Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
N 2000/76/ЕС от 4 декабря 2000 г.
о сжигании отходов*(1)
Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/75/ЕС от 24 ноября 2010 г. настоящая Директива отменена с 7 января 2014 г.
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Опираясь на Договор, учреждающий Европейское сообщество, и в частности его статью 175 (1),
Основываясь на предложении Комиссии*(2),
Принимая во внимание заключение Экономического и социального комитета*(3),
Принимая во внимание заключение Комитета регионов*(4),
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 189с Договора в свете совместного текста, одобренного Согласительным комитетом 23 мая 2000 г.*(5),
Поскольку:
(1) Пятая программа действий в области окружающей среды: "В направлении устойчивости" - Программа политики и действий Европейского сообщества по окружающей среде и устойчивому развитию, дополненная Решением N 2179/98/ЕС по ее пересмотру*(6), устанавливает задачи, в соответствии с которыми критическое содержание и уровень таких некоторых загрязнителей, как оксид азота (NOx), диоксид серы (SОx), тяжелые металлы и диоксины не должны превышаться, в отношении качества воздуха задачей является обязанность обеспечить всех людей эффективной защитой от рисков для здоровья, связанных с загрязнением воздуха. Эта Программа устанавливает в качестве задачи на перспективу снижение на 90% выбросов диоксинов из определяемых источников к 2005 г. (уровень 1985 г.) и снижения как минимум на 70% содержания кадмия (Cd), меркурия (Hg) и свинца (Pb) в выбросах по сравнению с 1995 г.
(2) Протокол об устойчивых органических загрязнителях к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, подписанный Сообществом в рамках Экономической Комиссии ООН для Европы (UNECE), закладывает юридически обязательные пределы выбросов диоксинов и фуранов в 0,1 мг/м; ЭТ (эквивалент токсичности) для установок, сжигающих более 3 тонн бытовых отходов в час, 0,5 мг/м; ЭТ для установок, сжигающих более 1 тонн медицинских отходов в час, 0,2 мг/м; ЭТ для установок, сжигающих более 1 тонн опасных отходов в час.
(3) Протокол о тяжелых металлах к Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, подписанный в рамках Экономической Комиссии ООН для Европы (UNECE), закладывает юридически обязательные пределы выбросов загрязнителей в 10 мг/м3 для сжигания опасных и медицинских отходов и для выбросов меркурия, 0,05 мг/м3 для сжигания опасных отходов и 0,08 мг/м3 для сжигания бытовых отходов.
(4) Международное агентство по исследованию рака и Всемирная Организация Здравоохранения определили, что некоторые полицикличные ароматические гидрокарбоны (ПАГ) являются канцерогенными. В этой связи государства-члены могут установить пределы выбросов для ПАГ наряду с другими загрязнителями.
(5) В соответствии с принципами субсидиарности и пропорциональности, закрепленными в статье 5 Договора, необходимо предпринимать действия на уровне Сообщества. Принцип предосторожности предоставляет основу для будущих действий. Настоящая Директива ограничивается сама по себе минимальными требованиями для объектов сжигания и совместного сжигания.
(6) Вместе с тем, статья 174 предусматривает, что политика Сообщества в области окружающей среды содействует защите здоровья людей.
(7) Кроме того, высокий уровень защиты окружающей среды и защиты здоровья людей требует введения и сохранения строгих условий для деятельности, технических требований и пределов выбросов для объектов сжигания и совместного сжигания отходов в рамках Сообщества. Установленные пределы выбросов должны предупреждать или ограничивать, насколько это применимо, негативное воздействие окружающую среду и риски для здоровья людей, связанные с этим.
(8) Сообщение Комиссии о пересмотре Стратегии Сообщества по управлению отходами подчеркивает приоритетность предупреждения отходов, путем повторного использования и восстановления, а в конечном итоге устранения отходов; Совет в своей Резолюции от 24 февраля 1997 г. о Стратегии Сообщества по управлению отходами*(7) повторил свое намерение сделать предупреждение отходов приоритетной задачей для рациональной политики в области отходов в отношении минимизации производства отходов и опасных веществ в отходах.
(9) В своей Резолюции от 24 февраля 1997 г. Совет также подчеркнул важность критериев Сообщества, касающихся использования отходов, необходимость соответствующих стандартов выбросов, применяемых к объектам сжигания, необходимость мониторинга мероприятий, предпринятых существующими объектами сжигания, а также необходимость для Комиссии решить вопрос об изменении законодательства Сообщества в отношении сжигания отходов при восстановлении энергии в целях избежания распространения на большие расстояния отходов, которые предназначены для сжигания и совместного сжигания в Сообществе.
(10) необходимо установить строгие правила для всех видов объектов сжигания или совместного сжигания в целях избежания трансграничного перемещения к объектам, которые предлагают меньшую стоимость затрат, используя менее строгие экологические стандарты.
(11) Сообщение Комиссии "Энергия для будущего: возобновляемые источники энергии" / Белый документ для стратегии и плана действий Сообщества заостряет внимание в частности на использовании биомассы в энергетических целях.
(12) Директива Совета 96/61/ЕС*(8) закладывает комплексный подход к предупреждению загрязнения и контролю, при котором все аспекты экологической деятельности установок. Установки для сжигания бытовых отходов с мощностью, превышающей 3 тонны в час, и установки для устранения или восстановления опасных отходов с мощностью более 10 тонн в день включаются в сферу применения указанной Директивы.
(13) В соответствии с пределами выбросов, установленными в настоящей Директиве, необходимо учитывать, как не самое важное, но обязательное требование, условие о соблюдении требований Директивы 96/61/ЕС. Такое соблюдение может включать более строгие пределы выбросов для загрязнителей, чем предусмотрены настоящей Директивой, пределы выбросов для веществ и другие средние значения, а также иные соответствующие условия.
(14) Промышленный опыт имплементации технологий по снижению загрязняющих выбросов объектами сжигания приобретается в течение десяти лет.
(15) Директивы Совета 89/369/ЕЭС*(9) и 89/429/ЕЭС*(10) о предупреждении и снижении загрязнения воздуха от объектов сжигания бытовых отходов обеспечивают снижение и контроль выбросов в атмосферу от объектов сжигания. Более строгие правила должны быть введены в настоящее время, а эти директивы соответственно необходимо отменить.
(16) Различие между опасными и неопасными отходами принципиально основывается на характеристиках отходов до сжигания или совместного сжигания, но не на различиях в выбросах. Те же пределы выбросов должны применяться к сжиганию и совместному сжиганию опасных и неопасных отходов, но применяться должны разные технологии и условия сжигания или совместного сжигания и различные мероприятия по мониторингу после поступления отходов.
(17) Государства-члены должны принимать во внимание Директиву Совета 1999/30/ЕС от 22 апреля 1999 г. относительно пределов концентрации диоксида серы, азота и оксида азота, и в отдельных случаях свинца в атмосферном воздухе*(11), в процессе имплементации настоящей Директивы.
(18) Сжигание опасных отходов с содержанием более 1% галогенных органических веществ, выраженных в качестве хлорки, должно соответствовать некоторым условиям деятельности в целях уничтожения по возможности большинства таких органических веществ, как диоксины.
(19) Сжигание отходов, которые содержат хлорку, создает остатки выпускаемого газа. Такой осадок должен быть обработан таким образом, чтобы минимизировать его вредоносность и концентрацию.
(20) Необходимо создать основу для возможных специальных исключений для пределов выбросов для некоторых загрязнителей в течение определенного срока и в соответствии с определенными условиями.
(21) Критерии для определенной сжигаемой порции неопасных отходов, не предназначенных для переработки, должны быть развиты в целях выдачи разрешений на снижение частоты периодических измерений.
(22) Единый текст о сжигании отходов будет содействовать правовой ясности и применимости. Должна быть создана единая директива о сжигании и о совместном сжигании опасных и неопасных отходов, полностью принимая во внимание вещества и структуру Директивы Совета 94/67/ЕС от 16 декабря 1994 г. о сжигании опасных отходов*(12). В связи с чем, Директива 94/67/ЕС должна быть также отменена.
(23) Статья 4 Директивы 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах*(13) обязывает государства-члены предпринимать необходимые меры для обеспечения того, чтобы отходы восстанавливались и устранялись без причинения вреда человеческому здоровью и ущерба окружающей среде. С этой целью, статьи 9 и 10 этой Директивы предусматривают, что любой объект или предприятие, обрабатывающее отходы, должны обладать разрешением, выданным соответствующими компетентными органами, inter alia, в целях предосторожности.
(24) Требования для восстановления генерируемого тепла посредством сжигания или совместного сжигания, а также для минимизации и переработки осадков, образуемых в результате деятельности объектов сжигания или совместного сжигания, содействуют решению задач относительно иерархии отходов, установленных в статье 3 Директивы 75/442/ЕЭС.
(25) Объекты сжигания или совместного сжигания, обрабатывающие только отходы животного происхождения, регулируются Директивой 90/667/ЕЭС*(14) и исключаются из сферы действия настоящей Директивы. Комиссия рассмотрит вопрос о пересмотре требований Директивы 90/67/ЕЭС с целью обеспечения высоких экологических стандартов для сжигания и совместного сжигания отходов животного происхождения.
(26) Разрешение для объектов сжигания или совместного сжигания также должны соответствовать всем применяемым требованиям, установленным в директивах 91/271/ЕЭС*(15), 96/62/ЕС*(16), 76/464/ЕЭС*(17), а также 1999/31/ЕС*(18).
(27) Объекты сжигания или совместного сжигания, не предназначенные напрямую для сжигания отходов не должны получать разрешения на выбросы сильно загрязняющих веществ в той части объема выхлопных газов, производимых в результате такого совместного сжигания, которые были разрешены для соответствующего типа сжигающих объектов, и должны быть предметом соответствующих ограничений.
(28) Измерительная техника, соответствующая высоким стандартам, требуется в целях наблюдения за выбросами, которые обеспечивают данные о соответствии пределам выбросов для загрязнителей.
(29) Введение пределов выбросов при сбросе отходов в воду из очистительных устройств для выхлопных газов, появляющихся в результате деятельности объектов сжигания и совместного сжигания ограничат перенос загрязнителей из воздуха в воду.
(30) Необходимо закрепить положения для случаев, когда пределы выбросов превышаются, а равно, для технически неизбежных остановок, неполадок или ошибок очистительных устройств или измерительных устройств.
(31) В целях обеспечить прозрачность процесса разрешения повсеместно в Сообществе общественность должна получить доступ к информации с точки зрения вовлечения в процесс принятия решений при рассмотрении следующих заявлений на получение новых разрешений и их дальнейшего продления. Общественность должна иметь доступ к докладам о функционировании и наблюдении за объектами, сжигающими более, чем три тонны в час в целях получить информацию об их потенциальном воздействии на окружающую среду и человеческое здоровье.
(32) Комиссия должна представлять доклад, как Европейскому парламенту, так и Совету, основанный на опыте применения настоящей Директивы, полученных новых научных знаниях, развитии технологического состояния, прогрессе, достигнутом в технологиях контроля выбросов, а также опыте, полученном в процессе управления отходами и деятельности объектов и развитии экологических требований, с целью внести соответствующие предложения по адаптации соответствующих положений настоящей Директивы.
(33) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, принимаются в соответствии с Решением Совета 1999/468/ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающем процедуры исполнения имплементационных полномочий, делегированных Комиссии*(19).
(34) Государства-члены должны ввести правила относительно санкций, применяемых за нарушения положений настоящей Директивы и обеспечения их имплементации; эти санкции должны носить эффективный, пропорциональный и воспитательный характер,
приняли настоящую Директиву:
Совершено в Брюсселе 4 декабря 2000 г.
За Европейский парламент |
За Совет |
_____________________________
*(1) Перевод Калиниченко П.А.
*(2) OЖ N C 13, 17.1.1998, с. 6 и OЖ C 372, 2.12.1998, с. 11.
*(3) OЖ N C 116, 28.4.1999, с. 40.
*(4) OЖ C 198, 14.7.1999, с. 37.
*(5) Заключение Европейского парламента от 14 апреля 1999 г. (ОЖ С 219, 30.7.1999, с. 249), Общая позиция Совета от 25 ноября 1999 г. (ОЖ С 25, 28.1.2000, с. 17) и Решение Европейского парламента от 15 марта 2000 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале), Решение Совета от 20 ноября 2000 г. и Решение Европейского парламента от 16 ноября 2000 г.
*(6) OЖ C 138, 17.5.1993, с. 1 и OЖ L 275, 10.10.1998, с. 1.
*(7) OЖ C 76, 11.3.1997, с. 1.
*(8) OЖ L 257, 10.10.1996, с. 26.
*(9) OЖ L 163, 14.6.1989, с. 32. Директива последний раз изменялась Актом о присоединении 1994 г.
*(10) OЖ L 203, 15.7.1989, с. 50. Директива последний раз изменялась Актом о присоединении 1994 г.
*(11) OЖ L 163, 29.6.1999, с. 41.
*(12) OЖ L 365, 31.12.1994, с. 34.
*(13) OЖ L 194, 25.7.1975, с. 39. Директива последний раз изменялась Решением Комиссии 350/96/EC (OЖ L 135, 6.6.1996, с. 32).
*(14) Директива Совета 90/667/ЕЭС от 27 ноября 1990 г., устанавливающая ветеринарные правила по устранению или переработке отходов животного происхождения, по их допуску на рынок и по защите от вредных веществ в кормах, животного и рыбного происхождения и изменении Директивы 90/425/EЭC (OЖ L 363, 27.12.1990, с. 51). Директива последний раз изменялась Актом о присоединении 1994 г.
*(15) Директива Совета 91/271/EЭC от 21 мая 1991 г. относительно сброса городских сточных вод (OЖ L 135, 30.5.1991, с. 40). Директива была изменена Директивой 98/15/EC (OЖ L 67, 7.3.1998, с. 29).
*(16) Директива Совета 96/62/EC от 27 сентября 1996 г. об оценке и управлении состоянием и качеством атмосферного воздуха (OЖ L 296, 21.11.1996, с. 55).
*(17) Директива Совета 76/464/EЭC от 4 мая 1976 г. о загрязнении, причиняемом некоторыми опасными веществами, выбрасываемыми в акватическую среду Сообщества (OЖ L 129, 18.5.1976, с. 23). Директива последний раз изменялась Актом о присоединении 1994 г.
*(18) Директива 1999/31/EC от 26 апреля 1999 г. полигонах захоронения отходов (OЖ L 182, 16.7.1999, с. 1).
*(19) OЖ L 184, 17.7.1999, с. 23.
*(20) OЖ N L 377, 31.12.1991, с. 20.
*(21) OЖ N L 194, 25.7.1975, С. 23. Директива последний раз изменялась Директивой 91/692/EЭC.
*(22) Директива Совета 93/12/EЭC от 23 марта 1993 г. относительно содержания серы в некоторых видах жидкого топлива (OЖ N L 74, 27.3.1993, p. 81). Директива последний раз изменялась Директивой 1999/32/EC (OЖ L 121,11.5.1999, с. 13).
*(23) Решение Комиссии 94/3/EC от 20 Декабря 1993 г., утверждающее перечень отходов а соответствии со статьей 1a Директивы Совета 75/442/EЭC об отходах (OЖ L 5, 7.1.1994, с. 15).
*(24) OЖ L 30, 6.2.1993, с. 1. Регламент последний раз изменялся Регламентом Комиссии (EC) N 2408/98 (OЖ L 298, 7.11.1998, с. 19).
*(25) Директива Совета 90/313/EЭC от 7 июня 1990 г. о свободе доступа к информации относительно окружающей среды (OЖ L 158, 23.6.1990, с. 56). Директива последний раз изменялась Актом о присоединении 1994 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза N 2000/76/ЕС от 4 декабря 2000 г. о сжигании отходов
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод - к.ю.н., доцент Калиниченко П.А.
Текст Директивы официально опубликован не был
Директивой Европейского парламента и Совета Европейского Союза 2010/75/ЕС от 24 ноября 2010 г. настоящая Директива отменена с 7 января 2014 г.