Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
Постановлением Администрации города Хабаровска от 7 июня 2013 г. N 1950 в наименование настоящего приложения внесены изменения
Муниципальная программа
"Повышение инвестиционной привлекательности городского округа
"Город Хабаровск" на период до 2015 года"
(утв. постановлением администрации города Хабаровска
от 24 мая 2012 г. N 2097)
7 июня, 30 сентября 2013 г.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 сентября 2013 г. N 3723 в Паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
Паспорт
муниципальной программы
"Повышение инвестиционной привлекательности городского округа
"Город Хабаровск" на период до 2015 года"
Наименование Программы |
Повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Хабаровск" на период до 2015 года |
|
Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Мэра г. Хабаровска от 09.02.2009 N 88-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционной привлекательности городского округа "Город Хабаровск" на период до 2015 г." |
|
Муниципальный заказчик Программы |
Администрация города Хабаровска |
|
Руководитель Программы |
Начальник управления экономического развития администрации города |
|
Ответственный исполнитель Программы |
Начальник отдела развития предпринимательства |
|
Цели и задачи Программы |
Цель: повышение инвестиционной привлекательности г. Хабаровска. Основные направления и задачи программы: - повышение эффективности инвестиций; - содействие инвесторам в доступе к финансовым ресурсам; - формирование инвестиционной инфраструктуры; - информационное обеспечение инвесторов; - формирование инвестиционного имиджа. |
|
Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы |
Объем инвестиций в основной капитал -54,0 млрд. руб. Объем инвестиций в основной капитал на 1 человека, занятого в экономике - 162,0 тыс. руб. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами - 85,0 млрд. руб. Налоговые доходы местного бюджета - 6,5 млрд. руб. Численность занятых в экономике - 371,0 тыс. чел. Инвестиционная отдача по объему отгруженных товаров -1,56 руб./руб. Инвестиционная отдача по налоговым доходам - 0,12 руб./руб. Производительность труда - 229,1 тыс. руб./чел. |
|
Сроки и этапы реализации Программы |
2012 - 2015 гг. с ежегодной корректировкой мероприятий программы и объемов финансирования |
|
Объемы и источники финансирования Программы |
Общий объем финансирования - 59293,0 тыс. руб., в том числе: бюджет города - 47293,0 тыс. руб.; привлеченные средства - 12000,0 тыс. руб. |
|
Ожидаемые конечные результаты реализации программы |
Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, позволяющих увеличить приток инвестиций в г. Хабаровск и обеспечить его устойчивое социально-экономическое развитие. Реализация Программы позволит достичь: - расширения форм и способов организационной и финансовой поддержки для субъектов инвестиционной деятельности и увеличение притока инвестиционных ресурсов; - повышения информированности об инвестиционных возможностях г. Хабаровска и повышение инвестиционной привлекательности его предприятий (количество новых инвестиционных объектов и рост занятости); - позиционирования г. Хабаровска как инвестиционно привлекательной территории и поддержание позитивного имиджа города на всех уровнях новые направления инвестиционной деятельности); - создания элементов инвестиционной инфраструктуры (количество новых объектов); - повышения эффективности отраслей экономики и инвестиционной активности предприятий города. |
Постановлением Администрации города Хабаровска от 7 июня 2013 г. N 1950 в пункт 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Характеристика проблемы и необходимость ее решения
программными методами
Активизация инвестиционных процессов, создание инвестиционной привлекательности какой-либо экономической системы являются весьма актуальными проблемами. Решение их обеспечивает новые рабочие места, повышение жизненного уровня населения, стабильность и безопасность общества, выравнивание экономического развития муниципальных образований.
Инвестиционная привлекательность - весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под ним понимается обобщенная характеристика совокупности социальных, экономических, организационных, правовых, политических и иных условий, определяющих целесообразность инвестирования в экономику страны, региона, муниципального образования.
В настоящее время наиболее сложным является включение в этот процесс муниципальных образований в силу ограниченности их финансовых, организационных и институциональных возможностей. Особенно это заметно на Дальнем Востоке. И в то же время именно здесь инвестиции необходимы для осуществления не только простого, но и расширенного воспроизводства. Являясь частью финансово-экономической системы, они служат основой возобновления на качественно новом уровне кругооборота материально-вещественных, трудовых и финансовых ресурсов территории, одни из которых направляются на создание условий воспроизводства, другие - на обеспечение функционирования самого процесса воспроизводства.
Располагаясь на юге Дальнего Востока, г. Хабаровск имеет множество благоприятных предпосылок для динамичного развития. Здесь действует Стратегический план устойчивого развития города Хабаровска. На период до 2020 г. сформулированы миссия, генеральная цель и стратегические направления ее достижения. Вместе с тем, имеющиеся предпосылки реализуются не в полной мере. Необходима концентрация усилий на создании более благоприятных условий для инвестиционной привлекательности города Хабаровска.
Одним из управленческих механизмов решения этой задачи является программно-целевое планирование, а инструментом - комплексные целевые программы. Они включают цель и систему производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным путем экономических проблем, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.
Необходимость разработки муниципальной программы (МП) по активизации инвестиционной деятельности в г. Хабаровске диктуется сложностью проблемы, высокой конкуренцией в регионе за инвестиционные ресурсы, которые преимущественно идут в ресурсодобывающие отрасли. В то же время четко расставленными приоритетами, целевым использованием муниципальных и предпринимательских материальных, трудовых и финансовых ресурсов здесь можно создать благоприятную инвестиционную среду.
2. Состояние и проблемы инвестиционной привлекательности г. Хабаровска
Являясь составной частью более крупных экономических систем - Хабаровского края и Дальнего Востока - инвестиционные процессы в Хабаровске складываются в контексте общих тенденций.
Социально-экономический потенциал Дальнего Востока в силу ограниченного потенциала саморазвития сильно подвержен воздействию вновь возникающих факторов роста. Они обусловливают смещение акцентов и направлений формирования экономики, подъёмы и спады в развитии отдельных территорий, муниципальных образований.
В этих условиях важную роль играют территориальные "точки роста", или зоны интенсивного развития. К таковым в Хабаровском крае относится г. Хабаровск. Он успешно реализует функции не только краевого центра, но и столицы Дальневосточного федерального округа. Хотя доля его в краевых инвестициях с 2000 г. по 2010 год снижается: 2000 г. - 50,9%, 2006 г. -53,1%, 2010 г. - 30,2%, среди административных центров Дальнего Востока в последние годы Хабаровск привлекает наибольшее количество инвестиций: 2004 г. - 19,6 млрд. руб., 2006 г. - 25,1 млрд. руб., 2008 г. - 47,4 млрд. руб., 2009 г. - 42,5 млрд. руб., 2010 г. - 43,8 млрд. руб.
На инвестиционную привлекательность города оказывает влияние большое количество факторов: экономический и инновационный потенциал, наличие транспортной и финансовой инфраструктуры, развитие законодательной базы, социальный и кадровый потенциалы, внешнеэкономическое сотрудничество, экономико-географическое положение и имидж. Каждый из них измеряется системой показателей, в той или иной мере определяющей инвестиционную картину.
Так, местоположение города на карте, его климатические условия, соседство с другими регионами и странами - один из основных критериев инвестиционной привлекательности.
Хабаровск находится в центре наиболее освоенной части Дальнего Востока. В пределах территории радиусом 700 км от города проживает 70% населения региона, расположено 17 из 22 городов с населением более 50 тыс. чел., сосредоточено 2/3 промышленного и 80% сельскохозяйственного производства.
Достаточно благоприятное экономико-географическое положение города подкрепляется наличием следующих условий:
- примыкающей и надежно связанной с г. Хабаровском транспортными путями пригородной сельскохозяйственной зоны из 4 административных районов края, располагающей 307 тыс. га сельскохозяйственных земель;
- находящиеся в радиусе 40 - 50 км от города месторождения минерального сырья, составляющие достаточно надежную базу для производства глинистого и силикатного кирпича, керамзита, железобетонных изделий, дорожного строительства;
- близость к наиболее крупным источникам электроэнергии - опорным станциям ЕЭС юга Дальнего Востока (Зейская ГЭС, Приморская ГРЭС, Бурейская ГЭС);
- наличие пространственных ресурсов в окрестностях города, обусловливающих предпосылки для размещения пространственноемких производственных и непроизводственных объектов;
- большие массивы пригородных земель, пригодных для индивидуальной жилищной застройки;
- сформировавшаяся в непосредственной близости от города обширная рекреационно-оздоровительная зона;
- "срединное" положение города в Дальневосточном регионе и одновременно приграничное положение (близость быстро развивающейся Китайская Народной Республики, высокоразвитой Японии и Республики Корея) дает ему большие преимущества в экспортно-импортной деятельности, в культурном, научно-техническом и хозяйственном сотрудничестве;
- относительно благоприятные природно-климатические условия (юг Дальнего Востока) не создают больших трудностей для жизни людей и функционирования его хозяйства.
Политическая ситуация в городе на протяжении ряда лет остается стабильной. Даже несмотря на кардинальные общественно-политические изменения в стране за последние десятилетия, городское население в своем большинстве проявляет выдержку, понимание трудностей и поддерживает действия краевой и муниципальной власти, направленные на экономическое и культурное развитие города.
Центральное положение Хабаровска усилено системой транспортных и других коммуникаций, что также является немаловажным фактором инвестиционной привлекательности территории. Город занимает ключевые позиции в единой транспортной системе Дальнего Востока. Несмотря на то, что краевой центр, как и все дальневосточные территории, значительно удален от наиболее развитого и заселенного центра России и оторван от ее основных рынков, город является важнейшим транспортным узлом, расположенным на пересечении железнодорожных, автомобильных, речных, воздушных транспортных путей, ведущих из континентальной России к океану и на север Дальнего Востока.
Достаточно серьезным преимуществом любой территории с точки зрения повышения ее инвестиционной привлекательности является возможность привлечения и удержания высокопрофессиональных кадров за счет создания для них более высокого, чем у соседей, уровня жизни. Удобное экономико-географическое положение г. Хабаровска делает его привлекательным для местных жителей и населения других территорий Дальнего Востока, создает условия для формирования здесь постоянного населения. Социологические исследования показали, что 70,8% хабаровчан не настроены на выезд, 68,1% считают город комфортным для проживания и хотят, чтобы здесь жили их дети. В остальных городах эти показатели ниже. Например, в Южно-Сахалинске они составили соответственно, 62,5 и 59,8%.
Мощный потенциал, накопленный г. Хабаровском в области высшего и среднего профессионального образования, опыт работы в других регионах Дальнего Востока в сочетании со статусом дальневосточной столицы является важным фактором повышения инвестиционной привлекательности города.
Город обладает достаточно высоким инновационным потенциалом, что повышает его инвестиционную привлекательность и усиливает конкурентоспособность экономики. Его инновационная специализация не столько промышленность, сколько образование, медицина, управление, транспортная логистика, жилищно-коммунальное хозяйство и другие сферы, обеспечивающие комфортное проживание дальневосточников.
Финансовый рынок Хабаровска в последнее время характеризуется достаточно жесткой конкуренцией. В городе работают более 40 кредитных учреждений, в том числе около 30 филиалов крупных российских и московских банков. Немаловажное место на финансовом рынке города занимают страховые компании. В последние несколько лет идет стабильный рост общего объема совокупных активов страховых компаний, этому способствует в частности развитие страхования автогражданской ответственности. Одной из характерных особенностей страхового рынка является параллельное существование очень крупных и мелких страховых компаний. В краевом центре осуществляют свою деятельность более 50 страховых компаний, из них около 40 являются филиалами компаний из других регионов России, на долю которых приходится до 60% объема оказываемых на территории города услуг.
Кроме вышеперечисленных факторов инвестиционной привлекательности, важную роль играет также и имидж города, который в значительной степени влияет на решение инвесторов о выборе места размещения своих производств. Составными частями имиджа преуспевающего города являются: качество жизни (наличие жилья для различных социальных групп населения, социальные услуги, качество продуктов питания, сооружения для отдыха, уровень и доступность образования, лечения); кадровые ресурсы (подготовка, повышение квалификации, адаптация к новым условиям и требованиям); инфраструктура (транспорт, связь, средства передачи данных, гостиницы, бытовые услуги и др.); высокие технологии (возможность территории развивать и поддерживать наукоемкие отрасли, обновлять существующую базу); капитал (сконцентрированные на территории собственные и привлечённые средства); контролирующие органы (рациональность, мобильность, эффективность, честность, отсутствие бюрократизма); инфраструктура бизнеса (доступность и уровень услуг в области консалтинга, аудита, рекламы, права, информации, PR, институциональные условия осуществления сделок); власть (команда личностей, компетентность, нестандартность идей, стиль принятия решений, прозрачность законотворчества, отношение к социальным проблемам).
Краевой центр располагает широкими возможностями формирование имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока. Так, в качестве таковых по результатам SWOT-анализа экспертами были отмечены: повышение качества образования, профессионализма трудовых ресурсов и культурного уровня населения; рост объемов жилищного строительства и обеспеченности населения благоустроенным жильем; реализация политики закрепления населения на юге Дальнего Востока; расширение региональных и федеральных управленческих функций; усиление региональной роли в оптовой и ярмарочной деятельности; расширение торгово-экономических связей с приграничными районами Китая в результате строительства перехода на остров Большой Уссурийский, создание здесь зоны совместного хозяйствования.
Формирует имидж города и его участие в различных российских и международных конкурсах, рейтингах и т.д., и здесь авторитет Хабаровска достаточно высок. По итогам 2004 и 2006 г. он занял I место во Всероссийском конкурсе "Самый благоустроенный город России", а в 2006 г. признан победителем 5-го Всероссийского конкурса "Золотой рубль" среди региональных центров субъектов Российской Федерации на Дальнем Востоке в номинации "Лучший город России по экономическим показателям развития". В 2010 г. ему присуждено II место в рейтинге лучших городов для бизнеса, составленный журналом Forbes.
Статистические и аналитические данные о факторах инвестиционной привлекательности г. Хабаровска подкрепляются также экспертными оценками. Так, проведенный SWOT-анализ инвестиционной привлекательности города позволил получить некоторые важные оценки. По мнению экспертов, Хабаровск имеет ряд конкурентных преимуществ: географическое положение на пересечении железнодорожных, водных, автомобильных и авиационных транспортных путей; исторически сложившаяся административно-политическая роль в регионе; относительно развитая система связи и телекоммуникаций; наличие свободных территорий для промышленного и гражданского строительства; развитые высшее и среднее профессиональное образование и др. К наиболее значимым недостаткам отнесены: растущая нехватка квалифицированных специалистов и рабочих кадров; высокая степень износа городских инженерных коммуникаций; отсутствие лидирующей (высокотехнологичной) продукции и др.
Возможности развития Хабаровска эксперты связывают, прежде всего, с усилением транзитной роли города в связи со строительством ряда объектов транспортной инфраструктуры, расширением и повышением качества деловой среды; формированием имиджа преуспевающего административного центра Дальнего Востока, повышением качества образования и др. Наконец, в качестве наиболее серьёзных угроз инвестиционной привлекательности города отмечены: отрицательная динамика и старение населения; снижение научно-технического потенциала предприятий; усиливающаяся конкуренция за ресурсы развития с другими административными центрами Дальнего Востока и, прежде всего, с г. Владивостоком.
Благодаря масштабу экономики Хабаровск по абсолютным значениям всегда находился в группе лидеров среди административных центров Дальнего Востока. Особенно значительно его преимущество по инвестициям в основной капитал, отгруженным товарам собственного производства, обороту розничной торговли, вводу в действие жилых домов и др. Значительный спад инвестиционной активности вначале рыночных преобразований в 2000-х годах перешел в стадию роста. Свою роль сыграла здесь принятая в 2002 г. "Концепция инвестиционной политики администрации г. Хабаровска на период до 2005 г.".
Проведенный анализ инвестиций по видам экономической деятельности показал, что наибольший удельный вес в г. Хабаровске занимают транспорт и связь - 47,2%, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 9,3%, производство и распределение газа, электроэнергии и воды - 6,3%. В последние годы подобные приоритеты сохраняются, но более интенсивно растут инвестиции в транспорт и связь. Это связано с рентабельностью вложений в данные отрасли экономики, реализацией социально-ориентированных проектов и федеральных программ, развитием материально-технической базы для представления новых видов услуг.
Вместе с тем, анализируя динамику развития основных отраслей экономики г. Хабаровска, можно заметить значительный рост строительной индустрии. За период 2004 - 2009 гг. она увеличила ввод в действие жилых домов со 117,3 до 335,5 тыс. м2. Это очень важный признак, подтверждающий правильность заложенной в стратегии идеи формирования на базе краевого центра дальневосточного селитебного центра. Подобные тенденции открывают хорошую перспективу для развития здесь промышленности строительных материалов, производства новых видов оборудования для энергетики, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и др.
Растет транспортно-логистическая роль Хабаровска. С развитием Ванинско-Совгаванской портовой агломерации, освоением и созданием на нем транспортного перехода открываются новые возможности города. Уже в настоящее время он выполняет важную транзитную роль в поставках товаров производственного и бытового назначения в западном и северном направлениях. Повышается значимость его как торгового центра Дальнего Востока. За рассматриваемый период только оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос в Хабаровске в 1,6 раза. Это существенно выше роста промышленности (118,9%).
Администрацией г. Хабаровска принимаются активные меры по повышению инвестиционной привлекательности краевого центра. Они направлены на открытие новых производств, расширение номенклатуры выпускаемой продукции. В городе создана нормативно-правовая база, сформированы институциональные структуры управления, разработаны механизмы залоговой поддержки, бюджетных гарантий и преференций. Создана и действует электронная база данных "Свободные производственные площади и незадействованные земельные участки на территории города", позволяющая оперативно довести до сведения заинтересованных инвесторов информацию о возможностях размещения того или иного производства.
Утверждено и действует Положение о порядке отбора инвестиционных проектов, поддерживаемых администрацией города. Формы этой помощи весьма разнообразны: от прямой финансовой и гарантийной поддержки до организационного, правового и методического содействия.
На постоянной основе работает Инвестиционный Совет, организован и действует залоговый фонд. Определен механизм предоставления бюджетных гарантий из бюджета города.
Однако данные виды поддержки слабо используются субъектами инвестиционной деятельности, что связано с наличием ряда факторов, осложняющих процесс предоставления залоговой поддержки, муниципальных гарантий.
Администрацией Хабаровска проводится политика по поддержке наиболее значимых для города инвестиционных проектов. Среди предприятий и организаций наиболее востребована схема по снижению арендных платежей за земельные участки (на период окупаемости проекта), на которых реализуются инвестиционные проекты по созданию объектов производственного, социального, культурного, спортивного жилого и торгового назначения.
Повышается роль национальных проектов "Здоровье", "Образование", "Доступное жилье". Город как краевой и региональный административный центр максимально включает их в общий инвестиционный процесс.
В целом, несмотря на ряд положительных тенденций в инвестиционной деятельности г. Хабаровска, существует ряд проблем:
- высокие издержки производства, обусловленные энергетическими и транспортными тарифами;
- высокая степень изношенности основных производственных фондов, в том числе городских инженерных коммуникаций;
- отсутствие необходимой информации об инвестиционном климате города, существующих механизмах поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- сложные условия получения муниципальной поддержки;
- высокая стоимость и краткосрочность получения банковских кредитов;
- слабая информационная поддержка инвестиционной деятельности.
С целью более углубленного изучения основных проблем и выявления направлений повышения инвестиционной привлекательности г. Хабаровска был проведен экспертный опрос предпринимателей города. В качестве экспертов выступили представители крупного, среднего и малого бизнеса.
Как показало социологическое исследование, инвестиционная деятельность в предпринимательстве г. Хабаровска постепенно оживляется. В 2009 г. более половины предприятий, попавших в выборку, инвестировали свое производство. Наибольшей динамичностью отличаются предприятия транспорта.
Для привлечения инвестиций на предприятиях разрабатывались бизнес-планы (76,0%), представлялись инвестиционные проекты в Правительство Хабаровского края (24,0%). Единичными были создание собственного сайта в Интернете с инвестиционными проектами предприятия, участие в конкурсе грантов инновационных проектов.
Основными источниками инвестиций являются собственные средства предприятий: прибыль (79,7%) и амортизация (35,1%). Чуть менее трети предпринимателей указали в качестве таковых банковские кредиты (28,4%). Наблюдается резкое несоответствие данных официальной статистики. Так, последняя в 2009 г. показала наибольший удельный вес в структуре инвестиций привлеченных средств (67,7%). Возможная причина подобного расхождения в значительном удельном весе теневого сектора в экономике города (47,1%). Проведенный ранее опрос показал, что более половины доходов, не отражаемых в официальной отчетности, предприниматели расходуют на развитие собственного бизнеса.
В качестве главных причин низкой активности привлечения инвестиций эксперты отметили: отсутствие собственных средств, перспективных идей, залога и интереса инвесторов, а также высокую стоимость и краткосрочность банковских кредитов.
Незначительным остается в краевом центре использование предпринимателями государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности (29,7%). В основном помощь городским предприятиям оказывается в виде реструктуризации задолженности по налогам, налоговых льгот, отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, гарантий краевого правительства. Причины кроются в отсутствии интересных инвестиционных проектов, сложных условиях получения льгот и специальных налоговых режимов, отсутствии информации о том, куда обратиться для получения помощи.
Специальный блок вопросов был посвящен наиболее актуальным проблемам привлечения инвестиций на предприятиях г. Хабаровска. Они рассматривались на уровне федеральном, региональном (краевом и муниципальном) и субъектном (предприятии). Наиболее высокую значимость получили проблемы федерального уровня. Интегральная оценка по трехбалльной шкале составила 2,1 балла. Важно отметить, что оценки значимости проблем тесно коррелируются с активностью респондентов. Так, в оценке проблем высоких налогов и банковских процентов, получивших максимальные значения (2,4 и 2,3 балла соответственно) участвовало наибольшее количество респондентов (66,4 и 61,1% от общего количества опрошенных), несколько уступают им короткие сроки банковского кредитования. Замыкают перечень проблем федерального уровня неустойчивое законодательство и неразвитость фондового рынка.
Проблемы уровней регионального (краевого и муниципального) и субъектного (предприятия) получили одинаковую интегральную оценку - по 1,9 балла. В первой группе проблем главенствуют: высокие издержки производства, обусловленные энергетическими и транспортными тарифами, природно-климатическими условиями и другими факторами. Несколько меньшую значимость имеют проблемы дефицита квалифицированных рабочих и управленческих кадров, узкого регионального рынка, низкой платежеспособности населения, неразвитости производственной инфраструктуры и другие.
Из проблем уровня предприятий наибольшую оценку получили: ограниченность рынка сбыта продукции, отсутствие государственной поддержки, высокая изношенность основных производственных фондов. Далее следуют: дефицит квалифицированных рабочих, низкая эффективность производства, отсутствие перспективных бизнес-идей.
Предпринимателям был предложен также ряд вопросов, касающихся перспектив развития инвестиционной деятельности в г. Хабаровска. В качестве приоритетных отраслей для инвестиций респонденты указали: перерабатывающие отрасли - 48,3%; строительство - 43,1%; транспортную инфраструктуру и сельское хозяйство - по 32,8%; топливно-энергетический комплекс-31,9%.
Что касается объектов предполагаемого инвестирования, то здесь просматривается технико-технологическая направленность. Сохраняется акцент на приобретение новых технологий и оборудования, его модернизации, расширении производственных площадей.
В качестве концептуальных положений для активизации инвестиционной деятельности были названы: субсидирование энергетических тарифов; предоставление льготных займов под инвестиционные проекты; усиление государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности; увеличение сроков банковского кредитования; развитие инфраструктуры и благоприятной бизнес-среды.
3. Приоритеты повышения инвестиционной привлекательности г. Хабаровска
Генеральной целью Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г. поставлено закрепление населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания, а также обеспечения среднероссийского уровня социально-экономического развития. Впервые в государственных приоритетах относительно Дальнего Востока на первое место поставлен человек. Это в корне меняет акценты в экономическом развитии региона. Формируемое здесь хозяйство должно отвечать требованиям укореняющегося жителя.
Наиболее благоприятные условия для создания постоянного населения складываются на юге Дальнего Востока. Формирование здесь крупного ядра постоянного населения как главного элемента противостояния экономической экспансии сопредельных стран отвечает геостратегическим интересам России.
Подобные установки содержатся в Стратегическом плане устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. Так, миссией города является формирование на его базе селитебного социально-политического центра России на Дальнем Востоке, главной целью - создание условий для стабильного повышения качества жизни населения и его успешной самоорганизации на основе эффективного использования экономико-географического, сельскохозяйственного и административно-политического потенциала города и региона.
Содержание Программы направлено на создание условий для привлечения инвестиций в те сферы городской экономики, которые будут работать на выполнение миссии и целей Стратегического плана. Инвестиционная привлекательность здесь выступает как совокупность инвестиционных предпочтений в объекты инвестирования, которые поддерживаются администрацией города.
Так. для создания условий комфортного и безопасного проживания дальневосточников необходима, прежде всего, реализация таких направлений, как формирование "новой" экономики, оздоровление экологии интенсификация жилищного строительства, повышение качества жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, требует значительных инвестиций в развитие и модернизацию обрабатывающих отраслей, а также строительной отрасли.
Сформировать на базе Хабаровска региональный научно-технический (инновационный) комплекс также невозможно без привлечения инвестиций в развитие инновационных производств и предпринимательства, формирование высокотехнологичных научно-образовательных и медицинских центров.
Создание административно-политического центра России на Дальнем Востоке в качестве первоочередных задач требует существенных преобразований в сфере информатизации, а также расширения региональных, федеральных и международных связей и развития туризма. Решение данных задач несомненно потребует значительного притока инвестиций. Наконец, формирование на базе города регионального торгово-транспортного логистического узла также сильно зависимо от инвестиционной привлекательности этого сектора экономики. Значительный объем инвестиций необходим для реконструкции и расширения Хабаровского аэропорта, увеличения пропускной способности городских автодорог, модернизации существующих и строительства новых объектов железнодорожной инфраструктуры, возведение моста на Большой Уссурийский остров и др.
В системном виде на период до 2015 г. (срок реализации Программы) по стратегическим целям приоритетные направления деятельности администрации города приведены на рисунке 1.
Стратегические цели
/--------------------\ /-------------------\ /-------------------\/-------------------\
|Создание условий для| | Формирование | | Создание || Формирование |
| комфортного и | | регионального | | административного || регионального |
| безопасного | |научно-технического| | политического ||торгово-транспорт- |
| проживания | | (инновационного) | | центра России на ||ного логистического|
| дальневосточников | | комплекса | | Дальнем Востоке || узла |
\--------------------/ \-------------------/ \-------------------/\-------------------/
| Направление инвестиционной деятельности |
| | | |
/-------------------\ /------------------\ /------------------\ /------------------\
|Формирование "но- | |Развитие | |Информатизация | |Формирование |
|вой" экономики | | инновационных | |Расширение | | Хабаровского |
|Оздоровление | | производств | | региональных, | | мультимедийного |
| экологии | |Развитие | | федеральных и | | транспортного |
|Интенсификация | | предприниматель- | | международных | | узла |
| жилищного | | ства | | связей | |Создание |
| строительства | |Формирование | |Развитие туризма | | логистического |
|Повышение качества | |высокотехнологичных| | | | торгового центра |
| жилищно-коммуналь- | |научно-образовате- | | | |Развитие городской|
| ного хозяйства | |льных и медицинских| | | | дорожной сети и |
| | |центров | | | | транспорта |
\--------------------/ \-------------------/ \-------------------/ \-------------------/
Рисунок 1. Приоритетные направления инвестиционной деятельности в системе стратегических целей Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г.
4. Концепция, цели и задачи Программы
Бизнес-среда, в которой работают предприниматели г. Хабаровска, является весьма проблемной. Они ощущают все сложности функционирования дальневосточной экономики. Особенно это касается тарифов монополистов, доступности кредитов, платежеспособности населения, климатическими условиями и территориальными вопросами организации экономических связей.
Вместе с тем, используя центрообразующие функции региональной столицы, экономика города располагает рядом стратегических преимуществ, что делает ее притягательной для отечественного и иностранного капитала. Это необходимо использовать в процессе разработки и реализации программно-целевых методов управления инвестиционными процессами.
Целью Программы является формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечивающих реализацию приоритетных направления Стратегического плана и повышение эффективности городской экономики.
Достижение цели требует постановки широкого круга задач и разработки мероприятий. Здесь хорошую помощь может оказать зарубежный опыт. Так, развитые страны широко используют методы стимулирования инвестиций, основанные на предоставлении различного рода льгот. Но эффективны они только в сочетании с улучшением общего инвестиционного климата территории за счет развития соответствующей инфраструктуры и повышения эффективности управления инвестиционными процессами.
Прямые иностранные инвестиции рассматриваются как важнейший инструмент в социально-экономическом развитии на этапе выхода из кризиса, повышения эффективности экономики, развития новых отраслей и производств. В дальнейшем они дополняются и в существенной мере заменяются внутренними инвестициями. Это соответствует интересам государства и муниципальных образований с точки зрения их социально-экономического развития, обеспечения экономической независимости и безопасности
Одним из продуктивных компонентов повышения инвестиционной активности является использование механизма государственно-частного партнерства. Под ним понимаются любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между государственными, муниципальными и частными партнерами, в рамках которых обе стороны взаимодействуют в процессе принятия решения и последующих действий.
Важное место занимает внедрение новых форм взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности: государства, бизнеса, науки и высшего образования (научные парки, кооперационные соглашения, инновационно-технологические партнерства и др.). В Хабаровске с развитой системой среднего и высшего образования для этого есть хорошие перспективы.
В числе приоритетных направлений находятся процессы развития кадрового, инфраструктурного и инновационного обеспечения инвестиционной деятельности, кластеризации социально-экономического пространства территории.
Наконец, комплексное стимулирование инвестиций включает разнообразную финансовую поддержку (гранты, субсидии, налоговые льготы и др.), инфраструктурное и информационное обеспечение.
Проблемы, сдерживающие рост инвестиционной активности субъектов экономической деятельности, лежат в плоскости экономических, организационно-административных, нормативно-правовых и информационных факторов.
Так, прежде всего, необходимо отметить повышенные издержки производства, обусловленные энергетическими и транспортными тарифами, природно-климатическими условиями, высокой изношенностью основных производственных фондов, в том числе городских инженерных коммуникаций, снижением научно-технического потенциала, дефицитом квалифицированных управленческих и рабочих кадров.
Все это на фоне отсутствия в Хабаровске лидирующей высоконаукоемкой продукции не позволяет объективно повышенные затраты в производстве включить в цену востребованных на внутреннем и внешнем рынке изделий и услуг.
Вырисовывается следующая концептуальная схема повышения инвестиционной привлекательности краевого центра (рисунок 2). Во-первых, использование всевозможных форм и механизмов муниципальной и государственной поддержки, обеспечивающих рост эффективности (отдачи) инвестиций. Во-вторых, содействие потенциальным инвесторам в получении требуемых для реализации проекта финансовых (кредитных) ресурсов. В-третьих, формирование необходимой инвестиционной инфраструктуры; в-четвертых, оперативное обеспечение предпринимателей и инвесторов информацией, и наконец, формирование благоприятного инвестиционного имиджа города как необходимого условия повышения его привлекательности.
/---------------------------\
| Повышение эффективности |
| инвестиций |
\---------------------------/
|
/--------------\ /-----------------------\ /------------------\
| Формирование | | Повышение инвестицион-| |Содействие инвес- |
|инвестиционно-|| ной привлекательности ||торам в доступе к |
| го имиджа | | г. Хабаровска | | финансовым |
| | | | | ресурсам |
\--------------/ \-----------------------/ \------------------/
/------------------\ /-----------------------\
| Информационное | | Формирование |
| обеспечение | | инвестиционной |
| инвесторов | | инфраструктуры |
\------------------/ \-----------------------/
Рисунок 2. Система концептуальных положений повышения инвестиционной привлекательности г. Хабаровска
Администрация г. Хабаровска в сотрудничестве с бизнесом и местным сообществом в рамках Программы должна решать следующие первоочередные задачи:
повышение эффективности инвестиций:
- подготовка бюджетных заявок для включения инвестиционных проектов г. Хабаровска в перечень федеральных, краевых целевых и адресных программ 1;
- оказание консультационной поддержки по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов организациям города;
- содействие в реализации зарегистрированных в городе инвестиционных проектов путем оказания организационной поддержки (распространение информации об инвестиционном проекте, установление связей с потенциальными инвесторами, привлечение финансовых ресурсов);
- организация и проведение конкурса "Лучший реализованный инвестиционный проект года";
- проведение социологических исследований и научно-исследовательских работ по вопросам инвестиционного имиджа города, делового климата среди потенциальных инвесторов и в городском бизнес-сообществе;
- создание подготовленных строительных площадок с инфраструктурным и правовым обеспечением;
- разработка городских адресных (целевых) инвестиционных программ, включающих проекты, направленные на модернизацию и развитие инфраструктурной составляющей;
- реализация инвестиционных проектов в социальной сфере;
- разработка и совершенствование нормативной правовой базы в области содействия инвестиционной деятельности;
- мониторинг инвестиционных процессов в разрезе видов экономической деятельности (в т.ч. мониторинг реализации инвестиционных проектов);
содействие инвесторам в получении финансовых ресурсов:
- субсидирование на конкурсной основе части процентных ставок по привлекаемым кредитным ресурсам для реализации инвестиционных проектов;
- предоставление муниципальных бюджетных гарантий для обеспечения кредитных обязательств субъектов инвестиционной деятельности;
- организация и проведение конкурсов на право заключения концессионных соглашений;
- оказание консультационной помощи субъектам инвестиционной деятельности по формированию пакета документов на получение льгот и субсидий;
формирование инвестиционной инфраструктуры:
- ведение и регулярное обновление электронной базы данных свободных производственных площадей, непрофильных активов предприятий, земельных участков на территории города;
- проработка целесообразности и возможности создания инвестиционных площадок в г. Хабаровске на условиях государственно-частного партнерства с привлечением средств всех уровней бюджетов и инвесторов;
- проведение обучающих семинаров по инвестиционному проектированию и прогнозированию для сотрудников администрации и организаций города;
- осуществление процесса постоянного совершенствования квалификации и обмена опытом с лучшими зарубежными регионами, городами и субъектами Российской Федерации, специализированными организациями, ассоциациями, объединениями;
- реализация инвестиционных проектов по обеспечению реконструкции имеющихся и строительства новых коммуникаций инженерной инфраструктуры по энерго-, водо- и газоснабжению;
информационное обеспечение инвесторов:
- ведение и обновление электронного реестра инвестиционных проектов, реализуемых в городе (на web-портале администрации города);
- совершенствование и развитие раздела "Инвестиции" на Web-портале администрации города (регулярное обновление информации, добавление разделов по инвестиционному законодательству, предоставляемым льготам и т.д.);
- разработка нового варианта инвестиционного паспорта города, ежегодный выпуск и обновление его информации;
- издание сборника инвестиционных предложений (включая перевод на иностранный язык) организаций и предпринимателей, в т.ч. выпуск электронной версии и размещение на Web-портале города;
- организация и проведение тематических выставок, ярмарок-презентаций инвестиционных проектов в городе;
формирование инвестиционного имиджа:
- подготовка и размещение в СМИ, на сайтах ведущих информационных агентств материалов об экономических процессах и инвестиционных возможностях Хабаровска и предприятий города; объявлений об инвестиционных проектах или конкурсах, об изменениях в инвестиционном муниципальном и региональном законодательстве;
- издание скорректированного Стратегического плана устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г. на пяти языках (русский, английский, японский, китайский, корейский);
- изготовление презентационного фильма, флэш-презентации;
- выпуск и распространение презентационных материалов (брошюр, компакт-дисков и т.д.), в том числе за рубежом;
- обеспечение участия официальных делегаций г. Хабаровска в тематических международных и российских инвестиционных и экономических форумах, саммитах, выставках и конференциях;
- организация и проведение международных инвестиционных форумов с участием представителей городов-побратимов г. Хабаровска;
- развитие отношений с консульствами и торговыми представительствами зарубежных государств, международными организациями, средствами массовой информации по вопросам инвестиционного сотрудничества.
1 Федеральные целевые программы: "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 г.", "Развитие физической культуры и спорта на 2006 - 2012 гг.", "Повышение безопасности дорожного движения", "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2015 г.", "Жилище" на 2011 - 2015 гг.; "Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.", "Стратегия социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 г." и др.
5. Обоснование программных мероприятий
Реализация мероприятий в рамках направления "Повышение эффективности инвестиций" позволит достичь следующих результатов:
- развитие предпринимательской инициативы в создании и реализации инвестиционных проектов;
- распространение опыта деятельности лучших инвесторов города;
- расширение и развитие форм и способов организационной поддержки для субъектов инвестиционной деятельности;
- развитие системы анализа и мониторинга инвестиционной деятельности;
- повышение эффективности инвестиционной деятельности путем частичного снижения издержек;
- упрощение механизмов муниципальной поддержки инвестиционной деятельности;
- совершенствование нормативно-правовой базы по регулированию и стимулированию инвестиционной деятельности.
Реализация направления "Содействие инвесторам в доступе к финансовым ресурсам" обеспечит:
- расширение практики использования субъектами инвестиционной деятельности различных форм финансовой поддержки;
- повышение доступности кредитных ресурсов банков и лизинговых компаний для субъектов инвестиционной деятельности;
- привлечение средств населения для реализации инвестиционных проектов;
- увеличение количества реализованных инвестиционных проектов.
Реализация направления "Формирование инвестиционной инфраструктуры" обеспечит:
- создание элементов инвестиционной инфраструктуры, способствующих формированию благоприятных условий для повышения инвестиционной привлекательности;
- улучшение качества инвестиционной инфраструктуры;
- реконструкция и строительство коммуникаций городской инженерной инфраструктуры;
- повышение квалификации специалистов, связанных с инвестиционной деятельностью;
В рамках реализации мероприятий по направлению "Обеспечение предпринимателей и инвесторов информацией" будут обеспечены:
- создание организационной и аналитической основы для проведения эффективной муниципальной политики в сфере инвестиций;
- повышение информированности об инвестиционных возможностях Хабаровска;
- распространение информации о существующих в городе инвестиционных проектах;
- стимулирование привлечения инвестиций в отрасли городской экономики.
Реализация направления "Формирование позитивного имиджа г. Хабаровска как инвестиционно привлекательной территории" предполагает достижение следующих результатов:
- позиционирование г. Хабаровска как инвестиционно-привлекательной территории;
- поддержание позитивного имиджа города на всех уровнях;
- повышение информированности об инвестиционных возможностях Хабаровска;
- привлечение дополнительных инвестиций в экономику города.
Постановлением Администрации города Хабаровска от 30 сентября 2013 г. N 3723 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу со дня официального опубликования (обнародования) названного постановления
6. Ресурсное обеспечение
Финансовые затраты на весь период реализации Программы составят 59293,0 тыс. руб. По источникам и периодам они представлены в таблице 1. Акцент сделан на привлеченные средства предпринимателей.
Таблица 1. Динамика финансовых ресурсов для реализации Программы повышения инвестиционной привлекательности г. Хабаровска, тыс. руб.
Финансирование Программы |
Всего |
в том числе по годам |
|||
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
||
Местный бюджет |
47293,0 |
- |
12613,0 |
17230,0 |
17450,0 |
Привлеченные средства |
12000,0 |
- |
3000,0 |
4700,0 |
4300,0 |
Итого |
59293,0 |
- |
15613,0 |
21930,0 |
21750,0 |
7. Механизмы управления
Механизм реализации Программы включает в себя организационное, правовое, финансовое и информационное обеспечение, необходимое для осуществления запланированных мероприятий.
Реализация и контроль за ходом выполнения Программы проводится в соответствии со Стратегическим планом устойчивого развития г. Хабаровска до 2020 г., Положением о порядке принятия решений о разработке, формировании, реализации долгосрочных целевых программ, утвержденным постановлением Мэра г. Хабаровска от 15.11.2007 N 1753, а также Порядком проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске, утвержденным постановлением Мэра г. Хабаровска от 08.12.2008 N 3797.
Общее управление Программой осуществляется начальником управления экономического развития (далее - УЭР) администрации г. Хабаровска в соответствии с мероприятиями программы, указанными в приложении N 1 к Программе.
Ответственным исполнителем Программы является начальник отдела развития предпринимательства, оперативными исполнителями - руководители структурных подразделений в соответствии с распределением обязанностей, указанных в приложении N 1 к Программе.
Финансирование Программы за счет средств бюджета города производится в соответствии с положением о бюджетном процессе в г. Хабаровске.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет УЭР на основании предоставленной оперативными исполнителями информации о значениях целевых индикаторов и показателей, характеризующих эффективность реализации конкретных мероприятий Программы.
Предложения по корректировке мероприятий Программы представляются руководителю Программы.
С целью достижения ожидаемых результатов Программы УЭР осуществляет следующие действия:
- общее управление Программой и координацию действий исполнителей мероприятий;
- проведение анализа инвестиционных и инновационных проектов для принятия решения о целесообразности предоставления им в той или иной форме муниципальной поддержки;
- организацию сбора отчетных материалов по реализации мероприятий Программы, их обобщение и анализ;
- проведение текущего мониторинга измеряемых результатов реализации программных мероприятий;
- организацию оценки результативности достигнутых фактических показателей и степени их соответствия целевым ориентирам;
- внесение предложений о корректировке Программы;
- подготовку предложений об изменении объемов финансирования отдельных мероприятий и сроков их реализации;
- освещение в средствах массовой информации и на официальном сайте администрации г. Хабаровска хода реализации Программы по мере подготовки и исполнения её мероприятий.
Итоговый отчет о реализации Программы в целом рассматривается на заседании коллегии при Мэре города по окончанию реализации Программы.
8. Оценка эффективности
Реализация Программы позволяет достичь следующих результатов:
- расширить и развить формы и способы организационной и финансовой поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
- повысить информированность потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях г. Хабаровска и повысить инвестиционную привлекательность предприятий города;
- позиционировать город как инвестиционно привлекательную территорию Дальнего Востока, усилить позитивный имидж города на российском и международном рынках;
- создать новые элементы инвестиционной инфраструктуры, способствующие формированию благоприятных условий для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций;
- повысить эффективность отраслей экономики и инвестиционную активность предприятий города.
Оценка эффективности реализации Программы проводится в соответствии с постановлением Мэра г. Хабаровска от 08.12.2008 N 3797 "Об утверждении Порядка проведения оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ в городе Хабаровске".
Расчет результативности (соответствие достигнутых в отчетном периоде показателей целевым индикаторам, утвержденным в Программе) осуществляется на основе показателей оценки реализации мероприятий, указанных в приложении N 2 к Программе.
Определение уровня достижения запланированных целевых показателей-индикаторов проводится в соответствии с данными, указанными в приложении N 3 к Программе.
В качестве основных целевых индикаторов, с помощью которых в дальнейшем можно будет оценить эффективность реализации мероприятий Программы, были выбраны 3 группы показателей:
- непосредственно характеризующие динамику инвестиций в экономике г. Хабаровска - объемы инвестиций в основной капитал, в том числе на душу населения;
- итоговые, отражающие влияние инвестиций на состояние городской экономики - объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг собственными силами, налоговые доходы местного бюджета и численность занятых в экономике;
- показывающие эффективность использования инвестиций - инвестиционная отдача по объему отгруженных товаров и по налоговым доходам.
Выбранные индикаторы наиболее полно отражают динамику инвестиционных процессов в городе и показывают степень выполнения запланированных мероприятий в Программе. Все стоимостные показатели приводятся в сопоставимый вид.
В ходе разработки Программы рассчитаны два сценария развития -инерционный и умеренно-оптимистический. Прогнозные оценки по первому сценарию рассчитывались исходя из сформировавшихся в 2004 - 2010 гг. тенденций развития инвестиционной деятельности в г. Хабаровске. Для устранения искажений, вызываемых инфляционными процессами, стоимостные индикаторы Программы рассчитывались до 2015 г. в ценах 2010 г.
При определении инерционного сценария показатели прогнозировались с использованием линейного, степенного или полиномиального трендов в зависимости от величины достоверности аппроксимации. Полученные данные корректировались по прогнозным показателям Стратегического плана.
Прогноз доходов бюджета основан на данных проекта Бюджетной стратегии г. Хабаровска до 2020 г. Инвестиционная отдача по объему отгруженных товаров рассчитывалась делением объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных ydiyr собственными силами на объем инвестиций в основной капитал. Инвестиционная отдача по налоговым доходам - делением налоговых доходов местного бюджета на инвестиции в основной капитал.
Учитывая запаздывания отдачи инвестиций на 1 - 3 года, сравнение эффективности Программы с ретроспективой проводилось по средним значениям за ряд лет. Так, базовые значения рассчитывались за 2006 - 2010 гг., а программные - за 2012 - 2015 гг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.