Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 14 октября 1970 года на свою пятьдесят пятую сессию,
считая, что в период быстрых изменений в области как технических и организационных методов, так и экономических аспектов эксплуатации торговых судов необходимо уделять особое внимание проблемам занятости, которые могут возникать в связи с такими изменениями, для охраны и улучшения условий жизни и труда моряков, обеспечения достаточной и необходимой рабочей силы для судоходства, и обеспечения всем заинтересованным лицам наибольших выгод от технического прогресса,
считая далее, что при разработке и осуществлении национальных и региональных планов в соответствии со Всемирной программой занятости Международной Организации Труда соответствующее внимание следует уделять меняющимся потребностям судоходства в людских ресурсах,
принимая во внимание, что Международная Организация Труда может предоставлять техническую помощь для планирования и развития людских ресурсов в судоходстве,
включая введение и приспособление программ обучения моряков с целью удовлетворения потребностей, возникающих на современных морских судах,
принимая во внимание положения существующих международных трудовых конвенций и рекомендаций, которые могут касаться проблем занятости, возникающих в результате технических изменений и, в частности, Конвенции 1920 года о трудоустройстве моряков, Конвенции 1946 года о пенсиях морякам, Конвенции и Рекомендации 1948 года об организации службы занятости, Рекомендации 1963 года о прекращении трудовых отношений и Конвенции и Рекомендации 1964 года о политике в области занятости,
считая, что надлежит принять программу деятельности, конкретно направленную на удовлетворение нужд морского транспорта,
постановив принять ряд предложений, относящихся к проблемам занятости, связанным с техническими изменениями и модернизацией на борту судов, что является четвертым пунктом повестки дня сессии,
решив придать этим предложениям форму рекомендации,
принимает сего двадцать девятого дня октября месяца тысяча девятьсот семидесятого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1970 года о занятости моряков (технические изменения):
I. Планирование рабочей силы
1. Каждый Член Организации, располагающий морским флотом, в рамках национальной политики занятости должен обеспечить разработку национальных планов рабочей силы для морского транспорта.
2. При подготовке таких планов рабочей силы следует принимать во внимание:
a) выводы периодических исследований о численности рабочей силы, характере и масштабах занятости, распределении рабочей силы по возрастным и профессиональным группам и возможных будущих тенденциях в этих областях;
b) изучение тенденций эволюции новой техники в судоходстве как в стране, так и за границей в связи, в частности, со структурными изменениями в этой отрасли промышленности в форме:
i). изменений технических и организационных методов эксплуатации судов;
ii). изменений в штатном расписании и содержании работ на различных типах судов;
c) прогнозы, в свете вышеупомянутых исследований, вероятных потребностей на различных этапах в будущем в моряках различных категорий и рангов.
3. Такие планы рабочей силы должны иметь целью получение наибольшей выгоды от технического прогресса для судовладельцев и моряков, а также для общества в целом, и защиту от лишений моряков, на занятость которых влияет технический прогресс.
4. 1) При разработке планов рабочей силы и их осуществлении необходимо проводить консультации с представителями организаций судовладельцев и моряков, если они сами не разрабатывают подобных планов, и их следует привлекать к сотрудничеству и участию в практическом осуществлении этих планов.
2) Необходимо проводить регулярные консультации между судовладельцами и моряками и различными их организациями по проблемам занятости, связанным с техническими изменениями.
II. Наем и трудоустройство
5. При найме моряков для морского судоходства следует принимать во внимание существующие планы рабочей силы и содержащиеся в них прогнозы.
6. 1) Подвижность морской рабочей силы должна облегчаться эффективной службой трудоустройства.
2) Там, где трудоустройством моряков занимаются специализированные учреждения по трудоустройству и где эти учреждения отвечают за трудоустройство на предприятиях на берегу, подобное трудоустройство должно облегчаться тесным сотрудничеством между этими учреждениями и общегосударственной службой трудоустройства.
7. 1) Ответственные органы должны предпринимать позитивные шаги для предотвращения или сведения до минимума, насколько это осуществимо, последствий любого сокращения численности занятых моряков, например, путем обеспечения возможностей занятости на как можно большем числе различных судов и, при необходимости, путем организации переобучения, с учетом также естественной утечки рабочей силы из судоходства.
2) Отбор моряков для увольнения при сокращении штатов должен производиться с учетом согласованных критериев и на основе, отвечающей особым условиям, существующим в судоходстве.
8. Необходимо предоставлять морякам и тем, кто намеревается стать моряками, новейшую информацию о характере технических изменений на борту судов.
III. Обучение и переподготовка
9. Когда технические изменения требуют изучения потребностей в обучении моряков и в помощи им в приспособлении к этим изменениям, следует учитывать положения Рекомендации 1970 года о профессиональном обучении моряков.
10. Когда изменения в функциях и требуемых навыках в результате технических нововведений могут повлиять на моряков, следует пересматривать основные программы обучения соответствующих категорий моряков, включая тех, кто имеет свидетельства о квалификации, с тем чтобы учесть эти изменения и обеспечить морякам подготовку, соответствующую тем функциям, которые им предстоит выполнять.
11. Когда этого требует характер технических изменений, следует предусматривать возможность переподготовки моряков, с тем чтобы они могли полностью воспользоваться теми преимуществами, которые открывают эти технические изменения.
12. Необходимо проводить консультации с представителями организаций судовладельцев и моряков и между этими организациями, когда технические изменения могут вызвать изменения в штатных расписаниях или в требованиях к свидетельствам о квалификации или же серьезные изменения в обязанностях и функциях различных категорий моряков.
13. Изменения в обязанностях и функциях различных категорий моряков следует достаточно заблаговременно и четко объяснять тем, кого они могут затронуть.
IV. Регулярность занятости и дохода
14. 1) Необходимо предусматривать программы, обеспечивающие регулярность занятости и дохода моряков, а также надлежащее укомплектование экипажей судов.
2) Такие программы могут включать, например, заключение трудовых соглашений моряками, обладающими соответствующей квалификацией, с судоходной компанией или с отраслью судоходства в целом.
15. Следует также предусматривать меры для предоставления морякам в рамках национальной системы социального обеспечения, или иным путем, определенных пособий в периоды безработицы.
16. 1) Следует прилагать усилия к тому, чтобы удовлетворять потребности моряков, в частности моряков пожилого возраста, которые сталкиваются с особыми трудностями при приспособлении к техническим изменениям.
2) Среди возможных мер следует уделять внимание:
a) переподготовке таких лиц с помощью имеющихся правительственных и других систем для работы в других отраслях хозяйства;
b) предоставлению соответствующих пособий в рамках систем социального обеспечения или других систем для тех, кто вынужден оставить морскую службу до достижения обычного предельного возраста.
V. Международное сотрудничество
17. С тем, чтобы избежать трудностей для моряков, работающих на иностранных судах, на положение которых могут повлиять технические изменения на борту судов, правительства, соответствующие организации судовладельцев и моряков должны своевременно проводить необходимые консультации и сотрудничать с целью:
a) постепенного приспособления предложения рабочей силы к изменяющимся потребностям тех стран, на судах которых работают такие моряки;
сведения до минимума последствий появления избытка рабочей силы, путем согласованного применения соответствующих положений настоящей Рекомендации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Международной организации труда от 29 октября 1970 г. N 139 о проблемах занятости, связанных с техническими изменениями на борту судов
Текст Рекомендации опубликован в сборнике "Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II". Женева, Международное бюро труда, 1991