Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города Хабаровска
от 29 декабря 2012 г. N 5374
Ведомственная целевая программа
"Программа по сохранению и укреплению здоровья населения г. Хабаровска
на 2013 год"
(утв. постановлением администрации города Хабаровска от 29 декабря 2012 г. N 5374)
Паспорт программы
1. Характеристика проблемы
С учетом задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012, а также вступления в силу Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах здоровья граждан в Российской Федерации", реализация мер по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни являются приоритетным направлением в сфере охраны здоровья граждан. Вступивший в силу Федеральный закон N 323-ФЗ, кроме этих функций, возлагает на органы местного самоуправления полномочия по санитарно-гигиеническому просвещению, информированию населения о возможности распространения социально значимых заболеваний, в том числе представляющих опасность для окружающих; пропаганде донорства крови и (или) ее компонентов, а также проведению комплекса мер по созданию условий для оказания медицинской помощи населению в соответствии с территориальной программой государственных гарантий, в том числе создание благоприятных условий в целях привлечения медицинских и фармацевтических работников для работы в медицинских организациях.
Приоритетные направления по охране здоровья населения отражены в Стратегическом плане устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, согласно которому инвестиции в здравоохранение составляют необходимую часть мер по достижению таких целей устойчивого развития, как увеличение численности населения, рост которого, несомненно, будет способствовать дальнейшему росту налоговой базы города. Поэтому первым стратегическим направлением этого плана определено создание условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечение высокого уровня жизни.
Законодательное закрепление приоритета профилактики социально значимых заболеваний и формирования здорового образа жизни обусловлено рядом факторов. В современном мире здоровье человека рассматривается с точки зрения экономической составляющей. Здоровые граждане - высокий социально-экономический потенциал любого государства. Недополученный национальный доход из-за высокой смертности от болезней сердца, инсульта и диабета с 2005 по 2015 годы может составить в России 303,0 млрд. долларов. Ежегодное сокращение на 2% уровня смертности от хронических заболеваний может принести России экономическую выгоду в 20,0 млрд. долларов.
В современных условиях дальнейшее развитие клинической медицины не может обеспечить улучшение основных показателей здоровья без внедрения и развития технологий профилактической медицины. По данным ВОЗ, здоровье человека зависит от системы здравоохранения всего на 10% и на 50% - от образа жизни, который формируется под воздействием окружения человека, качества жизни и доступности возможностей для укрепления своего здоровья.
Причинами развития многих заболеваний являются: изменившийся образ жизни населения, новые традиции питания, повышение психоэмоциональных нагрузок, снижение физической активности населения, отсутствие внимания к вопросам формирования культуры отдыха населения, распространение факторов риска социально значимых заболеваний. Большую роль в ухудшении состояния здоровья населения имеют вредные привычки (злоупотребление алкоголем, токсическими и наркотическими веществами, широкое распространение табакокурения), особенно среди детей, подростков и молодежи. Социологические исследования показывают, что распространенность употребления алкоголя среди мужчин и женщин в возрасте 25 - 64 лет составляет 84%. Широко распространено курение. Активными курильщиками являются 56% взрослых мужчин и 16% женщин. Распространенность курения среди учащихся общеобразовательных школ составляет в среднем 26%, среди студентов вузов - 30%, среди учащихся учреждений начального профессионального образования - более 50%.
Высокий уровень распространенности факторов риска социально значимых заболеваний среди населения г. Хабаровска отражают показатели смертности и заболеваемости, в том числе социально значимыми болезнями. Продолжительность жизни хабаровчан составляет 67,4 года (в Российской Федерации - 69,4 года; в Дальневосточном федеральном округе - 65,9 года; в Хабаровском крае - 66,3 года). В структуре важнейших факторов риска ранней смертности низкий уровень физической активности занимает 6%, повышенное кровяное давление - 13%, курение - 9% и высокий уровень глюкозы в крови - 6%, лишний вес и ожирение - 5%.
Обобщая результаты социологических исследований в различных половозрастных группах населения г. Хабаровска, необходимо отметить, что здоровье и безопасность хабаровчан отнесены к четырем базовым ценностям наряду с благосостоянием и духовностью.
Сложившиеся негативные тенденции в состоянии здоровья населения города свидетельствуют о необходимости системного подхода к решению проблемы. Региональное законодательство, регулирующее вопросы охраны здоровья населения, еще не сформировано. В этих условиях основой для разработки мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения г. Хабаровска, является общемировой опыт и опыт регионов Российской Федерации.
Многофакторность проблемы требует применения программно-целевого подхода с использованием новых форм работы с населением. Формирование гражданского общества, в существующих условиях низкой сознательности в области сохранения и укрепления здоровья, не возможно. Именно на решение данной проблемы направлен пилотный проект "Эстафета здоровья". Методы, используемые при реализации этого проекта, включают наглядную демонстрацию причинно-следственных связей между поступками людей и возможностью развития заболеваний.
2. Основная цель и задачи Программы
Основной целью Программы является сохранение и укрепление здоровья населения г. Хабаровска.
Задачи Программы:
2.1. Внедрить новые формы работы с населением, направленные на формирование мотивации жителей города к здоровому образу жизни путем реализации пилотного проекта "Эстафета здоровья". Проведение массовых акций, использование современных информационных технологий, вовлечение предприятий малого и среднего бизнеса в процесс популяризации знаний в сфере охраны здоровья позволят создать благоприятный климат для роста численности населения, приверженного к ведению здорового образа жизни.
2.2. Привлечь население к донорскому движению. Обеспечение потребности лечебно- профилактических учреждений города донорской кровью и ее компонентами является необходимым условием для оказания медицинской помощи населению.
2.3. Реализовать комплексный подход к санитарно-гигиеническому просвещению населения с использованием средств массовой информации.
3. Срок реализации программы - 2013 год.
4. Характеристика основных мероприятий Программы и целевые индикаторы оценки эффективности ее реализации
Комплекс мер, предусмотренный Программой, направлен на санитарно-гигиеническое просвещение населения, так как повышение уровня грамотности и формирование ответственного отношения к собственному здоровью являются основой для эффективного применения здоровьесберегающих технологий. Стратегия использования средств массовой информации с дополнением межличностных коммуникаций имеет положительный результат в случае, когда конкретные идеи направлены на конкретную группу людей при конкретных условиях. Конечным результатом этих мер является увеличение числа хабаровчан, приверженных к ведению здорового образа жизни.
Привлечение к реализации Программы волонтеров из числа выпускников образовательных учреждений, студенческой молодежи будет способствовать решению проблемы дефицита кадров в отрасли здравоохранения. Популяризация знаний в области охраны здоровья окажет благотворное влияние на повышение мотивации молодых людей на выбор медицинской профессии, а также позволит приобрести им базовый уровень знаний в области профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни. Создание благоприятных условий для притока медицинских и фармацевтических работников в отрасль является необходимым в сложившейся ситуации с низкой обеспеченностью кадрами.
Достижение перспективных целей по формированию города Хабаровска как крупного социально-политического центра России на Дальнем Востоке невозможно без реализации стратегических направлений по созданию условий для комфортного и безопасного проживания хабаровчан, обеспечению высокого уровня жизни, инновационному развитию социальной сферы. Поэтому в Программе предусмотрены меры по информированию населения города о мероприятиях, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей при эпидемических и чрезвычайных ситуациях.
Реализация муниципальных полномочий в сфере охраны здоровья связана с вступлением в силу Федерального закона от 20.07.2012 N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов" с 20.01.2013. Программа включает мероприятия по созданию условий для содействия донорскому движению, выполнение которых начнется после вступления в силу Федерального закона 125-ФЗ.
Перечень основных мероприятий Программы и индикаторы эффективности ее реализации представлены в приложении к Программе.
5. Описание социально-экономических последствий реализации Программы
и ожидаемые конечные результаты реализации Программы
В рамках реализации Программы предусматривается создание постоянно действующей информационной системы пропаганды здорового образа жизни; подготовка, издание и распространение санитарно-просветительной литературы по актуальным вопросам охраны здоровья населения; использование средств массовой информации. Программа позволит объединить усилия различных органов, учреждений и служб по формированию здорового образа жизни у населения городского сообщества и тем самым целенаправленно использовать материальные расходы на эти цели.
Увеличение охвата населения санитарно-гигиеническим просвещением через средства массовой информации, повышение информированности населения о факторах риска заболеваний и мерах их профилактики позволит привлечь население в Центры здоровья, кабинеты здорового детства и профилактические школы, что позволит увеличить охват населения скрининговым обследованием для раннего выявления заболеваний.
Все это в конечном итоге позволит стабилизировать показатели заболеваемости и смертности от "управляемых" заболеваний.
В целом, реализация мероприятий позволит добиться повышения ответственности граждан за сохранение собственного здоровья и мотивировать их к ведению здорового образа жизни.
Экономическая эффективность от реализации Программы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь путем улучшения состояния здоровья населения города.
6. Методика оценки эффективности Программы
Эффективность Программы оценивается по модели конечных результатов, показатели которой учитываются в формах федерального статистического наблюдения и оперативной отчетности.
6.1. Показатель численности населения, приверженного к ведению здорового образа жизни, соблюдающего меры профилактики распространения факторов риска социально значимых заболеваний, оценивается по результатам социологического опроса населения, участвующего в реализации пилотного проекта "Эстафета здоровья". Социологический опрос включает блоки, позволяющие выявить субъективные мнения респондентов по оцениваемым вопросам. Целевой показатель участников пилотного проекта на 2013 год установлен на уровне 1000 человек. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение планового и фактически достигнутого количества участников пилотного проекта "Эстафета здоровья". Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя 100%. Полученные результаты по удельному весу населения, приверженного к ведению здорового образа жизни, являются исходными для оценки ситуации и разработки предложений по влиянию на управляемые факторы по сохранению и укреплению здоровья населения.
6.2. Оценка эффективности мероприятий, направленных на привлечение населения к донорскому движению для формирования банка донорской крови, обеспечивающего потребность лечебно-профилактических учреждений города при оказании медицинской помощи, осуществляется путем сравнительного анализа данных ежегодной государственной статистической формы N 39 "Отчет станции, отделения переливания крови, больницы, ведущей заготовку крови". Целевой показатель на 2013 год установлен исходя из фактически достигнутого уровня численности постоянных доноров крови в г. Хабаровске в 2012 году - 2500 человек. Индикатор эффективности Программы по этой задаче рассчитывается как отношение числа постоянных доноров крови зарегистрированного в 2013 году по отношению в аналогичному значению в 2012 году выраженное в процентах. Эффективность мероприятия считается достигнутой при значении показателя 100%.
7. Обоснование потребности в необходимых ресурсах
Расчет потребности в необходимых ресурсах проводился на основе фактических расходов предыдущих периодов и мониторинга цен.
8. Система управления реализацией Программы
Управление здравоохранения администрации г. Хабаровска организует своевременное выполнение мероприятий Программы, определяет первоочередные мероприятия путем мониторинга целевых показателей Программы, обеспечивает координацию соисполнителей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.