиторами - это презентация Вашего проекта с целью за короткий промежуток времени убедить инвесторов вложить в него деньги. Обычно она составляет 5 - 10 минут.
Для удачной защиты проекта необходимо заранее подготовить раздаточный материал для всех членов комиссии (5 - 6 экземпляров). Раздаточным материалом будет Резюме (краткий обзор) проекта, то есть текст с описанием проекта и Технико-экономические показатели проекта в виде таблицы (смотрите раздел 1 настоящего бизнес-плана).
На презентацию Вам будет отведено 5 минут. На защите бизнес-плана рекомендуем Вам придерживаться следующего плана выступления:
1. Расскажите, кто вы и почему решили заняться своим делом.
2. Краткое описание вашей бизнес-идеи.
3. Докажите, что ваша продукция / услуга будут пользоваться спросом.
4. Ваши потребители и конкуренты. Какие маркетинговые мероприятия планируете проводить.
5. Источники финансирования вашего проекта, экономические показатели его эффективности.
6. Почему вы считаете, что сможете реализовать вашу идею.
Информация должна быть лаконичной, интересной и понятной слушателям (без перегруженности специальными терминами). Лучше всего потренироваться несколько раз дома перед зеркалом, засекая время.
После презентации члены комиссии зададут Вам вопросы относительно существа проекта.
Ответы должны быть краткими и ясными.
В заключительной части защиты каждый член комиссии выражает экспертное мнение о представленном бизнес-плане. Председатель комиссии подводит общий итог защиты. На этом этапе Вам не нужно отвечать на мнения членов комиссии, важно услышать профессиональной мнение специалистов, использовать их советы в будущей деятельности.
Приложение N 1
Прогноз движения денежных средств (КЭШ-ФЛО)
(тыс. руб.)
|
Наименование |
1 год проекта (по месяцам) |
ИТОГО |
|||||||
1 |
2 |
..... |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|||
1 * |
Остаток денежных средств на начало периода |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Инвестиции собственные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Инвестиции заемные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Прочие поступления (субсидии, гранты) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Выручка от реализации продукции |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Итого поступления (2 + 3 + 4 + 5) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Расходы организационного периода (инвестиционные), всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Капитальные затраты (например, закуп оборудования) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Регистрация предприятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Текущие затраты, всего, в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Закупки товаров, материалов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Зарплата персонала с налогами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Арендная плата |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Расходы на рекламу |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Транспортные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прочие расходы (услуги банка, связь, канцтовары, хозрасходы и т.д.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Налоги, всего |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Выплаты по кредитам и займам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Всего расходов (7 + 8 + 9 + 10) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Остаток денежных средств на конец периода (1 + 6 - 11) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
* Остаток на начало следующего периода = остаток на конец предыдущего периода, исходящий остаток не может быть отрицательным!
Приложение N 2
Показатели
эффективности инвестиций
(тыс. руб.)
N |
Наименование |
Первый год |
1 |
Инвестиционные затраты |
|
2 |
Выручка от реализации |
|
3 |
Стоимость затрат |
|
4 |
Чистый поток денежных средств (стр. 2 - стр. 3) |
|
5 |
Срок окупаемости инвестиций (стр. 1 : стр. 4) |
|
6 |
Внутренняя норма доходности (стр. 4 : стр. 1) |
|
7 |
Рентабельность производства (стр. 4 : стр. 3) |
|
|
|
|
Приложение не приводится
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 3 ноября 2016 г. N 2831-па "Об утверждении положения о проведении конкурса по предоставлению субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства города Комсомольска-на-Амуре на компенсацию затрат, связанных с развитием производства"
Текст постановления опубликован в газете "Дальневосточный Комсомольск" от 15 ноября 2016 г. N 90
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 4 октября 2018 г. N 2178-па
Текст документа в актуальной редакции будет представлен в одной из следующих версий системы Гарант
Постановление Администрации г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 20 февраля 2017 г. N 420-па