Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 5 июня 1974 года на свою пятьдесят девятую сессию,
принимая во внимание, что статья 26 Всеобщей Декларации прав человека провозглашает, что каждый человек имеет право на образование,
принимая во внимание содержащиеся в существующих международных трудовых рекомендациях о профессиональной подготовке и о защите представителей работников положения о временном освобождении работников от работы или предоставлении им свободного времени для участия в программах образования или подготовки,
считая, что необходимость постоянного процесса образования и подготовки, обусловленная научно-техническим прогрессом и изменяющейся структурой экономических и социальных отношений, требует соответствующего регулирования учебных отпусков для получения образования и подготовки с тем, чтобы они отвечали новым чаяниям, нуждам и целям социального, экономического, технического и культурного характера,
считая, что оплачиваемые учебные отпуска должны рассматриваться как одно из средств удовлетворения реальных потребностей каждого работника в современном обществе,
считая, что оплачиваемые учебные отпуска должны разрабатываться в рамках политики постоянного процесса образования и подготовки, которая должна осуществляться постепенно и эффективно,
постановив принять ряд предложений об оплачиваемых учебных отпусках, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать четвертого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят четвертого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1974 года об оплачиваемых учебных отпусках:
I. Определение
1. В настоящей Рекомендации термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый работнику для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
II. Разработка политики и методы применения
2. Каждый Член Организации должен разработать и осуществлять политику, направленную на содействие, методами, соответствующими национальным условиям и практике и в случае необходимости поэтапно, предоставлению оплачиваемых учебных отпусков для целей:
a) профессиональной подготовки на любом уровне;
b) общего, социального или гражданского образования;
c) профсоюзной учебы.
3. Эта политика должна быть направлена на то, чтобы содействовать, в случае необходимости на различных условиях:
a) приобретению, улучшению и адаптации профессиональных и функциональных навыков, а также расширению возможностей занятости и гарантии сохранения работы в условиях научно-технического прогресса и экономических и структурных изменений;
b) компетентному и активному участию работников и их представителей в жизни предприятия и общества;
c) развитию человеческого достоинства, социальному и культурному росту работников;
d) в целом, развитию соответствующего постоянного процесса образования и подготовки, помогающих работникам приспособиться к современным требованиям.
4. 1) Эта политика должна учитывать стадию развития и особые нужды страны и различных секторов деятельности, другие социальные цели и национальные проблемы, нуждающиеся в первоочередном решении.
2) Она должна быть скоординирована с общей политикой в области занятости, образования и подготовки, а также с политикой в области продолжительности рабочего времени с должным учетом, в случае необходимости, сезонных колебаний продолжительности рабочего времени или объема работы.
5. Средства предоставления оплачиваемых учебных отпусков могут включать национальное законодательство и правила, коллективные договоры, арбитражные решения и такие другие средства, которые соответствуют национальной практике.
6. Необходимо признать, что оплачиваемый учебный отпуск не является заменой соответствующего образования и подготовки на ранних этапах жизни, но всего лишь одним из многочисленных способов постоянного процесса образования и подготовки.
III. Меры содействия предоставлению оплачиваемых учебных отпусков
7. Государственные органы власти, организации работодателей и работников, учреждения или органы, занимающиеся вопросами образования и профессиональной подготовки, должны участвовать методами, соответствующими национальным условиям и практике, в разработке и применении политики содействия предоставлению учебных отпусков.
8. На основе планов, приспособленных к целям политики, должны приниматься меры:
a) для выяснения текущих и будущих потребностей работников в области образования и подготовки, которые могут быть удовлетворены путем предоставления оплачиваемых учебных отпусков;
b) для полного использования всех имеющихся возможностей для получения образования и подготовки и для создания новых возможностей для осуществления целей оплачиваемых отпусков в области образования и подготовки;
c) для учета в методах обучения и в программах образования и подготовки целей и условий предоставления оплачиваемых учебных отпусков, которые отражают новые нужды;
d) для стимулирования работников к наиболее полному использованию имеющихся возможностей и средств в области образования и подготовки;
e) для поощрения работодателей к предоставлению работникам оплачиваемых учебных отпусков.
9. Должны существовать соответствующие системы информации и ориентации о возможностях получения оплачиваемых учебных отпусков.
10. Должны приниматься соответствующие меры для обеспечения должного качества предоставляемых образования и подготовки.
IV. Финансирование
11. Финансирование мер по предоставлению оплачиваемых учебных отпусков должно проводиться на регулярной и отвечающей требованиям основе и в соответствии с национальной практикой.
12. Следует признать, что от:
a) работодателей, коллективно или индивидуально;
b) государственных органов власти и институтов или органов, занимающихся вопросами образования или подготовки; и
c) организаций работодателей и работников
можно ожидать участия, в зависимости от их соответствующего круга обязанностей, в финансировании мероприятий по предоставлению оплачиваемых учебных отпусков.
V. Условия предоставления оплачиваемых учебных отпусков
13. Работники не должны лишаться оплачиваемого учебного отпуска по причине расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения и социальной принадлежности.
14. Работники должны оставаться свободными в выборе программ образования или подготовки, в которых они желают участвовать.
15. В соответствующих случаях должны разрабатываться особые положения относительно оплачиваемых учебных отпусков:
a) когда особым категориям работников, таким как работники мелких предприятий, сельские или другие работники, проживающие в отдаленных районах, работники, работающие по сменам, или работники с семейными обязанностями, трудно воспользоваться общими положениями;
b) когда особым категориям предприятий, таким как мелкие или сезонные предприятия, трудно применять общие положения, при условии, что работники, занятые на таких предприятиях, не лишаются возможности получать оплачиваемые учебные отпуска.
16. Условия предоставления оплачиваемых учебных отпусков могут быть разными в зависимости от того, предоставляется ли оплачиваемый отпуск для:
a) профессиональной подготовки на любом уровне;
b) общего, социального или гражданского образования; или
c) профсоюзной учебы.
17. 1) При определении условий приобретения права на оплачиваемый учебный отпуск необходимо учитывать существующие виды программ подготовки или образования и потребности работников и их организаций, потребности предприятий, а также общественные интересы.
2) В отношении оплачиваемых отпусков для профсоюзной учебы, ответственность за отбор кандидатов должна лежать на заинтересованных организациях работников.
3) Для того, чтобы обеспечить эффективную непрерывную работу соответствующих предприятий, форма предоставления оплачиваемых учебных отпусков работникам, имеющим на них право, должна согласовываться между предприятиями или соответствующими организациями работодателей и соответствующими организациями работников.
18. 1) В тех случаях, когда программы профсоюзной учебы осуществляются самими профсоюзными организациями, последние должны нести ответственность за планирование, утверждение и выполнение программ.
2) В тех случаях, когда такие программы осуществляются другими учебными заведениями или органами, эти программы должны разрабатываться по соглашению между этими органами и заинтересованными профсоюзными организациями.
19. Если этого требуют национальные или местные условия или условия, существующие на предприятии, приоритет в области предоставления оплачиваемых учебных отпусков должен отдаваться особым категориям работников или особым профессиям или функциям, потребности которых в образовании или подготовке имеют особо срочный характер.
20. Финансовые пособия, выплачиваемые работникам в течение оплачиваемого учебного отпуска, должны:
a) поддерживать уровень их заработка путем продолжения выплаты их заработной платы и других пособий, или путем выплаты соответствующей компенсации за них, на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или любым другим способом, соответствующим национальной практике;
b) учитывать любые крупные дополнительные затраты, связанные с образованием или подготовкой.
21. Период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Международной Организации Труда от 24 июня 1974 г. N 148 об оплачиваемых учебных отпусках
Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II". Женева, Международное бюро труда, 1991