Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза
N 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г.
об отходах электрического и электронного оборудования
Европейский парламент и Совет Европейского Союза,
Опираясь на Договор, учреждающий Европейское сообщество, и, в частности, его статью 175 (1),
Основываясь на предложении Комиссии*(1),
Принимая во внимание Заключение Экономического и социального комитета*(2),
Принимая во внимание заключение Комитета регионов*(3),
Действуя в соответствии с процедурой, предусмотренной в статье 251 Договора, в свете совместного текста, одобренного Согласительным комитетом 8 ноября 2002 г.*(4)
Поскольку:
(1) Целями экологической политики Сообщества являются, в частности, сохранение, защита и повышение качества окружающей среды, защита здоровья людей, а также рациональное использование природных ресурсов. Эта политика базируется на принципе предосторожности и принципах превентивных действий, устранения экологического ущерба путем, в первую очередь, устранения источника ущерба и принципа "загрязнитель-платит".
(2) Программа политики и действий Сообщества в области окружающей среды и устойчивого развития (Пятая программа действий по окружающей среде)*(5) констатирует, что достижение устойчивого развития призывает к значительным изменениям в современной системе развития, производства, потребления и поведения, а равно защиты, inter alia, сокращению нерационального использования природных ресурсов и предотвращению загрязнения. В свете применения принципов предупреждения, восстановления и безопасного устранения отходов Программа упоминает отходы электрического и электронного оборудования (ОЭЭО) как одно из приоритетных сфер регулирования.
(3) Сообщение Комиссии от 30 июля 1996 г. относительно пересмотра стратегии Сообщества по управлению отходами устанавливает, что в случае, когда невозможно избежать производства отходов, они должны использоваться повторно или преобразованы в материал или энергию.
(4) Резолюция Совета от 24 января 1997 г. о стратегии Сообщества по управлению отходами*(6) настоятельно рекомендует стимулировать восстановления отходов с точки зрения сокращения количества отходов для восстановления и сохранения природных ресурсов, в частности, путем повторного использования, переработки, перегноя и получения энергии из отходов, а также признает, что выбор инструментов в каждом конкретном случае должен принимать во внимание воздействие на окружающую среду и экономику, а равно учитывая сделанный научный и технологический прогресс и дальнейшее развитие анализа жизненного цикла, повторное использование и восстановление материалов должны рассматриваться в качестве приоритетов, если и поскольку они являются наилучшими инструментами для этого. Совет также призывает Комиссии развивать, насколько это возможно, соответствующие последующие проекты по приоритетным направлениям программы обращения с отходами, включая ОЭЭО.
(5) Европейский парламент в своей Резолюции от 14 ноября 1996 г.*(7) запросил у Комиссии представить предложения по директивам относительно нескольких приоритетных направлений обращения с отходами, включая, электрические и электронные отходы, которые основаны на принципе ответственности производителя. Европейский парламент в той же резолюции запросил у Совета и Комиссии внести дальнейшие предложения по сокращению количества отходов.
(6) Директива Совета 75/442/ЕЭС от 15 июля 1975 г. об отходах*(8) предусматривает, что специальные правила по конкретным примерам или дополнения к Директиве 75/442/ЕЭС по управлению конкретными категориями отходов могут быть установлены отдельными директивами.
(7) Объем ОЭЭО, вырабатываемых в Сообществе, быстро растет. Содержание опасных веществ в электрическом и электронном оборудовании (ОЭЭО) является важным фактором в течение фазы управления отходами, и переработка ОЭЭО не производится в значительной степени.
(8) Цели совершенствования управления ОЭЭО не могут быть эффективно достигнуты государствами-членами по отдельности. В частности, различия в применении принципа ответственности производителя может привести к существенным затруднениям и финансовой нагрузке для экономических операторов. Наличие различных национальных политик по управлению ОЭЭО создает препятствия для эффективности политики переработки. По этой причине ее существенные критерии должны быть установлены на уровне Сообщества.
(9) Положения настоящей Директивы должны применяться к продукции и производителям независимо от техники продажи, включая дистанционную и электронную торговлю. В этой связи, обязательства продавцов и дистрибьюторов при дистанционной и электронной торговле должны, насколько это возможно, принимать ту же форму и действовать в том же ключе, чтобы избежать иного распределение каналов в целях переноса бремени расходов по выполнению положений настоящей Директивы относительно ОЭЭО при продаже оборудования путем дистанционной и электронной торговли.
(10) Настоящая Директивы регулирует любое электрическое и электронное оборудование, используемое потребителями, и электрическое и электронное оборудование, предназначенное для профессионального использования. Настоящая Директива должна применяться без ущерба для положений законодательства Сообщества, устанавливающего требования безопасности и охраны здоровья, защищающего всех субъектов, контактирующих с ОЭЭО, а также специального законодательства Сообщества по управлению отходами, в частности, Директивы Совета 91/157/ЕЭС от 18 марта 1991 г. о батареях и аккумуляторах, содержащих некоторые опасные вещества*(9).
(11) Директиву 91/157/ЕЕС необходимо пересмотреть, насколько возможно быстрее, в частности в свете настоящей Директивы.
(12) Учреждение, на основе настоящей Директивы, ответственности производителя является одним из способов стимулирования моделирования и производства электрического и электронного оборудования, полностью учитывающего и облегчающего его ремонт, возможную модернизацию, повторное использование, разборку и переработку.
(13) В целях обеспечения безопасности и здоровья персонала дистрибьюторов, вовлеченных в процесс переноски и непосредственного контакта с ОЭЭО, государства-члены должны, в соответствии с национальным законодательством и законодательством Сообщества в сфере безопасности и охраны здоровья, определить условия, при которых дистрибьютор может отказаться от такой переноски.
(14) Государства-члены должны способствовать моделированию и производству электрического и электронного оборудования, учитывающего и облегчающего разборку и восстановление, в частности, повторное использование и переработку ОЭЭО, компонентов и материалов использованного оборудования. Производитель не должен препятствовать посредством специфических характеристик дизайна или производственных процессов повторному использованию ОЭЭО, за исключением случаев, когда эти специфические характеристики дизайна или производственные процессы являются передовыми достижениями, например, в отношении охраны окружающей среды и/или требований безопасности.
(15) Раздельный сбор отходов является предварительным условием обеспечения специального режима обращения и переработки ОЭЭО и является необходимым для достижения избранного уровня в Сообществе защиты здоровья людей и окружающей среды. Потребители должны активно участвовать в целях успешного проведения раздельного сбора отходов и должны быть стимулированы к возврату ОЭЭО. С этой целью соответствующие пункты должны быть открыты для возвращения ОЭЭО, включая публичные пункты сбора, где жители должны иметь возможность возвращать отходы по крайней мере бесплатно.
(16) В целях достижения необходимого уровня защиты и гармонизированных экологических задач Сообщества, государства-члены должны принять соответствующие меры по минимизации устранения ОЭЭО, как несортированных муниципальных отходов и достичь высокого уровня раздельного сбора ОЭЭО. С целью гарантировать то, что государства-члены стремятся к установлению эффективных систем сбора, они должно отвечать цели достижения высокого уровня сбора ОЭЭО от частных владельцев.
(17) Специальный режим для ОЭЭО является безальтернативным для предотвращения появления загрязнителей в переработанных материалах или в потоках отходов. Такой режим является наиболее эффективным способом обеспечения соответствия избранному в Сообществе уровню защиты окружающей среды. Любые учреждения или предприятия, осуществляющие переработку и деятельность по обращению с отходами должны соответствовать минимальным стандартам по предотвращению негативного экологического воздействия, связанного с режимом обращения ОЭЭО. Необходимо использовать наилучший из доступных режимов обращения, восстановления и переработки при условии, что они обеспечивают здоровье людей и высокий уровень защиты окружающей среды. Наилучший из доступных режимов обращения, восстановления и переработки может в дальнейшем быть определен в соответствии с процедурами Директивы 96/61/ЕС.
(18) Если необходимо, приоритет должен отдаваться повторному использованию ОЭЭО, и его компонентов, агрегатов и расходных материалов. Если повторное использование нежелательно, все раздельно собранное ОЭЭО должно отправляться на восстановление, в ходе которой должен достигаться высокий уровень переработки и восстановления. В дополнение, производители должны быть простимулированы к использованию переработанных материалов в новом оборудовании.
(19) Основные принципы в отношении финансирования управления ОЭЭО должны быть заложены на уровне Сообщества и системы финансирования должны способствовать высокому уровню сбора отходов, а равно имплементации принципа ответственности производителя.
(20) Пользователи электрического и электронного оборудования, находящегося в частном владении, должны иметь, по крайней мере, возможность бесплатного возврата ОЭЭО. Производители в этой связи должны финансировать сбор на пунктах приема, а также обращение, восстановление и устранение ОЭЭО. С целью придать максимальный эффект концепции ответственности производителя, каждый производитель должен быть ответственным за финансирование управления отходами от своей собственной продукции. Производитель должен иметь возможность выбора выполнения своих обязательств индивидуально или присоединившись к коллективной схеме. Каждый производитель должен при выпуске продукции на рынок предоставить финансовые гарантии для оплаты мер по предупреждению в рамках управления ОЭЭО от ничейной продукции, которые возлагаются на общество или более ранних производителей. Ответственность за финансирования процесса управления исторических отходов должна быть разделена между всеми существующими производителями с помощью коллективных финансовых схем, по которым все производители, действующие на рынке, вносят свой пропорциональный вклад в необходимые затраты. Коллективные финансовые схемы не должны иметь исключений и приводить к уменьшению объемов производителей, импортеров, а также новых участников рынка. На переходный период производителю должно быть разрешено указать потребителям стоимость сбора на добровольной основе при продаже новой продукции, а также стоимость обращения и утилизации отходов прошлых периодов. Производители, дающие такие данные, должны гарантировать, что эта стоимость не превышает реально произведенных затрат.
(21) Информирование пользователей о требовании не выбрасывать ОЭЭО вместе с неотсортированными локальными отходами, необходимости раздельного сбора ОЭЭО, а также о системах сбора и их роли в управлении ОЭЭО является обязательной для успешного сбора ОЭЭО. Такая информация наносится путем маркировки электрического и электронного оборудования, которая может повторяться на контейнерах для мусора или аналогичных средствах сбора локальных отходов.
(22) Информация по идентификации компонентов и материалов, предоставляемая производителем, является важной для облегчения управления отходами, в частности, управления ОЭЭО.
(23) Государства-члены должны обеспечить, чтобы инфраструктура инспекций и мониторинга была приспособлена к соответствующей имплементации настоящей Директивы, учитывая, inter alia, Рекомендацию Европейского парламента и Совета 2001/331/ЕС от 4 апреля 2001 г., предусматривающую минимальные критерии для экологических инспекций в государствах-членах*(10).
(24) Информация о весе или, если это невозможно, о количестве частей электрического и электронного оборудования, выпущенного на рынок Сообщества и об уровне сбора, повторного использования (включая, насколько возможно, повторное использование целого оборудования), восстановления/переработки и экспорта ОЭЭО, собранных в соответствии с настоящей Директивой, являются необходимыми для обозрения фактического достижения целей настоящей Директивы.
(25) Государства-члены могут выбрать способ имплементации некоторых положений настоящей Директивы посредством соглашений между компетентными органами и заинтересованными секторами экономики обеспечивая, что затрагиваются конкретные обязательства.
(26) Адаптация к научному и техническому прогрессу некоторых положений Директивы, списка продукции, попадающей в различные категории, предусмотренные в Приложении I A, выборочного режима обращения с материалами и компонентами ОЭЭО, технических требования в отношении хранения и обращению с ОЭЭО, а также символов маркировки ЭЭО должна быть произведена Комиссией в соответствии с процедурой комитета.
(27) Меры, необходимые для имплементации настоящей Директивы, должны быть приняты в соответствии с Решением Совета 1999/468/ЕС от 28 июня 1999 г., устанавливающим процедуры осуществления полномочий, делегированных Комиссии*(11).
Принял настоящую Директиву:
Совершено в Брюсселе 27 января 2003 года
За Европейский парламент |
За Совета |
_____________________________
*(1) OЖ C 365 E, 19.12.2000, с. 184 и OЖ С 240 E, 28.08.2001, с. 298.
*(2) OЖ C 116, 20.4.2001, с. 38.
*(3) OЖ C 148, 18.05.2001, с. 1
*(4) Заключение Европейского парламента от 15 мая 2001 г. (ОЖ С 34 E, 07.02.2002, с. 115), Общая позиция Совета от 4 декабря 2001 г. (ОЖ С 110 E, 07.05.2002, с. 12) и Решение Европейского парламента от 10 апреля 2001 г. (еще не опубликовано в Официальном журнале). Решение Европейского парламента от 18 декабря 2002 г. и Решение Совета от 16 декабря 2002 г.
*(5) OЖ C 138, 17.05.1993, с. 5.
*(6) OЖ C 76, 11.03.1997, с. 1.
*(7) OЖ С 362, 11.03.1997, с. 1.
*(8) OЖ L 194, 25.07.1975, с. 47. Последний раз измененная Решением Комиссии 96/350/ЕС (OЖ L 135, 06.06.1996, с. 32).
*(9) OЖ L 78, 26.03.1991, с. 38. Последний раз Директива изменялась Директивой Комиссии 98/101/ЕС (OЖ L 1, 05.01.1999, с. 1).
*(10) OЖ L 118, 27.04.2001, с. 41.
*(11) OЖ L 184, 17.07.1999, с. 23.
*(12) OЖ L 144, 04.06.1997, с. 19. Директива последний раз изменялась Директивой 2002/65/ЕС (OЖ L 271, 09.10.2002, с. 16).
*(13) OЖ 196, 16.08.1967, с. 1. Последний раз Директива изменялась Директивой Комиссии 2001/59/ЕС (OЖ L225, 21.08.2001, с. 1).
*(14) OЖ L 200, 30.07.1999, с. 1. Последний раз Директива изменялась Директивой Комиссии 2001/60/ЕС (OЖ L 226,22.08.2001, с. 5).
*(15) OЖ L 30, 06.02.1993, с. 1. Регламент последний раз изменялся Регламентом Комиссии (ЕС) N 2557/2001 (OЖ L 349, 31.12.2001, с. 1).
*(16) OЖ L 166, 01.07.1999, с. 6. Регламент последний раз изменялся Регламентом Комиссии (ЕС) N2243/2001 (OЖ L 303, 20.11.2001, с. 11).
*(17) OЖ L 185, 17.07.1999, с. 1. Регламент последний раз изменялся Регламентом Комиссии (ЕС) N2243/2001.
*(18) OЖ L 114, 24.04.2001, с. 1.
*(19) OЖ L 377, 31.12.1991, с. 48.
*(20) OЖ L 243, 24.09.1996, с. 31.
*(21) OЖ L 343, 13.12.1997, с. 19.
*(22) OЖ L 159, 29.06.1996, с. 1.
*(23) OЖ L 244, 29.09.2000, с. 1. Последний раз Регламент изменялся Регламентом (ЕС) N 2039/2000 (OЖ L 244, 29.09.2000, с. 26).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Директива Европейского парламента и Совета Европейского Союза N 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г. об отходах электрического и электронного оборудования
Директива адресована государствам-членам Европейского Союза. Российская Федерация членом ЕС не является
Перевод - к.ю.н., доцент Калиниченко П.А.
Текст Директивы официально опубликован не был