Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
Примерная программа
обучения должностных лиц и работников гражданской обороны
и единой государственной системы предупреждения и ликвидации
чрезвычайных ситуаций в муниципальном казенном учреждении
"Центр проведения спасательных работ и подготовки населения
к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска
(утв. постановлением Администрации города Хабаровска от 4 июня 2012 г. N 2281)
1. Общие положения
Примерная программа обучения должностных лиц и работников гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в муниципальном казенном учреждении "Центр проведения спасательных работ и подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях" г. Хабаровска (далее - МКУ "Центр проведения спасательных работ") (далее - Программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения города Хабаровска в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа регламентирует обучение должностных лиц и работников, на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и ликвидации их последствий, по вопросам ГО, защиты от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности людей на водных объектах.
В Программе изложены организация обучения и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших обучение, наименования тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программы в целом и каждой темы в отдельности.
2. Организация обучения
2.1. Обучение должностных лиц и работников ГО организуется на основании Федерального закона Российской Федерации от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановления Правительства Российской Федерации от 02.11.2000 N 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", приказов и указаний МЧС России и распоряжений Правительства Хабаровского края, осуществляется в МКУ "Центр проведения спасательных работ".
2.2. Перечень должностных лиц и работников ГО и РСЧС, подлежащих обучению, определен приказом МЧС России от 13.11.2006 N 646, приказом МЧС России от 19.01.2004 N 19.
2.3. Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы.
2.4. Продолжительность ежедневных учебных занятий с преподавателем - не менее 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения учебно-методических пособий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных видеоматериалов.
2.5. Обучение руководителей организаций и председателей КЧС организаций может проводиться с частичным отрывом от работы. Эта форма обучения предполагает очно-заочное обучение. При этом очные занятия (в объеме не менее 36 часов) планируются и проводятся из расчета 6 учебных часов в день. Остальное время обучаемые используют для решения служебных задач.
2.6. Обучение слушателей завершается сдачей зачета.
2.7. Начальнику управления по делам ГО и ЧС администрации г. Хабаровска предоставляется право, при необходимости, включать в содержание тем новые вопросы, перераспределять учебное время на изучение отдельных тем, исходя из местных особенностей и степени подготовленности обучаемых, уточнять формы и методы проведения занятий, а также последовательность изучения тем, без сокращения общего количества часов, определенных настоящей Программой.
2.8. Должностные лица и специалисты ГО и РСЧС, прошедшие обучение, должны:
2.8.1. Знать:
2.8.1.1. Требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;
2.8.1.2. Структуру и задачи ГО, подсистемы РСЧС соответствующего уровня, содержание, методику разработки и планирования мероприятий ГО, мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС;
2.8.1.3. Состав, задачи, возможности и порядок применения сил ГО и РСЧС (города, организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
2.8.1.4. Виды ЧС, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки на территории города;
2.8.1.5. Порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;
2.8.1.6. Порядок создания в целях выполнения мероприятий ГО и задач по защите населения и территорий от ЧС запасов (резервов) финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
2.8.1.7. Организацию и порядок взаимодействия между органами управления и силами ГО и РСЧС;
2.8.1.8. Организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС мирного и военного времени;
2.8.1.9. Организацию и порядок обучения населения в области безопасности жизнедеятельности;
2.8.1.10. Организацию, формы и методы пропаганды знаний в области безопасности жизнедеятельности среди населения.
2.8.2. Уметь:
2.8.2.1. Разрабатывать планирующие документы в области ГО и защиты от ЧС;
2.8.2.2. Анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области ГО и защиты от ЧС в объеме занимаемой должности;
2.8.2.3. Организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;
2.8.2.4. Организовывать и обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности;
2.8.2.5. Организовывать проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
2.8.2.6. Организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов;
2.8.2.7. Организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, сил ГО и РСЧС, а также обучение населения в области безопасности жизнедеятельности;
2.8.2.8. Осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области ГО.
2.8.3. Быть ознакомлены с:
2.8.3.1. Деятельностью органов управления ГО и РСЧС при различных степенях готовности ГО и режимах функционирования РСЧС;
2.8.3.2. Принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
2.8.3.3. Организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач ГО и защиты населения от ЧС;
2.8.3.4. Реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение ЧС, снижение ущерба от них, защиту населения.
3. Наименование тем, виды учебных занятий и количество часов,
рекомендуемых на отработку тем
N тем |
Наименование тем |
Виды учебных занятий |
Перечень категорий обучаемых в УМЦ по ГОЧС и МКУ "Центр проведения спасательных работ", количество часов |
||||||||||||||||
Председатели КЧС муниципальных образований |
Руководители спасательных служб субъектов РФ, МО и организаций |
Руководители органов управления по делам ГО и РСЧС муниципальных образований |
Руководители организаций, отнесенных к категориям по ГО |
Председатели КЧС организаций, отнесенных к категориям по ГО |
Руководители других организаций |
Председатели КЧС других организаций |
Руководители органов управления ГО и РСЧС организаций |
Члены КЧС субъектов РФ, муниципальных образований |
Руководители эвакоорганов |
Председатели комиссий по устойчивости функционирования |
Сотрудники органов управления ГО и РСЧС субъектов РФ и муниципальных образований |
Работники органов управления ГО и РСЧС организаций |
Работники эвакоорганов органов исполнительной власти субъектов РФ |
Члены комиссий по устойчивости субъектов РФ и муниципальных образований |
Руководители нештатных АСФ |
Другие категории обучаемых |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|
|
|
72 36 |
72 36 |
108 72 |
72 72 |
36 36 |
36 36 |
36 36 |
108 72 |
36 36 |
36 36 |
36 36 |
36 36 |
72 72 |
36 36 |
36 36 |
36 36 |
36 36 |
1. |
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
Л |
5 5 |
2 2 |
5 5 |
5 5 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
5 5 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
5 5 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2. |
Организация обеспечения пожарной безопасности |
Л |
1 1 |
1 1 |
3 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
3 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
3. |
Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления |
С |
2 2 |
- |
2 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
2 2 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
4. |
Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению |
Л |
- |
2 2 |
- |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
5. |
Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах |
Л |
2 1 |
2 1 |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
6. |
Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма |
Л |
1 1 |
2 1 |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
7. |
Нормативное правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
Л |
1 1 |
- |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 0 |
1 1 |
1 1 |
- |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
- |
- |
1 1 |
8. |
Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС |
Л |
2 0 |
5 1 |
2 2 |
4 4 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
3 2 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
9. |
Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана ГО и защиты населения |
ПЗ |
4 0 |
5 2 |
6 4 |
2 2 |
- |
2 2 |
- |
6 4 |
|
2 2 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
10. |
Перевод ГО с мирного на военное положение |
ГУ |
2 1 |
3 2 |
3 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
- |
4 2 |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
- |
1 1 |
- |
2 2 |
11. |
Чрезвычайные ситуации природного характера, присущие городу. Возможные последствия их возникновения |
Л |
2 1 |
3 1 |
3 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
3 2 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
12. |
Техногенные ЧС, возможные на территории города. Потенциально опасные объекты, расположенные на города |
Л |
6 2 |
5 1 |
8 3 |
3 3 |
3 3 |
2 2 |
4 4 |
7 3 |
3 3 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
3 3 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
13. |
Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС |
ПЗ |
4 2 |
- |
6 2 |
2 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
6 3 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
- |
1 1 |
14. |
Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС |
ГЗ |
4 2 |
- |
4 2 |
2 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
- |
2 2 |
15. |
Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности |
ПЗ |
2 2 |
- |
2 1 |
2 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
- |
- |
- |
1 1 |
- |
- |
- |
1 1 |
16. |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях |
Л |
4 2 |
3 2 |
4 2 |
4 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
4 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
16.1. |
Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий и ЧС |
ПЗ |
2 2 |
2 2 |
2 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
- |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
- |
1 1 |
16.2. |
Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля |
|
2 0 |
1 0 |
2 1 |
2 2 |
- |
- |
- |
2 0 |
2 2 |
- |
- |
- |
- |
1 1 |
- |
1 1 |
- |
17. |
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС |
Л |
4 2 |
3 1 |
5 2 |
4 4 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
5 4 |
2 2 |
4 4 |
2 2 |
1 1 |
4 4 |
4 4 |
4 4 |
2 2 |
2 2 |
17.1. |
Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты (РХБЗ) населения |
|
2 1 |
1 1 |
2 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
17.2. |
Инженерная защита населения и работников организаций |
|
1 0 |
1 0 |
2 0 |
1 1 |
- |
- |
- |
2 1 |
- |
- |
1 1 |
- |
1 1 |
- |
2 2 |
1 1 |
- |
17.3. |
Защита населения путем эвакуации |
|
1 1 |
1 0 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
18. |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновении ЧС мирного и военного времени |
ГУ |
2 1 |
4 1 |
6 3 |
4 4 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
6 4 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
4 4 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
19. |
Действия должностных лиц ГО и РСЧС, при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность |
ТСЗ ПЗ |
4 2 |
- |
4 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
4 2 |
2 2 |
1 1 |
- |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
- |
2 2 |
- |
20. |
Порядок создания и применения НАСФ |
Л |
2 0 |
2 0 |
2 2 |
2 2 |
- |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
- |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
- |
1 1 |
- |
21. |
Организация управления, связи и оповещения в системе ГО и РСЧС |
ПЗ |
1 0 |
- |
3 2 |
2 2 |
- |
1 1 |
- |
3 2 |
- |
2 2 |
1 1 |
- |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
22. |
Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации последствий ЧС) |
Л |
1 1 |
- |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
4 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
- |
- |
1 1 |
23. |
Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности |
ПЗ |
- |
- |
4 4 |
- |
- |
- |
- |
4 4 |
- |
- |
- |
2 2 |
6 6 |
- |
- |
- |
- |
24. |
Организация и проведение АСДНР |
Л |
2 1 |
- |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 1 |
1 1 |
2 2 |
- |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
2 2 |
25. |
Действия руководителей НАСФ по организации и проведению АСДНР |
ГУ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 2 |
- |
26. |
Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействие между ними в ходе выполнения АСДНР |
Л |
- |
4 2 |
4 2 |
2 2 |
1 1 |
- |
1 1 |
4 2 |
- |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
27. |
Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач |
ПЗ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 0 |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
28. |
Организация и проведение специальной обработки |
ПЗ |
2 0 |
2 0 |
2 2 |
2 2 |
- |
2 2 |
- |
2 2 |
- |
- |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
2 2 |
- |
29. |
Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки НАСФ |
С |
2 0 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
- |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
. |
- |
- |
1 1 |
2 2 |
- |
- |
1 1 |
- |
30. |
Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
ПЗ |
2 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
- |
1 1 |
2 2 |
2 2 |
- |
1 1 |
1 1 |
31. |
Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей |
Л |
- |
- |
1 1 |
1 1 |
- |
- |
1 1 |
1 0 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
- |
- |
32. |
Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов |
Л |
2 1 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
- |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
33. |
Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
ПЗ |
- |
4 0 |
4 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
- |
4 2 |
- |
- |
4 4 |
1 1 |
2 2 |
- |
4 4 |
- |
- |
34. |
Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения |
Л |
2 1 |
4 2 |
4 2 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
4 4 |
- |
1 1 |
4 4 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
4 4 |
- |
- |
35. |
Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели |
Л |
2 1 |
2 2 |
4 4 |
2 2 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
2 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
1 1 |
2 2 |
1 1 |
1 1 |
- |
1 1 |
Итоговое занятие |
Зачет |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
2 2 |
*В числителе - количество часов обучения вновь принятых специалистов, в знаменателе - количество часов обучения специалистов, проработавших не менее 5 лет.
**Л - лекция, С - семинар, ПЗ - практическое занятие, ГУ - групповое упражнение, ГЗ - групповое занятие, ТСЗ - тактико-строевое занятие.
4. Содержание тем
Тема N 1. Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Требования федерального и краевого законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. Организационные основы ГО и защиты населения от ЧС.
Структура и основные функции ГО, РСЧС, государственной противопожарной службы МЧС России, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России и противопожарной службы Хабаровского края.
Тема N 2. Организация обеспечения пожарной безопасности
Законодательство Российской Федерации, Хабаровского края и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности. Виды и основные задачи пожарной охраны. Цели, порядок создания и организация муниципальной, ведомственной и добровольной пожарной охраны. Сертификация и лицензирование в области пожарной безопасности.
Тема N 3. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности и организация их осуществления
Требования федеральных законов "О пожарной безопасности" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов к обеспечению пожарной безопасности муниципального образования. Меры по обеспечению пожарной безопасности на территории муниципальных образований. Особый противопожарный режим. Финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования. Организация пропаганды и обучения населения мерам пожарной безопасности.
Тема N 4. Требования пожарной безопасности и задачи руководителей организаций по их выполнению
Разработка и реализация мер пожарной безопасности организаций. Противопожарный режим организации и его установление. Система оповещения работников о пожаре. План (схема) эвакуации работников в случае пожара. Порядок учета пожаров и их последствий.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности. Особенности пожарной безопасности детских дошкольных и образовательных учреждений, культурно-просветительских и зрелищных учреждений, а также при организации и проведении мероприятий с массовым пребыванием людей. Административная ответственность руководителей организации за нарушения в области пожарной безопасности.
Тема N 5. Организация обеспечения безопасности людей на водных объектах
Нормативное регулирование использования водных объектов. Требования Правил охраны жизни людей на водных объектах. Организация общего водопользования и использования водных объектов на территории муниципального образования для рекреации.
Тема N 6. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в организации и выполнении мероприятий по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма
Правовые, нормативные и организационные основы противодействия терроризму. Общественная опасность терроризма.
Виды террористических актов, их общие и отличительные черты, возможные способы осуществления. Оценка риска их возникновения, материальный и моральный ущерб. Мероприятия по минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Получение информации об угрозе террористического акта, порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.
Порядок и рекомендуемая зона эвакуации персонала организации (объекта). Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.
Тема N 7. Нормативное правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Сущность и задачи обучения населения Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности. Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения населения в области безопасности жизнедеятельности. Основные положения нормативных документов.
Структура единой системы подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС. Формы обучения и перечень групп населения, подлежащих подготовке.
Состав учебно-материальной базы для обучения различных групп населения в области безопасности жизнедеятельности. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ней.
Тема N 8. Воздействие на человека и объекты поражающих и негативных факторов, характерных для военных действий и ЧС
Поражающие факторы ядерного оружия, их воздействие на объекты и человека. Понятие о дозах излучения и мощности дозы.
Поражающие факторы химического оружия. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Предельно допустимые и поражающие концентрации, пороговые и смертельные токсодозы.
Проблемы хранения и уничтожения запасов ОВ.
Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Способы массового заражения населения. Характеристика очагов биологического поражения.
Воздействие поражающих факторов обычных средств нападения. Возможные последствия радиационных аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды.
Номенклатура АХОВ, используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие токсических свойств основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне.
Воздействие поражающих факторов при ЧС природного характера.
Тема N 9. Планирование мероприятий ГО. Содержание и разработка плана гражданской обороны и защиты населения
Назначение плана гражданской обороны и защиты населения. Требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки плана, порядок утверждения.
Корректировка, хранение и порядок работы с документами плана гражданской обороны и защиты населения.
Изучение и обсуждение одного из вариантов плана гражданской обороны и защиты населения (на примере одной из существующих организаций).
Тема N 10. Перевод ГО объекта с мирного на военное положение
Основные нормативные правовые документы, регламентирующие перевод ГО с мирного на военное положение. Порядок и последовательность перевода ГО с мирного на военное положение.
Основные мероприятия ГО, выполняемые по степеням готовности. Организация и временные показатели их выполнения. Работа должностных лиц при переводе ГО с мирного на военное положение.
Тема N 11. Чрезвычайные ситуации природного характера, присущие городу. Возможные последствия их возникновения
ЧС природного характера, характерные для города, их возможные последствия и основные поражающие факторы. Основные меры по предупреждению или смягчению возможных последствий ЧС природного характера.
Тема N 12. Техногенные ЧС, возможные на территории города. Потенциально опасные объекты, расположенные на территории города
Техногенная безопасность как состояние защищенности населения и территорий от последствий ЧС техногенного характера. Внутренние и внешние источники техногенных угроз, характерных города.
Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Виды потенциально опасных объектов и характер опасных производств, расположенных на территории города. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на них.
Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного характера.
Тема N 13. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС
Цели и виды планирования. Требования к планированию мероприятий по защите населения и территорий от ЧС. Структура и содержание основных планирующих документов.
Тема N 14. Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС
Режимы функционирования РСЧС, их установление и основные мероприятия, проводимые по ним.
Обязанности и действия председателя и членов КЧС и ПБ при различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия председателя и членов комиссии по устойчивости функционирования отраслей экономики (организаций) и жизнеобеспечения населения (работников организаций) в различных режимах функционирования РСЧС.
Обязанности и действия сотрудников органа управления ГО и РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС.
Тема N 15. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности
Назначение, задачи и состав КЧС и ПБ. Правовые основы деятельности КЧС и ПБ. Примерное положение о КЧС и ПБ.
Планирование работы КЧС и ПБ (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов и их содержание.
Тема N 16. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях
Занятие 16.1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий и ЧС.
Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий.
Задачи, силы, средства и организация разведки в очагах поражения и районах ЧС.
Оценка радиационной обстановки.
Оценка химической обстановки.
Оценка инженерной и пожарной обстановки.
Оценка медицинской обстановки.
Оценка обстановки при аварии на химически (радиационно) опасном объекте.
Занятие 16.2. Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
Классификация приборов радиационной разведки (РР) и дозиметрического контроля (ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов РР и ДК, состоящих на оснащении сил ГО и РСЧС, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК.
Приборы химической разведки (ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ. Практическая работа с приборами ХР.
Тема N 17. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС
Занятие 17.1. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при ЧС. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты (РХБЗ) населения.
Общие понятия, основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС.
Защита от ионизирующих излучений, режимы радиационной защиты. Организация ДК.
Защита от АХОВ. Организация химического контроля в очаге заражения.
Биологическая защита населения. Осуществление санитарно - эпидемиологического надзора на территории (объекте).
Медицинская защита производственного персонала и населения в ЧС. Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населению.
Занятие 17.2. Инженерная защита населения и работников организаций. Инженерная защита. Современная нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно - технических мероприятий ГО и предупреждения ЧС.
Классификация защитных сооружений (ЗС), их устройство и внутреннее оборудование. Убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых.
Порядок укрытия населения и работников организации в военное время. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время. Организация укрытия населения в ЧС природного и техногенного характера.
Занятие 17.3. Защита населения путем эвакуации.
Организация эвакуации населения. Планирование эвакомероприятий. Эвакуационные комиссии, их задачи, состав и порядок создания.
Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охраны общественного порядка, связи и оповещения, организация питания и обогрева.
Организация работы сборного (приемного) эвакуационного пункта, его оборудование, распределение обязанностей, порядок регистрации и отправки населения.
Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов территорий, отнесенных к группам по ГО, и сельских районов. Особенности организации и проведения эвакомероприятий при ЧС природного и техногенного характера.
Тема N 18. Действия должностных лиц ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновения ЧС мирного и военного времени
Основные мероприятия, проводимые органами управления ГО и РСЧС в случае угрозы или возникновения ЧС мирного и военного времени.
Порядок оповещения населения (работников) об угрозе возникновения ЧС мирного и военного времени.
Очередность и порядок проведения инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты населения (работников) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при ЧС.
Обязанности руководителей, а также должностных лиц органов управления ГО и РСЧС по организации оповещения и выполнения инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты.
Тема N 19. Действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления, сил ГО и РСЧС в готовность
Понятие о готовности органов управления сил ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения в готовность.
Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.
Обязанности председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления, руководителя органа управления ГО и РСЧС, руководителей нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) при приведении сил ГО и РСЧС в готовность.
Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности органов управления сил ГО и РСЧС. Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении органов управления сил ГО и РСЧС в готовность.
Тема N 20. Порядок создания и применения НАСФ
Нормативное правовое регулирование по созданию и применению НАСФ. Предназначение, порядок создания, виды и организационная структура. Комплектование личным составом, обеспечение техникой и имуществом.
Тема N 21. Организация управления, связи и оповещения в системе ГО и РСЧС
Порядок работы должностных лиц и органов управления ГО и РСЧС по организации управления, связи и оповещения в системах ГО и РСЧС.
Пункты управления, их предназначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО.
Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО.
Принципы построения и использования системы централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.
Тема N 22. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО (предупреждения и ликвидации последствий ЧС)
Виды, номенклатура и объем резервов (запасов) материальных и финансовых ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также выполнения мероприятий ГО и РСЧС. Проведение контроля за их созданием, хранением, использованием и восполнением.
Силы ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.
Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи.
Порядок создания, использования и восполнения резервов (запасов) финансовых, материально-технических, продовольственных и иных средств в интересах ГО, а также для предупреждения и ликвидации ЧС.
Перечень имущества ГО, хранящегося на складах. Организация количественного и качественного учета. Техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.
Тема N 23. Организация работы органа управления ГО и РСЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности
Основные нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления ГО и РСЧС. Задачи и основные функции органов управления ГО и РСЧС.
Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления ГО и РСЧС, их содержание и предъявляемые к ним требования.
Практическая разработка документов соответствующего уровня.
Тема N 24. Организация и проведение АСДНР
Общие положения по организации и проведению АСДНР. Обязанности должностных лиц ГО и РСЧС по организации и ведению АСДНР.
Организация и ведение разведки в очагах поражения и районах ЧС.
Оценка обстановки и принятие решения на организацию АСДНР. Определение состава и численности группировки сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, организация управления. Организация комендантской службы в очагах поражения и в пострадавших от ЧС районах.
Организация взаимодействия между силами ГО и РСЧС, воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для проведения АСДНР.
Тема N 25. Действия руководителей НАСФ по организации и проведению АСДНР
Получение и уяснение задач, оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.
Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на выполнение задач. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута движения, порядок построения колонны, организация движения, управление на марше.
Организация выдвижения НАСФ в район выполнения задачи. Организация взаимодействия с воинскими частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.
Смена и вывод подразделений НАСФ из очага поражения. Организация и проведение специальной обработки. Восстановление готовности НАСФ к дальнейшим действиям.
Тема N 26. Организация всестороннего обеспечения сил ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе выполнения АСДНР
Основные составляющие всестороннего обеспечения действий сил ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.
Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.
Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.
Тема N 27. Организация защиты личного состава сил ГО и РСЧС при выполнении задач
Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителей НАСФ по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.
Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в загородной зоне, инженерное оборудование районов, занимаемых силами ГО и РСЧС. Организация разведки.
Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты, средств связи и оповещения. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.
Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.
Тема N 28. Организация и проведение специальной обработки
Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции. Вещества, растворы и технические средства, применяемые для этих целей.
Действия спасательных служб и НАСФ при проведении обеззараживания. Меры безопасности.
Санитарная обработка личного состава сил ГО и населения. Действия спасательных служб и НАСФ по организации и проведению полной санитарной обработки.
Тема N 29. Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки НАСФ
Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, руководителей и личного состава спасательных служб и НАСФ, а также производственного персонала организации. Документы по планированию и учету обучения, их содержание и порядок ведения.
Оценочные показатели состояния обученности работников организаций в области ГО и защиты от ЧС.
Тема N 30. Организация и проведение учений и тренировок по ГО, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения. Сущность и цели командно-штабных учений (КШУ). Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели тактико-специальных учений (ТСУ). Подготовка ТСУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.
Сущность и цели комплексного учения (КУ). Подготовка КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки учения. Разбор КУ.
Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.
Сущность и цели проведения "Дня защиты детей" в общеобразовательных учреждениях. Планирование и подготовка. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения.
Тема N 31. Организация пропаганды и информирования населения в области безопасности жизнедеятельности. Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей
Задачи и содержание пропаганды и информирования в области безопасности жизнедеятельности. Организация пропаганды и информирования населения.
Организация и порядок использования технических средств информации в местах массового пребывания людей.
Тема N 32. Общие понятия об устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов
Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время, а также при ЧС природного и техногенного характера и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени, а также при ЧС.
Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения.
Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта.
Тема N 33. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения
Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования объекта.
Методика оценки устойчивости объекта к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.
Методика оценки устойчивости объекта к воздействию обычных средств поражения.
Методика оценки устойчивости объекта к воздействию вторичных поражающих факторов.
Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих АХОВ.
Методика оценки устойчивости объекта при ЧС природного и техногенного характера.
Тема N 34. Мероприятия и способы повышения устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения
Комплекс заблаговременных организационных, инженерно - технических, технологических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости объектов экономики. Защита производственного персонала объекта, оценка надежности его защиты.
Рациональное размещение объектов экономики, их зданий и сооружений.
Повышение устойчивости зданий и сооружений. Защита технологического оборудования.
Повышение надежности систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения.
Повышение противопожарной устойчивости зданий, коммуникаций, технологического процесса.
Специальные мероприятия повышения устойчивости объекта при воздействии вторичных поражающих факторов.
Обеспечение надежности и оперативности управления и материально-технического снабжения. Светомаскировка объекта.
Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени или на аварийный режим работы.
Тема N 35. Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели
Планирование бюджетных и иных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО, защиты населения и территорий от ЧС и ликвидации их последствий.
Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС.
Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт чрезвычайной ситуации и размер затрат на ликвидацию ее последствий.
Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям ГО, предупреждению и ликвидации ЧС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.