Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 6 июня 1973 года на свою пятьдесят восьмую сессию,
принимая во внимание важные изменения, которым подвергаются и продолжают подвергаться методы обработки грузов в портах - такие как внедрение упакованных грузов для разовой обработки, перевозка груженых автомобилей морскими паромами, расширение механизации и автоматизации, - и системы движения груза, и что эти изменения вероятно еще более широко распространятся в будущем,
принимая во внимание, что такие изменения, приводящие к увеличению скорости движения грузов, сокращению времени нахождения судов в портах и снижению транспортных расходов, могут принести выгоду всей экономике соответствующей страны и могут способствовать повышению жизненного уровня,
принимая во внимание, что такие изменения также существенно отражаются на уровне занятости в портах и на условиях труда и жизни портовых рабочих и что следует принять меры с целью предотвращения или смягчения возникающих таким образом трудностей,
принимая во внимание, что портовые рабочие должны получать свою долю преимуществ, получаемых от внедрения новых методов обработки грузов, и что ввиду этого, наряду с планированием и внедрением новых методов, должны планироваться и проводиться мероприятия по обеспечению постоянного улучшения положения портовых рабочих такими средствами, как регулирование занятости и стабилизация дохода, и другим мерам в области их условий труда и жизни, а также в области техники безопасности и гигиены труда на портовых работах,
постановив принять ряд предложений о социальных последствиях новых методов обработки грузов (в портах), что является пятым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации, дополняющей Конвенцию 1973 года о портовых работах,
принимает сего двадцать пятого дня июня месяца тысяча девятьсот семьдесят третьего года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1973 года о портовых работах:
I. Сфера применения и определения
1. Помимо исключений, предусмотренных в параграфе 36, настоящая Рекомендация применяется к лицам, которые регулярно используются для работы в качестве портовых рабочих и для которых такая работа служит основным источником их годового дохода.
2. В целях настоящей Рекомендации термины "портовые рабочие" и "портовые работы" означают лиц и виды деятельности, которые определяются в качестве таковых национальным законодательством или практикой. С заинтересованными организациями работодателей и работников должны проводиться консультации или иным способом обеспечиваться их участие в разработке и пересмотре таких определений. В этой связи должны учитываться новые методы обработки грузов и их влияние на различные профессии портовых рабочих.
II. Влияние изменений в методах обработки грузов
3. В каждой стране и, если это целесообразно, в каждом порту, вероятное влияние изменений в методах обработки грузов, в том числе их влияние на возможности занятости и условия труда портовых рабочих, а также на профессиональную структуру в портах, должно регулярно и систематически оцениваться, а меры, которые должны приниматься в результате такого влияния, должны систематически пересматриваться органами, в которых участвуют представители заинтересованных организаций работодателей и работников, а также, если это целесообразно, представители компетентных органов власти.
4. Внедрение новых методов обработки грузов и связанных с этим мер должно быть согласовано с национальными и региональными программами и политикой в области развития и рабочей силы.
5. Для целей, изложенных в параграфах 3 и 4, должна постоянно собираться вся информация по этому вопросу, включая, в частности:
a) статистические данные о движении грузов через порты, с указанием использования методов обработки;
b) схемы движения, с указанием пунктов отправления и назначения основных потоков обрабатываемых грузов, а также мест сбора и распределения содержимого контейнеров и других упакованных грузов для разовой обработки;
c) оценку тенденций на будущее, по возможности оформленную аналогичным образом;
d) прогнозы о рабочей силе, требуемой в портах для обработки грузов, с учетом будущих изменений в методах обработки грузов и в происхождении и назначении основных потоков грузов.
6. Насколько это возможно, каждая страна должна принимать те изменения в методах обработки грузов, которые наиболее приемлемы для ее экономики, с учетом, в частности, относительного наличия капитала, особенно иностранной валюты, и рабочей силы, а также возможностей внутреннего транспорта.
III. Регулирование занятости и дохода
А. Постоянная и регулярная занятость
7. Насколько это практически возможно, всем портовым рабочим должна быть обеспечена постоянная или регулярная работа.
В. Гарантия занятости или дохода
8. 1) Там, где практически невозможно обеспечить постоянную или регулярную занятость, должны быть обеспечены гарантии занятости и/или дохода, причем методы обеспечения и объем гарантий будут зависеть от экономического и социального положения соответствующей страны и порта.
2) К числу таких гарантий могут относиться все или некоторые из следующих мер:
a) предоставление работы в течение установленного количества часов или смен в год, в месяц или в неделю, или соответствующей компенсационной выплаты;
b) выплаты за ожидание тем, кто явился по вызову на работу или был иначе готов приступить к работе, но не получил ее, предоставляемые в рамках системы, в которую портовые рабочие не вносят каких-либо финансовых взносов;
c) пособия по безработице, когда работы нет.
9. Всеми заинтересованными сторонами должны приниматься позитивные меры по предотвращению или сведению, насколько это возможно, к минимуму любых сокращений рабочей силы без ущерба для эффективного осуществления работ в портах.
10. В случае неизбежного сокращения рабочей силы, должны иметься соответствующие положения для обеспечения защиты финансовых интересов портовых рабочих такими средствами, как:
a) страхование по безработице или другие формы социального обеспечения;
b) выходные пособия или другие типы пособий при увольнении, выплачиваемые работодателями;
c) любое сочетание пособий, которое может быть предусмотрено национальным законодательством или правилами или коллективными договорами.
С. Регистрация
11. В соответствии с порядком, предусмотренным национальным законодательством или практикой, должны быть введены и вестись журналы регистрации для всех профессиональных категорий портовых рабочих с тем, чтобы:
a) предотвратить использование дополнительной рабочей силы, когда имеющийся объем работы недостаточен для того, чтобы обеспечить портовым рабочим достаточных средств к существованию;
b) применять системы регулирования занятости или обеспечения устойчивости заработка и системы размещения рабочей силы в портах.
12. Число специализированных категорий портовых рабочих должно быть сокращено и охват этих категорий должен меняться по мере изменений в характере работы и по мере того, как портовые рабочие во все большем количестве становятся способными выполнять все более разнообразную работу.
13. Там, где это возможно, должны быть ликвидированы различия между работой на борту судов и на берегу с тем, чтобы достигнуть большей взаимозаменяемости рабочих, гибкости в размещении и эффективности операций.
14. Там, где невозможно обеспечить всех портовых рабочих постоянной или регулярной работой, журналы должны вестись в форме:
a) либо единого журнала регистрации;
b) либо отдельных журналов регистрации для:
i). более или менее регулярно работающих портовых рабочих;
ii). рабочих, находящихся в резерве.
15. На работу не должны обычно приниматься лица, не зарегистрированные в качестве портовых рабочих. В порядке исключения на работу в портах могут приниматься другие рабочие, если все зарегистрированные портовые рабочие обеспечены работой.
16. Зарегистрированные портовые рабочие должны являться на работу в порядке, предусмотренном национальным законодательством или практикой.
D. Регулирование численности зарегистрированных портовых рабочих
17. Численность зарегистрированных портовых рабочих должна периодически пересматриваться заинтересованными сторонами для того, чтобы определять уровни, отвечающие потребностям порта, но не превышающие этих потребностей. При проведении таких пересмотров следует принимать во внимание все относящиеся к этому вопросу факторы и, в частности, долгосрочные факторы, такие как меняющиеся методы обработки грузов и меняющиеся тенденции в торговле.
18. 1) Когда потребность в определенных категориях портовых рабочих уменьшается, должны прилагаться все усилия для сохранения соответствующих портовых рабочих на работе в портах путем переподготовки их для работы в других категориях; такая переподготовка должна обеспечиваться заблаговременно до внесения каких-либо предполагаемых изменений в методах работы.
2) Если же сокращение общей численности зарегистрированных рабочих становится неизбежным, то должны приниматься все необходимые усилия для оказания помощи портовым рабочим в устройстве на другую работу путем предоставления им возможности переподготовки и с помощью государственных служб занятости.
19. 1) Любое необходимое сокращение численности зарегистрированных портовых рабочих должно, насколько это практически возможно, осуществляться постепенно и без увольнений. В этом отношении в портах с пользой может применяться опыт планирования кадров на уровне предприятия.
2) При определении масштаба сокращения, следует обращать внимание на:
a) естественную убыль;
b) прекращения набора, за исключением работников, обладающих специальной квалификацией, для которой нельзя подготовить уже зарегистрированных портовых рабочих;
c) исключение из журнала регистрации тех рабочих, которые не зарабатывают основные средства к существованию работой в портах;
d) снижение возраста выхода на пенсию или поощрение добровольного досрочного выхода на пенсию путем предоставления пособий, дополнительных выплат к государственным пенсиям или единовременных пособий;
e) перевод портовых рабочих всякий раз, когда это позволяет положение, и при условии соблюдения коллективных договоров, а также с согласия соответствующих работников, из портов, где существует излишек рабочей силы, на постоянную работу в порты, где имеется нехватка таких рабочих.
3) Прекращение трудовых отношений должно быть предусмотрено в качестве меры, применяемой только после должного учета соображений, изложенных в пункте 2) настоящего параграфа, и при условии соблюдения любых существующих гарантий в области занятости. Прекращение трудовых отношений должно, насколько это возможно, быть основано на согласованных критериях; кроме того, увольнению должно предшествовать заблаговременное уведомление, и сопровождать его должны выплаты, предусмотренные в параграфе 10.
Е. Распределение
20. За исключением тех случаев, когда портовые рабочие постоянно или регулярно работают у определенного предпринимателя, должны быть согласованы системы распределения, которые:
a) при условии соблюдения положений параграфов 11, 15 и 17, обеспечивают каждому работодателю количество портовых рабочих, необходимое для быстрого оборота судов, или, в случае нехватки рабочей силы, справедливое ее распределение, соответствующее любой установленной системе очередности;
b) обеспечивают каждому зарегистрированному портовому рабочему справедливую долю имеющейся работы;
c) сокращают до минимума необходимость являться по вызову для выбора и распределения на работы, а также нужное для этой цели время;
d) обеспечивают, насколько это практически возможно, и при условии необходимого чередования смен, возможность для портовых рабочих завершать начатую ими работу.
21. При условии соблюдения положений законодательства или правил, или коллективных договоров, может быть разрешен, в случае необходимости, перевод портовых рабочих, которые постоянно работают у одного работодателя, на временную работу к другому работодателю.
22. При условии соблюдения положений национального законодательства или правил, или коллективных договоров может быть разрешен, в случае необходимости, временный перевод портовых рабочих на добровольной основе из одного порта в другой.
IV. Трудовые отношения
23. Обсуждение и переговоры между заинтересованными работодателями и работниками должны быть нацелены не только на регулирование таких текущих вопросов, как заработная плата и условия труда, но и на принятие соглашения общего порядка, охватывающего различные социальные меры, необходимые для того, чтобы справиться с влиянием новых методов обработки грузов.
24. Крайне важным для этой цели следует признать наличие организаций работодателей и портовых рабочих, созданных в соответствии с принципами Конвенции 1948 года о свободе ассоциации и защите права на организацию и Конвенции 1949 года о праве на организацию и на ведение коллективных переговоров, способных свободно вступать в переговоры и обеспечивать выполнение достигнутых соглашений.
25. Там, где такового еще не существует, должен быть организован соответствующий объединенный отраслевой орган с целью создания атмосферы доверия и сотрудничества между портовыми рабочими и работодателями; в этой атмосфере социальные и технические изменения могут быть проведены без напряженности или конфликтов, а жалобы - должным образом урегулированы в соответствии с Рекомендацией 1967 года о рассмотрении жалоб.
26. Организации работодателей и работников совместно, в случае надобности, с компетентными органами должны участвовать в осуществлении необходимых социальных мер и в особенности в применении систем регулирования занятости или стабилизации заработков.
27. В соответствии с Рекомендацией 1967 года о связях на предприятии должна быть разработана эффективная политика связи между работодателями и портовыми рабочими и между лидерами организаций работников и членами этих организаций; эта политика должна осуществляться всеми возможными средствами и на всех уровнях.
V. Организация работы в портах
28. С целью обеспечения наиболее полных социальных преимуществ от новых методов обработки грузов, должны заключаться соглашения между работодателями или их организациями, с одной стороны, и организациями работников, с другой стороны, в целях обеспечения их сотрудничества в деле повышения эффективности работы в портах при участии, в случае надобности, компетентных органов власти.
29. Меры, предусмотренные такими соглашениями, могли бы включать:
a) использование научных знаний и методов, относящихся к производственной среде, с особым учетом условий в портах;
b) всеобъемлющие системы профессиональной подготовки, включая подготовку по технике безопасности;
c) совместные усилия по ликвидации устаревшей практики;
d) большую гибкость при распределении рабочей силы для работ в том или ином трюме, на том или ином судне, на судне и на берегу и только на берегу;
e) применение всякий раз, когда это необходимо, посменной работы и работы в выходные дни;
f) организацию труда и профессиональную подготовку, имеющие целью позволить портовым рабочим выполнять несколько смежных задач;
g) приспособление размеров бригад к согласованным потребностям с должным учетом необходимости обеспечивать разумные периоды отдыха;
h) совместные усилия по ликвидации, насколько это практически возможно, непроизводительных затрат времени;
i) обеспечение эффективного использования механического оборудования с учетом ограничений веса, требуемых установленными нормами безопасной эксплуатации механизма, и соблюдения соответствующих норм техники безопасности.
30. Эти меры должны сопровождаться гарантиями, касающимися регулирования занятости или обеспечения устойчивости заработков и улучшения условий труда, о чем говорится в следующем разделе.
VI. Условия труда и жизни
31. Законодательство и правила по вопросам техники безопасности и гигиены труда, социально-бытового обслуживания и профессиональной подготовки, относящиеся к промышленным предприятиям, должны, с необходимыми техническими изменениями, эффективно применяться в портах; должны осуществляться меры по соответствующей и квалифицированной инспекции труда.
32. Нормы в области продолжительности рабочего времени, еженедельного отдыха, оплачиваемых отпусков и другие условия для портовых рабочих должны быть не хуже, чем для большинства работников на промышленных предприятиях.
33. Должны быть приняты меры в отношении работы по сменам, в том числе:
a) меры по предотвращению работы одного и того же работника в течение нескольких смен подряд, за исключением тех случаев, когда такая сменная работа осуществляется в пределах, установленных национальным законодательством или правилами, или коллективными договорами;
b) специальная компенсация работнику за неудобства, вызываемые работой по сменам, включая работу в выходные дни;
c) установление максимальной продолжительности смен и их соответствующего расписания с учетом местных условий.
34. Там, где внедряются новые методы обработки грузов и где применяется оплата в зависимости от тоннажа обработанных грузов или другие формы сдельной оплаты, должны быть приняты меры по изучению и, в случае необходимости, пересмотру методов оплаты и шкалы заработной платы. Там, где это представляется возможным, заработки портовых рабочих должны быть увеличены в результате внедрения новых методов обработки грузов.
35. Должны быть введены соответствующие пенсионные системы в тех случаях, где таковых еще не существует.
VII. Разное
36. Соответствующие положения настоящей Рекомендации должны, на сколько это практически возможно, применяться также к случайным и сезонным портовым рабочим в соответствии с национальным законодательством и практикой.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Международной Организации Труда от 25 июня 1973 г. N 145 о социальных последствиях новых методов обработки грузов в портах
Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II". Женева, Международное бюро труда, 1991