16 декабря 2009 г., 5 июля, 26 ноября 2012 г.
В целях улучшения демографической ситуации, создания условий для оптимизации процессов естественного воспроизводства и сокращения естественной убыли населения, последующей стабилизации численности населения края Правительство края постановляет:
Постановлением Правительства Хабаровского края от 5 июля 2012 г. N 225-пр в пункт 1 настоящего постановления внесены изменения
1. Утвердить прилагаемую государственную целевую программу Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края" (далее - Программа).
2. Министерству экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.) обеспечить контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности министерств края, иных органов исполнительной власти края, участвующих в реализации Программы.
5. Рекомендовать главам городских округов и муниципальных районов края разработать мероприятия по улучшению демографической ситуации с учетом положений Программы.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.
7. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2009 г.
Губернатор, |
В.И. Ишаев |
Государственная целевая программа
Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края"
(утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр (в редакции постановления Правительства Хабаровского края
от 5 июля 2012 г. N 225-пр)
16 декабря 2009 г., 5 июля, 26 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в Паспорт Государственной целевой программы внесены изменения
Паспорт
государственной целевой программы Хабаровского края
"Демографическое развитие Хабаровского края"
1. Характеристика состояния и проблем демографического развития
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в пункт 1.1 раздела 1 настоящей Государственной целевой программы внесены изменения
1.1. Оценка демографической ситуации первого этапа реализации Программы
Современная демографическая ситуация в Хабаровском крае (далее - край) в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, которые в значительной степени обусловлены происходившими социально-экономическими преобразованиями в стране. Главная особенность ситуации - это неуклонное снижение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, большие потери населения из-за сверхсмертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте, продолжающееся старение и миграционная убыль населения.
К началу 2008 года численность постоянного населения края составила 1 403,7 тыс. человек. Из общей численности населения 1 130,8 тыс. человек (80,6%) - горожане, 272,9 тыс. человек (19,4%) - сельские жители.
Процесс сокращения численности населения начался с 1992 года. С 1992 по 2007 год включительно край потерял 220,8 тыс. человек (13,6%). В 1992 - 1999 годах в убыли населения края решающую роль играл миграционный отток (72%). С 2000 года основная причина депопуляции - естественная убыль населения.
Величина ожидаемой продолжительности жизни населения края составила 63,7 года, меньше, чем в среднем по Российской Федерации на 3 года.
Одной из основных проблем смертности населения оставалась мужская сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13,4 года меньше, чем женщин. По последним данным более 40 процентов всех умерших приходится на лиц, находящихся в трудоспособном возрасте, из них свыше 79 процентов - мужчины.
Младенческая смертность, несмотря на сокращение к 2008 году (на 31,2 процента по сравнению с 2000 годом), сохраняется относительно высокой -11,9 промилле на 1 тыс. родившихся живыми (по России - 9,4 промилле).
На темпы роста смертности оказывает влияние и изменение возрастной структуры населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного выросла с 15,9 процента на начало 2000 года до 17,9 процента на начало 2007 года, доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 4,4 процента и составила 16 процентов от общей численности населения края.
Основными причинами смертности населения в крае в 2007 году оставались заболевания системы кровообращения (свыше 50% от общего числа умерших), несчастные случаи, отравления и травмы (около 17%), новообразования (более13%).
Сложившийся в крае уровень рождаемости значительно ниже необходимого для простого замещения поколений родителей их детьми. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода 15 - 49 лет) составляет 1,297 против необходимых 2,150 (в России - 1,404; в Дальневосточном федеральном округе - 1,287). Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1-2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
К моменту начала реализации Программы наблюдалось стабильное ухудшение брачной структуры. Падение ценности семьи, отсутствие устойчивых социально-культурных укладов предопределяет неустойчивость семейных отношений.
Высокий уровень разводов, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей, что, в свою очередь, влечет снижение частоты деторождении, а также накладывает негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей, воспитанных в неполных семьях.
В последние годы наметились позитивные изменения в естественном движении населения. Уровень рождаемости на 1 тыс. человек населения увеличился с 8,5 в 2000 году до 11,6 рождений в 2007 году (в России - 11,3; в Дальневосточном федеральном округе - 12,3 промилле). Уровень смертности, достигнув своего максимального значения в 2003 году (16,3 промилле), начал снижаться и в 2007 году составил 14,2 умерших на 1 тыс. человек населения (в России - 14,7; в Дальневосточном федеральном округе - 13,5 промилле). В определенной мере это связано с выходом в репродуктивный возраст более многочисленных поколений, а также благодаря предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Положительное значение имеет реализация намеченных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на повышение качества медицинских услуг населению, развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану материнства и детства, борьбу с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Наряду с естественной убылью населения численность населения в крае сокращалась и за счет миграционного оттока. В числе основных причин оттока населения всегда были суровые климатические условия, отдаленность от центральных районов страны и высокие транспортные расходы. В последние годы помимо утраты сравнительных преимуществ региона по уровню доходов населения добавились проблемы более низкого по сравнению с европейской частью России качества жизни населения и ухудшение экологической ситуации в крае.
С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения увеличились в 2007 году к уровню 1999 года в 2.2 раза, реальная заработная плата - в 2,5 раза, реальный размер пенсий - в 2.3 раза. Несмотря на достигнутый рост, уровень и качество жизни населения существенно отстают от среднероссийских.
Номинальная среднемесячная заработная плата в крае с 1999 по 2007 год выросла в 8,1 раза и составила 15,7 тыс. рублей. Это выше, чем по России на 16,3 процента и на 5,9 процента ниже средней заработной платы в Дальневосточном федеральном округе. Между тем более 22 процентов работников в крае в 2007 году получали заработную плату на уровне прожиточного минимума или ниже. В 2007 году около 40 процентов пенсионеров края имели доход ниже прожиточного минимума пенсионера.
К началу реализации Программы покупательная способность населения была ниже среднероссийского показателя. В крае доходы и заработная плата превышают прожиточный минимум в 2,8 раза (при среднем показателе по России в 3,25 раза).
В области социального развития основные усилия Правительства края направлялись на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение выполнения социальных гарантий и обязательств края перед его жителями.
В системе здравоохранения края первоочередными направлениями работы стало обеспечение развития первичной медико-санитарной помощи, охрана материнства и детства, борьба с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Финансирование здравоохранения за счет бюджета края увеличилось более чем в 4 раза - с 2 млрд. рублей в 2000 году до 10,5 млрд. рублей в 2007 году. Это дало возможность сформировать достаточно прочную платформу, обеспечить реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" и иных целевых программ сфере здравоохранения.
В крае росли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007 году 3,6 тыс. больным оказывалась высокотехнологичная медицинская помощь по разным профилям.
На начало реализации Программы, в 2007 году уровень общей заболеваемости в крае составлял 1 394 случая заболеваний на 1 тыс. населения. По существующей системе оценок - это средний уровень заболеваемости населения. При этом общая заболеваемость населения края в 1,1 раза ниже, чем по Российской Федерации, и не отличался от среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу.
Результатом целенаправленных действий Правительства края по созданию условий, обеспечивающих доступность, качество и формирование условий для развития образования, явилось сохранение положительной динамики основных показателей деятельности системы образования.
Число учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилось с 12 в 2004 году до 13,5 в 2007 году. Охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от одного года до шести лет составлял 60,8 процента. Стабильно низким (0,3%) был удельный вес детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, в общей численности детей и подростков соответствующего возраста. Доля детей, оставленных на повторный курс обучения, снизилась до 0,25 процента.
К началу реализации Программы наметилась тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп, открыто 8 муниципальных детских садов (на 907 детей), дополнительно 104 группы в действующих муниципальных детских садах (на 2 337 детей). Но, несмотря на это, очередь на получение мест в детских садах на 01 января 2008 г. достигла 7 870 детей.
В крае остро стоит проблема социального сиротства. Более 8 тыс. детей социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, находятся в розыске.
Значительное внимание уделялось работе по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений. К началу реализации Программы, по состоянию на 01 января 2008 г. в крае было 208 приемных семей, в них воспитывалось 355 ребят из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01 января 2007 г. - 44 семьи, в них 78 детей). Проводилась работа по устройству детей в замещающие семьи.
Получили развитие временные формы устройства воспитанников в семьи граждан в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
Усилено внимание к физической культуре и спорту, их значимости как инструмента для решения проблем воспитания здорового образа жизни и решения проблем социальной адаптации. Различными формами физической культуры и спортом на территории края к началу реализации Программы было охвачено 194 тыс. человек (13,8% населения края, при среднем показателе по России - 12%).
Ежегодно в крае проводится более 1 800 соревнований в городских округах и муниципальных районах, более 800 краевых мероприятий. Из них 61 процент - это соревнования среди детей, подростков и молодежи. В сфере массового спорта ежегодно проводится 14 комплексных спартакиад среди различных демографических групп населения края.
Улучшение демографической ситуации на территории края определяется развитием социальной инфраструктуры.
Большое внимание в крае уделяется социальной поддержке семей. Дополнительным механизмом материальной поддержки семей с детьми являлась выплата из краевого бюджета единовременного пособия при рождении второго ребенка и каждого последующего. Оно было увеличено с 1 600 рублей в 2007 году до 5 000 рублей в 2012 году.
С 2007 года организован отдых и оздоровление 28 тыс. детей из малоимущих семей.
В 2007 году государственная социальная помощь и меры социальной поддержки оказаны более 170 тыс. малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей за счет бюджетов всех уровней и благотворительных средств на сумму более 585 млн. рублей.
Сохранению культурного наследия и потенциала края, созданию условий для доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры, развитию творческой инициативы традиционно уделялось значительное внимание. В крае осуществляли деятельность шесть театров, концертная организация, цирк, 324 библиотеки, 315 культурно-досуговых учреждений, 18 музеев, 46 детских школ искусства, 11 кинотеатров, пять парков. Была организована деятельность около 2 тыс. клубных формирований с числом учащихся более 30 тыс. человек, 49 коллективов художественного любительского творчества носят звание "Образцовый" и "Народный". В 2007 году на решение задач в области культурной политики из бюджета края направлено свыше 1,5 млрд. рублей.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в пункт 1.2 раздела 1 настоящей Государственной целевой программы внесены изменения
1.2. Оценка демографической ситуации второго этапа реализации Программы
К 2012 году (к моменту завершения первого этапа Программы), благодаря стабильным и позитивным результатам, достигнутым в экономике, в крае сформированы основные предпосылки для реализации системных мероприятий, направленных на стабилизацию демографической ситуации и формирование условий для дальнейшего развития населенческого потенциала края.
В результате реализации мероприятий первого этапа Программы по большинству демографических параметров в крае отмечена стабилизация или улучшение показателей, характеризующих демографическую ситуацию: стабилизировалась рождаемость, снизилась смертность, сократилась убыль населения, увеличилась продолжительность жизни, увеличился миграционный прирост, увеличилось число детей, рожденных одной женщиной в фертильном возрасте.
На 01 января 2012 г. в Хабаровском крае проживали 1342,5 тыс. человек. Динамика численности населения Российской Федерации в целом отличается от аналогичного показателя в Хабаровском крае (таблица 1).
Таблица 1. Динамика численности населения
Анализ численности населения края по итогам Всероссийской Переписи Населения - 2010 свидетельствует о ее снижении на 6,6 процента за последние 10 лет. На изменение численности населения непосредственное влияние оказывают естественный и миграционный прирост населения (таблица 2).
Таблица 2. Динамика естественного движения населения Хабаровского края
(человек) | |||
Годы |
Родившиеся |
Умершие |
Естественная убыль |
1 |
2 |
3 |
4 |
2007 |
16 303 |
19 947 |
-3 644 |
2008 |
17 067 |
19 570 |
-2 503 |
2009 |
17 573 |
19 115 |
-1 542 |
2010 |
17 407 |
19611 |
-2 204 |
2011 |
17255 |
19509 |
-2254 |
Определяющим фактором процесса естественного движения населения остается превышение числа умерших над числом родившихся в 1,1 раза.
Анализ приведенных данных показывает, что до 2009 года естественная убыль населения края имела тенденцию к снижению. В 2010 - 2011 годах отмечена стабилизация показателя смертности. За 2007 - 2011 годы естественная убыль сократилась на 38,1 процента.
Число умерших в крае в 2011 году уменьшилось на 2,2 процента по сравнению с 2007 годом. Несмотря на это, общая смертность населения в крае превышает среднероссийский показатель на 5,2 процента. На общую смертность населения, составившую по итогам 2011 года 14,5 на 1 тыс. населения, значительное влияние оказывает смертность лиц в трудоспособном возрасте - 34,4 процента, из них мужчин - 79,7 процента. Неоправданно высока смертность от внешних причин (транспортных несчастных случаев, самоубийств и убийств, отравлений, в том числе алкогольных и пр.) -13,5 процента. Из всех смертей, 43,1 процента могли быть предотвращены при обеспечении своевременной медицинской помощи.
Борьба с устранимыми причинами смертей становится одним из приоритетов развития краевой системы здравоохранения. Необходимо снижать средовые и поведенческие факторы смертности и таким образом обеспечивать сокращение смертности населения в молодом и трудоспособном возрасте.
По сравнению с 2007 годом рождаемость в крае возросла на 11,2 процента. При проведении анализа рождаемости оптимальным показателем, характеризующим уровень рождаемости в целом и уровень воспроизводства населения, является суммарный коэффициент рождаемости. Он показывает число детей, которые были бы рождены в среднем одной женщиной на протяжении всей ее жизни при условии сохранения уровня рождаемости во всех возрастах неизменным. Суммарный коэффициент рождаемости в крае в 2010 году составил 1,55, что значительно ниже уровня, необходимого для простого воспроизводства населения. Значение коэффициента должно составлять в крае 2,2 - 2,3.
Репродуктивные планы хабаровских семей в последнее время изменились, что подтверждают данные, приведенные в таблице 3.
Ежегодно увеличивается доля вторых и последующих детей в общей численности родившихся. Связано это, прежде всего, с принятием на федеральном и региональном уровнях мер, направленных на поддержку семей с детьми, стимулирование рождения вторых и последующих детей: предоставление материнского капитала (включая краевой материнский капитал), земельных участков в собственность, социальных выплат для приобретения жилья и иные меры в рамках действующего законодательства.
Таблица 3. Динамика рождения детей по очередности
Продолжительность жизни населения края в динамике за 5 лет выросла с 64,8 до 67,4 лет. Однако, по-прежнему остается ниже среднероссийского показателя в 69,4 года.
В последние годы, в наибольшей степени на сокращение населения региона влияют миграционные процессы. Если в целом по Российской Федерации в последние годы наблюдался миграционный прирост населения, то в Хабаровском крае с увеличением объемов миграционных потоков, продолжался миграционный отток. Динамика миграционных потоков представлена в таблице 4.
Таблица 4. Динамика миграционных процессов (без учета внутрикраевой миграции)
(человек) | |||
Годы |
Прибыло |
Выбыло |
Миграционный прирост |
1 |
2 |
3 |
4 |
2007 |
14 567 |
12 663 |
1904 |
2008 |
13 159 |
12 453 |
706 |
2009 |
10 582 |
10 530 |
52 |
2010 |
10 682 |
13 326 |
-2 644 |
2011 |
10 345 |
13 106 |
-2 761 |
2011* |
20 167 |
18 325 |
1842 |
* С учетом лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.
Анализ сведений, приведенных в таблице, показывает, что за 2011 год в крае отмечена миграционная убыль - 2761 человек, что на 117 человек больше, чем в 2010 году. В 2009 году отмечался миграционный прирост -52 человека. При этом с учетом срочных мигрантов (зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более) по результатам за 2011 год отмечена миграционная прибыль 1,8 тыс. человек.
Существенную составляющую в уменьшении численности населения края занимает внешняя миграция, отражающая связи с другими федеральными округами (таблица 5).
Таблица 5. Миграционный отток (прирост) жителей Хабаровского края за счет обмена населением с территориями федеральных округов России
(человек) | |||
|
2010* |
2011* |
2011** |
1 |
2 |
3 |
4 |
Российская Федерация |
-2 971 |
-2 747 |
-62 |
Центральный ФО |
-2 100 |
-1982 |
-2 228 |
Северо-Западный ФО |
-735 |
-944 |
-1244 |
Южный ФО |
-1363 |
-1707 |
-2 116 |
Северо-Кавказский ФО |
-101 |
-25 |
71 |
Приволжский ФО |
-373 |
-460 |
-380 |
Уральский ФО |
-140 |
-123 |
-100 |
Сибирский ФО |
-298 |
-80 |
526 |
Дальневосточный ФО |
2 139 |
2 574 |
5 409 |
* Без учета лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.
** С учетом лиц, зарегистрированных по месту пребывания на срок 9 месяцев и более.
В общих потерях населения края, лидирующие позиции занимает Центральный и Южный федеральные округа. Население привлекают регионы, способные обеспечить, наряду с более комфортными климатическими условиями, более высокое качество жизни, стабильную занятость и достойную оплату труда.
В миграционном обмене населением с субъектами Дальневосточного федерального округа Хабаровский край выигрывает и имеет положительное сальдо со всеми территориями (таблица 6).
Таблица 6. Миграционное сальдо Хабаровского края с территориями ДФО
(человек) | ||
|
2010 год |
2011 год |
1 |
2 |
3 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 139 |
5 409 |
Республика Саха (Якутия) |
103 |
587 |
Камчатский край |
- |
187 |
Приморский край |
620 |
1 169 |
Хабаровский край |
- |
- |
Амурская область |
748 |
1580 |
Магаданская область |
15 |
106 |
Сахалинская область |
340 |
746 |
Еврейская автономная область |
264 |
1006 |
Чукотский автономный округ |
21 |
28 |
Хабаровский край принимал мигрантов преимущественно с территорий Амурской области (1 580 человек), Приморского края (1 169 человек) и Еврейской автономной области (1 006 человек).
Общие потоки межрегиональной миграции в наибольшей степени влияют на изменение численности населения Хабаровского края (таблица 7).
Таблица 7. Динамика миграционных потоков Хабаровского края
(человек) | ||||
|
Интенсивность миграции |
Сальдо миграции (прибывшие, выбывшие, +) |
||
2010 год |
2011 год |
2010 год |
2011 год |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Межрегиональная |
21485 |
22 049 |
-2 971 |
-2 747 |
Страны СНГ и Балтии |
1655 |
943 |
413 |
309 |
Другие зарубежные страны |
868 |
459 |
-86 |
-323 |
Поскольку в Хабаровском крае численность населения трудоспособного возраста снижается (в 2009 году - до 65,2% общей численности населения, в 2010 - до 64,5%, в 2011 году - до 63,7%), значительную роль в формировании трудового потенциала играет миграция.
При этом, как одну из основных проблем демографического развития, можно отметить, тот факт, что трудовая миграция не имеет системного характера, не оказывает значимого влияния на развитие рынка труда, обеспечение потребности экономики специалистами, требуемой квалификации. Анализ квалификационно-образовательного состава встречных потоков показал, что миграция не оказывает влияние на качество рабочей силы. Как правило, в крае и в целом по Дальневосточному федеральному округу, миграция характеризуется продолжающимся оттоком наиболее квалифицированного русскоязычного населения в центральные регионы России.
Динамика показателей и прогнозируемые показатели демографического развития, с одной стороны, свидетельствуют об эффективности мер, реализуемых в рамках Программы демографического развития края и иных программ социального развития, с другой стороны, продолжают сохраняться системные проблемы, требующие первоочередного решения, на которые возможно воздействовать прямо или косвенно в рамках государственного регулирования.
Основными демографическими проблемами, на решение которых ориентированы мероприятия второго этапа реализации Программы:
- суженное воспроизводство населения (уровень рождаемости ниже уровня, обеспечивающего простое замещение родительского поколения поколением детей);
- ухудшение здоровья молодых людей, вследствие этого низкий уровень репродуктивного здоровья населения (высокая распространенность абортов, патологические состояния в период беременности и родов, наличие материнской, перинатальной смертности, мертворождаемости, детской инвалидности);
- старение населения;
- высокий показатель смертности населения в трудоспособном возрасте, особенно мужчин (дорожно-транспортные происшествия, несчастные случаи, отравления алкоголем и наркотиками);
- тенденция незначительного роста притока мигрантов, в целом не меняют демографическую ситуацию в крае.
В Хабаровском крае на протяжении последних лет на уровне органов государственной власти и местного самоуправления края ведется работа по обеспечению управления демографическими процессами.
С учетом достигнутых результатов и постановки новых задач для дальнейшего совершенствования деятельности по управлению демографическим развитием края с 2013 года будет реализовываться второй этап Программы. Мероприятия второго этапа направлены на развитие демографического потенциала края в 2013 - 2015 годах, в рамках реализации Концепции демографического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 367-р "Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2011 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года".
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в раздел 2 настоящей Государственной целевой программы внесены изменения
2. Цели и приоритетные задачи Программы, основные направления демографического развития
Мероприятия Программы направлены на решение проблем, сдерживающих демографическое развитие, создание условий для стабилизации населенческого потенциала в крае.
Применение программно-целевого метода для решения имеющихся в крае демографических проблем позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение по годам реализации Программы, взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и их результатами, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации Программы, повысить ее эффективность.
Реализация Программы позволит обеспечить наиболее оптимальный эффект от вложения бюджетных средств, сконцентрировать усилия на приоритетных для достижения поставленных целей направлениях и получить наибольшие социально-экономические результаты.
В целях обеспечения благоприятных условий развития края при соблюдении интересов населения в рамках реализации Демографической политики Российской Федерации, создания стабильных условий жизнедеятельности до 2020 года, Программа определяет цели, задачи и основные направления реализации политики в области народонаселения.
Настоящей Программой, разработанной в соответствии с федеральными и краевыми законами и иными нормативными правовыми актами, предусматривается реализация мер, направленных на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения, улучшение на этой основе демографической ситуации.
Противоречия между геополитическим значением края и уровнем его демографического неблагополучия определяют актуальность Программы на перспективу и ее стратегическую цель - улучшение демографической ситуации, восстановление демографического потенциала, необходимого для социально-экономического развития территории.
Формирование предпосылок для обеспечения положительной демографической динамики должно обеспечиваться, как за счет собственного воспроизводства населения, так и с учетом рационального привлечения и использования миграционного потенциала; на основе ускорения экономического развития, повышения уровня занятости населения и улучшения условий жизни, сокращения оттока населения в центральные районы страны и из села в город.
Основные приоритетные направления комплекса мер краевой демографической политики связаны с сохранением и укреплением здоровья населения, увеличением продолжительности активной жизни, созданием условий и мотивации для ведения здорового образа жизни, существенным снижением уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшением качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов, повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей, укрепление института семьи, привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.
Решение первоочередных задач по сокращению уровня смертности населения, прежде всего граждан трудоспособного возраста, включает в себя:
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска, ранней диагностики с применением передовых технологий, внедрения образовательных программ, направленных на предупреждение развития заболеваний;
улучшение материально-технического обеспечения учреждений здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную, больным, страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, оснащение и кадровое обеспечение учреждений здравоохранения в соответствии со стандартами, создание необходимых служб учреждениях здравоохранения, повышение доступности высокотехнологичной медицинской и развитие системы восстановительного лечения и реабилитации больных;
сокращение уровня смертности и травматизма, включая смертность и травматизм от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с учетом повышения оперативности, качества оказания экстренной медицинской помощи;
сокращение уровня смертности от самоубийств за счет повышения эффективности профилактической работы с гражданами из групп риска, направленной на предупреждение суицидов;
внедрение специальных программ для населения старших возрастных групп;
повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.
Решение задач по укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, сокращению младенческой смертности включает:
повышение доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям за счет развития семейно ориентированных перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развития высокотехнологичной медицинской помощи;
обеспечение доступности и повышение качества медицинской помощи по восстановлению репродуктивного здоровья, в том числе вспомогательных репродуктивных технологий, снижение доли рабочих мест с тяжелыми, вредными и опасными условиями труда в целях сохранения репродуктивного здоровья;
проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;
развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, организация качественного горячего питания школьников и учащихся учреждений начального профессионального образования, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных учреждений.
С учетом имеющихся проблем, основными задачами, требующими комплексного решения в рамках Программы, являются:
улучшение качества жизни, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни;
укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков;
возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;
совершенствование региональной демографической политики.
В качестве основных приоритетных направлений демографической политики края рассматриваются:
в области снижения естественной убыли населения:
- реализация мероприятий по повышению рождаемости путем развития и укрепления ценности семьи, рождения и воспитания детей, формированию установок на создание полной, состоящей в законном браке семьи, семьи с двумя и более детьми;
- реализация мероприятий по сокращению смертности населения, в первую очередь, от предотвратимых причин младенческой и материнской смертности, сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности;
- реализация мероприятий, направленных на профилактику семейного неблагополучия, предупреждение детской безнадзорности и беспризорности, социального сиротства;
в области укрепления здоровья населения:
- профилактика заболеваний населения, охрана здоровья матери и ребенка, снижение сердечно-сосудистых заболеваний;
- профилактика и охрана репродуктивного здоровья;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование общественного сознания об ответственности за собственное здоровье, борьба с вредными привычками (пьянство, наркомания, табакокурение), развитие физической культуры и спорта;
в области совершенствования миграционной политики:
- разработка и реализация мероприятий, направленных на повышение миграционной привлекательности края;
- создание условий, способствующих закреплению населения на территории края.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр раздел 3 настоящей Государственной целевой программы изложен в новой редакции
3. Прогноз конечных результатов Программы
Достижение основной цели демографической политики в значительной степени зависит от успешного решения комплексных задач социально-экономического развития, включая обеспечение экономического развития, роста благосостояния и стабильных социальных гарантий населения, снижение уровня бедности и уменьшение дифференциации по доходам, развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, развитие рынка труда.
В основу демографического развития положены принципы:
комплексность решения демографических задач, охватывающих все направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;
концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;
своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;
учет региональных особенностей развития и дифференцированный подход к разработке и реализации мероприятий программ в социальной сфере;
взаимодействие органов государственной власти с институтами гражданского общества;
координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Результаты реализации Программы по основным направлениям на конец 2015 года оцениваются следующими параметрами:
рождаемость населения - 12,9 на 1 тыс. населения;
суммарный коэффициент рождаемости - 1,65 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста;
смертность населения - 14,4 на 1 тыс. населения;
смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) - 1245,6 на 100 тыс. населения;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 68,7 года;
численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) - 1341,5 тыс. населения;
изменения численности населения края - убыль на 0,4 тыс. человек;
коэффициент миграции населения - 11,9 на 10 тыс. населения.
В перспективе до конца 2020 года прогнозируется довести рождаемость населения до 12,7 на 1 тыс. населения, увеличить суммарный коэффициент рождаемости до 1,753 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста, сократить смертность населения до 14,2 на 1 тыс. населения. Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) должна сократиться до 1228,3 на 100 тыс. населения. Планируется увеличить ожидаемую продолжительность жизни при рождении в крае до 74,0 лет. Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) прогнозируется на уровне 1341,4 тыс. человек. Убыль населения края составит не более 0,3 тыс. человек, а коэффициент миграции населения - не ниже 12,7 на 10 тыс. населения.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр раздел 4 настоящей Государственной целевой программы изложен в новой редакции
4. Сроки и этапы реализации Программы
Программу предполагается реализовать в течение 2009 - 2020 годов в три этапа.
Первый этап - решение первоочередных задач и реализация основных мероприятий в области демографии с 2009 по 2012 год.
К концу первого этапа реализации Программы по сравнению с 2007 годом рождаемость населения должна вырасти на 11,2 процента, суммарный коэффициент рождаемости должен увеличиться на 15,2 процента. Смертность населения увеличится на 2,8 процента, смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) увеличится на 6,3 процента, ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится на 4,6 процента, численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) снизится на 4,4 процента, убыль населения сократится в три раза, коэффициент миграции населения снизится на 5,9 процента.
Второй этап - реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих стабилизацию и укрепление населенческого потенциала с 2013 по 2015 год.
К концу второго этапа реализации Программы рождаемость населения должна стабилизироваться, суммарный коэффициент рождаемости должен увеличиться на 3,8 процента. Смертность населения сократится на 1,4 процента, смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) сократится на 0,7 процента, ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится на 1,3 процента. Ожидается уменьшение численности постоянного населения (в среднегодовом исчислении) на 0,1 процента, убыль населения сократится на 20 процентов. Коэффициент миграции сохранится на уровне 2012 года.
Третий этап - развитие демографической политики края в 2016 - 2020 годах.
К 2020 году по сравнению с 2015 годом рождаемость населения сократится на 1,6 процента, суммарный коэффициент рождаемости увеличится на 6,1 процента, смертность населения сократится на 1,4 процента, смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) будет снижена на 1,4 процента. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится на 8,8 процента, численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) сократится на 0,1 процента, убыль населения сократится на 25 процентов, коэффициент миграции населения увеличится на 6,7 процента.
За весь период реализации Программы к 2020 году рождаемость населения увеличится до 12,7 человека на 1 тыс. населения (на 9,4 процента к уровню 2007 года - 11,6 человека на 1 тыс. населения), суммарный коэффициент рождаемости увеличится до 1,753 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста (на 12,9 процента к уровню 2007 года - 1,55 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста). Смертность населения сохранится на уровне 2007 года - 14,2 человека на 1 тыс. населения, смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) увеличится на 4,1 процента и составит 86,5 процента в общей смертности. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится до 74,0 лет (на 14,2% к уровню 2007 года - 64,8 года). Убыль населения составит 0,3 тыс. человек (в 2007 году - 1,7 тыс. человек). Коэффициент миграции населения к 2020 году прогнозируется на уровне 12,7 человека на 10 тыс. населения (на 5,9% к уровню 2007 года - 13,5 человека на 10 тыс. населения).
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр раздел 5 настоящей Государственной целевой программы изложен в новой редакции
5. Перечень показателей (индикаторов) Программы
Система основных целевых показателей (индикаторов), характеризующих текущие и конечные результаты реализации Программы, сформирована из восьми обобщающих показателей эффективности реализации Программы по основным направлениям, приведенных в приложении N 1 к настоящей Программе. Все целевые показатели (индикаторы) Программы определяются на основе информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики.
5.1. Рождаемость населения (человек на 1 тыс. населения)
Показатель (коэффициент рождаемости) определяется как результат деления абсолютного числа родившихся за год на среднегодовую численность населения и умножения на 1 000.
5.2. Суммарный коэффициент рождаемости (родившихся на одну женщину репродуктивного возраста)
Показатель (коэффициент фертильности) является измерителем уровня рождаемости, характеризует средний уровень рождаемости в году и не зависит от возрастной структуры населения. Показатель определяется как сумма возрастных коэффициентов рождаемости, рассчитанных для возрастных групп в интервале 15 - 49 лет. Индикатор характеризует среднее число детей, которых родила бы женщина на протяжении всего репродуктивного периода (от 15 до 50 лет) при сохранении повозрастной рождаемости данного года.
5.3. Смертность населения (человек на 1 тыс. населения)
Показатель (коэффициент смертности) определяется как результат деления абсолютного числа умерших за год на среднегодовую численность населения и умножения на 1000.
5.4. Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) (человек на 100 тыс. населения)
Показатель определяется как результат деления разницы абсолютного числа умерших за год от всех причин смерти и абсолютного числа умерших от внешних причин на среднегодовую численность населения и умножения на 100000.
5.5. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)
Показатель отражает число лет предстоящей жизни, приходящееся в среднем на одного человека из поколения родившихся в отчетном году. Показатель ожидаемой продолжительности жизни при рождении является комплексным индикатором, который характеризует уровень социально-демографического развития в целом.
5.6. Численность постоянного населения (тыс. человек)
Учитывается на основании информации территориального органа Федеральной службы государственной статистики (в среднегодовом исчислении).
5.7. Изменение численности населения (убыль, прибыль) (тыс. человек)
Определяется как разность между численностью постоянного населения в прошедшем периоде и численностью постоянного населения в текущем периоде.
5.8. Коэффициент миграции населения (человек на 10 тыс. населения)
Показатель определяется как результат деления разности между числом прибывших на территорию края и выбывших из нее за год на среднегодовую численность постоянного населения и умножения на 10 000. Косвенно разность между числом прибывших на территорию края (иммигрантов) и выбывших из нее (эмигрантов) за год может определяться как разница между общим и естественным приростом (убылью) населения за год.
Результаты реализации первого этапа Программы по основным целевым показателям (индикаторам) на конец 2012 года оцениваются следующими параметрами:
рождаемость населения - 12,9 на 1 тыс. населения;
суммарный коэффициент рождаемости - 1,59 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста;
смертность населения - 14,5 на 1 тыс. населения;
смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) - 1254,3 на 100 тыс. населения;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 67,8 года;
численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) - 1342,3 тыс. человек;
убыль населения края - 0,5 тыс. человек;
коэффициент миграции населения - 12,7 на 10 тыс. населения.
По результатам второго этапа реализации Программы, к концу 2015 года, предусмотрено достижение следующих целевых показателей (индикаторов):
рождаемость населения - 12,9 на 1 тыс. населения;
суммарный коэффициент рождаемости - 1,65 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста;
смертность населения - 14,4 на 1 тыс. населения;
смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) - 1245,6 на 100 тыс. населения;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 68,7 года;
численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) - 1341,5 тыс. человек;
убыль населения края - 0,4 тыс. человек;
коэффициент миграции населения - 11,9 на 10 тыс. населения.
В перспективе до конца 2020 года прогнозируется:
рождаемость населения - 12,7 на 1 тыс. населения;
суммарный коэффициент рождаемости - 1,753 родившихся на одну женщину репродуктивного возраста;
смертность населения - 14,2 на 1 тыс. населения;
смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) - 1228,3 на 100 тыс. населения;
ожидаемая продолжительность жизни при рождении - 74,0 года;
численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) - 1341,4 тыс. человек;
убыль населения края - 0,3 тыс. человек;
коэффициент миграции населения - 12,7 на 10 тыс. населения.
6. Перечень основных мероприятий Программы
В рамках Программы предусматривается реализация мероприятий по четырем основным направлениям решения поставленных задач.
План мероприятий Программы приведен в приложении N 2 к настоящей Программе и содержит основные мероприятия в сферах: укрепления семьи как основы воспроизводственных процессов; улучшения состояния здоровья населения края и снижения смертности; охраны здоровья детей и подростков в крае; укрепления репродуктивного здоровья населения края; формирования здорового образа жизни населения края; создания равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях; обеспечения воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; повышения культуры; совершенствования деятельности по охране труда; совершенствования демографической и миграционной политики края.
Все основные мероприятия Программы направлены на улучшение качества жизни, укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, а также совершенствование региональной демографической политики.
7. Основные меры правового регулирования
Правовое регулирование в области реализации демографической политики края, направленной на достижение цели и конечных результатов Программы, планируется осуществлять в рамках федеральных и краевых нормативных правовых актов, регулирующих отношения по развитию рынка труда и социальной сферы.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в раздел 8 настоящей Государственной целевой программы внесены изменения
8. Ресурсное обеспечение реализации Программы
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 678739,76 тыс. рублей за счет средств краевого бюджета.
На первом и втором этапах реализации Программы в 2009 - 2015 годах на мероприятия планируется направить 377888,76 тыс. рублей, в том числе по годам:
первого этапа с 2009 по 2012 годы - 186 091 тыс. рублей:
2009 год - 45 805 тыс. рублей;
2010 год - 39 390 тыс. рублей;
2011 год - 39 115 тыс. рублей;
2012 год - 61 781 тыс. рублей;
второго этапа с 2013 по 2015 годы - 191797,76 тыс. рублей:
2013 год - 63461,76 тыс. рублей;
2014 год - 61 635 тыс. рублей;
2015 год - 66 701 тыс. рублей.
Из общей суммы бюджетных ассигнований на Программу в 2009 -2015 годах предусмотрены расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) - 2475 тыс. рублей. Финансирование иных мероприятий, не отнесенных к НИОКР, определено в рамках текущих расходов (далее - прочие нужды) - 375413,76 тыс. рублей.
На финансирование мероприятий третьего этапа реализации Программы в 2016 - 2020 годах планируется направить 300 851 тыс. рублей.
Объемы ресурсного обеспечения расходов на реализацию Программы за счет средств краевого бюджета в разрезе мероприятий и исполнителей приведены в приложении N 3 к настоящей Программе. Привлечение средств федерального бюджета, местных бюджетов и средств из внебюджетных источников не предусмотрено.
9. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками
Важным аспектом успешной реализации Программы является управление рисками, с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы. Минимизация рисков и обеспечение эффективного управления Программой входит в компетенцию ответственного исполнителя.
На решение задач и достижение целей в рамках решения задач демографической политики могут оказать влияние следующие факторы:
макроэкономические риски, связанные с неустойчивостью макроэкономических параметров (инфляции, темпы экономического роста, уровень платежеспособности предприятий и формирования бюджетных доходов, уровень доходов населения, изменение финансово-денежной политики на федеральном уровне, включая уровень процентных ставок Центрального банка Российской Федерации, уровень политической стабильности и стабильности условий социального развития, иные возможные риски);
риски, связанные с изменениями законодательства, проявляющиеся в вероятности изменения действующих норм, оказывающих существенное влияние на развитие ситуации, вступление в силу новых нормативных правовых актов и невозможность выполнения в связи с этим в полном объеме установленных обязательств;
организационные риски, связанные с возможной неэффективной организацией выполнения конкретных мероприятий Программы;
риски, связанные с возможным проявлением форс-мажорных ситуаций, возникновением опасных и неблагоприятных процессов и явлений общественного и природно-климатического характера, требующие дополнительной консолидации ресурсов и разработки дополнительных мероприятий для обеспечения выполнения поставленных задач, достижения приводящих к гибели растений и животных, возможными стихийными бедствиями и загрязнением окружающей среды в крае;
технические риски, связанные с отказом функционирования технических устройств, необходимых для проведения экологического мониторинга, государственного экологического надзора, мероприятий, направленных на повышение уровня экологической культуры населения и др.
К мерам государственного регулирования и управления названными рисками, способным минимизировать последствия неблагоприятных явлений и процессов, относятся:
создание эффективной системы организации контроля за исполнением Программы;
проведение проверок исполнения мероприятий Программы исполнителями;
проведение мониторинга демографической ситуации в целях разработки и реализации мер, направленных на предотвращение последствий и минимизацию рисков;
разработку предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, обеспечивающие реализацию демографической политики края в полном объеме, с достижением запланированных целевых показателей (индикаторов).
10. Методика оценки эффективности реализации Программы
10.1. Методика определяет механизмы оценки эффективности реализации Программы в ходе ее реализации с учетом специфики развития демографической ситуации в крае.
При формировании Программы и внесении в нее изменений указывается ее планируемая эффективность и результативность в зависимости от планируемых целевых показателей (индикаторов) и тенденций развития демографической ситуации на прогнозируемый период.
Оценка эффективности реализации Программы проводится ответственным исполнителем Программы при подготовке годового отчета, по этапам в течение всего срока выполнения Программы и после завершения ее реализации.
10.2. В течение года ведется мониторинг показателей, используемых при проведении оценки эффективности. При составлении оперативных отчетов о реализации мероприятий Программы по итогам за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев используются сведения о достигнутом уровне выполнения целевых индикаторов и использовании средств, выделенных на реализацию мероприятий Программы.
При проведении оценки эффективности реализации Программы учитывается информация годовых отчетов соисполнителей Программы о результатах выполнения мероприятий и информация Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Хабаровскому краю.
10.3. Оценка эффективности реализации Программы проводится по этапам и включает:
оценку эффективности реализации Программы по степени достижения поставленных целей, уровню выполнения целевых индикаторов, характеризующих эффективность Программы;
подведение итогов выполнения Плана мероприятий Программы в целом и результатов, достигнутых по каждому мероприятию;
обобщение информации о соблюдении сроков реализации мероприятий Программы;
оценку полноты и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на Программу;
оценку степени достижения целей и решения задач Программы в целом.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в пункт 10.4 раздела 10 настоящей Государственной целевой программы внесены изменения
10.4. Эффективность и результативность Программы определяется исходя из оценки степени выполнения целевых индикаторов с учетом соответствия полученных результатов поставленным целям, а также косвенных воздействий на социально-экономическую ситуацию.
Показателем эффективности реализации Программы является превышение фактически достигнутых значений целевых показателей над запланированными индикаторами при одновременном оптимальном уровне использования бюджетных средств, снижении затрат на реализацию Программы.
Оценка эффективности реализации Программы по степени достижения поставленных целей, уровню выполнения целевых индикаторов, характеризующих эффективность Программы, осуществляется с учетом достижения целевых индикаторов, приведенных в приложении N 1 к настоящей Программе. Степень выполнения целевых индикаторов определяется по каждому показателю (индикатору).
Степень достижения целей и решения задач, характеризуемых индикаторами, имеющими по годам реализации Программы положительную динамику или являющимися неизменными (пункты 1.1, 1.2, 2.1, 4.1 приложения N 1 к настоящей Программе), рассчитывается как отношение фактического достигнутого показателя к целевому (плановому) значению индикатора.
При снижении значений целевых (плановых) индикаторов (пункты 1.3, 1.4, 3.1, 3.2 приложения N 1 к настоящей Программе) по годам реализации Программы, степень достижения целей и решения задач определяется как частное от деления единицы на отношение фактического достигнутого показателя к его целевому (плановому) значению.
В целях оценки степени достижения целей и решения задач Программы на основании целевых индикаторов определяется интегральный (суммарный) показатель уровня достижения целевых (плановых) индикаторов Программы.
Уровень достижения целевых (плановых) индикаторов рассчитывается как средняя арифметическая величина по формуле:
где:
- интегральный (суммарный) уровень достижения целевых (плановых) индикаторов Программы;
к - количество показателей (индикаторов) Программы;
Ф - достигнутое (фактическое) значение показателя (индикатора) Программы за отчетный период;
П - целевое (плановое) значение показателя (индикатора) Программы на соответствующий период.
10.5. Подведение итогов выполнения Плана мероприятий Программы и результатов, достигнутых по каждому мероприятию, а также соблюдения сроков реализации мероприятий Программы производится исходя из информации, приведенной в приложении N 2 к настоящей Программе и годовых отчетов соисполнителей Программы.
10.6. Оценка полноты и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на Программу, учитывает степень исполнения запланированных расходов при оптимальном использовании бюджетных средств. Расчет производится по формуле:
где:
- степень исполнения запланированных расходов;
О - фактическое освоение бюджетных средств по Программе в отчетном периоде;
Л - установленный на отчетный период лимит бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий Программы.
Эффективность использования бюджетных средств в отчетном периоде определяется как отношение интегрального показателя уровня достижения целевых индикаторов к рассчитанному показателю, характеризующему степень исполнения запланированных расходов:
где:
- эффективность использования бюджетных средств;
- интегральный (суммарный) уровень достижения целевых (плановых) индикаторов Программы;
- степень исполнения запланированных расходов.
Оценка полноты и эффективности использования бюджетных средств, выделенных на Программу, будет тем выше, чем выше уровень достижения плановых значений показателей (индикаторов) при оптимальном расходовании средств, выделенных на Программу. Если рассчитанный показатель эффективности использования бюджетных средств меньше 0,8, то в годовом отчете о реализации Программы представляются пояснения ответственного исполнителя (соисполнителей) о причинах не полного использования и возникновения остатков бюджетных средств.
10.7. Оценка эффективности реализации Программы в целом определяется как значение расчетного показателя эффективности реализации Программы и ее влияние на социально-экономическое развитие.
Показатель оценки эффективности реализации Программы определяется по формуле:
- оценка эффективности реализации Программы;
- интегральный (суммарный) уровень достижения целевых (плановых) индикаторов Программы;
- степень исполнения запланированных расходов.
Поставленные цели и запланированные результаты считаются достигнутыми, мероприятия выполненными в соответствии с установленными требованиями, если показатель оценки эффективности реализации Программы соответствует значениям .
В том случае, если показатель оценки эффективности реализации Программы соответствует значениям , ответственным исполнителем Программы проводится анализ результатов реализации мероприятий Программы, подготавливаются предложения о дальнейшей ее реализации, в том числе об изменении показателей (индикаторов), мероприятий и ресурсного обеспечения Программы.
10.8. Социально-экономическая эффективность хода реализации Программы определяется ответственным исполнителем на основании мониторинга реализации мероприятий и годовых отчетов, представляемых соисполнителями. На основе анализа статистических данных, комплексной оценки результатов Программы дается характеристика демографической ситуации, выявляются отдельные социально-экономические эффекты, формируются предложения по приоритетным направлениям развития демографической политики.
Результаты оценки эффективности реализации Программы используются для ее корректировки. Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений Правительства и Губернатора Хабаровского края.
11. Механизм реализации Программы
11.1. Реализация Программы осуществляется в соответствии с федеральным и краевым законодательством и предусматривает выполнение запланированных мероприятий согласно Перечню мероприятий Программы, приведенному в приложении N 2 к настоящей Программе.
В целях выполнения всего комплекса мероприятий Программы, решения поставленных задач, достижения запланированных результатов, целевого и эффективного расходования выделенных финансовых ресурсов ответственный исполнитель осуществляет координацию деятельности соисполнителей Программы.
Все исполнители Программы в соответствии с законодательством несут ответственность за реализацию закрепленных за ними мероприятий и обеспечение достижения запланированных результатов.
11.2. Для обеспечения связи процессов планирования, реализации, мониторинга информации о достигнутых результатах, уточнения объемов ресурсов для выполнения Программы ответственный исполнитель формирует организационно-финансовый план мероприятий. Организационно-финансовый план составляется как сводная информация о намеченных в рамках очередного календарного года работах, направленных на реализацию программных мероприятий, с указанием планируемого количества контрактов (договоров), а также объемов финансового обеспечения работ и их этапов.
Организационно-финансовый план на очередной год составляется ответственным исполнителем не позднее 15 декабря текущего финансового года.
11.3. Ответственный исполнитель:
организует реализацию Программы в целом, разрабатывает предложения по внесению изменений в Программу;
несет ответственность за достижение целевых показателей (индикаторов) Программы, а также конечных результатов ее реализации;
ежеквартально в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в министерство экономического развития и внешних связей края сведения, необходимые для подведения итогов и мониторинга результатов поквартально в течение года;
запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для проведения мониторинга и подготовки годового отчета о ходе реализации и об оценке эффективности государственной Программы (далее - годовой отчет);
запрашивает у соисполнителей сведения, необходимые для организации контрольных мероприятий и разработки предложений по внесению изменений в Программу;
готовит годовой отчет, представляет его в установленном порядке и сроки в министерство экономического развития и внешних связей края;
проводит оценку эффективности реализации Программы;
размещает на официальном сайте Правительства края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о ходе реализации Программы, степени выполнения мероприятий, достижении значений целевых показателей (индикаторов).
11.4. Соисполнители:
осуществляет реализацию основных мероприятий Программы и мероприятий, в отношении которых они являются соисполнителями, формируют отчетность по результатам выполнения мероприятий и информацию о мониторинге целевых показателей, характеризующих результаты выполнения мероприятий и их влияние на показатели социально-экономического развития края;
вносят ответственному исполнителю предложения о необходимости внесения изменений в Программу;
представляет ответственному исполнителю сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации Программы и формирования сводных отчетов (в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) и подготовки годового отчета (в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным);
представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности реализации Программы при подготовке годового отчета;
представляет ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием выполненных работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным государственным контрактам в рамках реализации мероприятий Программы;
представляют дополнительную информацию об итогах и планах реализации мероприятий Программы по требованию ответственного исполнителя.
11.5. Внесение изменений в Программу осуществляется по инициативе ответственного исполнителя либо во исполнение поручений Правительства и Губернатора Хабаровского края, в том числе с учетом результатов оценки эффективности реализации Программы.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 1
к Программе
Показатели
эффективности первого этапа реализации государственной целевой программы
Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края"
за 2009 - 2011 гг.
26 ноября 2012 г.
N п/п |
Наименование показателя (индикатора) |
Единица измерения |
Источник информации |
Базовые показатели 2007 года |
Целевые индикаторы и показатели эффективности |
||||||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
|||||||||||
прогноз |
факт |
прогноз |
факт |
прогноз |
факт |
||||||||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
1. |
Рождаемость населения |
человек на 1 тыс. населения |
информация территориального органа Федеральной службы государственной статистики (далее - Хабаровскстат) |
11,6 |
11,0 |
11,8 |
12,5 |
11,1 |
11,9 |
12,9 |
11,2 |
12,1 |
12,9 |
2. |
Суммарный коэффициент рождаемости |
родившихся на одну женщину репродуктивного возраста |
информация Хабаровскстата |
1,38 |
X |
X |
1,50 |
X |
X |
1,55 |
X |
X |
1,57 |
3. |
Смертность населения |
человек на 1 тыс. населения |
информация Хабаровскстата |
14,2 |
14,6 |
14,2 |
13,6 |
14,5 |
14,1 |
14,6 |
14,5 |
14,1 |
14,5 |
4. |
Смертность населения (без показателя смертности от внешних причин) |
человек на 100 тыс. населения |
показатель расчетный, на основе информации Хабаровскстата |
1 179,7 |
X |
X |
1 158,4 |
X |
X |
1 247,2 |
X |
X |
1 257,5 |
5. |
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении |
лет |
информация Хабаровскстата |
64,8 |
64,1 |
64,2 |
66,3 |
64,2 |
64,3 |
67,0 |
64,3 |
64,6 |
67,4 |
6. |
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. человек |
информация Хабаровскстата |
1 404,6 |
X |
X |
1 401,2 |
X |
X |
1 345,3 |
X |
X |
1 342,7 |
7. |
Изменение численности населения (убыль, прибыль) |
тыс. человек |
информация Хабаровскстата |
-1,7 |
-1,5 |
-1,3 |
-1,5 |
-1,4 |
-1,2 |
-4,8 |
-1,2 |
-0,9 |
-0,4 |
8. |
Коэффициент миграции населения |
человек на 10 тыс. населения |
информация Хабаровскстата |
13,5 |
4,3 |
13,6 |
0,4 |
6,4 |
13,6 |
-19,6 |
7,2 |
13,6 |
13,7 |
Сведения
о показателях (индикаторах) реализации государственной целевой программы
Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края"
на 2010 - 2015 и 2020 годы
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр в настоящее приложение внесены изменения
Приложение N 2
к Программе
Перечень
основных мероприятий государственной целевой программы Хабаровского края
Демографическое развитие Хабаровского края"
26 ноября 2012 г.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр настоящее приложение изложено в новой редакции
Приложение N 3
к Программе
Ресурсное обеспечение
реализации государственной целевой программы Хабаровского края
"Демографическое развитие Хабаровского края" за счет средств краевого
бюджета
26 ноября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О государственной целевой программе Хабаровского края "Демографическое развитие Хабаровского края"
Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 г
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Хабаровского края от 12 декабря 2008 г. N 11 (76) (часть 2)
Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2013 г. N 439-пр настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2014 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2013 г. N 439-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2012 г. N 408-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 5 июля 2012 г. N 225-пр
Постановление Правительства Хабаровского края от 16 декабря 2009 г. N 378-пр