Директива Совета Европейского Союза 2005/19/ЕС от 17 февраля 2005 г.,
вносящая изменения в Директиву 90/434/EEC 1990 г.
"Об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний разных государств-членов"
Директивой Совета Европейского Союза 2009/133/ЕС от 19 октября 2009 г. об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, частичным разделениям компаний, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний различных государств-членов ЕС, а также в отношении переноса зарегистрированного офиса европейской компании (SE) и европейского корпоративного общества (SCE) между государствами-членами ЕС настоящая Директива отменена
Совет Европейского Союза,
принимая во внимание Договор, учреждающий Европейское сообщество, и, в частности, положения статьи 94 Договора,
принимая во внимание предложение Комиссии,
принимая во внимание заключение Европейского парламента [1],
принимая во внимание заключение Экономического и социального комитета [2],
поскольку:
(1) Директивой 90/434/ЕЕС[3] установлены общие правила, применимые к бизнес-реструктуризации, которая нейтральна с точки зрения конкуренции.
(2) Задачей Директивы 90/434/ЕЕС является предоставление отсрочки по налогообложению дохода, прибыли и прироста капитала от бизнес-реорганизации, а также обеспечение прав государств-членов в области налогообложения.
(3) Одной из целей Директивы 90/434/ЕЕС является устранение препятствий функционирования внутреннего рынка, к которым также относится двойное налогообложение. В той степени, в которой это не достигнуто посредством урегулирования положениями названной Директивы, государства-члены должны предпринять необходимые меры для достижения такой цели.
(4) Опыт, приобретенный вследствие применения Директивы 90/434/ЕЕС в январе 1992 г., продемонстрировал различные пути совершенствования Директивы, а также то, каким образом позитивный эффект применения общих правил, принятых в 1990 г., может быть расширен.
(5) 8 октября 2001 г. Совет принял Регламент (ЕС) N 2157/2001 "О Статуте европейской компании (SE)" [4] и Директиву 2001/86/EC, дополняющую Статут европейской компании в отношении найма служащих [5]. Подобным образом 22 июля 2003 г. Совет принял Регламент (EC) N 1435/2003 "О Статуте европейского кооперативного общества (SCE)" [6] и Директиву 2003/72/EC, дополняющую Статут европейского кооперативного общества в отношении найма служащих [7]. Одной из самых важных характеристик названных актов является возможность для SE и SCE производить перенос их соответствующее зарегистрированных офисов из одного государства-члена в другое без процедур прекращения деятельности и ликвидации.
(6) Перенос зарегистрированного офиса является одним из способов осуществления свободы учреждения, предусмотренной статьями 43 и 48 Договора. В результате такого переноса не происходит перевода никаких активов, а участники не извлекают (не получают) никакого дохода, прибыли или прироста капитала. Решению компании о реорганизации ее деятельности (бизнеса) посредством переноса ее зарегистрированного офиса не должны быть созданы препятствия налоговыми нормами, носящими дискриминационный характер, или ограничениями, невыгодными положениями или искажениями, происходящими из национального налогового законодательства, которое противоречит праву Сообщества. Перенос зарегистрированного офиса SE или SCE из одного государства-члена в другое может не всегда влечь для SE или SCE прекращение резидентства в первом государстве-члене. Налоговое резидентство SE или SCE продолжает определяться национальным законодательством и налоговыми соглашениями.
(7) Перенос зарегистрированного офиса компании или событие, связанное с таким переносом, что может привести к изменению налогового резидентства, могут повлечь возникновение оснований для налогообложения в государстве-члене, из которого офис был перенесен. Возникновение оснований для налогообложения может иметь место также в случае, когда перенос зарегистрированного офиса или событие, связанное с таким переносом, не влекут изменение налогового резидентства. В целях урегулирования данного вопроса (настолько, насколько это относится к SE и SCE), в Директиву 90/434/ЕЕС было введено некоторое количество новых норм. В случае, когда после переноса зарегистрированного офиса активы SE или SCE остаются эффективно связанными с постоянным представительством, принадлежащим SE или SCE и находящимся в государстве-члене, из которого был перенесен зарегистрированный офис, такое постоянное представительство должно пользоваться льготами, аналогичными предусмотренным статьями 4, 5 и 6 Директивы 90/434/ЕЕС. Названные статьи содержат положения о налоговом освобождении и оговорки по применению, а также положения о переносе (зачете) убытков. Кроме того, в соответствии с принципами Договора в случае переноса зарегистрированного офиса налогообложение участников должно исключаться. Принимая во внимание обязательство государств-членов из Договора о принятии всех необходимых мер для устранения двойного налогообложения, на данном этапе отсутствует необходимость в установлении общих правил определения налогового резидентства SE и SCE.
(8) Директива 90/434/ЕС не распространяется на убытки постоянного представительства в другом государстве-члене, признанные в государстве-члене резидентства SE или SCE. В частности, когда зарегистрированный офис SE или SCE перенесен в другое государство-член, такой перенос не препятствует бывшему государству-члену резидентства восстановить убытки постоянного представительства в надлежащее время.
(9) Директивой 90/434/ЕС не урегулирован вид разделения, когда компания, передающая направления деятельности, не прекращает свою деятельность, для чего действие статьи 4 Директивы должно быть распространено на такие случаи.
(10) Статья 3 Директивы 90/434/ЕС определяет компании, подпадающие под сферу ее применения, а Приложение к ней перечисляет организационно-правовые формы компаний, к которым Директива применяется. Однако определенные формы компаний не приводятся в названном Приложении, несмотря на то, что они являются налоговыми резидентами в государстве-члене, а также подлежат там обложению корпорационным налогом. В свете приобретенного опыта это представляется неоправданным пробелом, для целей устранения которого сфера применения Директивы должна быть распространена на организации (юридические лица), которые могут вести трансграничную деятельность в Сообществе и которые соответствуют определенным требованиям.
(11) Поскольку SE является акционерной компанией (открытого типа, публичной), а SCE является кооперативным обществом и они схожи по своей природе с иными организационно-правовыми формами компаний, на которые уже распространяется действие Директивы 90/434/EC, то и SE, и SCE должны быть включены в перечень, установленный в Приложении к Директиве 90/434/EC.
(12) Иные новые компании, включенные в перечень Приложения к настоящей Директиве, являются корпоративными налогоплательщиками в их государствах - членах резидентства, однако не все из них признаются (считаются) фискально-транспарентными (фискально-прозрачными) другими государствами-членами. Для того чтобы преимущества Директивы 90/434/EC являлись эффективными, государства-члены, рассматривающие нерезидентных корпоративных налогоплательщиков в качестве фискально-транспарентных, должны применять такие преимущества Директивы к ним. Однако, учитывая разницу налогообложения между государствами-членами таких определенных корпоративных налогоплательщиков, государства-члены должны иметь возможность по собственному выбору не применять соответствующие положения Директивы в случае налогообложения прямых или косвенных участников таких налогоплательщиков.
(13) В случае, когда участники компаний, вовлеченные в сделки, урегулированные Директивой 90/434/EC, рассматриваются как фискально-транспарентные, лица, имеющие интерес в участнике, не подлежат налогообложению в случае реструктуризации сделок.
(14) Существуют некоторые сомнения в отношении применения Директивы 90/434/EC к преобразованию направлений (деятельности) в дочерние компании. При проведении таких операций активы, связанные с постоянным представительством и составляющие "направление деятельности", как это определено в статье 2 (i) Директивы 90/434/EC, передаются вновь создаваемой компании, которая будет являться дочерней компанией передающей компании, и здесь должна быть внесена ясность, что такая сделка, являясь передачей активов от компании государства-члена постоянного представительства, находящегося в другом государстве-члене, компании последнего государства-члена, регулируется названной Директивой.
(15) Действующим определением "обмен акциями" в статье 2 (d) Директивы 90/434/EC не установлено, включает ли данное понятие последующее приобретение после получения простого большинства, дающего право голоса. Не является необыкновенным для уставов компаний и правил для голосований, чтобы они были составлены таким образом, чтобы требовалось последующее приобретение перед тем, как приобретатель сможет получить полный контроль над поглощаемой компанией. Для этого в определение "обмен акциями" должны быть внесены изменения для установления, что данное понятие включает в себя все такие виды последующих приобретений.
(16) В случае слияний и разделений получающая компания может извлекать доход от разницы стоимости между полученными активами и пассивами и от акций, которыми она может владеть в передающей компании и которые аннулируются после проведения таких операций. Статья 7 Директивы 90/434/EC предусматривает освобождение такого прироста капитала, поскольку такая прибыль может быть попросту получена в форме распределенной прибыли от передающей компании, что подлежало бы освобождению в соответствии с Директивой Совета 90/435/EC от 23 июля 1990 г. "Об общей системе налогообложения, применимой к материнским и дочерним компаниям разных государств-членов" [8]. Цели обеих (как Директивы 90/434/EC, так и Директивы 90/435/EC) совпадают по определенным основаниям, однако их предъявляемые требования (к налогоплательщикам) не одинаковы. Для этого Директива 90/434/EC должна быть изменена для приведения ее требований в соответствие с требованиями Директивы 90/435/EC и принятия во внимание более низкого порога участия (владения акциями, долями), установленного названной Директивой.
(17) Учитывая расширение предмета регулирования Директивы 90/434/EC, включающего частичное разделение и перенос зарегистрированного офиса SE или SCE, сфера применения положений, относящихся к противодействию избежанию налогообложения и уклонению от налогообложения, должна быть изменена соответственно.
(18) В этих целях в Директиву 90/434/EC должны быть внесены соответствующие изменения,
Принял настоящую Директиву:
Совершено в Брюсселе, 17 февраля 2005 г.
За Совет |
J.-C. Junker |
_____________________________
[1] Заключение, направленное 10 марта 2004 г. (не опубликовано в Официальном журнале - OJ).
[2] OJ. No C 110. 30.04.2004. C. 30.
[3] OJ. No L 225. 20.08.1990. C. 1; Директива с последними изменениями, внесенными Актом о присоединении 2003 г.
[4] OJ. No L 294. 10.11.2001. C. 1; Регламент с последними изменениями, внесенными Решением Совместного комитета ЕЕП (Единого европейского пространства) N 885/2004 (OJ. No L 168. 01.05.2004. C. 1).
[5] OJ. No L 294. 10.11.2001. C. 22.
[6] OJ. No L 207. 18.08.2003. C. 1; Регламент с последними изменениями, внесенными Решением Совместного комитета ЕЕП N 15/2004 (OJ. No L 116. 22.04.2004. C. 68).
[7] OJ. No L 207. 18.08.2003. C. 25.
[8] OJ. No L 225. 20.08.1990. C. 6; Директива с последними изменениями, внесенными Директивой 2003/123/EC (OJ. No L 7. 13.01.2004. Р. 41).
[9] OJ. No L 294. 10.11.2001. C. 1; Регламент с последними изменениями, внесенными Решением Совместного комитета ЕЕП N 885/2004 (OJ. No L 168. 01.05.2004. C. 1).
[10] OJ. No L 207. 18.08.2003. C. 1; Регламент с последними изменениями, внесенными Решением Совместного комитета ЕЕП N 15/2004 (OJ. No L 116. 22.04.2004. C. 68).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Совета Европейского Союза 2005/19/ЕС от 17 февраля 2005 г., вносящая изменения в Директиву 90/434/EEC 1990 г. "Об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний разных государств-членов"
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Текст Директивы опубликован в Сборнике "Налоговое право Европейского союза: действующие директивы ЕС в сфере прямого налогообложения - European Union Tax Law: EC Directives on direct taxation in force" / А.С. Захаров. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - 144 с.
Директивой Совета Европейского Союза 2009/133/ЕС от 19 октября 2009 г. об общей системе налогообложения, применимой к слияниям, разделениям, частичным разделениям компаний, передаче активов и обмену акциями в отношении компаний различных государств-членов ЕС, а также в отношении переноса зарегистрированного офиса европейской компании (SE) и европейского корпоративного общества (SCE) между государствами-членами ЕС настоящая Директива отменена