Решение Хабаровского краевого суда
от 15 февраля 2008 г. N 3-27/08
Определением СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 23 апреля 2008 г. N 58-Г08-4 настоящее решение оставлено без изменения
15 февраля 2008 года Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.
при секретаре Федоренко Н.В.
с участием прокурора Лазаревой Н.А.
заявителя Петриченко И.С, представителей Законодательной Думы Хабаровского края Кузнецовой Т.Б., Богомолова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Петриченко Ивана Сергеевича о признании части 3 статьи 17 Закона Хабаровского края "О муниципальной службе в Хабаровском крае" N 131 от 25 июля 2007 года недействующей и не подлежащей применению с момента ее принятия, установил:
25 июля 2007 г. Законодательной Думой Хабаровского края принят закон Хабаровского края N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае".
Частью 3 статьей 17 данного краевого закона предусмотрено, что установленные до вступления в силу Закона Хабаровского края "О предельных нормативах размеров оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотации из краевого бюджета в целях выравнивания их бюджетной обеспеченности" размеры пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, подлежат перерасчету с соблюдением следующих требований:
1) размер среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, не может превышать 2,3 суммы должностного оклада, установленного на день перерасчета, и надбавки за присвоенный квалификационный разряд муниципального служащего в соответствии с замещавшейся им должностью муниципальной службы.
Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на районный коэффициент и величину соответствующей процентной надбавки за стаж работы в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в южных районах Дальнего Востока, установленной нормативными правовыми актами Российской Федерации и края;
2) при перерасчете размера пенсии ш# выслугу лег# лицам, уволенным с муниципальной службы до вступления в силу Закона Хабаровского края "О порядке присвоения и сохранения квалификационных разрядов муниципальным служащим в Хабаровском крае", для определения предельного размера среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, учитываются должностной оклад установленный на день перерасчета по соответствующей должности муниципальной службы, и сумма, равная размеру надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд 3 класса по соответствующей группе муниципальных долностей муниципальной службы;
3) при перерасчете размера пенсии за выслугу лет лицам, которым до увольнения с муниципальной службы был присвоен квалификационный разряд, для определения предельного размера среднемесячного заработка, исходя из которого исчисляется пенсия за выслугу лет, учитываются должностной оклад, установленный на день перерасчета по соответствующей должности муниципальной службы, и сумма, равная размеру надбавки за квалификационный разряд соответствующего класса по соответствующей группе муниципальных должностей муниципальной службы.
Петриченко П.С. обратился в суд с заявлением о признании ч. 3 ст. 17 Закона Хабаровского края N 131 от 25.07.2007 г. недействующей и не подлежащей применению с момента ее принятия.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылаясь на то, что 01.12.2005 г. по достижении пенсионного возраста он уволился с ведущей муниципальной должности муниципальной службы начальника отдела социальной защиты населения Южного округа управления социальной защиты населения комитета но# социальным вопросам администрации г. Хабаровска. С этого же дня ему была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 88 Кодекса Хабаровского края о государственной и муниципальной службе и ст. 33 Положения о муниципальной службе в г. Хабаровске.
Размер пенсии исчислялся из среднемесячного денежного содержания за последние, перед уходом на пенсию, 12 полных месяцев муниципальной службы, при этом сумма пенсии за выслугу лет, включающая в себя и трудовую пенсию, не превышала 75 % от 0,8 среднемесячного денежного содержании#.
25.07.2007 г, Законодательной Думой Хабаровского края принят Закон N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае".
Частью 3 ст. 17 данного краевого Закона предписано произвести перерасчет размера пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы. В результате перерасчета размер пенсии с 01.10.2007 г. уменьшился на 36,6 %.
Подобное изменение ранее установленных норм, по мнению заявителя, протнворечит# федеральному закону, а имении# ст. 4 Гражданского кодекса РФ, не отвечает правовой позиции Конституционного суда РФ, из которой следует, что общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.
В судебном заседании заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований.
Представители Законодательной Думы Хабаровского края, действующие на основании доверенности Кузнецова Т.Б., Богомолов А.В., не соглашаясь с доводами заявления, просили в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Лазаревой Н.А., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В силу ч. 1 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с федеральным законом.
Федеральным законом от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в целях обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы, и в порядке компенсации ограничений, установленных законодательством, как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъектов Российской Федерации в числе основных государственных гарантий предусматривается государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную гражданскую службу (п. 11 ч. 1 ст. 52).
Такой специальный федеральный закон до настоящего времени не принят.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, а определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 11 названного Федерального закона муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законом Хабаровского края от 25.07.2007 г. N 131 "О муниципальной службе в Хабаровском крае" предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право выхода на пенсию в порядке, установленном федеральным законодательством, при этом размер трудовой пенсии по старости (инвалидности) муниципального служащего определяется в порядке, установленном Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно п. 4, 5 ст. 1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" порядок установления и порядок выплаты пенсий по государственному пенсионному обеспечению за счет средств федерального бюджета регулируются Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах, уголовно-исполнительной системы, и их семей". Отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В соответствии с п. 4 ст. 7 Федеральный# закон# ох# 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Статьей 11 Закона Хабаровского края N 131 от 25.07.2007 г. "О муниципальной службе в Хабаровском крае" предусмотрено, что муниципальный служащий при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет имеет право на пенсию за выслугу лет за счет средств муниципального образования при увольнении с муниципальной службы. Пенсия за выслугу лет устанавливается к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и выплачивается одновременно с ней.
Таким образом, право муниципального служащего на ежемесячную доплату к государственной пенсии является дополнительной гарантией, установленной закон# края.
Оспариваемыми заявителем положениями ч. 3 ст. 17 краевого закона N 131 от 25.07.2007 г. предусмотрено предписание о перерасчете ранее назначенных размеров пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципальной службы, которые имеют право на получение такой доплаты.
То есть, фактически краевой законодатель, в рамках правового регулирования и в пределах полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, изменил ранее установленный им же порядок исчисления размеров пенсий за выслугу лет муниципальным служащим, учитывая наличие средств и# краевом бюджете и финансовые возможности края.
Доводы заявителя о том, что ч. 3 ст. 17 Закона Хабаровского края "О муниципальной службе в Хабаровском крае" нарушен принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, не основаны на законе.
Данный краевой закон вступил в законную силу в соответствии с требованиями законодательства - по истечение# 10 дней со дня его официального опубликования (Закон Хабаровского края N 48 от 31.07.2002 г. "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края") и в нем не содержится норм, напрямую устанавливающих обратную его силу. Положения ч. 3 ст. 17 в равной мере распространяются, на всех лиц, которые являлись муниципальными служащими и имеют право на получение пенсии за выслугу лет. Применение нового порядка исчисления размеров пенсии предусмотрено после вступления оспариваемого Закона края в силу, при этом перерасчет размеров пенсий начисленных и выплаченных до вступления закона в силу не производится.
При таком положении суд находит, что оспариваемые нормы ч. 3 ст. 17 Закона Хабаровского края N 131 от 25.07.2007 г. не противоречат действующему федеральному законодательству, в связи с чем Петриченко И.С надлежит отказать в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
Отказать Петриченко Ивану Сергеевичу в удовлетворении требований о признании части 3 статьи 17 Закона Хабаровского края "О муниципальной службе в Хабаровском крае" N 131 от 25 июля 2007 года недействующей и не подлежащей применению с момента ее принятия.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в Собрании законодательства Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий |
Н.Ю. Барабаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.