Постановление Губернатора Хабаровского края
от 23 мая 2002 г. N 272
"О специально уполномоченном государственном органе Хабаровского края в области охраны окружающей среды и должностных лицах в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля"
1 марта 2004 г.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Постановлением Главы Администрации края от 2 августа 2001 г. N 323 "О реализации полномочий Администрации края и муниципальных образований городов и районов края в сфере охраны окружающей среды и задачах на предстоящий период", в целях укрепления системы государственного управления в области охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения на территории края требований природоохранного законодательства, экологических норм и правил, постановляю:
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 10 ноября 2004 г. N 271 постановление Главы Администрации края от 2 августа 2001 г. N 323 признано утратившим силу
1. Возложить на министерство природных ресурсов края (Почеревин Г.Е.) функции специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды.
2. Установить, что полномочиями по организации и осуществлению государственного экологического контроля наделяются должностные лица специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды, которые являются по должности одновременно государственными инспекторами края по охране природы и действуют на основании доверенности Губернатора края:
2.1. Руководитель специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды - главный государственный инспектор края по охране природы.
2.2. Заместители руководителя специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, - заместители главного государственного инспектора края по охране природы.
2.3. Руководители структурных подразделений специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды, их заместители, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, - старшие государственные инспектора края по охране природы.
2.4. Специалисты структурных подразделений специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды, ведающие вопросами организации и осуществления государственного экологического контроля, - государственные инспектора края по охране природы.
3. Утвердить прилагаемые Временные правила осуществления государственного экологического контроля на территории Хабаровского края должностными лицами специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 1 марта 2004 г. N 49 в пункт 4 настоящего постановления внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
4. Главам муниципальных образований городов и районов края определить перечень должностных лиц в области организации и осуществления муниципального экологического контроля и обеспечить взаимодействие со специально уполномоченным государственным органом Хабаровского края в области охраны окружающей среды в проведении совместных проверок по соблюдению природоохранного законодательства, сборе и обмене информацией, разработке мер по предотвращению и устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
5. Дополнить абзац первый пункта 3.6 Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края, утвержденного Постановлением Губернатора края от 17 января 2002 г. N 27 "Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания министерства природных ресурсов Хабаровского края", после слов: "В области охраны окружающей среды" словами: "осуществляет функции специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды в порядке, устанавливаемом Губернатором края. В том числе".
6. Управлению правительственной информации края (Леховицер О.И.) опубликовать настоящее Постановление в газете "Тихоокеанская звезда".
7. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Председателя Правительства края по вопросам промышленности, транспорта и связи Толкачева С.Г.
8. Настоящее Постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Губернатор |
В.И. Ишаев |
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 1 марта 2004 г. N 49 в настоящие Временные правила внесены изменения, вступающие в силу со дня подписания названного постановления
Временные правила
осуществления государственного экологического контроля на территории Хабаровского края должностными лицами специально уполномоченного государственного органа Хабаровского края в области охраны окружающей среды
(утв. постановлением Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2002 г. N 272)
1 марта 2004 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящие Временные правила разработаны в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ "Уголовный кодекс Российской Федерации", от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 943 "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды", от 17 июля 1995 г. N 718 "О должностных лицах Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и его территориальных органов, осуществляющих государственный экологический контроль", Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 16 июля 1992 г. N 491, Постановлением Главы Администрации края от 17 января 2002 г. N 27 "Об утверждении Положения, структуры и штатного расписания министерства природных ресурсов Хабаровского края", иными нормативными правовыми актами Хабаровского края и определяют полномочия должностных лиц специально уполномоченного государственного органа края в области охраны окружающей среды, порядок осуществления ими государственного экологического контроля на территории Хабаровского края.
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 30 августа 2002 г. N 403 постановление Главы Администрации края от 17 января 2002 г. N 27 признано утратившим силу
1.2. Настоящие Временные правила действуют на всей территории края до принятия нормативного правового акта Российской Федерации о порядке осуществления государственного экологического контроля субъектами Российской Федерации и обязательны для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, осуществляющими использование природных ресурсов, иную хозяйственную деятельность, связанную с выбросами, сбросами загрязняющих веществ, размещением отходов, оказанием иного отрицательного воздействия на окружающую среду.
1.3. Должностные лица специально уполномоченного государственного органа края в области охраны окружающей среды, наделенные полномочиями по осуществлению государственного экологического контроля, являются по должности одновременно государственными инспекторами Хабаровского края по охране природы (далее - государственные инспекторы) и действуют на основании доверенности Губернатора края.
2. Права государственных инспекторов
Государственный инспектор при осуществлении государственного экологического контроля в пределах своей компетенции имеет право:
2.1. Беспрепятственно посещать (по предъявлению служебного удостоверения) предприятия, учреждения, организации и другие объекты независимо от форм собственности и подчинения (в том числе в установленном порядке - воинские части, специальные объекты и службы Вооруженных сил, органов внутренних дел и государственной безопасности, предприятия закрытых административных территориальных образований). Получать для ознакомления документацию, результаты анализов и иные материалы, необходимые для осуществления государственного экологического контроля.
2.2. Проверять работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств их контроля, соблюдение нормативов выбросов, сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду и других вредных воздействий на нее, норм и правил обращения с отходами производства и потребления, нормативов качества окружающей природной среды и экологических ограничений по природопользованию.
2.3. Осуществлять государственный контроль за использованием и охраной земель в соответствии с Положением о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1993 г. N 1362, другими нормативными правовыми актами.
2.4. Во взаимодействии с другими специально уполномоченными органами проверять транспортные средства и в случае нарушения экологических требований запрещать их эксплуатацию, осматривать суда, другие плавучие средства, искусственные острова, установки и сооружения. При выявлении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований требовать их устранения, принимать меры по решению вопросов о компенсации вреда, причиненного окружающей среде.
2.5. Проверять выполнение краевых и других программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды.
2.6. Заслушивать отчеты руководителей предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности по вопросам соблюдения экологических требований, выполнения программ, планов и мероприятий по охране окружающей среды.
2.7. Запрашивать и бесплатно получать от департаментов, комитетов и отделов предприятий, учреждений и организаций информацию по вопросам состояния и охраны окружающей природной среды, необходимую для осуществления государственного экологического контроля.
2.8. Проверять соблюдение экологических требований при размещении, проектировании, строительстве и вводе в эксплуатацию промышленных и других объектов и сооружений.
2.9. Привлекать в установленном порядке соответствующих специалистов к проведению проверок.
2.10. Вносить предложения о проведении государственной экологической экспертизы и проверять выполнение ее заключений.
2.11. Проверять соблюдение экологических условий, установленных лицензиями на комплексное природопользование, на пользование отдельными видами природных ресурсов, аннулировать в установленном порядке или давать предписания об аннулировании указанных лицензий, выданных с нарушением экологических требований, а также при невыполнении природопользователями установленных в лицензиях экологических условий.
2.12. Запрещать ввоз на территорию края, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий), отходов, сырьевых ресурсов, осуществляемые с нарушениями экологических норм и правил.
2.13. Проверять соблюдение норм и правил осуществления производственного экологического контроля.
2.14. Предъявлять к юридическим и физическим лицам требования по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных в ходе осуществления государственного экологического контроля, предупреждать их о привлечении к ответственности в случае невыполнения указанных требований.
2.15. Давать обязательные для исполнения предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований и выполнении необходимых и достаточных мероприятий по охране окружающей среды.
2.16. Выдавать обязательные для исполнения предписания об ограничении или приостановлении работы предприятий, сооружений и объектов, запрещении ввода в эксплуатацию объектов, строительство (или реконструкция) которых выполнено с нарушением экологических требований и заключения государственной экологической экспертизы, а также об ограничении или приостановлении другой хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды и нарушениями природоохранных требований и причиняющей вред окружающей природной среде; направлять в органы исполнительной власти края и в органы управления муниципальных образований городов и районов края предложения о прекращении этой деятельности.
2.17. Рассматривать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды и природопользования, отнесенные статьей 23.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к полномочиям государственных инспекторов субъектов Российской Федерации по охране природы.
2.18. Направлять в соответствующие органы материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и нарушениях природоохранных требований, к дисциплинарной и уголовной ответственности.
2.19. Определять (участвовать в определении) размеры вреда, причиненного окружающей природной среде в результате нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, и на основании этого предъявлять требования к виновным юридическим лицам и гражданам о добровольном возмещении причиненного вреда либо предъявлять иски в суд или арбитражный суд о его возмещении.
2.20. Вносить в соответствующие финансово-кредитные органы обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования строительства и эксплуатации объектов и осуществления другой хозяйственной деятельности, ведущихся с нарушениями экологических требований или без положительного заключения государственной экологической экспертизы.
2.21. Обращаться в органы внутренних дел за оказанием помощи по предотвращению или пресечению противоправных действий лиц, препятствующих законному выполнению функций по осуществлению государственного экологического контроля.
2.22. Осуществлять контроль за соблюдением природоохранного законодательства и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей природной среды в районах чрезвычайных экологических ситуаций.
2.23. Пользоваться иными правами, предоставленными действующим законодательством и правовыми нормативными актами Российской Федерации и Хабаровского края.
2.24. Решения государственных инспекторов могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности государственному инспектору, в суд.
3. Порядок принятия мер по устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, привлечения виновных к ответственности, оформления документации
3.1. При осуществлении государственного экологического контроля государственный инспектор принимает меры по предупреждению, выявлению и устранению нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований и привлечению виновных к ответственности.
3.2. При обнаружении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований, государственный инспектор составляет протокол о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований.
3.3. На основании протокола о нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований соответствующий государственный инспектор в пределах предоставленных ему прав принимает решение о применении к нарушителю одной или одновременно нескольких мер воздействия в зависимости от тяжести совершенного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований:
3.3.1. Выдает предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований.
3.3.2. Выдает предписание об ограничении (приостановлении, прекращении) хозяйственной и иной деятельности.
3.3.3. Выдает предписание о прекращении финансирования хозяйственной и иной деятельности.
3.3.4. Выносит постановление о наложении штрафа за административное правонарушение.
3.3.5. Выносит постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде.
3.3.6. Направляет руководству предприятия, организации, учреждения (или вышестоящему органу) представление о применении мер дисциплинарной ответственности к лицу, виновному в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований.
3.4. При составлении протокола о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований существо деяния должно быть описано таким образом, чтобы было ясно, где и когда оно было совершено и в каких именно действиях или бездействии оно выразилось, с участием каких лиц составлялся протокол, с учетом иных требований законодательства Российской Федерации.
В случае установления в ходе проверки признаков административного правонарушения, протокол составляется с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3.4.1. Физическое лицо или законный представитель юридического лица, в отношении которых возбуждено дело о нарушении законодательства в области охраны окружающей среды и нарушении природоохранных требований, вправе представить замечания, объяснение, иные сведения по содержанию протокола, в случае отказа от подписи протокола - мотивы отказа, которые прилагаются к протоколу.
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. подпункт 3.4.2 пункта 3.4 настоящих Правил признан противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его издания
3.4.2. Государственный инспектор, не уполномоченный принимать решения о привлечении нарушителей к ответственности, в 15-дневный срок представляет протокол вышестоящему государственному инспектору для принятия решения.
3.5. Предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушения природоохранных требований является обязательным для исполнения нарушителями в установленные сроки. Предписание составляется в трех экземплярах, один из которых в течение трех дней вручается нарушителю или его законному представителю под расписку или высылается по почте с уведомлением о получении.
3.5.1. Утратил силу
См. текст подпункта 3.5.1 пункта 3.5
3.5.2. Наложение штрафов на виновных в экологических правонарушениях не освобождает их от возмещения вреда, причиненного окружающей среде.
3.6. Постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде юридическими лицами и гражданами, является обязательным для исполнения.
3.6.1. Постановления составляются, как правило, в 4-х экземплярах, один из которых в течение 3-х дней вручается нарушителю под расписку или высылается по почте.
3.6.2. Юридические лица и граждане, причинившие вред окружающей природной среде нарушениями законодательства в области охраны окружающей среды и нарушениями природоохранных требований, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с действующим законодательством.
3.6.3. Определение размеров причиненного вреда производится непосредственно государственным инспектором, а при невозможности этого - компетентной комиссией с участием представителя федерального специально уполномоченного государственного органа в области охраны окружающей природной среды, осуществляющего государственный контроль за использованием и охраной отдельных видов природных ресурсов.
3.6.4. По результатам работы комиссии составляется акт о размере причиненного вреда, прилагаемый к постановлению.
3.6.5. При наличии нескольких нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды и природоохранных требований постановление принимается в отношении каждого виновного в отдельности.
3.6.6. При неисполнении виновным требования постановления в суд или в арбитражный суд направляется исковое заявление о взыскании денежных средств для возмещения вреда, причиненного природной среде.
3.6.7. Порядок возмещения причиненного вреда определяется действующим законодательством.
3.7. Предписание об ограничении (приостановлении) хозяйственной и иной деятельности направляется нарушителю при ведении им хозяйственной и другой деятельности, осуществляемой с нарушением природоохранного законодательства, нормативных правовых актов, и причиняющей вред окружающей природной среде.
3.8. Требования об ограничении, о приостановлении или прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.
3.9. Утратил силу
См. текст пункта 3.9
3.10. Решения государственных инспекторов по вопросам устранения экологических правонарушений и привлечения виновных к ответственности, принятые в пределах предоставленных им полномочий, обязательны для исполнения всеми юридическими лицами и гражданами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Губернатора Хабаровского края от 23 мая 2002 г. N 272 "О специально уполномоченном государственном органе Хабаровского края в области охраны окружающей среды и должностных лицах в сфере организации и осуществления государственного экологического контроля"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в газете "Тихоокеанская звезда" от 25 мая 2002 г. N 97, Сборнике нормативных правовых актов Губернатора и Правительства Хабаровского края за 2002 г. N 5
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 июля 2004 г. подпункт 3.4.2 пункта 3.4 настоящих Правил признан противоречащим действующему законодательству и недействующим с момента его издания
Постановлением Губернатора Хабаровского края от 7 апреля 2009 г. N 35 настоящее постановление признано утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Губернатора Хабаровского края от 31 марта 2007 г. N 46
Постановление Губернатора Хабаровского края от 31 марта 2006 г. N 76
Постановление Губернатора Хабаровского края от 18 октября 2004 г. N 258
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления
Постановление Губернатора Хабаровского края от 1 марта 2004 г. N 49
Изменения вступают в силу со дня подписания названного постановления