Решение Хабаровского краевого суда
от 19 августа 2008 г. N 3-162/08
(извлечение)
Хабаровский краевой суд, с участием прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Сырчиной Л.Н., представителей заявителей, по доверенности Сбоева В.П., Петряшиной Е.В., представителей Губернатора Хабаровского края, по доверенности Знаменской Т.И., Таран Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", МУП г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" о признании пунктов 11 и 12 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, в части распределения и перечисления денежных средств на счета предприятий и возмещения расходов транспортным организациям органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов края на основании заключенных договоров, утвержденных постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17 мая 2005 г. недействующими, установил:
Постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края утвержден Порядок обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края (далее - Порядок).
Согласно данному Порядку министерство социальной защиты населения края ежемесячно направляет средства в размере разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации единых социальных проездных билетов, приходящиеся на межмуниципальные пригородные перевозки, - непосредственно транспортным предприятиям по представленному министерством промышленности, транспорта и связи края реестру, утвержденному министром, а средства, приходящиеся на городские и внутримуниципальные перевозки, - в администрации муниципальных образований для последующего их распределения и перечисления на расчетные счета транспортных предприятий, выполняющих перевозки в этих муниципальных образованиях (п. 11); возмещение расходов транспортным организациям производится органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов края, на основании заключенных договоров (п. 12).
МУП г. Хабаровска "ТТУ" и МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1", полагая, что п. 11 и 12 Порядка нарушаются интересы предприятия в сфере экономической деятельности на получение произведенных расходов в полном объеме, а также на получение прибыли от своей деятельности, обратились в суд с заявлением об оспаривании п. 11 и п. 12 Порядка в части распределения и перечисления денежных средств на счета предприятий и возмещения расходов транспортным организациям органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов края на основании заключенных договоров.
В обоснование заявленных требований заявители ссылаются на то, что органы местного самоуправления не наделены в установленном законом порядке государственными полномочиями (в данном случае финансирование и распределение средств за перевозку льготников по ЕСПБ), Губернатором края установлен тариф на услуги, предоставляемые муниципальными транспортными предприятиями, что противоречит п. 4 ст. 17, ст. 19 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральному закону N 122-ФЗ от 22.08.2004 г., ч. 2 ст. 426, ч. 2, ч. 5 ст. 790 ГК РФ.
В судебном заседании представители заявителей, действующие на основании доверенности Сбоев В.П., Петряшина Е.П. настаивали на удовлетворении заявленных требований, дополнив заявление доводами о противоречии п.п. 11, 12 Порядка ст. 421 ГК РФ.
Представители Губернатора Хабаровского края, по доверенности Знаменская Т.П., Таран Л.П. просили в удовлетворении заявления отказать, ссылаясь на отсутствие нарушений прав и законных интересов заявителей.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора прокуратуры Хабаровского края Сырчиной Л.Н., полагавшей заявление не подлежащим удовлетворению, суд находит заявленные МУП г. Хабаровска "ТТУ" и МУП г. Хабаровска "ХПАТП N 1" требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 6 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления могут наделяться законами субъекта Российской Федерации отдельными государственными полномочиями субъекта Российской Федерации, в том числе по решению вопросов, указанных в подпункте 24 п. 2 ст. 26.3 указанного закона, с передачей органам местного самоуправления необходимых материальных и финансовых ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 26.14 названного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно устанавливают региональные минимальные стандарты и другие нормативы расходов бюджета субъекта Российской Федерации на финансовое обеспечение полномочий, указанных в ст. 26.2 и п. 2 ст. 26.3 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, и законами субъектов Российской Федерации, в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты и осуществлять контроль за их исполнением.
Согласно ст. 19 названного Федерального закона наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации (ч. 2); законы субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, должны содержать способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий, включая федеральные и региональные государственные минимальные социальные стандарты (п. 3 ч. 6).
В соответствии с ч. 3 ст. 140 Бюджетного кодекса РФ субвенции местным бюджетам субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" органы местного самоуправления края наделены государственными полномочиями по решению вопросов социальной поддержки (реализации системы мер, обеспечивающих социальные гарантии в соответствии с федеральным и краевым законодательством) в отношении отдельных категорий граждан, в том числе по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования (п. 1 ст. 2),
Статьей 6 данного краевого Закона установлено, что распределение субвенций между бюджетами муниципальных образований края на решение вопросов, указанных в пунктах 1, 1.1 - 1.4 ст. 2 настоящего закона, осуществляется на основании методик согласно приложениям 2 - 12 к настоящему закону.
Приложением N 2 к Закону Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 246 определена Методика распределения субвенций, предоставляемых местным бюджетам из краевого бюджета на осуществление расходов по оплате проезда отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования.
Разделом 2 указанной Методики установлено, что стоимость проезда по единому социальному проездному билету в муниципальном образовании определяется нормативным правовым актом края.
Федеральный закон N 122 от 22 августа 2004 г. предусматривает обязанность органов исполнительной власти Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением льгот, установленных законом, гражданам либо юридическим лицам по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров, багажа, за счет средств соответствующего бюджета.
Постановление Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" установлена стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям Хабаровского края, которая учитывается в расчетах при ежемесячном возмещении транспортным предприятиям разницы между установленными расходами, связанными с перевозкой льготных категорий граждан, и суммой, полученной от реализации социальных проездных билетов, в пределах средств, предусмотренных на эти цели в краевом бюджете.
Согласно Закона Хабаровского края от 28.11.007 г. N 166 "О краевом бюджете на 2008 год" утверждено распределение субвенций бюджетам муниципальных образований края из краевого фонда компенсаций на выполнение отдельных полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти края, установленных Законом Хабаровского края от 29.12.2004 г. N 246 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Хабаровского края по социальной поддержке и социальному обслуживанию отдельных категорий граждан" в сумме 4833914 тыс. рублей, в том числе на осуществление расходов по оплате проезда отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования для городского округа "Город Хабаровск" в сумме 335599 тыс. рублей.
При таких правовых обстоятельствах суд находит несостоятельными ссылки заявителей на несоответствие оспариваемых норм Положения утвержденного постановлением Губернатора Хабаровского края N 122 от 17.05.2005 г. требованиям ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ч. 2 ст. 426, ч.ч. 2, 5 ст. 790 ГК РФ, Федеральному закону N 122 от 22.08.2004 г., поскольку органы местного самоуправления Хабаровского края в установленном федеральным законодательством порядке наделены государственными полномочиями в части решения вопросов социальной поддержки по льготному проезду отдельных категорий граждан на транспорте общего пользования. Оспариваемое постановление Губернатора Хабаровского края принято в целях реализации Федерального закона N 122 от 22.08.2004 г. в пределах полномочий предоставленных органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при этом установленная данным постановлением Губернатора Хабаровского края стоимость проезда по единому социальному проездному билету в месяц по муниципальным образованиям Хабаровского края не является тарифом на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями.
Кроме того нормы п. 11 Порядка, как следует из их буквального толкования регулируют правоотношения между органами исполнительной власти края и органами муниципальных образований в сфере обеспечения финансовыми ресурсами органов местного самоуправления для выполнения, переданных им в установленном порядке государственных полномочий на решение вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан, тем самым не нарушают права и законные интересы заявителей.
Нормативное содержание п. 12 Порядка не возлагает на транспортные организации обязанности по заключению договоров на перевозку льготных категорий граждан, не содержат условия заключения договора, в силу чего суд находит несостоятельными ссылки заявителей на противоречие данных норм положениям ст. 421 ГК РФ.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд решил:
отказать МУП г. Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление", МУП г. Хабаровска "Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие N 1" в удовлетворении требований о признании недействующими пунктов 11 и 12 Порядка обеспечения отдельных категорий граждан единым социальным проездным билетом для проезда на транспорте общего пользования на территории Хабаровского края, в части распределения и перечисления денежных средств на счета предприятий и возмещения расходов транспортным организациям органами социальной защиты населения городских округов и муниципальных районов края на основании заключенных договоров, утвержденных постановлением губернатора Хабаровского края N 122 от 17 мая 2005 г.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в газете "Тихоокеанская звезда".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.