Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений
(Одобрено пленарным заседанием стран - участниц Вассенаарских договоренностей* по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования
3 декабря 1998 г.)
Заявление для печати
1. Четвертое пленарное заседание Вассенаарских договоренностей состоялось 2 - 3 декабря 1998 г. под председательством посла Стаффана Сульмана (Швеция).
2. Пленарное заседание приняло к сведению итоги работы, проведенной в 1998 году. Государства-участники рассмотрели ряд вопросов, соответствующих целям Вассенаарских договоренностей, включая данные по потокам вооружений и чувствительных технологий в районы конфликтов или регионы, вызывающие озабоченность по другим причинам; вопросам, относящимся к конкретным проектам, программам и конечным пользователям, вызывающим озабоченность; а также утечкам и несанкционированным переадресовкам. Государства-участники также изучили существующие в мире тенденции в области импорта вооружений и новых чувствительных технологий.
3. Государства-участники с удовлетворением отметили рост объема информации, обмен которой происходит в рамках Вассенаарских договоренностей, что позволяет им более эффективно содействовать общему пониманию рисков, связанных с передачей вооружений или чувствительных товаров и технологий двойного использования. Процесс обмена информацией призван способствовать достижению государствами-участниками целей Вассенаарских договоренностей, в том числе повышению транспарентности и ответственности в области передачи обычных вооружений и товаров и технологий двойного использования для предотвращения тем самым дестабилизирующих накоплений. На основе полученной в ходе обмена информации государства-участники определяют сферу охвата, необходимого для координации национальных политик контроля в целях уменьшения рисков, связанных с передачами. Вассенаарские договоренности в 1999 году будут стремиться к дальнейшему увеличению значимости и эффективности существующего в их рамках обмена информацией.
4. Вассенаарские договоренности в 1999 году проведут первую оценку общего действия Договоренностей, как это предусмотрено Первоначальными элементами. Государства-участники одобрили основные направления по сфере охвата и процедурам для проведения оценки.
5. Государства-участники обсудили вопросы потоков вооружений в ряд регионов, где в настоящее время имеют место конфликты. Государства-участники заявили о своей приверженности проявлению при проведении национальной политики максимальной сдержанности в выдаче лицензий на экспорт вооружений и чувствительных товаров двойного использования во все места назначения, представляющие весьма существенный риск, в частности в те регионы, где имеют место конфликты, а также согласовывать свою национальную политику с целями и задачами Вассенаарских договоренностей и соответствующими решениями, принятыми Советом Безопасности Организации Объединенных Наций и/или другими международными организациями, участниками которых могут являться государства-участники.
6. Государства-участники одобрили документ, содержащий исследование по критериям для оценки дестабилизирующих накоплений вооружений, озаглавленный "Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений". Документ вместе с пояснительной запиской прилагается.
7. Пленарное заседание решило продолжать дальнейшую работу в рамках Вассенаарских договоренностей по транспарентности в области вооружений, основываясь на уже проделанной работе и признавая необходимость провести в 1999 году оценку общего действия Вассенаарских договоренностей на основе соответствующих положений первоначальных элементов, включая пункт II.5, и целей Вассенаарских договоренностей.
8. Вассенаарские договоренности приняли поправки к контрольному списку для отражения последних технологических достижений. Поправки к списку включают исключение из него общедоступного телекоммуникационного оборудования гражданского назначения, а также изменение мер контроля в области криптографии в качестве своевременной реакции на развитие технологий и торговли в области электроники, при этом принимая также во внимание интересы безопасности. Государства-участники также обсудили потенциальную необходимость для Вассенаарских договоренностей и национальных органов власти, отвечающих за экспортный контроль, быстро и эффективно реагировать на появление новых технологий.
9. Государства-участники приняли к сведению инициативы, предпринимаемые на других форумах, которые могли бы иметь отношение к целям Вассенаарских договоренностей. Вассенаарские договоренности будут стремиться поддерживать или устанавливать соответствующие контакты с такими форумами в целях содействия достижению совместных целей и интересов, а также во избежание дублирования работы.
10. Вассенаарские договоренности приветствовали объявление государствами - участниками ЭКОВАС (Экономическое сообщество западноафриканских государств) от 31 октября Моратория на импорт, экспорт и производство легкого и стрелкового оружия. Государства-участники будут осуществлять соответствующее сотрудничество с государствами - участниками ЭКОВАС в целях соблюдения положений Моратория и будут готовы оказывать консультативное и/или техническое содействие в осуществлении Моратория.
11. Ввиду значительной негативной роли, которую сыграли излишние накопления легкого и стрелкового оружия в недавних, преимущественно субнациональных, конфликтах, а также того значения, которое это имеет для целей Вассенаарских договоренностей, государства-участники признали важность осуществления адекватной экспортной политики и обеспечения эффективного экспортного контроля в отношении легкого и стрелкового оружия. В частности, они подтвердили важность особо внимательного отношения к вопросам передачи легкого и стрелкового оружия в районы конфликтов и предотвращения его утечки в такие районы.
Государства-участники признали важность обмена информацией по таким вопросам, как каналы утечек и используемые для этого конечные пользователи в качестве средства оказания содействия национальным правоохранительным органам в снижении нелегального оборота вооружений.
Государства-участники приняли к сведению усилия ряда международных форумов, стремящихся внести свой вклад в дело предотвращения излишних накоплений легкого и стрелкового оружия. В целях повышения взаимопонимания и во избежание дублирования деятельности Вассенаарские договоренности будут активно информировать другие соответствующие форумы о приверженности государств-участников политике ответственного подхода к вопросу передачи и эффективного экспортного контроля в отношении легкого и стрелкового оружия. Вассенаарские договоренности приглашают другие форумы предоставлять соответствующую информацию о своей деятельности в Вассенаарские договоренности.
12. Государства-участники подтверждают, что они разделяют озабоченность в связи с угрозой, которую представляет для гражданской авиации незаконное обладание переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК), и признают необходимость принятия адекватных мер с целью предотвращения такого обладания. В этой связи государства-участники согласились продолжить обсуждение по данному вопросу. В частности, они рассмотрят национальную практику своих государств и, возможно, выработают руководящие принципы, а также доложат о результатах этой работы на пленарном заседании 1999 года. Государства-участники обращаются ко всем неучаствующим государствам - конечным пользователям с призывом усилить свой национальный контроль за ПЗРК в целях предотвращения несанкционированных обладания этими системами или их использования.
13. Государства-участники изучили технические аспекты экспортного контроля своих государств, такие как контроль за особо чувствительными товарами двойного применения, гарантии конечного использования и утилизация излишков вооружения и военной техники. Эти обсуждения направлены на оказание содействия государствам-участникам в достижении ими максимально возможного уровня эффективности в деле экспортного контроля над вооружениями и чувствительными товарами двойного использования.
14. Государства-участники обменялись мнениями о средствах достижения, посредством их контактов с государствами-нечленами, всеобщей приверженности ответственной политике и эффективному контролю, связанным с международными целями в области нераспространения и передачи вооружений и товаров двойного использования. Пленарное заседание вновь подтвердило, что Вассенаарские договоренности открыты, на глобальной и недискриминационной основе, для новых участников, отвечающих согласованным критериям.
15. В 1998 году Вассенаарские договоренности завершили работу по учреждению структуры секретариата, назначив посла Луиджи Лауриолу (Италия) главой секретариата Вассенаарских договоренностей.
Пояснительная записка
Пленарное заседание Вассенаарских договоренностей (ВД) 1998 года одобрило 3 декабря 1998 г. документ "Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений".
Документ был составлен для того, чтобы рассмотреть возможности увеличения числа соответствующих категорий для направления уведомления в соответствии с пунктом II.5 Первоначальных элементов и его целями. Документ мог бы быть полезным для государств - участников ВД в процессе обсуждения, связанного с рассмотрением вопросов о передачах или отказах в них.
Документ носит необязательный для исполнения характер; принятие решений о выдаче экспортных лицензий остается прерогативой национального контроля каждого государства - участника ВД.
Документ не предусматривает строгий порядок приоритетности элементов, которые должны приниматься во внимание. На практике приоритетность этих элементов может изменяться в зависимости от конкретных рассматриваемых вопросов.
Перечисленные в документе элементы, которые сформулированы в основном в виде вопросов, не рассматриваются как исчерпывающие. Государства-участники понимают этот документ как основу для дальнейшей работы, который будет доработан по мере приобретения опыта в результате обмена информацией и обсуждения в рамках ВД, а также с учетом постоянно изменяющихся международных обстоятельств.
Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений
(Одобрено пленарным заседанием стран - участниц Вассенаарских договоренностей 3 декабря 1998 г.)
1. Оценка мотивации рассматриваемого государства
а. Какова военная доктрина государства? Как его вооружения и их размещение соотносятся с осуществлением этой доктрины и/или отвечают требованиям национальной безопасности?
b. Какова предполагаемая мотивация государства для накопления обычных вооружений сверх имеющихся запасов с помощью импорта или собственного производства? Как могут быть использованы эти вооружения? Считает ли государство, что накопление им обычных вооружений необходимо для осуществления его права на самооборону в соответствии с Уставом ООН? Желает ли государство получить тактическое или стратегическое преимущество, положение или повысить национальный престиж, усилить собственный производственный потенциал, способность налаживания производства готовых изделий по образцам или добиться выхода на экспортный рынок? Если обычные вооружения или военные технологии приобретаются с помощью импорта, являются ли действительными и надежными гарантии в отношении конечного использования/конечного пользователя или реэкспорта? Есть ли риск утечки для несанкционированного конечного использования/к несанкционированному конечному пользователю?
с. Каковы общие направления внешней политики государства? Существует ли явный риск того, что государство может использовать свои вооружения для нападения на другую страну или действий, несовместимых с Уставом ООН, подкреплять силой территориальную претензию или иным образом проецировать силу в регионе?
d. Соответствуют ли количества, вовлеченные в накопление обычных вооружений, вероятным потребностям государства, имея в виду возможную утечку к несанкционированному конечному пользователю или усилия по налаживанию производства готовых изделий по образцам?
е. Существует ли явный риск того, что оружие может быть использовано для нарушения и подавления прав человека и основных свобод?
2. Региональный баланс сил и общая ситуация в регионе
а. Каков характер отношений между государствами региона? Существуют ли между ними территориальные претензии или споры, включая вопросы незаконной оккупации с намерением аннексии? Существуют ли между ними экономические, этнические, религиозные или другие споры или конфликты? Готовы ли одно или несколько государств региона использовать силу или угрозу использования силы несовместимым с Уставом ООН образом для урегулирования споров с другими государствами региона?
b. Каковы требования государства к обеспечению национальной безопасности? Превышает ли накопление государством обычных вооружений уровень, необходимый ему для его законной обороны и обеспечения интересов его безопасности? Является ли оно надлежащим и соразмерным ответом на угрозу? Проанализируйте баланс сил и сравнительные потенциалы (наступательные и оборонительные) соседних и других государств региона и их соответствующие расходы на оборону. По каждому государству, как индивидуально, так и в сравнении, можно было бы, в частности, рассмотреть следующие факторы: размер вооруженных сил государства, включая обученный резерв; количество вооружений и соответствующей военной техники в частях и на складах; технические характеристики вооружений; уровень их боеготовности и технического обслуживания; уровень боеготовности войск, включая качество подготовки личного состава и его морально-психологическое состояние; и соответствуют ли лучше дислокация и боевая подготовка войск осуществлению наступательных или оборонительных действий.
с. Как могло бы быть воспринято другими государствами региона накопление данным государством обычных вооружений? Могли бы политические, исторические, географические или материально-технические соображения привести к восприятию этого накопления в качестве непосредственной угрозы или иным образом угрожающего фактора? Дает ли существующий баланс сил в регионе убедительное основание для такого восприятия?
d. Смогло ли бы накопление обычных вооружений привести к росту напряженности или нестабильности в регионе или к обострению какого-либо существующего конфликта? Возникло ли бы у потенциальных противников ощущение необходимости подготовки, развертывания или использования дополнительных сил или принятия контрмер? Возникло ли бы у них ощущение необходимости попытаться использовать силу первыми во время кризиса? Представляется ли сложным или невозможным противостоять силами стран региона накоплению обычных вооружений? С учетом соотношения потенциалов государств региона будет ли накопление обычных вооружений обеспечивать достаточную защиту или прикрытие наступательных средств таким образом, что оно может рассматриваться как дестабилизирующее?
е. Захотят ли другие государства региона обеспечить (в том числе, если возможно, с помощью собственного производства) аналогичный количественный или качественный потенциал или приобрести уравновешивающий потенциал? Способствовало ли бы накопление обычных вооружений дестабилизирующей региональной гонке вооружений или ускорению процесса производства или закупок на основе конкуренции?
3. Политическое/экономическое положение/статус государства
а. Подписало ли и/или ратифицировало ли государство соответствующие международные или региональные соглашения и договоры, имеющие отношение к контролю над вооружениями и ограничению вооружений, нераспространению и мерам укрепления доверия и безопасности? Как оно соблюдает эти соглашения и договоры? Предоставляет ли государство информацию в Регистр обычных вооружений ООН? Соблюдает ли государство международно признанные права человека, нормы борьбы с терроризмом или нераспространения? Намеревается ли государство разрабатывать оружие массового уничтожения (ОМУ), обладает ли оно ОМУ, каковы его взгляды в отношении применения ОМУ? Каковы общий характер политической системы государств и уровень внутренней стабильности? Происходит ли в нем гражданский вооруженный конфликт?
b. Каков объем военных расходов государства? Какова процентная доля ВВП, которую оно расходует на военные цели? Является ли представляемая им информация о военных расходах открытой и достоверной или же оно стремится скрыть истинные размеры расходов?
с. Усугубляет ли накопление обычных вооружений и без того экономически непосильное бремя расходов на оборону? Создает ли оно опасность экономической или социальной дестабилизации на национальном или на региональном уровне?
4. Оперативный потенциал
Военная техника
а. Как накопление государством обычных вооружений могло бы повлиять на региональный баланс сил и ситуацию в регионе? Конкретная импортная поставка или приобретение с помощью собственного производства отдельных единиц вооружения, какой-либо системы или подсистемы сами по себе могут не быть дестабилизирующими, но они могут носить потенциально дестабилизирующий характер в сочетании с другими видами военной техники.
b. Может ли дополнительное приобретение вооружений с помощью импорта или собственного производства создать новый потенциал в регионе?
с. Предназначено ли дополнительное приобретение вооружений с помощью импорта или собственного производства для пополнения или замены существующей военной техники? Предназначено ли оно для замены существующих сил? Если речь идет об импорте, то учтены ли подряды на строительство и техническое обслуживание (обслуживание вооружений/запасные части)? Каков эксплуатационный срок службы вооружений при условии техобслуживания и без такового?
d. Вызовет ли дополнительное приобретение обычных вооружений с помощью импорта или собственного производства получение государством дополнительного стратегического потенциала? Изучите характеристики системы вооружений, которые несут более высокий дестабилизирующий потенциал (например, усиление проецирования силы; незначительное число или отсутствие контрмер; они способствуют нанесению стратегического ущерба).
е. Сможет ли дополнительное приобретение обычных вооружений с помощью импорта или собственного производства обеспечить государству новый или иным образом повышенный количественный или качественный уровень оперативного потенциала или способности ведения длительных боевых действий? Сможет ли оно обеспечить более эффективное оперативное использование существующих военных средств или компенсировать слабые стороны вооруженных сил? Если речь идет о боеприпасах или ракетах, то приведут ли эти количества вооружений к существенному повышению способности к ведению длительных боевых действий?
Личный состав
f. Является ли дополнительное приобретение обычных вооружений с помощью импорта или собственного производства соответствующим с учетом численности личного состава вооруженных сил государства? Проанализируйте качество военной техники/численность личного состава, уровень подготовки, опыт ведения боевых действий и командование/морально-психологическое состояние/.
g. В случае приобретения с помощью импорта, обеспечивается ли при этом соответствующая подготовка личного состава?
h. Может ли техника сама по себе повысить эффективность действий личного состава (например, тренажеры)?
5. Приобретение военной технологии
а. Сможет ли приобретение конкретной технологии "осязаемым" или "неосязаемым" путем или с помощью собственной разработки обеспечить существенное технологическое преимущество военному потенциалу государства? Как оно повлияет на региональный баланс сил и общую ситуацию в регионе?
b. В случае импорта, сможет ли само приобретение или характер сделки, например компенсационное соглашение, привести к созданию собственного производственного потенциала?
с. В случае импорта, включает ли приобретение пакет конструкторских разработок или технологии?
d. В случае импорта, существует ли возможность налаживания производства готовых изделий по образцам, в частности, включает ли приобретение компоненты, запасные части или прототипы, которые могут быть скопированы?
6. Прочие факторы
а. Сможет ли дополнительная система обычных вооружений, если она приобретена с помощью импорта, угрожать национальным вооруженным силам экспортера или его друзей и союзников или какой-либо операции, одобренной Советом Безопасности ООН?
b. Вызывает ли метод, использованный для импорта дополнительных обычных вооружений, обеспокоенность в отношении возможного использования этих вооружений?
------------------------------
* Вассенаарские договоренности по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования были учреждены в июле 1996 года 33 государствами-участниками. Местом проведения заседаний является Вена, Австрия, где расположены Договоренности.
Государствами - участниками Вассенаарских договоренностей являются: Австралия, Австрия, Аргентина, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Словацкая Республика, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты Америки, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Япония.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Элементы для объективного анализа и рекомендации относительно потенциально дестабилизирующих накоплений обычных вооружений (Одобрено пленарным заседанием стран - участниц Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного использования 3 декабря 1998 г.)
Текст документа опубликован в журнале "Дипломатический вестник", 1999 г., N 1