16 апреля 2014 г.
На основании федеральных законов от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", постановлений администрации города Хабаровска от 31.10.2011 N 3578 "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Хабаровска", от 28.03.2013 N 1086 "Об утверждении перечня муниципальных программ городского округа "Город Хабаровск", Устава городского округа "Город Хабаровск" администрация города постановляет:
1. Утвердить муниципальную программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска" на 2014 - 2015 годы (далее - Программа) согласно приложению.
2. Объемы финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на очередной финансовый год.
3. Комитетам по управлению округами (Иванов С.Н., Кравчук С.А., Курочкин Г.Н., Панков М.Б.), департаменту архитектуры, строительства и землепользования (Сергейчук С.В.), департаменту муниципальной собственности (Ганичев Д.С.), структурным подразделениям администрации города (Гроо О.Я., Муравьев И.А., Лубянская И.Г., Тен Ольга Яковлевна, Андрюшин А.А., Шапиро И.А., Котелевский Б.Ф., Слободенюк А.В.):
3.1. Обеспечить выполнение мероприятий Программы в соответствии с приложением к Программе.
3.2. Ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
4. Рекомендовать руководителям предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности, общественных организаций и объединений, осуществляющих по согласованию реализацию мероприятий Программы, представлять ежеквартально до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города информацию о ходе реализации мероприятий Программы.
5. Признать утратившими силу с 01.01.2014 постановления администрации города Хабаровска от 21.10.2010 N 3379 "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", от 17.10.2012 N 4381 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением администрации города от 21.10.2010 N 3379", от 27.11.2012 N 4987 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением администрации города от 21.10.2010 N 3379", от 30.01.2013 N 320 "О внесении изменений в долгосрочную целевую программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2015 годы", утвержденную постановлением администрации города от 21.10.2010 N 3379".
6. Пресс-службе администрации города (Ерохин В.А.) опубликовать настоящее постановление в газете "Хабаровские вести".
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя мэра города по промышленности, транспорту, связи и работе с правоохранительными органами Афанасьева С.В.
8. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования).
И.о. мэра города |
С.А. Чернышов |
Приложение
Муниципальная программа
"Улучшение экологического состояния города Хабаровска"
на 2014 - 2015 годы"
(утв. Постановлением администрации города Хабаровска от 1 ноября 2013 г. N 4440)
16 апреля 2014 г.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 апреля 2014 г. N 1570 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Паспорт программы
Ответственный исполнитель программы |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Хабаровска |
Соисполнители программы |
- департамент муниципальной собственности; - департамент архитектуры, строительства и землепользования; - управление ЖКХ и ЭЖФ; - управление дорог и внешнего благоустройства; - управление образования; - управление промышленности и связи; - управление энергообеспечения, топлива и инженерных коммуникаций; - управление здравоохранения; - комитеты по управлению округами, - промышленные предприятия, организации и учреждения различных форм собственности, общественные организации и объединения (по согласованию) |
Мероприятия, входящие в муниципальную программу (приложение к Программе) |
- мероприятия по охране атмосферного воздуха; - мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов; - мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами; - мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения; - мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу |
Цели программы |
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе; - обеспечение экологической безопасности населения |
Раздел Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, которому соответствует цель программы |
6.2.11. Улучшение экологической обстановки и повышение уровня безопасности |
Задачи программы |
- сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу города; - уменьшение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты; - совершенствование системы обращения с отходами производства и потребления; - ликвидация объектов прошлого экологического ущерба; - охрана и воспроизводство городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечение их устойчивого функционирования |
Основные целевые индикаторы и показатели программы |
- объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, тыс. т; - доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов, %; - площадь восстанавливаемых зон в составе особо охраняемых природных территорий местного значения, га; - количество предприятий, переведенных на использование природного газа, ед.; - количество муниципального транспорта, переведенного на газовое топливо, ед.; - количество ликвидированных выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты, ед.; - количество кадастровых дел и утвержденных положений об особо охраняемых природных территориях местного значения, ед. |
Этапы и сроки реализации программы |
2014-2015 годы |
Объемы финансового обеспечения программы |
- общий объем финансирования - 6064064 тыс. руб. в том числе: - 2014 год - 5444434,8 тыс. руб.; - 2015 год - 619629,2 тыс. руб |
Ожидаемые результаты реализации программы |
Реализация мероприятий Программы позволит: - сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух города с 45,5 до 44 тыс. тонн в год; - увеличить объем ликвидированного сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водоемы с 1848,4 до 1881,1 тыс. куб. м; - увеличить долю утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов с 8,3% до 9,1%; - увеличить площадь природных территорий местного значения, имеющих особо охраняемый статус с 257,4 га до 277,4 га; - увеличить площадь восстанавливаемых участков в составе особо охраняемых природных территорий местного значения до 4 га |
1. Характеристика текущего состояния охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в городе Хабаровске
Город Хабаровск с населением 594 тысячи человек является административным центром, насчитывающим 487 крупных и средних организаций, в том числе по производству нефтепродуктов, пищевых продуктов, машин и оборудования, электроэнергии, газа и воды.
Город расположен в центре обширной заболоченной Среднеамурской низменности на высоте 32 - 50 м над уровнем моря на берегу р. Амур, что предопределяет повышенную экологическую уязвимость города от различных природных факторов, обусловленных, прежде всего физико-географическими особенностями территории. Среди них - влияние наводнений и подтоплений, оползни, размывы берегов, лесные и луговые пожары в окрестностях, сильные ветры, трансграничное загрязнение природных вод и многие другие негативные для комфортного проживания горожан природные процессы и явления. Ежегодно они проявляются, принося неудобства, а иногда и прямой ущерб различным отраслям хозяйства и населению.
На экологическое состояние города, его природных комплексов большое влияние оказывает все возрастающая урбанизация. Анализ экологической ситуации в городе выявил тенденцию к улучшению некоторых показателей состояния окружающей среды. Так, например, сократились объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, уменьшился объем сточных вод, сбрасываемых в бассейн реки Амур, увеличился объем переработки и утилизации отходов производства и потребления. Город стал чище и комфортней для проживания. Однако проблемы, решение которых будет способствовать улучшению экологической обстановки в городе и большему комфорту проживания населения, остаются.
1.1. Атмосферный воздух
Начиная с 2005 года наблюдается динамика снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух города, что позволило исключить город Хабаровск из списка городов России с наиболее высокими уровнями загрязнения.
Если в 2005 году суммарный выброс загрязняющих веществ от стационарных источников составлял 59,9 тысячи тонн, то в 2012 году он снизился до 45,8 тысячи тонн.
Основной вклад в выброс загрязняющих веществ от стационарных источников вносят предприятия по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, поэтому существенным фактором снижения выбросов стало выполнение мероприятий по переводу хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 на газовое топливо.
Уменьшение выбросов в атмосферный воздух города также достигнуто за счет реализации воздухоохранных мероприятий Хабаровским нефтеперерабатывающим заводом, ООО "Авторемзавод N 2", ОАО "Хлебозавод-7", МУП города Хабаровска "Дорремстрой".
Однако, в последнее десятилетие транспортное воздействие, создающее высокую плотность и токсичность загрязнения, выходит на первый план. В определенном смысле автомобильный транспорт становится "выравнивающим фактором" экологической напряженности городской среды.
Контроль за состоянием воздушного бассейна в Хабаровске осуществляется на четырех стационарных станциях Дальневосточным межрегиональным территориальным управлением Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ГУ "Хабаровский ЦГМС-РСМЦ") по основным (взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота) и специфическим (сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, хром) веществам. Производится отбор проб воздуха на определение тяжелых металлов и бенз(а)пирена, с дальнейшим их анализом в ГУ "НПО "Тайфун", г. Обнинск. Всего определяется 25 показателей.
В 2012 году концентрация ряда загрязняющих веществ в сравнении с 2011 годом понизилась. Так, максимальное содержание взвешенных веществ снизилось до уровня 2,4 ПДК (в 2011 - 4,0 ПДК), среднегодовое значение формальдегида понизилось до уровня 3,0 ПДК (в 2011 году - 4,0 ПДК), концентрации диоксида азота и оксида углерода понизились до 1,1 ПДК и 1,6 ПДК соответственно. Превышение концентрации формальдегида обусловлено расположением большинства станций вблизи автомагистралей (автотранспорт является одним из источников выбросов данной примеси), а также характерной для районов Сибири и Дальнего Востока высокой интенсивностью солнечной радиации.
Уровень загрязнения воздуха в Хабаровске продолжает оставаться высоким, определяется значением индекса загрязнения атмосферы (ИЗА) 12,0, обусловленного повышенным средним содержанием формальдегида и бенз(а)пирена. В соответствии с существующими методами оценки уровень загрязнения считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, высоким при ИЗА от 7 до 13 и очень высоким при ИЗА больше 14.
Большое влияние на уровень загрязнения воздушного бассейна на территории Дальнего Востока оказывают климатические условия. В целом территория, включая город Хабаровск, отнесена к зоне высокого и очень высокого потенциала загрязнения атмосферы с особенно неблагоприятными условиями для рассеивания примесей. Высокая повторяемость приземных и приподнятых инверсий, слабых скоростей ветра, застоев затрудняют рассеивание вредных примесей и способствуют их накоплению.
1.2. Поверхностные водные объекты
Река Амур имеет огромное значение для социально-экономического развития города Хабаровска, являясь мощной водной и транспортной артерией региона, объектом развития туризма, рекреации, и используется для нужд населения и промышленности.
Река Амур является главным источником питьевого водоснабжения г. Хабаровска. В 2012 году объем забранной из реки воды составил 112,6 млн. куб. метров. В разрезе отраслей традиционно наибольшие объемы забора воды осуществляют предприятия жилищно-коммунального хозяйства (МУП города Хабаровска "Водоканал") - 55% и предприятия теплоэнергетики - 45%. Ежегодно 79% от суммарного объема забираемой из реки Амур и подземных источников свежей воды сбрасываются в реку Амур. По данным федерального государственного статистического отчета, в 2012 году 99% объема сброшенной воды относится к категории "загрязненная", включая сточные воды, очищаемые до проектных показателей на городских очистных сооружениях канализации. Кроме того, из-за неполного централизованного канализования города в малые реки Черная, Чернушка, Полежаевка и бассейн реки Амур ежегодно сбрасывается более 3,2 млн. куб. м неочищенных сточных вод (жилмассивы по улицам Связной, Трехгорной, Восточному шоссе, пос. им. Горького, ДОС и т.д.).
Для сточных вод, сбрасываемых предприятиями города, характерными загрязнителями являются органические вещества, азотсодержащие соединения, фосфаты, нефтепродукты, железо, соединения тяжелых металлов, фенолы.
Серьезным источником загрязнения поверхностных водотоков в черте города являются ливневые и талые воды, образующиеся на городской территории и напрямую сбрасываемые в водные объекты.
Исследованиями, проведенными Институтом водных и экологических проблем ДВО РАН, установлено, что на всей площади города максимальный мгновенный расход воды составляет 830 тыс. куб. м в сутки, что практически в 3 раза превышает весь образуемый в городе за сутки объем хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод.
Отбор проб поверхностных сточных вод, произведенный управлением по охране окружающей среды совместно с лабораторией МУП города Хабаровска "Водоканал" на сбросе из ливневых коллекторов на стадионе им. Ленина и ул. Салтыкова-Щедрина, показал, что в реку Амур сбрасываются талые сточные воды, содержащие загрязняющие вещества с превышением предельно допустимых концентраций (ПДК), в том числе: нефтепродукты - 12 ПДК, взвешенные вещества - 10 ПДК, аммоний солевой - 62 ПДК, БПК полный - 40 ПДК, железо - 9 ПДК.
Кроме антропогенной нагрузки, влияние на химический состав воды оказывают физико-географические факторы, характерные для Дальневосточного региона, гидрологические условия, сток четырех крупнейших притоков: рек Зеи, Уссури, Буреи и Сунгари. Водосбор р. Сунгари целиком находится на территории Китайской Народной Республики. Качественный состав вод этого притока формируется под влиянием сточных вод населенных пунктов КНР и поверхностного стока с территории, активно используемой сельскохозяйственными предприятиями.
Природным фоном в воде р. Амур обусловлено наличие солей марганца и железа общего в концентрациях, значительно превышающих предельно допустимые нормы. Вода реки Амур, как и в течение всех предшествующих лет, осталась маломинерализованной.
Характерными загрязняющими веществами воды р. Амур по-прежнему остаются соединения марганца и железа, соединения тяжелых металлов (медь, свинец), азот аммонийный, органические вещества и нефтепродукты.
У города Хабаровска гидрохимические наблюдения осуществляются в створах Амурской протоки и р. Амур. По отношению к 2011 году в химическом составе воды протоки Амурской больших изменений не наблюдалось. По качеству вода оценивается как "загрязненная" (3-й класс, разряд "а").
В реке Амур в районе города качество воды улучшилось по сравнению с 2011 годом (3-й класс, разряд "б" - "очень загрязненная") и соответствует классу 3 "а" "загрязненная". Превышение ПДК отмечалось по 9 из 16 учитываемых показателей в комплексной оценке.
Для поддержания и улучшения состояния водных объектов в черте города необходимо выполнить следующие основные мероприятия:
- строительство и реконструкция канализационных сетей и сооружений по очистке сточных вод с применением современных технологий очистки, обеспечивающих очистку сточных вод до нормативных показателей;
- организация очистки поверхностных сточных вод с территории города и промышленных предприятий;
- внедрение систем оборотного водоснабжения и водосберегающих технологий на предприятиях;
- проведение мероприятий по предотвращению вредного воздействия вод, в том числе ликвидация последствий загрязнения и захламления земель в водоохранных зонах.
1.3. Обращение с отходами производства и потребления
Отходы производства и потребления относятся к одному из факторов, негативно воздействующих на качество окружающей среды, приводящих к деградации почв, зеленых насаждений, водных и других природных ресурсов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям городского округа отнесены организация сбора, вывоза, утилизации, переработки бытовых и промышленных отходов.
Объем ежегодно образуемых на территории города отходов оценивается в 300 тысяч тонн промышленных отходов и до 204 тысяч тонн бытовых отходов.
В последние годы в значительной степени возросла антропогенная нагрузка на окружающую среду и, прежде всего, именно в части увеличения отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности населения города и в результате технологических циклов. Произошло не только количественное, но и качественное изменение состава отходов.
В результате производственной деятельности и жизнедеятельности образуются отходы 1 - 4-го классов опасности от высокоопасных (ртутьсодержащие отходы) до малоопасных (отходы пластмассовой тары, пленки, отработанные пневматические шины и т.д.).
Одними из основных проблем в области обращения с отходами являются:
- значительный объем направляемых на захоронение отходов производства и потребления, низкий уровень извлечения из отходов вторичных ресурсов, что во многом связано с трудностями сортировки, смешанных с пищевой фракцией остальных отходов;
- недостаточное участие в сфере утилизации и переработки отходов субъектов малого предпринимательства;
- отсутствие единой системы учета производителей отходов;
- отсутствие экономической заинтересованности в сборе и переработке отходов производства и потребления.
Многие аспекты, связанные с решением проблемы отходов в городе Хабаровске, в том числе вовлечение отходов во вторичную переработку, были реализованы в рамках целевых городских экологических программ. За период с 2001 года создано около 30 предприятий, осуществляющих утилизацию и переработку отходов.
Видовой состав собираемых вторичных материальных ресурсов города Хабаровска включает макулатуру, автошины, отработанные аккумуляторы, стеклянный бой, полимерные, ртутьсодержащие и другие отходы.
В 2012 году доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме отходов, вывезенных на городскую свалку для захоронения, в сравнении с предыдущими годами увеличилась.
Доля утилизированных отходов в 2001, 2008 - 2012 годах бытовых и промышленных отходов.
Годы |
2001 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Доля утилизированных отходов (%) |
1,07 |
5,8 |
6,1 |
6,65 |
7,7 |
8,3 |
Вместе с тем, сбор и объемы переработки еще крайне недостаточны, поэтому муниципальной программой "Улучшение экологического состояния города" предусмотрено наращивать сбор и переработку отходов производства и потребления за счет создания новых производств по переработке вторичного сырья и увеличения мощностей действующих предприятий - переработчиков, организации сбора и переработки новых видов отходов (древесные отходы, отходы лечебно-профилактических учреждений), привлечения хозяйствующих субъектов и населения города к раздельному сбору компонентов отходов производства и потребления.
С 2007 года в городе реализуется инвестиционная программа, утвержденная решением Хабаровской городской Думы от 19.12.2006 N 379 "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке" "Развитие объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов г. Хабаровска на 2007 - 2011 годы с перспективой до 2016 года" и установление надбавки к тарифу для потребителей услуг по утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов", в соответствии с которой выполнено строительство первой очереди полигона для захоронения твердых бытовых отходов мощностью 1200 тыс. куб. м/год на 61 км автодороги Хабаровск - Находка и мусороперегрузочной станции "Северная" мощностью 600 тыс. куб. м/год (70,8 тыс. тонн).
На территории МПС "Северная" в 2013 году завершен монтаж оборудования комплекса конвейерно-контрольной сортировки отходов и механизированной обработки вторичных ресурсов обществом с ограниченной ответственностью "Радуга". Планируемый объем переработки отходов на сортировочном комплексе - 30 тыс. тонн в год, что составит 50% от проектной мощности МПС "Северная". В результате сортировки извлекаются полимеры всех видов, полиэтилентерефталаты (ПЭТФ), макулатура, текстиль, металлолом черный и цветной, стеклобой смешанный. Для обеспечения надежности и непрерывности предоставления услуги по вывозу ТБО с территории г. Хабаровска ведется проектирование и строительство МПС "Южная", МПС "Центральная", 2-й очереди полигона ТБО.
С 01.07.2011 выведена из эксплуатации свалка твердых бытовых отходов в отработанном карьере "Березовый", расположенном в черте города, что позволило обеспечить экологическую безопасность населения и снизить негативное воздействие отходов на окружающую среду.
В 2013 году проведены работы подготовительного периода рекультивации свалки - строительство линии электропередачи, закрытие тела свалки грунтом.
В целях обеспечения рациональной системы сбора, хранения, удаления, обезвреживания и переработки бытовых и приравненных к ним отходов администрацией города разрабатывается Генеральная схема очистки территории городского округа "Город Хабаровск", предусмотренная долгосрочной целевой программой "Улучшение экологического состояния города Хабаровска на 2011 - 2013 годы", срок завершения разработки Схемы - IV квартал 2013 года.
1.4. Зеленые насаждения города. Особо охраняемые природные территории местного значения
Озелененные пространства города являются неотъемлемым элементом оптимизации экологической среды и входят в систему его жизнеобеспечения. Основными элементами системы озеленения Хабаровска являются парки, сады, бульвары, скверы, уличные посадки, газоны, озеленение жилых районов, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.
Вопросы озеленения города основаны на научных разработках, тщательно продуманных и строго выполняемых мероприятиях всеми структурными подразделениями администрации, промышленными предприятиями и организациями, населением.
Ведутся плановые работы по оценке состояния и восстановлению городских зеленых насаждений, ежегодно высаживается более 11 тыс. кустарников и крупномерных саженцев деревьев дальневосточных пород, создается новый парк "Северный" площадью свыше 42 га.
Научно-исследовательская работа, выполненная в 2012 году в рамках муниципального контракта по оценке (определению площадей) зеленых насаждений города с использованием материалов космической съемки территории г. Хабаровска 2006 и 2011 годов, позволила определить для г. Хабаровска такие показатели озеленения как "удельный вес озелененных территорий" и "обеспеченность зелеными насаждениями общего пользования на одного жителя" и сравнить их с установленными нормативами. Так, удельный вес озелененных территорий в целом по городу составляет 58,54% (нормативный показатель, в соответствии со СНиП - 40%), а уровень озелененное урбанизированной и общедоступной части г. Хабаровска (без учета левобережной части города, промышленных территорий, территорий аэропортов, кладбища и других) - 83,2%.
Удельный вес озелененных территорий в целом по городу
Район |
Площадь района, кв. км |
Площадь зеленых насаждений, кв. км |
Уровень озелененное, % |
Центральный |
52,59 |
34,04 |
64,73 |
Краснофлотский |
69,06 |
40,94 |
59,28 |
Железнодорожный |
99,12 |
68,49 |
69,10 |
Кировский |
39,81 |
22,29 |
55,99 |
Индустриальный |
128,14 |
61,80 |
48,23 |
Всего по городу |
388,72 |
227,55 |
58,54 |
При норме 16 кв. м на человека суммарной площади озелененных территорий общего пользования для крупнейших, крупных и больших городов, этот показатель для г. Хабаровска составляет 156,1 кв. м на человека. Сравнительный анализ зеленых насаждений города по состоянию на 2006 и 2011 годы не выявил сокращения площади зеленых насаждений по городу в целом.
Создана и совершенствуется система муниципального управления и контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством городских лесов, лесов особо охраняемых территорий местного значения (далее - ООПТ), имеющих для города особое природоохранное и рекреационное значение и являющихся основой зеленого фонда города. В городе Хабаровске выделено 27 таких территорий, из них 6 - краевого значения и 21 - местного значения. Общая площадь всех особо охраняемых природных территорий составляет 528,7 га, или 1,4% общей площади города. На основе комплексного обследования ООПТ и других природных комплексов города разработана и утверждена постановлением администрации города от 03.12.2009 N 4308 "Схема развития и размещения ООПТ местного значения городского округа "Город Хабаровск" (далее - Схема). В целях создания новых парковых зон отдыха на территории города, территория вдоль береговой зоны в границах ул. Ангарской - ул. Бийской (бывший золоотвал) внесена в раздел Схемы "Перечень планируемых к созданию ООПТ".
В рамках целевых экологических программ начаты работы по поэтапному восстановлению зеленых насаждений и реконструкции отдельных ООПТ - подготовлены проекты реконструкции ООПТ "Парк им. Гагарина", "Парк ОДОРА", ведется поэтапная реконструкция зеленых насаждений на ООПТ "Сквер им. Горького", "Парк ОДОРА", Парк Дома офицера флота, "Парк им. Гагарина", "Сквер у памятника погибшим воинам-арсенальцам", на четырех ООПТ установлены информационно-предупредительные щиты с разъяснением режима особой охраны.
Основные проблемы ООПТ - это высокий процент старовозрастных зеленых насаждений (80%), загущение посадок, факты вандализма, заключающиеся в уничтожении зеленых насаждений, малых архитектурных форм, разрушении имеющихся сооружений, а также захламление мусором, разведение костров и т.д. Критическое состояние большинства этих территорий обусловлено их "бесхозностью" из-за отсутствия специализированных предприятий или организаций, непосредственно отвечающих за их охрану, использование, уход и содержание.
1.5. Экологическое воспитание, просвещение и информирование
Приоритетность и законодательная основа развития экологического образования и просвещения населения определена Конституцией Российской Федерации в части прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, наносимого их здоровью и имуществу экологическими правонарушениями.
На этой основе в Российской Федерации создана и продолжает совершенствоваться правовая база для формирования системы всеобщего экологического образования и просвещения населения, организация которой является компетенцией Правительства Российской Федерации, специально уполномоченных органов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды и органов местного самоуправления.
Система экологического образования в городе Хабаровске включает 4 основных уровня: дошкольное, школьное и дополнительное, профессиональное образование (вузовское) и повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций.
Наиболее широко различными формами экологического образования охвачены учащиеся образовательных учреждений города. В 182 образовательных учреждениях города непрерывное экологическое образование и воспитание детей осуществляется по трем направлениям:
- реализация программ общего и дополнительного образования экологической направленности;
- воспитание экологической культуры учащихся через организацию научно-исследовательской деятельности, мероприятий различного уровня, практической занятости в рамках каникулярного отдыха;
- развитие международных связей по обмену экологическими экспедициями школьников.
В основной школе в рамках предпрофильной подготовки в 22% общеобразовательных учреждений организованы элективные курсы экологической тематики. На старшей ступени в половине школ открыты химико-биологический, биолого-географический и другие профили с углубленным изучением предметов экологической направленности.
Развивается социальное партнерство в решении вопросов экологического воспитания и образования детей. Образовательные учреждения города взаимодействуют с государственными и общественными организациями по охране окружающей среды и природных ресурсов, Хабаровским краевым отделением "Всероссийское общество охраны природы", муниципальным предприятием "Водоканал", Большехехцирским заповедником, зоосадом имени Сысоева. В 64% образовательных учреждений значимым ресурсом по пропаганде экологической культуры является:
- школьные газеты;
- вестник "Школьный курьер" (центр внешкольной работы "Планета взросления");
- детская студия телевидения (детский юношеский центр "Поиск"), которые освещают экологические проблемы, ведут разъяснительную работу о бережном отношении к природе, сохранении дальневосточной флоры и фауны, о рациональном использовании воды, электроэнергии, о соблюдении чистоты в городе.
Реализация проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся осуществляется через работу научных обществ, конференций, летних экологических практикумов и экспедиций.
Традиционным стало проведение городской научно-практической конференции "Шаг в науку", природоохранных акций: "Помоги зимующим птицам", "Дни защиты от экологической опасности" и различных конкурсов на экологическую тематику.
Во всех образовательных учреждениях организована внеклассная работа по экологии: экологические олимпиады, кружки, факультативы, элективные курсы экологической направленности, работа в школьных теплицах, живые уголки, 112 объединений юных экологов, детские экологические отряды. Разработана основная образовательная программа начального общего образования, в содержание которой входит "Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни".
Значительное место в системе непрерывного экологического образования в городе Хабаровске занимают учреждения дополнительного образования детей - МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр", экологические центры "Поиск", "Косатка", "Импульс" и т.д.
Воспитание сознательного, экологически образованного и культурного гражданина невозможно без привлечения его к участию в практических делах. МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр" под руководством управления образования администрации города при участии управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города ежегодно организует и проводит такие мероприятия как трудовой десант юных экологов в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акции "Сохраним природу родного края", "Чистый город", "Дни защиты от экологической опасности", "Двор моего детства" и другие.
В период летних каникул на социально значимых объектах города организована работа трудовых отрядов старшеклассников и экологических отрядов "Защитники природы". Ими озеленяются и облагораживаются парковые зоны, набережная реки Амур, городские бульвары, ведется активная экологическая пропаганда среди сверстников и взрослого населения, призывающая к бережному отношению к природе, соблюдению чистоты и порядка в местах проживания и отдыха горожан.
В 2013 году на работах по благоустройству города были задействованы около 2 тыс. школьников.
Систему экологического образования в высших учебных заведениях города можно представить как четырехуровневую:
- общетеоретический курс "Экология" (блок естественнонаучных дисциплин, федеральный компонент);
- специализированные природоохранные курсы (в блоке специальных дисциплин или национально-региональный компонент);
- экологизация учебных предметов, в первую очередь спецдисциплин;
- подготовка специалистов-экологов.
Подготовкой специалистов-экологов в г. Хабаровске занимаются Тихоокеанский государственный университет (специальность "Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов" (ООС), квалификация инженер-эколог, подготовка начата в 2000 г.) и Дальневосточный государственный гуманитарный университет ("Экология", квалификация - эколог, подготовка ведется с 2002 г.).
Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций города в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляют ГОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" и КГУ ДПО "Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования" по следующим программам:
- обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
Систему экологического образования населения города Хабаровска дополняют мероприятия, реализуемые администрацией города - осуществляется поддержка деятельности детских, молодежных общественных природоохранных организаций, издание печатной продукции, публикация в средствах массовой информации материалов по вопросам состояния окружающей среды города, проведение семинаров по вопросам обеспечения экологической безопасности для специалистов предприятий и организаций города, проведение Дней защиты от экологической опасности и других мероприятий экологической направленности.
2. Приоритеты и цели Программы
Одним из основных принципов охраны окружающей среды является ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение на соответствующих территориях благоприятной окружающей среды и экологической безопасности как состояния защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Направления экологической политики администрации города определены Стратегическим планом устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года.
Основная цель в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности заключается в поддержании и повышении качества жизни населения, стабилизации и развитии экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду.
Проводимая на территории города экологическая политика основана на следующих базовых принципах:
- устойчивое развитие города, предусматривающее равное внимание к экономической, социальной и экологической составляющим;
- обеспечение экологической безопасности не как отдельной обособленной области деятельности, а как составляющей части всех сфер городского хозяйства;
- развитие и совершенствование нормативно-правового обеспечения через комплекс увязанных между собой муниципальных правовых актов в сфере охраны окружающей среды и природопользования, градостроительства, землепользования, благоустройства, административных правонарушений и других;
- обеспечение экологической безопасности потенциально опасных видов деятельности, реабилитация территорий накопленного экологического ущерба, выявление и минимизация экологических рисков для природной среды и здоровья населения, связанных с возникновением чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- учет и предотвращение негативных экологических последствий;
- повышение экологической культуры населения и профессиональных знаний в области экологии;
- поддержка экологических и общественных движений, направленных на сохранение и улучшение среды обитания.
Экологические приоритеты учитываются администрацией города в принимаемых нормативных правовых актах органов местного самоуправления и в муниципальных экологических программах.
Основные цели Программы:
- стабилизация и оздоровление экологической обстановки в городе;
- обеспечение экологической безопасности населения.
Поставленные Программой цели достигаются путем решения следующих задач:
- снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за счет совершенствования технологических процессов предприятиями города, перевод теплоисточников и муниципального транспорта на более экологически чистое топливо - газ, снижение влияния выбросов автомобильного транспорта;
- улучшение качества водной среды - ликвидация сбросов загрязненных сточных вод за счет подключения к городским сетям канализации жилого фонда и ряда учреждений, строительства и реконструкции очистных сооружений ливневых стоков предприятий, ликвидации загрязнения и захламления в водоохранных и прибрежных зонах;
- оптимизация системы обращения с отходами производства и потребления путем строительства полигона твердых бытовых отходов, сокращения площади и количества несанкционированных свалок мусора, проведения работ по рекультивации городской свалки бытовых отходов, создания новых производств по переработке вторичного сырья, увеличения мощности действующих предприятий - переработчиков, организации раздельного сбора бытового мусора;
- охрана и воспроизводство городских зеленых насаждений, восстановление и развитие сети особо охраняемых природных территорий местного значения, обеспечения их устойчивого функционирования;
- привлечение предприятий, организаций, общественных экологических объединений города к решению проблем сохранения природной среды города;
- совершенствование экологической культуры горожан посредством реализации мероприятий по привлечению населения города к практическим природоохранным мероприятиям, пропаганды через средства массовой информации экологических знаний, информации об экологическом состоянии города.
3. Прогноз конечных результатов Программы
Экологическая эффективность Программы определяется снижением действия негативных факторов на окружающую среду города.
В результате реализации Программы планируется достигнуть:
- улучшения качества атмосферного воздуха города;
- улучшения качественных характеристик водной среды;
- увеличения доли перерабатываемых отходов производства и потребления;
- увеличения площади рекреационных территорий, восстановления ООПТ местного значения;
- повышения экологической грамотности населения, формирования бережного отношения к окружающей среде.
- снижения потенциальных рисков, связанных с неблагоприятным влиянием экологических факторов, повышения уровня безопасности жизни в городе.
4. Сроки реализации Программы: 2014 - 2015 годы
5. Перечень мероприятий Программы
Мероприятия программы в зависимости от характера решаемых вопросов структурированы по пяти направлениям:
- мероприятия по охране атмосферного воздуха;
- мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов;
- мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами;
- мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения;
- мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу.
6. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной Программы
6.1. Целевые индикаторы Программы
N п/п |
Целевые индикаторы |
Единица измерения |
Плановое значение индикатора |
|
|
|
|
2014 |
2015 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Доля утилизированных и переработанных бытовых отходов в общем объеме вывозимых на захоронение отходов |
% |
8,9 |
9,1 |
2. |
Площадь восстанавливаемых зон в составе особо охраняемых природных территорий местного значения (нарастающим итогом) |
га |
2 |
4 |
3. |
Площадь особо охраняемых природных территорий местного значения |
га |
257,4 |
277,4 |
6.2. Показатели оценки реализации Программы
N п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
Годы |
|
|
|
|
2014 |
2015 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. |
Объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу |
тыс. т |
45,5 |
44 |
2. |
Количество предприятий, переведенных на использование природного газа (нарастающим итогом) |
единиц |
2 |
3 |
3. |
Количество муниципального транспорта, переведенного на газовое топливо |
единиц |
30 |
50 |
4. |
Количество ликвидированных выпусков загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты (нарастающим итогом) |
единиц |
1 |
2 |
5. |
Ликвидированный объем загрязненных сточных вод, сбрасываемый в водные объекты (нарастающим итогом) |
тыс. куб. м |
1872 |
1881,1 |
6. |
Количество особо охраняемых природных территорий местного значения, подлежащих восстановлению |
единиц |
не менее 2 |
не менее 2 |
7. |
Площадь зеленых зон города, созданных для организации отдыха населения |
га |
- |
42 |
8. |
Количество кадастровых дел и утвержденных положений об особо охраняемых природных территориях местного значения |
единиц |
21 |
21 |
9. |
Количество публикаций экологической направленности, размещенных в средствах массовой информации, сети Интернет |
единиц |
не менее 40 |
не менее 40 |
10. |
Прирост мероприятий по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды |
% к предыдущему году |
10 |
10 |
11. |
Количество проведенных тематических семинаров экологической направленности |
единиц |
не менее 1 |
не менее 1 |
7. Механизм реализации и управления Программой
Механизм реализации Программы включает принятие нормативных правовых актов, необходимых для достижения целей Программы, ежегодное уточнение объемов финансирования мероприятий Программы, исходя из возможностей бюджета городского округа "Город Хабаровск" на очередной финансовый год, заключение муниципальных контрактов на выполнение мероприятий Программы.
Ответственным исполнителем Программы является управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города.
В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель по согласованию с соисполнителями представляет мэру города Хабаровска предложения о внесении изменений в состав мероприятий муниципальной программы, сроки их реализации, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований на реализацию муниципальной программы в целом.
С целью управления и контроля за реализацией Программы ответственный исполнитель:
- рассматривает предложения соисполнителей о корректировке муниципальной программы и принимает соответствующее решение;
- организует реализацию муниципальной программы, координирует деятельность соисполнителей муниципальной программы в процессе ее реализации, принимает решение о внесении изменений в муниципальную программу, несет ответственность за достижение целевых индикаторов и показателей муниципальной программы, а также конечных результатов ее реализации;
- представляет по запросу управления экономического развития и финансового департамента сведения, необходимые для проведения мониторинга реализации муниципальной программы;
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для подготовки ответов на запросы управления экономического развития и финансового департамента;
- проводит оценку эффективности мероприятий, осуществляемых соисполнителем;
- запрашивает у соисполнителей информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
- рекомендует соисполнителям осуществить разработку отдельных мероприятий и планов, в том числе в форме ведомственной целевой программы;
- в срок до 01 марта подготавливает годовой отчет и представляет его в управление экономического развития и финансовый департамент.
Соисполнители муниципальной программы:
- не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом представляют ответственному исполнителю отчет о ходе выполнения Программы по форме согласно приложению N 2 к Порядку разработки и реализации муниципальных программ города Хабаровска, утвержденных постановлением администрации города от 31.10.2011 N 3578;
- участвуют в разработке и осуществляют реализацию мероприятий муниципальной программы, в отношении которых они являются соисполнителями;
- представляют в части своей компетенции предложения ответственному исполнителю по корректировке муниципальной программы;
- представляют ответственному исполнителю необходимую информацию для подготовки ответов на запросы управления экономического развития и финансового департамента, а также отчет о ходе реализации мероприятий муниципальной программы;
- представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности муниципальной программы и подготовки отчета о ходе реализации и оценке эффективности муниципальной программы;
- представляют ответственному исполнителю копии актов, подтверждающих сдачу и прием в эксплуатацию объектов, строительство которых завершено, актов выполнения работ и иных документов, подтверждающих исполнение обязательств по заключенным муниципальным контрактам в рамках реализации мероприятий муниципальной программы.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 16 апреля 2014 г. N 1570 настоящее приложение изложено в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Приложение
к Муниципальной программе
"Улучшение экологического состояния
города Хабаровска" на 2014 - 2015 годы"
Перечень мероприятий
входящих в программу "Улучшение экологического состояния города Хабаровска" на 2014 - 2015 годы
16 апреля 2014 г.
N п/п |
Наименование мероприятий |
Ответственный исполнитель, участник |
Источники финансирования |
Код бюджетной классификации ГРБС |
Расходы (тыс. руб.), годы |
||
2014 |
2015 |
итого |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Мероприятия по охране атмосферного воздуха |
всего |
|
5035561,6 |
195756 |
5231317,6 |
|
- внебюджетные средства |
|
5005561,6 |
165756 |
5171317,6 |
|||
- бюджет города |
|
30000 |
30000 |
60000 |
|||
1.1. |
Подключение к трубопроводной системе ВСТО |
ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
3089783 |
- |
3089783 |
1.2. |
Строительство комбинированной установки гидрокрекинга вакуумного газойля и гидроочистки дизельного топлива и керосина (ГКГО-500/1000); строительство установки производства серы КУС-13 |
-II- |
внебюджетные средства |
|
1842761 |
- |
1842761 |
1.3. |
Замена существующих компрессоров факельного хозяйства на компрессоры увеличенной производительности с возвратом газа на переработку |
-II- |
внебюджетные средства |
|
- |
37500 |
37500 |
1.4. |
Реконструкция Хабаровской нефтебазы: |
ОАО "Хабаровскнефтепродукт" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
|
- реконструкция резервуара N 7 типа "стакан в стакане" с понтоном (V=3000 м(3)); |
|
|
|
57500 |
- |
57500 |
|
- строительство резервуаров N 329 типа "стакан в стакане" с понтоном (V=3000 м(3)) |
|
|
|
- |
126000 |
126000 |
1.5. |
Использование биогаза в качестве топлива в котельной филиала "Балтика-Хабаровск" |
филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Хабаровск" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
- |
- |
- |
1.6. |
Перевод котельной филиала ОАО "Амур-пиво" ООО "ОПХ" на газовое топливо |
филиал ОАО "Амур-пиво" ООО "Объединенные Пивоварни Хейнекен" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
- |
- |
- |
1.7. |
Перевод котельной ОАО "Хабаровсккрайгаз" в г. Хабаровске на природный газ |
ОАО "Хабаровсккрайгаз" (по согласованию) |
|
|
- |
2200 |
2200 |
1.8. |
Строительство автогазозаправочной станции в городе Хабаровске |
-II- |
внебюджетные средства |
|
- |
- |
- |
1.9. |
Перевод автотранспорта на сжиженный газ |
-II- |
внебюджетные средства |
|
56 |
56 |
112 |
1.10. |
Строительство газопровода |
ООО "Автоколонна 1269" |
внебюджетные средства |
|
727 |
- |
727 |
1.11. |
Монтаж модульной котельной для перехода с топочного мазута на газ |
-II- |
внебюджетные средства |
|
1197 |
- |
1197 |
1.12. |
Строительство котельной, работающей на газовом топливе |
ОАО "Дальэнергомаш" |
внебюджетные средства |
|
13537,6 |
- |
13537,6 |
1.13. |
Перевод муниципального автомобильного транспорта на газовое топливо: |
управление транспорта администрации города; |
бюджет города |
|
|
|
|
|
- приобретение автобусов, работающих на газомоторном топливе; |
|
|
|
- |
- |
- |
|
- реконструкция производственной базы |
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
|
013 0408 7952500 |
|
30000 |
30000 |
|
МУП ХПАТП N 1 с учетом эксплуатации газового оборудования, в т.ч. ПИР; |
|
|
|
|
|
|
|
- строительство АЗС на территории МУП ХПАТП N 1 (ул. Промышленная, 19) |
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
|
013 0408 7952500 |
30000 |
- |
30000 |
2. |
Мероприятия по охране водных объектов и рациональному использованию водных ресурсов |
всего |
|
25900 |
55900 |
81800 |
|
- внебюджетные средства |
|
- |
30000 |
30000 |
|||
- бюджет города |
|
25900 |
25900 |
51800 |
|||
2.1. |
Подключение жилмассива пос. Горького к городской системе канализации в городе Хабаровске |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
бюджет города |
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
|
013 0502 7952500 |
18000 (ПИР) |
18000 |
36000 |
2.2. |
Подключение системы канализации пос. Красная Речка к городской системе канализации |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
1000 |
1000 |
2000 |
2.3. |
Подключение системы канализации пос. Геофизиков к канализационной станции пос. Красная Речка (ПИР) |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
- |
- |
- |
2.4. |
Реконструкция канализационной насосной станции по ул. Ангарской, 1а |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
5540 |
- |
5540 |
2.5. |
Подключение к городской системе канализации жилых домов по ул. Кирова, 3, За, 9, 11, 13, 17, 19, 19а, 21, 23; ул. Федеративной, 16 |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
160 |
|
160 |
2.6. |
Подключение к городской сети канализации ОУ школа-интернат III, IV вида по Восточному шоссе (ПИР) |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
- |
- |
- |
2.7. |
Подключение к городской системе канализации жилого дома N 22 и КГОУ НПО "ПТУ N 40" по Восточному шоссе (ПИР) |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
- |
- |
- |
2.8. |
Подключение к городской системе канализации жилых домов по ул. Связной, 1, 1А, 2, 3, ЗА, 4, 4Б, 5, 6, 8 |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту |
бюджет города |
0130502 7952500 |
- |
- |
- |
2.9. |
Подключение к городской системе канализации жилых домов по ул. Карла Маркса, 138, 142А |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
200 |
5900 |
6100 |
2.10. |
Подключение к городской системе канализации жилого дома по ул. Трехгорной, 39, детского сада N 18 по ул. Трехгорной, 4 1 |
управление энергообеспечения, топлива, инженерных коммуникаций администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
1000 |
1000 |
2000 |
2.11. |
Строительство станции очистки поверхностных сточных вод |
ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" филиал "Хабаровская теплосетевая компания СП "Хабаровская ТЭЦ-2" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
- |
30000 |
30000 |
2.12. |
Разработка материалов, обосновывающих применение на территории города снегоплавильных устройств с очистными сооружениями |
управление дорог и внешнего благоустройства администрации города Хабаровска |
|
|
- |
- |
- |
3. |
Мероприятия по охране земель и совершенствованию системы обращения с отходами |
всего |
|
120989 |
105281 |
226270 |
|
- внебюджетные средства |
|
36615 |
21615 |
58230 |
|||
- бюджет города |
|
84374 |
83666 |
168040 |
|||
3.1. |
Сбор, утилизация и обезвреживание отходов производства и потребления на территории города, в том числе: |
управление промышленности и связи; управление жилищно-коммунального хозяйства и эксплуатации жилищного фонда; управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города Хабаровска; по согласованию: |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
3.1.1. |
Отходы бумаги и картона |
ООО "Амур Стимул"; ООО "Промсервис"; ООО "Планета"; ООО "Радуга" |
|
|
|
|
|
3.1.2. |
Отходы пластмассовой тары, пленки |
ООО "Фирма "Лорен"; ИП Бахов С.К.; ООО "ПластпромДВ"; ООО "ПромУпак"; ООО "Радуга" |
|
|
|
|
|
3.1.3. |
Отходы боя стекла |
ООО "Хабаровскстеклотара" |
|
|
|
|
|
3.1.4. |
Шины пневматические отработанные |
ООО "Бриз" |
|
|
|
|
|
3.1.5. |
Отходы аккумуляторов |
ООО "Дальпродукт"; ЗАО "Востокметаллургремонт" |
|
|
|
|
|
3.1.6. |
Нефтьсодержащие отходы (отработанные масла, обтирочный материал, грунт, фильтры, опилки, загрязненные маслами, подсланевые воды и т.д.) |
ООО "Адриатик"; ООО "Техническая группа "АэроВент"; ОАО "Хабаровский речной торговый порт"; ООО "Хабавтотранс" |
|
|
|
|
|
3.1.7. |
Изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства, содержащие ртуть |
ООО "Центр демеркуризации"; ИП Миронов |
|
|
|
|
|
3.1.8. |
Отходы фото- и кинопленки, рентгеновской пленки |
ООО "Транслайн" |
|
|
|
|
|
3.1.9. |
Отходы лечебно-профилактических учреждений |
МУП города Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города" |
|
|
|
|
|
3.1.10. |
Отходы сучьев, ветвей, корчевания пней |
МБУ "Горзеленстрой" |
|
|
|
|
|
3.2. |
Создание участка по обезвреживанию нефтьсодержащих отходов, в том числе: - устройство площадки для детоксикации загрязненных нефтьсодержащими отходами почв; - приобретение установок для обезвреживания твердых нефтьсодержащих отходов |
ООО "Техническая группа "АэроВент" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
3.3. |
Переработка нефтешламов пруда-отстойника |
ОАО "Хабаровский нефтеперерабатывающий завод" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
11615 |
11615 |
23230 |
3.4. |
Зачистка земель, подвергшихся загрязнению, захламлению брошенными отходами производства и потребления, другим негативным воздействиям |
комитет по управлению Железнодорожным округом; |
бюджет города |
030 0605 7952500 |
130 |
130 |
260 |
|
|
комитет по управлению Южным округом; |
|
033 0605 7952500 |
130 |
130 |
260 |
|
|
комитет по управлению Северным округом; |
|
0310605 7952500 |
130 |
130 |
260 |
|
|
комитет по управлению Центральным округом |
|
032 0605 7952500 |
130 |
130 |
260 |
3.5. |
Строительство цеха для приема и прессования макулатуры в Южном округе города производительностью 800 тонн в месяц |
ООО "Амур Стимул" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
12000 |
5000 |
17000 |
3.6. |
Ликвидация последствий загрязнения и захламления участков земель в водоохранных и прибрежных зонах на территории города |
комитет по управлению Южным округом; |
бюджет города |
033 0605 7952500 |
1000 |
- |
1000 |
|
|
комитет по управлению Северным округом; |
|
031 0605 7952500 |
1000 |
1000 |
2000 |
|
|
комитет по управлению Железнодорожным округом |
|
030 0605 7952500 |
1270 |
2270 |
3540 |
3.7. |
Приобретение машин для сбора и транспортировки отходов производства и потребления с территории города |
МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
5000 |
5000 |
10000 |
3.8. |
Рекультивация свалки ТБО в отработанном карьере "Березовый" |
департамент архитектуры, строительства и землепользования; |
бюджет города |
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
|
013 0502 7952500 |
80434 |
79726 |
160160 |
3.9. |
Приобретение шредера для дробления крупногабаритного мусора |
МУП г. Хабаровска "Спецавтохозяйство по санитарной очистке города" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
8000 |
|
8000 |
3.10. |
Проведение анализов и установление класса опасности отходов в случае возникновения фактов загрязнения окружающей среды |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города |
бюджет города |
0100605 7952500 |
150 |
150 |
300 |
3.11. |
Организация проведения пилотного проекта "Раздельный сбор стеклотары" |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города; комитет по управлению Железнодорожным округом; ООО "Хабаровскстеклотара"; филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Хабаровск" (по согласованию) |
|
|
|
|
|
4. |
Мероприятия по охране зеленых насаждений города и особо охраняемых природных территорий местного значения |
всего |
|
254024,2 |
254032,2 |
508056,4 |
|
- внебюджетные средства |
|
- |
- |
|
|||
- бюджет города |
|
254024,2 |
254032,2 |
508056,4 |
|||
4.1. |
Проведение городской научно-практической конференции по проблемам зеленых насаждений города |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города |
бюджет города |
0100605 7952500 |
- |
250 |
250 |
4.2. |
Осуществление мероприятий по охране, организации, функционированию и использованию озелененных территорий, включая особо охраняемые природные территории местного значения |
управление дорог и внешнего благоустройства; |
бюджет города |
0140503 7952500 |
4024,2 |
- |
4024,2 |
|
|
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города |
|
0100605 7952500 |
|
3074,2 |
3074,2 |
4.3. |
Разработка проектов реконструкции особо охраняемых природных территорий местного значения, в том числе: |
департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города; |
|
|
|
|
|
|
- сквер им. Горького |
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0502 7952500 |
- |
708 |
708 |
4.4. |
Строительство Сквера воинской славы |
департамент архитектуры, строительства и землепользования; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" |
бюджет города |
013 0503 7952500 |
150000 |
150000 |
300000 |
4.5. |
Строительство парка им. Гагарина |
департамент муниципальной собственности администрации города департамент архитектуры, строительства и землепользования администрации города; |
|
|
|
|
|
|
|
МКУ "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"; |
бюджет города |
013 0605 7952500 |
100000 |
100000 |
200000 |
4.6. |
Развитие природного комплекса города: - создание парка в Северном округе города - создание новых озелененных территорий (районные парки, скверы) |
департамент муниципальной собственности администрации города; комитеты по управлению округами |
внебюджетные средства |
|
|
|
|
5. |
Мероприятия по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу |
всего |
|
7960 |
8660 |
16620 |
|
- внебюджетные средства |
|
4000 |
4000 |
8000 |
|||
- бюджет города |
|
3960 |
4660 |
8620 |
|||
5.1. |
Обеспечение населения города информацией о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов города, в том числе: |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города |
|
|
|
|
|
|
- создание и ведение на сайте администрации города Хабаровска страницы управления по охране окружающей среды и природных ресурсов; |
|
|
|
|
|
|
|
- подготовка и издание печатной продукции экологической направленности, в том числе информации о состоянии окружающей среды в городе Хабаровске; |
|
бюджет города |
0100605 7952500 |
350 |
350 |
700 |
|
- изготовление и размещение экологической информации в средствах массовой информации; |
|
бюджет города |
010 0605 7952500 |
150 |
150 |
300 |
|
- организация тематических семинаров экологической направленности с руководителями и специалистами предприятий и организаций города |
|
бюджет города |
010 0605 7952500 |
100 |
100 |
200 |
5.2. |
Организация и проведение в городе Дней защиты от экологической опасности, в том числе предоставление субсидий на подготовку и проведение мероприятий по экологическому просвещению, повышению уровня экологической культуры населения города и экологическому мониторингу |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города; |
бюджет города |
0100605 7952500 |
600 |
900 |
1500 |
|
|
управление образования администрации города |
|
|
200 |
|
200 |
|
|
управление культуры администрации города; |
|
|
100 |
|
100 |
5.3. |
Создание реестра общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды на территории города |
управление по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города |
|
|
|
|
|
5.4. |
Организация деятельности экологических отрядов школьников "Защитники природы" |
управление образования администрации города; управление по охране окружающей среды |
бюджет города |
0160702 7952500 |
780 |
780 |
1560 |
5.5. |
Проведение городских олимпиад по биологии, экологии для школьников |
управление образования администрации города; управление по охране окружающей среды |
бюджет города |
0160702 7952500 |
33 |
33 |
66 |
5.6. |
Проведение городских научно-практических конференции по экологии в школах города |
управление образования администрации города; управление по охране окружающей среды |
бюджет города |
0160702 7952500 |
21 |
21 |
42 |
5.7. |
Проведение экологических акций, походов, экспедиций для учащихся школ города |
управление образования администрации города; управление по охране окружающей среды |
бюджет города |
0160702 7952500 |
94 |
94 |
188 |
5.8. |
Проведение фестивалей экологического творчества и других мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны окружающей среды, в том числе: - шествия юных экологов; - Дня Земли; - Дня птиц; - фестиваль "Природа - зеркало души" |
управление образования администрации города; учреждения дополнительного образования детей; управление по охране окружающей среды администрации города; |
бюджет города |
0160702 7952500 |
107 |
107 |
214 |
5.9. |
Проведение летней экологической школы для одаренных детей "Олимпиец" |
управление образования администрации города; МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр" |
бюджет города |
016 0702 7952500 |
50 |
50 |
100 |
5.10. |
Поддержка деятельности уголков живой природы в городских и окружных экологических центрах |
управление образования администрации города; учреждения дополнительного образования детей; |
бюджет города |
0160702 7952500 |
52 |
52 |
104 |
5.11. |
Проведение конкурсов детских творческих работ экологической направленности |
управление образования администрации города; учреждения дополнительного образования детей; управление по охране окружающей среды администрации города |
бюджет города |
0160702 7952500 |
15 |
15 |
30 |
5.12. |
Проведение городской эколого-биологической игры "Самый умный" для учащихся школ города |
управление образования администрации города; учреждения дополнительного образования детей; управление по охране окружающей среды администрации города |
бюджет города |
0160702 7952500 |
30 |
30 |
60 |
5.13. |
Создание научных обществ учащихся на базе общеобразовательных учреждений города |
управление образования администрации города; общеобразовательные школы города; управление по охране окружающей среды администрации города |
|
|
|
|
|
5.14. |
Проведение ежегодной экологической конференции со студентами хабаровских вузов, посвященной Всемирному дню водных ресурсов |
филиал ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" - "Балтика-Хабаровск" (по согласованию) |
|
|
|
|
|
5.15. |
Проведение экскурсий и бесед для студентов ФГОУ СПО "Хабаровский промышленно-экономический техникум" |
ОАО "ДГК" СП "Хабаровская ТЭЦ-1" (по согласованию) |
|
|
|
|
|
5.16. |
Создание студенческого консультационного центра по экологическим проблемам города для населения города и предприятий малого бизнеса |
ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" (по согласованию) |
|
|
|
|
|
5.17. |
Организация постоянно действующего межвузовского методического семинара по проблемам экологического образования |
ФГБОУ ВПО "Тихоокеанский государственный университет" (по согласованию); управление по охране окружающей среды администрации города |
|
|
|
|
|
5.18. |
Создание и организация работы молодежной экологической дружины города Хабаровска |
Хабаровское краевое отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское общество охраны природы" (по согласованию) |
|
|
|
|
|
5.19. |
Создание и организация деятельности Центра экологического просвещения и информации города Хабаровска |
МУП города Хабаровска "Водоканал" (по согласованию) |
внебюджетные средства |
|
4000 |
4000 |
8000 |
5.20. |
Участие во всероссийских экологических мероприятиях |
управление образования администрации города |
бюджет города |
0160702 7952500 |
128 |
128 |
256 |
5.21. |
Проведение исследования влияния факторов окружающей среды на показатели здоровья жителей города Хабаровска |
управление по охране окружающей среды администрации города; управление здравоохранения администрации города |
бюджет города |
010 0605 7952500 |
650 |
- |
650 |
5.22. |
Проведение исследований по выявлению источников радонового загрязнения в атмосферном воздухе и почве города |
управление по охране окружающей среды администрации города |
бюджет города |
0100605 7952500 |
- |
650 |
650 |
5.23. |
Организация мониторинга выполнения муниципальной программы "Улучшение экологического состояния города" и разработка муниципальной программы "Улучшение экологического состояния города" на 2016 - 2020 годы |
управление по охране окружающей среды администрации города |
бюджет города |
0100605 7952500 |
- |
200 |
200 |
5.24. |
Организация проведения исследований в области охраны окружающей среды и оценки природных ресурсов города |
управление по охране окружающей среды администрации города |
бюджет города |
0100605 7952500 |
500 |
900 |
1400 |
5.25. |
Проведение конкурса "Экологически чистое предприятие" |
управление по охране окружающей среды администрации города |
бюджет города |
0100605 7952500 |
- |
100 |
100 |
|
ВСЕГО по мероприятиям муниципальной программы |
всего |
|
5444434,8 |
619629,2 |
6064064 |
|
- внебюджетные средства |
|
5046176,6 |
221371 |
5267547,6 |
|||
- бюджет города |
|
398258,2 |
398258,2 |
796516,4 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации города Хабаровска от 1 ноября 2013 г. N 4440 "Об утверждении муниципальной программы городского округа "Город Хабаровск" "Улучшение экологического состояния городского округа "Город Хабаровск" на 2014 - 2020 годы"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования)
Текст постановления официально опубликован в газете "Хабаровские вести" от 8 ноября 2013 г. N 172
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Администрации города Хабаровска от 26 февраля 2021 г. N 664
Изменения вступают в силу с 5 марта 2021 г.
Постановление Администрации города Хабаровска от 23 октября 2020 г. N 3408
Изменения вступают в силу с 30 октября 2020 г.
Постановление Администрации города Хабаровска от 11 марта 2020 г. N 823
Постановление Администрации города Хабаровска от 1 ноября 2019 г. N 3601
Постановление Администрации города Хабаровска от 29 марта 2019 г. N 958
Постановление Администрации города Хабаровска от 27 марта 2018 г. N 905
Постановление Администрации города Хабаровска от 27 октября 2017 г. N 3624
Постановление Администрации города Хабаровска от 30 марта 2017 г. N 985
Постановление Администрации города Хабаровска от 10 октября 2016 г. N 3490
Постановление Администрации города Хабаровска от 6 апреля 2016 г. N 1108
Постановление Администрации города Хабаровска от 1 октября 2015 г. N 3374
Постановление Администрации города Хабаровска Хабаровского края от 6 октября 2014 г. N 4332
Постановление Администрации города Хабаровска от 12 августа 2014 г. N 3371
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Постановление Администрации города Хабаровска от 20 июня 2014 г. N 2407
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Постановление Администрации города Хабаровска от 16 апреля 2014 г. N 1570
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления