Генеральная Конференция Международной Организации Труда,
созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 6 июня 1956 года на свою тридцать девятую сессию,
постановив принять ряд предложений о бытовом обслуживании трудящихся, что является пятым пунктом повестки дня сессии, и решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать шестого дня июня месяца тысяча девятьсот пятьдесят шестого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1956 года о бытовом обслуживании:
принимая во внимание, что желательно определить некоторые принципы и установить некоторые нормы в отношении бытового обслуживания, касающегося:
а) питания на предприятии или поблизости от него,
b) организации отдыха на предприятии или поблизости от него и культурных развлечений, за исключением оплачиваемых отпусков,
с) средств транспорта к месту работы и обратно, когда обычный общественный транспорт недостаточен или трудно доступен,
Конференция рекомендует, чтобы применялись, со всей совместимой с условиями в отдельных странах полнотой и быстротой, по частной инициативе, в порядке мероприятий государственной власти или иным способом, нижеследующие положения и чтобы каждый Член Организации представил Международному Бюро Труда по запросу Административного Совета доклад с изложением мер, принятых для проведения в жизнь этих положений:
I. Охват
1. Настоящая Рекомендация применяется к трудящимся как физического, так и нефизического труда, занятым на государственных или частных предприятиях, за исключением работников сельского хозяйства и морского транспорта.
2. Во всех случаях, когда возникает сомнение в применимости настоящей Рекомендации к определенному предприятию, вопрос должен разрешаться либо компетентным органом власти по консультации с соответствующими организациями предпринимателей и трудящихся, либо согласно законодательству или практике страны.
II. Методы осуществления
3. Принимая во внимание разнообразие видов бытового обслуживания и практики его осуществления в разных странах, указанные в настоящей Рекомендации виды обслуживания могут создаваться органами государственной власти или по частной инициативе:
а) либо в законодательном порядке;
b) либо иным образом, одобренным соответствующим органом власти по консультации с организациями предпринимателей и трудящихся;
с) либо в порядке коллективных договоров или путем других соглашений, заключенных между соответствующими предпринимателями и трудящимися.
III. Общественное питание
А. Столовые
4. На предприятиях или поблизости от них должны устраиваться и работать столовые, отпускающие соответствующие готовые блюда, когда это представляется желательным, с учетом числа занятых па предприятии трудящихся, просьб об открытии столовой и перспектив ее использования, отсутствия другого надлежащего обслуживания для получения готовой пищи и в зависимости от всех прочих особых обстоятельств.
5. Если создание столовых предусматривается законодательством страны, компетентный орган власти должен иметь право требовать создания и работы столовых на предприятиях или поблизости от предприятий, на которых работает не меньше определенного числа рабочих, или если по другим соображениям соответствующих органов власти это представляется целесообразным.
6. Если создание столовых входит в компетенцию образованных в силу законодательства страны фабрично-заводских комитетов, эти комитеты должны создавать столовые на предприятиях, где их открытие и работа представляются целесообразными.
7. Если столовые создаются в силу коллективных договоров или другим способом, за исключением случаев, предусмотренных в параграфах 5 и 6, заключенные соглашения должны применяться к предприятиям, на которых по обоюдному соглашению между соответствующими предпринимателями и трудящимися это будет найдено целесообразным.
8. Компетентные органы власти или другой соответствующий орган должны принять надлежащие меры, чтобы давать предприятиям сведения, указания и советы по техническим вопросам, связанным с созданием и работой столовых.
9. 1) Там, где не существует соответствующих печатных материалов, компетентный орган власти или другой соответствующий орган должен выработать и издать подробную документацию со сведениями, предложениями и советами, соответствующими особым условиям данной страны, относительно способов создания и работы столовых.
2) Эта документация должна содержать предложения по следующим вопросам:
а) расположение столовой по отношению к различным зданиям или службам соответствующих предприятий;
b) создание общих для нескольких предприятий столовых, поскольку это представляется целесообразным;
с) внутреннее устройство столовых с указанием норм площади, освещения, отопления, температуры и вентиляции;
d) планировка столовых: столовые и служебные помещения, кухня, помещение для мытья посуды, склад продовольствия, контора, шкафы для одежды и умывальники для служащих столовых;
е) оборудование, меблировка и внутренняя отделка столовых; оборудование для приготовления и варки пищи, холодильники, оборудование складов и помещений для мытья посуды; вид топлива для приготовления пищи; тип столов и стульев для столовых; общие указания относительно окраски и внутренней отделки;
f) характер отпускаемой готовой пищи: стандартные меню, меню с блюдами на выбор, порционные блюда; диетическое питание по врачебному предписанию: особые блюда для работающих во вредных условиях; завтраки, обеды и готовая пища в другое время для трудящихся, работающих посменно;
g) нормы питания: питательные свойства пищи, выработка меню и сбалансированные режимы питания;
h) характер обслуживания в столовой: выдача еды через окошко или у прилавка, самообслуживание или подача блюд на стол; личный состав, необходимый для каждого вида обслуживания;
i) правила гигиены для кухни и столовых помещений;
j) финансовые вопросы: начальные средства для постройки, оборудования и меблировки; накладные и текущие расходы по содержанию; стоимость продовольственных продуктов и содержание персонала; ведение отчетности; определение цен на готовые блюда.
В. Буфеты и передвижные лотки
10. 1) На предприятиях, где организация столовых, отпускающих соответствующие блюда, представляется невозможной, и на других, на которых такие столовые существуют, должны обеспечиваться, если это окажется нужным и возможным, буфеты или передвижные лотки для продажи пищи в упаковке или легких закусок, а также чая, кофе, молока и других напитков. Однако передвижные лотки не должны допускаться на места работы, на которых, ввиду вредных или опасных производственных процессов, потребление трудящимися пищи и напитков является нежелательным.
2) Некоторые виды этого обслуживания должны предоставляться не только в обеденное время или во время перерывов среди смены, но также во время разрешенных перерывов для отдыха и остановок работы.
С. Помещения для приготовления пищи и прочие соответствующие
помещения
II. 1) На предприятиях, где организация столовых, отпускающих соответствующую готовую пищу, является невозможной, и, если это окажется нужным, также на других предприятиях, на которых такие столовые существуют, трудящимся должны предоставляться, когда это будет возможно и целесообразно, помещения, где они могли бы готовить, подогревать и употреблять принесенную ими с собой пищу.
2) Соответствующие средства должны включать по меньшей мере:
а) помещение с надлежащим приспособлением для облегчения, сообразно с климатом, неудобств, вызываемых холодом или жарой;
b) надлежащие вентиляцию и освещение;
с) столы и сиденья соответствующего типа и в достаточном количестве;
d) средства для подогревания пищи и напитков;
е) снабжение в достаточном количестве хорошей питьевой водой.
D. Передвижные кухни
12. На предприятиях, где трудящиеся работают на разбросанных по большой площади местах работы, желательно, по мере возможности и необходимости и когда не существует других удовлетворительных возможностей питания, организовать передвижные кухни для продажи трудящимся надлежащей пищи.
Е. Прочие виды обслуживания
13. Должны приниматься особые меры для раздачи сменным рабочим в соответствующие часы надлежащей еды и напитков.
14. В местностях, где не существует достаточного платного предоставления соответствующих съестных продуктов, обедов и напитков, должны приниматься меры для предоставления такого обслуживания.
F. Использование обслуживания
15. Трудящиеся ни в коем случае не должны принуждаться к использованию этого обслуживания, за исключением случаев, когда это предусматривается законодательством страны с целью охраны здоровья.
IV. Организация отдыха
А. Сиденья
16. 1) На предприятиях, где трудящиеся, в особенности женщины и подростки. имеют в ходе работы возможность присесть без ущерба для работы, им должны предоставляться сиденья.
2) Предоставленные таким образом сиденья должны устанавливаться в достаточном количестве и достаточно близко от места работы соответствующих трудящихся.
17. 1) На предприятиях, где значительная часть работы может без ущерба выполняться сидя, трудящимся должны предоставляться сиденья.
2) Форма, конструкция и размер сиденья должны быть удобны для трудящегося, приспособлены к работе и, в случае необходимости, снабжены подножками.
18. Вне зависимости от того, предусматривается ли в законодательстве страны предоставление сидений для трудящихся, компетентные органы власти каждой страны должны разрешать сотрудникам соответствующего ведомства давать сведения, указания и советы по техническим вопросам, связанным с предоставлением соответствующих сидений и содержанием их в исправности, в частности, когда таковые предоставляются трудящимся, занятым на работах, значительная часть которых может без ущерба выполняться сидя.
В. Помещения для отдыха
19. 1) На предприятиях, где не существует других возможностей временного отдыха для трудящихся в рабочие часы, должны устраиваться помещения для отдыха, где это представляется желательным, с учетом характера работы и прочих касающихся ее условий и обстоятельств. Помещения для отдыха должны предоставляться, в частности, для работниц, для рабочих, занятых на особо тяжелых или иных специальных работах и нуждающихся во временном отдыхе в течение работы, и для посменных рабочих, пользующихся перерывами.
2) Законодательство отдельных стран должно, где это окажется целесообразным, содержать положения, уполномочивающие компетентный орган власти требовать устройства помещений для отдыха на отдельных предприятиях или группах предприятий, где, по мнению компетентного органа власти, это представится желательным ввиду условий и обстановки труда.
20. Соответствующие средства должны включать по меньшей мере:
а) помещение с надлежащим приспособлением для облегчения, сообразно с климатом, неудобств, вызываемых холодом или жарой;
b) надлежащие освещение и вентиляцию;
с) достаточное число соответствующих сидений.
V. Организация культурных развлечений
21. 1) Должны приниматься надлежащие меры для поощрения создания, на предприятии или поблизости от него, возможностей развлечений для работающих на предприятии трудящихся в случае, если такие возможности еще не предоставлены в их распоряжение особым учреждением или общественными организациями, и представители заинтересованных трудящихся указывают на действительную необходимость создания этих средств.
2) Когда эти меры необходимы, они должны приниматься либо фабрично-заводскими комитетами, либо, если этот вопрос входит в их компетенцию, другими органами, созданными на основе законодательства соответствующей страны, либо по инициативе соответствующих предпринимателей и трудящихся после взаимных консультаций. Эти меры должны предпочтительно приниматься таким образом, чтобы стимулировать и поддерживать действия органов власти, с целью удовлетворения общественного спроса на культурные развлечения.
22. Каковы бы ни были методы, принятые для предоставления средств культурных развлечений, трудящиеся не должны ни в коем случае принуждаться пользоваться ими.
VI. Руководство общественным питанием и культурными развлечениями
23. Если руководство общественным питанием и культурными развлечениями, предоставляемыми в распоряжение трудящихся, может осуществляться различными способами сообразно с обычаями соответствующей страны или местности или сообразное соглашениями, возлагающими на особые органы общую организацию бытового обслуживания, компетентные органы власти, предприниматели и трудящиеся должны учитывать возможность использования указываемых ниже методов управления:
а) в отношении общественного питания:
i) в странах, где организация общественного питания находится в ведении фабрично-заводских комитетов, созданных в силу законодательства данной страны, руководство этим обслуживанием должно осуществляться указанными фабрично-заводскими комитетами или созданными ими подкомитетами;
ii) в других странах руководство этими видами обслуживания должно осуществляться дирекцией предприятия или концессионером по ее назначению, причем должны приниматься меры для консультации с трудящимися предприятия, например через комитет по столовой, состоящий из представителей трудящихся;
b) в отношении организации культурных развлечений:
i) в странах, где организация культурных развлечений находится в ведении фабрично-заводских комитетов, созданных в силу законодательства данной страны, руководство должно осуществляться фабрично-заводскими комитетами или созданными ими подкомитетами;
ii) в других странах руководство организацией культурных развлечений должно осуществляться либо центральной культурно-бытовой комиссией, избираемой трудящимися предприятия с участием одного или нескольких представителей дирекции или без такого участия, либо рядом отдельных клубов, созданных добровольно группами трудящихся предприятия, интересующихся той или иной формой развлечений.
24. Компетентные органы власти каждой страны должны организовывать совещания с организациями трудящихся и предпринимателей как по вопросам форм руководства, так и по вопросам наблюдения за бытовым обслуживанием, осуществляемым на основании законодательства данной страны.
VII. Финансирование общественного питания и культурных развлечений
25. Если общественное питание и культурные развлечения могут финансироваться различными способами сообразно с обычаями страны или местности или сообразно с соглашениями, возлагающими на особые органы общую организацию бытового обслуживания, компетентные органы власти, предприниматели и трудящиеся должны учитывать возможность использования указываемых ниже методов финансирования:
а) в отношении общественного питания:
i) оплата предпринимателем стоимости постройки, найма или предоставления другим способом помещений для общественного питания, необходимого оборудования и мебели, а также текущих накладных расходов, включая отопление, освещение, уборку, уплату сборов и налогов, а также страхование и содержание упомянутых помещений, оборудования и мебели;
ii) оплата трудящимися, пользующимися этими видами обслуживания, отпускаемых готовых блюд и прочей пищи;
iii) финансирование расходов по выплате зарплаты и взносов за страхование работников общественного питания либо предпринимателями, либо трудящимися в виде платы за отпускаемые готовые блюда и прочую пищу;
b) в отношении культурных развлечений:
i) финансирование предпринимателем постройки, найма или предоставление другим способом помещений для комнатных развлечений, площадок и установок для развлечений на открытом воздухе вместе с постоянным оборудованием и мебелью, а также покрытие текущих накладных расходов, включая отопление, освещение, уборку, оплату сборов и налогов, а также страхование и содержание упомянутых помещений, площадок, установок, оборудования и мебели;
ii) финансирование трудящимися, пользующимися этим обслуживанием, текущих и, в частности, невозвратных расходов на оборудование и снабжение, уплатой членских взносов и оплатой права участия в играх, а также выручкой за право входа на спортивные состязания или другими способами.
26. В экономически слаборазвитых странах при отсутствии особых узаконенных обязательств о бытовом обслуживании таковое может финансироваться за счет фонда по улучшению культурно-бытовых условий, образуемого из взносов, устанавливаемых соответствующими органами власти, и управляемого комитетами, состоящими из равного числа представителей предпринимателей и трудящихся.
27. 1) Если готовые блюда и прочая пища предоставляются трудящимся непосредственно предпринимателем, то цены на них должны быть умеренны и устанавливаться без расчета прибыли для предпринимателя; любой возможный денежный избыток от продажи должен вноситься в специальный фонд или счет, служащий, сообразно с обстоятельствами, для возмещения потерь или улучшения обслуживания трудящихся.
2) Если готовые блюда и прочая пища предоставляются управляющим или концессионером, то цены должны быть умеренными и устанавливаться без расчета прибыли для предпринимателя.
3) Если такое обслуживание осуществляется в порядке коллективных договоров или заключенных на отдельных предприятиях соглашений, то упомянутые в пункте 1 фонды должны управляться либо паритетным органом, либо трудящимися.
28. 1) Ни в коем случае не должно требоваться от трудящихся участие в расходах по тем видам бытового обслуживания, которыми они лично не желают пользоваться.
2) Если предусматривается участие трудящихся в расходах по бытовому обслуживанию, то не должны допускаться платеж в рассрочку или отсрочка платежа.
VIII. Средства транспорта
29. Когда это окажется необходимым и возможным, должно предусматриваться устройство подходящих мест для стоянки и хранения, если в соответствии с национальным или местным обычаем трудящиеся пользуются своими собственными средствами транспорта для поездки на работу и обратно.
30. Если значительное число трудящихся испытывает особые затруднения в поездке на работу и возвращении домой ввиду недостаточности общественного транспорта или несоответствия расписаний требованиям, связанным с часами прихода на работу и ухода с нее, то предприятия, где работают эти трудящиеся, должны стараться добиться от местных служб общественного транспорта необходимых улучшений и изменений.
31. Если испытываемые трудящимися транспортные затруднения объясняются главным образом перегруженностью транспортных средств и заторами уличного движения в определенные часы и если эти затруднения не могут быть преодолены иначе, то предприятие, где работают эти трудящиеся, должно, по консультации с соответствующими трудящимися, службами транспорта и движения, а если нужно, то и с другими, расположенными в той же местности предприятиями, постараться изменить или распределить часы начала и конца работы для всего предприятия или для некоторых из его служб.
32. Если трудящиеся нуждаются в достаточных и легко используемых транспортных средствах и не могут обеспечиваться ими никаким иным образом, то таковые должны предоставляться им самими предприятиями.
33. В отдельных странах или районах или отраслях промышленности, где службы общественного транспорта недостаточны или трудно доступны, предприятия должны, если они не предоставляют транспортных средств, выплачивать трудящимся, в согласии с соответствующими предпринимателями и трудящимися, пособие на транспорт.
34. В случае необходимости предприятия должны позаботиться о предоставлении достаточных общественных или других транспортных средств для перевозки работающих посменно рабочих, в часы дня или ночи, когда обычные средства общественного транспорта недостаточны, трудно доступны или вовсе отсутствуют.
IX. Положение общего характера
35. Каждый раз, когда в настоящей Рекомендации говорится о "законодательстве страны", это выражение распространяется, в отношении федеративных государств, как на законодательство самого федеративного государства, так и на законодательство соответствующих органов власти отдельных штатов, провинций, кантонов или других административных единиц, входящих в указанное федеративное государство.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Международной Организации Труда от 26 июня 1956 г. N 102 о бытовом обслуживании трудящихся
Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991